ПРОБЛЕМЫ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДЕТСКИХ ДОМАХ,
ПО ВОПРОСАМ ПРОФИЛАКТИКИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
Борисова Ю.А.
ГОУ ВПО Самарский государственный медицинский университет Росздрава, кафедра детской стоматологии, г. Самара
По данным ВОЗ, среди причин заболеваний человека 20% составляют наследственные факторы, 25% приходится на условия окружающей среды и 55% - на обстоятельства, связанные с образом жизни. Относительно основных стоматологических заболеваний (ОСЗ) - кариеса зубов и заболеваний пародонта на факторы риска, связанные с образом жизни, приходится около 80%, на уровень организации стоматологической помощи - 10% и остальные зависят от экологии и наследственности. Поэтому медицине не известно ни одно другое заболевание, которое бы так хорошо поддавалось контролю, как кариес. Целью настоящего исследования явилось изучение осведомленности детей в возрасте 11-16 лет, воспитывающихся в детских домах Ульяновской области по вопросам профилактики ОСЗ. Материал и методы исследования. Анкеты, содержащие 34 вопроса по различным аспектам профилактики ОСЗ, были распределены среди 120 детей во время проведения внеклассных мероприятий. Возвращено 110 анкет (90,4%). Данные анкетирования обработаны на ПК с использованием пакета статистических программ “ЗіагіБІЇса 6,0”. Результаты исследования. При анализе блока вопросов, касающихся формирования гигиенических привычек по уходу за полостью рта, было выявлено, что все дети регулярно чистят зубы и большинство (55,6%) делают это 2 раза в день. Вместе с тем, только 25% детей чистят зубы после завтрака и перед сном, после последнего приема пищи. Эти данные свидетельствуют о том, что такой режим гигиены не может обеспечить здоровье зубов, тем более, что для чистки зубов используются зубные пасты, содержащие низкие концентрации фторидов («Семейная», «Жемчуг»). Все дети меняют зубную щетку через 2-3 месяца, а 39% из них используют жевательную гигиену для свежего дыхания и столько же детей избегают улыбаться из-за состояния своих зубов. Анализ данного блока вопросов позволил сделать заключение, что у детей имеются гигиенические привычки, но они не адекватны для сохранения стоматологического здоровья. Второй блок вопросов позволил нам выявить знания по вопросам профилактики кариеса зубов и заболеваний пародонта. Большинство детей считали, что здоровье зубов (62%) и десен (55,6%) зависят от неблагополучной экологии и плохой наследственности и нельзя предупредить кариес (66%) и заболевания десен (75%). Правильно ответили о значении фтора в профилактике кариеса только 6 детей (4%), но почти все дети знают о вреде сладостей для зубов, вместе с тем, они кладут в чай 2-3 ложки сахара. 89% респондентов заявили, что нужно регулярно чистить зубы. В целом неполные или неправильные ответы на данный блок вопросов были выявлены у 88% детей. Хотя дети и ответили, что стоматолог обучал их чистке зубов (71%), но у них не было уроков здоровья в детском доме. Дети оценили деятельность стоматолога, который лечил им зубы, на «4» и «5».
Дети посещают стоматолога при появлении у них проблем или их записывают на прием воспитатели. Половина респондентов испытывали зубную боль.
Выводы. Знания детей, воспитывающихся в детских домах, не адекватны для формирования привычек здорового образа жизни по профилактике стоматологических заболеваний. Необходимо проводить стоматологическое просвещение и гигиеническое обучение воспитателей и учителей детских домов по вопросам профилактики стоматологических заболеваний для выработки у детей привычек здорового образа жизни. Необходима диспансеризация детей, воспитывающихся в детских домах, у стоматолога.
ЛИТЕРАТУРА
1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.
2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.
3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.
4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.
5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.
6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.
7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.
8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.
9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЬ: Шр://е-pubmed.org/isu.html. 2007. Т. 9. № 12.
10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2006. Т. 8. № 12.
11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Ы1р://е-pubmed.org/isu.html. 2005. Т. 7. № 12.
12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2004. Т. 6. № 12.
13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2003. Т. 5. № 12.
Материалы IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЬ: Шр://е-pubmed.org/isu.html. 2002. Т. 4. № 12.
15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2001. Т. 3. № 1.
16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2000. Т. 2. № 1.
Материалы! IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва