,78~ ~ НО МАИ донишгох Э
А. Гайназаров
ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЧАЛА ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА: (УГОЛОВНО- ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ)
Ключевые слова: начало жизни, абсолютная ценность, проблемы теории,квалификация преступлений
Безусловным и неоспоримым является тот факт, что человеческая жизнь является высшей ценностью, и во всех правовых системах, практически в каждом современном государстве, провозглашается уважение к ней и ее защите. Однако, несмотря на кажущуюся, на первый взгляд, ясность формулировок и урегулированность правовыми нормами этого важнейшего и ценного нематериального блага, дискуссионным остается вопрос о том, с какого момента у человека возникает право на жизнь.
В теории права, особенно уголовного, поскольку ему отводится особая роль в защите жизни как основного блага, начало жизни является дискуссионным и считается до сих пор нерешенным. В науке по этому поводу существует несколько позиций. Согласно одной из них, началом жизни считается рождение ребенка и его первый самостоятельный вздох. Следует отметить, что эта точка зрения является наиболее устоявшейся в теории уголовного права Российской Федерации и стран СНГ. Эта позиция была высказана еще в начале прошлого века. И. Я. Фойницкий рассматривал начало жизни с момента, когда ребенок отделился от чрева матери и начал самостоятельно дышать(18,18). М. Д. Шаргородский связывал начало жизни с началом дыхания и моментом отделения пуповины (21,59). Такого же мнения придерживается и Таганцев Н. С. В работах Теребилова В. И., Лукичева О. В., Сердюка Л. В. можно встретить следующую точку зрения: если преступление было совершено против еще не родившегося ребенка, то данное деяние должно рассматриваться как аборт. Придерживаясь таких же взглядов, А. Н. Красиков полагает, что начальным моментом
жизни человека является полное изгнание или извлечение продукта зачатия из организма беременной женщины, то есть когда плод отделился от утробы роженицы и начал самостоятельно дышать. При этом особое внимание он уделяет признаку живорожденности, которым обязательно должен обладать новорожденный (4, 9-10). Т. Н. Нуркаева, поддерживая данную позицию, полагает, что пока ребенок не подал признаков жизни, свидетельствующих о его возможности самостоятельно существовать вне утробы матери, мы не можем однозначно сказать, что всегда рождается живой ребенок (7,104-105). Этот вывод, как и позиция Красикова А. Н., основан на положениях современной отечественной медицины, которая с января 1993 г. в соответствии с рекомендациями Всемирной Организации Здравоохранения перешла на новые мировые критерии живорождения и мертворождения. На данный момент живорожденным признаётся ребенок, полностью отделившийся от утробы матери, способный к самостоятельному дыханию и проявляющий другие признаки жизни, такие как: сердцебиение, пульсация пуповины или произвольные движения мускулатуры, независимо от того, перерезана пуповина или отделилась ли плацента (10). Согласно этой инструкции основными признаками живорожденности являются: самостоятельное дыхание; сердцебиение; пульсация пуповины; произвольные движения мышц. И лишь при отсутствии всех четырех признаков ребенок считается мертворожденным и реанимации не подлежит.
Отсюда следует вывод, что только из-за отсутствия дыхания у новорожденного его еще нельзя признать мертворожденным. Не соглашаясь с таким подходом, Тасаков С. В. отмечает, что установить факт живорожденности можно лишь на том этапе родов, когда ребенок уже отделился от тела матери (15,207). Продолжая, он подчеркивает, что указанные авторы склонны считать, что именно этот период родов должен учитываться уголовным законом при квалификации преступлений против жизни. Если же согласиться с мнением А. Н. Красикова и других авторов о том, что при определении объекта преступления мы должны наделять его специальным признаком, таким как живо-
рожденность, возникает проблема с трактовкой диспозиции статьи 105 УК РТ и 106 УК РФ, «Убийство матерью новорожденного ребенка во время или же сразу после родов», поскольку невозможно во время родов определить наличие дыхания у плода, а следовательно, и его живорожденность.
