Научная статья на тему 'Джакарта: социально-экономические проблемы столицы Индонезии'

Джакарта: социально-экономические проблемы столицы Индонезии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1555
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ / ИНДОНЕЗИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Попов Александр Вячеславович

Dr. Popov A. analyses the most difficult socio-economic problems of the capital of Indonesia, among them: a very high density of its population, the polution of the environment, awful traffic jams and every year increasing floods. The existance of Jakarta's slums cause such problems as spreading of narcotics, criminality and epidemics and also threatens the rail traffic and the safety of the trestles of motor-roads. Huge amounts of garbage altogether with industrial waste make Jakarta as one of the most poluted city of the world. Every year floods not only kill hundreds of the urban poor but also destroy local roads that creates additional problems for the traffic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Джакарта: социально-экономические проблемы столицы Индонезии»

Попов А.В.

ИВ РАН

ДЖАКАРТА: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СТОЛИЦЫ ИНДОНЕЗИИ

Современная Джакарта представляет собой крупный мегаполис площадью более 650 кв км (1, с.36), к которому экономически примыкают города-спутники Депок, Танггеранг, Бекаси, в административном отношении находящиеся уже на территории провинции Бантен, а также город Богор, относящийся к провинции Западная Ява. Сама же Джакарта в административно-территориальной структуре Индонезии приравнена к уровню провинции и называется «Особым столичным районом Джакарта». Главой города, как и других провинций страны, является губернатор, который с 2007 г. в столице избирается прямым голосованием. При этом столица Индонезии разбита на 5 округов - Центральную, Северную, Западную, Восточную и Южную Джакарту, которые в административном отношении приравнены к территориальным образованиям второго уровня, т.е. «кота мадья», и возглавляются мэрами. На более мелком уровне Джакарта подразделяется на 43 района - кечаматана и 265 микрорайонов - келураханов, которые, в свою очередь, подразделяются на поселковые общины («рукун варга») и соседские общины («рукун тетанга»).

В состав Джакарты входит и расположенный в джакартском заливе архипелаг «Тысячи островов» площадью 110

w w л

тыс.га, имеющий статус административной единицы 2-го уровня, т.е. кабупатена, или области. Ранее этот архипелаг состоял из 108 островов, однако в настоящее время, в силу действия морских волн, их осталось только 86, среди которых наиболее крупными и известными являются: Панчалиранг, Госонг, Рин-гит, Себару, Ханту, Антук, Милинджу, Путри, Бира, Панджанг, Келапа, Коток, Панганг, Ланг, Тидунг Бесар, Паюнг, Конгси, Пари, Онрус, Бокор, Лаки, Рамбут, Унтунг Джава, Дамар Бесар, Келор, Аер, Бидадари, Капал, Чипир и Ньямук (1,с.37).

Джакарта - один из наиболее густонаселенных городов Юго-Восточной Азии: по данным переписи 2000 г. численность

столичных жителей составила 8,4 млн.человек, а спустя 5 лет уже - 9,04 млн.человек. При этом, в первые годы нового тысячелетия ежегодно город абсорбирует 200-250 тыс. новых приезжих, хотя уровень безработицы в столице весьма высок: в

2006 г., только по официальным данным, более 590 тыс.человек (2, 09.07.07)

Джакарта, несомненно, является перенаселенным городом, причем наибольшая плотность населения приходится на наиболее бедные кварталы, где бедняки ютятся в крошечных хижинах, площадью 2 х 3 м, скроенных из фанеры, картона и бамбука. Так, в Центральной Джакарте, в кечаматане Джохар Бару на площади в 2,38 кв км проживает 130 тыс.человек, что делает этот район самым густонаселенным в Индонезии с плотностью населения более 45 тыс.человек на 1 кв км. Малюсенькие домишки здесь буквально лепятся к бетонному ограждению железнодорожного полотна. Во многих семьях люди здесь вынуждены спать по очереди, настолько малы их жилища. Такие трущобы, конечно, становятся источником многочисленных болезней, грязи и наркотиков. (2, 23.02.07) Характерно, что именно в Центральной Джакарте, где сосредоточены правительственные учреждения и многочисленные банки и торговые центры, немало также и трущобных зон. Так, по данным Управления планирования Центральной Джакарты, к таковым можно отнести 138 поселковых общин из общего их количества здесь в 364. Густонаселенные поселки, имеющие порой трущобный характер, сосредоточены практически во всех районах Центральной Джакарты: Г амбир, Савах Бесар, Кемаё-ран, Сенен, Чемпака Путих и проч. Следует также подчеркнуть, что местные трущобы имеют большой потенциал возрождения даже в условиях своего разрушения в результате пожаров и других стихийных бедствий. Такая ситуация, например, наблюдалась в августе 2004 г., когда в Центральной Джакарте огнем были практически уничтожены поселки Каранганьяр в районе Савах Бесар и Кебон Мелати - в районе Танах Абанг. Сразу же после пожаров жители этих поселков стали самостоятельно растаскивать развалины своих пепелищ и вновь отстраивать свои незатейливые жилища, которые в условиях де-

фицита земли должны быть 2-х - 3-х этажными, чтобы вместить по нескольку семей.(2, 04.08.04)

В целом, наиболее густонаселенной и трущобной зоной в столице является Северная Джакарта, где в этом плане выделяется келурахан Калибару, в районе Чилинчинг. Здесь на площади в 247 га проживает более 46 тыс.человек, причем 90 га занято промышленными предприятими. В Калибару крошечные лачуги плотно лепятся друг к другу по краям грязных, разбитых дорог, превращающихся в сезон дождей в грязевое мес-сиво. К этому добавляется и характерный аромат от гниющего вокруг мусора. Большинство проживающих здесь - рыбаки (17,6 тыс.человек), поденные рабочие (4,6 тыс.человек), безработные (6,1 тыс.человек) и профессиональные нищие (5 тыс.человек). Еще более густонаселенным микрорайоном в Чи-линчинге является Семпер Барат, где на площади в 159 га проживает около 62 тыс.человек, что дает плотность населения почти в 39 тыс.человек на 1 кв км. (2, 18.07.07)

