Научная статья на тему 'Международная трудовая миграция в условиях российского региона: результаты исследования (на примере Воронежской и Белгородской областей)'

Международная трудовая миграция в условиях российского региона: результаты исследования (на примере Воронежской и Белгородской областей) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
342
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
международная трудовая миграция / нелегальная миграция / трудовой мигрант / адаптация мигрантов / international labor migration / illegal migration / labor migrant / adaptation of migrants

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — A A. Адамова

В статье рассмотрены основные позитивные и негативные тенденции, складывающиеся в результате международных иммиграций на территорию РФ. В работе представлены основные результаты исследования по проблемам трудовой миграции на территориях Белгородской и Воронежской областей. Проведен анализ мнений экспертов по проблемам нелегальной миграции, особенностей их работы с иностранными трудовыми мигрантами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL LABOR MIGRATION IN THE CONDITIONS OF THE RUSSIAN REGION: RESULTS OF THE RESEARCH (ON THE EXAMPLE OF THE VORONEZH AND BELGOROD REGIONS)

The article considers the main positive and negative trends emerging as a result of international immigration to the territory of the Russian Federation. The paper presents the main results of research on the problems of labor migration in the Belgorod and Voronezh regions. The experts' opinions on the problems of illegal migration, the peculiarities of their work with foreign labor migrants are analyzed.

Текст научной работы на тему «Международная трудовая миграция в условиях российского региона: результаты исследования (на примере Воронежской и Белгородской областей)»

YAK 314.15 ББК 60.546.7

A.A. АДАМОВА

A.A. ADAMOVA

МЕЖДУНАРОДНАЯ ТРУДОВАЯ МИГРАНИЯ В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОГО РЕГИОНА: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ВОРОНЕЖСКОЙ И БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТЕЙ)

INTERNATIONAL LABOR MIGRATION IN THE CONDITIONS OF THE RUSSIAN REGION: RESULTS OF THE RESEARCH (ON THE EXAMPLE OF THE VORONEZH AND BELGOROD REGIONS)

В статье рассмотрены основные позитивные и негативные тенденции, складывающиеся в результате международных иммиграций на территорию РФ. В работе представлены основные результаты исследования по проблемам трудовой миграции на территориях Белгородской и Воронежской областей. Проведен анализ мнений экспертов по проблемам нелегальной миграции, особенностей их работы с иностранными трудовыми мигрантами.

The article considers the main positive and negative trends emerging as a result of international immigration to the territory of the Russian Federation. The paper presents the main results of research on the problems of labor migration in the Belgorod and Voronezh regions. The experts' opinions on the problems of illegal migration, the peculiarities of their work with foreign labor migrants are analyzed.

Ключевые слова: международная трудовая миграция, нелегальная миграция, трудовой мигрант, адаптация мигрантов.

Key words: international labor migration, illegal migration, labor migrant, adaptation of migrants.

В ежегодном Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил в качестве одной из наиболее сложно решаемых проблему иностранной трудовой миграции. Причины данной проблемы кроются в прошлом нашей страны. После распада Советского Союза и признания многих республик независимыми начался отток русского населения (большинство представляли высококвалифицированные специалисты, на которых держались экономика и промышленность многих республик) с их территорий. Экономика бывших союзных республик (прежде всего Украины, Молдовы и республик Средней Азии) оказалась неспособной развиваться на прежнем уровне. В результате чего качество и уровень жизни населения этих республик резко снизился. Эти причины оказались первостепенными для притока огромного числа трудовых мигрантов в нынешнюю Россию.

Современная Россия сохранила экономический статус и авторитет для всех бывших республик и, несмотря на свое сложное экономическое положение, предоставляет работу миллионам трудовых иммигрантов. Однако отсутствие экономических, культурных, правовых, социальных мер по регулированию данного процесса привело к тому, что въезд иностранных рабочих в Россию стал носить стихийный характер.

