К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ИНСТРУКТОРСКОГО СОСТАВА СПЕЦИАЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МВД РОССИИ
Ю.Ф. ФЕДЮКОВ, Московский университет МВД России
Аннотация
В статье рассмотрены основные направления профессиональной подготовки инструкторов спецподразделений МВД России. Назрела необходимость в создании новой концепции, предусматривающей непрерывное обучение специалистов согласно современным стандартам высшего профессионального образования. Обсуждается круг обязанностей, включающих в себя педагогический компонент, и соответствующие
требования к сотрудникам.
Ключевые слова: спецподразделение, инструктор, образование, профессиональная подготовка.
Abstract
In article the basic directions of professional training of instructors of the special task forces are considered. It is ripened necessity for creation of the new concept providing continuous training of experts according to modern standards of the higher education. The circle of the duties including a pedagogical component, and corresponding requirements to employees are discussed.
Key words: special task forces, instructor, education, professional training.
В современных условиях существенно видоизменились качественные и количественные характеристики преступности, что обуславливает потребность в подготовке компетентных, мобильных и профессиональных сотрудников специальных подразделений МВД России.
Эти обстоятельства предопределяют собой необходимость высокой профессиональной подготовки подразделений специального назначения органов внутренних дел (ОВД). Но, как показывает практика, многие сотрудники милиции имеют слабую физическую подготовленность, неумело обращаются с огнестрельным оружием или небрежно его используют, что не позволяет им эффективно выполнять служебно-боевые задачи и обеспечивать личную безопасность [2]. Поэтому наиважнейшей задачей перед теми специалистами, кто готовит сотрудников специальных подразделений, должна стать подготовка хорошо физических развитых, координированных, обладающих высокой степенью психической устойчивости, смелых, решительных, уверенных в своих силах и инициативных сотрудников, способных успешно действовать в сложной и опасной обстановке.
Главной задачей при подготовке сотрудников специальных подразделений системы МВД является систематическое пополнение их квалифицированными специалистами, инструкторами, способными эффективно готовить личный состав к профессиональной деятельности в процессе занятий служебно-боевой подготовкой.
Необходимы высокие требования к результатам работы инструкторского состава специальных подразделений МВД России. Разработка требований к подготовленности специалиста должна быть основана на компетентностной основе, в содержание которой должны быть интегрированы отраслевой и психолого-педагогический компоненты, с предметной специализацией как инструкторов спецпод-разделений, так и специалистов, готовящих будущих инструкторов.
Анализ отечественных и зарубежных источников и практики свидетельствуют о том, что вопросы профессионально-прикладной подготовки сотрудников МВД России не были предметом самостоятельного научного исследования. В многочисленных работах советского и постсоветского периода профессиональноприкладная подготовка не выделяется как самостоятельное направление в работе с личным составом ОВД или преподавателями [3]. В настоящее время практически нет специальной литературы, посвященной теории и практике подготовки инструкторов спецподразделений в системе МВД.
Анализ литературных источников свидетельствует о существовании немногочисленных теоретических работ и практических рекомендаций, посвященных действиям сотрудников спецподразделений в конкретных условиях службы. Изученные правовые источники не позволяют однозначно говорить об особом внимании к проблемам подготовки и переподготовки инструкторского состава спецподразделений МВД России. С целью изучения концептуальных основ обучения и выполнения служебнобоевых задач сотрудниками специальных подразделений нами в качестве источниковой базы использовались официальные документы: законы, указы Президента Российской Федерации и постановления правительства; приказы МВД России; наставления и руководства по физической и боевой подготовке.
Нормативно-правовую основу профессиональнопедагогической подготовки инструкторского состава спецподразделений МВД России составляют ведомственные нормативные акты, но и они в ряде случаев не учитывают специфику профессиональной деятельности [4].
Изучение теории педагогики и практический опыт свидетельствуют, что в ОВД общая и профессиональная педагогика рассматривается не как консервативная, формализованная наука, связанная с решением
лишь теоретических вопросов, а как важнейший и необходимый компонент в практической деятельности сотрудников правоохранительных органов. Знание педагогических закономерностей и принципов обучения и воспитания, путей применения педагогических приемов и методов в процессе профессиональной деятельности непосредственно оптимизирует труд каждого сотрудника ОВД, эффективно помогает строить и регулировать взаимоотношения в коллективе, с людьми, глубже понимать мотивы их поступков, познавать объективную действительность, качественно оценить и использовать результаты такого анализа в практической служебной деятельности [5].
