ПРОБЛЕМЫ. ПОИСК. РЕШЕНИЯ
УДК 314.7
проблемы определения трудового статуса мигрантов в условиях патентной системы трудоустройства
(по результатам социологических исследований)*
е.б. бедрина,
кандидат экономических наук, старший научный сотрудник E-mail: [email protected] Институт экономики Уральского отделения РАН, г. Екатеринбург
Н.Л. струин, кандидат медицинских наук, главный врач Свердловского областного кожно-венерологического диспансера, г. Екатеринбург E-mail: [email protected]
Ю.А. ЧЕРНЫХ, студентка кафедры международной экономики E-mail: [email protected] Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург
В настоящее время в стране идет процесс формирования патентной системы привлечения иностранных граждан на российский рынок труда. В статье проведен анализ материалов, полученных в результате социологического исследования, проведенного в марте — апреле 2014 г. среди иностранных граждан, прибывших в г. Первоуральск в целях поиска работы
* Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда: грант РГНФ-Урал 14-12-66025а «Оценка социально-экономического благополучия Свердловской области в условиях роста трудовой миграции» и Правительства Свердловской области.
на территории Свердловской области по патентам. Предметом исследования выступает трудовой статус иммигрантов, работающих по патентам.
Цели работы — оценка соответствия представлений мигрантов о занятости по патентам требованиям миграционного законодательства, изучение различных аспектов функционирования патентной системы. При этом основная идея состоит в том, чтобы рассматреть мигрантов, претендующих на получение патента в Российской Федерации, в качестве особой социальной общности, обладающей схожими чертами и характеристиками вне зависимости от пространственой локализации.
Эмпирическая база анализа строится на данных социологического опроса, проведенного группой экспертов Института экономики Уральского отделения Российской академии наук. В качестве основного метода использован сравнительный критерий.
Авторами сделан вывод о том, что в большинстве случаев мигранты используют патент не по назначению, находя работу у юридических лиц, поэтому существующий механизм оплаты патента является неэффективным. Кроме того, отсутствие требования обязательного медицинского освидетельствования иностранных граждан, работающих по патентами, создает угрозы населению принимающей территории.
Результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего совершенствования инструментов регулирования трудовой миграции в сфере применения патентов в соответствии с поправками к Федеральному закону от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», вступивших в силу 1 июля 2010 г.
Ключевые слова: региональная трудовая миграция, патенты для трудовых мигрантов, регион социологического исследования
В настоящее время трудовые мигранты из стран СНГ в качестве наиболее простого и доступного способа легализации пребывания в Российской Федерации, а также осуществления трудовой деятельности стали чаще использовать получение патентов. Первоначальная идея введения патентов заключалась в выявлении и легализации группы иностранных граждан, работающих у физических лиц [3, с. 14; 4, с. 142]. Кроме того, государство намеривалось посредством патентов увеличить поступления в бюджет. Таким образом, иностранным гражданам, осуществляющим трудовую деятельность по найму у физических лиц на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности1, предложили оформить новый разрешительный документ — патент. Законодательную основу патентной системе положили поправки к Федеральному закону от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», вступившие в силу 1 июля
'Статья 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
2010 г. С этого момента началась активная выдача патентов. По словам члена-корреспондента РАН, доктора экономических наук, профессора, ведущего российского специалиста в области демографии и миграции населения С.В. Рязанцева, «к этому времени «накопился» значительный спрос на такой разрешительный документ» [15, с. 24].
Действительно, спрос на патенты в Российской Федерации имеет тенденцию роста. В большинстве регионов уже в 2011 г. увеличение числа патентов соответствовало сокращению выданных в пределах квоты разрешений на работу. Данный факт может означать изменение правового статуса мигрантов без изменения фактической деятельности. Так, по мнению исследователя О.Р. Халикова, «существующая на сегодняшний день система патентов ставит под угрозу действующию систему квотирования» [18, с. 103].
На примере Свердловской области можно проследить динамику изменения количества выданных разрешений на работу и патентов за период с 2010 по 2013 г. (рис. 1).
Развитие патентной системы проходило в условиях ужесточения миграционной политики и услиления контроля за миграционными потоками, о чем свидетельствует сокращение численности зарегистрированных трудовых мигрантов в 2013 г.
Группой экспертов Института экономики Уральского отделения РАН было проведено социологическое исследование, связанное с изучением применения патента, в качестве инструмента регулирования трудовой миграции в регионах Российской Федерации. Для этого были определены следующие вопросы:
—трудоустраиваются ли мигранты, получающие патент, на работу исключительно к частным лицам;
— действительно ли деятельность мигрантов, трудоустроенных по патентам, направлена только лишь на удовлетворение личных, домашних и иных подобных нужд и не связана с предпринимательством, как это указано в законе;
— выгодна ли государству работа иммигрантов по патенту с точки зрения пополнения бюджета;
— насколько практика отсутствия требования со стороны органов миграционного контроля о медицинском освидетельствовании к лицам, получающим патент, безопасно для здоровья населения принимающей территории.
