Научная статья на тему 'Проблемы организации внеурочной деятельности в начальной школе в социокультурных условиях села'

Проблемы организации внеурочной деятельности в начальной школе в социокультурных условиях села Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3230
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВНЕУЧЕБНОЙ РАБОТЫ / ИНТЕГРАЦИЯ ОСНОВНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ТИПЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ НА СЕЛЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ / AFTER-HOURS ACTIVITIES / PROJECTING AFTER-HOURS ACTIVITIES / INTEGRATION OF FUNDAMENTAL AND ADDITIONAL EDUCATION / TYPES OF A SOCIOCULTURAL SITUATION IN RURAL AREAS / SOCIOCULTURAL DEPRIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тебенькова Елена Александровна

Охарактеризованы признаки и виды внеучебной работы в свете требований новых стандартов. Выявлены условия повышения качества воспитания и социализации младших школьников на селе: определение выхода из социокультурной ситуации (в том числе деприваций) на основе ее системного анализа; диагностика способностей и интересов детей; комплексное (кадровое, программно-методическое, материально-техническое) обеспечение внеучебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of organizing after-hours activities in elementary school in sociocultural conditions of rural areas

Indications and types of after-hours activities in the light of new standards requirements are described. Conditions of increasing upbringing quality and the quality of elementary school pupils' socialization in rural areas are revealed. They are: identification of leaving sociocultural situation (deprivation) on the basis of its system analysis, diagnostics of children's abilities and interests, comprehensive (personnel, program and methodological, material and technical) after-hours activities support.

Текст научной работы на тему «Проблемы организации внеурочной деятельности в начальной школе в социокультурных условиях села»

УДК 371.2 ББК 4421.38

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ СЕЛА

ЕЛ. Тебенькова

Центр развития образования Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области

PROBLEMS OF ORGANIZING AFTER-HOURS ACTIVITIES IN ELEMENTARY SCHOOL IN SOCIOCULTURAL CONDITIONS OF RURAL AREA

E. Tebenkova Education Development Center at Institute of Teachers’ Professional Retraining and Further Development of Kurgan Region

Охарактеризованы признаки и виды внеучебной работы в свете требований новых стандартов. Выявлены условия повышения качества воспитания и социализации младших школьников на селе: определение выхода из социокультурной ситуации (в том числе деприваций) на основе ее системного анализа; диагностика способностей и интересов детей; комплексное (кадровое, программно-методическое, материально-техническое) обеспечение внеучебной деятельности.

Ключевые слова: внеучебная деятельность, проектирование внеучебной работы, интеграция основного и дополнительного образования, типы социокультурной ситуации на селе, социокультурная депривация

Indications and types of after-hours activities in the light of new standards requirements are described. Conditions of increasing upbringing quality and the quality of elementary school pupils’ socialization in rural areas are revealed. They are: identification of leaving sociocultural situation (deprivation) on the basis of its system analysis, diagnostics of children’s abilities and interests, comprehensive (personnel, program and methodological, material and technical) after-hours activities support.

Keywords: after-hours activities, projecting after-hours activities, integration of fundamental and additional education, types of a sociocultural situation in rural areas, sociocultural deprivation.

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в качестве приоритета обозначает воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России. Что становится возможным при условии организации целостного личностно-развиваю-щего пространства. Урочная, внеурочная, внешкольная, семейная воспитательная деятельность образует контуры личностноразвивающего пространства. Однако для его создания требуются согласованные усилия многих социальных субъектов: школы, семьи, общественных организаций, включая детско-

юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных российских религиозных организаций.

Организация внеурочной деятельности в начальной школе требует решения ряда проблем: теоретического осмысления самой внеурочной деятельности, специального планирования и комплексного обеспечения: кадрового, программно-методического, материально-технического и финансового.

С целью решения обозначенных проблем в Курганской области в 2009 году запущен сетевой инновационный проект «Создание

региональной модели обеспечения внеурочной работы в образовательных учреждениях».

Теоретическое исследование проблемы внеаудиторного образования, внеурочной (внеаудиторной, внеучебной) деятельности обучающихся позволило сделать вывод, что под внеурочной работой (синонимы: внеклассная работа, внеклассные занятия) уче-ные-педагоги понимают работу, по целям, содержанию, примыкающую к учебному процессу, проводимую учителем-предметником по расширению и углублению у школьников знаний программного материала вне урока. В.О. Кутьев в понятие «внеурочная деятельность» включает не только систему занятий, но и общение учащихся в школе после уроков. Сюда он относит элементы учебной деятельности, организуемой после уроков и направленной на воспитание сознательного отношения к учению, развитие познавательных интересов и овладение культурой умственного труда. Он утверждает, что «внеурочная воспитательная работа - это такая организация труда, познания и общения, в процессе которой учащиеся овладевают социальным опытом, преобразуют окружающую их среду, приобретают необходимый практический ум и навыки» [1, с. 35].