Следующая позиция, согласно которой начало жизни связано с появлением хоть какой-то части ребенка, является ровесником первой позиции. Сторонники этой позиции считали и считают, что начало жизни связано с появлением какой-нибудь части ребенка, еще полностью не родившегося. Такого мнения о начале жизни был В. Д. Набоков (6,5). Согласно мнению А. А. Пионтковского, основным критерием начало жизни является начало родов (8,22). Этой же точки зрения придерживаются А. И. Коробов, Э. Ф. Побегайло, Б. С. Утевский, предлагающие вести отсчет начала жизни не только с момента отделения плода от утробы матери и начала самостоятельной жизни, но и во время рождения ребенка, не начавшего еще внеутробной жизни. С. А. Бояров предлагает считать началом жизни человека момент появления из организма роженицы части тела младенца, имеющего сердцебиение (2,58). Аргументируя свою позицию, автор отмечает, что в утробе матери у плода имеется плацентарное дыхание, которое в течение первых 24-48 часов после рождения переходит в легочное. C.B. Бородин, придерживаясь этой же позиции, считает началом жизни начало физиологических родов (1, 216). Поддерживая эту точку зрения, Тасаков С. В. отмечает, что такой подход отражает гуманистическую направленность современного законодательства и обеспечивает уголовно-правовую охрану жизни не только рожденного, но и рождающегося человека. Нормативное закрепление данной позиции в мировой практике зафиксировано в уголовном кодексе Индии, где предусмотрена уголовная ответственность за причинение смерти живому ребенку, если какая-либо его часть появилась из утробы, хотябы ребенок и еще не начал дышать, или не полностью родился (17,151).
Следующую позицию ученых по поводу начала жизни коротко можно охарактеризовать как «начало жизни до рождения человека». Согласно этой гипотезе, человеческая жизнь начинается с момента зачатия и логично, что аборт считается убийством.
рожденность, возникает проблема с трактовкой диспозиции статьи 105 УК РТ и 106 УК РФ, «Убийство матерью новорожденного ребенка во время или же сразу после родов», поскольку невозможно во время родов определить наличие дыхания у плода, а следовательно, и его живорожденность.
Следующая позиция, согласно которой начало жизни связано с появлением хоть какой-то части ребенка, является ровесником первой позиции. Сторонники этой позиции считали и считают, что начало жизни связано с появлением какой-нибудь части ребенка, еще полностью не родившегося. Такого мнения о начале жизни был В. Д. Набоков (6,5). Согласно мнению А. А. Пионтковского, основным критерием начало жизни является начало родов (8,22). Этой же точки зрения придерживаются А. И. Коробов, Э. Ф. Побегайло, Б. С. Утевский, предлагающие вести отсчет начала жизни не только с момента отделения плода от утробы матери и начала самостоятельной жизни, но и во время рождения ребенка, не начавшего еще внеутробной жизни. С. А. Бояров предлагает считать началом жизни человека момент появления из организма роженицы части тела младенца, имеющего сердцебиение (2,58). Аргументируя свою позицию, автор отмечает, что в утробе матери у плода имеется плацентарное дыхание, которое в течение первых 24-48 часов после рождения переходит в легочное. C.B. Бородин, придерживаясь этой же позиции, считает началом жизни начало физиологических родов (1, 216). Поддерживая эту точку зрения, Тасаков С. В. отмечает, что такой подход отражает гуманистическую направленность современного законодательства и обеспечивает уголовно-правовую охрану жизни не только рожденного, но и рождающегося человека. Нормативное закрепление данной позиции в мировой практике зафиксировано в уголовном кодексе Индии, где предусмотрена уголовная ответственность за причинение смерти живому ребенку, если какая-либо его часть появилась из утробы, хотябы ребенок и еще не начал дышать, или не полностью родился (17,151).
