УДК 378.147.88
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛАБОРАТОРНОГО ПРАКТИКУМА ПО МЕДИЦИНСКОЙ ТЕХНИКЕ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
© 2018
Грибова Галина Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физики и информатики Шайдук Александр Михайлович, доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой физики и информатики Алтайский государственный медицинский университет Минздрава России (656038, Россия, Барнаул, пр. Ленина, 40, e-mail: shamdom@gmail.com)
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы проектирования, разработки и реализации лабораторного практикума по дисциплинам естественно-научной направленности в медицинском вузе и определения требований к студентам при подготовке и выполнении лабораторных работ. На основе анализа литературных источников обосновывается целесообразность выбора такой организационной формы учебной деятельности как цикловая организация лабораторного практикума. Представлен опыт авторов по реализации циклового способа организации лабораторного практикума. Содержание лабораторного практикума соотнесено с необходимым набором компетенций видами профессиональной деятельности будущих врачей (лечебника, педиатра, стоматолога). Определены виды профессиональных задач, соотнесенные с видами учебной деятельности обучающихся при подготовке, выполнении и защиты результатов выполнения лабораторных работ. Представлены ресурсы, необходимые для организации цикловой формы проведения лабораторных занятий, и ожидаемые результаты учебной деятельности обучающихся. Сформулированы требования к различным видам компетентности преподавателя при цикловой организации лабораторного практикума. Полученные авторами статьи результаты позволяют определить методические принципы разработки лабораторного практикума на примере лабораторного практикума по медицинской технике, в котором конкретное содержание всех заданий является средством для формирования соответствующих компетенций в медицинском вузе.
Ключевые слова: организационные формы учебной деятельности, лабораторный практикум, цикловая форма проведения лабораторных занятий, универсальные, общекультурные и профессиональные компетенции, профессиональные задачи, медицинское образование.
THE PROBLEMS OF THE ORGANIZATION OF THE LABORATORY WORK ON THE MEDICAL ENGENIRING DISCIPLIN IN THE MEDICAL UNIVERSITY
© 2018
Gribova Galina Viktorovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, associate professor of the department of Physics and informatics Shayduk Alexander Mihailovich, doctor of physics and mathematics, professor, head of the department of Physics and informatics Altai State Medical University (656038, Russia, Barnaul, Lenina street, 40, e-mail: shamdom@gmail.com)
Abstract. The article deals with the problems of determining the requirements for students in the preparation and performance of the laboratory work; design, development, and realization of laboratory work on the disciplines of natural science in Medical University. On the basis of the analysis of references expediency of the choice of such organizational form of educational activity as the cyclic organization of laboratory practical work is proved. The authors ' experience on the implementation of the cyclic method of organization of a laboratory practical work. The content of the laboratory workshop is correlated with the necessary set of competencies by the professional activities of future doctors (general medicine, pediatrician, dentist). The types of professional tasks, correlated to types of educational activities of students by preparation, performance, and protection of the results of laboratory work. The resources necessary for the organization of the cyclic form of laboratory studies, and the expected results of educational activities of students are presented. Formulated requirements to various competencies of the teacher at the cyclic organization of laboratory practical work. The results obtained by the authors of the article allow to determining the methodological principles of development of the laboratory workshop on the example of the laboratory workshop on medical engineering, in which the specific content of all tasks is a means for the formation of the relevant competencies in the Medical University.
Keywords: organizational forms of educational activity, laboratory workshop, cyclic form of laboratory classes, universal, General cultural and professional competence, professional tasks, Medical education.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Лабораторный практикум по естественнонаучным дисциплинам в медицинских ВУЗах России существовал практически со времени возникновения таких учебных заведений. И почти всегда это была упрощенная версия практикума, используемого при обучении инженеров, физиков, математиков. Это положение дел легко объяснить: в России имеются и богатый опыт, и хорошие традиции обучения высококачественных физиков и математиков. Поэтому, казалось, что достаточно адаптировать имеющиеся лабораторные установки к уровню подготовки студентов медицинских университетов и лабораторный практикум готов. К тому же, учебные планы медицинских ВУЗов предусматривали довольно большой объем часов, выделяемых на фундаментальные естественнонаучные дисциплины. Например, еще десять лет назад физика в медицинских университетах России изучалась два семестра и заканчивалась серьезным экзаменом.