Следует отметить, что трущобы в Джакарте нередко расположены в самых немыслимых местах, в частности, вдоль железнодорожных путей, в непосредственной близости от рельс. Такая ситуация, например, имеет место быть на протяжении 10 км между станциями Кота и Танах Абанг, где бедняцкие лачуги вплотную лепятся к железнодорожным рельсам, на которых играют дети и сушится белье, а между путей вольготно расположились мелкие торговцы и разносчики. Наибольшее количество лачуг сосредоточено в районе станции Дури. Проходящие поезда вынуждены снижать скорость и постоянно подавать сигналы тревоги, чтобы отпугнуть местных жителей. Последние, кстати, проявляют недовольство тем беспокойством, которые вызывают проходящие составы и кидаются в них камнями. Себя они называют МПР (masyarakat pinggir rel - население на краю рельс), что соответствует аббревиатуре Высшего Консультационного собрания Индонезии. Излишне говорить, что все эти посления возникли в зоне железной дороги незаконно. (2, 14.06.07)

Многие обездоленные устраивают свои нехитрые жилища под пролетами многочисленных мостов, в том числе и под эстакадами платных автомагистралей. Таким убежищем для

бедняцких лачуг служит, например, мост через реку Чиливунг в районе улицы МТ Харьено в Восточной Джакарте, где обитает несколько десятков бедняков, некоторые из которых живут под мостом уже более 30 лет, вырастив здесь многочисленное потомство. Местные обитатели стараются обустроиться здесь с максимальным комфортом и проводят в свои хижины даже электричество, которое берут за умеренную плату из близлежащих домов. Зарабатывают же бедолаги тем, что вылавливают в том же Чиливунге пластик, который идет на переработку. Аналогичным образом зарабатывают на жизнь и жители пространства под мостом на улице Пахлаван в районе Калибата, Южная Джакарта. Здесь также живут мелкие торговцы и чернорабочие, предпочитающие ночевать под мостом на циновках или старых матрацах, которые они вылавливают в реке, полагая, что таким образом спать менее жарко, нежели в хижине. Интересно отметить, что, как считают столичные журналисты, обитатели этих трущоб настолько свыкаются со своим бытом и окружением, что даже при появлении у них достаточных средств для переезда в более подходящее место предпочитают оставаться под мостом. (2, 14.12.06)

Между тем, сосредоточение бедняцких лачуг в таких местах может серьезно угрожать самим этим соооружениям. Так, в мае 2007 г. под эстакадой платной магистрали в районе Плюит, Северная Джакарта, пожар уничтожил до 500 незаконно сооруженных здесь хижин, что поставило под угрозу безопасность автотранспорта на эстакаде. После пожара владелец магистрали, компания ПТ Джаса Марга, попытался обнести колючей проволокой пространство под эстакадами для предотвращения возникновения здесь нового поселения. (2, 30.05.07) В то же время, действующий тогда губернатор Джакарты Су-тиёсо заявил о необходимости переселения из под мостов и эстакад всех проживающих там нелегалов и устройства там спортивных площадок и небольших садовых зон. Общая численность обитающих в таких местах бедняков составляет в Джакарте 10-18 тыс. семей, которые находились там в период 2003-

2005 гг. по временному разрешению Министерства по развитию населенных пунктов и территориальной инфраструктуры. В этой связи Правительство Джакарты сделало заявление, в ко-

тором не рекомендовало центральным властям продлевать указанные разрешения, поскольку существование нелегальных построек под эстакадами ставит под угрозу безопасность дорожного движения, а контроль за ситуацией под эстакадами передать столичным властям. Данное заявление было сделано после очередного пожара в августе 2007 г., когда возникла угроза обрушения эстакады скоростной магистрали в районе Джембатан Тига. (2, 12.08.07)

Как и во многих других мегаполисах, в Джакарте именно трущобные районы являются основной зоной распространения наркотиков, которое особенно усилилось со второй половины 90-х гг., после падения военного режима Сухарто. Правда, и до этого отдельные кварталы были печально известны как очаги продажи наркотиков. Таковым, в частности, был и остается кампунг (деревня) Амбон в келурухане Кедаунг кечаматана Ченгкаренг в Западной Джакарте. Здесь практически все население задействовано в продаже наркотиков, за которыми покупатели приезжают сюда из различных районов Явы. Распространители наркоты круглосуточно слоняются по местным улочкам, сменяясь обычно в 5 часов вечера. В течении дня в местных притонах устраиваются оргии. Женское население занято на расфасовке, зарабатывая на этом приличные деньги, поэтому практически все население кампунга заинтересовано в сохранении наркоторговли и оказывает массовый отпор полиции во время облав, в которых задйствованные специальные собаки также вынуждены отступать под натиском деревенских псов, спускаемых наркоторговцами. Полиция заявляет, что не боится данного района, однако сделать с ним пока ничего не может. (2, 08.01.07)

Аналогичной наркозоной в Западной Джакарте является и деревня Бончос, в районе Палмерах. Причем, в отличие от других подобных мест, Бончос представляет собой настоящие трущобы с повсеместно разбросанными по ее территории кучами мусора и различного хлама, которые порой превышают по высоте деревенские лачуги. Местные жители промышляют заготовкой металолома, пластиковых бутылок и макулатуры для последующей перепродажи на переработку. Собственно, появление здесь около 20 лет назад заготовщиков металолома и

превратило эту деревеньку в скопище рухляди, под прикрытием которой в последние годы активно идет торговля наркотиками: в период 2002-2004 гг. они продавались здесь практически в открытую, как на базаре. Бончос, по сути, используется наркодилерами для совершения своих операций в силу именно удобства свершения темных делишек среди терриконов мусора, причем сами наркоторговцы проживают обычно в других местах, как, например, в той же деревне Амбон. (2, 21.07.07)

В Северной Джакарте в плане распространения наркотиков печально известен переулок Мачан, расположенный в ке-лурахане Калибару, района Чилинчинг. Свое название «мачан -сокращенное от «манис» и «чантик», т.е.»приятный и красивый», этот переулок получил после того, как еще в период правления режима Сухарто в результате осуществления программы «Армия идет в деревню», переулок был красиво обустроен, хотя до этого представлял собой грязное и неряшливое место. Впоследствии, однако, местное население, преимущественно рыбаки, стало терять работу в силу ужасающего загрязнения акватории джакартского залива и в настоящее время многие из них занялись распространеим наркотиков.