Внеучебную деятельность в школе мы определили как стержень интеграции основного и дополнительного образования (обучения, воспитания и развития) в начальной школе, направленный на гармонизацию развития личности младших школьников.

Школа впервые в основную образовательную программу начального общего образования должна включить программу организации внеурочной деятельности обучающихся на ступени начального общего образования. Таким образом, внеурочная деятельность в указанном понимании должна стать предметом специального проектирования.

Далее обозначим исходные позиции для проектирования внеучебной деятельности на начальной ступени образования. В проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений наряду с учебными предметами определены направления и объем внеурочной деятельности. Для реализации в начальной школе доступны следующие виды внеучебной деятельности: 1) игровая деятельность; 2) познавательная деятельность; 3) проблемно-ценностное общение; 4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); 5) художественно-

эстетическая деятельность; 6) социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность); 7) трудовая (производственная) деятельность; 8) спортивно-оздоровительная деятельность; 9) туристско-краевед-ческая деятельность; 10) общественно-полезная деятельность; 11) военно-патриотическая деятельность; 12) проектная деятельность.

Формы организации внеурочной деятельности также различны. Это могут быть экскурсии, кружки, секции, клубы, олимпиады, соревнования, поисковые исследования и т.д.

Образовательные учреждения обязаны предоставить учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника. Программа организации внеурочной деятельности младших школьников, разработанная с учетом особенностей основного и дополнительного образования, обеспечит выполнение указанного требования.

Следует пояснить, что основное и дополнительное образование выполняют разные функции: основное общее - воспроизводство культуры нации, дополнительное - развитие потенциала к самореализации каждого человека в этой культуре. Свобода выбора - основная типологическая характеристика дополнительного образования детей, обеспечивающая создание условий, благоприятных для самоопределения и самореализации личности. Реализуя предоставленное ему право свободного выбора образовательной области, вида, типа и формы деятельности, ребёнок включается в процесс получения привлекательного для него образования в той мере, в какой это образование представляет для него интерес.

Образовательные программы дополнительного образования детей являются разновидностью дополнительных образовательных программ и находятся за пределами основных образовательных программ, определяемых государственным стандартом.

При определении содержания учебного плана во внеурочную деятельность можно включать дополнительные образовательные программы, программу воспитания и социализации учащихся, воспитательные программы, при условии, что набор дисциплин и форм деятельности максимально обеспечивает достижение образовательных целей. При планировании и организации внеучебной деятельности школа может использовать ресурсы учреждений дополнительного образования.

Результатом проектировочной части работы образовательного учреждения должен

Вопросы общего образования

стать новый учебный план начальной ступени школы, а также выводы о необходимых изменениях в составе образовательных программ. В проектировании и реализации учебного плана необходимо акцентировать внимание на создании развивающей среды с учетом конкретных социокультурных условий.

Для обеспечения всех необходимых для гармоничного развития личности видов детской деятельности нужны определенные условия. Такими условиями являются: развивающая среда (предметы игровые и развивающие, игрушки, детская библиотека, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, реальные природные объекты и др.) и содержательное общение (со взрослыми и сверстниками). Однако городская и сельская среда существенно различаются развивающим потенциалом и требуют выстраивания неодинаковых тактик в организации внеучеб-ной деятельности младших школьников.

Условия сельских школ Курганской области по критерию обеспеченности объектами социокультурной сферы определяются двумя ситуациями: 1) полное отсутствие социокультурных объектов, в том числе учреждений дополнительного образования; 2) наличие учреждений социокультурной сферы.

Первая ситуация характеризуется как депривационная. Развитие личности определяется уровнем ее взаимодействия с окружающей средой. В то же время ребенок, особенно в условиях сельской глубинки, находится практически в изоляции от очагов культуры. Такое положение побуждает нас обратиться к такому понятию, как «социокультурная депривация».

В современной научной психологопедагогической литературе понятие «депривация» (от позднелатинского (ЛергюаИо — лишение) рассматривается как состояние, возникающее в результате жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения его важных психических потребностей в достаточной мере и в течение длительного времени. Это любое состояние, которое порождает или может породить у индивида или группы индивидов ощущение собственной обездоленности в сравнении с другими индивидами (или группами) или с интернализованным набором стандартов [2, с. 122]. Существуют разные виды депривации: познавательная, эмоциоанльная, социальная, культурная, этическая, материнская, психическая и др.