Сейчас подобный путь разработки лабораторного практикума для медицинских ВУЗов является тупиковым, а там, где практикум уже создан на этих принципах, он нуждается в серьезной переработке. Основные причины этого, по нашему мнению, следующие:
- изменились учебные планы медицинских университетов. Произошло резкое сокращение числа учебных часов, выделяемых на фундаментальные естественнонаучные дисциплины.
- изменились требования к результату обучения. Вместо комплекса знаний, умений, навыков теперь ВУЗ должен сформировать у обучаемого набор компетенций, а конкретные знания в естественнонаучной предметной области теперь являются не целью обучения, а лишь средством формирования требуемых компетенций.
- изменился обучаемый. С одной стороны, мы замечаем уменьшение уровня школьной подготовки по фундаментальным дисциплинам типа физики, математики. С другой стороны, студент стал более информационно мобилен, ориентирован на практическое применение
Грибова Галина Викторовна, Шайдук Александр Михайлович ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛАБОРАТОРНОГО ...
получаемой в ВУЗе информации для своей будущей профессии и, в большинстве своем, не верит в необходимость изучения фундаментальных дисциплин.
По этим причинам реформирование лабораторного практикума, разработка новых концептуальных решений и в содержании практикума, и в педагогических приемах и в методиках проведения занятий является сейчас задачей актуальной. В данной работе излагается методический подход к решению этой задачи, уже частично реализованный коллективом сотрудников, где работают авторы.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
Теоретические основы организационных форм учебной деятельности рассмотрены в работах отечественных ученых-педагогов: И.Ф. Харламов, И.М. Чередов, М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, и др. По мнению И.Ф. Харламова организационная форма учебной деятельности это «дидактическая категория, которая обозначает внешнюю сторону организации образовательного процесса и которая связана с количеством обучающихся, местом и временем обучения, а также порядком его осуществления» [1, с. 239]. И.М. Чередов понимает как «организованное взаимодействие педагога и обучающихся в ходе получения ими знаний. Оно отражает организационную сторону педагогического процесса; предполагает «упорядочивание, налаживание, приведение в систему» взаимодействия педагога с обучающимся при работе над определенным содержанием учебного материала; предусматривает учет уровня подготовленности обучающихся, типа образовательного учреждения, вида учебного предмета и т. д.» [2]. Авторы В.В. Егоров, Э.Г. Скибицкий, В.Г. Храпченков приводят такой обзор: «целенаправленная, четко организованная, содержательно насыщенная и методически оснащенная система взаимодействия педагога и обучающихся. Они реализуются в педагогическом процессе как единство целенаправленной организации содержания, средств и методов обучения» [3].
Таким образом, формы организации педагогического процесса кафедра определяет исходя из содержания и объема учебного материала в соответствии с учебным планом по специальности; числа обучающихся; состояния лабораторной базы; вместимости учебных помещений и наличия оборудования.
Исходя из этих предпосылок, мы будем придерживаться классификации форм организации лабораторных занятий, предложенной П.И. Образцовым, В.М. Косухиным: фронтальная, по циклам, индивидуальная и смешанная (комбинированная) [4].
Фронтальная форма проведения лабораторных занятий предполагает одновременное выполнение одной и той же работы всеми студентами. Данная форма проведения лабораторных занятий предполагает составление четкого графика выполнения, привязана к расписанию лекционных занятий и способствует более глубокому усвоению учебного материала. При этом обеспечивается высокий методический уровень проведения работ, так как на каждом занятии внимание преподавателя сосредоточивается лишь на одной работе. Однако данная форма требует большого количества однотипного, иногда дорогостоящего оборудования, а для его размещения - значительных лабораторных площадей [4].