Не свободна от наркотиков и Центральная Джакарта, где традиционно этим славился кампунг Бали, что связывали с его близостью с компактным проживанием выходцев из Африки. Однако, в последнее время его жители стали во все большей мере бороться с распространением наркотиков среди местной молодежи, а слава наркозоны в Центральной Джакарте перешла к улице Тамбак в келурахане Пегангсаан. (2, 24.07.07)

Перенаселенность столичного мегаполиса заставляет власти заниматься строительством многоэтажных жилых домов, что, правда, противоречит жизненным принципам индонезийцев, привыкших жить в собственных домах. Впрочем, подавляющему большинству столичных жителей выбирать уже не приходится, поскольку земля в городе страшно дорога, и в апреле 2007 г. здесь началась реализация программы сооружения 52 жилых башен, которые разместятся в районах Пуло Гебанг (10 зданий), Чаванг, Чипаюнг и Клендер (всего 14 башен), Ма-рунда ( 14 башен) и Пуло Гадунг (14 башен). В общей сложности в этих башнях будет около 15 тыс.квартир по цене от 10

тыс. до 16 тыс.долларов. (2, 04.04.07) При этом существует программа строительства даже тысячи высотных многоквартирных домов в форме башен, однако даже уже построенные башни нередко стоят полупустые. Так, в комплексе Грия Типар Чакунг из 10 уже сооруженных башен лишь четыре имеют жителей, причем их заселенность не превышает 50%, и то преимущественно за счет жителей аналогичного комплекса Пуло-мас, который подлежит перестройке. Комплекс Грия оснащен площадками для игры в баскетбол, волейбол и бадминтон, а вокруг него оборудована дорожка для бега. Расположен жилой комплекс рядом с шоссе, соединяющим Джакарту с Бекаси, что очень удобно для его жителей. В шаговой доступности находится рынок Калималанг, где жители приобретают товары первой необходимости. Довольно невысокой является и арендная плата, которая, например, составляет для двухкомнатной квртиры на пятом этаже 446 тыс.рупий (около 50 долл.) и 546 тыс.рупий (около 60 долл.) - на первом этаже, который традиционно в Индонезии более престижен. Интересно отметить, что многие жители в таких многоквартирных комплексах используют арендуемые квартиры для организации мелкого бизнеса: в них устраиваются прачечные, парикмахерские или же квартиры сдаются в наем частями. Между тем, малая заселенность комплекса Грия делает такой бизнес крайне малодоходным, поскольку оказывать услуги в нем толком некому. (2, 19.07.07)

О малой привлекательности даже для беднейших слоев столицы этих комплексов говорит и тот факт, что после выселения жителей самостроя из под эстакады «Джембатан Дуа» в Западной Джакарте лишь 15 из 76 семей согласились переселиться в комплекс Марунда, остальные же, мотивируя его не-удобностью для проживания и удаленностью от их обычного места работы, отказались от этого предложения властей и предпочли получить субсидию в размере 1 млн.рупий в надежде на эти деньги снять другое жилье. (2, 03.10.07)

Еще одним направлением в решении проблемы перенаселенности индонезийской столицы является возобновление осуществления программы трансмиграции, новая фаза которой предполагает создание в ряде провинций страны агроиндутри-альных центров городского типа, где новые переселенцы долж-

ны получить стандартное жилище площадью 36 кв м на участке в 5 соток, а также надел в 2 га и средства к существованию на 2 года. В таких центрах одновременно с переселением трансмигрантов должны создаваться и промышленные предприятия для переработки соответствующей сельхозяйственной продукции. При этом власти, конечно, расчитывают, что жители столичных трущоб, переселившиеся в Джакарту из сельских районов Явы, не утратили навыков занятия сельским хозяйством и готовы к нему вернуться. (2, 03.10.07)

Одной из наиболее острых проблем современной Джакарты являются, безусловно, огромные автомобильные пробки. Ежегодно количество машин в столице растет примерно на 11%, тогда как протяженность автомобильных трасс увеличивается в лучшем случае на 1%. Так, в 2001 г. в столичном регионе было зарегистрировано 3,5 млн.транспортных средств, а в 2005 г. их количество увеличилось до 7,2 млн.единиц. (2,

09.07.07) В начале 2007 г. только в самой столице было 2,16 млн. личных и грузовых автомобилей и 3,3 млн. мотоциклов, к которым ежеднневно добавляется примерно полмиллиона автомобилей и более двух миллионов мотоциклов из районов Де-пока, Танггеранга и Бекаси. По расчетам местных специалистов, полный автомобильный колапс наступит в Джакарте в 2014 г., когда площадь столичных автомобилей сравняется с площадью всех дорог Джакарты. (2, 08.10.07) Существует целый ряд городских районов и участков автомобильных трасс, где ежедневно практически в любое время гарантировано затруднено движение. При этом, речь идет не только собственно о столице, но и о трассах, ведущих в город и из него. Так, шоссе Серпонг - Джакарта в направлении г.Тангеранг, проходящее через платную эстакаду, запружено практически в течении всего дня. На участок в 1,5 км перед эстакадой у автомобилистов уходит не менее 30 минут, что, в частности, связано с тем, что трехполосная трасса при переходе на эстакаду превращается в двухполосную. Эта ситуация усугубляется наличием большого торгового центра «Серпонг Таун Сквэа» в начале платной трассы, куда устремляются покупатели и из Тангеранга, и из джакартского района Кебун Джерук.

Огромные автомобильные пробки возникают также из-за ужасного состояния дорог, особенно в пригородах столицы, где глубокие выбоины в дорожном полотне заполняются дождевой водой, что еще больше разрушает дорогу и создает дополнительные сложности для движения транспорта. При этом автобусы периодически просто останавливаются посреди дороги для высадки или посадки пассажиров, создавая еще большие препятствия движению. Такая ситуация, например, сложилась на участке Пондок Бетунг вплоть до Джурангмангу в Танге-ранге, а также на улице Марунда, в Северной Джакарте, вплоть до Бабелана, в кабупатене Бекаси. Состояние дорог усугубляется здесь и в других окраинных районах воздействием на них проходящих здесь тяжелых грузовиков, окончательно разбивающих дорожное полотно. В таких местах вовсю подрабатывают местные безработные, которые помогают мало-мальски организовать движение транспорта.

Пытаясь хотя бы частично разрешить проблему автомобильных пробок, власти еще несколько лет назад ввели в центральных районах города систему «три в одном», которая требует нахождения в одном автомобиле не менее трех человек и действует в самые загруженные часы рабочего дня. В результате, сотрудники многих правительственных учреждений и частных компаний, расположенных в этой зоне, получили определенное облегчение по дороге на работу и домой. При этом, в Джакарте сложился своеобразный бизнес, которым обычно занимаются мальчишки, за небольшую плату подсаживающиеся в машины для обеспечения в них нужного количества ездоков.

