Научная статья на тему 'Совершенствование методики проведения активных видов учебных занятий на основе современных информационных технологий'

Совершенствование методики проведения активных видов учебных занятий на основе современных информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
550
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / КШУ / ЦКШУ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАНИЕ / МВД РОССИИ / АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ МВД РОССИИ / ACTIVE TYPES OF TRAINING / COMMAND-STAFF EXERCISE / CENTRAL COMMAND-STAFF EXERCISE / INFORMATION TECHNOLOGIES / EDUCATION / MINISTRY OF THE INTERIOR OF RUSSIA / THE ACADEMY OF THE MINISTRY OF THE INTERIOR OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жевлакович И. Д., Лукашов Н. В., Шевырева О. Н.

В статье рассмотрены вопросы совершенствования образовательного процесса в Академии управления МВД России на основе использования активных форм обучения с применением современных информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жевлакович И. Д., Лукашов Н. В., Шевырева О. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the methodology of the active types of training sessions based on modern information technologies

The issues of improving the educational process at the Academy of the Ministry of the Interior of Russia are considered based on the practicing of active types of training sessions with the use of modern information technologies.

Текст научной работы на тему «Совершенствование методики проведения активных видов учебных занятий на основе современных информационных технологий»

IISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2011. № 3 (19)

78

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

И КАДРОВОЕ

обеспечение деятельности правоохранительных органов

И.Д. ЖЕВЛАКОВИЧ,

заместитель начальника научного центра, кандидат юридических наук

(Академия управления МВД России) Н.В. ЛУКАШОВ,

заместитель начальника кафедры информационных технологий управления органами внутренних дел,

кандидат физико-математических наук, доцент (Академия управления МВД России) О.Н. ШЕВЫРЕВА,

старший преподаватель кафедры информационных технологий управления органами внутренних дел,

кандидат технических наук (Академия управления МВД России)

Совершенствование методики проведения активных видов учебных занятий на основе современных информационных технологий

В статье рассмотрены вопросы совершен- Кроме того, появилось принципиально но-

ствования образовательного процесса в Ака- вое общее направление подготовки, обусловлен-

демии управления МВД России на основе ное реализацией программы «Электронная Рос-

использования активных форм обучения с при- сия», концепции электронного правительства,

менением современных информационных тех- решения поставленной Президентом России

нологий. Д.А. Медведевым задачи перехода на оказание

государственных услуг населению в электрон-

активные формы обучения, КШУ, ЦКШУ, ин- ном виде. Требуется принятие неотложных мер,

формационные технологии, образование, МВД направленных на подготовку сотрудников и

России, Академия управления МВД России. руководителей органов внутренних дел совре-

Нменного типа, владеющих современными епрерывное углубление специализации, информационно-телекоммуникационными тех-усложнение структуры органов внут- нологиями и умеющих применять их на практике. ренних дел, внедрение специальных Такая постановка вопроса следует из анализа технических и иных средств, а также инфор- нормативно-правовых актов, публикаций [1, 7] и мационных технологий в систему российского др. Отметим, что повышение качества подготов-образования предъявляют новые требования к ки и квалификации руководящего состава си-профессиональному обучению и переподготов- стемы МВД России является одним из главных ке кадров. Профессиональное обучение должно условий успешного выполнения возложенных быть гибким и мобильным, т. е. в условиях бы- на них задач по управлению вверенными подстрой сменяемости учебных программ с одно- разделениями и органами внутренних дел [2]. временным возрастанием количества специ- Одним из путей решения этой проблемы яв-альностей, по которым происходит обучение, и ляется совершенствование процесса профессио-преподаваемых дисциплин оно должно обеспе- нального обучения путем усиления его практи-чивать подготовку специалистов в минимально ческой направленности, расширения практики возможные сроки. проведения активных видов занятий на основе

инновационных образовательных технологий. Характерная особенность данного направления обучения — активизация творческой активности обучаемого как посредством включения его в процесс обмена информацией (устной, документальной, поступающей с помощью технических средств аудио-, видеосвязи), так и за счет дополнительных внешних воздействий — демонстрации фото-, видеоматериалов, погружения в виртуальную реальность, создания игровой обстановки и т. д. При этом важно не утратить фундаментальность обучения, которая исторически являлась отличительным признаком отечественной системы образования.

