Таким образом, институт собственности как общий правовой институт находит свое выражение и в конституционном праве России. Юридическая природа этого института проявляется в закреплении в Конституции РФ правовых норм о собственности и праве собственности. При этом эти нормы являются нормами права и участвуют в регулировании конституционных правоотношений собственности.
1 Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1996. С. 170.
2 См.: Теория государства и права / под ред. М.Н. Марченко. М., 1998.
3 См.: Там же. С. 300.
4 См.: Скакун О.Ф. Теория государства и права. Харьков, 2000. С. 269.
5 Там же. С. 269.
6 Там же.
7 См.: Маттен У., Суханов Е. А. Основные положения права собственности. М., 1999. С. 310.
8 См.: Мазаев В.Д. Понятие и конституционные принципы публичной собственности. М., 2004. С. 29.
9 См.: Алейников Б.Н. Институт права собственности и социальное государство в России / под ред. С.А. Комарова. СПб., 2008. С. 89-108.
10 См.: Мельников В. Экономические отношения и собственность в России // Право и жизнь. 2009. № 12. С. 89.
11 См.: Скакун ОФ. Указ. соч. С. 269.
12 См.: Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2003. С. 395.
13 См.: Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного права. М., 1998.
14 См.: Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. М., 1997.
15 См.: Ковешников Е.М., Марченко М.Н., Стешенко Л.А. Конституционное право Содружества Независимых Государств. М., 1999.
16 См.: Конституционное право / отв. ред. А.Е. Козлов. М., 1996. С. 94.
17 См.: Зиновьев А.В. Конституционное право России. М., 2000. С. 61.
18 См.: Горюнова Т.А. Место и роль понятия «форма собственности» в конституционном праве России // Конституционное развитие России: межвузовский сборник научных статей. Саратов, 2005. Вып. 6. С. 118.
19 См.: Суханов Е.А. Право собственности в современной России. М., 1999. С. 171.
20 См.: Комкова Г.Н. Конституционный принцип равенства прав и свобод человека в России. Саратов, 2002. С. 7.
21 См.: Мазаев В.Д. Указ. соч. С. 10.
22 См.: Бабаев В.К. Советское право как логическая система. М., 1978. С. 178; Копейчиков В.В. Конституция развитого социализма: теоретические основы, сущность, функции. Киев, 1979. С. 21.
23 Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность. М., 1976. С. 67.
24 См.: Лучин В.О. Указ. соч. С. 10; Мицкевич А.В. Акты высших органов Советского государства. М., 1967. С. 145; Михалева Н.А. Социалистическая конституция. М., 1981. С. 131-132; Тихомиров Ю.А. Конституционные нормы. Теоретические основы советской конституции. М., 1981. С. 138; Морозова Л.А. Конституционное регулирование в СССР. М., 1985. С. 52-54.
25 См.: Михалева Н.А. Указ. соч. С. 140; Морозова Л.А. Указ. соч. С. 51-55.
26 См.: Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М., 2008. С. 272.
27 Лившиц Р.З. Современная теория права: краткий очерк. М., 1992. С. 88-91.
28 См.: Богданова Н. А. Система науки конституционного права. М., 2001. С. 166.
29 Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. М., 2000. С. 213.
30 См.: ХропанюкВ.Н. Теория государства и права. М., 1998. С. 215; Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997. С. 58.
31 См.: Очерки конституционного права иностранных государств: учебное и научно-практическое пособие / отв. ред. Д.А. Ковачев. М., 1999. С. 28-29.
Ж.И. Овсепян
О МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМ ИССЛЕДОВАНИИ В КОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВЕ
В статье обсуждается вопрос о новых специальных междисциплинарных направлениях в науке конституционного права, позволяющих использовать в конституционно-правовом регулировании (правотворчестве и правоприменении), конституционно-правовых исследованиях инструментарий и методологию неюридических отраслей с целью эффективного мониторинга конституционно-правового законодательства и практики.
Ключевые слова: конституционное право, конституционная экономика, конституционная политология, конституционная социология.
© Овсепян Жанна Иосифовна, 2013
Доктор юридических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, заведующая кафедрой государственного (конституционного) права (Южный Федеральный университет).
