УДК 316.4.051.62
Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2011. Вып. 2
В. Н. Баранова
ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Современное российское общество, в отличие от традиционного, характеризуется нестабильностью системы ценностей и ценностных ориентаций, что в полной мере можно сказать и о молодежи. За последние двадцать лет у российской молодежи появились новые ценности и жизненные установки. При этом некоторые из тех, которые существовали прежде, приобрели другое значение либо были утрачены в результате кризиса начала 90-х годов прошлого столетия. Этот процесс в силу особой восприимчивости и высокой мобильности молодежи затронул данную социальную группу в большей степени, чем другие.
Как известно, степень политического участия молодежи во многом зависит от ее ценностей, потребностей и жизненных устремлений. Это важно, поскольку от того, располагает ли государство информацией о нуждах этой группы населения, зависит результат деятельности по привлечению молодых людей к участию в политическом процессе. Ведь молодежь — это особая социально-демографическая группа, которая выступает в качестве не только участника процесса социализации и саморазвития, но и социального субъекта, непосредственно ответственного за то, насколько цивилизованным станет завтрашний облик государства. Поэтому агентам политической социализации необходимо активно работать с молодежью, учитывая нетвердость убеждений ее представителей и несформированность их политических ориентиров.
Среди молодых людей принято выделять четыре возрастные группы: подростки (14-16 лет), юношество (17-19 лет), собственно молодежь (20-25 лет), старшая молодежь (26-30 лет).
Для нас наибольший интерес представляют молодые люди в возрасте от 17 до 25 лет. Эту возрастную группу прежде всего составляют студенты и те, кто завершает основную профессиональную подготовку, приступает к производственной деятельности и создает собственные семьи. Именно они одновременно отвечают двум условиям — их представители ассоциируют себя с молодежью, и при этом они уже имеют представления о политической системе и определенным образом способны влиять на процесс принятия решений.
В процессе политической социализации, то есть включения человека в политическую систему через приобретение политического опыта и освоение определенной системы политических норм, ценностей и установок, человек подвергается влиянию таких факторов как целенаправленное воспитательное воздействие, политические явления, собственный социальный опыт, стихийно складывающиеся события [1, с. 86]. Под влиянием социокультурной среды в целом человек приобщается к участию в социальной и политической жизни, при этом осуществляется преемственность важнейших политических ценностей, в политику приходят новые поколения [2, с. 16].
© В. Н. Баранова, 2011
Несомненное влияние на процесс политической социализации человека оказывают семья, а также такие неполитические факторы как группы сверстников, школа, работа, СМИ, церковь с ее особым способом интерпретации картины мира, искусство и культура. Это в непрямой форме предопределяет базовые ориентации личности на власть или конфликт, порядок или насилие, толерантность или нетерпимость и т. д. Но именно семья остается ведущим институтом как системной, так и политической социализации личности молодого человека в современной России.
Роль СМИ как решающих агентов социализации выражается в преимущественном формировании ориентаций на сильного лидера. Их влияние постоянно растет. Они играют непосредственную роль не только в информировании населения, но и в формировании основных политических предпочтений и мнений. Нередко СМИ манипулируют общественным мнением, руководствуясь коммерческими интересами. При этом их воздействие на сознание молодого поколения нельзя назвать однозначным. С одной стороны, повышение информированности о политических процессах непосредственно сказывается на образе мыслей и действиях молодых людей, с другой — существующая противоречивость образа власти в телевизионном эфире отражается и в массовом сознании.
К собственно политическим агентам социализации относятся государство, политические партии и движения, политические лидеры и др. На политическую социализацию оказывают также значительное влияние политический режим государства, его политико-экономическое устройство и характер этнонациональных отношений, которые образуют систему факторов и политических механизмов детерминации политического поведения личности и формируют ее политические представления.