Социологическое исследование проводилось в марте — апреле 2014 г. в одном из крупных про-
Чел.
60 000
50 000
40 000
30 000
20 000
10 000
'\4 33 339
-----_ /4- 29 594
30 665 23 250
^^ 18 925
2 747 ^^
2010 2011 —■—Работающие по разрешению
2012 2013
-Работающие по патенту
Источник: данные Управления Федеральной миграционной службы по Свердловской области.
Рис. 1. Количество выданных патентов и разрешений иностранным гражданам на работу в Свердловской области в 2010-2013 гг
60
50
40
30
20
10
0
Узбекистан Таджикистан Киргизия Азербайджан
Рис. 2. Распределение трудовых мигрантов по странам исхода, %
мышленных городов Свердловской области — в Первоуральске на площадке территориального подразделения Управления ФМС по Свердловской области среди иностранных граждан, прибывших в целях осуществления трудовой деятельности на территории области по патентам. Для сбора информации использовалось формализированное интервью, в ходе которого было опрошено 8% от
количества лиц, получивших патент в 2013 г.
Данный муниципалитет был выбран по следующим причинам:
— близость города к областному центру и удобные транспортные коммуникации, что предоставляет возможность трудоустроиться не только в Первоуральске, но и в Екатеринбурге (время в пути — 40 мин.);
—в Первоуральске достаточно хорошо развита инфраструктура для проживания населения и прочих преференций, имеющих важное значение для иностранных работников;
— в городе относительно невысокая стоимость аренды жилья.
В выборку попали представители четырех стран СНГ: Узбекистана, Таджикистана, Киргизии и Азербайджана (рис. 2).
Распределение долей иммигрантов, претендующих на получение патента в Первоуральске, примерно совпало с распределением мигрантов, трудоустроенных в Свердловской области по патенту (отклонение составило: +5%, -5%, +1%, +3% соответственно)2.
Преобладание представителей Узбекистана в выборке лиц, трудоустраивающихся по патентам, соответствует также общероссийской тенденции.
Среди лиц, обратившихся за патентами, 78% составили мужчины. Традиционное преобладание сильного пола среди мигрантов в российской экономике логически объясняется, с одной стороны,
2 Статистическая информация: Аналитический отчет, характеризующий миграционную ситуацию и деятельность УФМС России по Свердловской области по реализации государственной миграционной политики в регионе за 2013 год. URL: //http://ufms-ural.ru/ufms/sistemy/statistika/.
60
50
40
30
20
10
0
1,2
наличием наибольшего числа вакансий для трудовых мигрантов в строительной отрасли, где сильнее всего выражена гендерная стратификация, с другой — относительно пассивным участием в миграции женщин, особенно представительниц Средней Азии.
Создание и развитие патентной системы должно было бы несколько изменить гендерную структуру миграции, так как предполагало активизацию потоков женщин-мигрантов, оказывающих услуги по уходу за больными, детьми, пожилыми людьми, занимающихся по хозяйству на условиях найма у физических лиц, а также вывод нелегальных работниц из теневого сектора. Однако после введения патентной системы существенных сдвигов не произошло. В ходе интервью 50% женщин-респондентов заявили, что патент им нужен не для трудоустройства, а для комфортного нахождения в Российской Федерации.
Распределение респондентов по возрастам представлено на рис. 3 и также подтверждает сложившуюся общероссийскую практику притока наиболее молодых работников-мигрантов. Анализ данных, представленных на рис. 3, показывает, что среди трудовых мигрантов преобладают лица в возрасте от 20 до 30 лет, а на долю лиц от 20 до 40 лет приходится около 73%.
Так как мигранты прибыли из стран, в которых традиционно приняты ранние браки, то большинство из них указали на наличие семейного статуса. На вопрос о семейном положении 67% женщин и 50% мужчин указали на то, что находятся в браке. В ходе интервью большинство мигрантов отметили, что прибыли в Российскую Федерацию без семьи, имеют детей, которые остались на родине. Выяснилось, что некоторые мужчины приехали на заработки с родственниками, преимущественно с братьями.