Zh.I. Hovsepyan
ABOUT INTERDISCIPLINARY RESEARCH IN CONSTITUTIONAL LAW
The article is devoted to the discussion of the issue of new specialized, interdisciplinary directions in the science of constitutional law, allowing to use in the constitutional-legal regulation (lawmaking and enforcement), the constitutional-legal research tools and methodologies non-legal industries with a view to the effective monitoring of the constitutional-legal legislation and practice
Keywords: constitutional law, constitutional economics, constitutional political science, constitutional sociology.
Отрасль знаний и научных исследований, которая ныне именуется «конституционное (государственное) право», в России возникла в имперский (монархический) период в конце XIX - начале XX в. и тогда наиболее распространенным ее наименованием было «русское государственное право». На тот период речь могла идти только об исследованиях (изучении) государственного (но не «конституционного») права, об использовании только этого понятия в наименовании учебной дисциплины и учебников1, т. к. первые документы конституционного значения, продекларировавшие определенное самоограничение самодержавия, были приняты в России лишь в 1905-1906 гг.
В советский социалистической период в юридических вузах СССР и РСФСР преподавалась учебная дисциплина, которая называлась «советское государственное право». Вместе с тем отдельные авторы уже тогда высказывали мнение о целесообразности перехода к наименованию «конституционное право» (В.Ф. Ко- ш ток, С.М. Равин, В.А. Рянжин, И.Е. Фарбер, В.А. Ржевский). Соответствующая н позиция получила наиболее развернутое теоретическое обоснование в работах С
а
И.Е. Фарбера, в т. ч. в вызвавшей большой резонанс и широкое обсуждение в т
о
науке 70-х гг. XX в. монографии «Вопросы теории советского конституционного к права», написанной в соавторстве с В.А. Ржевским2. В порядке сравнения от- О' метим, что в подавляющем большинстве зарубежных стран для наименования | отрасли понятие «конституционное право» (страны англо-саксонской и романо- В
германской правовых систем) стало использоваться значительно раньше — с н
о
конца XVIII в., поскольку раньше начался «период буржуазных революций в Ю континентальной Европе и Северной Америке, когда передовая общественная и мысль выдвинула требование принятия основного закона, конституции для с
к
ликвидации феодально-абсолютистского произвола»3.
Обосновывая необходимость употребления наименования «конституционное» Л
е
к соответствующей отрасли, науке и учебной дисциплине в России, И.Е. Фар- | бер писал: «Нам представляется, что наименование "конституционное право" •
лучше отражает и предмет, и принципы, и источники государственного права, 99
)
отмежевывая в массовом правосознании данную отрасль от административного, ^ гражданского, уголовного, колхозного и других отраслей права...Думается, что § распространение и пропаганда нового наименования. должны. поднять еще выше в массовом сознании авторитет. конституционного законодательства.»4.
Данные идеи опередили время, не были восприняты в официальной юридической практике советского периода. Однако понятие «конституционное» в наименовании соответствующей отрасли, науки и учебной дисциплины стало широко употребляться в период горбачевской «перестройки», т. е. реорганизаций 151
и последующего слома советской системы (начиная с 90-х гг. XX в.). С таким наименованием с середины 90-х гг. в России выходят почти все учебники по обозначенному курсу.
Современные процессы развития, на наш взгляд, дают ряд подтверждений соответствия наименования «конституционное право» предмету и системе отрасли, а также науке и учебной дисциплине. Вместе с тем не исключается обсуждение вопроса о расширении использования этого наименования и специальных его дополнениях, т. к. обнаруживается необходимость в новых подходах к осуществлению конституционно-правового регулирования и, соответственно, к исследованию и изучению конституционного права, которые являются показателями актуальности не только традиционного (общего) конституционного права, но и специальных направлений в конституционном праве. Возникновение этих новых направлений, во-первых, отражает усиление правовой мощи Конституции в России вследствие учреждения специализированных органов конституционного правосудия, провозглашения конституционных норм о правах и свободах непосредственно действующим правом и осознания обществом значения норм конституционного права как инструментов осуществления радикальных преобразований и обеспечения демократического развития. Во-вторых, специальные направления в конституционном праве формируются (складываются) в междициплинарном формате, служат отражением потребности использования в конституционно-правовом регулировании (правотворчестве и правоприменении), конституционно-правовых исследованиях инструментария и методологий неюридических отраслей с целью эффективного мониторинга конституционно-а правового законодательства и практики.
