УДК 329:329.78 (470.56)
ПАРТИИ РОССИИ В ПРОЦЕССЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ)
© Л. С. Вагина
Оренбургский государственный университет Россия, 460018 г. Оренбург, пр. Победы, 13.
Тел.: +7 (3532) 37 25 78.
E-mail: [email protected]
В данной статье анализируется роль политических партий в процессе политической социализации молодежи, механизмы активизации ее участия в политическом процессе.
Ключевые слова: политическая социализация, институт политической социализации, политическая партия, молодежная политика, молодежный парламент, молодежная организация.
Процесс политической социализации молодежи в современной отечественной политологии является актуальной темой в рамках общественнополитических исследований. Молодежная тематика в последнее время вновь зазвучала достаточно громко - прежде всего, в силу того, что она аккумулировала накопленную за последние два десятилетия энергию недовольства слишком медленным решением социальных проблем молодежи и общества в целом, так что эту энергию уже невозможно сдерживать обещаниями перемен. Важно, что 2008 год дал несколько информационных поводов для возвращения к общественному диалогу о молодом поколении. Ряд таких поводов привлек особое внимание: на XII Всемирном Русском Народном Соборе был обсужден проект Доктрины «Молодое поколение России»; проведены некоторые перестройки в системе исполнительной власти, и теперь действует министерство спорта, туризма и молодежной политики России; комсомольцы с большим размахом отпраздновали 90-летие своей организации - намного шире, чем все юбилейные даты ВЛКСМ после его ликвидации почти одновременно с роспуском СССР. Но нельзя ограничиваться только «общественным диалогом», разработка практических механизмов привлечения молодежи в политику - главная задача государства. «Все мы понимаем, что носителем завтрашней идеологии государства становится сегодняшняя его молодежь. «Мы готовы не только включиться в дискуссии, но и принять участие в разработке сбалансированной идеологии, включая и непосредственные механизмы ее пропаганды в молодежной среде» - отмечал координатор «Единой России» по молодежной политике Андрей Турчак на VII Съезде Партии.
Понятие «политическая социализация» не имеет единого универсального определения. Исследователи солидарны в одном, что, употребляя данное понятие, мы обозначаем им всю совокупность изменений количественных и качественных характеристик человека, связанных с развитием его политического сознания, поведения и ценностноориентационной системы.
На основе анализа основных механизмов политического процесса определяют два основных пути политической социализации. Первый путь состоит в передаче новым поколениям сложившихся образцов политического сознания и политического поведения, т. е. в передаче политической культуры старшего поколения молодому. Это означает, что процесс социализации имеет отчасти консервативный оттенок, ибо в сознание молодого поколения внедряются те ценности, нормы и образцы поведения, которые уже освоены опытом прошлого. Другой путь политической социализации связан с приобретением личностью новых, ранее неизвестных политических знаний, с усвоением нового политического опыта. Это происходит в процессе участия индивида в политической жизни страны, а также под воздействием разных факторов.
С середины 80-х годов ХХ века и по настоящий момент характер и механизм процесса политической социализации молодежи в нашей стране претерпел кардинальные изменения. От советской модели социализации, единообразной по нормативности, с равными стартовыми возможностями и гарантиями до российской модели - вариативной и стратифицированной. В сознание граждан начинают внедряться новые политические ценности, кардинально отличающиеся от существовавших прежде. Происходит расширение числа институтов, осуществляющих политическую социализацию, одновременно с разрушением приоритетности у ранее существовавших [1].
Среди институтов политической социализации ведущие позиции всегда занимали политические партии. Такое положение вытекает из статуса и функций политической партии в политической системе общества. За последние 5-7 лет значительно возросло влияние российских партий, как на все население страны, так и на молодежь.
Каждая партия по-разному приходит к осознанию значимости молодежной политики. Назовем причины, которые делают молодежною политику универсальной политической технологией:
- значительный электоральный потенциал молодежи;
- привлекательный образ молодежи как субъекта будущего;
- специфический характер политической мобилизации молодежи.
Главным показателем практической молодежной политики политических партий является ее возрастной состав, и то, насколько активно и охотно партия допускает молодежь в состав своих руководящих органов. Проводя систематическую работу среди молодежи, политические партии России больше уделяют внимание студенчеству. Студенчество является самой отзывчивой частью интеллигенции, оно решительнее, точнее отражает и выражает развитие политических интересов различных социальных групп во всем обществе. Студенчество не было бы тем, что оно есть, если бы его политическая группировка не соответствовала политической группировке во всем обществе, «соответствовала» не в смысле полной пропорциональности студенческих и общественных групп по их силе и численности, а в смысле необходимой и неизбежной наличности в студенчестве тех групп, какие есть в обществе [2].