Общественный диссонанс, вызванный проблемой притока трудовых мигрантов, повлек за собой цепочку теоретических научных исследований в этой области и практических исполнений по отношению к данной категории рабочих. Вопросам правового регулирования притока иностранной рабочей силы уделено особое внимание в трудах Т.Н. Балашовой, Г.С. Кузнецова, А.В. Семеновой [1, 5, 11]. Значительный вклад в исследование проблем

международной трудовой миграции внесли труды таких исследователей, как И.В. Ивахнюк, С.Е. Метелева, Н.В. Мкртчян, С.В. Рязанцева [3, 6, 7, 10].

На федеральном уровне первый закон, регулирующий миграционные процессы, был издан в 1996 году «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». За последние 20 лет появилось 3 федеральных закона в области миграционного законодательства, которые прямо или косвенно регламентируют правовые особенности деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства, а также иные нормативно-правовые акты в отношении въезда, пребывания, трудоустройства иностранных граждан на территории Российской Федерации.

Однако, несмотря на существование множества разработанных механизмов по стабилизации ситуации с трудовыми мигрантами, проблемы, связанные с их адаптацией, интеграцией, нелегальным въездом, пребыванием и работой остаются открытыми.

По оценкам экспертов, в России сейчас проживает около 10 миллионов трудовых мигрантов, от 3 до 5 из которых трудятся незаконно, в итоге Россия недополучает в бюджеты регионов миллиардные налоги, растет коррупция, теневой рынок экономики, безработица, а также наблюдается избыток «дешевой» рабочей силы. Мигранты, трудясь неофициально, не имеют никаких прав, именно поэтому становятся заложниками нечестных работодателей.

Министерство внутренних дел РФ, которому были переданы полномочия в сфере регулирования миграции, пока не может полностью решить проблему их учета и легализации. А проблемы адаптации трудовых мигрантов не только слабо изучены, но и не осознаны до конца ни учеными, ни политиками, не говоря уже о рядовых гражданах.

К сожалению, в сознании общества укоренилось стереотипное мнение о том, что миграция проблематизирует развитие России: мигранты забирают рабочие места у коренного населения, создают криминогенную обстановку, несут инфекции, болезни и другие негативные последствия. Кроме того, бытует мнение о том, что трудовые мигранты - это временный ресурс, который не нуждается в мерах адаптационного характера.

Однако в экспертном сообществе существует иная точка зрения по данной проблеме. Так, член-корреспондент Российской академии наук И.В. Ивахнюк отмечает: «Для России миграция - это не столько проблема, сколько ресурс, без умелого использования которого может оказаться под вопросом будущее демографическое и экономическое развитие страны. А проблемой миграция становится тогда, когда неумелое, непоследовательное управление ею приводит к разрастанию незаконной миграции, нереги-стрируемой занятости мигрантов, коррупционной составляющей, теневых сервисов для мигрантов, организуемых теми же миграционными чиновниками, многочисленным нарушениям прав мигрантов, росту антимигрантских настроений и межэтнических столкновений» [3, с. 27].

Следует отметить еще одну важную демографическую особенность России, которая прогнозируется на долгосрочную перспективу, - это увеличение доли пожилых людей, к которым относится категория населения в возрасте от 65 лет и старше. Так, если в середине 1960-х она не достигала и 7%, то к 2030 году вырастет в два с половиной - три раза (до 17-20%) и может составить, по разным подсчетам, до 300-365 человек на 1000 лиц. Данные цифры говорят о том, что дальнейшее старение населения России будет значительно увеличивать экономическую нагрузку на трудоспособных граждан и пренебрежение политикой адаптации трудовых мигрантов может обернуться прямыми потерями для принимающего общества.

С целью выявления социокультурных, экономических и правовых проблем в среде трудовых мигрантов был проведен социологический опрос на территории Белгородской и Воронежской областей. Респондентами выступили международные мигранты, осуществляющие законную трудовую деятельность на территории рассматриваемых регионов.

