Научная статья на тему 'Проблемы острова богов'

Проблемы острова богов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
374
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ / ИНДОНЕЗИЯ / БАЛИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Попов Александр Вячеславович

Dr. Alexander Popov analyses the modern situation in Indonesia province Bali, with its unique nature, reach cultural and religious tradition and distinctive structure of its society. The main trends in development of Bali's economics which are based on agriculture and international tourism are examined. Great attention is paid the urgent problems of the province, which are mainly connected with sharp degradation of ecological situation as well as aggressive pressure of radical Muslim neighborhood on this Hindu region of Indonesia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы острова богов»

Попов А.В. к.э.н. ИВ РАН

ПРОБЛЕМЫ ОСТРОВА БОГОВ

Один из ведущих мировых курортов мира, остров Бали, уже много лет пользуется огромной популярностью во всем мире. В этом году Бали уже в пятый раз был назван лучшим островом мира читателями американского журнала «Тревел+Леже», аудитория которого составляет почти миллион человек. Трудно не согласиться с этим мнением в оценке «Острова богов», как называют Бали сами его жители и иностранные туристы за бесчисленное множество храмов на острове и огромное значение индо-балийской религии в жизни местного населения, которая буквально пронизана поклонением богам и служением высшим силам. Бали, действительно, является мировым курортом с шикарными отелями, великолепной природой и богатейшей культурой, что создает удивительный по насыщенности коктейль впечатлений.

Вместе с тем, приходится констатировать, что американцы, как обычно, имеют лишь поверхностное знание о предмете, тогда как реальное положение на острове далеко от идеального, и, к сожалению, вал существующих здесь проблем лишь нарастает.

Наиболее острой из них, грозящей подорвать современную экономику острова, является, конечно, проблема безопасности. Находясь в условиях преимущественно исламского окружения Индонезии, этот осколок индуистской религии, к сожалению, не избежал атак со стороны местных исламистов, для которых, по сути, Бали является главным препятствием на пути превращения страны в огромный халифат. И хотя террористические акты 12 октября 2002 г. и 1 октября 2005 г., унесшие жизни более двухсот человек, были как бы направлены против западных туристов, на деле они нанесли огромный урон и самому острову, прежде всего его экономике за счет резкого уменьшения притока

иностранных гостей. И, если к 2005 г. Бали почти уже оправился от чудовищного теракта в дискотеке курортного района Кута, то новый взрыв в прибрежных ресторанах Джимбарана в 2005 г. нанес новый сокрушительный удар по местной индустрии туризма. Уже сейчас многие простаивающие без гостей отели вынуждены частично или полностью увольнять свой персонал.

Обладая, правда, удивительной привлекательностью, Бали вновь начинает восстанавливаться после очередной исламистской атаки, тем более, что в аэропортах и гостиницах принимаются повышенные меры контроля, призванные обеспечить безопасность туристов. Интересно, что рестораны Джимбарана, куда после взрыва октября 2005 г. туристы и особенно местные жители панически боялись приходить, вновь имеют хорошую посещаемость. В самый «высокий сезон», а это - июль-август, когда в Австралии зима, и на Бали стоит абсолютно комфортная погода, ведущие отели вновь переполнены. (К слову сказать, в том же вышеупомянутом американском издании три балийских отеля: 2 отеля «Four Season» и «Ritz Carlton» названы среди 10 лучших мировых гостиниц). Однако, есть ощущение, что нового терракта балийский туристический бизнес может уже и не пережить. Понимают это, видимо, и сами балийцы, (которые, кстати, в силу своей ментальности отнюдь не ожесточились в отношении приезжих с других островов мусульман, и ислам на Бали чувствует себя вполне комфортно). Достаточно сказать, что в непосредственной близости от одной из святынь индуистской религии, храма У лун Дану на озере Братан, расположилась большая мечеть, видимо, в связи с тем, что сюда приезжает много туристов из других частей Индонезии, которым необходимо вовремя совершать намаз, и над гладью озера периодически раздаются усиленные динамиками призывы муэдзина. Если предотвращением возможных террористических актов занимаются специальные службы, то против попыток в законодательном порядке распространить на Бали некоторые нормы шариата, выступило практически все его население. Речь в данном случае идет о так называемом «антипорнографическом законе», проект которого предполагал повсеместный запрет