Важность работы партий с молодежью состоит, прежде всего, в том, что она представляет собой один из самых многочисленных, но вместе с тем и наиболее проблемный сегмент электорального поля.
Специфика социализирующего процесса в этом возрасте заключается в том, что он осуществляется на фоне расширения и усложнения жизненных проблем усилением абстрактности и расширением временной перспективы. Мир молодого человека все более индивидуализируется посредством приобретения собственных идеологических и политических пристрастий и ориентаций, т.е. формируется автономная система этико-политических принципов. У значительной части молодежи эти процессы сопрягаются с кризисом прошлой детской идентичности (во многом сформировавшейся под влиянием родителей и близких), отторжением от общества и недоверием к социальному опыту старших поколений. Хотя политическая практика и результаты эмпирических исследований показывают, что политическая социализация не ограничивается позициями, сформированными первичной социализацией (т.е. приобретенными в детстве), а предполагает продолжение этого процесса в течение всей жизни человека. На новой стадии интеллектуального развития привычные политические стандарты и нормы воспринимаются иначе, чем на предыдущей, поэтому вторичная социализация (социализация в отрочестве) играет более значимую роль, хотя сформированные ею позиции также не остаются неизменными. И даже социализация в зрелом возрасте, когда индивид способен самостоятельно выполнять политические роли и функции, не означает
окончательной сформированности политических пристрастий, хотя изменить их становится все труднее [3].
В политической науке различают теоретический и обыденный уровень политического сознания молодежи. Первый связан с содержанием политического дискурса, норм и ценностей, провозглашаемых в конкретном обществе. Их усвоение индивидуальным и групповым сознанием молодежи осуществляется посредством институтов социализации. Обыденный уровень складывается на основе повседневного опыта социального взаимодействия и социально-политических отношений в данном обществе. Он складывается спонтанно или становится результатом рефлексии, отражая характер ее взаимодействия молодежи с институтами политической власти. В условиях трансформации общества среди особенностей политического сознания молодежи можно выделить: лабильность, фрагментацию и мозаичность, низкий уровень доверия к политическим институтам, эмоциональную составляющую сознания, отказ от традиционных политических ценностей и индивидуализацию. Лабильность политического сознания молодежи выражается в неустойчивости ее ценностных установок и политических ориентаций, она вызвана отсутствием опыта и возрастными особенностями молодых людей, спецификой ее социального положения в трансформирующемся обществе. У большинства молодых россиян отсутствует устойчивая политическая идентичность, нет осознания принадлежности к политическим партиям, политическим институтам, к конкретному политическому режиму. Многие молодые люди не могут четко обозначить свою политическую позицию, свои политические предпочтения. Молодежь одновременно может поддерживать разные политические силы, отстаивать различные точки зрения. Отсутствие политического опыта, несформированность ценностного поля, полярность суждений, непонимание сути социально-политических проблем, поверхностное, отрывочное представление о политических событиях позволяет говорить о фрагментарности и мозаичности политического сознания молодежи в период трансформации. Важным с точки зрения становления политического сознания является отношение молодежи к политическим институтам и в первую очередь к политическим партиям. Как показывают социологические опросы, уровень политического нигилизма (недоверия по отношению к политическим партиям) в России очень высок.
Значимым фактором формирования политического сознания молодежи посредством реального участия является их включенность в работу общественных органов самоуправления. Это позволяет молодому человеку не только проявить активность, но и приобрести опыт в сфере управления. Но есть молодые люди, считающие подобную деятельность фальшью, они признают наличие имитационных
практик - симуляции реальных процессов. Причем, ощущение фальши присутствует, как среди молодых людей, наблюдающих за процессом со стороны, так и включенных в него [4].
Одной из форм вовлечения молодого поколения в обсуждение и решение вопросов, имеющих общегосударственную значимость, является парламентаризм. «Молодежный парламентаризм - это система представительства прав и законных интересов молодежи как особой социальной группы, основанная на создании и функционировании при органах государственной власти или в установленном ими порядке специальной общественной консультативно-совещательной структуры молодежи -молодежного парламента, а также иных общественных институтов участия молодых граждан в жизни государства» [5]. Молодежный парламент -общественное формирование при представительном органе власти. Свое активное развитие молодежный парламентаризм получил в середине 90-х годов XX века. Молодежное общественное движение достаточно быстро стало реальной движущей силой, во многом определяющей политику государства в молодежной сфере. Во многих регионах именно молодежные организации оказали давление на разработку и принятие региональных законов о молодежи и молодежной политике. Важным событием в развитии молодежного парламентаризма стал Всероссийский семинар-совещание «Развитие молодежного парламентаризма в РФ», который прошел в Рязанской области, в его рамках были разработаны Рекомендации по развитию молодежного парламентаризма в РФ. Проводимые на федеральном уровне мероприятия по вопросам молодежного парламентаризма дали ощутимый толчок к развитию этого явления в регионах. Свидетельством этому является то, что фактически ежемесячно в субъектах Российской Федерации создаются новые молодежные парламенты.