Следующую позицию ученых по поводу начала жизни коротко можно охарактеризовать как «начало жизни до рождения человека». Согласно этой гипотезе, человеческая жизнь начинается с момента зачатия и логично, что аборт считается убийством.
Например, один из представителей этой позиции, Л. Н. Линик, считает, что в Конституции РФ начало жизни должно устанавливаться с момента зачатия (5,23). По мнению А. Н. Попова, человеческая жизнь начинается практически с момента зачатия, ...и следовательно уголовно-правовая охрана жизни должна осуществляться с того момента (9,34). Романовский Г. Б., поддерживая эту точку зрения, в своей работе сравнивает жизнь в утробе матери с человеком, который находится в коме и поддерживается с помощью аппаратов интенсивной терапии. Таким образом, он полагает, что нерожденный ребенок, который существует в организме матери, является живым человеком и должно быть максимально защищено его право на жизнь, начиная с этого момента (11,15).
В настоящее время с развитием и достижениями науки, медицины и других биомедицинских отраслей знаний начало жизни приписывают к определенным моментам еще не родившегося ребенка. Так например, Р. Шарапов начало жизни человека отождествляет с началом жизни мозга, то есть с появлением оформившейся массы мозговых клеток, делающих плод жизнеспособным. Мозг же формируется к 5-му месяцу беременности (20,61). М. Д. Точеный утверждает, что плод способен к самостоятельному существованию через 5,5-8 месяцев беременности и в связи с этим полагает, что его насильственное уничтожение должно расцениваться как убийство (16,10).
В данных позициях, как видим, отсутствует четкое определение начала жизни, но они сходятся в одном: жизнь человека начинается в утробе матери.
В мировой практике данная позиция является не только гипотезой, но и имеет свое нормативное закрепление. Так, на проведенной в декабре 1996 года Сессии Совета Европы по биотике ученые пришли к выводу о том, что эмбрион является человеком уже на 14-ой неделе после зачатия. Учитывая данный факт, Конституции Словацкой (ст. 15), Чешской (ст.6) Республик, а также Ирландии (ст. 40) устанавливают обязательную охрану человеческой жизни еще до рождения. Поэтому логично полагать, что посягательство на жизнь плода должно оцениваться как посяга-
тельство на жизнь человека. Данная точка зрения не является новой. Начало человеческой жизни с момента зачатия признавалось еще древними. Церковь, признавая этот факт, рекомендовала женщинам, которым стало известно о своей беременности, не употреблять спиртного, чаще ходить в храм. И сейчас как православная, так и католическая церковь, отстаивает позицию, согласно которой жизнь человека начинается с момента зачатия (14, 155).
С точки зрения современной биологии и эмбриологии человек как биологический индивидуум формируется сразу же после слияния родительских половых клеток, когда образуется неповторимый набор генов.По биологической структуре и генетически эмбрион не тождественен материнскому женскому органу, так как он представляет собой человеческое существо, растущее в теле женщины. Современные исследования позволяют утверждать, что уже на 18-й день от зачатия у плода начинается сердцебиение, приходит в действие собственная система кровообращения и формируются основы нервной системы, а с 12-й недели беременности у плода функционируют все системы организма ( 12,12). Интересным является тот факт, что Коран - священная книга ислама не только признает живым существом ребенка в утробе матери, но и подробно описывает все физиологические процессы ребенка от зачатия до рождения (3). Более того, признавая этот факт, ислам, как и другие религии, защищает жизнь человека еще до рождения.
При изучении научной литературы по вопросу начала жизни можно прийти к такому выводу, что проблема начала жизни человека рассматривалась еще до возникновения ислама или даже христианства. Так, Халиков А. Г. на основе изучения гражданско-правовых норм зороастризма* в своей монографии «Правовая система зороастризма» приходит к тому выводу, что зороастризм (как и большинство других древних источников права) признает права ребенка и защищает человеческое существо, то есть жизнь человека, начиная с момента зачатия (19, 194-195).