? В-третьих, новые направления в конституционном праве возникают по той
5 причине, что при сохранении их автономности конституционно-правовые нор-| мы сближаются в своем регулятивном воздействии с нормами иных отраслей I права и иными социальными нормами. Кроме того, регулятивное действие I конституционно-правовых норм корректируется под воздействием процессов
го
| конвергенции публичного и частного отраслей права.
§ Следствием соответствующих трансформаций является, прежде всего, воз-| никновение двух отраслей конституционного судебного права. К ним мы относим конституционно-судебное материальное право и конституционно-судебное ° процессуальное право. Под конституционно-судебным материальным правом ж мы понимаем совокупность правовых позиций, сформированных в процессе | осуществления конституционного правосудия, представляющих собой полозу жения о толковании конституционных норм, данные Конституционным судом ° РФ и конституционными (уставными) судами субъектов РФ. Конституционно-
0
° судебное процессуальное право — это совокупность конституционно-правовых
го
¿5 норм и институтов, регулирующих конституционное судоустройство и порядок
1 конституционного судопроизводства.
I Потребности использования в конституционно-правовом регулировании
(правотворчестве и правоприменении) и конституционно-правовых исследованиях инструментария и методологий неюридических отраслей с целью эффективного мониторинга конституционно-правового законодательства и практики обусловливают актуальность таких новых междисциплинарных направлений в науке и образовании по конституционному праву, как: «конституционное право 152 и экономика» («конституционная экономика») (В.С. Автономов, Г.Н. Андрее-
ва, П.Д. Баренбойм, Г.А. Гаджиев, О.Е. Кутафин, В.И. Лафитский, В.А. Мау, В.Е. Чиркин и др.), «конституционное право и политика», или «конституционная политология» (И.М. Степанов, В.А. Ржевский, О.Е. Кутафин, А.В. Малько, Н.И. Матузов, Г.Н. Комкова, Н.А. Боброва, Т.М. Пряхина, О.Ю. Рыбаков и др.). Мы видим перспективу в научных исследованиях и образовательном процессе по конституционному праву и по такому направлению, как «конституционное право и социология» (или «конституционная социология»).
Соответствующие подходы в ряде стран ставят вопросы и относительно предмета, системы, а иногда и наименования общей отрасли, научной доктрины, учебной дисциплины конституционного права. Так, применительно к соответствующей отрасли юридической науки и учебной дисциплине в зарубежных странах можно отметить следующие особенности наименования по странам. Допустим, «в Великобритании и некоторых других англоязычных странах учебные курсы и монографии нередко имеют название «конституционное и административное право». Во многих странах основной материал конституционного права входит в дисциплину, называемую политологией, политической наукой, политической социологией. Во Франции декретом от 27 марта 1954 г. на всех юридических факультетах был введен курс «конституционное право и политические институты». По данным Л.В. и В.В. Бойцовых, «в последнее время... во многих странах наблюдаются перемены: учебные курсы изменяют название и содержание («конституционное право и политические институты», «конституционное право и политическая наука»). Конституционалисты сходятся во мнении: преподавание конституционного права должно основываться на
от
толковании текстов и изложении фактов»5. н
и
О
Конституционное право и экономика («конституционная экономика») о
о
го
Развитие законодательства и разработка научной доктрины, а также изучение °
sc
конституционной экономики в юридических вузах соответствуют периоду вхож- у дения России в систему рыночных экономических отношений, цели обеспечения р
о
конституционализации государственно-правового воздействия на экономиче- s
н
скую и социальные сферы. При этом конституционализация экономических й
и социальных отношений означает расширение конституционного влияния f
на регулирование экономических и социальных отношений; проникновение s
конституционно-правовых норм в методологию иного отраслевого воздействия |
на сферу социально-экономических отношений, что обеспечивает интеграцию в О
правовую практику функционирования государства основополагающих консти- |
туционных принципов, отражающих качественные характеристики демократи- •
ческого конституционного строя. Условием и предпосылкой конституционализа- (
ции экономики является возрастание активности и масштабов государственного ~
участия в экономике в двух качествах: и как одного из хозяйствующих субъек- 3 тов, и как субъекта конституционно-правовых отношений, устанавливающего условия и порядки экономической — предпринимательской деятельности, что требует установления пределов государственного вмешательства в экономическую сферу как субъекта публично-правового регулирования экономической сферы в нормах Конституции — Закона самой высокой юридической силы,
рассчитанного на наиболее продолжительный срок действия. 153
В юридической науке высказываются следующие представления о понятии и предмете конституционной экономики. П.Д. Баренбойм, Г.А. Гаджиев, В.И. Ла-фитский, В.А. Мау считают, что конституционная экономика как научное направление — это направление в научных исследованиях, «изучающее принципы оптимального сочетания экономической целесообразности с достигнутым уровнем конституционного развития, отраженных в нормах конституционного права, регламентирующих экономическую и политическую деятельность в государстве»6. По мнению Г.Н. Андреевой, «экономическая конституция может быть исследована, по крайней мере, в трех аспектах: во-первых, в теоретическом плане как научная концепция; во-вторых, в нормативном, с точки зрения содержания экономических положений в конституциях; и, наконец, в практическом плане, т. е. как реализация конституционных положений в правоприменительной практике, включая решения органов конституционного контроля, интерпретирующих конституцию. Воссоздание всех трех аспектов дает полную картину экономической конституции»7.