Одним из инициаторов создания молодежного парламента в Оренбурге стало региональное отделение Коммунистической партии РФ в оренбургской области (Постановление Законодательного Собрания и Правительства Оренбургской области от 12 марта 2009 года №2831/68-п). В состав Молодежного парламента вошли представители молодежных и детских общественных объединений, региональных отделений политических партий, учебных заведений, трудовых коллективов (всего 45 человек из 18 муниципальных образований). Оренбуржцы активно поддержали инициативу власти: было подано 120 заявок (3 человека на место). В своих проектах они затронули самые разные сферы жизни общества и государства, предложили нестандартные пути решения многих проблем. Конкурс также способствовал созданию более 10 молодежных Советов при органах местного самоуправ-
ления городов и районов области. На первом пленарном заседании Молодежного парламента председателем была избрана Дыга Мария Анатольевна. Молодежный парламент состоит из 5 комитетов: по вопросам законотворчества, по вопросам экономики предпринимательства, по вопросам образования, науки и инноваций, по социальной политике, по вопросам информационной политики внешних связей и мандатной комиссии.
Целями Молодежного парламента являются: проведение экспертизы законопроектов Оренбургской области, касающихся интересов молодежи; формирование у молодых граждан правовой и политической культуры, активной жизненной позиции; содействие эффективному сотрудничеству представителей молодежи, молодежных и детских общественных объединений с органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Одним их важных элементов партийной молодежной политики является создание Общественной молодежной палаты (ОМП). Госдума приняла постановление о создании ОМП, в которую на добровольной основе входят по одному представителю от молодежных парламентов при законодательных органах государственной власти субъектов РФ. Молодежная палата при Госдуме РФ будет работать до конца пятого созыва как консультативный орган по проблемам молодежи. Все члены этой организации работают на общественных началах, а срок их полномочий равен одному году. Ежегодно на первом заседании молодежной палаты по рекомендации спикера Госдумы избираются председатель (из числа депутатов), три его заместителя, а также ответственный секретарь. Кроме того, образуются комиссии и Совет палаты. На заседания молодые парламентарии будут собираться три раза в год, но в случае необходимости могут быть проведены и внеочередные заседания. Это негосударственная общественная организация, призванная объединить молодежных лидеров в возрасте от 18 до 35 лет, представляющих различные сегменты гражданского общества. Ее основная задача - отражение позиции молодежи по вопросам государственной политики, формулирование молодежной проблематики, представляющей общественный интерес и деятельность, направленной на решение этих проблем. ОМП позиционирует себя как институт гражданского общества, созданный в качестве альтернативы уличной молодежной политике, и видит своей задачей расширение форм легального участия молодежи в деятельности государственных и представительных органов власти. Для этого необходимо поощрять и развивать любые формы самоорганизации общества, которые не противоречат базовым ценностям Российского государства. Дея-
тельность ОМП строится на следующих принципах:
- негативного отношения к политическому экстремизму. Под политическим экстремизмом понимается отрицание инструментов легальной политической борьбы и призывы к насильственно -му захвату власти;
- гражданской автономии. Палата не является «молодежным» отделением или группой поддержки при какой-либо политической силе и не ставит своей целью участие в предвыборной борьбе ни самостоятельно, ни в составе какого-либо партийного объединения;
- плюрализма и репрезентативности. ОМП открыта для всех политических и общественных организаций, которые разделяют ее базовые установки, и рассчитывает на отражение самого широкого спектра идеологических позиций и мнений (за исключением экстремистских);
- равенства. Все члены ОМП обладают равными правами по отношению друг к другу и входят в Палату в личном качестве.
Определяющими для ОМП направлениями работы являются: налаживание публичного диалога и взаимодействия между различными молодежными политическими и общественными организациями; законотворчество: инициирование и общественная экспертиза законопроектов, затрагивающих интересы молодого поколения (через Совет Попечителей МОП, в который входят представители органов государственной власти, члены Общественной палаты, ведущие политики); разработка и поддержка молодежных общественных программ и проектов, как на локальном уровне, так и в масштабах страны; взаимодействие с различными органами власти и общественными организациям с целью защиты и учета интересов молодежи; формирование кадрового резерва для органов представительной и государственной власти, создание центра притяжения молодых специалистов, обладающих большим политическим потенциалом; образовательная и просвещенческая деятельность, направленная на пропаганду идей гражданского согласия, социальной ответственности и общественного компромисса.