на территории Индонезии появления людей в общественном месте без верхней одежды. Являясь по своей сути просто не реальным для условий Индонезии, в некоторых частях которой, как, например, на Папуа, население в значительной мере просто не пользуется верхней одеждой, этот законопроект мог бы просто уничтожить туристический бизнес на Бали, если бы иностранным туристам было запрещено появляться на пляже и в бассейне в купальных костюмах. Да, и традиции самого Бали отнюдь не предполагают мусульманский стиль одежды: достаточно сказать, что еще до недавнего времени балийские женщины просто ходили с открытой грудью, что, кстати, еще нередко можно встретить в банд-жарах внутренних районов острова. Как бы то ни было, многотысячные демонстрации против указанного законопроекта на Бали, впрочем, как и во многих других районах Индонезии, на время сняли его с повестки дня, однако, вряд ли сумели переубедить наиболее радикально настроенных исламистов, твердо взявших курс на переустройство Индонезии по законам шариата. В этой связи будущее одного из самых фешенебельных курортов мира представляется не вполне определенным.

Стоит при этом отметить, что указанная фешенебельность Бали соседствует с целым рядом острых экологических проблем, среди которых в первую очередь следует упомянуть об элементарной замусоренности острова. Сейчас собственно многие районы Индонезии буквально задыхаются от мусора, но на Бали эта проблема ощущается особенно остро, поскольку идеальная чистота 5-ти звездных отелей здесь резко контрастирует с кучами мусора на улицах за их пределами. Еще более негативное впечатление возникает на пляжах и в океанских волнах вблизи тех же первоклассных отелей: здесь во множестве встречаются обрывки пластиковой упаковки, куски старой одежды и прочий хлам. Дело все в том, что жители прибрежных кампунгов не очень беспокоятся о чистоте моря, и совсем нередко деревенский мусор попросту выбрасывается в океан и благополучно приносится волнами в район гостиничных пляжей. Ко всему прочему, сами эти пляжи отнюдь не являются собственностью отелей, а счита-

ются общественной собственностью народа Бали, что также не добавляет им чистоты. Достаточно сказать, что настоящая свалка мусора скопилась в прибрежной зоне Джимбарана, в непосредственной близости от местного отеля «Four Season», который, по версии вышеупомянутого американского издания, вообще считается чуть ли не лучшим отелем в мире. Может быть, именно поэтому рафинированные западные туристы предпочитают на Бали купаться в хлорированных бассейнах, нежели подвергать себя угрозе встречи с мусором в ласковых океанских волнах.

Среди других экологических проблем Бали следует, конечно, выделить проблему уничтожения лесов. На Бали, как повсеместно и в других частях Индонезии, происходит бесконтрольная, варварская вырубка леса. При этом леса отнюдь не повсеместно покрывают территорию острова. По данным на 2000 г. площадь лесов в провинции составила 127,7 тыс.га, или примерно 22,6% площади балийской суши. Наиболее обширные лесные массивы сосредоточены на севере острова, в кабупатене Булеленг - 51,4 тыс.га, или 36% территории кабу-патена, тогда как в Карангасеме под лесами занято лишь 16,9% территории ка-бупатена, т.е. чуть более 14 тыс.гектаров.

Уничтожение леса на Бали происходит несмотря на то, что основная их часть, а именно около 73% всей площади, относится к категории «охраняемых».

Так, в кабупатене Булеленг к 2006 г.уничтожено 750 га лесных массивов. По оценкам главы области, такая же судьба может постичь еще 45 тыс.га леса, который, судя по всему, уже частично также вырублен . Наиболее серьезный урон лесным угодьям нанесен здесь в кечаматане Герокгак. В кабупатене, правда, осуществляется программа восстановления лесных насаждений, площадь которой в 2005 г. достигла 2030 га, из которых 130 га приходится на мангровые растения.

