Научная статья на тему 'Проблемы практической реализации конституционного права на равенство граждан в современных условиях'

Проблемы практической реализации конституционного права на равенство граждан в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
201
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / МОНОПОЛИЗМ / ТЕНДЕР / КОНКУРС / ПРОКУРАТУРА / РОССИЯ / РАВЕНСТВО / ПРАВА / СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шошин С. В.

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы практической реализации конституционного права на равенство граждан в современных условиях»

режим стал гораздо мягче, но все же основывался на однолинейном директивном правлении»43.

Примечания

1 Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. М., 2001. С. 260.

2 Краснов М. Правовое государство: десятилетняя эволюция российской государственности // Московский центр Карнеги. 2001. Июль. С. 3.

3 Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Исторические типы государства и права. М., 1971. С. 418.

4 См.: Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. 6-е изд., перераб. и доп. М., 1991. С. 355.

5 См.: Антология мировой политической мысли: В 5 т. Т. 4. Политическая мысль в России: Вторая половина XIX -XX вв. / Нац. обществ.-науч. фонд Академии полит. науки; Рук. проекта Г.Ю. Семигин и др. М., 1997. С. 784.

6 Пашуканис Е.Б. Общая теория права и марксизм. М., 1929. С. 85.

7 Антология мировой политической мысли. Т. 4. С. 787.

8 Пашуканис Е.Б. Пролетарское государство и построение бесклассового общества. М., 1932. С. 18.

9 Антология мировой политической мысли. Т. 4. С. 796.

10 Луппол И.К. Ленин как теоретик пролетарского государства. Л., 1924. С. 14.

11 Там же. С. 11.

12 См.: АлександровГ.Ф. О советской демократии // Большевик. 1946. № 22. С. 17 - 35.

13 См.: Антология мировой политической мысли. Т. 4. С. 819.

14 Там же.

15 См.: Юридический энциклопедический словарь. М., 1984. С. 69, 272.

16 Политология на российском фоне. М.,1993. С. 336.

17 См.: Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. С. 355.

18 Краснов М. Указ. соч. С. 3-4.

19 Материалы XIX Всесоюзной конференции Коммунистической партии Советского Союза. М., 1988. С. 122.

20 Краснов М. Указ. соч. С. 3-4.

21 Материалы ХХУШ съезда КПСС. М., 1990. С. 131132.

22 См.: Ржевский В.А., Овсепян Ж.И. Конституционные основы социалистического правового государства // Правоведение. 1990. № 1. С. 3.

23 См.:МальцевГ.В. Право и власть: к реформе политико-правовой сферы советского общества // Правоведение. 1988. № 6.

24 См.: Явич Л. С. О соотношении права и государства, развитии и реализации идеи правового социалистического государства // Правоведение. 1988. № 6.

25 См.: Ржевский В.А., Овсепян Ж.И. Указ. соч. С. 3-12.

26 См.: Явич Л.С. Указ. соч. С. 20, 21.

27 Там же. С. 23.

28 Ржевский В.А., Овсепян Ж.И. Указ. соч. С. 4.

29 Политология на российском фоне. С. 408.

30 Алексеев С. С. Правовое государство - судьба социализма. М., 1988. С. 49.

31 См.: Правда. 1989. 7 июня. С. 4.

32 Ржевский В.А., Овсепян Ж.И. Указ. соч. С. 4.

33 Там же.

34 Мальцев Г.В. Указ. соч. С. 11.

35 Там же. С. 12.

36 См.: Явич Л.С. Указ. соч. С. 26.

37 См.: Ржевский В.А., Овсепян Ж.И. Указ. соч. С. 4.

38 Там же. С. 4-5.

39 Ленин В.И. Полн. Собр. соч. 5-е изд. Т. 33. С. 99.

40 См.: Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. С. 355.

41 Краснов М. Указ. соч. С. 3.

42 См.: Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. С. 356.

43 Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 2000. С. 56, 57.

удк 342.0

ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА РАВЕНСТВО ГРАЖДАН В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

с.В. Шошин

Саратовский государственный университет,

кафедра уголовного, уголовно-исполнительного права и криминологии

E-mail: serguei88452590095@rambler. ru

государство гарантирует равенство прав и свобод человека. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Ключевые слова: образование, монополизм, тендер, конкурс, прокуратура, россия, равенство, права, справедливость.