Общая характеристика респондентов показала схожесть личностных и социальных черт мигрантов, принявших участие в социологическом исследовании в г. Первоуральске, и мигрантов,
48,1
24,7
17,3
8,7
До 20 лет От 20 до 30 лет От 30 до 40 лет От 40 до 50 лет Старше 50 лет
Рис. 3. Распределение трудовых мигрантов по возрасту, %
трудоустраивающихся на работу по патентам в Свердловской области. Данное обстоятельство усилило значимость проведенного исследования для управления миграционными процессами на уровне региона и позволило рассматривать мигрантов, претендующих на получение патента, в качестве особой социальной общности, обладающей относительной целостностью [8, с. 110].
Важным остается вопрос о квалификации трудовых мигрантов. В качестве негативного эффекта от иммиграции большинство исследователей отмечают низкий уровень профессионального образования или его отсутствие [2, с. 675; 6, с. 11; 7, с. 38] . По мнению авторов, работа по патентам должна предполагать наличие у кандидатов на трудоустройство определенных навыков и / или специального профессионального образования: людям, ухаживающим за больными, желательно иметь медицинское образование, а строителям садового домика или коттеджа — соответствующую квалификацию. Однако исследование показало, что ситуация с уровнем профессионального образования после введения патентной системы также оставляет желать лучшего. Среди опрошенных мигрантов 51% не имели никакого профессионального образования, 38% заявили, что имеют образование, но не смогли объяснить, какое. На наличие образования в области строительных профессий указали только 5% мужчин. Среди женщин профессиональное образование
В Педагогическое 13 Другое
Рис. 4. Данные о наличии профессионального образования у трудовых мигрантов, %
И Работающие ранее в России, но не по патенту
□ Работающие ранее в России по патенту
□ Впервые в России
Рис. 5. Данные о наличии опыта работы у трудовых мигрантов в России, %
имели только 11%. По данным исследования, из мужчин и женщин, имевших профессиональное образование, только 75% намеривались трудоустроиться по специальности. Данные о наличии профессионального образования у трудовых мигрантов представлены на рис. 4.
На вопрос о том, имеете ли вы опыт работы в России, ответы респондентов распределились следующим образом (рис. 5):
— «Да, имею, уже работал, но не по патенту» — 44,8%;
— «Да, имею, работал по патенту» — 31,0%;
— «Нет, впервые приехал в Россию для работы» — 24,2%.
Использование патентной системы не предполагает требования заключения письменного договора с работодателем. По данным Центра миграционных исследований, только 47% женщин-мигранток в Российской Федерации оформляют трудовой договор с физическими лицами [6, с. 23].
Проведенный опрос мигрантов выявил следующее:
— опыт трудоустройства в Российской Федерации имели около 70%;
— договоры на момент опроса отсутствовали у 84% респондентов;
— договор с работодателем имели 17% опрошенных, из них 9% — письменный и 7% — устный (рис. 6).
Работа на физическое лицо обычно оплачивается по более низкой ставке, чем схожая работа у юридического лица. Проживая с семьей работодателя, иностранные работники экономят на арендной плате за жилье. При этом они обычно питаются вместе с членами семьи и пользуются рядом прочих преимуществ. Этим частично может быть объяснена относительно низкая стоимость патента. Другой причиной является форма оплаты — аванс, а также использование фиксированного в абсолютном выражении взноса вне зависимости от уровня жизни конкретного региона.
На вопрос о предполагаемой заработной плате большинство респондентов (68% опрошенных) указали, что рассчитывают на 15-25 тыс. руб. в месяц.
□ Есть письменный договор
□ Есть устная договоренность
□ Договор отсутствует
Рис. 6. Данные о наличии трудового договора с работодателем, %
%
80 70 60 50 40 30 20 10 0
20
Именно такие оценки встречаются в отчетах о средней заработной плате мигрантов по отраслям экономики департамента труда и занятости Свердловской области. Очевидно, что это достаточно реальные оценки средней заработной платы мигрантов, так как 76% опрошенных уже имели тот или иной опыт трудоустройства в Российской Федерации и реально представляли оценку своего труда.
Ожидаемую заработную плату от 25 до 35 тыс. руб. в месяц назвали 9% мужчин, а заработную плату выше 35 тыс. — только 3% мужчин, имеющих опыт работы на российском рынке труда. Оценки будущей заработной платы женщин были гораздо скромнее: 61% опрошенных заявили, что рассчитывают только на заработную плату в размере от 8 до 15 тыс. руб. Объяснить гендерные различия в оплате труда можно тем, что женщины — трудовые мигрантки из мусульманских стран обычно осуждаются соотечественниками, им не оказывается помощь при трудоустройстве со стороны диаспор, они подвергаются дискриминации на рынке труда [1, с. 71-72]. Предположения мигрантов о будущих заработках отражены на рис. 7.