Мы считаем, что конституционная экономика как подотрасль конституционного права представляет собой совокупность конституционно-правовых норм, учреждающих деполитизированную систему экономики, подчиняющуюся предписаниям права, функционирующую на основе приоритета конституционных принципов над государственным усмотрением. Глобализация предполагает эволюцию экономического порядка общества, изменение с середины XX в. и в третьем тысячелетии экономической функции государства, переход от концепции государства как «ночного сторожа» к концепции государства как активного регулятора экономики, расширение вмешательства государства в экономические а процессы. Это не исключает проблему установления правовых пределов государ? ственного (политического) вмешательства в экономику. Однако в новое время
m
~ востребована новая концепция правовых пределов государственного участия в
f экономике. Конституционная экономика есть правовой предел вмешательства
I государства в сферу предпринимательства в период необходимого, обусловлен-
| ного процессами глобализации расширения государственного вмешательства в
>§ сферу частнопредпринимательской деятельности, установленный в Конституции
S государства с середины XX в. и в третьем тысячелетии.
| Конституционная экономика — это совокупность конституционно-правовых нор® моустанавливающих ограничений государственного вторжения в экономическую § сферу. Конституционный характер экономики предполагает минимальное вмеша-| тельство государства в сферу частного предпринимательства; функционирование | государства в системе экономических рыночных отношений преимущественно в J статусе хозяйствующего субъекта, а не носителя властных полномочий. Конститу-
0
| ционная экономика — это сфера воспроизводства государственного и муниципаль-| ного сектора экономики. Конституционные принципы социального государства
го
" являются ограничителями вмешательства государства в сферу экономики.
1
о ф
Конституционное право и политика («конституционная политология»)
Исследования соотношения «конституция и политика» имеют более протяженную историю в сравнении с исследованиями дихотомии «конституция и экономика».
По мнению А.В. Малько, «одной из первых работ в этом направлении можно
154
считать «Курс конституционной политики» (1816-1820) Б. Констана, в которой
он, используя термин «конституционная политика», обосновал необходимость де-концентрации власти государства посредством ее разделения, что могло служить гарантией против произвола политиков, как одно из условий прогрессивного развития общества и права8. К этому добавим, что исследования соотношения политики и права ведутся в России представителями различных отраслей права (как публичного, так и частного). Вместе с тем политика конституционная становится «среди отраслевых видов правовой политики все заметнее», она «по своей злободневности все больше и больше выдвигается на первый план среди всех иных разновидностей правовой политики»9. В первых исследованиях конституционной политики политический аспект в Конституции в отечественной науке исследовался в увязке с анализами конституционно-правового института общественного строя. Так, одним из распространенных в российской науке определений сущности общественного строя являлась его характеристика через категорию «политика». Развернутые обоснования этой позиции можно найти в трудах В.А. Ржевского, В.М. Степанова и других авторов.