По мнению ряда исследователей, к концу XX в. были сформированы два подхода к обучению.

В основу отечественной фундаментальной системы образования был положен один из них — принцип «от общего к частному». Он предполагает углубленное изучение ряда фундаментальных дисциплин, позволяющее подготовить универсального высокообразованного специалиста, способного адаптироваться к решению широкого спектра прикладных задач.

В системе европейского образования широкое распространение получил другой подход, предполагающий заучивание определенных правил (формул, алгоритмов и т. д.) без углубления в теорию вопроса, что позволяет достаточно быстро и при минимуме затрат готовить «узких» специалистов для решения определенного круга стандартных задач в рамках строго детерминированной системы. С этим связано широкое использование тестирования как одной из основных форм контроля знаний. Проблема тестирования в широком смысле также сопряжена с фундаментальными отличиями в философских концепциях, заложенных в основу отечественной и западной моделей образования [4].

Альтернативой тестированию является классический экзамен, принимаемый носителями знаний, принадлежащих к той или иной научной школе, что предполагает наличие в достаточном количестве высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава.

В условиях увеличения числа преподаваемых дисциплин и одновременного уменьшения количества носителей соответствующих знаний тестирование естественным образом завоевывает все большую популярность. Этому способствует и расширение практики использования в образовании современных информационно-телекоммуникационных технологий. Постепенный отход от принципов классического отечественного образования влечет утрату его фундаментальности, что, на наш взгляд, не приемлемо для руководителя органа внутренних дел, прежде всего высшего звена. Механическое

внедрение активных методов обучения на основе современных информационных технологий также снижает эту фундаментальность, поскольку восприятие информации через мультимедийные средства, особенно в большом количестве, предоставляет обучаемому гораздо меньше возможностей для ее критического осмысления и усвоения базовых знаний.

При этом возрастает потребность в усвоении ряда нормативно-правовых актов, алгоритмов действий руководителей, разборе типовых ситуаций, которая лучше удовлетворяется именно при помощи таких высокотехнологичных средств.

Представляется очень важной разработка образовательной технологии, которая гармонично сочетала бы достоинства обоих подходов. На наш взгляд, предлагаемая нами схема построения образовательного процесса в Академии управления МВД России может стать решением данного вопроса.

Во-первых, преподавание базовых, фундаментальных дисциплин необходимо осуществлять по классической технологии, с использованием современных технических средств обучения лишь в качестве вспомогательных. Также следует минимизировать практику тестирования для проверки знаний по таким дисциплинам.

Во-вторых, нужно обеспечить доступ к носителям знаний (ведущие ученые, специалисты-практики) максимально большей аудитории, посредством использования телекоммуникационных технологий для дистанционного общения (в форме видеоконференции, трансляции или демонстрации записанных ранее видеолекций ведущих специалистов и т. д.).

В-третьих, прикладные дисциплины, направленные на совершенствование умений и навыков в оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел следует преподавать максимально полно, используя вышеописанные активные методы обучения на базе полигонов кафедр и создаваемого Центра командно-штабных учений, что позволит повысить усвояемость знаний за меньшее количество времени.

Сочетание фундаментальных теоретических основ прикладной направленности образования и активных методов обучения с использованием новых технических средств информатизации и телекоммуникации позволит сформировать у слушателей Академии управления МВД России навыки комплексного подхода к выполнению управленческих функций руководящего состава Министерства внутренних дел.

Активные методы обучения предполагают использование системы методов, направленных главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний и их воспроизведение, а на

79

IISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2011. № 3 (19)

80

самостоятельное овладение ими в процессе активной познавательной деятельности.