Формирование целей статьи (постановка задания). Цель предлагаемой работы - найти и сформулировать методические принципы разработки лабораторного практикума на примере лабораторного практикума по медицинской технике, в котором конкретное содержание всех заданий являлось бы средством для формирования соответствующих компетенций. Цель предполагает решение следующих задач:
- поиск и формулировка инвариантных требований
при подготовке студента к выполнению лабораторной работы. Мы исходим из того, что только многократное обращение к проблеме может обеспечить закрепление соответствующей (требующейся для решения этой проблемы) компетенции.
- поиск и разработка содержания заданий к лабораторным работам, близких к профессиональным интересам студента медицинского ВУЗа и одновременно формирующих у него объявленные компетенции.
- поиск и разработка методических приемов выполнения и защиты лабораторных работ. Эти приемы должны быть инвариантны относительно содержания задания, т. е. они должны обеспечивать многократное выполнение формирующих компетенцию действий, несмотря на кажущееся различие заданий.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В Алтайском государственном медицинском университете на кафедре физики и информатики лабораторный практикум является самостоятельным видом контактной работы преподавателя с обучающимися и одновременно элементом учебного процесса. В ходе лабораторного практикума обучающиеся впервые сталкиваются с самостоятельной практической деятельностью в конкретной прикладной области.
Лабораторный практикум - это потенциально наиболее значимый и результативный компонент естественнонаучной, общей профессиональной подготовки в области медицинской техники и технологий, предназначенный для приобретения навыков работы на реальном оборудовании, с аналогами которого будущему врачу, возможно, придется иметь дело в своей профессиональной деятельности.
При проектировании и разработке лабораторного практикума в медицинском вузе необходимо учитывать особенность мышления студентов-медиков. Учебные дисциплины «Физика. Математика» и «Медицинская техника» изучаются студентами на 1 курсе, параллельно с дисциплиной анатомия. Студенты автоматически пытаются перенести учебные приемы, используемые ими при изучении анатомии на другие дисциплины. В результате складывается ситуация, когда студент заучивает названия, формулировки, формулы, единицы измерения физических величин и не может применить эти поверхностные знания в своей практической деятельности.
Таким образом, можно констатировать, что одним из основных требований к лабораторному практикуму по дисциплинам «Физика. Математика» и «Медицинская техника» является тщательный отбор содержания учебного материала и формы организации занятия, которые направлены на развитие активной познавательной деятельности, побуждению творческого подхода и самостоятельности в применении теоретических оснований методов решения практических, а в дальнейшем и научно-исследовательских задач.
Содержание учебного материала, включаемого в лабораторный практикум по дисциплинам «Физика. Математика» и «Медицинская техника» определяется исходя из видов профессиональной деятельности врача лечебника, педиатра или стоматолога; перечня компетенций, формирование которых является основным содержанием образования в настоящее время. Виды профессиональной деятельности и перечень необходимых компетенций определены в ФГОС ВО соответствующих специальностей [5]. Формирование универсальных общекультурных и профессиональных компетенций способствует развитию навыков, необходимых для выполнения определенных трудовых функций и действий, перечень которых определен соответствующим профессиональным стандартом.
Исходя из особенностей организации учебного процесса в медицинском вузе, на кафедре физики и информатики АГМУ реализуется цикловой способ организации лабораторного практикума. Все лабораторные работы по
дисциплинам «Физика. Математика» и «Медицинская техника» разделены на несколько циклов. Один цикл может объединять от 3 до 6 работ, соответствующих определенному модулю дисциплины и территориально размещается в одной учебной лаборатории. При этом каждая учебная группа выполняет работы в соответствии с индивидуальной образовательной траекторией, формируемой на основе календарного графика, переходя от одного цикла к другому. Продолжительность всех циклов примерно одинаковая: 4 недели. Такая организация позволяет обеспечить равномерную загрузку лабораторного оборудования, а также обеспечивает максимально возможную пропускную способность учебных аудиторий кафедры. Последовательность лабораторных работ для многих студентов может не совпадать с последовательностью лекционного курса. Данная форма организации обладает тем преимуществом, что позволяет расширить тематику исследовательских работ и предоставляет студентам большие возможности для научных исследований.