Таким образом, политические и неполитические агенты социализации тесно связаны и даже переплетены между собой и воздействуют на молодого человека одновременно. Результатом этого становится постоянное функционирование политической системы при смене поколений в политике, а также социализация граждан, которые опираются на выработанные ими устойчивые политические и идеологические предпочтения и сами принимают ответственные решения. При этом политические институты оказывают на молодежь целеориентированное воздействие на основе соединения собственных целей с интересами и потребностями данной социальной группы. Эти институты регулируют процесс политической социализации посредством цен-ностно-ориентационных и ценностно-нормативных механизмов. Поэтому главными функциями указанных общественных институтов являются формирование в сознании молодежи ценностных структур и коллективных представлений о политической реальности, воспроизводство правил поведения и способов ориентаций молодежи в политической сфере [3, с. 7]. При каждом режиме существует заинтересованность в формировании у граждан определенных политических взглядов, и для достижения этой цели используются разнообразные пропагандистские методы [1, с. 91].
С началом постсоветского периода вследствие трансформации социально-политической системы российского общества претерпели изменения и механизмы включения молодежи в общественную жизнь, а также способы формирования ее политического сознания. Изменились не только условия социализации молодежи, но и роли, характер влияния основных институтов, каналов, агентов социализации. Появление плюралистических взглядов, которые по большей части отличались идейной разноголосицей, размытостью, и быстро изменяющиеся социальные явления снизили предсказуемость
политических процессов, что способствовало росту социальной неопределенности. Происходящие при этом рост неопределенности, ослабление институционального влияния на жизнедеятельность молодого поколения, расширение поля свободного самоопределения и выстраивание собственных жизненных стратегий на основе индивидуальных представлений о желаемом и значимом придают процессу формирования политического сознания молодежи спонтанный характер. Поэтому бесконтрольное навязывание тех или иных взглядов, установок, оценок дезориентирует молодое поколение и снижает возможности политического самоопределения его представителей. Молодежь в России длительное время не являлась серьезным участником политической жизни. Но в последнее время в ее среде наблюдается определенное оживление, связанное с появлением новых и активизацией ранее существовавших молодежных организаций.
Вследствие провозглашения курса на стабилизацию общества и формирования вертикали власти появились признаки целенаправленного воздействия на молодежь. Трансляция молодому поколению соответствующих идейных установок, создание «молодежных крыльев» политических партий, целенаправленная организация молодежных движений и их программируемая активность символизируют новые подходы к деятельности политических институтов в отношении молодежи. Под воздействием государства, партий и движений, политической элиты и лидеров с помощью определенных механизмов контролируется и направляется поведение молодежи в указанной сфере. Стала возрождаться система целенаправленной политической социализации, которая теперь осуществляется уже не в рамках одной какой-то идеологии, а в условиях сложившейся многопартийности и плюрализма, и чем больше развита система многопартийности в стране, тем эффективнее будет проходить процесс политической социализации молодых людей [3, с. 8].
Согласно результатам опроса, проведенного центром политико-психологических исследований, российскую молодежь более всего тревожат наркомания, алкоголизм. Студентов волнуют также отсрочки от армии, размер стипендии, реформа образования и финансовые проблемы, после них были названы проблемы бытовые [4, с. 23].
Актуальны и важны для молодежи социальные проблемы, а также их активность, ассоциирующаяся с возможностью индивидуальной самореализации (получить качественное образование, найти престижную и высокооплачиваемую работу, обрести круг надежных друзей, создать семью). Дальновидные партийные лидеры уже поняли, что контроль над ценностными и идеологическими пристрастиями молодежи позволяет им контролировать значительную часть российского электората [5, с. 291]. Представители государственной власти стремятся убедить молодежь, что она для нее «своя, родная» и заслуживает полного доверия. Политические партии, пытаясь завоевать доверие молодежи, стремятся создавать собственные молодежные объединения, которым в большинстве случаев отводится роль статистов или участников различных маршей и демонстраций «за» или «против» решений власти [6, с. 162].
Поскольку молодежный электоральный ресурс стал еще более привлекательным для политических сил, значительно возрос интерес к молодежной тематике: у государства, коммерческих структур, политических партий существует потребность в информации об эффективных инструментах и технологиях привлечения молодежи к активному участию в политической деятельности, для чего необходима разработка
механизмов влияния (определенных степени и характера) политических партий на эту социальную группу.