Выбор исследования трудовых иммиграционных потоков на территории Воронежской и Белгородской области не был случайным. К числу основных взаимосвязанных причин, ставших основой изучения регионов, следует отнести:

1. По итогам 2016 года регионы вошли в двадцатку лидеров среди субъектов РФ и в четверку лидеров (после Москвы и Московской области) среди субъектов Центрального федерального округа по социально-экономическим показателям (объем производства товаров и услуг; объем доходов консолидированного бюджета; численность занятых в экономике). В связи с чем в рассматриваемые регионы прибывает большое число иностранных трудовых мигрантов.

2. В исследуемых регионах наблюдается заметная естественная убыль населения (-2,4 на 1000 жителей в Белгородской области и -4,2 в Воронежской области) [8, с. 517]. Несмотря на все попытки государства решить данную проблему, естественный прирост остается отрицательным и имеет тенденцию к еще большему снижению.

3. Процессы депопуляции проявляются также в увеличении количества пожилого населения в данных областях. Так, Воронежская область находится в первой десятке быстро стареющих субъектов Российской Федерации по числу пенсионеров. На начало 2017 года в общей численности населения области 15,4% составили лица моложе трудоспособного возраста, 56,1% - в трудоспособном возрасте и 28,5% - лица старше трудоспособного возраста [8, с. 719].

По сравнению с предыдущим годом численность населения трудоспособного возраста снизилась на 0,7%, а лиц старше трудоспособного возраста возросла на 0,4% [8, с. 690]. В Белгородской области с 2008 года также идет стремительное увеличение числа лиц старше трудоспособного возраста на фоне снижающейся численности лиц трудоспособного возраста, и на период 2017 года их соотношение составило 27% и 56%, то есть на одного работающего приходятся два неработающих пенсионера [8, с. 691].

Существующая тенденция ведет к нагрузке на занятых в экономике. Как известно, чем больше приходится занятых на одного пенсионера, тем меньше нагрузка на бюджет. К сожалению, прогнозируемая ситуация как в рассматриваемых областях, так и во всем ЦФО (Центральном федеральном округе) ведет к тому, что в ближайшем будущем количество занятых в экономике будет уменьшаться, а количество пенсионеров расти.

4. В областях наблюдается не только естественная убыль населения, но и убыль в результате межрегиональных миграций (за январь-ноябрь 2017 года миграционный прирост за счет межрегиональных миграций в Воронежской области составил +245 человек, а в Белгородской -682 человека), причем статистика показывает, что число выбывающих из данных регионов в другие регионы России растет [8, с. 290].

Миграционный приток из стран СНГ пока остается единственным источником прироста населения в данных областях и не позволяет ему стремительно «вымирать». Международная миграция в данные регионы связана с различными причинами: образование, работа, частная поездка, переезд на постоянное место жительства. Однако именно международная трудовая миграция оказывает наиболее существенное воздействие на рассматриваемые регионы. На конец 2017 года численность иностранных граждан, имеющих действующий патент на осуществление трудовой деятельности, составила в Воронежской области 16 555, а в Белгородской - 6 500 человек [8, с. 379].

Основные задачи, стоявшие перед проведением исследования, следующие:

1. Выявить социально-экономические проблемы трудовых мигрантов.

2. Определить социокультурный уровень респондентов и их отношение к ценностным установкам местного населения.

3. Установить, какие меры государственного характера должны применяться в поддержку трудовых мигрантов.

Отчет по данным исследовательским задачам представлен в виде сравнительного анализа ответов трудовых мигрантов из Белгородской и Воронежской областей. Опрошенные Белгородской области представляли следующие государства: 56% - Украина, 15% - Узбекистан, 12% - Таджикистан, 12% -Молдова, 4% - Казахстан, Киргизия и Армения; Воронежская область представила более яркую палитру национальностей: 38% опрошенных - граждане Украины, 18% - Узбекистан, 12% - Таджикистан, 9% - Молдовия, 7% - Киргизия, 8% - Азербайджан, Армения, 3% - Туркменистан, Казахстан, Грузия, 5% - Донецкая и Луганская народные республики.