Процесс сведения лесов не существует сам по себе, он, как известно, крайне пагубно сказывается на водном балансе региона. При этом, сокращение

лесных массивов на Бали и, как следствие, уменьшение водных ресурсов на острове, связано и с лесными пожарами, которые периодически вспыхивают в различных его частях. Нередко лесные пожары происходят и на склонах горы Гунунг Агунг, где происходит водосбор для многих источников воды в кабупа-тене Карангасем. В результате уже сейчас значительно сократилось количество воды в источниках селений Датах, Кесимпар и Пидпид, расположенных в кеча-матанах Абанг и Кубу. Между тем, местные власти не имеют достаточных технических средств для тушения таких пожаров, которые часто возникают из-за неосторожного обращения с огнем, а также в сухой сезон даже в результате трения друг о друга ветвей деревьев. По мнению руководства кабупатена Карангасем, для тушения труднодоступных лесных склонов Гунунг Агунга необходимо использование вертолетов. В настоящее время в Карангасеме площадь поврежденных лесов достигла 300 гектаров. В 2005 г. в бюджете кабупатена было выделено 900 млн.рупий для восстановления лесов на площади 1900 га. Правда, основные средства выделяются лишь в конце года, что затрудняет их использование по назначению. Как бы то ни было, в 2005 г. только на территории собственно лесов, на площади в 1100 га было высажено более 1,33 млн.саженцев в районах Ренданг, Бесаких, Бан, Кубу и Серая. Кроме того, еще 242 тыс. саженцев было высажено на 800 га вне лесных массивов. Интересно отметить, что власти стараются высаживать растения, именуемые «тенгет», т.е. имеющие некие магические свойства, типа деревьев пуле или варингин. С одной стороны эти деревья хорошо впитывают влагу, а с другой - мало пригодны для строительства, а потому не очень привлекательны с точки зрения вырубки. К тому же, власти надеются, что население будет опасаться вырубать священные деревья. Высаживаются также бамбук и дерево нангка.

Еще одной неприятной проблемой для сохранения лесов на Бали стало разведение местными жителями так называемой «слоновой травы», которая используется как корм скоту. Особенно этим увлекаются жители Кинтамани, ради чего в сухой сезон поджигаются леса, что должно создать плодородную почву

для посева этой травы в сезон дождей. Кроме того, нередко деревья сами погибают от нехватки воды для их корней в случае соседства с этой травой, которая как раз потребляет много воды, в связи с чем местные экологи бьют тревогу относительно запасов воды в озере Батур, которое находится в непосредственной близости от Кинтамани. Между тем, в районе Кинтамани уже 80% площади лесов засеяно этой травой.

Наметившиеся проблемы с водными ресурсами Бали могут уже в ближайшее время привести к серьезному кризису с питьевой водой. Это, в частности, связано с ростом населения провинции, которое с 2000 г должно вырасти за четверть века с 3,15 млн. до 4,14 млн.человек, и увеличением притока туристов, численность которых к 2025 г. ожидается на уровне 3,7 млн.человек против 1,45 млн.человек в 2004 г. При этом, правда, будет сокращаться потребление воды сельским хозяйством (в силу естественного сокращения сельхозугодий), для которого в 2005 г. требовалось около 3,5 тыс.кубометров в день. Собственно, уже сегодня жители ряда горных районов острова испытывают нехватку чистой питьевой воды. Такая ситуация, например, сложилась в районе Кинтамани, кабупатена Бангли и районе Кубу кабупатена Карангасем. Жители этих районов уже живут за чертой бедности, но при этом им приходится дорого оплачивать питьевую воду. На встрече с президентом страны Сусило Бамбанг Юдоено жители Кинтамани жаловались, что они зачастую вынуждены отказываться от помывки, дабы сохранить чистую воду для питья и приготовления пищи. Их товарищи по несчастью из Карангасема вынуждены ходить к источнику воды за два километра, где за водой выстраивается длинная очередь.

Вырубка лесов на Бали неизбежно приводит к уменьшению ирригационных возможностей местного сельского хозяйства. Так, в последние годы в сухой сезон резко уменьшается запас воды, а, соответственно, и ее использование на нужды ирригации, водохранилища Паласари, построенного еще в 1989 г. Этот водоем, площадью 100 га, имеет плотину длиной 350 и высотой почти 40

метров, которая обеспечивает накапливание воды в сезон дождей и за счет стока реки Сангхъянг. За счет его вод обеспечивается ирригация трех субаков: Па-ламерта (150 га), Печату Сари (75 га) и Мертасари (100 га), объединенных в Субак Г еде, территория кабупатена Джембрана. В условиях падения стока воды (дебит воды падает до 60 литров в секунду) крестьяне вынуждены пользоваться водными ресурсами поочередно, что заставляет их сдвигать сроки посадки риса. Пытаясь выправить положение, власти кабупатена в спешном порядке начали высаживать к северу от водохранилища, на территории изрядно вырубленного лесного массива Сомбанг (площадь 383 га) саженцы деревьев махони и трембеси. Тем не менее, в целом на Бали происходит ухудшение условий для ирригации и оновременно высокими темпами, около 700 га в год, сокращаются площади самих субаков: с 87850 га в 1997 г. - до 82095 га в 2004 г.