На своих заседаниях молодые парламентарии рассматривают различные проблемы. Так, на выездном заседании 11 декабря 2009 года в городе Казань поднимался вопрос о предложении по внесению изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе». Молодые парламентарии предложили давать отсрочку от военной службы студентам, которые обучаются в вузах страны по специальностям, не имеющим государственной аккредитации. Обсуждался вопрос о внесении изменений в Федеральный закон «О Государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Выступающий по этому вопросу Александр Булдаков даже назвал его «кри-
чащим заявлением молодежи». Председатель комитета по делам молодежи Госдумы ФС РФ Павел Тараканов, комментируя предложенную поправку об обязательном информировании молодежи реализации госпрограмм и проектов детских и молодежных общественных организаций, привел интересную статистику. По данным социсследования, проведенного Федеральным агентством по образованию, отсутствие, недостаток и искажение информации стало основной причиной неучастия детей и молодежи в деятельности общественных объединений. Больше половины опрошенных оказались не удовлетворены поступающей информацией, 15% сообщили о том, что вообще ничего не знают о действующих общественных объединениях, 64% студентов подтвердили наличие информационного голода. Таким образом, отсутствие активной пропаганды программ и проектов общественников, а также недостаточность внимания к профессиональной информационной поддержке молодежных организаций со стороны СМИ превратилось в важнейшую составляющую, которая мешает эффективнее развиваться молодежной политике. Надежды на улучшение ситуации Павел Тараканов возложил на создание новой информационной сети, а также на канал «Россия 2», который будет ориентирован на молодежную аудиторию. Присутствующие на выездном обсуждении эксперты-представители четырех комитетов Госдумы - по образованию, делам молодежи, обороне, а также экономической политике и предпринимательству оценили усилия молодых парламентариев и качество подготовки вносимых ими поправок [6].
На последнем заседании Общественной молодежной палаты при Государственной Думе, которое состоялось 31 марта 2010 года в Нижнем Новгороде под председательством заместителя Председателя Государственной Думы, председателя Общественной молодежной палаты С. С. Журовой был определен план деятельности палаты на 2010 год и подтвержден курс на модернизацию ее работы. В планах работы Общественной молодежной палаты на 2010 год более 30 федеральных и 7 региональных законопроектов. Помимо этого за каждой из комиссий палаты отныне закреплена обязанность по мониторингу законопроектной деятельности соответствующих профильных комитетов Государственной Думы России на предмет экспертизы обсуждаемых в ней законопроектов с точки зрения отстаивания прав и законных интересов молодежи. Особое внимание члены Совета Общественной молодежной палаты при ГД уделили проблемам повышения эффективности законотворческой работы своих региональных коллег. Решено провести анализ законодательного опыта субъектов Федерации и на его основе разработать модельные региональные законопроекты. Указанные законопроекты будут рассмотрены Общественной молодежной пала-
той и направлены в молодежные парламентские структуры субъектов Федерации, которые получат продукт, готовый к внесению на рассмотрение регионального законодательного собрания. Это позволит использовать лучшие законодательные решения регионов и мультиплицировать их положительный эффект сразу на всю территорию России. Также молодежные парламенты субъектов РФ, аналогично региональным законодательным собраниям, имеющим право законодательной инициативы, теперь имеют возможность инициировать законопроекты в Общественной молодежной палате при Государственной Думе. Соответствующее информационное письмо будет направлено в регионы. Если раньше вопросы в ОМП могли инициировать только ее члены, то теперь любой молодежный парламентарий через решение регионального молодежного парламента может инициировать свой федеральный законопроект. Также в случае отказа регионального законодательного собрания выйти с законодательной инициативой в Государственную Думу России по проекту закона, предложенного региональным молодежным парламентом, у молодежи появляется шанс направить его в профильный комитет ГД через рекомендации федеральной ОМП.