По данным МВД России, за последнее время сложилась напряженная ситуация с подготовкой высококвалифицированных инструкторов для работы в МВД России. Как показал анализ, из 6800 сотрудников, организующих профессионально-педагогический процесс, 4800 (70%) не имеют соответствующего профессионального образования [6]. Это является одной из причин недостаточной профессионально-педагогической подготовки и переподготовки инструкторов для различных подразделений, в том числе и специальных.
Чрезвычайно важная роль отводится компетентности инструкторского состава, т.к. от его эффективной работы зависит качественный показатель выполнения оперативно-служебных задач личного состава.
К первоочередным задачам работы инструкторов относятся:
На первом этапе - адаптировать личный состав к экстремальным условиям службы в подразделении.
На втором этапе - обучить сотрудников профессиональным знаниям, умениям и навыкам для результативного выполнения поставленных служебно-боевых задач.
На третьем этапе - целенаправленно и методично развивать и совершенствовать специальную, боевую и физическую готовность сотрудников к различным нестандартным условиям несения службы.
В связи с этим первостепенное значение должно быть направлено на разработку и внедрение в образовательный процесс учебной программы, основу которой должна составлять «профессионально-педагогическая подготовка и переподготовка инструкторов специальных подразделений МВД России». Все это необходимо для полноценного обеспечения требуемых знаний, умений и навыков, которые определяют и формируют базовую профессиональную и служебно-боевую подготовленность инструкторов и сотрудников специальных подразделений МВД России.
Коллектив специального подразделения является особой структурой в системе МВД РФ. Это военизированное подразделение, имеющее специфический уклад повседневной службы, и определенную общность деятельности по решению важных задач в кризисных ситуациях. Это коллектив, в котором сотрудники должны мастерски владеть различными видами вооружения и техники, быть хорошо подготовленными в физическом и психологическом отношении, обладать высоким интел-
лектом, организованностью и дисциплинированностью, готовые успешно выполнять специальные задания [7].
Для инструкторского состава это означает, что педагогические компоненты модели обучения личного состава спецподразделений МВД России должны быть направлены на формирование профессиональных качеств у сотрудников с определенной направленностью.
Стоящие перед инструкторским составом спецпод-разделений милиции задачи и требования, нашедшие свое отражение в учебных программах, предусматривают необходимость организации обучения специалистов по служебно-боевой подготовке в специализированном вузе.
При этом необходимо реализовать концепцию непрерывной методической подготовки педагогов, их профессионального обучения. Этот подход определяет методическую подготовку как системообразующий компонент профессионально-педагогической деятельности, интегрирующий все виды подготовки и обеспечивающий непрерывное, поэтапное освоение базовых положений в процессе подготовки этой категории специалистов. Предлагаемая модель системы подготовки будущих педагогов - инструкторов спецподразделений МВД России включает целевой, содержательный, операционнодеятельностный и оценочно-результативный компоненты, направленные на сквозное, поэтапное овладение базовыми знаниями в процессе освоения основных профильных дисциплин.
Профессионально-прикладная подготовка инструкторов спецподразделений может быть реализована в различных формах дополнительного профессионального образования: на факультетах (курсах) переподготовки и повышения квалификации; в порядке сочетания индивидуальной самостоятельной подготовки и обучения в общественных институтах образовательных учреждений; прохождения стажировок и практик; участия в работе учебно-методических сборов, тематических и проблемных семинаров, организуемых учебными заведениями, кафедрами (структурными подразделениями) образовательных учреждений системы МВД России.
Анализ проведенных исследований показывает, что проблема подготовки специалистов, владеющих современными методами поиска, обработки и систематизации знаний для повышения своей квалификации, приобретает все большую актуальность. На первый план выдвигается задача развития у обучаемых потребностей в самостоятельности добывать и обновлять свои знания, необходимые для профессиональной деятельности, и осуществлять этот процесс непрерывно на протяжении всего периода службы [8]. Современная жизнь требует от инструктора спецподразделения не только хороших исполнительских навыков, но и сформированных у него на достаточно высоком уровне ключевых компетенций (ориентировка в профессии, организационно-деятельностные, коммуникативные, интеллектуальные, творческие и другие компетенции), лежащих в основе качественного овладения профессией [9].