* Зороастризм - религия, основанная в VIII или III в. до н.э. на территории нынешнего Ирана, Афганистана и Средней Азии и просуществовавшая до распространения ислама на этих территориях.Религия зороастризма продолжает существовать до сегодняшних дней.
Также согласно этому источнику аборт со стороны женщины (если он делался не по медицинским соображениям) запрещался. Если женщина делала аборт, ее наказывали как за умышленное убийство, более того, отец ребенка привлекался как соучастник убийства, если знал о намерении жены (19,193).
Таким образом, историко-правовой опыт наших предков свидетельствует о том, что начало жизни человека сводилось к моменту зачатия, и с этого момента жизнь человека защищалась нормами права. Большинство религий мира также ведут отчет начала жизни именно с момента зачатия. Практика законодательства некоторых стран, как было отмечено выше, приближена к этой позиции. Да и любая женщина, находящаяся в состоянии беременности, считает ребенка внутри себя живым существом, которое дышит (хотя и плацентным образом), двигается, имеет собственную систему кровообращения. Опрос общественного мнения, проведённый по заказу Общественной палаты агентством социальных технологий «Политех», показал, что 60% жителей России считают, что человеческая жизнь начинается с момента зачатия (13,4).
Исходя из исторического опыта, опираясь на достижения медицины и науки и практики развитых государств относительно начала жизни человека, с целью усовершенствования законодательства в области защиты жизни, полагаем целесообразным:
- считать начало жизни человека с шестимесячного срока беременности:
- в Уголовный кодекс Республики Таджикистан и Российской Федерации включить статью, защищающую право на жизнь плода, начиная с шестимесячного срока как самостоятельного субъекта права;
- при квалификации преступлений, если в результате нанесения умышленного вреда (независимо матерью ребенка или другими лицами) прекращается беременность женщины после шестимесячного срока, то данное деяние квалифицировать какубийст-во. Для этого надо внести определенные изменения в уголовное законодательство.
Данное положение закрепит право на жизнь как абсолютную ценность и будет способствовать формированию гуманного и
Также согласно этому источнику, аборт со стороны женщины (если он делался не по медицинским соображениям) запрещался. Если женщина делала аборт, ее наказывали как за умышленное убийство, более того, отец ребенка привлекался как соучастник убийства, если знал о намерении жены (19,193).
Таким образом, историко-правовой опыт наших предков свидетельствует о том, что начало жизни человека сводилось к моменту зачатия, и с этого момента жизнь человека защищалась нормами права. Большинство религий мира также ведут отчет начала жизни именно с момента зачатия. Практика законодательства некоторых стран, как было отмечено выше, приближена к этой позиции. Да и любая женщина, находящаяся в состоянии беременности, считает ребенка внутри себя живым существом, которое дышит (хотя и плацентным образом), двигается, имеет собственную систему кровообращения. Опрос общественного мнения, проведённый по заказу Общественной палаты агентством социальных технологий «Политех», показал, что 60% жителей России считают, что человеческая жизнь начинается с момента зачатия (13,4).
Исходя из исторического опыта, опираясь на достижения медицины и науки и практики развитых государств относительно начала жизни человека, с целью усовершенствования законодательства в области защиты жизни, полагаем целесообразным:
- считать начало жизни человека с шестимесячного срока беременности:
- в Уголовный кодекс Республики Таджикистан и Российской Федерации включить статью, защищающую право на жизнь плода, начиная с шестимесячного срока как самостоятельного субъекта права:
- при квалификации преступлений, если в результате нанесения умышленного вреда (независимо матерью ребенка или другими лицами) прекращается беременность женщины после шестимесячного срока, то данное деяние квалифицировать как убийство. Для этого надо внести определенные изменения в уголовное законодательство.