Наиболее серьезно из водоемов на Бали пострадало озеро Буян, расположенное в районе Сукасада кабупатена Булеленг. Процесс обмеления привел к тому, что к 2006 году воды озера отступили от своих прежних границ аж на 700 метров. Местные жители связывают это явление с интенсивным жилищном строительством по берегам озера, а также сооружением здесь геотермальной станции, что сопровождается вырубкой леса в районе озера. Есть также мнение, что переход окрестных жителей от выращивания кофе к овощеводству также пагубно сказался на состоянии Буяна. Свою роль играет, видимо, и дамба, сооруженная по границам озера с целью предотвращения прямого попадания в озера потоков воды с окрестных гор в сезон дождей, что обычно сопровождалось выходом вод озера из своих берегов. Сейчас же в условиях продолжительных сухих сезонов, возможно, именно эта дамба и сыграла с Буяном злую шутку. О масштабах бедствия свидетельствует и такой факт, что водоем «Телага Ая», который существовал на границе озера Буян и соседнего с ним озера Тамблинган, в настоящее время полностью обмелел, и местные жители ходят по нему пешком. В близлежащем лесу Дасонг высох источник Тирта Масем, который всегда был полноводным даже в сухой сезон. Будучи пока не в состоя-

нии предпринять какие-либо радикальные меры для решения возникшей проблемы, местные жители совместно с правительственными чиновниками проводят богослужения в местном храме Улун Дану Булиан, чтобы заручиться поддержкой высших сил для спасения озера.

Действительно, пока абсолютно не ясно, что послужило основной причиной обмеления озера, однако в связи с этим явлением уже заморожено строительство крайне важного для Бали энергетического объекта - геотермальной станции Бедугул, которое началось еще в 1996 г, а затем было приостановлено из-за экономического кризиса 1997 г. Размещение станции предусмотрено в районе природного заповедника Батукару, на территории кабупатенов Табанан и Булеленг, и предполагает вырубку более 82 га охраняемых лесов, которые, впрочем, должны быть восстановлены инвестором, фирмой БЭЛ (Бали Энерд-жи Лимитед) в другом месте. До кризиса 1997 г. уже было освоено более 25 га лесных угодий, а после возобновления строительства в 2003 г. Министерство лесного хозяйства Индонезии выдало указанной фирме разрешение на освоение очередных 28,6 га охраняемых лесов. Вот здесь то балийская общественность и забила тревогу. Поскольку в Индонезии в этот момент уже началась демократия, власти на местах не могли не учитывать настроения населения. А настроения эти были далеко не однозначны, а порой просто враждебны строительству. Так, представитель Университета Удаяна, Ньёман Гелебет заявил, что данный проект может уничтожить самый густой лес на Бали и, таким образом, полностью разрушит концепцию «Ыуе§ага Ситш§», т.е. священного единства гор и моря. Губернатор же Бали заявил, что данное разрешение на вырубку леса было дано без согласования с местными властями, и дальнейшее продолжение проекта возможно лишь в установленном порядке, т.е. с получением всех необходимых разрешений и согласований, что, представляется маловероятным в свете вышеназванных проблем с озером Буян. Между тем, проблема нехватки электроэнергии на Бали в недалеком будущем может стать не менее острой, чем проблемы защиты окружающей среды, тем более что последние вряд ли могут

эффективно решаться без электричества (например, бесперебойная работа очистных сооружений).