Согласно официальной статистике, соотношение мужчин и женщин мигрантов примерно равное, однако в проведенном нами исследовании процентное соотношение мужчин и женщин в обеих областях составило 75% и 25% соответственно. Данный факт связан с нежеланием большинства женщин отвечать на вопросы анкеты (особенно представительниц стран Центральной Азии). Причинами отказа стали плохое знание русского языка; страх ухудшения их положения в области после ответа на вопросы.

Более половины опрошенных мигрантов в обоих регионах - это лица от 30 до 49 лет, 40% мигрантов прибывает на заработки в регионы от 18 до 29 лет, и всего 9% мигрантов из Белгородской и 3% из Воронежской - это лица старше 50 лет.

Уровень образования большинства опрошенных мигрантов - средний, 22% мигрантов из Белгородской области, 30% мигрантов Воронежской области имеют высшее образование.

На основе поставленных задач были сформулированы следующие основные выводы по проведенному исследованию:

1. Материальное положение для более 70% мигрантов улучшилось после переезда в рассматриваемые области, однако при оценке возможности использования различных благ и услуг на заработанные доходы мигранты высказались о том, что денежных средств хватает только на продукты и средства к существованию.

2. Среди основных проблем, с которыми мигранты сталкиваются в трудовой сфере, были отмечены: низкая оплата труда, высокая стоимость патента, большие очереди в органах государственной власти, оформляющих патент, сложности бюрократического характера (сложность оформления документов и сроки их ожидания).

3. Вопросы, направленные на выявление роли государственных органов в содействии в трудоустройстве иностранных мигрантов, показали, что за помощью в государственные структуры обращается половина респондентов, однако важную роль в трудоустройстве играют и сами работодатели, а также родственники и друзья мигрантов. Так, 26% белгородских мигрантов обращаются непосредственно к потенциальным работодателям. Такая практика имеет негативные последствия, так как и мигранты, и сами работодатели могут пойти по нелегальному пути. В Воронежской области более 48% мигрантов также имеют тесные связи со своими соотечественниками и родственниками, уже работающими в области, через которых и происходит трудоустройство.

4. Принимаемые на законодательном уровне меры по ужесточению наказания за наем нелегальных мигрантов, а также нарушение прав легально работающих мигрантов со стороны работодателя на практике оказываются несостоятельными. Так, более половины опрошенных воронежских мигрантов отметили существование недобросовестных работодателей в регионе. Для белгородских мигрантов проблема недобросовестных работодателей не стоит так остро, но 36% респондентов отметили ее существование.

5. Опрос выявил, что отношения между местным населением и мигрантами в Воронежской области более напряженные, чем в Белгородской области. Сами же трудящиеся мигранты (более 80% опрошенных как Воронежской, так и Белгородской областях) открыты для диалога с местными

жителями, и для них важно поддерживать дружеские отношения с принимающим обществом.

6. Вопрос «Оцените своё положение в регионе» позволил выявить место мигранта в новой для него среде. Так, только 30% трудящихся мигрантов Белгородской области определили себя в качестве своего основного статуса как «рабочего». Более 30% всех опрошенных ощущают себя в качестве «гостя», что говорит о чувстве отчужденности 1/3 мигрантов в новом для них обществе и временном характере пребывания в нашей стране с целью заработать деньги и вернуться к себе на родину. Большая часть мигрантов Воронежской области (50% опрошенных) определили себя «полноправными членами общества». Такая позиция может быть характерна для постоянных мигрантов, которые интегрировались в общество, другая часть респондентов оценили себя в качестве «я-гость» - 30% и «я-рабочий» - 15%, что говорит о слабой интегрированности мигрантов в принимающем их обществе.