Широкое использование активных методов обучения в форме командно-штабных учений (КШУ) всегда было особенностью обучения в Академии управления МВД России. Первое занятие было разработано и проведено в 1973 г. по инициативе руководства МВД СССР, которое стремилось повысить уровень подготовки руководящего состава органов внутренних дел — министров, начальников УВД и командиров соединений внутренних войск [5]. Целью было поставлено определение уровня организаторских навыков и умений обучаемых по руководству деятельностью органов внутренних дел при выполнении оперативно-служебных задач. По окончании учения были проанализированы результаты работы обучаемых и разработаны мероприятия по повышению качества управленческой деятельности руководящего состава органов внутренних дел. В последующие годы со слушателями очного и заочного обучения, Высших академических курсов Академии управления МВД России, руководящими работниками МВД, ГУВД, УВД было проведено значительное количество учений [6].

Как правило, данные занятия проводятся по завершении изучения разделов соответствующих дисциплин. Эта практика постоянно расширяется, совершенствуется методика [8]. Например, для отработки навыков выработки управленческих решений и закрепления теоретического материала все большую популярность приобретают деловые игры. Отметим, что родиной деловых игр является СССР. Их возникновение было обусловлено потребностями становления и развития народного хозяйства. Первая деловая игра была разработана и проведена в 1932 г. для отработки вводимой диспетчерской системы управления. Для сравнения: первая деловая игра в США была создана только в 1956 г. [3]. К сожалению, в развитии деловых игр как активного метода обучения в России был большой перерыв, связанный с гонениями на кибернетику и некоторые другие направления научной и педагогической деятельности. С конца ХХ в. началось их возрождение, и этот вид активного обучения интенсивно развивается на новой технологической базе.

Важной составляющей подготовки и проведения как деловых игр, так и учений является применение технических средств обучения, в частности компьютерной техники. Соответствующая работа в Академии МВД России проводилась начиная с 1988 г. В 1995 г. на базе комплекса игр и учений была развернута локальная вычислительная сеть, включающая по два компьютера в каждом из 10 игровых коллективов и один компьютер в штабе учений. Кроме того, в каждом

игровом коллективе имелось по два компьютера, не включенных в сеть. Компьютер в штабе учений был сервером, позволяющим осуществлять сбор информации из игровых коллективов для последующего анализа.

Имевшееся автоматизированное информационное обеспечение командно-штабных учений было адаптировано под новые способы использования, и компьютерная поддержка учений осуществлялась по следующим направлениям:

1) рекомендации должностным лицам (членам оперативного штаба);

2) справочные данные (нормативно-правовые акты по теме учения);

3) расчет сил и средств (для расчета численности групп оперативного построения);

4) работа с графическими документами — схемами, картами (компьютерная графика);

5) контроль знаний обучаемых (тестирование на знание слушателями нормативно-правовых документов).

Локальная вычислительная сеть использовалась для контроля знаний слушателей путем тестирования. По результатам тестирования выдавался протокол, в котором фиксировались количество отличных, хороших, удовлетворительных и неудовлетворительных оценок; списки слушателей с оценками; количественный и качественный анализ ответов слушателей по каждому вопросу.

В целях дальнейшего приближения данной формы обучения к практике возникает настоятельная необходимость повышения эффективности этого комплекса занятий. Появляются принципиально новые технические возможности — видеоконференцсвязь, коллективные средства отображения информации, сетевые геоинформационные системы, активно развиваются телекоммуникационные технологии.

В этих условиях руководством МВД России было принято решение о создании в Академии управления МВД России Центра командно-штабных учений (ЦКШУ), оснащенного новейшими техническими средствами обучения.

Основными задачами Центра являются обеспечение проведения активных видов занятий (учений, игр, тренингов и т. д.) со слушателями Академии управления во всех формах обучения, а также с высшим командным составом МВД, ВВ и других правоохранительных органов России, в частности с отработкой элементов межведомственного взаимодействия; формирование у руководителей всех уровней навыков принятия управленческих решений, повышение квалификации руководящего состава МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, горрайорганов в связи с проведением XXII Олимпийских игр и XI Параолимпийских зимних игр в г. Сочи в 2014 г. и др., решение исследовательских задач

по совершенствованию системы оперативного управления МВД России.