В соответствии со ст. 227.1 Налогового кодекса Российской Федерации стоимость патента составляет 1 000 руб. в месяц в виде фиксированного авансового платежа «Налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа» с индексацией на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год3. Если сравнить объемы официально установленных выплат мигрантами, трудоустроенными по патентам, с выплатами, установленными для большинства населения в 13% НДФЛ, то становится очевидным, что использование законодательно установленных фиксированных выплат по патентам ведет к занижению налогооблагаемой базы. Так, текущая стоимость патента в 1 216 руб. (в пере-
68
3
3 В редакции п. 3 Федерального закона от 25.06.2012 №№ 94-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
От 8 до 15 От 15 до 25 От 25 до 35 Более 35 Тыс. руб.
Рис. 7. Заработная плата, на которую рассчитывают трудовые мигранты
счете на 13%) соответствует месячной заработной плате равной 9 354 руб. Большинство респондентов указали, что рассчитывают на более высокую заработанную плату: от 15 до 25 тыс. руб. в месяц. Это значит, что в случае работы по разрешениям, они должны были бы выплачивать ежемесячно в бюджет от 1 950 до 2 600 руб.
Достаточно показательными оказались ответы респондентов на вопрос о сфере предполагаемой занятости (рис. 8):
— хотят работать в строительстве 53% опрошенных, но только 1% из них определил сферу своего будущего труда — малоэтажное строительство;
— желают заниматься изготовлением памятников 1% опрошенных;
— хотели бы работать на транспорте 14% опрошенных, из них ни один не указал, что собирается работать персональным водителем;
— работать кондуктором желает одна женщина;
— хотят работать продавцами продуктовых магазинов и киосков 28% опрошенных женщин.
Если сравнить пожелания мигрантов с Примерным перечнем рабочих профессий и должностей служащих, по которым может осуществляться трудовая деятельность по найму у физических лиц на основании патента [16, с. 16-17], то можно увидеть, что не более 15% пожеланий респондентов могли бы этому соответствовать.
Важную роль при трудоустройстве мигрантов играет знание местного языка. В связи с этим в лучшем положении оказываются жители Киргизии, где русский язык является вторым государственным языком. Именно это преимущество при
9
Строительство немалоэтажное Строительство малоэтажное Изготовление памятников Общественный транспорт Коммунальное хозяйство Охранная деятельность Оптовая и розничная торговля (продавец)
Кулинария (повар)
Уход за детьми, больными людьми, пожилыми
Подсобное производство (грузчик) Прочие
52
0 10 20
Рис. 8. Сфера предполагаемой деятельности трудовых мигрантов, %
30
40
50
60 %
трудоустройстве киргизских женщин отмечается С.В. Рязанцевым [14, с. 28]. Однако в соответствии с результатами исследования только 50% граждан Киргизии в выборе занятости могли соответствовать Примерному перечню.
Еще одной важной составляющей трудоустройства мигрантов на принимающей территории является состояние их здоровья. Несмотря на то, что к нам приезжают на заработки достаточно молодые и активные люди, а значит, приезжие в большей своей массе являются здоровыми людьми (эффект здорового мигранта) [9; 20-22], мигранты автоматически попадают в группу риска.
Во-первых, мигранты часто работают в тяжелых и вредных для здоровья условиях, сверхурочно и без выходных.
Во-вторых, их скученное проживание (зачастую в антигигиенических условиях), скудный пищевой рацион также являются фактором риска.
В-третьих, они часто проживают длительное время без семьи, что отрицательно воздействует на их физическое и психическое здоровье, а также приводит к определенным поведенческим рискам, результатом которых могут быть заражение ВИЧ-инфекцией и инфекциями, передаваемыми половым путем. Так, по данным Роспотребнадзора по Свердловской области, заболеваемость ВИЧ-инфекцией и
туберкулезом среди мигрантов по региону оказалась в 2011 г. в 1,7 раз выше, чем среди местного населения, в 2012 г. — в 2,3 раза выше.
Согласно п. 5 ст. 6.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»4, для положительного решения о временном проживании на территории Российской Федерации (получения разрешения на работу, вида на жительство и пр.) иностранный гражданин (лицо без гражданства) должен представить документы, подтверждающие факт отсутствия у него заболевания наркоманией и иных заболеваний, представляющих опасность для населения, определенных Перечнем инфекционных заболеваний, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации5.
По мнению авторов, в силу размытости законодательных требований к медицинскому осви-
4 О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.06.2002 № 115-ФЗ.
5 О перечне инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешений на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или на жительство, или разрешения на работы в Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.2003 № 188.