7. Национальный признак и семейное положение играют существенную роль при принятии решения о переезде в Россию. Так, русские (5% мигрантов, прибывших из опасных мест Украины), украинцы (68%), армяне (все 3,5% опрошенных) в большей степени готовы переезжать в области либо в другие регионы России, в отличие от других национальностей, которые чаще высказывались против переезда. Процент лиц, желающих переехать «насовсем», выше среди не состоящих в браке. Однако стоит отметить, что практически 1/3 опрошенных как Воронежской (27%), так и Белгородской областях (29%) отметили, что приезжают в регион вместе со своими семьями.

Для более глубокого изучения ситуации, складывающейся в сфере трудовой миграции в исследуемых регионах, ЦФО был проведен социологический опрос сотрудников МВД России, непосредственно работающих с данной категорией рабочих.

Мнения экспертов в отношении влияния, оказываемого трудовыми мигрантами на регион, оказались достаточно противоречивыми: если большинство экспертов (65%) из Белгородской области рассматривают трудовую миграцию с положительной стороны, то воронежские оценили их влияние только с негативных позиций. Среди основных положительных моментов, наблюдаемых от трудовой миграции, белгородские сотрудники выделили следующие:

- рынок труда насыщается высококвалифицированными работниками

(48%);

- миграция в область ведет к обогащению местной культуры (17%);

- миграция способствует развитию межрегиональных связей (13%).

Воронежскими экспертами были отмечены основные негативные стороны от привлечения иностранной рабочей силы:

- отрицательно влияние: миграция способствует высокому уровню криминальности (80%);

- миграция ведет к возникновению межэтнических конфликтов (70%);

- занимают рабочие места местного населения (70%).

Вопрос «На Ваш взгляд, нужны ли трудовые мигранты в Белгородской области?» подтвердил мнение экспертов о необходимости трудовой миграции: 61% высказались «за», 35% затруднились с ответом, остальные считают, что мигранты области не нужны. В Воронежской области мнение экспертов разделились так: 40% рассматривают трудовую миграцию как необходимый процесс для региона; 50% высказались против притока мигрантов в регион.

При ответе на вопрос: «Какие трудности, по Вашему мнению, возникают у мигрантов в процессе адаптации в нашем обществе?» - экспертам следовало распределить свои ответы от «очень актуально» до «совсем не актуально». Результаты ответов на данный вопрос оказались практически идентичны по двум регионам. Наиболее актуальными проблемами эксперты выделили: болезни и тяжелые условия проживания (89%), несоблюдение правил безопасности труда со стороны работодателей (88%), проблемы с жильем, отсутствие

социального жилья (96%), отсутствие социальной страховки здоровья (88%), недостаток финансовых средств для оплаты жилья, разрешения на работу и медицинской страховки (96%).

В список неактуальных проблем вошли такие, как трудности в коммуникации с работодателями и местным населением из-за недостаточного или плохого знания русского языка (77%), трудности в оформлении и понимании необходимых документов из-за неумения читать на русском языке (85%), трудности из-за разных религиозных убеждений (88%), насилие со стороны националистов (77%).

Одной из наиболее сложно решаемых проблем трудовой миграции является нелегальная миграция иностранных граждан в Российскую Федерацию. Бюджеты регионов России недосчитываются огромных денежных средств из-за неуплаты налогов трудовыми мигрантами. Одной из задач экспертного опроса был анализ мнения экспертов о проблемах нелегальной трудовой миграции в регионе.

Для 62% экспертов Белгородской области проблема нелегальной миграции не входит в разряд актуальных. Однако анализ статистической информации подтверждает обратные данные. За период 2017 года было проверено более 6000 объектов Белгородской области, где могут трудиться нелегальные трудовые мигранты, выявлено 7000 административных правонарушений миграционного законодательства [2]. Наиболее частыми причинами подобных правонарушений являются просроченные патенты либо их полное отсутствие, а также нарушение режима въезда в страну и регион.