К депривации на селе могут привести разные ситуации. Например, отсутствие удовлетворительных условий для обучения и приобретения различных навыков - ситуация, которая не позволяет понимать, предвосхищать и регулировать происходящее вокруг, вызывает когнитивную (познавательную) депривацию. Недостаточность эмоциональных контактов со взрослыми, обеспечивающих формирование личности, ведет к эмоциональной депривации. Ограничение возможности усвоения разнообразия социальных ролей, знакомства с нормами и правилами общества вызывает социальную депривацию.

Следствием любого вида депривации всегда является более или менее выраженная задержка в развитии речи, освоении социальных и гигиенических навыков, развитии мелкой моторики, отставание в освоении мелких движений, что может мешать ребенку осваивать процесс письма и соответственно затруднять его обучение в школе. Для устранения последствий депривации необходима не только ликвидация самой ситуации депривации, но и специальная работа по коррекции уже возникших из-за нее проблем.

Существует определенный разрыв в обеспеченности сельского населения экономическими, социальными, культурными, квалификационными и иными видами ресурсов. Особенно тревожно, что в некоторых сельских территориях эти ресурсы практически полностью отсутствуют. Детская безнадзорность, социальное сиротство - наиболее тревожные характеристики социального портрета современного села. Поэтому при планировании внеучебной работы в начальной школе целесообразно провести анализ депривационных ситуаций, признаки которых представлены в таблице.

На основе анализа социокультурных, природных ресурсов и депривационной ситуации на селе разрабатываются новые, модернизируются имеющиеся программы дополнительного образования в школе, приобретается необходимое оборудование и материалы, подготавливаются педагогические кадры.

Во втором случае - наличие в селе учреждений социокультурной сферы - реализуется механизм интеграции. Например, в МОУ «Далматовская начальная общеобразовательная школа» в режиме пилотного эксперимента отрабатываются возможности взаимодействия со Школой искусств и Домом детского творчества в организации внеучебной деятельности детей.

Признаки депривационных ситуаций, проявляющиеся в среде и в педагогическом процессе

Виды депривации В социокультурной среде В педагогическом процессе

Деятель- ностная - Отсутствие объектов социокультурной сферы; - недостаточность оборудования и материалов, для разнообразной детской деятельности; - трудовая среда ограничена сельскохозяйственной ориентацией; - не используется совокупность разных видов деятельности в природе; - условия, не ориентированы на воспитание социальной ответственности; - не представлена возможность самостоятельно осуществлять деятельность; - не выделены центры для разнообразной деятельности детей: театральной, изодеятельности; музыкальной и др. - Безынициативность ребенка; - несформированность готовности к выполнению действий; - ребенок испытывает трудности в выполнении действий; - ребенок не испытывает потребности в разнообразии деятельности; - несформированность способов правильного поведения в социуме, природе; - несформированность мотивов деятельности; - отсутствие желания действовать самостоятельно; - социокультурные практики ограничены, игры детей бедны и неразнообразны; - педагог не ориентируется на самостоятельную деятельность детей; - делает всё сам, не включая в деятельность детей; - отсутствие ситуаций, обеспечивающих упражнения детей в различной практической деятельности; - отсутствие образцов деятельности и упражнений; - нет взаимосвязи в различных видах деятельности речевой, познавательной, поисковой, изобразительной, музыкальной и др.; - нет комплексного подхода к организации детской деятельности; - не учитывается уровень развития детей и де-привационная ситуация

Ценностная - Предпочтения отдаются предметам быта, а не социокультурным и природным объектам; - в среде не культивируется благодарность людям и природе за жизнь; - природа понимается как средство труда, а не как ценность; - ребенок видит пример негативных межличностных отношений взрослых - Поведение ребёнка не ориентируется на социальные и экологические ценности; - ценно только то, что необходимо для конкретной деятельности (в основном учебной); - просматриваются признаки, характеризующие прагматичное отношение к труду, людям; - неосознание своей человечности, - не осознается ценность живого организма, ценность жизни, её неповторимость; - ориентиры на внешнее, а не внутреннее содержание объектов познания; - несформированность своей позиции во взаимодействии с людьми и природой; - не сформированы взаимоотношения между детьми; - ребенок не способен принимать решение и брать ответственность за совершенные поступки, объекты; - в педагогическом процессе не культивируются предпочтения жизни, человека как высшей ценности; - общечеловеческие ценности (добра, отзывчивости, заботы, красоты) не являются предметом обсуждения, воспитания; - воспитательный компонент в занятии педагогом часто опускается; - нет бесед, позволяющих осознать ценность труда, природы; - педагог не задумывается о своем духовном мире и пассивен к развитию его у детей