Под степенью влияния подразумевается величина сегмента молодежи, способной под воздействием политических партий изменить свои поведение и политическое мировоззрение. В зависимости от степени влияния политических партий России специалисты выделяют три группы молодых людей:
— сильно подверженные влиянию политических партий (2,7%);
— значительно подверженные влиянию партий (23,3%);
— слабо подверженные влиянию политических партий («политическое болото»).
«Политическое болото» считается самым значимым для политических партий сегментом. Он включает в себя 74% представителей современной российской молодежи [7, с. 204].
Характер влияния политических партий зависит от воздействия на определенные «зоны психики» человека. Наиболее подвержена такому воздействию «эмоциональная зона», связанная с формированием определенных чувств и переживаний, в результате чего возникает позитивное или негативное отношение к тем или иным политическим партиям, появляется желание участвовать в выборах и т. д. В данном контексте значительную роль играют такие факторы влияния как СМИ, митинги, телевизионные дебаты, встречи с электоратом и т. п. [7, с. 237].
По степени вовлеченности в политический процесс можно условно выделить две категории молодых людей — пассивные и активные. Пассивные испытывают недоверие к партиям и политикам, понимают, что политические акторы ищут лишь их электоральной поддержки и не являются выразителями интересов молодежи. Им присущ абсентеизм и стремление к обсуждению политических вопросов. Активные участвуют в деятельности партий и движений, практикуют протестные формы поведения, голосование, а также участие в деятельности органов МСУ
«Оранжевые» революции в странах СНГ показали, что электорально пассивная молодежь может оказаться активным участником массовых акций, которые оказывают серьезное влияние на политические процессы. В этой связи органы власти (в первую очередь — Администрация Президента РФ) активизировали деятельность по поддержке власти и организации молодежи, рассматривая борьбу за ее представителей в качестве своей стратегической задачи.
Большинство молодежных политических организаций, ведущих сейчас активную деятельность, появилось в середине 2000-х годов, что явилось следствием «цветных революций» в Грузии и на Украине, в которых именно молодежь приняла активное участие и стала «ударной силой» [8]. Именно после этих событий российская политическая элита стала уделять больше внимания политической социализации подрастающего поколения граждан России, в том числе и через создание молодежных движений политического характера. Начали набирать силу молодежные оппозиционные организации, а в противовес им — прокремлевские молодежные движения («Идущие вместе», затем — «Наши»), созданные с целью недопущения «цветной революции» в России.
В настоящее время в Российской Федерации фактически действуют около 50 молодежных политических движений и организаций. Конечно, большая часть их ведет работу время от времени, но есть ряд таких, которые являются полноценными субъектами молодежной политики и реально пытаются влиять на происходящее в молодежной среде.
Среди молодежных движений и организаций можно выделить следующие.
1. Молодежные отделения политических партий: «Молодая Гвардия», «Лига справедливости» (Справедливая Россия), «Молодежное яблоко», «Соколы», молодежный центр ЛДПР, «Союз коммунистической молодежи».
2. Молодежные отделения политических организаций: «Евразийский союз молодежи», «Революционный коммунистический союз молодежи».
3. Внепартийные молодежные движения и организации, к которым относятся:
— либеральные: «Оборона», «Идущие без путина», Всероссийское движение «УРА», «Демократическая альтернатива» («Да»), объединенное демократическое движение «Солидарность»;
— левые: «Авангард красной молодежи», «Молодежный левый фронт», «Российский коммунистический союз молодежи», «Российский социал-демократический союз молодежи», социалистическое движение «Вперед», «Федерация социалистической молодежи».
4. Проправительственные молодежные движения и организации: «Идущие вместе», «Наши» («Мишки», «Сталь»), «Россия молодая», «Местные», «Новые люди».
Иногда к таким организациям относят также запрещенную ныне «Национал-большевистскую партию» (НБП). Однако она объединяет людей разных возрастов.