Необходимо отметить, что современная российская молодежь неоднородна как по характеру политического участия, так и по его содержанию. С одной стороны, мы имеем группу молодежи, которая уже имеет сложившиеся политические взгляды и убеждения, влияющие на политические суждения, которые оказываются сильнее сиюминутного интереса. Эта группа, не будучи многочисленной, отличается самостоятельностью суждений (причем, не только в политической плоскости). Она менее ведома, наоборот, скорее представляет собой кадровый резерв для «взрослой партийной элиты». С другой стороны, более многочисленную группу составляют те, кто голосует тогда, когда той или иной политической силе удается действительно сильно задеть их интересы, каким-то образом побудить их к участию в выборах. Этому может способствовать появление яркого партийного лидера, который увлекает молодежь своим нестандартным имиджем и поведением. Растянутое по времени переходное состояние молодых людей к «взрослости» характеризуется различием их социального опыта, поведенческих стереотипов и, соответственно, гражданской ответственности, различием степени конформизма и нонконформизма, устойчивости формирования референтных групп. Так, становится значимым фактор дифференциации политических технологий на те из них, которые действенны для всей молодежи, и те, которые предназначены для отдельных ее сегментов. Представляется важным, что если политически активной молодежи стало больше по сравнению с 90-ми годами
XX в., то ненамного. Однако изменилось качество этой активности, а также сам механизм взаимодействия молодых людей с партийными структурами. Российские политические партии всех без исключения идеологических направлений в последнее время обращают более пристальное внимание на молодых активистов и потенциальных соратников из числа входящего во взрослую жизнь поколения.
Молодежная политика партий включает в себя две основные составляющие: во-первых, про-
граммные положения, отражающие отношение к молодежи; во-вторых, организационные методы реализации этих положений. Место, которое современные политические партии России обычно отводят в своих программах вопросам молодежной политики, может сильно различаться в зависимости от политической стратегии. В соответствии с этим можно выделить четыре основных стратегии, направленные на вопросы молодежной политики: молодежное мессианство, социальная защита, стратегия освобождения молодежи и политическая педагогика. Первый подход исходит из стратегии уже упоминавшегося молодежного мессианизма, т. е. объявления молодежи локомотивом истории, теми людьми, которые наконец-то изменят этот мир. В русле этой стратегии выдвигаются два варианта программных положений. Смысл первого варианта состоит в следующем: у молодежи мессианская роль, это самая энергичная и перспективная часть населения, молодые люди - «представители будущего в настоящем», они лучше, чем нынешнее поколение понимают то, что нужно для них и для страны. Молодежь нуждается лишь в просторе для инициативы, и поэтому ей нужно просто уступить дорогу. Смысл второго варианта стратегии молодежного мессианства заключается в том, что молодежь - это наше завтра, поэтому ей необходимо дать возможность развить имеющиеся у нее возможности, в первую очередь через совершенствование системы образования, создание оптимальных стартовых условий, поощрение инициативы, выдвижение ее представителей на ответственные должности и т. п. Стратегия социальной защиты исходит из того, что «молодежь - одна из категорий не вполне социально дееспособных людей, поэтому нуждается в защите и опеке, оказании особой помощи, предоставлении особых льгот», она признается всеми партиями и движениями независимо от их политической ориентации. Выбор политической стратегии работы с молодежью зависит от идеологической ориентации, положения партий в обществе и государстве, подготовленности их лидеров, традиций внутрипартийной жизни, стиля политического поведения, конкретного социальнополитического, экономического, культурного и религиозного развития. Формирование молодежной политики - это внутреннее дело самих партий» [7].
Последние годы все ведущие российские партии стали формировать действенную, а не номинальную молодежную политику с целью не только привлечь молодежь в качестве пассивного участника политического процесса, а создать для нее условия политической самореализации и реального вхождения во власть. За последние годы в связи с переходом на пропорциональную и смешанную систему выборов в региональные парламенты число молодых депутатов (до 30 лет) в сравнении с периодом 10-летней давности значительно возросло. Партии для молодежи все чаще становятся не только институтами политической социализации, но и каналами карьерного роста и своеобразными социальными лифтами [3].
