АБРЕГОВА М.К., ТХАМОКОВА С.М.
ПРОБЛЕМЫ ОПТИМИЗАЦИИ СТРУКТУРЫ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА
В условиях перехода к рыночной модели экономического развития, разбалансированности территориально-отраслевых рынков формирование рынка труда является одной из наиболее сложных проблем. Ситуация осложняется еще тем, что каждый регион имеет свои особенности функционирования, распределения и использования трудовых ресурсов.
В ходе аграрного реформирования, предполагающее эффективную занятость и профессионализм работников, прекратилось административное управление процессами профориентации, движения, подготовки и повышения квалификации кадров.
Сегодня АПК функционирует в сложных экономических и природно-экологических условиях, которые требуют от специалистов высокого профессионализма, знание современных достижений аграрной науки и новейших технологий как в области производства, так и управления. Вместе с тем, в основных производственных службах организации сохраняется негативная тенденция роста замещения должностей главных специалистов работниками со средним профессиональными образованием. Кроме того, следует обратить внимание на увеличение числа работников пенсионного возраста ¡5
и га
I
Ш
работающих в должностях главных специалистов по направлениям: экономика, бухгалтерский учет, ветеринария и агрономия.
Обострение социально-экономической ситуации усугублялось воздействием зачастую противо- ^ речивых направлений социальной политики. Формирование рыночных отношений сопровождалось
г
трансформацией прежних общественных отношений. Вслед за этим идет процесс переструктуиро- СО
вания рынка труда. Кризисная экономическая ситуация в АПК породила ряд настолько глубоких не- □
гативных явлений и тенденций в обеспечении высоко профессиональными квалифицированными кад- СИ
рами, что преодолеть их за прошедший период целом не удалось. ^
Возможным, хотя и не единственным путем улучшения сложившегося положения с кадрами,
могла бы быть хорошо поставленная деятельность служб управления персоналом. Между тем в боль- ^
шинстве органов управления АПК различного уровня данному направлению уделяется недостаточ- -Е
ное внимание. о.
Малочисленность и недостаточно профессиональный уровень работников большинства служб §
управления персоналом не позволяет успешно выполнять функции этих подразделений: формиро- >■
вание и подготовка резерва руководящих кадров; привлечение, трудоустройство и закрепление мо- 2
о
лодых специалистов; совершенствование профессионально-квалификационной структуры кадров на
селе, внутрифирменное профессиональное образование, социальное развитие коллективов. 2
Аграрное производство во многом сохраняет возможность формировать свой трудовой потенциал за счет местного и его молодежного населения, но для этого необходимо эффективное профо-
риентационная работа со стороны отраслевых структур. Правильно используя различные формы и о
методы профориентации, многообразные психологические средства воздействия на личность учащих- 'о
ся, преподаватели и консультанты имеют возможность раскрутить социальную значимость того или £
иного конкретного вида труда, повлиять на профессиональный выбор. о
со
Приток выпускников различных учебных заведений, мог бы компенсировать естественную убыль °
работников, однако профессиональный состав выпускников не отвечает в полной мере требованиям о
работодателей. В структуре подготовки кадров преобладают специалисты с высшим профессиональ- ^
ным образованием, тогда как доминирует спрос на рабочие специальности. С учетом недостаточно- 1
сти государственного финансирования необходимо переходить на формирование заказов аграрным ®
образовательным учреждением все уровней по подготовке специалистов исходя из потребностей >:_
предприятий и хозяйств, которым в свою очередь следует создавать для них достойные условия тру- 5
да и жизни. Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» дает определенный импульс обес- со
печению закрепления молодых специалистов в сельской местности, но не решает главного — вы- |
равнивание качества жизни в селе по отношению к городу. §
Лишь справедливое соотношение оплаты труда квалифицированных работников в аграрном 2
производстве и других отраслях народного хозяйства может повысить профессиональную устойчивость кадров и уровень их трудовой мотивации.
Несмотря на рост числа студентов, проблема миграции молодых специалистов из сел в города становится все острее. Причина этого — отмена государственного распределения выпускников учебных заведений, отсутствие престижности труда в деревне, невысокая и нерегулярно выплачиваемая заработная плата, низкая социальная защищенность, неудовлетворительные жилищные условия, кризисное состояние сельской инфраструктуры, плохое снабжение населения важнейшими видами продовольственных товаров. Таким образом наряду с другими принимаемыми мерами, должна дать положительные результаты и реализация федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года».
Для оживления хозяйственной активности и улучшения конъюнктуры рынка труда необходимо выработать целый комплекс мер главным из которых является государственное регулирование, в частности: стимулирование уровня занятости и увеличения числа рабочих мест в государственном статусе; оказание помощи в увеличении числа рабочих мест в малом и среднем бизнесе; подготовка и переподготовка кадров; содействие в найме рабочей силы; социальное страхование безработицы. Кроме того, существует комплекс мер косвенного регулирования: законодательное, налоговое, денежное, кредитное, инвестиционная политика государства. ГМ Таким образом, современное государственное регулирование рынка труда представляет собой
я комплекс экономических административных законодательных и организационных мер.
