УДК 372 ББК Ч51.3.1
ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Л. Ф. Султанова, Р. Н. Валиев
Башкирская академия государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан,
Уфа, Россия
Рассмотрены принципы государственного регулирования в сфере физической культуры и спорта. Предлагается классификация принципов государственного регулирования в сфере физической культуры и спорта.
Ключевые слова: принципы, государственное регулирование, физическая культура и спорт.
Актуальность. События в сфере спорта и физической культуры в последнее время оказывают значительное влияние на общественные, социальные, экономические и политические процессы. Государственное регулирование физической культуры и спорта должно основываться на определённых принципах, направленных на обеспечение реализации эффективной государственной политики в сфере спорта и физической культуры.
Цель и задачи: изучение принципов государственной политики в сфере физической культуры и спорта; выработка предложений, направленных на формулировку и законодательное закрепление принципов государственной политики в сфере физической культуры и спорта.
Материалы и методы исследования. Материалом для исследования служат положения нормативно-правовых актов российского законодательства, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере физической культуры и спорта, научные труды отдельных исследователей. Методами исследования являются анализ научной литературы, норм российского права и законодательства зарубежных стран, прогнозирование [1—5].
Результаты исследования и их обсуждение. Принципы государственной политики в области физической культуры и спорта находят своё объективное выражение в правовой форме, и поэтому приобретают юридический характер и выступают в качестве официальных ориентиров для соответствующих субъектов правоотношений в отраслях российского права.
Принцип — категория научная, поскольку устанавливается в результате значительной аналитической работы по выявлению сущностных явлений и связей в области спорта. В то же время отдельно выделяется принцип управления, который по своей сути есть категория субъективная, так как фор-
мируется людьми. Поэтому вполне естественно возрастают требования к квалификации тех, кто определяет эти принципы законодательно для последующего закрепления в нормативных актах.
Принципы, как основные идеи государственного управления, обязательно должны быть закреплены в законодательных актах государства. Только в этом случае их возможно перевести из области научных определений в плоскость практической реализации. Это особенно важно в период, когда уже сложились все основные государственные институты в Российской Федерации, созданы необходимые условия для стабилизации системы управления физической культурой и спортом, её функционирования в современных условиях. Нельзя не обратить внимание на воспитательное воздействие принципов государственной политики в области физической культуры и спорта относительно должностных лиц органов государственного управления, самих спортсменов, их тренеров и всех других сотрудников спортивных организаций и объединений. Следуя предписаниям правовых норм, руководствуясь требованиями правил поведения, указанные лица таким образом уясняют смысл этих требований и предписаний и, соответственно, усваивают заложенные в законодательстве принципы государственной политики в области спорта до уровня своих личных убеждений.
Необходимо отметить, что определение сущности и классификации принципов — проблема весьма сложная. В Конституции РФ закреплено право граждан на охрану здоровья (ст. 41 п. 1), на благоприятную для жизни и здоровья граждан окружающую среду (ст. 42) и др. [1]. Данные конституционные нормы получили развитие в действующем законодательстве. Отраслевые принципы должны отражать качественные особенности спорта как
52
Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2017. Т. 2, 4
объекта управления, воссоздавать структуру закономерностей его развития в обществе.
Общедоступность спорта — принцип, вытекающий из социальной природы Российской Федерации. Спорт является достоянием всего общества, а потому должен быть доступен каждому человеку. В соответствии с данным принципом должны быть обеспечены равные возможности всем слоям населения заниматься физической культурой и спортом. Такая практика вполне согласуется с зарубежным опытом организации спорта и его правового обеспечения. В связи с этим возрастает значение правового воспитания спортсменов, тренеров, должностных лиц органов управления и других специалистов спортивных организаций и объединений. В области физической культуры и спорта проявляют себя принципы различного уровня (масштаба) действия, а потому они неоднозначны по своему месту и роли в системе управления отраслью.
Данное обстоятельство оказывает непосредственное влияние на классификацию принципов. Прежде всего следует назвать принципы, действие которых распространяется на всю сферу государственного управления. Их основополагающее значение для всего общества и государства переводит их в ранг конституционных (основных), в связи с чем они закреплены в Основном законе государства.
Также необходимо уделить внимание вопросу закрепления принципа информационного обеспечения государственного регулирования физической культуры и спорта. Для этого следует проанализировать источники информации о состоянии физической культуры и спорта на мировом уровне, позволяющие отслеживать тенденции их развития в различных странах мира, интернет-сайты, которые выкладывают статистику о количественных и качественных характеристиках состояния физической культуры и спорта в конкретной стране и позволяют разрабатывать и анализировать сценарии развития, строить прогнозы развития физической культуры и спорта в различных странах мира, в том числе и в странах третьего мира.
Информация является важным фактором повышения уровня развития физической культуры и спорта и составляющим элементом рыночной инфраструктуры. С развитием общества, науки и техники всё больше людей вовлекаются в сферу спорта и физической культуры. Процессы обработки, хранения и предоставления информации
о развитии спорта и физической культуры приобретают существенную роль. Обеспечение доступа к информационным ресурсам органов власти посредством сети Интернет позволяет обеспечить большую степень стабильности и эффективности государственного управления в сфере физической культуры и спорта и снизить уровень коррупции во властных структурах, обеспечивающих развитие спорта и физической культуры.
Информационное обеспечение является крайне важным элементом мониторинга состояния развития физической культуры и спорта в Российской Федерации. Благодаря тому, что существуют как государственные, так и независимые аналитические структуры, можно проводить широкий научный анализ различных аспектов, связанных с развитием физической культуры и спорта: политических связей, социально-политической ситуации, демографических факторов и т. п.