The Problems of Practical Implementation of the Constitutional Right to Equality in Contemporary Russian Realities

s.V. shoshin

The State guarantees the equality of rights and freedoms. Any re-

© С.В. Шошин, 2009

Известия Саратовского университета. 2009. Т. 9. Сер. Экономика. Управление. Право, вып. 1

strictions of the rights of citizens on social, racial, ethnic, linguistic or religious affiliation.

Key words: education, monopolism, tender, competition, prosecutor, Russia, equality, rights, justice.

Из содержания ч. 2 ст. 15 Конституции РФ следует, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы1.

В ч. 2 ст. 19 Конституции РФ указано, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В этой же норме Основного Закона РФ установлено, что запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности2.

При всей кажущейся на первый взгляд определенности данной ситуации в реальности правоприменительной практики в ряде регионов Российской Федерации с осуществлением указанного выше равенства не все обстоит так просто и однозначно. Особого внимания в процессе анализа подобной практики достойны действия должностных лиц отдельных провинциальных правоохранительных органов. Например, согласно информации, размещенной на официальном сайте прокуратуры Костромской области, целевая подготовка специалистов для органов прокуратуры осуществляется в образовательных институтах Генеральной прокуратуры Российской Федерации3. Данные образовательные институты созданы по решению Правительства Российской Федерации в составе Саратовской государственной академии права, Уральской государственной юридической академии и Санкт-Петербургского юридического института Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Перечисленные учебные заведения являются государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования со сроком обучения 5 лет. Оплата за подготовку специалистов производится Генеральной прокуратурой Российской Федерации из выделенных на эти цели средств федерального бюджета.

Ежегодно Генеральной прокуратурой Российской Федерации для прокуратуры Костромской области выделяется до 14 целевых мест в институтах прокуратуры, после чего всем городским, районным и специализированным прокурорам Костромской области направляется информационное письмо и рекомендации для организации работы по отбору кандидатов в абитуриенты.

Кандидаты, изъявившие желание поступать в институты, обращаются к городским, районным и

специализированным прокурорам по месту своего жительства и постоянной регистрации.

Организация качественного отбора абитуриентов для поступления в эти учебные заведения возложена на руководителя органов прокуратуры. На учебу отбираются граждане Российской Федерации, имеющие склонность к прокурорско-следственной деятельности, способные по состоянию здоровья заниматься этой работой, прошедшие обязательное психологическое тестирование на профессиональную пригодность.

Прокурор города (района) проводит личную беседу с кандидатом и выясняет мотивы, побудившие его к поступлению на учебу и объясняющие выбор будущей профессии. Также прокурор изучает представленные кандидатом личные сведения, документ об образовании (справка об успеваемости, если образование не закончено). Прокурор исследует трудовую книжку, характеристику с места работы (службы, учебы). Кроме того, требуется предъявление паспорта. Необходимы медицинские справки о состоянии здоровья. Указанная медицинская документация должна быть предоставлена, в том числе из психоневрологического и наркологического учреждений. В ходе личного общения и изучения представленных документов составляется объективная характеристика поступающего в целях предоставления городским (районным) прокурором рекомендации кандидату для получения направления в Институт прокуратуры. Рекомендация вместе с документами установленного для высших учебных заведений образца направляются прокурорами в прокуратуру Костромской области. Здесь кандидаты в абитуриенты проходят психологическое обследование (тестирование), целью которого является определение степени их соответствия требованиям прокурорско-следственной специальности.

Кандидатам в абитуриенты, прошедшим тестирование с положительным результатом, имеющим хорошие и отличные оценки и соответствующие характеристики, выдается направление за подписью прокурора Костромской области для допуска к вступительным экзаменам в институты прокуратуры.

Вместе с направлением прокурора области кандидат подает в приемную комиссию институтов заявление по установленной форме, аттестат о среднем образовании, документ об отношении к военной службе, медицинские справки, фотографии, документы, дающие право на льготы, установленные законодательством Российской Федерации.

Вступительные экзамены проводятся по установленным приемными комиссиями правилам, в установленные сроки.

Зачисление абитуриентов производится по результатам вступительных экзаменов в порядке конкурсного отбора.

С абитуриентами, успешно сдавшими вступительные экзамены и зачисленными в инсти-

туты прокуратуры, заключаются трехсторонние договоры о подготовке специалистов и их трудоустройстве в органы прокуратуры Костромской области.