0 Государственная служба занятости занимает особое место в системе регулирования рынка тру-
1 да. Однако недостаточная согласованность в работе региональных подразделений службы занятости, неполная информация о наличии вакантных рабочих мест, непредставление работодателями данных о реальной заработной плате значительно сужает возможности трудоустройства.
Решение этой проблемы предполагает формирование единого информационного пространства, д эффективность которой в значительной степени будет зависеть от достоверности и полноты показа-□ телей, характеризующих состояние рынка труда, при этом их следует дифференцировать по уров-^ ню — страны, региона, отрасли, фирмы.
-<> Важным мероприятием по стимулированию спроса на труд является содействие занятости от-
дельных категорий граждан особо нуждающихся в социальной защите. ф Функции системы социальной защиты можно осуществлять по трем основным направлениям:
и стабилизация рынка труда, подготовка к обновлению рынка рабочей силы, социальное страхование ф граждан.
| При этом необходимо смещать ориентиры в социальной политике к системе оказания социаль-
^ ной помощи на создание условий, которые позволили бы людям оживить деловую активность и ве-
о
о сти достойное существование.
Ее Принципиально новое значение приобретает деятельность государственных органов по труду ЕЕ в обосновании механизма взаимосвязи спроса и предложения на рынке труда. Напряженность на рын-о. ке труда не снижается, а наоборот нарастает в виду отсутствия баланса между спросом и предложе-< нием и несовпадением интересов учебных заведений и производственно-экономических структур. ^ Важно отследить основные структурные сдвиги в составе рабочей силы по профессиям в ред зультате межотраслевого распределения занятых и обосновать направления развития системы про-о фессионального образования учитывающих реальные потребности отраслей экономики в квалифи-^ цированных кадрах. Учебные заведения первичного профессионального обучения недостаточно ори-
2 ентированы на рынок труда, большинство профессий которым обучается молодежь остается невос-£ требованной. Департамент образования и науки, отраслевые управления и комитеты региональной
администрации должны проводить целенаправленную работу по согласованию с образовательными ^ учреждениями объемов и профилей подготовки на несколько лет, базой для определения которых ® стал бы банк данных о потребности организаций и учреждений в конкретных специалистах. Только >| так можно обеспечить сбалансированность рынков труда и образовательных услуг. * Таким образом, регулирование занятости в аграрном секторе на рынке труда представляет сложат ный и постоянно обновляемый механизм, который, отстаивая интересы субъектов рынка использует Л широкий спектр форм и направлений деятельности с целью обеспечений эффективной занятости. § Нынешнее состояние кадрового потенциала АПК выявил серьезные упущения в области подго-<т) товки квалифицированных работников, связанного с несоответствием объективно необходимого для
выполнения той или иной работы уровня квалификации и уровня профессионального образования.
Для рыночной инфраструктуры потребуются специалисты широкого профиля, способных быстро адаптироваться к современным условиям и формам хозяйствования.
Одним из главных направлений политики в АПК является поиск и поддержка талантливой молодежи, стремящейся работать в сельхозпроизводстве. Важно создать такую систему подготовки кадров для отрасли, при которой в аграрные учебные заведения будут поступать молодые люди, заранее выбравшие профессиональный путь. Школа призвана подготовить выпускников для непосредственной работы в АПК и дальнейшего профобразования. В ней следует организовать работу по профориентации, в том числе на сельские специальности. Целесообразно перейти на целевую подготовку специалистов для хозяйств, что обеспечит закрепление кадров в отрасли. Как и большинство населений России, молодежь оказалась недостаточно подготовленной, чтобы быстро и безболезненно адаптироваться к современным реалиям рынка труда. Это требует от государства разработки и реализации особой системы мер, обеспечивающих не только гарантии занятости для молодежи, но и оказание поддержки в адаптации данной группы населения к экономической нестабильности.
В первую очередь, молодежь находится на стадии трудового и социального самоопределения, выходит на рынок труда впервые и отличается от других групп отсутствием производственного опыта.
Во-вторых, характеризуется низким уровнем профессиональной ориентации, информированно- ^ сти о состоянии рынка труда, спросе на конкретные специальности, возможностях профессиональ- ^ ного обучения. ц
В-третьих, молодежь имеет свои специфические притязания к режиму работы, уровню оплаты ® труда, карьерному росту.