Наряду с этим, столичные власти расчитывают на сокращение частных автомобилей на дорогах Джакарты за счет развития в городе общественного транспорта. Особые надежды власти возлагают на развитие программы трансджакартских автобусов, для движения которых на основных магистралях сооружаются специальные корридоры, в которых могут передвигаться исключительно эти автобусы. Ежедневно сейчас в столице функционирует 200 таких автобусов, и планируется довести их численность до 250 единиц в часы-пик, которые в Джакарте определены с 6.00 до 9.00 утром и с 16.00 до 19.00 - вечером. В этом случае промежуток времени между приходом ав-

тобуса на остановку должен сократиться с 10-20 минут до 5-10 минут. На каждом маршруте численность автобусов в часы пик увеличивается на 6-8 единиц. Для удобства оплаты проезда введен единый билет на все маршруты, что позволяет джакартцам переходить с автобуса на автобус с одним билетом. Власти также расчитывают, что введение единого билета будет стимулировать владельцев частного транспорта больше пользоваться автобусом для поездок на работу, учитывая также тот факт, что общая протяженность уже действующих 7 трансджакартских маршрутов достигла 99 км. (2, 19.07.07)

Между тем, пока жители столицы именно из-за огромных пробок не доверяют общественному транспорту и предпочитают использовать частный транспорт, тем более, что купить мотоцикл в кредит стало совсем недорого - первоначальный взнос даже для последних моделей составляет порядка 40 тыс.рупий (менее 50 долл.). Да, и автобусов на обычных маршрутах явно не хватает. Так, по решению губернатора Джакарты, на конец

2006 г. городское транспортное предприятие (ППД) должно было иметь 2565 ед., тогда как на деле в его парке было всего 1700 автобусов на 68 маршрутах, причем функционировало всего 425 машин. Другим крупным автобусным оператором была компания Маясари Бакти с квотой автобусов в 1739 ед., из которых было реально выбрано 1595 машин, а фактически функционировало 922 автобуса на 102 маршрутах. Еще один крупный оператор, ПТ Стэди Сейф, имел квоту в 1025 автобусов, которая была реализована меньше, чем на половину (499 машин), а реально работало лишь 128. Большим минусом является также и то, что между маршрутами трансджакартских и обычных автобусов пока слабо налажено взаимодействие и координация. (2, 08.10.07) При этом, само сооружение специальных корридоров для трансджакартских автобусов, а также другой инфраструктуры, призванной улучшить ситуацию на улицах Джакарты, пока приводит лишь к дополнительным пробкам, поскольку нередко то или иное строительство приостанавливается или даже замораживается. Такая ситуация, например, сложилась со строительством монорельсовой дороги, планы сооружения которой столичные власти вынашивают уже несколько лет. Строительство монорельсовой дороги, собственно,

даже началось в 2007 г., однако затем было приостановлено, что создало дополнительные проблемы для автомобилистов, поскольку, например, в районах Педжомпонган и Халимун бетонные основания этой дороги были сооружены посреди улиц, а затем благополучно заброшены. Еще более сложная ситуация сложилась на одной из основных автомагистралей города, улице Гатот Суброто, где сооружается 9-й коридор трансджакартского автобуса. Транспорт, двигающийся из района Грогола в 4 ряда, на Гатот Суброто, между зданиями Бидакара и Граха Мустика Рату, получает для движения лишь одну полосу, что создает многокилометровые пробки вплоть до Грогола и дальше. И хотя однополосный участок составляет всего 50 м и далее дорога становится трехполосной, Гатот Суброто в октябре

2007 г. представляла собой просто «адское место» для автомобилистов. (2, 08.10.07) Несмотря на имеющиеся сложности с дорожным строительством, власти города намерены и впредь строить новые и модернизировать имеющиеся магистрали, и важнейшим направлением в этом является завершение сооружения джакартской кольцевой дороги, общей протяженностью в 63 км, которое было начато еще в 1996 г., но притормозилось из-за экономического кризиса.

Решению транспортной проблемы может служить и развитие железнодорожной сети Джакарты, однако приходится констатировать, что даже существующие участки железной дороги используются не должным образом. Наиболее вопиющим примером является участок, соединяющий станцию «Кота» в старой части города и порт Танджунг Приок, где здание станции было построено еще в 1918 г. По непонятной причине данный участок перестал функционировать в 1983 г., что привело уже к полной запущенности на самой станции, да и часть самих железнодорожных путей на данном участке была разобрана местными жителями для сооружения своих лачуг и разбивку огородов. Особенно неблагоприятная ситуация наблюдается в районе Падеманган Барат, что находится позади знаменитого «Утреннего базара» в китайском районе Джакарты. Такая ситуация представляется особенно странной, имея в виду, что со станции Танджунг Приок жители столицы могли отправляться на поезде в другие города Явы, включая Семаранг, Сурабаю и

Джокъякарту, тогда как с 2001 г. это железнодорожное сообщение было прервано. (2, 10.04.07)

Запущенноть железнодорожной системы Джакарты проявляется также и в том, что на различных ее участках местные жители устраивают нелегальные переходы через железнодорожные пути, что приводит к многочисленным жертвам. Такая ситуация, например, наблюдается на участке Кебаёран Лама -Танах Абанг, где к существующим четырем официальным переездам добавилось еще несколько нелегальных, но более удобных для местных жителей, которые делают проломы в ограждениях железной дороги и с помощью бамбука устраивают такие переходы. (2, 19.04.07) Как уже отмечалось выше, в непосредственной близости от железнодорожных путей возникают трущобные поселения, что представляет немалую угрозу и для самих поездов, поскольку скапливающийся вдоль железнодорожного полотна бытовой мусор окончательно выводит из строя существующие здесь дренажные системы, что часто приводит к затоплению путей, особенно во время морских приливов в зонах, примыкающих к побережью. Такая ситуация, например, наблюдается на участке между станциями Ангке и Бе-ос в Северной Джакарте. Здесь морская вода в сочетании с жидкими отходами от примыкающих к полотну трущоб не только ведет к корозии рельсов, но и серьезно затрудняет ежедневные маршруты поездов. Задержка их движения, в частности, вызвана тем, что стрелки на путях переводятся вручную, поскольку электромеханизм их перевода не функционирует из-за постоянного воздействия влаги. В результате из поездов просто выстраивается очередь. Если же уровень воды над полотном достигает 10 см и выше, машинисты обычно просто прекращают движение поездов, а ежедневно здесь проходит до 90 поездов в направлении Тангеранга, Серпонга, Мерака и проч. В настоящее время перед управляющей железнодорожной компанией ПТ. Крета Апи стоит проблема элементарного подъема уровня железнодорожного полотна для предотвращения его дальнейшего затопления, а также ликвидации мешающих движению поездов трущобных поселений (2, 09.07.07)

Следует также отметить, что в течение целого ряда лет столичные власти анонсируют строительство метрополитена,

однако в настоящее время планируется лишь освобождение земель под него, а сама же подземка может начать действовать не раньше 2014 г.