Однако, при подобной организации учебного процесса, изменяются привычные пропорции между различными видами компетентности преподавателя, реализуемыми в течение одного занятия. На современном этапе развития высшего профессионального образования, в условиях реализации требований профессиональных стандартов к деятельности преподавателя высшей школы, различными авторами выделяются следующие виды компетентности: Ф.В. Шарипов определяет такие группы компетентности преподавателя как: психолого-педагогическая, коммуникативная, организаторская, креативная компетентность, а также личностные свойства преподавателя [6]. И.П. Подласый вводит понятие «идеальный педагог» и структуру деятельности преподавателя вводит через педагогические качества преподавателя как специалиста, как работника и как человека [7, с. 260]. Л.Д. Столяренко выделяет следующие сложные профессиональные виды деятельности: конструктивную, организаторскую, коммуникативную и гностическую деятельность преподавателя, с дальнейшим разбиением этих сложных видов деятельности на элементарные действия [8, с. 232]. Вопросы профессиональной компетентности преподавателя с различных позиций рассматриваются авторами [8-20].
При цикловой организации лабораторного практикума нагрузка на преподавателя во время контактной аудиторной работы резко возрастает, т.к. студентами выполняется одновременно (по времени и в пространстве) несколько различных работ (от 3 до 6). Преподаватель вынужден распределять свое внимание между различными, но одновременно реализуемыми процессами. В таких условиях происходит смещение акцента с содержания изучаемого учебного материала на организацию и управление одновременной учебной деятельностью в рамках одного цикла. На первое место выходят коммуникативная и организаторская компетентность преподавателя. В это время как знаниевый компонент компетентности преподавателя должен быть умело встроен и реализован в ходе контактной работы. К аналогичным выводам приходят и др. авторы [9-10; 21-23]
К наиболее важным проявлениям этих видов компетентности преподавателя, на наш взгляд, относятся навыки: планирования и организации различных видов занятий, в том числе самостоятельной работы студентов; владения методами и стилями педагогического руководства; мотивации учебно-познавательной деятельности студентов; подготовки и принятии управленческих решений по отношению к студенческой группе; контроль и оценка обученности студентов. По мнению Ф.В. Шарипова, умения преподавателя в области организаторской компетентности преподавателя обусловлены выполнением следующих управленческих функций: определение цели учебно-познавательной деятельности студентов; планирование содержания и методов обуче-
ния по преподаваемой дисциплине; подготовка и проведение различных видов занятий: выдача учебных заданий студентам, организация их совместной деятельности; контроль выполнения работ и оценка результатов; обеспечение учебной дисциплины [6, с. 403].
Методическая деятельность преподавателя, направленная на сопровождение учебного процесса, при цикловой организации лабораторного практикума, включает: разработку учебно-методического комплекса по преподаваемой дисциплине; составление и своевременную переработку учебной программы; составление образовательных траекторий учебных групп по циклам и подгрупп в рамках одного цикла; составление планов проведения всех видов занятий со студентами; написание и издание учебных и учебно-методических пособий для студентов, методических рекомендаций по проведению лабораторных занятий, а также организации самостоятельной работы студентов; проектирование наглядных пособий, технических средств обучения и раздаточного материала; тематику рефератов, докладов и исследовательских работ; перечень вопросов промежуточной аттестации [6-8; 10-13; 21; 22; 24].
В этих условиях существенно повышается роль кафедры как организационной единицы вуза. Методическая деятельность преподавателей должна быть направлена на создание методического сопровождения дисциплины, обеспечивающего единство лекционного курса и лабораторного практикума в рамках выделенных циклов.