На сегодняшний день можно утверждать, что политические партии обладают одними из самых эффективных и универсальных механизмов политической социализации. При этом, высоко оценивая роль политических партий в деле политической социализации, важно отметить, что их роль с каждым годом заметно растет. В наибольшей степени роль современных партий значима при формировании политических предпочтений молодежи и ее электоральных ориентаций. На сегодняшний день российские партии в своей молодежной политике основное внимание отводят работе в нескольких направлениях:
- участвуют в организации и проведении специальных политических проектов, связанных с повышением уровня политической культуры молодежи с помощью программ «социализации подростков», наподобие постпионерского скаутинга; организуют политические курсы и семинары для молодежи, проводят деловые игры («детские выборы», «молодежная мэрия», «молодежный парламент»). В рамках этих же проектов в вузах возникают «неполитические» студенческие организации. Политический флеш-моб и прочие публичные акции все больше входят во «взрослый» партийный репертуар. Цель этих проектов двояка: во-первых, возбудить интерес молодых людей к политике вообще и, во-вторых, сформировать у них начала политической идентичности. И, в конечном счете, побудить их к сознательному участию в политической и партийной жизни;
- создают условия для вовлечения молодежи в избирательный процесс, в том числе включая в избирательные списки кандидатов. В этой связи обращает на себя внимание решение партии «Единая Россия» осуществить специальную модель самореализации молодежи в политике. 10 апреля
2006 г. Бюро Высшего совета и Президиум Генерального совета партии «Единая Россия» приняли решение об установлении 20% квоты для кандидатов, не достигших 28-летнего возраста, на участие в выборных списках партии на выборах всех уровней, включая выборы в Государственную Думу
2007 г. На базе «Молодой Гвардии Единой России»
начал действовать «ПолитЗавод», задачей которого стало формирование политической личности через агитацию, митинги, прямые дебаты и т. д. 11 мая 2006 года первые «проходные» года открылись в Астраханской, Липецкой, Новгородской, Свердловской областях; в республиках Карелия, Чувашия, Тыва; Еврейской автономной области и Приморском крае, где 8 октября проходили выборы в региональные Законодательные собрания, а также Пермском крае. Больше тысячи участников стали героями совершенно новых для России «прайме-риз». Свыше тысячи ярких, красивых, неординарных мероприятий и акций взорвали молодежное (и взрослое, кстати) региональное политическое пространство. Структура конкурса напоминает телешоу «Фабрика звезд», состоит из трех основных этапов (видеообращение к народу, организация публичных акций, общение с потенциальными избирателями) и финала, в ходе которого за кандидатуры будущих депутатов голосуют зрители. Прохождение участниками «ПолитЗавода» этапов конкурсного отбора оценивалось общественными экспертными комиссиями, в состав которых входили не только региональные и партийные функционеры, но и лидеры общественного мнения молодежной среды. 27 июня в День Молодежи во всех 9 регионах первой политзаводской волны состоялись финальные мероприятия молодежных профсоюзных организаций, и были объявлены имена «победителей политического соревнования, а их списки официально переданы в региональные отделения «Единой России». Таким образом, в общий предвыборный партсписок вошли 57 представителей молодежи, а это 20,07% от числа кандидатов от ВПП «Единая Россия» на региональных выборах 8 октября 2006 года. Политологи и представители оппозиции уверяют, что результаты «ПолитЗавода» были предопределены, а проект был не более чем «цирковым номером». «Это не конкурс, а цирковое представление по распиливанию бюджета «Единой России». «Ни о какой репрезентативной выборке здесь речи быть не может» - говорил учредитель Ассоциации молодых политических экспертов Олег Бондаренко. Хочется напомнить слова Председателя партии Бориса Вячеславовича Грызлова, которые были сказаны во время подписания решения о молодежной квоте: «Мы считаем, что нашу молодежь надо вовлекать в политическую жизнь, таким образом, чтобы не молодежь рвалась в эту сферу, а чтобы мы помогали молодежи, подготовленной молодежи, проходить во властные структуры. Если мы не будем двигать молодежь во власть, в ближайшем будущем у нас просто не будет кадрового резерва».
В работе с молодежными организациями российские партии пошли несколькими путями. Часть партий обзавелась собственными молодежными организациями (например, КПРФ - Союзом Коммунистической Молодежи, АПР - Российским аграрным союзом
молодежи, «Единая Россия» - «Молодой гвардией Единой России»). Другие партии стали взаимодействовать с самостоятельными молодежными организациями (например, СПС - с движением «Мы», «Справедливая Россия» - с движениями «Победа» и «Лигой Справедливости»). Рекордным годом по появлению в России молодежных организаций стал год 2005. Привлечение молодежи в свои партийные ряды стало одним из приоритетных направлений деятельности партий как «левых», так и «правых». Конкуренция на рынке молодежных организаций резко ужесточилась. Все это явилось следствием «цветных революций» в Грузии и Украине, где именно молодежь стала «ударной силой» улиц. Учитывая, что российская молодежь продолжала оставаться по большей степени аполитичной, это влекло за собой проблемы ее мобилизации. Кремлю важно было выстроить систему мотивации для молодых людей в рамках управляемой модели молодежной политики. Эта мотивация должна быть симбиозом непосредственного интереса к участию в работе движения и более широкого интереса к сохранению нынешней власти. Поэтому основной акцент в привлечении молодежи делается на создании возможностей самореализации, построения карьеры, получения доступа к тем или иным ресурсам и путям собственного продвижения.
На основе двух таких факторов как отношение к власти и политическая «окраска», можно выделить следующие молодежные организации:
- молодежные организации, работающие в интересах власти, среди которых, условно говоря, консервативные движения «Молодая гвардия», «Наши», «Россия молодая»;
- оппозиционные молодежные организации -левые (СКМ, АКМ) и правые «Оборона», «Да!» и множество других.