Вопросы общего образования

Окончание таблицы

Креативная - Отсутствие в среде условий для творческой деятельности; - отсутствие стимулов для творческого самовыражения; - отсутствие достаточных и разнообразных материалов для творческой деятельности; - отсутствуют творческие работы детей, фотографии природы в оформлении образовательного пространства; - образцы, игрушки созданы педагогом, (взрослыми) без участия детей; - предметный мир, в котором отдается предпочтение ТУ, компьютеру; - среда не стимулирует развитие чувств. - Не сформирована потребность самовыражаться; - не развито творческое воображение, творческое мышление; - дети не пытаются объяснить явления со своей точки зрения; - сюжеты игр бедны, игровые действия не развиты однообразны; - не используются приёмы работы направленные на развитие творческой деятельности; - преобладание репродуктивных методов работы с детьми; - на продуктивные виды деятельности педагог смотрит с точки зрения несформированности техники, умений и навыков; - свободные игры не стимулируются взрослыми; - нет общего подхода к творческой деятельности детей у педагогов и родителей; - педагог сам не проявляет активности в творческой деятельности

Познава- тельная - Отсутствие стимулов, направленных на развитие внимания, памяти, воображения; - однообразие, повторяемость элементов окружающей среды; - отсутствие проблемных ситуаций, социальных и природных объектов, заставляющих ребенка мыслить; - отсутствие раздражителей в рамках перцептивноаффективного канала; - недостаток природных естественных форм - Несформированность способов познания природы: созерцания, наблюдения; обследования; перцептивных действий и др.; - отсутствие достаточного речевого запаса слов, обозначающих социальные и природные объекты; - ребенок не проявляет любознательности, любопытства, активности, познавательного интереса; - зажатость детей, не стараются вступить в контакт; - неразвитость органов чувств; - бедность впечатлений от среды, недостаток ощущений, переживаний; - не учитываются психические особенности ребёнка, развитость психических процессов: памяти, воображения, мышления; - преобладают аудиторные занятия; - не изучаются социальные нормы и требования; - однообразие форм работы, нерегулярность; - не используются опыты и эксперименты; - работа проходит без учёта депривационных ситуаций; - не используются местные социокультурные, экологические факты; - формируются представления о том, что окружает ребенка; - педагог вносит стереотипы в образовательный процесс; - недостаточно используются активные методы руководства социально значимой, экологической деятельностью детей; - отсутствие последовательного и целенаправленного, планомерного руководства; - недостаточно используется художественное слово, фольклор

В обоих рассмотренных случаях - депривации и интеграции - педагогами прорабатываются индивидуальные траектории развития способностей и удовлетворения интересов младших школьников.

Программно-методическое обеспечение внеучебной деятельности детей играет важную роль достижении её целей. Двухлетний эксперимент в Шумихинской средней общеобразовательной школе показал эффективность реализации интегрированных программ. Например, наибольший интерес у детей и активность родителей вызвала программа дополнительного образования детей 6-10 лет «Учимся любить» (себя, родителей, друзей, разных людей, природу), системно и природосообразно интегрирующая различные виды воспитания (нравственного, трудового, экологического, художественного) во внеурочной работе с детьми с учетом позитивных особенностей сельской социальной и природной среды при активном участии родителей.

Таким образом, внеучебная деятельность в свете новых требований стандарта приобрела особое значение в учебно-воспитательном процессе начальной школы и способна повысить качество воспитания и социализации детей на селе при условии: учета результатов системного анализа социокультурной ситуации (в т.ч. деприваций) при проектировании внеучебной деятельности; диагностики способностей и интересов детей; комплексного обеспечения самой деятельности (кадрового, программно-методического, материально-технического).

Литература

1. Ванюшкина, Л.М. Теория и практика внеаудиторного образования: дис. ... д-рапед. наук / Л.М. Ванюшкина. — Санкт-Петербург, 2003. - 458 с.

2. Зебзеева, В.А. Экологическая субкультура детства как источник и фактор развития личности: моногр. / В.А. Зебзеева. - М.: ТЦ «Сфера», 2009. - 282 с.

Поступила в редакцию 19 мая 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.