Отметим, что методическая подготовка педагога профессионального обучения была и в настоящее время
а
является составной частью, структурным компонентом психолого-педагогической подготовки. В ее структуре методическая подготовка играет роль системообразующего фактора и выполняет функцию базисного компонента содержания психолого-педагогической подготовки. Теоретические и практические аспекты методической подготовки решаются через призму психолого-педагогической подготовки. Иными словами, методическая подготовка выполняла функции, подчиненные психологопедагогической.
Необходимо отметить, что при обучении сотрудников используется традиционная последовательность форм организации обучения, предполагающая сначала систематизированное освоение обучающимися теоретических знаний по рассматриваемой учебной теме: учебный материал преподносится лекционным методом, а затем прорабатывается (усваивается, применяется) на семинарских и практических занятиях, результаты усвоения проверяются в виде различных форм контроля знаний. Выбирая методы обучения, обусловленные целями обучения, содержанием учебного материала, профессиональной мотивацией обучаемых, необходимостью формирования коммуникативных навыков и умений, нужных в практической деятельности, целесообразно использовать активные методы обучения: чтение проблемных лекций и докладов с активным участием обучаемых, тесты, анкетирование, индивидуальные беседы и тренинги, организацию работы в группах.
Спецификой организации обучения сотрудников спецподразделений является прикладной аспект рассматриваемой деятельности с преобладанием практических занятий,тренировок и учений.
Вследствие того, что профессиональное становление педагога (инструктора) можно определить как непрерывный процесс развития профессионально-прикладной самоконцепции, аккумулирования профессионального мастерства, опыта, навыков и умений реализации этой самоконцепции, системообразующим фактором профессионального становления педагога (инструктора) выступает его комплексное развивающее сопровождение, в котором можно выделить две подсистемы: педагогическую и организационную. Педагогическая подсистема связана с ориентацией содержания процесса непрерывного профессионального образования на освоение педагогом (инструктором) дополнительных компетенций и формирование у него способности к проектированию своей профессиональной биографии. Организационная подсистема включает проведение мониторинга профессиональных достижений педагогических работников, создание служб сопровождения.
Рассмотренные нами ранее изменения, происходящие в практике деятельности сотрудников спецподразделе-ний МВД России, изменения требований к их службе, корректировка деятельности руководящего и инструкторского состава по обучению и воспитанию личного состава объективно обуславливают необходимость в разработке основных положений теории и практики профессионально-прикладной подготовки. Объяс-
нение функционирования данного вида подготовки в интересах более эффективного решения поставленных перед ОВД служебно-боевых задач невозможно, прежде всего, без рассмотрения содержания профессиональнопедагогической деятельности в спецподразделениях МВД России. Поэтому целесообразно определить как требования, предъявляемые к инструкторскому составу, так и условия к результатам их работы.
Круг действий, содержащих педагогический аспект в деятельности спецподразделений, предопределяет повышенные качества, которыми должен обладать каждый сотрудник. Для инструкторского состава это означает не только самим отвечать определенным требованиям, но и учитывать их в процессе исполнения своих должностных обязанностей, стремясь повысить уровень подготовленности подчиненных.
Кандидат на должность инструктора спецподразде-ления МВД России должен иметь четкую мотивацию и обладать отличным здоровьем, физической готовностью, соответствующими психическими качествами, способностью выполнять приказы и принимать решения в экстремальных условиях необходимые навыки обращения с оружием и другие прикладные качества.
Способы, используемые при осуществлении подбора сотрудников спецподразделений, зависят прежде всего от поставленных задач, которые придется решать. Но независимо от способов подбора сотрудник спецподраз-делений должен достичь высокого уровня индивидуальной подготовленности, а затем приобрести устойчивые навыки действий в составе подразделения.
Выделенные педагогические компоненты имеют общие и особые черты в зависимости от должности, положения и характера труда руководителя, инструктора, сотрудника спецподразделения. При этом профессиональная деятельность сотрудника спецподразделения включает помимо принятия правового решения еще и педагогический аспект с различным удельным весом и значением педагогических действий.
