УДК 343.2
C.B. ТАСАКОВ,
начальник юридического отдела, кандидат юридических наук, доцент
Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова
НРАВСТВЕННЫЕ КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЧАЛА ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА КАК ОБЪЕКТА УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ
В статье исследуются дискуссионные вопросы, относящиеся к определению начала жизни человека с позиции положений различных наук, норм Конституции России и зарубежного уголовного законодательства. Обосновываются позиции о законодательной регламентации статуса эмбриона и установлении ответственности за посягательства на жизнь эмбриона.
Наиболее сложным и дискуссионным является вопрос определения начала жизни, имеющий определяющее значение в уголовно-правовом аспекте защиты его жизни. Проблема жизни человека изучается представителями различных наук - генетики, физиологии, психологии, социологии, философии, медицины, юриспруденции. Такой разносторонний подход до сих пор не привел к единому пониманию данного вопроса. Да и ни одна из наук не располагает возможностью дать всеобъемлющую характеристику жизни человека.
Как справедливо отмечает А.Н. Головисти-кова, любая из наук есть своего рода определенная абстракция, оперирующая лишь необходимыми инструментами и гранями явлений, и только в таком виде они пригодны для использования в пределах одной науки [1].
Конституция РФ, провозгласив в ст. 20 право на жизнь в качестве приоритетных прав человека, не раскрывает его содержание. Она больше внимания уделяет гарантиям реализации этого естественного и неотчуждаемого права. Если же исходить из текстуального содержания ст. 17 Конституции РФ, которая провозгласила, что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения», то следует согласиться, что правом на жизнь человек обладает с момента рождения [2].
Следует согласиться с точкой зрения М.П. Авдеенковой и Ю.А. Дмитриева, которые обоснованно считают, что право на жизнь включает в себя правомочия не только сохранять свою жизнь и требовать от иных субъектов права не нарушать право на жизнь, но и правомочие распоряжаться своей жизнью в любых формах, не представляющих опасность для окружающих [3]. Однако реализация данного права сопровождается множеством дискуссионных вопросов и, в первую очередь, моментом возникновения такого права.
В последнее время получает все большее распространение точка зрения, согласно которой человеческая жизнь начинается с момента зачатия, а аборт представляет собой не просто прерывание беременности, а преднамеренное убийство. В частности, Л.Н. Линик полагает, что по смыслу Конституции РФ начало жизни должно устанавливаться с момента зачатия [4]. Данная точка зрения не является новой. Начало человеческой жизни с момента зачатия признавалось еще древними. Церковь рекомендовала женщинам, которым стало известно о своей беременности, не употреблять спиртного, чаще ходить в храм. И сейчас как православная, так и католическая церковь отстаивают позицию, согласно которой жизнь начинается с момента зачатия [5].
С точки зрения современной биологии и эмбриологии, человек как биологический индивидуум формируется сразу же после слияния родительских половых клеток, когда образуется неповторимый набор генов. По биологической структуре и генетически эмбрион не тождественен материнскому женскому органу, так как он представляет собой человеческое существо, растущее в теле женщины.
Нельзя уравнивать жизнь эмбриона и жизнь родившегося человека. Безусловно, эмбрион человека - свидетельство зарождения новой жизни, но пока человек не родился, можно вести речь о жизни именно эмбриона. Даже в рамках медицины делается различие между внутриутробной жизнью, возникновение которой отождествляется с моментом зачатия, и внеут-робной, когда новорожденный начинает существовать автономно [6]. Однако жизнь эмбриона должна стать объектом уголовно-правовой охраны при условии введения в уголовный закон соответствующих норм. Как справедливо отмечает Г.Б. Романовский, отрицание человеческого статуса у эмбриона приводит к безграничности возможных манипуляций над ним, когда происходит нивелирование личности в человечестве в целом [7].
Так, на сессии Совета Европы по биоэтике в декабре 1996 г. некоторые ученые утверждали, что эмбрион является человеком уже на 14-й день после зачатия, приводя конкретные факты уникальных операций по спасению детей, находящихся еще в утробе матери. В австрийском городе Линце хирурги провели уникальную операцию по спасению жизни девочки, которой предстояло появиться на свет только через 13 недель.
Современные исследования позволяют утверждать, что уже на 18-й день от зачатия у плода начинается сердцебиение, приходит в действие собственная система кровообращения и формируются основы нервной системы, а с 12-й недели беременности у плода функционируют все системы организма [8; 9].
В настоящее время благодаря достижениям в области реанимации и интенсивной терапии выживают и дети, родившиеся до 28 недель, в
то время, когда нормальная беременность длится 40 недель. В ноябре 2007 г. 21-летняя студентка из Иркутска Н. Лихушко родила девочку на 23 неделе беременности весом в 300 грамм и 26 сантиметров длиной. При этом девочка оказалась полностью жизнеспособной [10].
Британский телеканал Channel 4 в 30-минутном документальном фильме «Мой зародыш» в апреле 2004 г. показал полную видеозапись аборта и его жертвы - мертвого эмбриона.
В США тем временем набирает новые обороты кампания против абортов. В статье 4 Американской конвенции прав человека декларируется, что жизнь начинается в момент зачатия. А недавно Президент США Джордж Буш подписал «Акт о защите нерожденных жертв насилия», в котором зародыш признается человеком и имеет такие же права, как и новорожденный.
