УДК 343.1
DOI 10.24411/2409-3203-2020-12426
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКИХ
ПОСЕЛЕНИЙ
Бородин Игорь Анатольевич
старший преподаватель кафедры судебных экспертиз ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ Россия, г. Красноярск
Аннотация: В данной статье рассматривается правовая характеристика реализации полномочий сельскими поселениями. Органы местного самоуправления (сельские поселения) наделены большим объемом полномочий, как предусмотренных законодательством о местном самоуправлении, так и переданными полномочиями органами государственной власти Российской Федерации, и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В нормативно-правовых актах о местном самоуправлении очень много правовых пробелов. Данные правовые пробелы, не позволяют сельским поселениям в полном объеме исполнять полномочия.
Ключевые слова: Полномочия сельских поселений, переданные сельским поселениям полномочия Российской Федерации, переданные полномочия сельским поселениям полномочия субъектов Российской Федерации, сельские поселения, главы сельских поселений, представительные органы сельских поселений, прокурорский надзор за сельскими поселениями, государственный контроль за работой сельских поселений.
PROBLEMS OF LEGAL REGULATION ACTIVITIES OF RURAL SETTLEMENTS
Borodin Igor Anatolyevich
senior lecturer Krasnoyarsk state agrarian university Russia, Krasnoyarsk
Abstract: This article discusses the legal characteristics of the implementation of powers by rural settlements. Local authorities (rural settlement) is endowed with a large amount of authority, as provided for by the legislation on local self-government and the transferred powers by public authorities of the Russian Federation and bodies of state power of subjects of the Russian Federation. there are a lot of legal gaps in the legal acts on local self-government. These legal gaps do not allow rural settlements to fully exercise their powers.
Keywords: Powers of rural settlements transferred to rural settlements powers of the russian federation transferred to rural settlements powers of subjects.
Полномочия сельских поселений подразделяются на три вида: 1. Полномочия сельских поселений, закрепленные в законодательстве о местном самоуправлении. 2. Полномочия, переданные сельским поселениям органами государственной власти Российской Федерации. 3. Полномочия, переданные органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении на территории России существуют следующие формы местного самоуправления: 1. Городские округа, 2. Муниципальный район, 3. Городские и сельские поселения.
Сельские поселения форма местного самоуправления, которая самая близкая к населению. В данной статье будут проанализированы полномочия сельских поселений.
130
Рассмотрим ряд полномочий в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (ред. 09.11.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», наиболее значимые с моей точки зрения [ 1, 1].
Сельские поселения наделены определенным объемом полномочий, перечень которых предусмотрен законодательством о местном самоуправлении. К числу указанных полномочий относятся нижеперечисленные полномочия.
В то же время, при реализации указанных полномочий органы самоуправления сталкиваются с целым рядом нерешенных проблем, которые нуждаются в более детальном рассмотрении.
Сельские поселения обязаны выполнять следующие полномочия:
- Составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения. Бюджет сельского поселения в абсолютно большинстве случаев состоит из дотаций, субсидий, субвенций вышестоящего бюджета. В составе бюджета большинства сельских поселений эти формы финансовой поддержки составляют, как правило до 70 процентов бюджета.
Правовая база финансовой поддержки бюджетов сельских поселений стимулирует глав сельских поселений не увеличивать собственную доходную часть, а пассивно ждать вышеуказанные формы финансовой поддержки. Для устранения данного «паразитического» настроения глав поселений необходимо внести изменения в региональные законы субъектов Российской Федерации о бюджетном устройстве и бюджетном процессе. Например: Закон Красноярского края «О бюджетном устройстве, бюджетном процессе в Красноярском крае» [2, 1]. Законодатель должен заложить принцип для глав сельских поселений больше пополнил бюджет больше получи форм финансовой поддержки вышестоящего бюджета (например: бюджета Красноярского края).
- Организация в границах поселения электро-,тепло-, газо-, и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Сельским поселениям необходимо надлежащее электроснабжение, в том числе освещение общественных мест. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации об энергоснабжении заявитель, в том числе глава сельского поселения, обязан прежде чем заключить договор на энергоснабжение получить технические условия на присоединения. Однако данные технические условия на присоединения не бесплатные и у сельских поселений нет в бюджете для этого денежных средств. Необходимо в Федеральный закон «Об энергоснабжении» внести дополнения в которых указать, что за все документы, направленные на подключение к действующей системе энергоснабжения муниципальные образования поселения, освобождаются от оплаты. Огромной проблемой для сельских поселений является организация теплоснабжения в населенных пунктах сельского поселения. Очень часто сельские поселения принимают котельные с 90 процентом износа и более после прохождения процедуры банкротства градообразующего предприятия. В соответствии с действующим Федеральным законом «О банкротстве» конкурсный управляющий не обязан оформлять объект недвижимого имущества жилищно-коммунальный комплекс, а может передать данный объект на основании документов, например технических паспортов должника, сельскому поселению. Сельское поселение не имеет право отказаться от принятия данного объекта, так как он является социально-значимым объектом. Приняв данный объект глава сельского поселения вынужден срочно осуществлять созыв представительного органа сельского поселения и находить в дотационном бюджете денежные средства, необходимые для организации работоспособности объекта жилищно-коммунального комплекса. Для надлежащего исполнения данного полномочия необходимо внести дополнения к Федеральному закону «О банкротстве» обязав конкурсного управляющего за счет конкурсной массы произвести
ремонт объекта жилищно-коммунального комплекса, постановку на кадастровый учет и регистрацию права собственности должника на данный объект недвижимого имущества и последующую регистрацию перехода прав сельскому поселению. Огромной проблемой для сельских поселений является организация надлежащего водоснабжения в населенных пунктах сельских поселений. Водоснабжение сельских поселений осуществляется или централизованно с помощью единой системы водоснабжения или не централизованно. При централизованной системе водоснабжения очень важным вопросам является вопрос надлежащего содержания водопроводных колонок. В бюджетах сельских поселений как правило денежных средств нет на содержание водопроводов и водопроводных колонок. По данному вопросу очень часто в средствах массовой информации проходить сюжеты. Население набирает воду, из колонки которой юридически нет. Данные системы жилищно-коммунального комплекса сельские поселения очень часто противозаконно не принимают в муниципальную собственность, так как не на что содержать. С моей точки зрения необходимо внести дополнения в Федеральный закон «О местном самоуправлении в Российской Федерации» обязав глав сельских поселений при отсутствии денежных средств на содержание водопроводной сети проводить сбор денежных средств с помощью проведения процедуры самообложения граждан [3, 5].
- Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселка и обеспечения безопасности дорожного движения. Дороги большинства сельских поселений на федеральном кадастровом учете не значатся, так как в бюджет сельских поселений денежных средств для данных целей нет. Для решения данной проблемы необходимо в федеральное законодательство о федеральном дорожном фонде внести дополнение об обязательном выделении денежных средств на постановку на кадастровый учет дорог сельских поселений. Огромной проблемой для сельских поселений является организация безопасности дорожного движения. Для надлежащего выполнения данного полномочия сельское поселение обязано подготовить документацию на организацию дорожного движения. Однако компетентных лиц, которые могли бы подготовить данную документацию в сельских поселения нет. Главы сельских поселений вынуждены искать денежные средства для того чтобы подрядные организации могли подготовить данную документацию. Подразделения дорожного надзора ГИБДД постоянно направляют на глав сельских поселений предписания о надлежащей организации данной работы. Однако главы поселений не организационно и финансово не способны в полном объеме выполнить данные полномочия. С моей точки зрения необходимо данные полномочия необходимо передать органам МВД России, изменив редакцию пункта 5 статьи 14 Федерального закона «О местном самоуправлении».
- Создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах населенных пунктов. Большой проблемой сельских поселений является создание условий для предоставления транспортных услуг так как, как правило собственного автобусного парка у сельских поселений нет, а размещать муниципальный заказ у органов местного самоуправления нет необходимых денежных средств. Для надлежащего выполнения данных полномочий с моей точки зрения необходимо или создавать муниципальные унитарные автотранспортные предприятия или передавать данные полномочия муниципальному образованию район. На основании вышеизложенного предлагаю внести изменения в статью 14 вышеуказанного федерального закона исключив данное полномочия из числа полномочий сельских поселений с передачей данных полномочий муниципальному району.
- Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Сельские поселения при исполнении данных полномочий сталкиваются со следующими вопросами не полное финансирование программ субъекта Российской Федерации, направленных на приобретение первичных средств пожаротушения. Для исполнения данных полномочий с моей точки зрения необходимо дополнить статью 14
вышеуказанного федерального закона указаниями на что глава субъекта Российской Федерации обязан ежегодно подготавливать программы об обеспечении сельских поселений первичными средствами пожаротушения или заложить денежные средства в программу на реализацию вышеуказанных мероприятий [4, 15].
- Создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания. При исполнение данного полномочия сельскими поселениями возникают следующие сложности. Для организации общественного питания необходимо чтобы субъекты предпринимательства были заинтересованы в данном виде предпринимательства, а сельские жители имели экономическую возможность посещать точки общественного питания. В настоящее время предпринимательство, в сельских поселениях, связанное с общественным питанием не всегда выгодно. С моей точки зрения общественное питание для сельских поселений не очень экономически выгодно и данное полномочие желательно отменить. Организация торговли полномочие очень выгодное в сельских поселениях. Для реализации данного полномочия необходимо чтобы в каждом сельском поселении были правила торговли. В данных правилах должны быть четко прописаны все торговые места, начало и окончание торговли и другие важнейшие условия торговли. Бытовое обслуживание очень востребованные услуги в сельских поселениях. Необходимо чтобы в каждом сельском поселении были правила бытового обслуживания населения.
На основании вышеизложенного считаю необходимым внести вышеуказанные дополнения в законодательство о местном самоуправлении для совершенствования правовой базы деятельности сельских поселений.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. 09.11.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации / СПС Консультант Плюс;
2. 2.Закон Красноярского края от 18.12.2008 г. «О бюджетном процессе в Красноярском крае» /СПС Консультант Плюс;
3. 3.Постатейный комментарий к ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ под ред. А.Г. Бибичева|/ СПС Консультант Плюс;
4. Борисов АН. Комментарий к ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ (ред. 09.11.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации / СПС Консультант Плюс.