В российской юридической литературе постсоциалистического периода определения общественного строя, основанные на выделении политики в качестве ее существенного свойства, встречаются в ряде учебников по конституционному праву зарубежных стран. В частности, в известном четырехтомном курсе по конституционному (государственному) праву зарубежных стран отмечается, что «политический момент при государственной организации общества присутствует практически в большинстве общественных отношений или, во всяком случае, во многих из отношений, отнесенных к другим группам»10 (под последними понимаются экономические, социальные и другие — О.Ж.). И.А. Алебастрова так- ш же указывает на решающую роль политики в состоянии общественного строя, н усматривая следующую взаимосвязь: «Государство оказывает воздействие на С общественный строй путем проведения той или иной политики во всех сферах т жизни общества, т. е. его политика затрагивает все элементы общественного к строя (общеизвестны такие выражения, как экономическая политика, социаль- о! ная политика, культурная политика государства)»11. |
Обобщающее определение конституционного строя, основанное также на про- В ведении его соотношения с политикой и имеющее философский смысл, дано в нн работах Н.А. Бобровой. По ее мнению, «конституционный строй есть сложное и многофункциональное политико-юридическое понятие... Конституционный д
и
строй — это и цель, и средство, и процесс, и результат» политики (дополнение. — с
О.Ж.)12. I
В анализируемый период наметился и более широкий подход к определению д соотношения понятий «конституция» и «политика», не ограниченный лишь | поиском норм о политике в одном из (хотя и ведущем) институтов конституци- • онного права. Так, в монографии И.М. Степанова указывается: «В той мере, в 99 какой право выражает и закрепляет долговременную политику (а это относится ^ ко всем нормам Конституции) оно служит основой текущей политики. В этом 3 смысле можно сказать, что не политика определяет право, а, наоборот, право политику»13. И.М. Степанов критически оценил идеи западной политологии, которая, «по словам В.А. Туманова, взлелеяла себя на идее «деюридизации» исследований в сфере политики, «высвобождения» их из «гнетущих оков» формальной догматики»14. В российской науке критически оценивается афоризм известного американского социолога Т. Парсонса, который писал: «1) Политика 155
динамична и, следовательно, прогрессивна, право стабильно и, следовательно, консервативно. Чем больше в обществе политики, тем меньше в нем права»15.
В научных статьях и монографии А.В. Малько дается наиболее обстоятельное изложение новых, широких подходов к определению конституционно-правовой политики. Согласно его дефиниции «конституционно-правовая политика есть научно обоснованная, последовательная и системная деятельность государственных органов и институтов гражданского общества по созданию эффективного механизма конституционно-правового регулирования, по оптимизации конституционного развития конкретной страны»16. А.В. Малько отмечает также, что «конституционно-правовая политика призвана организовать процесс конституционного строительства России, т. к. он не может протекать в стихийном ключе и в конституционно-правовой сфере тоже нужны своя стратегия, логика и система действий. Конституционно-правовая политика как особое направление правовой политики имеет свое содержание и особенности. В рамках данной политики вырабатываются, закрепляются на высшем законодательном уровне и проводятся в жизнь наиболее принципиальные положения, имеющие значение отправных начал для всех иных отраслей государственной политики. Тем самым конституционно-правовая политика формирует своеобразную общую программу (стратегию) правового развития общества, деятельности государственных и общественных институтов в сфере правового регулирования»17.
В заключение можно дать следующее определение предмета конституционной политологии: это сфера ассимиляции политологической науки в конституционно-правовую отрасль научных исследований.
т
0
? Конституция и социология («конституционная социология»)
го т
Исследования соотношения «конституция и социология» имеют менее про-
| тяженную историю в сравнении с исследованиями дихотомий «конституция и
| экономика» и «конституция и политика». В философской литературе по этому
1 поводу отмечается, что «социология бурно развивалась в дореволюционной Рос-о сии и первые годы советской власти. Начиная с 1930-х годов, социологическую | науку начинают насильно растворять в историческом материализме советского | покроя. Примерно такая же картина наблюдалась с частными социологически® ми дисциплинами (социологией искусства, социологией религии, социологией ц политики, социологией права и др.)»18.
б В.Н. Жуков обращает внимание на то, что в России социология права сейчас
| после длительного перерыва «рождается заново», при этом в своей доктринальной
о
| основе «она в основном опирается на разработки советских юристов и в целом § понимается как социология правотворчества и правоприменения, т. е. как часть й общей теории государства и права, очевидно, что такой узкопрофессиональный подход обедняет социологию права. Представляется, что перед нашей со-| циологией права стоит задача освоить темы, идеи и методологический аппарат
о
классической социологии (европейской и русской) и на этой основе расширить ее границы»; обеспечить междисциплинарную ассимиляцию19.
По нашему мнению, предмет конституционной социологии как междисциплинарного направления в конституционном праве составляют закономерности развития и функционирования социальных систем в Российской Федерации в контексте их осмысления и сопоставления с конституционно провозглашенными
156
целями общественного развития и содержанием основополагающих принци-
пов конституционного государственного и общественного строя в Российской Федерации для обнаружения их совпадений и расхождений, прогнозирования развития, обеспечения соответствий юридической и фактической конституций.
1 См.: Кистяковский С.А Государственное право (общее и русское). Лекции, читанные в Московском коммерческом институте в 1908-1909 академическом году. Б. г., б. м.; Коркунов Н.М. Русское государственное право. М., 1908; Шалланд Л.А Русское государственное право. М., 1908; Он же. Русское государственное право. Конспект лекций. Вып. 1. Юрьев, 1908; Лазаревский Н.И. Лекции по русскому государственному праву. СПб., 1910. Т. 1; Нольде Б.Э. Очерки русского государственного права. СПб., 1911; Гачек Ю. Общее государственное право. Вып. 1: Право современной монархии. Рига, 1912; Корф С.А. Русское государственное право. Ч. 1. СПб., 1915.
2 См.: Фарбер И.Е., Ржевский В.А. Вопросы теории советского конституционного права. Саратов, 1967.
3 Чиркин В.Е. Сравнительное конституционное право: учебное пособие для магистрантов и аспирантов. М., 2011. С. 3.
4 Фарбер И.Е., Ржевский В.А. Указ. соч. С. 8; см. также: Фарбер И.Е. Проблемы предмета государственного права // Проблемы конституционного права. Саратов, 1986. С. 13-14.
5 Бойцова В.В., Бойцова Л.В., Сорокин С.В. Образовательный и научный проект «Конституционное право России и зарубежных стран в сравнительной перспективе» (при поддержке Института «Открытое общество») // Официальный сайт Института «Открытое общество». URL: www.osi.ru (дата обращения: 15.04.2013).
6 Баренбойм П.Д., Гаджиев Г.А., Лафитский В.И., Мау В.А. Конституционная экономика: учебник для юридических и экономических высших учебных заведений. М., 2006. С. 10.
7 Андреева Г.Н. Экономическая конституция в зарубежных странах. М., 2006. С. 3.
8 См.: Малько А.В. Теория правовой политики. М., 2012. С. 6, 230.
9 Там же. С. 230.
10 Рыжов В.А. Определение и структура общественного строя // Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть / отв. ред. Б.А. Страшун. 3-е изд. М., 1999. С. 189.
11 Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран / отв. ред. С.Ю. Кашкин. М., 2001. С. 98.
12 Боброва Н.А. Конституционный строй и конституционализм в России. М., 2003. С. 39-40.
13 Степанов И.М. Конституция и политика. М., 1984. С. 30.
14 Там же. С. 25
15 Цит. по: Степанов И.М. Указ. соч. С. 26.
16 Малько А.В. Теория правовой политики. М., 2012. С. 231.
17 Там же. С. 232.
18 Жуков В.Н. Изменение и развитие как категории социологии права // Государство и право. 2012. № 11. С. 47.
19 См.: Там же.
М.В. Пресняков
К ВОПРОСУ О СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПОДХОДЕ К ПРАВУ
В статье рассматриваются возможности социокультурного подхода к праву. Автор исходит из того, что право, являясь самостоятельной и относительно обособленной социальной системой, испытывает воздействие «внешней среды», т. е. социума как системы более высокого порядка.
Ключевые слова: право, социальная система, имманентные характеристики, социокультурная обусловленность, справедливая конституция.
M.V. Presnyakov
TO THE QUESTION OF SOCIOCULTURAL APPROACH TO THE RIGHT
In article possibilities of sociocultural approach to the right are considered. The author recognizes that the right being the independent and rather isolated social system is affected by "environment", i.e. society as systems of higher order
Keywords: Right, social system, immanent characteristics, sociocultural conditionality, fair constitution.
© Пресняков Михаил Вячеславович, 2013
Доктор юридических наук, профессор кафедры служебного и трудового права (Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации). 157