Основой ЦКШУ должна стать система информационного обеспечения. Главной ее задачей является создание единого информационного пространства для обучаемых и обучающих. В частности, сюда войдут созданные виртуальные игровые пространства с реализацией четырех уровней представления, общего как для всех коллективов, так и отдельного для микрогруппы или обучаемого, с максимально реалистичным воссозданием оперативной обстановки. Между рабочими местами, игровыми коллективами и штабом будет обеспечена аудио-, видеосвязь — как индивидуальная, так и в режиме конференции с произвольным выбором абонентов. Все участники учебного процесса обеспечиваются необходимой справочной информацией, в частности картографической. Предусматривается не только компьютерное моделирование оперативной обстановки с использованием геоинформационных и других систем, но и документирование деятельности всех участников учений, игр и тренировок с возможностью последующего синхронизированного воспроизведения действий участников. Наконец, система информационного обеспечения предусматривает подключение в учебных целях к действующим региональным центрам оперативного управления (ЦОУ), ЦОУ МВД России и к другим субъектам управления с использованием ЕИТКС ОВД и других средств и систем связи.

Инфраструктура ЦКШУ представляет собой 10 специализированных аудиторий, которые составляют восемь типовых помещений для игровых коллективов, одна аудитория — игровая с расширенными техническими возможностями и помещение штаба.

Типовые игровые аудитории оснащены автоматизированными рабочими местами (АРМ) для обучаемых, рабочими местами для посредника и оператора, а также аппаратурой видео-конференцсвязи, аудиоконференцсистемой, средствами коллективного отображения информации, планшетами, наглядными пособиями, часами реального и оперативного времени и др.

Помещение с расширенными научно-педагогическими возможностями спроектировано с учетом требований к кабинету повышения педагогического мастерства: увеличено количество рабочих мест, предусмотрены трибуна выступающего и ряд дополнительных технических возможностей.

Помещение штаба оборудовано всем необходимым для размещения руководства учениями и лиц, осуществляющих контроль за их проведением, оснащено средствами коллективного отображения, столом для проведения конференций и презентаций, АРМ руководителя учений (его

первого заместителя, трех заместителей, начальника штаба) и АРМ оператора. Кроме того, в помещении штаба имеются средства связи с выходом на ведомственные телекоммуникационные сети (в т. ч. ЕИТКС ОВД), местную, городскую телефонную сеть и т. д. Из помещения штаба может осуществляться видеоконференцсвязь как с игровыми коллективами, так и с внешними абонентами.

Помещение штаба имеет отделенные перегородками зоны для размещения группы старших посредников, группы разбора, консультантов, также оборудованы места для ведения переговоров и аппаратная для размещения оборудования.

Таким образом, оснащение ЦКШУ позволяет реализовать все современные и перспективные технологии активного обучения за счет широкомасштабного использования информационно-телекоммуникационных технологий, средств группового и индивидуального отображения мультимедийной информации, компьютерного моделирования.

Для максимального приближения к реальной обстановке и эффективного формирования виртуального игрового пространства разработана и пополняется информационная модель органа внутренних дел по субъекту Российской Федерации. Она опирается на имеющуюся номенклатуру должностей подразделений системы МВД России в соответствии с организационно-штатной структурой муниципального, регионального и федерального уровней управления. Гибкая структура этой модели может быть изменена, в частности с учетом реформирования органов внутренних дел. Предусмотрена также возможность оперативного внесения локальных обратимых изменений в учебных и научно-исследовательских целях.

Основным элементом модели является виртуальная штатная единица — информационный образ определенной должности в штатном расписании органа внутренних дел, который при необходимости может быть дополнен психологическим портретом соответствующего сотрудника (работника).

Виртуальная штатная единица содержит, помимо должностных инструкций и функциональных обязанностей, комплект учебной оперативно-служебной документации, включая штатное расписание подразделения, распорядок дня, индивидуальный план, графики дежурств, отпусков и т. п. Здесь же можно найти подборку необходимых нормативно-правовых документов, статистических данных (в виде ссылок на общую электронную библиотеку документов), фотографий и планов рабочего места (кабинета), территории обслуживания, объектов, где проводится основное рабочее время, и других

81

I ISSN 2072-9391 Труды Академии управления МВД России. 2011. № 3 (19)

82

материалов для создания эффекта погружения в виртуальную реальность.