Интересно отметить, что помимо современного транспорта в ряде районов Джакарты до сих пор с успехом используются и традиционные, порой весьма архаичные, его виды. В данном случае, помимо типичных для всей остальной Индонезии бечаков - велорикш, которые еще сохраняются на окраинах столицы, можно отметить, например, и традиционную паромную переправу на реке Чиливунг, соединяющую деревню Бакти в районе Гамбир (Центральная Джакарта) и деревню Томанг в районе Грогол Петамбуран (Западная Джакарта). Используя лишь мускульную силу своих рук, паромщик за 2-3 минуты перетягивает за трос свое судно, вмещающее 10-15 человек, через русло грязного Чиливунга, ширина которого в этом месте составляет 25 метров. Тариф за такую перевозку составляет 500 рупий для взрослого и 300 рупий - для ребенка, что совсем немного для условий Джакарты. При этом, пассажиры парома здорово выигрывают и во времени на дорогу, и в денежном выражении, поскольку поездка на микроавтобусе в нужный пункт на другом берегу Чиливунга стоила бы уже 3000 рупий. Сам паромщик, работая с 5.00 утра до 22.00, зарабатывает в день около 50 тыс.рупий. (2, 31.07.04)

К сожалению, для других видов транспортировки столичные реки давно уже не годятся, поскольку превратились в настоящее скопище мусора, грязи и человеческих экскрементов, которые постепенно выносятся в море, причем местные власти практически не принимают никаких мер по решению этой проблемы. Так, до сих пор вдоль реки Чиливунг жители деревни Мелаю используют ее в качестве природного туалета, хотя для многих жителей столицы именно эта река является единственным источником питьевой воды, поэтому неудивительно, что диарея, вызываемая бактериями Escherichia, является здесь обычным явлением. Аналогичная ситуация и на реках Крукут и Калималанг, которые также являются источником воды для беднейших слоев населения. Интересно, что уже более 15 лет в Джакарте должна проводиться программа «Чистых рек», однако результатов ее пока не видно. Даже элементарной системой

канализации в столице обеспечены лишь несколько районов: Сетия Буди, Тебет и Кунинган, в других же ее частях сточные воды по-прежнему сбрасываются в речки и далее в море. Впрочем, нередко и попытки освобождения речек от мусора сопровождаются просто его сплавом в сторону моря, поскольку для властей это гораздо проще и дешевле, нежели удаление мусора из русла рек. Так, в Центральной Джакарте в зоне Западного отводного канала, построенного еще голландцами для предотвращения наводнений, двое нанятых местными властями рабочих ежедневно проталкивают скапливающийся в русле канала мусор в направлении моря, получая за день такой работы около

4 долларов. (2, 20.02.04) Ежедневно город «производит» до 28 тыс. куб м мусора, из которых не менее половины попросту сбрасывается в реки и море. Следует также отметить, что загрязнение столичных рек мусором крайне негативно сказывается и на состоянии мостов в городе, металические опоры которых гораздо быстрее коррозируют от воздействия мусора. Кроме того, жители города нередко поджигают мусор, который скапливается в русле рек, что также идет мостам не на пользу. В результате десятки из 834 мостов Джакарты находятся в аварийном состоянии, и несущая способность многих из них серьезно уменьшилась. Примером может, например, служить мост на пересечении улиц «Ветеранов» и «Джуанды», что совсем недалеко от президентского дворца, где несущие конструкции моста сильно коррозировали, а сам стальной профиль конструкции потерял свою целостность. (2, 29.07.04)

Говоря о плачевном состоянии джакартских рек, следует особо отметить судьбу канала Мукерваарт, построенного колониальными властями в 1681 г. и соединявшего реки Чисадане и Ангке. Канал фактически состоит из двух частей: одна из них представляет русло, отходящее от шлюза Чисадане, которое затем уже соединяется с руслом, идущим от рек Ангке, Песан-грахан, Сепак и Грогол, впадая впоследствии в Джакартский залив после пересечения с платной автомобильной дорогой на международный аэропорт Сукарно-Хатта в Ченкаренге. Имеющий протяженность 7,5 км этот канал в настоящее время по сути превратился в сточную канаву для промышленных предприятий Тангеранга и близлежащих населенных пунктов,

что произошло после наводнения 2002 г., после которого в Му-керваарт был перекрыт приток воды из Чисадане, который собственно и являлся основным источником воды в этом канале. С этих пор в канале остались лишь сточные воды, которые сбрасываются в канал по 22 канавам. Между тем, до 1975 г. Мук-рваарт был наиболее удобным средством сообщения между Тангерангом и Джакартой, по которому в столицу приплывали коммерческие грузы. Таким образом, например, из Богора в Джакарту сплавлялся бамбук. Но это все в прошлом, и сейчас каналом власти практически не интересуются, а его берега по ночам оккупируют проститутки-трансвеститы.(2, 28.07.04)

Видя фактическое бездействие властей в решении данной проблемы, само население Джакарты во многих ее районах начинает самостоятельно заниматься очищением речек от мусора, что, например, имело место в Центральной Джакарте, где местные добровольцы своими силами практически полностью очистили и обустроили небольшую речку Сентионг, протяженностью в 3 км, которая протекает через районы Джохар Бару, Сенен и Кемаеран. После проведения очистки реки местные жители выбрасывают мусор в специальные баки, а по ее берегам высажены бугенвили. Интересно, что работы по очистке реки стали конкретным воплощением древней индонезийской традиции взаимопомощи - готонг-роенг.(2, 19.01.07)

Аналогичные мероприятия вынуждены периодически проводить и жители района в Центральной Джакарте, от Хармони до келурахана Петоджо Утара, где на протяжении 2 км протекает речка Крукут, русло которой катастрафически захламлено мусором. Загрязнение речки приводит к образованию многочисленных отложений на дне и вдоль ее русла: по данным местных жителей еще в 70-е гг. Крукут имел глубину до 2 м и ширину 5 м, тогда как сейчас ее глубина не превышает 20-40 см. В результате, во время сезона дождей русло реки, которая берет начало в Южной Джакарте, в районе Пасар Джумат, и тянется на 30 км через районы Чиландак, ул. Гатот Суброто и район Педжомпонган, вливаясь в Западный отводной канал, уже не справляется с объемом воды в Центральной Джакарте и затопляет окружающие кварталы. Таким образом, местные жители фактически вынуждены спасать свои дома от наводнения,