Искать дидактически инвариантные единицы в программе по физике, математике для медицинских вузов крайне сложно, а может быть и практически невозможно. Объем часов, выделенный на эту дисциплину, сейчас очень мал и преподаватель не имеет реальной возможности возвращаться к изученным дидактическим единицам и обсуждать их с различных сторон с высоты общего взгляда на фундаментальную физику или математику. Но и цель изучения дисциплины изменилась тоже. Теперь она формулируется как достижение некоторых компетенций, а методические приемы формирования этих компетенций как раз могут содержать инвариантные блоки. Это наталкивает нас на поиск инвариантов не внутри дидактических единиц, а среди методических приемов проведения занятий.
Один из таких инвариантных блоков - способ проверки подготовки студента к выполнению лабораторной работы. Мы задаем всем студентам ко всем лабораторным работам один и тот же набор вопросов. Вот эти вопросы:
- какова цель вашей работы? Сформулируйте ее конкретно? Как вы узнаете, что цель достигнута?
- что вы будете в этой работе измерять?
- как вы это будете делать?
- что вы будете в этой работе вычислять?
- как именно вы будете это делать? Укажите формулы, процедуры.
Содержание ответов студентов на эти вопросы, разумеется, зависит от конкретной работы. Но одинаковость вопросов, инвариантность поведения преподавателя и студента вне зависимости от вида лабораторной работы, повторяемость методической процедуры благотворно сказывается на подготовке студентов. Через короткое время у студентов снижается стресс, они понимают, что нужно делать, как готовиться к занятиям и как самостоятельно оценить уровень готовности к занятиям.
Другой методический инвариантный блок - методика проведения защиты лабораторной работы. Фактически занятие должно проходить в форме деловой игры - преподаватель «делает вид», что лабораторная работа, выполненная студентом, является уникальным исследованием, сделанным, возможно, впервые. Значит, студент должен защитить свои измерения, свои выводы и сделать это понятным читателю и слушателю способом. Работа оценивается по пяти сформулированным нами критериям, заранее известным студенту и одинаковым
Грибова Галина Викторовна, Шайдук Александр Михайлович ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛАБОРАТОРНОГО ...
для всех работ. Вот эти критерии:
- полнота и объем измерений, которые требовалось сделать для достижения цели работы.
- наличие, глубина и обоснованность выводов.
- качество оформления отчета, соответствие требованиям стандарта.
- уровень владения теоретическим материалом, использованным в этой работе.
- наличие своеобразных, оригинальных идей, действий, подходов, показанных студентом при выполнении работы.
Защищая различные работы, студент повторяет на разном содержании однотипные методические приемы и в результате обучается. Можно даже заметить, как растет мастерство студента от занятия к занятию благодаря такому повторению, хотя и темы и конкретное содержание занятий различны.
Решение второй задачи данного исследования, предполагает выявление особенностей проектирования содержания лабораторного практикума в соответствии с требованиями ФГОС ВО по медицинским специальностям [5] и др. нормативными документами [25; 26]
К таким особенностям, на взгляд авторов, относится наличие определенной общественной потребности, которая обеспечит актуальность получения практических навыков, умений, общекультурных, общепрофессиональных компетенций для будущей деятельности в соответствии с требованиями профессионального стандарта врача (лечебника, стоматолога, педиатра). Данная потребность закреплена в образовательных стандартах в видах профессиональной деятельности. Для целей нашего исследования требуется соотнести виды профессиональной деятельности с конкретными видами деятельности обучающихся по профилю дисциплин кафедры физики и информатики. Такими видами деятельности являются: реабилитационная, психологи-педагогиче-ская, организационно-управленческая, научно-исследовательская. Этим видам деятельности соответствуют следующие виды деятельности по профилю кафедры: знание принципов работы медицинской техники, применяемой для целей реабилитации; умение презентовать полученные результаты; умение обрабатывать и использовать различные виды информации, полученной, в том числе, через Интернет; умение работать в соответствии с регламентами, нормами, правилами; умение планировать и проводить научные исследования, строить гипотезы, обрабатывать результаты исследований, формулировать выводы.
