УДК 351.74
Токбаев Аюб Амербиевич
Tokbayev Ayub Amerbievich
преподаватель кафедры деятельности органов внутренних дел в особых условиях Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиала) Краснодарского университета МВД России
ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА, ПРОЯВЛЯЮЩИЕСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ МВД РОССИИ
PhD in Economics, Lecturer, Police Special Operations Department, North Caucasus Institute for Advanced Training (branch) of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
EDUCATIONAL PROBLEMS IN THE PROCESS OF TRAINING IN THE SPECIAL FORCES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
Аннотация:
В статье затронута проблема качества профессиональной подготовки сотрудников подразделений специального назначения МВД России, отмечена недостаточная научно-педагогическая проработка данной проблемы, предложены пути ее разрешения. Доказывается, что от профессионализма командира спецподразделения, являющегося основным организатором профессиональной подготовки в процессе служебной деятельности, во многом зависит уровень профессиональной подготовки сотрудников спецподразделений.
Ключевые слова:
профессиональная подготовка, виды профессионального обучения, повышение квалификации, командир спецподразделения, педагогическая деятельность командира, учебный процесс.
Summary:
The article discusses the quality of professional training in the special forces of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The author emphasizes the insufficient research and pedagogical study of this problem, and suggests the ways of its solution. It is proved that professionalism of the special unit commander, who is the chief organizer of training in the course of service, affect in large part the competence level of special forces personnel.
Keywords:
vocational training, types of vocational training, advanced training, special forces commander, commander's pedagogical activities, educational process.
В связи с особым характером служебной деятельности подразделений специального назначения МВД России актуальной является профессиональная подготовка сотрудников данных подразделений, которую следует понимать как вид образования, направленный на приобретение умений, знаний, навыков, а также формирование определенного опыта, необходимого для выполнения служебных функций (служебной деятельности) [1].
Профессиональная подготовка - это разновидность профессионального обучения; имеющее конкретную форму, систематическое изменение поведения личности через формирование новых навыков, которое происходит в результате получения образования, инструктажа, развития и планомерного практического опыта [2].
К видам профессионального обучения сотрудников подразделений специального назначения территориальных органов МВД России относятся [3]:
- дополнительное профессиональное образование (включая повышение квалификации),
- профессиональная служебная и физическая подготовка.
Актуальность проблемы качества профессиональной подготовки обусловлена в первую очередь недостаточной научно-педагогической проработкой проблемы качества процесса обучения [4], его содержания и структуры, оценки и диагностики, а также механизмов оценки. Наблюдается недостаточность научной разработанности профессионального обучения сотрудников подразделений специального назначения, что влияет на качество их профессиональной подготовки.
Одной из важнейших стратегических задач профессиональной подготовки сотрудников подразделений специального назначения является внедрение технических, технологических, дидактических и организационных инноваций на различных уровнях и этапах процесса обучения. При этом важным является то, что инновации должны быть четко ориентированы на достижение единой цели, взаимосвязаны и применяться комплексно. Использование инноваций должно давать синергетический эффект, многократно увеличивая эффективность и качество образовательного процесса.
Профессиональную служебную подготовку необходимо строить на научной основе, с применением опыта проведения учений и занятий, а также с учетом перспектив развития и технического оснащения спецподразделений.
Главным организатором профессиональной подготовки является командир спецподразделения. Он принимает решение об организации профессиональной подготовки, участвует в разработке важнейших планирующих документов, руководит процессом профессиональной подготовки подчиненных.
Проблемы готовности командира отряда к инновационной профессионально-педагогической деятельности являются чрезвычайно актуальными в современных условиях и требуют новых, нестандартных решений. В соответствии с инновационной парадигмой задачи командира как организатора и участника профессиональной подготовки изменяются и наполняются новым содержанием. В процессе осуществления служебной деятельности командир подразделения специального назначения обязан быть формальным и неформальным лидером, но в контексте новой образовательной парадигмы он теряет позицию единственного лидера в учебном процессе профессиональной подготовки. По сути дела, каждый обучающийся должен стать лидером, «конструктором» собственного образовательного процесса, собственного знания, потому что лидерство предполагает ответственность.
В процессе повышения квалификации командиров отрядов следует учесть, что их профессионально-педагогической деятельности присуща универсальная структура, которая свойственна и другим видам служебной профессиональной деятельности. В то же время она имеет свою специфику, отражающую предмет деятельности, сферу приложения и ее функции.
В качестве ведущих признаков, характеризующих профессионально-педагогическую деятельность командира, традиционно выделяют: знание материала, энтузиазм в работе, умение организовать и поставить учебный процесс, инициирующий активность обучаемого.
Следует выделить три группы отличительных признаков, характеризующих научно-педагогическую деятельность командира: индивидуальные, функциональные и гуманистические признаки.
В первой группе при повышении квалификации особое внимание следует уделить базовому образованию командира, в котором в качестве главных признаков выступают критическое мышление и способность критической и одновременно комплексной оценки объектов, моделирование, потребность обновлять и дополнять свои знания. Важно подчеркнуть, что командир должен понимать свою профессиональную деятельность не только как применение полученных знаний на практике, но и как приобретение дополнительных знаний, умений и навыков, становление компетенций.
Функциональные признаки педагогической деятельности командира подразделения специального назначения связываются с ее структурными компонентами. Сюда относят проектирование и конструирование, организацию и коммуникацию.
Гуманистическая функция педагогической деятельности командира отражает уровень развития его способностей, мотивации к педагогической деятельности, сформированности профессионального мышления.
Следует подчеркнуть, что подавляющее большинство командиров отрядов не имеют педагогического образования. Вследствие этого не все командиры уделяют должное внимание внедрению новых подходов, методов обучения в учебный процесс профессиональной подготовки.
Как можно видеть из опыта работы в системе повышения квалификации, командиры не говорят о затруднениях, которые они испытывают в своей педагогической служебной деятельности, они не готовы их обсуждать, определять и делать выводы.
В связи с этим представляется, что проблемы профессиональной подготовки сотрудников подразделений специального назначения МВД России будут решены при условии:
- концептуальной разработанности процесса профессиональной подготовки на основе инновационной парадигмы российского профессионального обучения;
- организации в системе повышения квалификации семинаров и различных курсов педагогической направленности для командиров подразделений специального назначения территориальных органов МВД России.
Ссылки:
1. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29 дек. 2012 г. № 273-Ф3.
2. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. 8-е изд. СПб., 2004. 825 с.
3. Об утверждении порядка организации кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 31 марта 2015 г. № 385.
4. Бураева Л.А. Повышение квалификации сотрудников органов внутренних дел в условиях информатизации правоохранительной деятельности // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 10-2 (36). С. 45-48.