Получение оперативной информации о состоянии физической культуры и спорта в государстве даёт картину (образ) того, какие процессы происходят с молодёжью, населением, обществом и государством. Чем лучше база данных, тем точнее на её основе можно делать выводы о проблемах физической культуры и спорта и принимать взвешенные управленческие решения.
Грамотный анализ базы данных помогает учёным в построении моделей, прогнозов, в разработке рекомендаций. Моделирование процессов развития физической культуры и спорта выявляет роль её основных факторов, ограничений и угроз. Представленные модели показывают, как изменение социальной политики влияет на развитие физической культуры и спорта.
Принцип оздоровительной направленности физической культуры и спорта обеспечивается системой мер, включающей рациональное использование спортивных помещений и территорий, правильную эксплуатацию спортивного инвентаря и оборудования, содержание мест для занятий спортом согласно санитарно-гигиеническим нормам и правилам, основным организационно-профилактическими мерам обеспечения безопасности и снижения травматизма при осуществлении учебно-тренировочного процесса спортивных соревнований и т. д.
Ответственность граждан за сохранение и укрепление здоровья своего и окружающих лиц возведена в ранг принципа государственной политики охраны здоровья граждан.
Л. Ф. Султанова, Р. Н. Валиев
Всестороннее развитие личности в спорте — принцип, выражающий требование о необходимости обеспечения в процессе учебно-тренировочных занятий всестороннего и гармоничного развития человека, взаимосвязи всех сторон воспитания (умственного, физического, нравственного и т. д.). Заслуживает внимания официальная трактовка данного принципа в законе Франции от 16 июля 1984 г. № 84-610 (ст. 1): физкультурная и спортивная деятельность составляет важный фактор гармонического развития, здоровья и расцвета каждого члена общества; она является основным элементом воспитания, культуры и общественной жизни [4].
Выводы. Основными принципами государственной политики являются принципы общедоступности спорта, оздоровительной направленности физической культуры и спорта, государственной политики охраны здоровья граждан.
Нормы-принципы, регулирующие отношения в сфере физической культуры и спорта, содержатся в Конституции РФ; иные правовые нормы находят своё отражение в отдельных федеральных законах и подзаконных актах. Это даёт основание классифицировать принципы государственной политики
Поступила в редакцию 1 июня 2017 г.
в сфере физической культуры и спорта на основные (конституционные) и отраслевые. Вместе с этим считаем целесообразным предложить предусмотреть в законодательстве Российской Федерации ряд норм, регулирующих отношения в сфере физической культуры и спорта, устанавливающих принципы всестороннего развития личности в спорте и принципа информационного обеспечения государственного регулирования физической культуры и спорта.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.).
2. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ (ред. от 17 апреля 2017 г.) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
3. Братановский, С. Н. Государство, право и спорт (теоретико-правовое исследование) : монография / С. Н. Братановский, И. Б. Воробьёв. — М. : РИОР, 2013. — 229 с.
4. Зульфугарзаде, Т. Э. Правовые основы физической культуры и спорта : учеб. пособие / Т. Э. Зульфугарзаде. — М. : Инфра-М, 2017. — 140 с.
5. Закон Украины от 24 декабря 1993 г. «О физической культуре и спорте».
Для цитирования: Султанова, Л. Ф. Принципы государственного регулирования в сфере физической культуры и спорта / Л. Ф. Султанова, Р. Н. Валиев // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2017. — Т. 2, № 4. — С. 52-55.
Сведения об авторах
Султанова Лилия Файласовна — доцент, Башкирская академия государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан. Уфа, Россия. [email protected]
Валиев Рустам Наилевич — магистрант, Башкирская академия государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан. Уфа, Россия. [email protected]
PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION
2017, vol. 2, no. 4, pp. 52-55.
The Principles of State Regulation in the Sphere of Physical Culture and Sports L. F. Sultanova1, R. N. Valiev2
Bashkir Academy of State Service and Management under the President of the Republic of Bashkortostan, Ufa, Russia
[email protected], [email protected]
The principles of state regulation in the sphere of physical culture and sports. Classification of principles of state regulation in the sphere of physical culture and sports.
Keywords: principles, state regulation, physical culture and sport.
54
Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2017. Т. 2, N№ 4
References
1. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii (prinyata vsenarodnym golosovanrnem 12 decabya 1993 goda) [The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote 12 December, 1993]. (In Russ.).
2. Federal'nyy zakon ot 4 dekabya 2007 № 329-FZ «O fizicheskoy kul'ture i sporte v Rossiyskoy Federatsii» [Federal law dated December 4, 2007 no. 329-®3. (In Russ.).
3. Bratanovskiy S.N., Vorob'yov I.B. Gosudarstvo, pravo i sport (teoretiko-pravovoye issledovaniye) [The State, Law and Sport (Theoretical and Legal Research): monograph]. Moscow, 2013. 229 p. (In Russ.).
4. Zul'fugarzade T.E. Pravovyye osnovy fizicheskoy kul 'tury i sporta [Legal Foundations of Physical Culture and Sport]. Moscow, 2017. 140 p. (In Russ.).
5. Zakon Ukrainy ot 24 dekabrya 1993 g. «O fizicheskoy kul'ture i sporte» [The Law of Ukraine of December 24, 1993 "On Physical Culture and Sports"]. (In Russ.).