%
50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0
детельствованию мигрантов большинство сотрудников миграционной службы полагают, что прямых требований к прохождению медицинского освидетельствования иностранных лиц, работающих по патентам, нет, а значит, предъявление медицинской справки не является обязательным. С их точки зрения проблема здоровья иностранных граждан, работающих по патенту, является проблемой того гражданина Российской Федерации, кто привлекает иностранца. Хотя положения действующего Федерального закона № 115-ФЗ норму о медицинском освидетельствовании вносят в число обязательных условий для пребывания в Российской Федерации и распространяют на всех иностранцев, прибывающих в Россию в целях поиска работы, получения вида на жительство и пр., не предоставляя исключений для лиц, получающих патенты.
Таким образом, подобная реализация требований законодательства со стороны миграционной службы создает реальные риски для постоянно проживающего населения в части распространения инфекций, представляющих опасность для жизни и здоровья. Это подтверждается следующими расчетами. За 2011-2012 гг. по Свердловской области было выдано 52 262 патента. При уровне выявляе-мости инфекционной патологии в 1,1% в ходе проведения медицинского обследования среди данного количества иностранцев должно быть как минимум 550 чел. с различной инфекционной патологией.
Информация о прохождении мигрантами медицинского обследования в течение последних 6 мес. представлена на рис. 9.
Анализ данных, представленных на рис. 9, показывает, что 45% респондентов не проходили (либо еще не успели пройти) медицинское обследование. И это при условии, что в выборку попали мигранты, которые уже работали по патентам. Среди лиц, ранее работающих по патентам, медицинское обследование в течение последних 6 мес. прошли лишь 59%, из которых лишь 20% — при приеме на работу. Это как раз те, кто трудоустраивается не к физи-
Проходил усебяна Проходил в России Проходил в России родине при приеме на
работу
Не проходил
по причине болезни
Рис. 9. Информация о прохождении трудовыми мигрантами медицинского обследования в течение последних 6 мес.
ческим лицам, а в учреждения, где такое обследование является обязательным, т.е. будущие повара, продавцы, работники общественного транспорта.
Многие российские исследователи отмечают проблему, связанную с отсутствием медицинского освидетельствования лиц, работающих по патентам, как одну из наиболее острых проблем развития патентной системы6.
В настоящее время в законодательство по миграции вносят поправки. В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 386-ФЗ с 01.01.2016 мигранты, трудоустраивающиеся по патентам, должны будут предоставить документы, подтверждающие отсутствие заболевания наркоманией и инфекционными заболеваниями, которые представляют опасность для окружающих. Основанием являются перечень таких заболеваний, а также сертификат об отсутствии у данного иностранного гражданина заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)7.
Еще одной острой проблемой, касающейся здоровья мигрантов, является ограничение их доступа к
6Афонкин Г.П.,Додонов О.Е. Нелегальная миграция в России: уголовно-правовые и медицинские аспекты // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2013. № 3. C. 33-45.
7 О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты: Федеральный закон от 28.12.2013 № 386-ФЗ.
медицинским услугам [5, 9, 13]. Не имея медицинской страховки, мигранты оплачивают медицинскую помощь самостоятельно, а так как их доходы обычно сравнительно низки, они часто откладывают обращение за медицинской помощью на самый последний момент. В результате, квалифицированную медицинскую помощь они зачастую получают тогда, когда заболевание уже очень серьезно. Кроме того, большинство мигрантов по причине отсутствия средств или времени оказываются не в состоянии пройти предписанный курс лечения и вылечить заболевание или хотя бы стабилизировать его. В результате с течением времени общее состояние здоровья ухудшается, и им приходится обращаться в скорую медицинскую помощь, т.е. в единственное медицинское учреждение, к услугам которого они имеют реальный доступ [17].
По данным социологического исследования, проведенного И.Б Кузнецовой и Л.М. Му-харямовой в 2012-2013 гг., в Республике Татарстан 48% мигрантов занимаются самолечением, 12% — ничего не предпринимают в случае болезни [11, с. 13]. Ввиду ограничения доступа мигрантов к медицинским услугам существует потребность в разработке стратегий, направленных на улучшение или, по крайне мере, недопущение ухудшения состояния здоровья мигрантов [10, с. 75].
По данным проведенного исследования, среди общего количества вызовов скорой медицинской помощи на обращения от мигрантов приходится 3% звонков [19]. При этом не была выявлена нагрузка на скорую медицинскую помощь со стороны мигрантов, работающих по патентам. Данные, представленные на рис. 10, показывают, что за рассматриваемый период 7,4% мигрантов обращались к услугам скорой медицинской помощи. Иными словами, если каждый из обращающихся к услугам скорой медицинской помощи вызвал ее только один раз, то в год на каждого из них пришлось 0,148 вызова при нормативе 0,3188. На вопрос, если вы заболеете, то будете ли обращаться за помощью к врачам, все респонденты ответили утвердительно. При этом 52% из них указали, что обратятся в поликлинику, а 48% — в скорую медицинскую помощь.