Данное положение закрепит право на жизнь как абсолютную ценность и будет способствовать формированию гуманного и
морально оправданного отношения к человеческой жизни в современном мире, а также позволит по-новому взглянуть на проблему искусственного прерывания беременности и право женщины на аборт. Человек является человеком с момента своего зачатия. Научные, философские знания и попросту здравый смысл предупреждают, что подобное отношение к этой актуальной проблеме, к ценности жизни может привести не только к падению человеческой личности, но и к массовому уничтожению огромного количества людей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бородин C.B. Преступления против жизни. СПб. : Юридический центр пресс, 2003
2. Бояров С. А. Проблемы определения начала жизни человека в уголовном праве —■// Российская Юстиция. 2005. № 3.
3. Коран. Сура «Толпы» аят 6; «Верующие», аят 14.
4. Красиков А. Н. Уголовно-правовая охрана прав и свобод человека в России. - Саратов, 1996
5. Линик Л. Н. Конституционное право на жизнь: введение в теорию. - Чебоксары, 2005
6. Набоков В. Д. Элементарный учебник русского уголовного права. Вып. 1. - СПб, 1903
7. Нуркаева Т. Н. Личные (гражданские) права и свободы человека и их охрана уголовно-правовыми средствами. - СПб: Юридический центр пресс, 2003
8. Пионтковский .А. А.. Курс советского уголовного права Т.5. -М.: Наука, 1971
9. Попов А. Н. Преступления против личности при смягчающих обстоятельствах. - СПб.: Изд-во. «Юридический центр пресс», 2001 10. Приказ министра здравоохранения Российской Федерации от 04 декабря 1992г. №318 и приложение к нему № 1 «Инструкция об определении критериев живорождения, мертворождения, перинатального периода»
11. Романовский Г. Б. Гносеология права на жизнь. Изд-во. «Юридический центр пресс», 2003
12. Романовский Г. Б. Право на жизнь. - Архангельск, 2002
13. Рубрика Общество, Сто Личность. //Аргументы и факты, 2012 г, № 8.(1633)
14. Сгречча Э., Тамбоне В. Биоэтика: Учебник. - М., 2002. - С. 155.
15. Тасаков C.B. Нравственные критерии определения начала жизни человека как объекта уголовно-правовой охраны // Актуальные проблемы экономики и права. - Казань: Познание, 2008, № 4 (8).
16. Точеный М. Д. Убийство либо причинение телесных повреждений при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление (ч.2 ст. 108 УКРФ, ч.2 ст. 114 УКРФ): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Самара, 2006
17. Уголовный кодекс Индии. - М., 1958
18. Фойницкий И. Я. Курс уголовного права. - СПб, 1901. - С. 18.
19. Халиков А. Г.. Правовая система зороастризма (древнее право). -Душанбе. - 2005
20. Шарапов Р. Начало уголовно-правовой охраны жизни человека: Опыт юридического анализа // Уголовное право. - 2005
21. Шаргородский М. Д. Преступления против жизни и здоровья. -М., 1948
Проблемы определения начала жизни человека: (уголовно-правовые аспекты)
А. Гайназаров
Ключевые слова: начало жизни, абсолютная ценность, проблемы теории, квалификация преступлений
Автор статьи в результате скрупулезного анализа разных точек зрения приходит к тому выводу, что начало жизни человека следует считать с шестимесячного срока беременности. Если в результате нанесения умышленного вреда (независимо матерью ребенка или другими) прекращается беременность после шестимесячного срока, то данное деяние должно быть квалифицировано как убийство.
The Problem Dealing with the Determination of Human Being's Life
Beginning
A. Gaynazarov
Key words: life beginning, absolute value, problems of theory, assessment of crime
On authority of the analysis of different viewpoints the author comes to the conclusion that the beginning of human being's life should be considered since the six months term of pregnancy. If the latter is interrupted after this term being the consequence of inflicted damage the act committed is bound to be qualified as murder Hereby, for the court it makes no difference who killed a child, its mother or other persons; responsibility rests on any individual.