УДК 37.015.31
В. Я. Чиж
ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КАК НРАВСТВЕННОЙ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ - УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
Ключевые слова: национальная безопасность, угроза национальной безопасности, патриотическое воспитание, Отечество.
В последнее время остро стоит проблема патриотического воспитания молодёжи. Правительством РФ принята программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы». Конечным результатом реализации Программы предполагается положительная динамика роста патриотизма в стране, возрастание социальной активности молодежи, возрождение духовности, политическая стабильность и укрепление национальной безопасности.
Keywords: national safety, threat of national safety, patriotic education, Fatherland.
Recently sharply there is a problem ofpatriotic education of youth. The government of the Russian Federation accepts the program «Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 2011-2015».
The End result of realization of the Program positive dynamics of growth of patriotism in the country, increase of social activity of youth, spirituality revival, political stability and strengthening of national safety is supposed.
Россия преодолела последствия системного политического и социально-
экономического кризиса конца XX века - остановила падение уровня и качества жизни российских граждан, устояла под напором национализма, сепаратизма и международного терроризма, предотвратила дискредитацию конституционного строя, сохранила суверенитет и территориальную целостность, восстановила возможности по наращиванию своей конкурентоспособности и отстаиванию национальных интересов в качестве ключевого субъекта формирующихся многополярных международных отношений. Реализуется государственная политика в области национальной обороны, государственной и общественной безопасности, устойчивого развития России, адекватная внутренним и внешним условиям. Созданы предпосылки для укрепления системы обеспечения национальной безопасности, консолидировано правовое пространство. Решены первоочередные задачи в экономической сфере, выросла инвестиционная привлекательность национальной экономики. Возрождаются исконно российские идеалы, духовность, достойное отношение к исторической памяти. Укрепляется общественное согласие на основе общих ценностей - свободы и независимости Российского государства, гуманизма, межнационального мира и единства культур многонационального народа Российской Федерации, уважения семейных традиций, патриотизма.
В целом сформированы предпосылки для надежного предотвращения внутренних и внешних угроз национальной безопасности, динамичного развития и превращения Российской Федерации в одну из лидирующих держав по уровню технического прогресса, качеству жизни населения, влиянию на мировые процессы. В условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, Россия в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности [1].
Проблемы национальной безопасности нашего государства и ее граждан в последнее время занимают все большее место в работе соответствующих государственных структур и, как следствие, в средствах массовой информации. Безусловно, это явление объективно, поскольку страна проходит нелегкий путь коренных преобразований в государственной, политической, экономической, правовой, социальной, культурной и других сферах жизни общест-
ва, которые непосредственно, хотя и по-разному, оказывают свое влияние на безопасность России в целом и отдельных ее граждан в частности.
Ни для кого не секрет, что с распадом Советского Союза прекратила свое существование действовавшая в то время система идеологического воспитания граждан. События 90-х годов прошлого столетия показали, что экономические трудности, значительная социальная дифференциация общества, изменение системы духовных ценностей и ориентиров оказали негативное влияние на общественное сознание, в том числе сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны. При этом отмечалось резкое снижение позитивного воспитательного воздействия на сознание населения со стороны российской культуры, искусства и образования как важнейших инструментов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата традиционного для российского общества патриотического сознания. Ряд объективных и субъективны процессов существенно обострили национальный вопрос, следствием чего стало перерождение в некоторых регионах патриотизма в национализм и утрату истинного значения и понимания большинством населения понятия интернационализм. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявлялась устойчивая тенденция падения престижа военной, а также искажение понимания сущности и значения в обществе института государственной службы. Совокупность указанных негативных признаков позволила создать предпосылку угрозы национальной безопасности России. В этих условиях стала как никогда остро очевидность и неотложность решения проблемы воссоздания системы патриотического воспитания как нравственной основы формирования личности, консолидации общества и укрепления государства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795 была принята Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» [2]. Программа является продолжением Государственных программ 2001-2005, 2006-2010 годов и включает комплекс мероприятий по дальнейшему развитию и совершенствованию системы патриотического воспитания граждан. Благодаря активизации средств обеспечения национальной безопасности в стране была воссоздана система патриотического воспитания граждан. В средствах массовой информации появляются новые проекты, направленные на возрождение духовности, патриотизма и любви к Отечеству. На экранах телевизоров, в кинотеатрах появились новые отечественные фильмы о героизме нашего народа, со стороны государства активизировалась работа по чествованию ветеранов и тружеников тыла, возобновилось проведение военно-спортивных игр и других мероприятий, направленных на военно-патриотическое воспитание молодежи. Молодые люди активно работают в общественных объединениях, деятельность которых направлена на патриотическое воспитание граждан. Данная программа определяет ряд мероприятий по патриотическому воспитанию граждан, одним из которых является проведение творческих конкурсов связанных с героическим прошлым России.