8 Новая «скорая»: о порядке работы скорой медицинской помощи с 1 января 2014 года. URL: //http://www.garant.ru/ article/499754/#ixzz31uW9ydzA.
Рис. 10. Статистика обращений трудовых мигрантов в скорую медицинскую помощь в течение последних 6 мес., %
На вопрос, есть ли среди ваших знакомых соотечественников в России больные хроническими, инфекционными заболеваниями или наркоманией, все дали отрицательный ответ. Однако авторы полагают, что подобные лица в окружении иностранных граждан есть, а угроза принудительной высылки из Российской Федерации в случае установления таких лиц мотивирует иностранцев на сокрытие данных фактов.
Таким образом, результаты проведенного исследования показали следующее:
1. Большая часть мигрантов, претендующих на получение патента, собирается использовать его не по назначению, а лишь для легализации своего нахождения в Российской Федерации. Одна из причин — недостаточный уровень образования и правовой грамотности мигрантов, а также знания русского языка. Большая часть мигрантов не понимает, что нарушает российское законодательство.
2. Установив единую по Российской Федерации сумму стоимости патента на трудовую деятельность мигрантов, российское государство лишило себя части потенциальных доходов. Если бы трудовые мигранты действительно использовали патент по назначению, то авансовый платеж по налогу на доходы физических лиц можно было бы признать
эффективным инструментом пополнения бюджета, но, как показало исследование, значительная часть мигрантов заменила патентом разрешение на работу, а значит, по усредненным расчетам, заплатила НДФЛ по ставке 7%.
3. В соответствии с данными исследования значительная часть мигрантов, работающих по патентам, не планирует проходить медицинское освидетельствование, а значит, существующая в Свердловской области практика выдачи патентов представляет определенную угрозу для населения принимающей территории.
В качестве реального управленческого подхода при минимизации рисков воздействия иностранцев на санитарно-эпидемиологическую обстановку в Свердловской области следует последовать примеру Санк-Петербурга и ввести на местном уровне требование предоставления документов о прохождении иностранным гражданином медицинского освидетельствования для получения патента на трудоустройство.
Список литературы
1. Аюпова Ш. Т. Узбекская трудовая миграция из южной Киргизии в Россию и ее влияние на тендерные отношения // Диаспоры. 2012. № 2. С. 61-85.
2 . БурдаМ.А. Миграционная политика России: российский рынок труда иностранной рабочей силы // Фундаментальные исследования. 2014. № 9. С. 673-677.
3. Волох В.А. Миграция и Россия: динамика, риски и перспективы // Власть. 2012. № 6. С.10-16.
4. Воронова К.П. Современные тенденции трудовой миграции в России // Социальная политика и социология. 2010. № 1. С. 139-148.
5. Джетта Ш. Возможные подходы к обеспечению доступа к медицинской помощи и покрытию расходов среди трудовых мигрантов из стран СНГ — Международный опыт. М: Бюро МОМ, 2012. 64 с.
6. Женщины-мигранты из стран СНГ в России. М.: МАКС Пресс, 2011. 119 с.
7. Жукова И.А. Положение трудовых мигрантов в России // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. 2014. № 1. С. 37-38.
8. Зборовский Г.Е. Теория социальной общности. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2009. 300 с.
9 . Ивахненко Г.А. Здоровье трудовых мигрантов в России // Социология медицины. 2013. № 2. С. 48-51.
10. Кислицина О.А. Моделирование различий в состоянии здоровья мигрантов и россиян // Народонаселение. 2013. № 3. С. 68-82.
11. Кузнецова И.Б., Мухарямова Л.М. Трудовые мигранты в системе медицинских услуг: формальные и неформальные стратегии // Журнал исследований социальной политики. 2014. Т. 12. № 1. С. 7-20.
12 . Кузнецова И.Б., Мухарямова Л.М., Вафи-на Г.Г. Здоровье мигрантов как социальная проблема // Казанский медицинский журнал. 2013. № 3. С.367-372.
13. Нафеев А.А., Тихонов В.М., Асанов Б.М., Булгаков С.Н., Магомедов М.А. Факторы эпидемиологического риска в связи с трудовой миграцией // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2013. № 5. С. 10-12.
14. Рязанцев С.В. О языковой интеграции мигрантов как новом ориентире миграционной политики России // Социологические исследования. 2014. № 9. С. 25-29.
15 . Рязанцев С.В. Патенты для трудовых мигрантов: первые результаты и нерешенные проблемы // Российская миграция. 2012. № 10. С. 24-28.
16. Рязанцев С.В., Горшков И.Д., Акрамов Ш. Ю., Акрамов Ф.Ю. Практика использования патентов на осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами в Российской Федерации. М.: Бюро МОМ, 2012. 95 с.