После окончания институтов, при наличии вакантных мест, выпускники трудоустраиваются в городских, районных и специализированных прокуратурах Костромской области, где в соответствии с договором обязаны отработать не менее 5 лет.

При увольнении из органов прокуратуры до истечения 5-летнего срока, за исключением увольнения по уважительным причинам (по состоянию здоровья, организационно-штатным мероприятиям, в связи с призывом на военную службу, увольнение женщины, имеющей ребенка до 8 лет), лица полностью возмещают затраты на их обучение4.

В результате складывается парадоксальная ситуация. В РФ имеется огромный избыток специалистов-юристов, способных по своим деловым и образовательным качествам работать, в частности, в органах прокуратуры. Однако ежегодно значительное количество абитуриентов зачисляется в число студентов указанных выше учебных заведений, в том числе и за счет бюджетных средств. Подобная ситуация вполне могла быть допустимой и характерной в период строительства коммунизма. Сегодня, принимая во внимание стремление руководства РФ к рыночной экономике, имеет смысл учесть при решении вопросов подготовки специалистов-юристов также и требования антимонопольного законодательства.

Доступ к возможности выполнения общественно значимых работ на территории Российской Федерации, как представляется, должен быть по возможности равным для всех хозяйствующих субъектов5. Разумная конкуренция будет способствовать установлению обоснованной цены (стоимости) работы по предоставлению образовательных услуг в сфере высшего образования. Это вполне целесообразно отнести не только к юридическому образованию, осуществляемому для подготовки кадров для органов прокуратуры, но и ко многим другим видам образования. Следует внедрять тендеры (конкурсы) по распределению контрактов на оказание таких образовательных услуг. Особое значение это обстоятельство имеет после провозглашения на территории РФ необходимости активного способствования развитию бизнеса, в том числе малого. По сути, в действующем законодательстве складывается административный запрет на участие в анализируемой образовательной деятельности любых иных участников, кроме тех, которые были перечислены выше. При этом даже государственные образовательные учреждения высшего образования, имеющие столь давнюю историю своего успешного развития и функционирования, как Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, не допускаются к участию в данной деятельности.

Хотя юридический факультет СГУ имеет все установленные в действующем законодательстве надлежащие документы на право осуществления образовательной деятельности в сфере высшего юридического образования. Говорить о других, менее авторитетных участниках образовательного процесса в плане обеспечения их доступа к деятельности по оказанию образовательных услуг при подготовке кадров для органов прокуратуры, в настоящее время представляется несколько преждевременным. Фактически указанная ситуация является проявлением неестественного монополизма в РФ. Справедливость подобного положения вещей для иных участников рынка образовательных услуг в России представляется весьма сомнительной. Особенно актуально сложность рассматриваемого вопроса проявляется при расходовании государственных бюджетных средств. Целый сегмент рынка образовательных услуг оказался подверженным действиям по разделу. Произошло ограничение доступа некоторых участников рынка образовательных услуг в этот сегмент вплоть до полной невозможности оказания таковыми другими участниками экономической деятельности, не являющимися формально носителями статуса «уполномоченных» для этого. В результате содержание текста ст. 178 УК РФ «Недопущение, ограничение или устранение конкуренции» применительно к анализируемой проблематике остается воспринимать исключительно как пожелание студентам, изучающим юриспруденцию, ознакомиться в полном объеме с содержанием курса российского уголовного права.

Примечательным является и отсутствие в Федеральном законе «О естественных монополиях» не только какого-либо упоминания о подобном аспекте деятельности образовательных учреждений, но и вовсе об оказании каких-либо образовательных услуг6.

Из этого можно сделать вывод, что признаваемая государством как допустимая монополистическая деятельность некоторых субъектов образовательной деятельности в сфере высшего юридического образования ни при каких обстоятельствах не расценивается. Для изменения подобной ситуации предлагается внести законодательную инициативу об изменении, в частности, действующего Федерального закона «О естественных монополиях». Рассматриваемый случай деятельности некоторых субъектов образовательной деятельности в сфере высшего юридического образования мог бы быть, при наличии к тому желания законодателя, отнесен к легальному проявлению естественного монополизма. Вместе с тем подобное изменение действующего законодательства представляется крайне нелогичным и не соответствующим стремлению России к рыночной экономике. В ином случае надлежит соответствующим образом скорректировать иные законодательные акты, допустив разумную и за-

Известия Саратовского университета. 2009. Т. 9. Сер. Экономика. Управление. Право, вып. 1

конную конкуренцию в сфере образовательной деятельности в сфере высшего образования.