Особняком здесь стоят организации, которые создаются как бизнес-проекты («Пора», московское отделение «Идущих без Путина», «Мы»).
Более подробно здесь можно остановиться на двух организациях, представляющих оппо -зиционные друг к другу идеи двух политических партий «Единой России» и Коммунистической партии РФ это - «Молодая гвардия Единой России» (МГЕР) и «Союз коммунистической молодежи» (СКМ), чьи региональные представительства есть и в Оренбурге.
Основной состав оренбургских организаций составляют студенты высших учебных заведений.
Организация «МГЕР» решает такие политические задачи как распространение идей гражданского общества, повышение уровня правосознания населения, защита прав и свобод граждан; повышение уровня политико-правовой культуры молодежи; осуществляет сотрудничество с государственными и негосударственными структурами в деле реализации уставных целей и задач и др.
Основные направления деятельности организации: улица (тренер - Константин Корнаухов); ГБР - группа быстрого реагирования (тренер - Артем Томин); СМИ и МИШ - молодежные избирательные штабы (тренер - Кирилл Шкилев); Правозащита (тренер - Константин Уваров); Политработа (тренер - Владимир Шмыгарев).
Одна из ближайших задач «МГЕР» - восстановить мобилизационную сеть по высшим учебным заведениям путем создания первичных организаций. В 2007 году такая сеть уже была организована, в нее входили первичные организации ОГ АУ, ОГУ, ОГИМ. Политическое просвещение в организации осуществляется через семинары, лагеря, где ее члены обучаются правилам политической игры. Результат такой деятельности - члены «Молодой гвардии» представлены в молодежном парламенте (4 человека), в городском совете (1 человек) и областной избирательной комиссии (1 человек).
Достаточно активно члены «Молодой гвардии» участвуют в общественной жизни города. Так, например, 9 мая 2009 г. вся «Молодая Гвардия Единой России» организовала свою акцию. Ребята вышли на улицу Советскую и предлагали людям установить песни военных лет в качестве мелодии звонка мобильного телефона (мелодии закачивали через bluetooth); в День Конституции молодогвардейцы Оренбурга вышли на главную улицу города с лозунгом «Россия без крайностей»; провели выездной лагерь «Мотивация»(24-25.10.09); в праздник Государственного Флага России молодогвардейцы Оренбурга решили отойти от привычных форматов и на улице Советской провели флеш-моб в формате шествия. Путем различных встреч они обсуждают основные проблемы общества: в декабре 2009 года провели круглый стол на тему «Консервативная идея». На повестку были вынесены такие вопросы как консерватизм и модернизация; ценности и образ будущего; консервативные ценности и молодежь; «точка обзора» и цели поколения (21.12.09.); в январе 2010 года участвовали в слушаниях «О внесении изменений и дополнений в Устав г. Оренбурга». Предлагалось внести следующие изменения: избрание Главы города из состава депутатов городского Совета и назначение новой должности-Главы администрации города -по контракту (14.01.10). Местное отделение Всероссийской молодежной организации «Молодая Гвардия Единой России» реализует новый молодежный проект «Я призывник». Цель проекта заключается в подготовке допризывной молодежи к военной службе. Ребята занимаются физической подготовкой по специальным программам, учатся стрелять в тире, а также посещают теоретические занятия. Не остается без внимания и воспитание патриотизма. Молодогвардейцы в будущем пополнят ряды Вооруженных сил и будут служить на благо России.
Организация оппозиционного характера «Союз Коммунистической Молодежи» (СКМ) РФ была
сформирована 29 мая 1999 года. Оренбургское отделение данной организации возглавляет Нурлан Мунжасаров. Идеологическая линия СКМ РФ предусматривает сочетание принципов патриотизма и интернационализма в практической работе.
Основными задачами СКМ РФ в настоящее время являются следующие: организационное и идейное объединение молодежи, выступающей с левых и патриотических позиций: борьба за уничтожение всех форм эксплуатации; распространение среди молодежи знаний о теории и практике социализма, пропаганда необходимости возвращения России на путь социалистического развития; борьба за создание союзного государства, объединяющего народы России с братскими им народами; воспитание молодежи на принципах справедливости, солидарности, патриотизма и интернационализма; формирование у молодежи активной жизненной позиции, навыков активной политической деятельности; защита прав и интересов рабочей и учащейся молодежи; содействие интеллектуальному, творческому, нравственному и физическому развитию молодежи; приобщение молодежи к ценностям мировой и отечественной культуры; решение конкретных проблем молодежи через реализацию социальных, культурных, образовательных, спортивных и иных программ.