17. Флоринская Ю. Дети мигрантов в России: доступ к образованию и медицине // Демоскоп-Weekly. 2012. № 515-516. URL: http://demoscope. ru/weekly/2012/0515/analit02.php.
18 . Халиков О.Р. Анализ актуальных тенденций современного рынка труда в России // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2011. № 12. C. 102-104.
19 . Щеглов К. Где лечиться гастарбайтеру // Медицинская газета. 2012. № 68.
20. Singh G.K., SiahpushM. All-cause and cause-specific mortality of immigrants and native born in the United States. Am J. of Public Health, 2001. Vol. 91. P. 392-399.
21 . Thomas S.L., Thomas S.D. Displacement and health // Br Med Bull. 2004. № 69. P. 115-27.
22. Wu Z., Schimmele C.M. The Healthy Migrant Effect on Depression: Variation over Time? // Canadian Studies in Population. 2005. Vol. 32. P. 271-295.
Regional economics: theory and practice Problem. Research. Solution
ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)
PROBLEMS OF DEFINING LABOR STATUS OF MIGRANTS UNDER CONDITIONS OF THE PATENT SYSTEM OF EMPLOYMENT (ACCORDING TO SOCIOLOGICAL RESEARCH RESULTS)
Elena B. BEDRINA, Nikolai L. STRUNIN, Yuliya A. CHERNYKH
Abstract
Importance Currently, the process of patent system formation is underway in the country. It is necessary for attracting foreign citizens to the Russian labor market . The article offers an analysis of materials derived from the sociological research conducted in March and April of 2014 among the foreigners who arrived in Pervouralsk in the search for patent-based employment in the Sverdlovsk region territory The subject of the research is the status of immigrants working on the basis of patents .
Objectives The research aims to assess the conformity of views of migrants working on the basis of patents with the requirements of the migration legislation, to study various aspects of the patent system functioning . The basic idea is to consider migrants applying for a patent in the Russian Federation as a particular social community with similar features and characteristics, regardless of space localization . Methods The empiric base of the analysis is built on sociological poll data conducted by a team of experts of the Institute of Economics of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences We have used a comparative criterion as the main method of the research . Results We conclude that in most cases migrants misuse patents. They find employment with legal entities, therefore, the existing mechanism of patent payment is ineffective. In addition, the lack of requirement for compulsory medical examination of foreigners working on the basis of patents, poses threats to the host territory's population .
Conclusions and Relevance The research findings can be used to further improve the tools for labor migration regulation in the field of patent application in accordance with the amendments to the Federal Law of July 25, 2002 115-FZ "On Legal status of foreign citizens in the Russian Federation", which came into force on July 1, 2010.
Keywords: regional labor migration, migrant workers, patents, sociological research, region
References
1. Ayupova Sh . T. Uzbekskaya trudovaya migrat-siya iz yuzhnoi Kirgizii v Rossiyu i ee vliyanie na gendernye otnosheniya [The Uzbek labor migration from the South of Kyrgyzstan to Russia and its impact on gender relations]. Diaspory = Diasporas, 2012, no. 2, pp. 61-85.
2. Burda M.A. Migratsionnaya politika Rossii: rossiiskii rynok truda inostrannoi rabochei sily [The Russian migration policy: the Russian foreign labor market]. Fundamental 'nye issledovaniya = Fundamental research, 2014, no. 9, pp. 673-677.
3. Volokh V.A. Migratsiya i Rossiya: dinamika, riski i perspektivy [Migration and Russia: dynamics, risks and prospects]. Vlast' = Authority, 2012, no. 6, pp. 10-16.
4. Voronova K.P. Sovremennye tendentsii trudovoi migratsii v Rossii [Modern trends in labor migration in the Russian Federation]. Sotsial'nayapolitika i sot-siologiya = Social Policy and Sociology, 2010, no. 1, pp.139-148.
5. Jetta S. Vozmozhnye podkhody k obespecheniyu dostupa k meditsinskoi pomoshchi i pokrytiya raskho-dov sredi trudovykh migrantov iz stran SNG — Mezhd-unarodnyi opyt [Possible approaches to ensuring access to the medical care and covering expenses of labor migrants from the CIS countries: international experience]. Moscow, Byuro MOM Publ., 2012, 64 p.
6. Zhenshchiny-migranty iz stran SNG v Rossii [Migrant women from the CIS countries in Russia]. Moscow, MAKS Press Publ., 2011, 119 p.
7. Zhukova I.A. Polozhenie trudovykh migrantov v Rossii [The status of migrant workers in Russia]. Aktual'nye problemy sotsial'no-gumanitarnogo i nauchno-tekhnicheskogo znaniya = Actual problems of socio-humanitarian and scientific-technical knowledge, 2014, no. 1, pp. 37-38.