В настоящее время основные мощности потребляемой на Бали электроэнергии (200 мегават) приходится на поставки с Явы в рамках единой энергосистемы Ява-Бали. Еще 125 мегават дают дизельная и газотурбинная стации Песанггаран; газотурбинная станция в Гилимануке обеспечивает 130 мегават и еще 45 мегават приходится на аналогичную установку в Пемароне. При этом в настоящее время пиковые нагрузки на Бали составляют 370 мегават, ежегодное же потребление электроэнергии растет примерно на 11%. Таким образом, имеющийся запас мощностей может быть выбран уже в 2007 г., в связи с чем возможные дополнительные мощности Бедугула в размере от 65 до 155 мегават были бы для Бали совсем не лишними, тем более что использование геотермальных источников энергии сопровождается лишь минимальным выбросом углекислого газа и в целом представляется экологически чистым, имея в виду возобновляемость источника энергии. Вот, только заповедный лес скорее всего погибнет, да и озеро Буян может обмелеть еще больше, поскольку выведение из оборота водозаборных земель площадью всего 1 га сокращает здесь запасы воды в размере 2500 куб.м, а данный проект, судя по всему, уже отобрал у Буяна 25 гектаров, и энергетики рассчитывают еще почти на 60 га. Как бы то ни было, в настоящее время проект приостановлен до выяснения всех сопутствующих обстоятельств. Между тем, в объединенной энергосистеме Ява-Бали периодически происходят сбои, из-за которых без электричества надолго остаются целые большие районы. Последний такой сбой произошел 18 сентября 2006 г. в середине рабочего дня, в результате чего значительная часть Джакарты оставалась без электричества более четырех часов. Аналогичные случаи периодически происходят и на Бали, где мощностей в последнее время так и не прибавилось, хотя и вырублено 25 гектаров уникального леса , а также нанесен возможно непоправимый ущерб не менее уникальному озеру, которых всего-то на Бали три.

Тесно связана с уничтожением на Бали лесов, правда, уже мангровых и другая острейшая проблема, а именно - постепенное разрушение берегового почвенного слоя и фактическое сокращение площади самого острова. В значительной мере это связано с тем, что еще в 70-е гг. большое распространение на Бали получило создание искусственных садков для разведения рыбы и креветок в прибрежной зоне, в связи с чем были вырублены значительные массивы мангровой растительности.. В 1973 г. в районе Беноа оказались вырубленными 306 га мангровых, в связи с чем была принята программа их восстановления, реализация которой была поручена фирме «СВ. Харапан». Однако в результате усилий последней, площадь поврежденных мангровых увеличилась еще на 28 га, причем увеличилась и площадь нелегально созданных садков.

Общая площадь мангровых на Бали в настоящее время составляет 1373,5 га, из которых более 334 га считаются серьезно поврежденными. Между тем, именно мангровая растительность способна обеспечить защиту береговой линии от размывания ее приливной волной.

В последние же годы ситуация с разрушением береговой линии на Бали лишь повсеместно ухудшается. Наступление моря происходит, в частности, на побережье Тегал Бесар, Негари, Лепанг, Клоток, Джумпай, Песинггахан в кабу-патене Клунгкунг, Чаидидаса - в Карангасеме, Чупел, Балук, Медеви - в Джем-бране. В Табанане море добралось уже к самой границе заливных полей и постепенно разрушает разделяющую их насыпь. Тому способствует и бездумная хозяйственная деятельность. Так, в кабупатене Клунгкунг песчаные карьеры возникли в непосредственной близости от моря и в значительной мере оказались ниже его уровня, в результате чего их постепенно заполняет морская вода, что, естественно, ведет к дальнейшему разрушению почвенного слоя. Здесь же в районе Вату Клоток морские волны ежедневно уничтожают до трех метров крестьянских полей, подступающих к самому морю. Характерно, что в последнее время мощь морского прибоя и высота волн значительно увеличились, и

сооруженные крестьянами насыпи из песка и камней уже не спасают побережье от воздействия прибоя. По свидетельству одного крестьянина, поле которого в настоящее время уже омывают морские волны, еще совсем недавно его надел находился в двух километрах от берега. Аналогичная ситация в другом районе Клунгкунга - Лепанге, где разрушение береговой полосы также составило порядка двух километров, и многие крестьяне просто лишились своей земли. На западе острова, в кабупатене Джембрана, жители деревни Мундук Асам, расположенной к югу от г.Негара, в январе 2006 г. были вынуждены даже провести эксгумацию тел своих родственников на деревенском кладбище, которое находится недалеко от побережья и оказалось в зоне разрушения береговой линии. Характерно, что жители этой деревни не индуисты, для которых выкапывание останков своих родичей для кремации - обычное дело. Речь идет о мусульманской деревне, и все же ее жители решились на такой шаг и перезахоронили своих родных на новом, более безопасном месте, иначе эти останки неизбежно должны были быть смыты в море разбушевавшимся прибоем.