Молодежные припартийные организации представлены «подрастающим поколением» партии. Они пропагандируют в молодежной среде партийную идеологию, для привлечения новых сторонников проводят разнообразные «развивающие» мероприятия: дебаты, дискуссии, съезды. Инструменты их продвижения — Интернет-площадки, дружественные СМИ и пр. Среди молодежных припартийных организаций особенной активностью выделяется «Молодая гвардия» «Единой России», которая отвечает некоторым параметрам создания провластных молодежных организаций: определенное дистанцирование от партии, предложение карьерного роста (участие в различных социально-экономических и культурных программах, обещание продвижения молодых людей в депутаты Госдумы и региональных ЗАКСов), патриотизм, «антиоранжевое» название, означающее готовность к борьбе. «Молодая гвардия» ориентирована на самые широкие слои молодежи, особенно на студентов, ведь многие студенты видят в массовых провластных движениях лишь инструментальную функцию политического управления, а рядовых членов движения воспринимают в качестве «винтиков» огромного механизма. Для студенческой молодежи основными мотивами для вступления в молодежные движения и организации являются в первую очередь стремление к самореализация, возможность влиять на ситуацию, желание найти единомышленников, расширить кругозор, приобрести социально-политический опыт [9, с. 321].
Особый подход к студенчеству объясняется еще и тем, что именно эта среда является наиболее благоприятной для оппозиции. Поэтому в российских вузах началась работа по созданию локальных молодежных движений, в которых мотивация выстроена с учетом потребностей конкретных студентов. Самым ярким представителем такого движения стала «Россия молодая» во главе с Максимом Мищенко. Движение создано на базе одного из элитных российских вузов — МГТУ им. Баумана.
Итак, по сравнению с 90-ми годами ХХ в. политические институты в России стали проявлять больший интерес к молодежи. В информационном обществе весомую роль играют аудиовизуальные и электронные средства, позволяющие эффективно влиять на формирование нового ценностного и политического сознания молодого поколения.
И от содержания, которым наполняется ценностное сознание молодых людей в качестве резерва будущей интеллектуальной, политической, экономической и культурной элиты страны, будет зависеть будущее России.
Формирование зрелого гражданского общества в России требует решения целого ряда проблем в области политической социализации. Прежде всего, необходимо усилить внимание к политическому просвещению граждан, совершенствовать образовательные стандарты и содержание курсов обществоведческих дисциплин с целью формирования у молодежи знаний и навыков политического поведения, необходимых каждому члену гражданского общества. Другим важным условием эффективной политической социализации молодежи является активизация работы с ней партий и движений конструктивной направленности.
Таким образом, политическая социализация, понимаемая как процесс включения человека в политическую систему путем приобретения им политического опыта, освоения определенной системы норм, ценностей и установок политической деятельности и политических отношений, является гарантом стабильности политической системы и показателем ее эффективности. Доверие молодого поколения к политическим партиям и общественным организациям, в том числе к их «молодежным крыльям», в современной России пока еще неполно. Причина этого не столько в несогласии молодежи с идейным содержанием деятельности партий, сколько в отстраненности последних от решения коренных социальных проблем молодежи [7, с. 415].
Литература
1. Клюев А. В. Человек в политическом измерении. СПб.: Изд-во СЗАГС, 2000. 152 с.
2. Головин Н. А. Теоретико-методологические основы исследования политической социализации. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. 288 с.
3. Зубок Ю. А., Сорокин О. В. Формирование политического сознания российской молодежи и обусловливающие его противоречия // Социология власти. 2010. № 4. С. 6-15.
4. Ламанов И. А., Шутилин В. А. Технология привлечения молодежи к участию в массовых политических акциях. М.: СГА, 2005. 150 с.
5. Михалева Г. М. Российские партии в контексте трансформации. М.: Либроком, 2009. 352 с.
6. Данилин П. Новая молодежная политика: 2003-2005. М.: Европа, 2006. 292 с.
7. Карпенко О. М., Ламанов И. А. Молодежь в современном политическом процессе в России. М.: Изд-во СГУУ 2006. 560 с.
8. Становая Т. Молодежные организации в современной России // Проект «Полит-Наука — политология в России и мире». URL: http://www.politnauka.org/library/molpolit/ stanovaya.php (дата обращения: 25.11.2010).
9. Политическая социализация российских граждан в период трансформации / под ред. Е. Б. Шестопал. М.: Новый Хронограф, 2008. 552 с.
Статья поступила в редакцию 28 декабря 2010 г.