пытаясь очищать речку, спуск к которой крайне затруднен, поэтому подъем мусора осуществляется лишь с моста. (2,

22.01.07)

Тем не менее, эти попытки граждан Джакарты спастись от наводнений, связанных именно с загрязнением местных рек и их неспособностью аккумулировать избыток дождевой воды, пока обречены на провал, и население столицы все чаще страдает от разрушительных наводнений, мощь и интенсивность которых в последние годы только нарастает, что также связано со сведением лесов в гористой местности к югу от города, откуда берут начало реки, протекающие через Джакарту. Ситуация осложнена и тем, что до 40% территории столицы Индонезии, т.е. примерно 26450 га, находится ниже уровня моря в момент приливной волны. Помимо этого, в последние годы происходит дальнейшее понижение уровня города особенно в его центральной части, что связано с многочисленным использованием здесь артезианских скважин. По некоторым оценкам, уровень почвы здесь понижается на 3,4 см в год. В результате морская вода может достигать центра города - Национального Монумента (Монас), что уж говорить о прибрежной зоне, многие районы которой регулярно страдают от морских волн во время прилива. Такая ситуация, в частности, наблюдается в Северной Джакарте, в кечаматане Чилинчинг, где морской прилив регулярно заливает деревни традиционных рыбаков в Марунда Пуло. (2, 03.02.07)

Характерно, что практически с каждым годом масштабы наводнений в столицы лишь увеличиваются. В начале февраля

2007 г. интенсивные дожди в джакартском регионе вызвали одно из наиболее крупных наводнений за последние годы, в результате которого оказалась затопленной половина всей территории столицы. В ряде районов вода поднялась на три метра, и местные жители оказались заблокированными на вторых этажах своих домов. В Западной Джакарте река Ангке поднялась на 3,75 м, уровень воды в районе реки Крукут достиг подбородка взрослого человека. В районе Джати Бару речка Чиденг поднялась до уровня колена при очень быстром течении воды. В районе реки Сунтер была разрушена дамба Западного отводного канала. По всему городу образовались гигантские автомо-

бильные пробки, повсеместно вышли из строя электросети, телефон, включая систему мобильной свяи, и интернет. Вся грязь, скопившаяся в речках, каналах и прочих местах скопления мусора, расплылась по всему городу.

Одной из главной причиной столичных наводнений является также состояние верховий большинства джакартских речек и прежде всего реки Чиливунг, которая берет свое начало к югу от Джакарты, в районе Богора. Именно в этой зоне, где происходит накапливание дождевых вод, питающих Чиливунг и другие речки, происходит интенсивное строительство, что, естественно, уменьшает площадь свободных земель, способных впитывать излишек дождевых вод. С 1992 по 2006 г. застроенная площадь увеличилась здесь с 101,4 до 225,7 га. В этом районе интенсивно размещается экономически активное население, которое уже не способна вместить Джакарта. Жилые и административные постройки, промышленные предприятия растут здесь как грибы в районах Читурупа и Депока. Как результат, дождевые воды, которые раньше интенсивно впитывала почва, потоками устремляются вниз к Джакарте. Само русло Чиливунга, которое прежде имело ширину в 40 м теперь сузилось до 13 -20 метров при глубине речки всего 2 метра. В результате, при обычном режиме до шлюза Манггараи доходит 28 куб м в секунду, тогда как в сезон дождей этот объем увеличивается уже до 200 куб метров. Для предотвращения избыточного давления в верховьях рек предполагается осуществить переброску части воды из Чиливунга в речку Чисадане, а также построить плотину Чиави в верховьях Чиливунга. Чисадане течет через Тангеранг, и ее русло проходит по относительно более зеленой зоне, что создает предпосылки для впитывания почвой избытка воды. Правда, в самом Тангеранге Чисадане также вызывает наводнения, поэтому местные жители пока блокируют осуществление этого проекта. Строительство плотины Чиави также пока откладывается, поскольку финансирование должно идти из бюджета Джакарты, что запрещено законодательством. Необходимые средства в размере 200 млрд.рупий могут быть переданы лишь в дар администрации кабупатена Богор, где должна быть сооружена данная плотина,

однако богорские чиновники не дают гарантий, что указанные средства будут потрачены по назначению.(2,03.02.07)

Еще одной причиной наводнений в Джакарте является плохое состояние дренажной системы, существующей в городе с колониальных времен. Голландцы начали интенсивно строить в Батавии дренажные сооружения после особенно разрушительного наводнения 1918 года. Руководил этим строительством инженер Герман ван Бреен, который сделал ставку на сооружение отводных каналов на южной окраине города в верховьях рек, чтобы вопрепятствовать приходу большой воды в центр города. По этому проекту избыток воды собирался в отводном канале и по западной стороне направлялся в сторону моря. Этот канал, получивший название «Западный отводной канал» делит сейчас столицу от шлюза Манггараи до дельты реки Ангке. Кроме того, голландцы построили и более мелкие каналы для сброса жидких отходов из жилищных построек в Чиливунг и другие реки Батавии. До сих пор действуют построенные голландцами каналы Г ресик вдоль улиц Сутана Ша-рира и Мохамада Ямина, в Центральной Джакарте, а также канал Сентионг, который был призван обеспечить сброс воды из Кали Бару Тимур в Чиливунг. Между тем, эти каналы в настоящее время также забиты мусором, обмелели и перестают полностью выполнять свои функции. Такова, например, ситуация с дренажем вдоль основных столичных улиц - МХ Тамри-на и Судирмана, в результате чего последние также покрываются водой во время наводнения. Проблемы, в частности, возникают из-за сужения канала на ул.Тамрин при его соединении с дренажным каналом в районе моста Серонг, в районе Танах Абанг, с 19 до 12 метров. В несколько лучшем положении дренажная система в районе президентского дворца, между улицами Медан Мердека Утара, Маджапахит, Ветеран и Джуанда, однако и здесь наблюдалась вода в период наводнений 2002 и

2006 гг. (2, 03.02.07)

Именно мощное наводнение в начале февраля 2002 г., когда было затоплено до 25% террритории города, подтолкнуло власти к строительству Восточного отводного канала, который призван защитить от наводнений восточную и северную часть Джакарты, аккамулируя избыток воды в реках Чипинанг, Сун-