Схема распределения подрядов на оказание образовательных услуг значительно повысит степень прозрачности распределения финансов. Примеры использования тендеров в российской действительности уже успели зарекомендовать себя как прогрессивные элементы развития общества и государства. В частности, закупка различных товаров для нужд государственных органов, а также выполнение услуг, поставщики (исполнители) которых были определены посредством тендеров (конкурсов), а ход и результаты нашли отражение в изданиях средств массовой информации и сети Интернет, несколько снизили возможность нецелевого использования денежных средств, выделенных на указанные цели. Достаточно характерным примером подобной деятельности является существующий во Всемирной сети Интернет официальный сайт Российской Федерации, содержащий информацию о размещении заказов7. Примечательно, что на указанном сайте имеется множество объявлений, сделанных в том числе и прокуратурой Костромской области, например, о закупках квартир, автомашин, печатной продукции и т.д. По своей стоимости указанные заказы, как правило, сопоставимы со стоимостью обучения 1-2-3 (или - чуть более) студентов в высшем учебном заведении.

Данные указанного сайта наглядно показывают, что многие государственные структуры, в том числе и правоохранительные органы субъектов Российской Федерации, активно включились в процесс размещения в сети Интернет сведений о закупках и заказах для своих нужд.

С другой стороны, в процессе поиска путей выхода из анализируемой ситуации, сложившейся в РФ, следует обратить внимание на опыт, накопленный по данному вопросу в соседнем Китае.

В Китае ориентация на построение коммунистического общества успешно соседствует с активным поступательным реформированием экономики, образования и политики. Такое неожиданное соседство весьма показательно. Сохраняя социалистическую направленность в идеологии и руководящую роль коммунистической партии, централизованную экономику, в рыночных реформах в образовании Китай уже давно опередил Российскую Федерацию. Все высшее образование в КНР исключительно платное. Как минимум в год каждый студент должен заплатить сумму, эквивалентную не менее чем 500 долларам США. Встречается и максимальная сумма оплаты за получение высшего образования, эквивалентная 600-700 долларам США. В ряде случаев Китайское государство предоставляет кредит. Указанный кредит более 90 % получателей должны будут впоследствии вернуть. В том случае, когда за обучение конкретного студента производится оплата местной властью или предприятием, такие студенты могут не возвращать

на вполне законных основаниях данный кредит. Общее число подобных лиц, не вносящих полной оплаты за получение ими высшего китайского образования, достигает 5-7 %. Китайские университеты, принимая во внимание способности бедных, но одаренных студентов, помогают им из своих фондов. Плательщиком за оказание подобных образовательных услуг выступает непосредственно определенный университет, но такая ситуация является исключением из общих установленных правил.

Здесь следует иметь в виду, что средняя заработная плата сельской учительницы в КНР составляет эквивалент 20-3 0 долларам США. Исходя из этого сумма оплаты за высшее образование является не просто значительной для многих граждан Китая. Такая сумма может быть ими собрана только посредством обращения за финансовой помощью. Однако и собранная сумма оплаты высшего образования не покрывает в полном объеме всех затрат на данную услугу. Около 75% таких расходов дополнительно осуществляет Китайское государство. Это наглядно свидетельствует о степени внимания органов власти и управления КНР к вопросам надлежащей организации финансирования высшего образования.

В КНР многие хотели бы получить высшее образование, но не имеют такой возможности. Из 20 миллионов выпускников китайских школ, ежегодно оканчивающих школу, только 2 миллиона поступают в высшие учебные заведения. Конкурс в вузы в среднем 10 человек на место. В престижные китайские учебные заведения конкурс может доходить до 30 человек на место.

С 1 января 1999 г. вступил в силу новый Закон КНР «О высшем образовании». Данный закон был принят на сентябрьском заседании 1998 г. Постоянного Комитета Всекитайского Совета Народных Представителей. В соответствии с этим законом 70% из 2200 китайских вузов находятся в компетенции Министерства образования КНР, а остальные являются ведомственными8.