Процесс разрушения береговой линии еще более усилился в 2006 г, когда в летний период наблюдалась целая серия необычно больших приливных волн, что вызвало на Бали большое беспокойство населения, усмотревшего в них предзнаменование наступления цунами, которое за несколько недель до этого поразило побережье Западной и Центральной Явы. Так, 30 июля 2006 года большие волны неожиданно обрушились на побережье в кабупатене Гианьяр, в районах Саба и Блахбатух, в результате чего многочисленные ушибы получили местные жители, находившиеся в этот момент в море. На побережье Саба волны достигли стен местного храма Сука Луих, но затем приливная вода также неожиданно ушла.

Разрушение береговой линии на Бали тесно связано и с резким сокращением площади коралловых рифов вокруг Бали, с 60 до 50 кв.км (по состоянию на 2005 г), причем 69,8% оставшейся площади также находятся в плачевном со-

стоянии. Среди причин разрушения кораллов называются использование взрывчатых и отравляющих веществ при ловли рыбы, изъятие кораллов для строительных нужд, а также загрязнение моря химическими отходами, а также остатками дизельного топлива с морских судов. В настоящее время, правда, принимаются определенные меры по защите кораллов, вплоть до пересадки коралловых колоний в свободные зоны. В 2004 г принят Закон о рыболовстве № 31, прямо запрещающий использование кораллов на строительные цели. При этом восстановление коралловых колоний в водах Бали началось еще в 1991 г., а для их защиты используются старые автомобильные покрышки и бетонные конструкции. Как бы то ни было, судьба 585-километровой береговой линии Бали и близлежащих островов во многом зависит от этих усилий по спасению кораллового рифа. Интересно, что эти усилия начали поддерживать и те балийцы, которые ранее как раз и способствовали уничтожению рифа. В частности, многие объединения рыбаков официально объявляют об отказе от использования химреагентов при ловле рыбы. Такое заявление, например, сделали рыбаки деревни Лес, кечаматана Теджакула, что в кабупатене Булеленг. Здесь в прибрежных водах водится более 400 видов декоративных рыбок, которых раньше ловили с помощью цианидов и поташа. Сейчас же, осознав всю опасность для окружающей среды своих действий, рыбаки объявили свою деревню свободной от цианидов. При этом, имея в виду строгие правила адата в деревне, рыбаки заявляют, что нарушители принятого решения будут изгнаны из общины. Очевидно, что удерживаться от использования химикатов рыбакам будет очень нелегко, поскольку естественным путем рыбы ловится гораздо меньше, да и ловиться она должна строго в соответствии с заказами перекупщиков и лишь определенного размера (5-10 см). Доходы рыбаков, конечно, пошли вниз, однако пока они утешаются тем, что не надо больше прятаться от полиции, да и морская природа в безопасности. Местные же женщины между тем заняты в подготовке трансплантации коралловых колоний.

Восстановление кораллового рифа в совокупности с мангровыми насаждениями, действительно, очень актуально для Бали, где очень опасаются цунами, тем более, что малое цунами с высотой волн 2-3 местра в последние годы остров переживал дважды: в 1977 г после землетрясения на Сумбаве и в 1994 г. в результате землетрясения в Баньюванги, на Восточной Яве.

Собственно, и сам район Бали весьма сейсмологичен, имея в виду, что он расположен в зоне стыковки трех тектонических платформ. В этой связи следует упомянуть землетрясение 1815 г., унесшее жизни 15 тыс. балийцев, а также землетрясения 1862, 1890 и дважды в 1976 г, когда численность погибших в каждый год превышала тысячу человек. По мнению местных специалистов, наиболее опасными с точки зрения возможности землетрясения являются районы Карангасема, где, кстати, землетрясения происходили дважды в 1979 г и в 2004 г., что привело к гибели 24 человек, а также районы Клунгкунга и Бангли.

Наступление человека на природу приводит на Бали к исчезновению многих редких, а порой и просто уникальных видов флоры и фауны. Характерным примером в данном отношении является судьба балийского скворца «jalak Bali». Этот вид пернатых встречается исключительно на этом острове, однако, несмотря на создание специального заповедника, находится на грани полного исчезновения. Достаточно сказать, что по состоянию на 2001 г. численность этих птичек в заповеднике леса Чек то составила около 300, тогда как в Западном Национальном заповеднике - всего 60. При этом в обоих местах обитания охотники не без успеха пытаются ловить эту редкую птичку для последующей перепродажи.