тер, Буаран, Джатикрамат и Чакунг и одновременно служить дополнительным источником воды в засушливые периоды. Кроме того, этот канал длинной 23,6 км и шириной в 100 м должен стать дополнительной водной артерией и зоной отдыха индонезийской столицы. Строительство канала должно завершиться в 2010 г., однако к началу 2007 г. осуществлен лишь отвод части земель под этот проект стоимостью 4,9 трл. рупий (примерно 540 млн.долл) Между тем, огромной проблемой для начала его строительства является нежелание владельцев земельных участков, по которым должен пройти канал, освобождать их под строительство даже за компенсацию. Столичные власти, правда, расчитывают полностью закончить вывод земель к концу 2007 г. и уже через год довести канал до моря. На его протяжении будет построено 26 мостов и три плотины. С Западным отводным каналом он будет соединяться через речку Чиливунг, которая должна быть расширена и очищена. (2,

14.07.07)

В Северной Джакарте осуществляется расширение реки Чакунг Лама, установка нескольких мощных насосов, а также устройство водохранилищ, что должно обеспечить защиту от наводнений деловой и жилой частей квартала Келапа Гадинг, поселков Тугу Селатан, Сукапура, Рава Бадак, районов Чилин-чинг и Калибару. Как элитный район Келапа Г адинг, так и густонаселенный Сукапура, находятся вдоль рек Сунтер и Чакунг Лама, (при том что большинство дренажных каналов в обоих районах закрыто парковочными зонами). Последняя в Северной Джакарте имеет протяженность 14 км при ширине всего 12 метра. Среди намеченных мер - строительство водохранилища Сунтер Тимур на площади 33 га.(2, 31.07.07)

Одним из средств борьбы с наводнениями может стать строительство подземных водохранилищ, где должна собираться избыточная вода в период сезона дождей. При этом, столичные власти хотят использовать русла древних рек, существовавших на территории современной Джакарты еще 5 тыс.лет назад, а ныне находящиеся под толщей грунта. Предполагается, что именно по этим руслам вода будет легче просачиваться в почву и в сами водохранилища, которых может быть сооружено до 400 общей площадью 800 га (2, 03.03.07) Аналогичные

резервуары воды существуют в Чикаго и Сингапуре, и вода там может храниться до 125 лет. Для указанного строительства необходимо приблизительно 12 трл.рупий (менее 1,5 млрд.долл), что вполне укладывается даже в годовой бюджет Джакарты на

2007 г., который составляет 21,5 трл.рупий (2, 03.02.07) Речь, по сути, идет о создании в Джакарте мощной дренажной системы, которая хотя бы частично могла бы снять проблему наводнений. Функционирование такой системы, подкрепленной современными насосными установками, практически полностью обезопасило дворец президента Индонезии и комплекс Национального Монумента в период наводнения 2007 г. В самый его разгар разгорелись дебыты относительно открытия шлюза Манггараи на реке Чиливунг, что могло привести к затоплению президентского комплекса. И, хотя после открытия этого шлюза уровень воды в городе оказался выше уровня, на котором расположен президентский комплекс, подземная дренажная система и три мощных насосных установки во дворе здания Г оссекретариата, способные перекачивать до 250 л в секунду, полностью справились с прибывающей водой. (2,

06.02.07)

В отдельных районах столицы местные жители для борьбы с наводнениями стали самостоятельно сооружать дамбы. Так, в Северной Джакарте, в районе Пенджаринган, жители ке-лурахана Плюит в январе 2007 г. своими силами построили километровую дамбу вдоь протекающей здесь речки Муара, что позволило им практически безболезненно пережить страшное наводнение в городе в феврале того же года. Для сооружения этой трехметровой дамбы жители Плюита собрали 200 млн.рупий (что эквивалентно всего около 20 тыс.долл). Одновременно в поселке были установлено несколько насосных станций для откачки дождевой воды в указанную реку, и, хотя в разгар дождей уровень воды доходил до колена, весь ее избыток тут же сбрасывался в реку. (2, 15.02.07)

Возвращаясь к проблеме мусора в джакартских реках, следует отметить, что весь он рано или поздно выносится в море, что, соответственно, ведет к ужасающему загрязнению окружающей среды в зоне Джакартского залива. Наибольшее количество бытовых отходов в заливе наблюдается в районе бед-

няцких прибрежных поселений: Марундо Пуло, Чилинчинг, Калибару, Муара Бару и Капук. Этот мусор смешивается с промышленными отходами и издает резкий запах. Ежедневно специальные суда Управления по очистке территории Северной Джакарты собирают в заливе до 50 куб м мусора, которые приносят 13 джакартских рек. Этот мусор уже практически достигает острова Пари архипелага Тысячи островов, хотя этот остров находится в 35 км от берега. (2, 26.04.07)

Зягрязнение моря ведет к уничтожению мангровых в районе архипелага «Тысячи островов»: в настоящее время от общей площади в 1300 га мангровых здесь осталось всего 10%, да и те могут скоро погибнуть. Так, в районе острова Рамбут, который расположен в 4 км от побережья Тангеранга, воздушные корни мангровых покрыты пластиковым мусором, который скапливается в джакартском заливе. Вместе с мангровыми погибают и проживающие в них черепахи и птицы. Местное население, не дожидаясь помощи властей, начинает высаживать в районе островов Панганг и Прамука саженцы мангровых, чтобы спасти сами острова от разрушения, поскольку именно мангровые препятствуют эрозии береговой линии. (2, 07.07.07) В районе архипелага постепенно вымирают чешуйчатые черепахи (ЕгеШосИе^ ішЬгісаІа), которые теряют места откладки яиц: если раньше для этого были пригодны практически все острова, то теперь таковых осталось лишь 6: Петелоран Тимур, Петелоран Барат, Пенджалиран Тимур, Пенджалиран Барат, Госонг Ренгат и Пулоу Бланда. Кроме того, черепахи часто погибают от пластика, который циркулирует в акватории архипелага: иногда они по ошибке поедают его, принимая за медуз (в желудках погибших черепах часто обнаруживается пластик), или же пластиковая пленка опутывает головы черепах, что в конечном итоге приводит к их гибели. (2, 30.03.07)

В Северной Джакарте, но уже непосредственно на побережье Индах Капук, находится природный заповедник Суака Маргасатва Муара Ангке, который также чрезвычайно страдает от загрязнения природной среды мусором. Находясь прямо в устье реки Ангке, заповедник принимает на себя весь тот мусор, который выносится водами реки. Мусором здесь покрыты корни мангровой растительности, которая некогда была при-