Следующим этапом проектирования содержания лабораторного практикума является определение круга профессиональных задач, достаточных и необходимых для будущей профессиональной деятельности. К таким видам деятельности, по мнению авторов, можно отнести: проведение сбора и медико-статистического анализа информации о показателях заболеваемости различных возрастно-половых групп и ее влияния на состояние их здоровья; применение основных принципов организации оказания медицинской помощи в медицинских организациях и их структурных подразделениях; ведение медицинской документации в медицинских организациях; участие в организации оценки качества оказания медицинской помощи пациентам; соблюдение основных требований информационной безопасности; анализ научной литературы и официальных статистических обзоров, участие в проведении статистического анализа и публичное представление полученных результатов; участие в решении отдельных научно-исследовательских и научно-прикладных задач в области здравоохранения по диагностике, лечению, медицинской реабилитации и профилактике.
Для разработки методических приемов выполнения и защиты лабораторных работ авторами проведен анализ виды учебной деятельности обучающихся, ресурсов, необходимых для данного вида деятельности и ожидае-
мых результатов. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Виды учебной деятельности обучающихся, ресурсы и ожидаемые результаты.
Виды работ обучаемого Ре сур сы, необходимые для реализации Ожидаемые результаты этапа
подготовка к выполнению работы: неб о лыпо е теоретическое повторение материала, необходимого для выполнения конкретной лабораторнойработы Информационное обеспечение темы работы: литература, конспекты лекций, переченьресурсовинтернет, методические р екомендации и указания. С формнр ованная готовно сть обучаемого к получению допуска; Наличие 1 частипротокола лабораторнойработы.
Получение дот-ска: проверка обучаемого преподавателем на наличие лабораторнойработы Перечень вопросов для проверки гоювностиобучаемого к выполнению лабораторнойработы Допускк выполнению работы фиксируется пр еподавателеы (в раб оч ей тетради обучаемого) по еле первой части протокола «допущен».
Выполнение работы: обучаемый выполняет работу по контролем преподавателя в отведение е дляэтого время Информация о времени проведения раоиый,!™,™«); материально-техническое обеспечение лабораторного практикума (оборудование,расходные материалы); кадровое обеспечение (учебное поручение преподавателя). Протокол измерений, заверенный визой преподавателя.
Подготовка отчета : Оформление отчета в соответствии с требованиямик научно-пс след о ва I ельскнм работам; Выполнение необходимых Информационное обеспечение: типовые требования к оформлению результатовнаучно-исследовательской работы; рекомендации по формулировке выводов: владение обучаемымнеобходимыми Отчет; сформированная готовность обучаемого кзащите отчета.
Формулировка выводов полученных результатов.
Ответ на контрольные вопро сы преподавателя; Об суждение результатов; Информационное обеспечение: перечень вопро сов на защиту; сформированная готовность обучаемого к обсуждению результата. С формнр ованная компетентно сть обучаемого н готовно сть к ведению научнойдискуссии, представлению реэулыатовнаучно-нс сл ед овательско й р а б оты; сформированные общекультурные компетенции (или их части).
Фиксация результата в защиты отчета: зачет/незачет Все ожидаемые результаты пр едшествующих этапов. Отметкав протоколе лабораторной работыив журналеуспеваемостн р езулм а т ов з ащигы р а б о ты
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, на основе анализа существующей проблемы в области проектирования образования обучающихся по дисциплинам естественно-научной направленности в медицинском вузе, изучения литературных источников, авторами предложена технология проектирования лабораторного практикума по дисциплинам «Физика, математика» и «Медицинская техника», сформулированы инвариантные требования для определения входных и результирующих показателей сформированности компетенций обучающихся. Дальнейшее исследование предполагает получение количественных оценок по показателям сформированности компетенций, а также внедрение данной технологии в практику по новым для кафедры физики и информатики дисциплинам «Медицинская кибернетика», «Медицинская и биологическая физика».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. - 6-е изд. -Мн.: Университетское, 2000. 560 с.
2. Чередов И.М. Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе. М.: Педагогика, 1987. 152 с.