Совершенно противоположные результаты были получены от воронежских экспертов, 90% из которых относят проблему нелегальной миграции в разряд актуальных для региона.

Наиболее частым типом нелегальной миграции для Белгородской области был назван «Легальное пребывание + нелегальная занятость». Для Воронежской области таковым является «Легальный въезд + нелегальное пребывание». Основными странами, откуда пребывает наибольшее число нелегальных мигрантов, по мнению экспертов, являются Узбекистан, Таджикистан и Украина.

В настоящее время регионы не имеют квот на количество привлекаемых трудовых мигрантов, а также на привлечение мигрантов определенных специальностей. Регионы контролируют данный процесс при помощи увеличения или снижения стоимости на патент, по которому работает большинство приезжающих в Россию мигрантов. Однако респондентами были названы отрасли народного хозяйства, в которых существует нехватка своих собственных трудовых ресурсов: строительство (более 60% опрошенных по каждому региону), дорожное строительство (более 20%), сельское хозяйство (20% воронежских экспертов и всего 8% белгородских отмечает потребность в иностранной рабочей силе). Основными сферами, в которых нет необходимости привлекать иностранных рабочих, по мнению большинства опрошенных, являются транспорт, торговля и железная дорога.

Выявить причины, по которым эксперты выделили в качестве приоритетных направлений для работы трудовых мигрантов именно отрасли сельского хозяйства и строительства, сложно, однако мы можем предположить, что в настоящее время именно в этих отраслях задействовано наибольшее число работающих мигрантов, а это значит, что данные отрасли имеют потребность в рабочей силе извне и собственных трудовых ресурсов в них не хватает.

Работа с трудовыми мигрантами достаточно сложная и вызывает много трудностей различного характера, поэтому требует определенных навыков со стороны сотрудников государственных органов. Воронежские эксперты, в первую очередь, отметили для себя трудности правового характера (недоработаны нормативно-правовые акты в отношении миграции) - 67% ответивших; а также психологические (стресс, языковой барьер с мигрантами,

не знающими русский язык) - 33%. Для белгородских сотрудников все предложенные варианты ответов не остались без внимания. Так, 40% респондентов высказались за организационные трудности (нехватка времени, неслаженная работа структурных подразделений, слабо развита командная работа в коллективе и др.), 36% экспертов отметили трудности правового характера (недоработаны нормативно-правовые акты в отношении миграции), 24% сталкиваются с психологическими трудностями (стресс, языковой барьер с мигрантами, не знающими русский язык).

Проблема несовершенства нормативно-правовых актов в отношении миграционного законодательства действительно существует на практике, и её проявление отмечается в таких явлениях и процессах, как:

- наличие большого числа незаконных мигрантов на территории регионов, которые подпитывают теневой сектор экономики;

- неспособность существующих механизмов обеспечить адаптацию и интеграцию мигрантов, что приводит к их изоляции от общества и опасности роста числа преступлений;

- коррупция в органах государственной власти, способствующая процветанию незаконных действий как самих сотрудников данных структур, так и трудовых мигрантов;

- снижение качества обслуживания иностранцев, увеличение очередей в связи с упразднением миграционной службы и сокращением 1/3 её сотрудников.

Работа в отношении трудовых мигрантов должна проводиться в тесном взаимодействии всех государственных структур, задействованных в данном процессе, а также неправительственных организаций. Проведенное исследование выявило, что сотрудники УМВД по Белгородской области тесно взаимодействуют практически со всеми структурами, имеющими отношение к миграции и трудовым отношениям, в Воронежской области тесное взаимодействие сохраняется с Управлением федеральной службы судебных приставов (67%) и Управлением по труду и занятости области (60%). По итогам опроса, сотрудничество со СМИ у сотрудников Воронежской области практически отсутствует, однако данные сети Интернет показывают, что полиция Воронежской области имеет свой собственный аккаунт в социальной сети «Вконтакте», ежедневно обновляет ленту новостей на сайте МВД России по Воронежской области, видеохостинг «Ютуб» содержит множество видео о работе сотрудников УМВД по Воронежской области в отношении работы с нелегальными мигрантами.