8. Zborovskii G.E. Teoriya sotsial'noi obshchnosti [The theory of social community]. Yekaterinburg, University for Humanities Publ., 2009, 300 p.
9. Ivakhnenko G.A. Zdorov'e trudovykh migrantov v Rossii [The health of migrant workers in Russia]. Sotsiologiya meditsiny = Sociology of medicine, 2013, no. 2, pp. 48-51.
10. Kislitsina O.A. Modelirovanie razlichii v sos-toyanii zdorov'ya migrantov i rossiyan [Simulation of differences in health status of migrants and Russian population]. Narodonaselenie = Population, 2013, no. 3, pp. 68-82.
11. Kuznetsova I.B., Mukharyamova L.M. Trudovye migranty v sisteme meditsinskikh uslug: formal'nye i neformal'nye strategii [Labor migrants in the health service system: formal and informal strategies]. Zhurnal issledovanii sotsial 'noi politiki = Journal of Social Policy Study, 2014, vol. 12, no. 1, pp. 7-20.
12. Kuznetsova I.B., Mukharyamova L.M., Vafina G . G . Zdorov'e migrantov kak sotsial'naya problema [Migrants' health as a social problem]. Kazanskii meditsinskii zhurnal = Kazan Medical Journal, 2013, no. 3, pp. 367-372.
13. Nafeev A.A., Tikhonov V.M., Asanov B.M., Bulgakov S.N., Magomedov M.A. Faktory epide-miologicheskogo riska v svyazi s trudovoi migratsiei [Epidemiological risk factors in terms of labor migration]. Problemy sotsial 'noi gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny = Problems of Social Hygiene, Health Care and Medical History, 2013, no. 5, pp. 10-12.
14. Ryazantsev S.V. O yazykovoi integratsii mi-grantov kak novom orientire migratsionnoi politiki Rossii [On linguistic integration of migrants as a new landmark of the Russian migration policy]. Sotsiolog-icheskie issledovaniya = Sociological Studies, 2014, no. 9, pp. 25-29.
15. Ryazantsev S.V. Patenty dlya trudovykh migrantov: pervye rezul'taty i nereshennye problemy [Patents for migrant workers: first results and unsolved problems]. Rossiyskaya migratsiya = Russian migration, 2012, no. 10, pp. 24-28.
16. Ryazantsev S.V., Gorshkov I.D., Akramov Sh.Yu., Akramov F.Yu. Praktika ispol'zovaniya paten-tov na osushchestvlenie trudovoi deyatel'nosti inostran-nymi grazhdanami v Rossiiskoi Federatsi [The practice of using employment patents by foreign citizens in the Russian Federation]. Moscow, Byuro MOM Publ., 2012, 95 p.
17. Florinskaya Yu. [Children of migrants in Russia: access to education and medicine]. Demoskop-Weekly, 2012, no. 515-516. (In Russ.) Available at: http://demoscope.ru/weekly/2012/0515/analit02.php .
18. Khalikov O.R. Analiz aktual'nykh tendentsii sovremennogo rynka truda v Rossii [Analysis of trends in the modern Russian labor market]. Imushchestvennye otnosheniya v Rossiiskoi Federatsii = Property relations in Russian Federation, 2011, no. 12, pp. 102-194.
19. Shcheglov K. Gde lechit'sya gastarbaiteru [Where Gastarbeiter may get medical treatment]. Med-itsinskaya Gazeta, 2012, no. 68.
20. Singh G.K., Siahpush M. All-cause and cause-specific mortality of immigrants and native born in the United States . Am. J. of Public Health, 2001, vol. 91, pp.392-399.
21. Thomas S.L., Thomas S.D. Displacement and health . Br. Med. Bull., 2004, no. 69, pp. 115-27.
22. Wu Z., Schimmele C.M. The Healthy Migrant Effect on Depression: Variation over Time? Canadian Studies in Population, 2005, vol. 32, pp. 271-295.
Elena B. BEDRINA
Institute of Economics of Ural Branch of Russian Academy of Sciences, Yekaterinburg, Russian Federation [email protected]
Nikolai L. STRUNIN
Sverdlovsk Regional Dermatovenerologic Dispensary, Yekaterinburg, Russian Federation nstruin@mail . ru
Yuliya A. CHERNYKH
Ural Federal University
named after First President of Russia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg, Russian Federation juliachernukh@mail ru
Acknowledgments
The article is supported by the Russian Humanitarian Scientific Foundation: RHSF-Ural 14-12-66025a Grant "Evaluation of the socio-economic well-being of the Sverdlovsk region under the conditions of growing labor migration", and the Government of the Sverdlovsk region