Принимая во внимание значительную численность населения Китайской Народной Республики, а также степень развития национальной экономики, власти данного государства пришли к выводу о том, что в полной мере бесплатное высшее образование всем гражданам этой страны не доступно.

Одной из особенностей высшего образования в Китае является полное отсутствие неестественного монополизма при расходовании денежных средств на процесс финансирования такой услу-ги9.

Китайское государство в любом случае оплачивает свою долю в размере 75% от общей суммы затрат на получение высшего образования любым студентом китайского высшего учебного заведения. Оставшаяся часть суммы стоимости подобной образовательной услуги оплачивается иным хозяйствующим субъектом. В результате,

хотят ли они того или нет, но сами абитуриенты и впоследствии студенты посредством хозяйствующих субъектов, производящих частичное финансирование деятельности высших учебных заведений по оказанию соответствующих образовательных услуг, выбирают конкретное место расходования денежных средств. Какие-либо нарушения приведенного выше регламента расходования денежных средств становятся в принципе невозможными. Соответственно вступать в нелегитимные отношения с сотрудниками высших учебных заведений ни сами абитуриентам, ни их родителям, ни иным лицам в КНР, как правило, нет никакой необходимости. Роль сотрудников и руководителей высших учебных заведений в Китае в вопросе финансирования процесса обучения своеобразна.

Китайское государство, распределяя денежные средства на оплату процесса получения высшего образования на территории страны, также не может нарушить принципов соблюдения антимонопольного законодательства. Выделить денежные средства одному высшему учебному заведению и не выделить денежные средства другому, существующему в Китае, по указанным выше причинам невозможно. Нет причин и сомневаться в обоснованности произведенных платежей за предоставление указанных образовательных услуг. Отсутствует сама вероятность наличия некоего должностного лица, занимающего руководящую позицию, способного принять решение об изменении объема финансирования, поэтому значительно минимизируется и вероятность определения коррупционной составляющей китайского высшего образования в части решения вопросов о приеме студентов.

Осознание насущной потребности решения вопроса о справедливой оплате за процесс получения высшего образования рано или поздно возникнет и в России. Данный вопрос тесно связан с проблемой неестественного монополизма в высшем образовании России. При рассмотрении данных проблем, применительно к отечественным реалиям, вполне целесообразно обратиться к накопленному в КНР положительному опыту. В процессе выработки мер, направленных на изменение сложившейся ситуации, можно обратить внима-

ние и на мнение А.Ф. Жданова, считающего, что сегодня профессия юриста все больше «шельмуется», иррационализируется, юристы все в большей степени зависимы от политиков, как, впрочем, и право от политики. Юридическое сообщество не способно отстоять ценности справедливости, ценности правового государства, гражданского общества, законности10. При всей сложности и неоднозначности точки зрения новосибирского ученого с ним в данном вопросе, к сожалению, следует согласиться. Подтверждением этого, кроме всего прочего, является и исследуемая в настоящей работе проблематика.

Примечания

1 Конституция Российской Федерации. М., 2004. C. 8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Там же. С. 9.

3 Прием на службу. Условия приема на службу в органы прокуратуры / Прокуратура Костромской области. Кострома, 2008. С. 6. (http://www.kosoblproc.ru/index. php?page=job).

4 Там же.

5 Шошин С.В. Пути преодолений проявлений монополизма в деятельности адвокатов России // Закон. 2008. № 2 (февр.) М., 2008. С. 74.

6 О естественных монополиях: Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ (в ред. от 08.11.2007) // Программа информационной поддержки российской науки и образования «КонсультантПлюс: Высшая школа»: Учеб. пособие. Вып. 10. М., 2008.

7 Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов. http://www. zakupki.gov.ru/.

8 Шошин С.В. Некоторые особенности высшего образования в Китае // 30 лет реформ в КНР : опыт, проблемы, уроки: Тез. докл. XVII Междунар. науч. конф. «Китай, китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы». (Москва, 22-24 окт. 2008 г.). Ч. 2. М., 2008. C. 178, 179.

9 Там же.

10 Жданов А.Ф. Интеграция российского юридического сообщества как ключевое условие инновационного развития отечественной правовой системы // Актуальные проблемы развития правовой системы государства: российский и международный опыт: Сб. науч. тр. / Под ред. А.К. Черненко. Новосибирск, 2008. С. 23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.