Факультет военного обучения КГТУ проводит большую работу по патриотическому воспитанию студентов. Сегодня выпускник-инженер должен обладать не только фундаментальными знаниями в области процессов химической технологии или иной квалификации, он должен быть, прежде всего, гармонично развитой личностью, сочетать в себе качества научной и профессиональной добросовестности, профессиональной культуры, высокой гражданственности и патриотизма. В своей статье о качествах современного специалиста авторский коллектив А.А. Кирсанов, В.Г. Иванов, В.В. Кондратьев утверждают, что современный уровень науки, техники, производства немыслим без общей профессиональной культуры специалиста. Суть профессиональной культуры в единстве нравственной, интеллектуальной, экономической, экологической, правовой, политической культуры [3].
История нашего государства богата яркими страницами проявления патриотизма и интернационализма наших граждан, которые служат основой системы патриотического воспита-
ния и нравственной основы формирования личности молодёжи. Об это также говорит в своей статье преподаватель Ульяновского высшего военного технического училища Е.В. Сергеева. Воспитание курсантов осуществляется на основе многовековых нравственных устоев, воинских традиций, патриотизма и уважительного отношения к народам и народностям многонационального Российского государства [4]. Одним из приоритетных направлений решения проблемы патриотического воспитания молодёжи является популяризация патриотизма студентов и преподавателей Казанского химико-технологического института при проведении мобилизации граждан республики Татарстан в начальный период Великой Отечественной войны. Именно в этот период тяжелейших за всю историю нашего Отечества испытаний вся страна поднялась на его защиту. И не было ничего выше и дороже великой любви к своему Отечеству, которая вдохновляла людей на преодоление любых испытаний, жертв и лишений во имя спасения родной земли. Невиданная стойкость и мужество воинов, массовый героизм на фронте и в тылу, огромное стремление наших людей отдать все, даже жизнь во имя Победы, подняли представление о патриотизме нашего народа на недосягаемую высоту.
Много лет прошло, с тех пор, когда отгремели последние залпы самой жестокой и кровопролитной войны в истории человечества. Не горят города и сёла от фашистских снарядов и бомб, не плачут жёны, матери и дети, провожая воинов на фронт. Значимость подвига нашего народа, который сумел сломать хребет всепоглощающей гитлеровской машине оценить невозможно, но помнить и почитать наших прадедов положивших на алтарь Победы свою жизнь мы просто обязаны. В настоящее время этот факт приобретает особую значимость и актуальность. Ряд западных политиков, пользуясь тем, что реальных участников тех героических событий становится всё меньше и меньше пытаются переписать историю тех лет, тем самым занизить, а иногда и вычеркнуть значимость нашего народа в разгроме немецко-фашистских войск. История Казанского химико-технологического института в те годы - отражение тех суровых лет, которые переживал весь народ на фронте и в тылу. В учебных аудиториях, научных лабораториях, в производственных мастерских, на лесозаготовках и рытье окопов профессора, преподаватели, рабочие, служащие и студенты вуза приближали День Победы.
К началу Великой Отечественной войны в соответствии с мобилизационным планом МП-41 Вооружённые Силы СССР разворачивались в составе 303 дивизий. В целом реализация мобилизационного плана требовала призыва из запаса до 5 млн. человек, в том числе около 600 тыс. офицеров. Нарастающая угроза войны требовала от военно-политического руководства государства принятия практических мер по непосредственной подготовке и осуществлению стратегического развёртывания Вооружённых Сил. В мае и начале июня 1941 года под видом учебных сборов были призваны более 700 тыс. рядовых и сержантов и 75 тыс. командиров запаса. Это дало возможность перед самой войной усилить дивизии приграничных военных округов.
В связи с опасностью возникновения войны, комитетом комсомола института была активизирована работа по совершенствованию военной подготовленности студентов и принятием постановления «О состоянии оборонной работы в КХТИ им. С. М. Кирова». Уже к концу 1940 года на стол райкома партии лёг отчёт комсомольской организации за подписью секретаря комитета комсомола Ю.В. Руфимского, в котором говорилось:
«... за текущий год в институте проделана следующая работа:
- согласно плану ОАХ (ОСОАВИАХИМа) была восстановлена работа автомотокружка (закончили кружок 10 человек);
- организован набор в школу парашютистов (10 человек);
- в школе Ворошиловских кавалеристов занимается 12 человек;
- организован кружок ПВХО;
- созданы кружки радистов-коротковолновиков;
- работает пулемётный кружок (15 человек), 5 человек сдали практические стрельбы в лагерях и подготовлены на инструктора;
- организованы кружки по изучению станкового пулемёта, снайперов, школа медсестёр.
В общегородских соревнованиях по стрельбе стрелковая команда института заняла 1ое место и получила Почётную грамоту. Организован взвод лыжников, входящих в состав лыжного батальона г. Казани... ».
Известие о нападении фашистской Германии на нашу страну было встречено трудящимися Татарстана с глубоким негодованием. Повсюду в городах и селах прошли митинги трудящихся. Их участники с гневом и ненавистью говорили о вероломстве фашистских захватчиков, заявляли о своей готовности грудью встать на защиту любимой Родины. Общее настроение всего народа хорошо выразили сотрудники нашего института.