Учитывая материалы научных исследований и опыт работы в данном направлении, представляется, что основная цель профессионально-прикладной подготовки инструкторского состава специальных подразделений МВД заключается в формировании в рамках учебно-воспитательного процесса профессионально подготовленного инструктора (педагога) и его умений осуществлять преподавательскую деятельность в подразделении. Изучение научных источников по проблеме целей применительно к педагогическим явлениям (процессам) показывает, что, исходя из общего понимания соотношения целей, задач и содержания, следует, что цели профессионально-прикладной подготовки инструкторов находят свое выражение в задачах, которые решаются в процессе подготовки к педагогической деятельности. В свою очередь, задачи связаны с содержанием процесса подготовки и будут рассмотрены при обосновании содержательного компонента.
Содержательный компонент является одной из основных составных частей профессионально-прикладной
подготовки. Он отражает объем того, чем овладевают инструктора в процессе подготовки, а также то, что должно быть у них сформировано и развито, к чему они должны быть подготовлены.
Содержание профессионально-прикладной подготовки конструируется в соответствии с ее основной целью. Оно определяется той частью квалификационных требований к инструкторскому составу специальных подразделений МВД России, которая включает специфические виды подготовки в соответствии с его должностным предназначением.
Своеобразным стержнем, вокруг которого выстраивается содержание подготовки к предстоящей работе инструктора, являются специальная, боевая и физическая дисциплины, содержащие психолого-педагогические аспекты. Кроме этого к ним очень тесно примыкают другие дисциплины.
Таким образом, под профессионально-прикладной подготовкой инструкторского состава специальных подразделений МВД России предлагаем понимать многофункциональное дидактическое образование, основанное на специально организованном целенаправленном про-
цессе обучения, воспитания и развития, обеспечивающем получение необходимых знаний, в том числе и педагогических, и формирующем у обучаемых важнейшие профессиональные качества.
В структурном и содержательном плане профессионально-прикладная подготовка инструкторского состава специальных подразделений МВД России основывается на концептуально значимых теоретических положениях педагогики, комплексном подходе к изучению человека как объекта и субъекта профессиональной деятельности, а также требованиях, предъявляемых к сотруднику спецподразделения.
При разработке инновационных учебных программ профессионально-прикладной подготовки инструкторского состава специальных подразделений МВД России предполагаем реализацию в образовательном процессе мотивационно-целостного, содержательного, деятельностного и результативного компонентов, которые определяют эффективное формирование теоретических и профессиональных знаний, прикладных умений и навыков и качеств у личного состава с ярко выраженным прикладным аспектом рассматриваемой деятельности.
Литература
1. Грачёв В.В. Теоретические основы персонализации образовательного процесса в высшей школе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2007. - С. 3.
2. Назаров Ю.Н. Педагогические основы формирования профессиональных качеств у сотрудников ОМОН средствами и методами физической подготовки: дис. . канд. пед. наук. - М., 2001. - С. 11-12.
3. Лазукин А.Д. Развитие теории и практики профессионально-педагогической подготовки преподавателей образовательных учебных заведений МВД России: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2001. - С. 50.
4. Астафьев Н.В. Высшее профессиональное образование специалистов по служебно-боевой подготовке правоохранительных органов: направления, специальности, специализации / Современные технологии спорта высших достижений в профессиональной подготовке сотрудников силовых ведомств // Материалы Международного научного конгресса / Москва, 2-4 февраля 2006 г. - М.: ООО «Анита Пресс», 2006.
5. Косырев В.П. Система непрерывной методической подготовки педагогов профессионального обучения: авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2006. - С. 18.
6. Капустин Ю.И. Педагогические и организационные условия эффективного сочетания очного обучения и применения технологий дистанционного образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2007. - С. 3.
7. Кочетков М.В. Профессиональное развитие преподавателя в сотворчестве со студентами в вузе: -автореф. дис. . д-ра пед. наук. - М., 2007. - С. 35.
8. Смирнова Е.А. Формирование коммуникативной компетентности студентов в условиях непрерывного образования: дис. . д-ра пед. наук. - М., 2007. - С. 22.
9. Александрова М.В. Становление карьеры педагога в территориальной образовательной системе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Великий Новгород, 2007. - С. 12.