На грани почти полного вымирания находится и уникальный балийский козел «гембронг», который, возможно, получился в результате скрещивания кашмирской и турецкой породы козлов, завезенных в свое время на Бали. Ранее множество этих животных водилось в прибрежной зоне Карангасема, и местные рыбаки использовали их длинную шерсть при изготовлении рыболовных

снастей, поскольку заметили, что привязав ее возле крючка, можно ловить рыбу даже без приманки. До сих пор это свойство приманивать рыбу используется балийскими рыбаками, вот, только самих козлов гемброиг на Бали осталось совсем немного: на конец 2003 г. их насчитывалось всего 72 особи. Интересно, что густая, длинная (до 30 см) шерсть характерна только для особей мужского пола (кстати, многие на Бали считают, что этот шерстяной покров делает эту породу похожей на собак). Эта шерсть высоко ценится на Бали: цена за кило-грам превышает 40 долл., что для простых балийцев очень большие деньги. Однако местные жители полагают, что хорошую густую шерсть козлы могут сохранять лишь при отсутствии контактов с самками, что, конечно, пагубно сказывается на поголовье этих животных. Бедность балийских рыбаков также заставляет их часто продавать козлов просто на мясо. В настоящее время местная Служба исследования сельскохозяйственных технологий пытается спасти этот вымирающий вид, и несколько особей содержатся на станции этой службы в селении Саве кабупатена Джембрана.

Следует отметить, что на Бали резко сокращается не только площадь лесов, но и прочих земельных угодий. В 2005 г. в целом по провинции помимо леса в критическом положении находились еще 32,4 тыс.га земли, причем в одном только кабупатене Карангасем площадь таких земель составила 19,9 тыс.га. Правда, сокращение площади сельхозугодий, как правило, происходит на Бали не в силу ухудшения качества земли, а в результате смены назначения земельных участков: вместо рисовых полей строятся отели, магазины, жилые дома и т.п. Причем происходит это не только в Денпасаре, но практически во всех ка-бупатенах. Владельцы же рисовых полей, крестьяне, порой вынуждены продавать свои наделы, как в силу экономической необходимости, так и оказавшись со своим наделом в окружении современных городских построек. Достаточно сказать, что общая площадь заливных полей на Бали сократилась с 153,2 тыс.га в 2000 г. до 142,9 тыс.га в 2004 г., т.е. ежегодно провинция теряет около 2000 га

полей. Как результат, сокращается и производство риса: за соответствующий период с 850,2 тыс.тонн до 780,9 тыс .тонн.

Противостоять этим и другим подобным явлениям, связанным с размыванием традиционного уклада балийского общества, его религиознокультурного единства, разрушением самой природы этого удивительного острова могла бы традиционная адатная община Бали - «ёеБа рагкгатап».

Следует подчеркнуть, что жизнь религиозно-послушных балийцев в огромной мере зависит от этих общин, которых на Бали насчитывается 1425, что значительно превышает численность низшего административного звена - села (с1е8а), которых в 2005 г. было 666. Эта зависимость выражается, в частности, в обязанности членов общины делать денежные взносы на проведение храмовых и погребальных церемоний, а также прочие пожертвования. При этом, размер взноса зависит от конкретной церемонии и утверждается на общем собрании общины. Одновременно общинники участвуют и в совместных мероприятиях, в том числе и при проведении религиозных церемоний, длительность которых может достигать четырех дней. Кроме того, члены общины должны участвовать и в многочисленных церемониях, имеющих семейный характер и связанных с рождением ребенка, подпиливанием зубов, а также с заключением брака и смертью общинника.

Характерно, что балийцы, работающие за пределами острова, стараются сохранять тесные отношения с деса пакраман и во время приездов в родную деревню активно включаются в исполнение обязанностей членов общины. При этом, умирая на чужбине, балийцы знают, что община их не покинет, и традиционный обряд кремации пройдет именно в родной деревне.

Общинники покорно исполняют свои обязанности, осознавая, что неповиновение может привести к изгнанию из общины вплоть до запрета на использование общинного кладбища.