Результаты проведенного социологического исследования по состоянию и динамике миграции в Воронежской и Белгородской областях, служат основанием для следующих выводов:

1. Важность привлечения иностранной рабочей силы на территорию Воронежской и Белгородской областей вызвана причинами в первую очередь демографическими: стремительной естественной убылью населения на фоне увеличения лиц старше трудоспособного возраста, отрицательным миграционным приростом по сравнению с другими регионами России, а также экономическими причинами: снижение себестоимости товаров и услуг, производимыми иностранными рабочими, большими налоговыми отчислениями за трудовую деятельность в бюджеты регионов.

2. Смена места жительства для большинства мигрантов связана с отсутствием возможности трудоустроиться у себя на родине и низким уровнем жизни. При переезде в рассматриваемые регионы мигранты выделили проблемы низкой оплаты труда, трудоустройства, высоких налогов за трудовую деятельность, жилищную проблему, проблему «черных бригадиров» отметили большинство воронежских мигрантов.

3. Активность органов государственной власти в содействии в трудоустройстве прослеживается в ответах только белгородских мигрантов; наличие родственников и знакомых является основным фактором трудоустрой-

ства воронежских мигрантов. Среди основных негативных сторон в работе органов государственной власти были названы высокая стоимость патента, большие очереди, сложность оформления, вызванная бумажной волокитой, необходимость сдачи ежегодных экзаменов. Несмотря на снижение численности населения, переехать в регионы навсегда желают только большинство украинцев, часть русских и армян.

4. Экспертное мнение показало, что особо остро стоит проблема нелегальной трудовой миграции в Воронежской области, трудовые мигранты имеют проблемы с жильем, социальной страховкой и медицинским обслуживанием, встречаются случаи несоблюдения правил безопасности на производстве со стороны работодателей; сами работодатели отметили для себя трудности в коммуникации, проблемы организационно-правового характера (недоработанность нормативно-правовых актов в отношении миграции) и психологические проблемы, среди которых стресс и языковой барьер с мигрантами.

Литература

1. Балашова, Т.Н. Конституционно-правовые проблемы формирования миграционной политики [Текст] / Т.Н. Балашова. - СПб. : Юридический центр-Пресс, 2011. - 291 с.

2. Выданные патенты и разрешения на работу иностранным гражданам в 2017 г. [Электронный ресурс] / Подразделение по вопросам миграции // Сайт УМВД России по Воронежской области. - Режим доступа: https://36. мвд.рф/ms/выданные-патенты-и-разрешения-на-работу- (дата обращения: 1.04.2018).

3. Ивахнюк, И.В. Два десятилетия участия России в международной миграции населения: итоги и перспективы [Текст] / И.В. Ивахнюк // Международная миграция населения на постсоветском пространстве: двадцать лет удач, ошибок и надежд. - 2011. - № 25. - С. 22-43.

4. Ивахнюк, И.В. Перспективы миграционной политики России: выбор верного пути : монография [Текст] / И.В. Ивахнюк. - М. : МАКС Пресс, 2011. -128 с.

5. Кузнецов, Г.А. Трудоустройство иностранных граждан: совершенствование механизма получения разрешений на работу [Текст] / Г.А. Кузнецов // Российский ежегодник трудового права. - 2012. - № 8. - С. 773-781.

6. Метелев, С.Е. Международная трудовая миграция и нелегальная миграция в России [Текст] / С.Е. Метелев. - М. : ЮНИТИ : Закон и право, 2012. - 220 с.