Для реализации поставленных задач Союз Коммунистической Молодежи использует следующие формы работы: развивает сеть региональных, местных и первичных отделений СКМ РФ; пропагандирует цели, задачи и деятельность СКМ РФ, идеи и идеалы комсомольского движения; осуществляет защиту прав и интересов молодежи всеми законными способами; организует собрания, митинги, демонстрации, пикетирования с целью выражения своего мнения по актуальным проблемам жизни общества и молодежи; разрабатывает молодежные программы в области науки, культуры, образования, интеллектуального развития, патриотического воспитания, социальной поддержки, занятости, спорта, информационного обеспечения, досуга; осуществляет разнообразные молодежные программы как самостоятельно, так и через взаимодействие с органами государственной власти, молодежными и иными общественными организациями; участвует в разработке и реализации мер государственной молодежной политики на уровне Российской Федерации, ее субъектов и местного самоуправления; участвует в избирательных кампаниях КПРФ, выдвигает совместно с КПРФ своих представителей в органы государственной власти различных уровней; учреждает средства массовой информации, занимается издательской деятельно-
стью; организует университеты, курсы, клубы, кружки, библиотеки, студии, летние лагеря; содействует развитию детского пионерского движения на территории Российской Федерации.
Создание молодежных организаций способствует увеличению электоральной базы политических партий и состава самих партий. В современных условиях важность молодежного звена политических партий очевидна. При системе формирования Государственной Думы ФС РФ по партийным спискам единственная возможности пополнения депутатского корпуса молодыми людьми - партии. Такие молодежные (припартийные) организации имеют реальные возможности инициировать вопросы жизнедеятельности молодежи перед своими партиями. Сегодня мы наблюдаем увеличение прослойки молодежи в составе партии. А отсюда, во-первых, возрастает политическая активность этой части молодежи, происходит определенная политическая социализация этих людей. Во-вторых, молодые люди имеют реальные возможности использовать в корпоративных интересах возможности партии. В-третьих, они способствуют осовремениванию целей и задач партии [8].
В результате проведения партиями молодежной политики в большей степени измени -лось не степень, а качество политической активности молодежи, а также сам механизм взаимодействия молодых людей с партийными структурами. Политические партии всех без исключения идеологических направлений в последнее время обращают более пристальное внимание на молодых активистов и потен -циальных соратников из числа входящего во взрослую жизнь поколения. Превращение этого явления в устойчивый и значимый процесс предполагает определение поведения полити -ческих партий в отношении молодежной политики как одной из первостепенных стратегических вопросов, выработку и реализацию целого комплекса политических молодежных технологий. Направить политическую активность молодежи в созидательное, а не в разрушительное русло, организовать мягкое и органичное вхождение молодежи в политику - вот задача, которая стоит сегодня перед российскими политическими партиями. Лидеры современных российских партий отчетливо осознают, что расширение участия молодежи в политическом, экономическом и культурном развитии страны является первым и необходимым шагом на пути формирования стабильного гражданского общества в стране. Это создает возможности для принятия молодыми людьми на себя ответственности за развитие своей страны и общества. Настал момент, когда все больше молодых людей понимает, что время «от меня ничего не
зависит» ушло, настало время «будущее зависит только от меня».
ЛИТЕРАТУРА
1. Бычков Д. В. Российские партии в процессе политической социализации молодежи в условиях современной России // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». 2009. №1. Философия. Политология. URL: www.zpu-joumail.ru/e-zpu/2009/1/Bychkov (дата обращения 20.10.10).
2. Родзинский И. М. Молодежь как объект российских политических партий // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение», 2009. №1. Философия. Политология. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/1/Rodzinskiy/index. php? sphrase_id=4308 (дата обращения 20.10.10).
3. Данилин П. Новая молодежная политика 2003-2005. М.: Издательство «Европа», 2006. 292 с.
4. Сорокин О. В. Особенности формирования политического сознания современной российской молодежи // Власть. №8, 2007. С. 48-53.
5. Рекомендации по развитию молодежного парламентаризма в Российской Федерации // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. 2003. №»6. С. 38-51.
6. Государственный совет республики Татарстан.
иКЬ: www.gossov.tatarstan.ru/organization/molod/ (дата обращения
4.09.10).
7. Родзинский И. М. Молодежь как объект российских политических партий // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение», 2009. № 1. Философия. Политология. ЦКЪ: www.zpu-joumail.rU/e-zpu/2009/1/Rodzinski/ (дата обращения
4.09.10).
8. Криворученко В. К. Социализация молодого поколения в условиях развития демократии и гражданского общества в современной России: политологический аспект // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение», 2008. №8. Философия. Политология. URL: www.zpu-joumail.ru/e-zpu/2008/3/Krivoruchenko (дата обращения 30.08.10).
Поступила в редакцию 22.11.2010 г.