3. Егоров В.В., Скибицкий Э.Г., Храпченков В.Г. Педагогика высшей школы: Учебное пособие. Новосибирск: САФБД, 2008. 260 с.
4. Образцов П.П., Косухин В.М.. Дидактика высшей военной школы. 2004. URL: https://медпортал.com/peda-gogika-psihologiya-voennaya/didaktika-vyisshey-voennoy. html.
5. ФГОС ВО по специальностям 310000 «КЛИНИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА» // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/94/91/6.
6. Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие. М.: Логос, 2012. 448 с.
7. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов. Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. 576 с.
8. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов н/Д: «Феникс», 2003. 544 с.
9. Компетентностно-ориентированное обучение в медицинском вузе: Учебно-методическое пособие / под ред. Лопановой Е.В. Омск: ООО «Полиграфический центр КАН», 2012. 198 с._
10. Маслова Ю.В., Кохоненко А.П. Применение Статья поступила в редакцию 13.07.2018 компетентностного и модульного подходов при ор- Статья принята к публикации 27.08.2018 ганизации лабораторного практикума для студентов
разного уровня обучения // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 394. С. 220-224. DOI 10.17223/15617793/394/35.
11. Педагогика: учебное пособие / под ред. Пид-касистого П.И. М.: Высшее образование, 2007. 430 с.
12. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / под ред. Бабанского Ю.К. М.: Просвещение, 1988. 479 с.
13. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Сластенина В.А. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с. URL: http://pedlib.ru/ Books/1/0075/index.shtml?from_page=169.
14. Готовность к деятельности в психологии // Портал: Psychology OnLine.Net. URL:http://www.psy-chology-online.net/artides/doc-1408.html.
15. Пустовалова Н.И., Пустовалова В.Г., Папушина А.В. Социально-профессиональная адаптация начинающих преподавателей вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 79-83.
16. Усманова С.Г. Саморазвитие преподавателя вуза - основа его профессиональной деятельности // Поволжский педагогический вестник. 2014. № 4 (5). С. 37-39.
17. Шиняева О.В., Ахметшина Е.Р. Профессиональная идентичность преподавателей высших учебных заведений: теоретические и эмпирические результаты исследования // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 203-206.
18. Третьяк И.Г. Профессионально-педагогическая компетентность педагога // Самарский научный вестник. 2014. № 4 (9). С. 130-132.
19. Гудкова С.А., Якушева Т.С. Некоторые особенности развития межкультурной коммуникации преподавателей вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 190-194.
20. Иванова Т.Н. Социокультурный потенциал молодого преподавателя вуза в условиях информационного общества (эмпирический опыт) // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 103-109.
21. Газизова Н.Н., Никонова Г.А., Никонова Н.В. Учебно-методический комплект по математике для студентов технологического университета // Высшее образование в России. 2018. № 2 (220). С. 56-61.
22. Hickson H. Critical reflection: reflecting on learning to be reflective // Reflective Practice: International and Multidisciplinary Perspectives, 2011, Vol. 12(6), pp. 829839. URL: https://doi.org/10.1080/14623943.2011.616687.
23. Zehava Ovadia-Blechman, Ido Muller, Sara Naftali. Medical Engineering Education based on the Spiral Approach // International journal of Engineering pedagogy, Vol 6, No 3 (2016), pp. 32-36. http://dx.doi.org/10.3991/ ijep.v6i3.5759.
24. Athanasios S. Drigas, and Maria-Theofania L. Kontopoulou. ICTS BASED PHYSICS LEARNING // International journal of Engineering pedagogy, Vol 6, No 3 (2016), pp. 53-59. URL: http://dx.doi.org/10.3991/ijep. v6i3.5899
25. Приказ Минобрнауки России от 5 апреля 2017 г. № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» // Министерство образования и науки Российской Федерации. URL: М^://минобрнауки. рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0 %B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/10620.
26. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // Гарант: информационно-правовой портал. URL: http://base.garant.
ru/70291362/#ixzz4bYPgpqaL_