7. Мкртчян, Н.В. Нужна ли России политика в области внутренней миграции? [Текст] / Н.В. Мкртчян. - М. : МАКС Пресс, 2011. - 190 с.

8. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2016: Статистический сборник [Электронный ресурс] // Официальный сайт Росстат. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ publications/catalog/doc_1138623506156 (дата обращения: 7.04.2018).

9. Регионы России: социально-экономические показатели. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). - М., 2016.

10. Рязанцев, С.В. Мировой рынок труда и международная миграция [Текст] / С.В. Рязанцев, М.Ф. Ткаченко. - М. : Экономика, 2010. - 303 с.

11. Семенова, А.В. Государственное управление миграционной политикой в России: тенденции, перспективы, контроль [Текст] / А.В. Семенова. - Саратов : Научная книга, 2011. - 150 с.

References

1. Balashova T.N. Konstitucionno-pravovye problemy formirovaniya migracionnoj politiki [Constitutional and legal problems of migration policy formation], St. Petersburg, 2011, p. 291.

2. Vydannye patenty i razresheniya na rabotu inostrannym grazhdanam v 2017 g, Sajt UMVD Rossii po Voronezhskoj oblasti [Issued patents and work permits

to foreign citizens in 2017, Website of the Ministry of internal Affairs of Russia in Voronezh region]. Available at: https://36.мвд.рф/ms/выданные-патенты-и-разрешения-на-работу- (date of access: 1.04.2018).

3. Ivahnyuk I.V. Dva desyatiletiya uchastiya Rossii v mezhdunarodnoj migracii naseleniya: itogi i perspektivy, Mezhdunarodnaya migraciya naseleniya na post-sovetskom prostranstve: dvadcat' let udach, oshibok i nadezhd [Two decades of Russia's participation in international migration: results and prospects, International migration in the post-Soviet space: twenty years of success, mistakes and hopes], 2011, № 25, pp. 22-43. (in Russian).

4. Ivahnyuk I.V Perspektivy migracionnoj politiki Rossii: vybor vernogo puti [Prospects of Russian migration policy: choosing the right path], Moscow, MAKS Press, 2011, 128 p.

5. Kuznecov G.A. Trudoustrojstvo inostrannyh grazhdan: sovershenstvovanie me-khanizma polucheniya razreshenij na rabotu, Rossijskij ezhegodnik trudovogo prava, Российский ежегодник трудового права [Employment of foreign citizens: improving the mechanism for obtaining work permits, Russian Yearbook of labor law], 2012, № 8, pp. 773-781 (in Russian).

6. Metelev S.E. Mezhdunarodnaya trudovaya migraciya i nelegal'naya migraciya v Rossii [International labour migration and illegal migration in Russia], Moscow, 2012. - 220 p.

7. Mkrtchyan N.V Nuzhna li Rossii politika v oblasti vnutrennej migracii? [Does Russia need a policy on internal migration?] Moscow, 2011, p. 190.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Regiony Rossii. Social'no-ehkonomicheskie pokazateli. 2016: Statisticheskij sbornik, Oficial'nyj sajt Rosstat [Region of Russia. Socio-economic indicators. 2016: a Statistical compendium , the Official site of Rosstat], Available at: http:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/ catalog/doc_1138623506156 (date of access: 7.04.2018).

9. Regiony Rossii: social'no-ehkonomicheskie pokazateli. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki (Rosstat) [Regions of Russia: socio-economic indicators. Federal state statistics service (Rosstat)], Moscow, 2016, 1326 p.

10. Ryazancev S.V, Tkachenko M.F. Mirovoj rynok truda i mezhdunarodnaya mi-graciya [The global labor market and international migration], Moscow, 2010. 303 p.

11. Semenova A.V Gosudarstvennoe upravlenie migracionnoj politikoj v Rossii: ten-dencii, perspektivy, kontrol' [State management of migration policy in Russia: trends, prospects, control], Saratov : Nauchnaya kniga, 2011, 150 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.