Осуществляя ряд функций, связанных с отправлением религиозных обрядов и исполнением адата, деса пакраман оказывается тесно связанной с адат-ными землями. При этом, необходимо отметить, что для балийцев земля отнюдь не только категория экономическая, а, по сути, является неотъемлемой частью их религиозных и социо-культурных воззрений. Фактически земля здесь это - основа местной религии и культуры, что и предполагает тесную связь адатных земель с деса пакраман. Между тем. последняя не является субъектом права и не имеет юридических прав на землю, что начинает сказываться уже сейчас в результате проведения переписи земель и выдачи их владельцам земельных сертификатов, при которой фактически игнорируется система общинного владения адатными землями в рамках деса пакраман. Да, и в Аграрном Законе 1960 г. отсутствует упоминание о традиционной общине как субъекте права на землю. В результате, земли, находящиеся в ведении деса пакраман, крайне уязвимы в случае возникновения каких-либо юридических споров относительно права собственности на них. Это, кстати, касается и отношений между самими общинами, которые только в последнее время стали регулироваться на уровне кабупатенов и провинции Советами по делам деса пакраман. Указанная неопределенность в правах деса пакраман на общинные земли в условиях дальнейшего развития рыночных отношений на Бали и нарастания процесса изменения назначения земельных наделов предполагает актуальность проблемы наделения деса пакраман юридическими правами на землю. И политическая борьба в этом направлении набирает на Бали обороты.

Это тем более актуально, поскольку уже сейчас некоторые деса пакраман теряют свои земли. Характерным примером является селение Ренон, которое на протяжении многих лет считалось житницей Денпасара. Еще совсем недавно здесь на площади в 170 га выращивались многие известные на Бали сорта риса: Чичих Булух, Чичих Баванг. Джо Гадинг и др. Однако за последние двадцать лет в результате так называемой программы «консолидации земли» около 120

гектаров общинных земель, используемых ранее для выращивания риса, сменили свое назначение, превратившись в строительные площадки. Между тем, население Ренона, составляющее 4,7 тыс.человек, на 70% сохраняет свою рисоводческую специализацию, и община намерена отстаивать оставшиеся 50 гектаров сельхозугодий, расположенных к югу от дороги Тукад Балиан, вплоть до границы с районами Санур и Сидакарья, на территории субака Ренон. Кроме того, еще около 20 га рисовых полей, принадлежащих общине, разбросано в этом районе среди различных зданий-новостроек, принадлежащих, как правило, выходцам из других районов Индонезии. В своем стремлении защитить оставшиеся сельхозугодия, руководство деса пакраман запрещает общинникам продавать землю для целей, иных целей нежели рисоводство.

Одновременно деса пакраман, как гарант религиозно-культурных ценностей балийцев, старается максимально задействовать детей школьного возраста в ежедневной общинной деятельности по отправлению религиозного культа, в частности, в изготовлении различных атрибутов для храмовых церемоний, с целью защиты детей от пагубного воздействия современной цивилизации. Большое внимание уделяется и «работе» со взрослыми общинниками, для которых дважды в неделю в каждом из входящих в состав деса пакраман банджа-ре проводятся дискуссии на тему соблюдения адата и религиозных предписаний. Одновременно на этих собраниях общинники обсуждают и различные злободневные для них проблемы и способы их решения, что, в конечном итоге, ведет к укреплению внутриобщинных связей. В деса пакраман культивируется древняя традиция взаимопомощи «марерембуган». В рамках общины происходит взаимодействие и взаимопомощь также и на уровне банджаров, что, в частности, проявляется при проведении религиозных церемоний. Так, в Реноне четыре входящих в общину банджара, а именно Пексн, Тенгах, Панде и Клод, по очереди проводят обязательные для общины церемонии в храме Пусех.

Таким образом, южно говорить, что, несмотря на все юридические сложности, связанные с правами на землю, деса пакраман может, действительно, выполнять роль крепости, способной защитить традиционные культурнорелигиозные ценности балийского общества от наступления западной цивилизации. Однако очевидно и то, что сама деса пакраман нуждается в защите местных властей от постепенной ее деградации в условиях дальнейшего развития на Бали рыночной экономики и возможной потери ею основной части общинных земель.

При написании работы использованы материалы индонезийской прессы, а также личные полевые исследования автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.