При содействии федеральных, региональных и местных властей было бы целесообразным со- ^ здание в городах областного подчинения молодежных бирж труда, центров по трудоустройству, социальной и психологической адаптации выпускников учебных заведений. □ Федеральные и региональные программы занятости должны предусматривать проведение спе- О циальных мероприятий, направленных на привлечение подростков к трудовой деятельности без ущербов получения образования. ^ Вопросы повышения конкурентоспособности молодых безработных должны решаться путем а повышения квалификации, участия в специальных программах, оказание помощи в подборе работы ® независимо от статуса и отношения к занятости. Должны быть сформированы банк вакансий для о выпускников профессиональных учебных заведений и база данных о динамике труда, поскольку си- ®
СО
стема образования должна адекватно реагировать на запросы рынка труда. |
Одним из путей достижения сбалансированности может стать получение дополнительной спе- ^
циальности параллельно с базовой подготовкой обучения. Также расширению занятости молодежи о
способствовали бы предоставление субсидий предприятиям, содействующим трудоустройству выпус- ^
кников вузов и ПТУ, квотирование рабочих мест, немаловажную роль при этом сыграет объединение Р
усилий органов местной власти, работодателей и образовательных учреждений. ^
При решении проблем, связанных с оптимизацией спроса и предложения на рынке труда необ- <
ходимо: информировать граждан о ситуации на рынке труда, активно пропагандировать профессии о
пользующихся спросом на рынке труда, информировать соответствующие ведомства об избытке спе- 0
циалистов по конкретным профессиям, рекомендовать учебным заведениям подготовку по смежным о
интегрированным профессиям, уделить особое внимание в подготовке специалистов под конкретное т
рабочее место, на основании прогноза социально-экономического развития, подготовить прогноз £ потребности экономики в кадрах, с учетом, которого направлять безработных на профессиональное
обучение. ;=
Для привлечения специалистов в отрасль и их закрепление необходимо: ^
зачисление в аграрные вузы, техникумы и колледжи преимущественно выходцев из сельской 2
местности на трехсторонней контрактной основе: абитуриент — образовательное учреждение — >|
сельхозпредприятие с обязательством поступающего отработать в сельском хозяйстве не менее трех о
®
лет; =г
- содействие обустройству молодых специалистов в хозяйствах и усиление мотивации их труда; |
- государственное регулирование заработной платы с целью выровнять городской и сельский §
уровни; 0)
1 о
- улучшение состояния здоровья сельского населения за счет повышения доступности и качества медицинской помощи;
- предоставление льготных бюджетных кредитов для строительства, приобретения и благоустройства жилья;
- освобождение от армии при условии, если призывник отработает в сельском хозяйстве три-пять лет.
Только проработав комплекс перечисленных мер, с поддержкой федерального центра, можно повысить эффективность сельскохозяйственного производства, обеспечить социальное развитие отрасли и на этой основе — подготовку и закрепление квалифицированных кадров в агропромышленном комплексе.
АЛЕКСАНДРОВА Т.Я.
ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ МЕХАНИЗМОВ ВНЕБЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ
ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
N -
л
ь
□
® Современное состояние образования обычно характеризуется в первую очередь с позиций не-
^ достаточности бюджетных средств, выделяемых государством для обеспечения функционирования
2 данной сферы деятельности. В этих условиях все остальные проблемы, связанные с содержанием и качеством образования, доступностью качественного образования для различных слоев населения, более полным удовлетворением запросов учащихся, развитием связей с рынком труда и др., отодви-
□ гаются на второй, а то и на третий план. В условиях острого дефицита финансовых ресурсов такая
^ расстановка приоритетов выглядит обоснованной. Более того, большинство названных проблем по-
<;> рождено в первую очередь недостаточным финансированием.
Первоначально объем бюджетного финансирования образования был институционализирован
£ на 10% национального дохода. Приоритетность развития высшего образования посредством финан-
^ сирования государственных вузов за счет средств федерального бюджета законодательно подтвер-
^ ждалась также в законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996г.), ус-
§ танавливавшем, что на цели высшего образования должно выделяться не менее 3 % расходной части
^ федерального бюджета, а объем подготовки специалистов должен составлять не менее 170 студен-
2 тов на 10 тыс. чел. [1].
^ Кроме того, были институционализированы основы нового экономического механизма в высей шем образовании: многоканальность финансирования, предоставление широких прав по привле-^ чению внебюджетных источников финансирования, система налоговых льгот для высшей шко-< лы. Однако в условиях рыночной трансформации государство практически сняло с себя ответ-о ственность за исполнение своих обязательств, вследствие чего обеспечиваемый государствен-^ ным бюджетом уровень финансирования образования до сих пор, в условиях устойчивого почти о 8-летнего посткризисного экономического роста существенно ниже установленного законода-о тельством.
ей
° Согласно действующему законодательству, деятельность бюджетного учреждения финансиру-
о ется его учредителем в соответствии с договором между ними. Поскольку большинство существующих на сегодняшний день образовательных учреждений являются государственными или муниципальными, финансовое обеспечение их текущей деятельности входит в задачу соответствующих бюджетов. Причем даже тогда, когда образовательное учреждение имеет весомые собственные поступления (например, внебюджетные средства), роль бюджетного финансирования остается весьма значительной.
В основе распределения бюджетных средств между образовательными учреждениями лежит принцип финансового обеспечения функционирования образовательного учреждения как объекта, т.е. финансирования его способности обучать определенный контингент студентов или учащихся и содержать (обеспечивать функционирование) находящихся в нем материальные объекты. При усло-
IX