В интерфейсе (образе виртуальной штатной единицы, предъявляемом на экране монитора) обучаемого предусмотрены связи для перехода на вышестоящий или нижестоящий уровень управления по линии работы (аналогичная должность, если она существует на другом уровне) и по иерархии подчиненности внутри соответствующего органа внутренних дел (от начальника к подчиненным или к вышестоящему начальнику).

Информационная модель содержит также необходимые данные общего назначения: схемы организационно-штатной структуры органа и его подразделений, основных внешних связей, в частности межведомственных; нормативно-правовую базу с детализацией распоряжений отдельных руководителей подразделений; материалы, формирующиеся в ходе текущего документооборота и делопроизводства (письма, заявления граждан, журналы учетов и т. д.); статистические данные, используемые в ходе оперативно-служебной деятельности; справочную информацию общего характера; геопространственные данные (карты и трехмерные модели, включая модели служебных помещений, мест происшествий, участков местности и т. д.); мультимедийные материалы, фото-, видео- и аудиозаписи для создания эффекта присутствия и виртуальной реальности.

Перечисленные данные могут оперативно изменяться как для модели в целом, так и локально, обратимо, при проведении конкретных учебных мероприятий.

Важным компонентом модели является общий набор сквозных примеров из реальной практики деятельности органов внутренних дел, решение по которым затрагивает интересы сразу нескольких служб и подразделений. Эти примеры могут относиться и к нескольким уровням управления (например, крупное общественно-политическое событие, чрезвычайная ситуация и т. д.). Примеры используются при подготовке занятий и учебно-методических материалов. По мере освоения различных дисциплин по отдельным направлениям деятельности слушатель получает возможность многомерного восприятия и анализа одного и того же события как по горизонтали (с точки зрения разных служб), так и по вертикали (с разных уровней управления). Это развивает способности комплексного анализа ситуации и принятия наиболее оптимальных решений, что особенно важно для руководителя.

Типовой набор сквозных примеров содержит текстовую часть (основанную на реальных событиях); картографические данные, схемы, планы; иллюстративные аудио-, фото-, видеоматериалы; хронометраж событий; соответствующую

оперативно-служебную документацию; дополнительные необходимые информационно-справочные материалы (при их отсутствии в основной модели); информацию о принятых по конкретному событию решениях и их последствиях; результаты разбора события, комментарии специалистов.

Решения, принятые обучаемыми по вводным, могут аккумулироваться для дальнейшего анализа, в целях совершенствования учебного процесса и в научно-исследовательской деятельности.

Технические возможности ЦКШУ в сочетании с информационной моделью создадут принципиально новые возможности для совершенствования образовательного процесса и повышения качества обучения в Академии управления МВД России. Думается, что просто механический перенос имеющихся методик на новую технологическую базу не приведет к ожидаемому результату. Для его достижения в Академии управления МВД России интенсивно разрабатываются принципиально новые методические и организационные решения с учетом закономерностей современной дидактики и организации образовательного процесса.

Список литературы

1. Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 29 июня 2009 г. № 490.

2. О совершенствовании отбора, обучения и распределения выпускников I факультета Академии управления МВД России: приказ МВД России от 20 сентября 2007 г. № 816 (в ред. приказа МВД России от 4 декабря 2008 г. № 1064).

3. Бельчиков Я.М., Бирштейн М.М. Деловые игры. Рига, 1989.

4. Гордиенко А.А. Воспроизводство ума и прогресс общества. Воронеж, 2001.

5. Крылов С.М., Андриевский А.Е., Ложкин И.Е. Учебно-методические материалы оперативного учения «Пламя». М., 1973.

6. Майдыков А.Ф., Ложкин И.Е., Потемский В.М. Разработка, подготовка и проведение командно-штабных учений: учеб. пособ. М., 2001.

7. Майдыков А.Ф. Теоретические и организационно-правовые проблемы подготовки руководящих кадров органов внутренних дел в Академии управления МВД России // Труды Академии управления МВД России. 2008. № 2 (6).

8. Никитин М.Н., Кадынцев А.Н., Анюров Ф.Ф. Организация разработки и проведения командно-штабных и тактико-специальных учений (игр) в органах внутренних дел: учеб. пособ. М., 2010.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.