станищем многочисленных пернатых и животных. Деревьев в заповеднике осталось не более 10% его площади, остальные же 90% покрыты кустарником, водным гиацинтом и диким сахарным тростником. Земля в заповеднике имеет густо черный цвет в результате постоянного воздействия попадающих сюда сточных вод, от которых к тому же исходит стойкий неприятный запах. Между тем, этот заповедник площадью 25 га должен быть пристанищем не менее 76 видов птиц, в том числе 17 охраняемых, как, например, яванская кукушка, цапля и яванский чирок, 7 видов рептилий, включая варанов, питонов и кобр, а также некоторых млекопитающих, как то длинохвостых макак и выдр. Поскольку многие виды местной растительности уже погибли, обезьяны, популяция которых в 2004 г. составляла всего 60 особей, в поисках пропитания роются в мусорных кучах или воруют из лодок пищу, которую берут с собой рыбаки, промышляющие в окрестных водах. Кстати, именно рыбаки, живущие по берегам Ангке, также являются источником мусора, который они беспрепятственно сбрасывают в речку. (2, 04.08.04) Интересно отметить, что этот замусоренный заповедник находится в непосредственной близости от элитного жилого поселка Пантей Индах Капук, жители которого, видимо, не очень озабочены судьбой близлежащей от них зеленой зоны. Правда, заповедник является лишь незначительной частью лесной зоны Ангке Капук, общая площадь которой составляет 1155 га, из которых 827 га осваивается фирмой ПТ Мандара Пермей, построившей поселок Пантей Капук Индах, а также поле для гольфа, различные спортивные и рекреационные площадки. По данным Службы лесного хозяйства Джакарты, общая площадь охраняемых лесов здесь не превышает 327,7 га, включая как раз площадь упомянутого заповедника, однако не менее половины площади мангровых в заповеднике уже можно считать погибшими.(2, 05.08.04)

Загрязнение водной среды оказывает самое пагубное воздействие на деятельность джакартских рыбаков, уловы которых резко сокращаются в последние годы. Так, жители деревни Мурунда Пуло, расположенной в восточной части джакартского залива, традиционно добывали мелких креветок пичи (Репаеш те^шеп818) в речке Бленчонг, где они устраивают

креветочные садки в виде небольших запруд, куда личинки креветок попадают с речной водой естественным образом. В этих же садках они разводят и рыбу банденг, однако последнюю удается вылавливать лишь раз в полгода, тогда как креветок можно собирать ежедневно. Между тем, в настоящее время ежедневный улов креветок с садка площадью более трех га не превышает двух килограммов, а еще 20 лет назад он составлял

5 кг, что местные рыбаки связывают с загрязнением речки Бленчонг и ее притоков. По их свидетельствам, речная вода нередко становится черного цвета и имеет резкий запах. Не удивительно, что креветки просто не выживают в такой воде, и рыбаки иногда неделями сидят вообще без улова. Собственно, такая вода не может уже использоваться местными жителями и для купания, поскольку вызывает на теле раздражения. Г лавная же проблема заключается в сбросах промышленных отходах, которые происходят в верховьях речки, в кабупатене Бекаси, где функуционирует целый ряд предприятий, в частности, завод по производству бумаги в кечаматане Бабелан, всего в 20 км от деревни Марунда. Здесь же постепенно исчезают и крабы, которых в начале 80-х гг.ХХ-го века местные рабаки добывали по 20 кг в день, теперь же, по их рассказам, даже один ки-лограм крабов добыть крайне нелегко. Практически полностью исчезли здесь и устрицы, которые ранее естественным образом жили и в садках, и в устье реки среди корней мангровых. Если еще 20 лет назад в деревне Марунда проживало 140 семей рыбаков, то теперь их осталось не более 30, остальные же были вынуждены переквалифицироваться в чернорабочих. (2,

12.03.07)

Загрязнение окружающей среды, ужасающая скученность населения и антисанитария в городских трущобах, усугубляемые многочисленными наводнениями, приводят зачастую к распространению в Джакарте различных заболеваний, которые нередко принимают характер эпидемий. Речь, в частности, идет о лихорадке денге, которая распространяется комарами (Aedes aegypti). О масштабах этой проблемы свидетельствует тот факт, что за первый квартал 2007 г. только в Центральной Джакарте в результате укусов комаров этой лихорадкой заразились 1291 человек, из которых четверо умерли, всего же за этот период во

всей Джакарте заразилось более 1600 человек, из которых семеро скончались.(2, 19.04.2007)

Говоря о проблеме загрязнения окружающей среды в Джакарте, необходимо упомянуть и о пагубном воздействии на нее многочисленных промышленных предприятий, значительная часть которых находится в непосредственной близости от поселений беднейших слоев населения столицы. Такая ситуация, например, наблюдается в кечаматане Чакунг, где функционирует целая промзона с одноименным названием, с которой соседствует кампунг, населенный выходцами с Мадуры и ряда районов Явы. Населенный пункт, расположенный на берегу реки Чакунг, буквально зажат между металлоперерабатывающими и мыловаренными предприятиями промзоны, а его жители в прямом смысле задыхаются от выхлопов заводских труб. Следует отметить, что, несмотря на запрет на размещение жилых построек по берегам рек в черте города, именно в этом районе всячески стимулировалось появление нового поселения, куда была подведена водопроводная вода и электричество, а население получило удостоверение личности жителей Джакарты и право на строительство постоянного жилья. Причем поселение появилось уже после возникновения здесь промзоны. (2, 03.11.06)

Важно также отметить, что загрязнение Джакарты выбросами промышленных предприятий и автомобильным транспортом совершенно не компенсируется зелеными насаждениями, в которых столица ощущает явный дефицит: их общая площадь здесь составляет менее 10% площади города, тогда как по данным международных экологов, в современных условиях для успешного противостояния городским испражнениям зеленые насаждения должны составлять не менее 30% городских площадей. Однако даже по планам столичных властей, принятым еще в 1999 г., зеленые насаждения к 2010 г. должны составлять всего лишь 13,9% площади Джакарты. Да, и эти планы, видимо, далеки от своего воплощения. (2, 16.01.07) Следует также отметить, что территории скверов и парков являются своеобразной губкой, которая может впитывать избыток дождевой воды и препятствовать наводнениям. Однако в Джакарте зеленые насаждения неумолимо сводятся на нет, а на их месте вырастают

все новые и новые постройки различного назначения. Так, в 1973 г. в Южной Джакарте было застроено всего 8,2% ее площади, а спустя 30 лет этот показатель вырос уже до 72%. Поэтому совсем не удивительно, что по данным Всемирной Организации Здравоохранения Джакарта занимает 3-е место с конца по качеству городского воздуха среди всех столиц мира, после Мехико и Бангкока.

Литература:

1. Profil Propinsi Republik Indonesia. Daerah Khusus Ibukota Jakarta. Jakarta, 1992

2. Kompas. Jakarta

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.