Утром 22 июня 1941 года институт был похож на встревоженный улей. На экстренное расширенное заседание собрался комитет комсомола. Секретарь доложил об обстановке, на следующий день было решено собрать студенческий митинг. «Прошу направить меня на фронт!» - сотни таких заявлений были поданы в военкомат преподавателями и студентами института. В первые дни войны, не смотря на бронь, из КХТИ ушли на фронт 123 добровольца. Все мужчины прошли военное обучение, только в 1941 году из института ушли на фронт 214 студентов и 91 сотрудник. За ходом формирования и боевой подготовки частей и соединений Татарстана пристально следили члены Центрального Комитета партии и Государственного Комитета Обороны. На завершающем этапе формирования каждое из соединений инспектировал Маршал Советского Союза К. Е. Ворошилов.
В институте в первые месяцы войны были созданы студенческие группы ночных подразделений противовоздушной обороны, сформированы группы доноров, общей численностью 150 человек. Старые архивные документы грозных лет войны хранят статистику добрых дел и начинаний студентов: работы на оборонительных сооружениях, заготовка топлива, сбор тёплых вещей и шефская помощь госпиталям, семьям фронтовиков. 24 октября 1941 года более 900 преподавателей и студентов КХТИ выехали на военно-полевое строительство, где до конца февраля 1942 года в условиях жёсткой зимы рыли противотанковые рвы, окопы, ходы сообщения, котлованы под землянки, доты, дзоты, командные и наблюдательные пункты, заготавливали лес, сооружали срубы.
В августе 1941 года из Ленинграда в Казань на базу КХТИ был эвакуирован Ленинградский технологический институт. Осенью 1941 года из Москвы в Казань были эвакуированы научные учреждения физико-химического профиля, 30 крупных заводов и фабрик, более 100 детских учреждений.
Война требовала серьёзного пересмотра учебных программ, существенного изменения ряда изучаемых дисциплин, введения новых курсов оборонительного характера. Была изменена система организации практических работ таким образом, чтобы после первого курса студенты приобрели навыки квалифицированного рабочего.
За годы Великой Отечественной войны институтом подготовлено 760 специалистов, произведена переподготовка 169 молодых инженеров в соответствии с требованиями военного времени.
В трудные для страны дни, связанные с вынужденной эвакуацией многих снаряжатель-ных заводов на Восток и резким падением выпуска так необходимой для фронта военной продукции, коллектив спецфака выходит с инициативой организовать у себя выпуск боеприпасов, взрывчатых веществ, для снаряжения и ряда другой военной продукции. Эта инициатива была поддержана руководством страны и в ноябре 1941 года по заданию Наркома боеприпасов СССР организуется спецпроизводство № 1 по выпуску авиационных боеприпасов типа «Огневой мешок». В декабре было организовано спецпроизводство № 2, по производству высокочувствительных инициирующих взрывчатых веществ, сборке ручных противотанковых гранат и спецпроизводство № 3, по выпуску средств идентификации отравляющих веществ и защиты от них. Помимо военной продукции был налажен выпуск и гражданской продукции. В после-
дующие годы войны объёмы производства росли, за неполные три года (1942-1944) производственными мастерскими КХТИ отправлено на фронт 79 вагонов военной продукции [5].
Огромный потенциал сотрудников КХТИ, образец стойкости, мужества, самоотверженности преданности своему делу и великой любви к Отечеству, достойный пример для наших студентов. Именно эти качества являются основой патриотического воспитания молодёжи формирования личности и активной жизненной позиции.
Об этом в адрес ректора КГТУ Г. С. Дьяконова говорил в своём поздравлении «С Днем защитника Отечества!» Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин. «.В нашей стране ратный труд испокон веков пользуется особым почетом и уважением. В каждом доме, в каждой российской семье бережно хранят святую память о героическом прошлом дедов и отцов. Их отвага, доблесть и мужество, проявленные в жесточайших сражениях за свободу и независимость Родины, - неотъемлемая часть нашего исторического наследия. Пример истинного патриотизма, верности воинской Присяге и долгу...»
Многовековая история нашего народа свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности. Решение задач обеспечения национальной безопасности в сфере культуры в среднесрочной и долгосрочной перспективе достигается за счет укрепления духовного единства многонационального народа Российской Федерации, создания системы духовного и патриотического воспитания граждан России.
Литература
1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009г. № 537.
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20112015 годы», утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5.10.2010г. № 795.
3. Кирсанов, А.А. Методологические проблемы инженерной педагогики как самостоятельного направления профессиональной педагогики / А.А. Кирсанов, В.Г. Иванов, В.В. Кондратьев // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2010. - № 4. - С. 248.
4. Сергеева, Е.В. Психолого-педагогический опыт формирования этнической толерантности курсантов в условиях военного вуза / Е.В. Сергеева // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2009. - № 5. - С. 155.
5. Кириченко, А.В. Суровые будни войны. Казанский химико-технологический институт им. С.М. Кирова 1941-1945г.г. Очерки. Воспоминания. Документы / А.В. Кириченко, Н.Н. Денисенко; под ред. В.П. Барабанова. - К.: ЗАО «Новое знание», 2005. - 276 с.
© В. Я. Чиж - начальник учебной части - заместитель начальника военной кафедры факультета военного обучения КГТУ, [email protected].