В соответствии с § 125.00 УК штата Нью-Йорк убийством считается причинение смерти еще не родившемуся ребенку, если беременность женщины составляет более 24 недель. И действительно, плод в утробе матери имеет все признаки жизни, кроме того, что он не живет самостоятельной жизнью, являясь частью организма матери. В УК штата Иллинойс (ст. 5/9-2.1) убийством считается умерщвление неродившегося жизнеспособного ребенка, а не плода, еще не способного жить вне чрева матери. По российскому же уголовному законодательству субъективные права возникают лишь у реально существующего субъекта. Однако, по мнению А.Н. Попова, человеческая жизнь начинается с момента зачатия [11].
В Ирландии, где аборты запрещены, за исключением тех случаев, когда жизни женщины объективно угрожает опасность, государство признает право на жизнь нерожденного [12]. Согласно ст. 15 Конституции Словацкой Республики человеческая жизнь достойна охраны еще до рождения [13].
С биологической точки зрения, оплодотворенная яйцеклетка, несомненно, является живой субстанцией. Однако плод становится жизнеспособным именно с момента родов, которые свидетельствуют о том, что плод созрел для внеутробной жизни.
В российской уголовно-правовой науке существуют различные точки зрения о моменте начала жизни. Причем многие из них быии высказаны еще в начале прошлого века. Так, И.Я. Фойницкий началом жизни считал момент, когда ребенок «отделился от чрева матери» и «начало дыхательного процесса» [14]. В.Д. Набоков под началом жизни понимал появление из утробы матери какой-либо части тела ребенка [15].
М.Д. Шаргородский связывал начало жизни с началом дыхания и моментом отделения пуповины [16]. По мнению A.A. Пионтковско-го, основным критерием начала жизни является начало родов [17], что, на взгляд автора статьи, справедливо, так как начало физиологических родов свидетельствует о возможности ребенка существовать самостоятельно. Только родившийся человек способен совершать юридически значимые действия, то есть вовлекаться в сферу правоотношений.
В современной уголовно-правовой доктрине данное мнение поддержано Н.К. Семерне-вой и Е.О. Маляевой.
Так, например, Н.К. Семернева ссылается на мнение медицинских работников, которые рассматривают роды как процесс, начинающийся прорезыванием головки ребенка, выходящего из утробы матери, и заканчивающийся отделением ребенка от тела и первым самостоятельным вздохом [18].
Е.О. Маляева, напротив, не связывает начало жизни с первым вздохом, определяя начало жизни человека с момента физиологических родов [19].
С. Бояров связывает начало жизни с момента появления из организма женщины части тела младенца, имеющего сердцебиение, отмечая, что наличие или отсутствие дыхания может не определять первые моменты жизни. Сердцебиение же определяется задолго до рождения [20].
Т.Н. Нуркаева полагает, что пока ребенок не подал признаков жизни, свидетельствующих о возможности его самостоятельного существования вне утробы матери, нельзя однозначно сказать, что всегда рождается живой ребенок [21].
В американской судебной практике родившимся живым ребенком признается ребенок,
иолностью вышедший из чрева матери и обладающий независимой системой кровообращения [22].
Однако в настоящее время, в связи со стремительным развитием медицины, генной инженерии и различных биомедицинских отраслей знаний иоявляются и иные, отличные от вышеуказанных точки зрения. Так, наиример, Р. Шараиов начало жизни человека связывает с началом жизни мозга, то есть с иоявлением оформившейся массы мозговых клеток, делающих илод жизнесиособным. Мозг же формируется к 5 месяцу беременности [23, с. 75].
Данная точка зрения иоддерживается и другими авторами, которые отмечают, что иоведе-ние илода в этот иериод дает основание считать его человеком и встречаются случаи, когда дети, рожденные на этом сроке беременности, выживали [24; 25].
По мнению автора статьи, названные исследователи отождествляют жизнь человека и жизнь илода, которая, безусловно, возникает еще в утробе матери. Плод же становится сиособ-ным для внеутробной жизни именно с момента начала родов и только в этом случае можно говорить о начале жизни человека.
Учитывая, что аборт ири беременности свыше 22 недель доиускается лишь ио медицинским иоказателям, его ироизводство в отсутствие соответствующих иоказаний, является, безусловно, глубоко безнравственным иостуиком и должен влечь суровое наказание. Однако расценивать его в качестве убийства, как иредла-гает Р. Шараиов [23, с. 76], на взгляд автора, было бы ошибочным.
М.Д. Точеный утверждает, что илод сиосо-бен к самостоятельному внеутробному существованию через 6,5-8 месяцев беременности и в связи с этим иолагает, что его насильственное уничтожение должно расцениваться как убийство [26], с чем нельзя согласиться.
Неириемлемой является и научная иозиция ио рассматриваемому воиросу Н.В. Ухановой, которая сравнивает женщину, сделавшую аборт, с иалачом, несущим смерть. Для нее гуманней оставить ребенка на иоиечение государства, даже если беременность возникла в результате
изнасилования, чем сделать аборт на ранней стадии беременности [27]. Вряд ли такое сравнение нравственно оправданно в отношении женщин, для которых беременность оказалась нежелательной в силу изменения социальных условий и т.п. А если беременность оказалась случайной? Да и нравственно ли обрекать будущего ребенка на жизнь без любящих родителей? Запрет же искусственного прерывания беременности неизменно приведет к росту криминальных абортов.
Следует обратить внимание на то, что убийство женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, в соответствии с п. «г» ст. 105 УК РФ признается квалифицирующим обстоятельством, в то время как жизнь плода уголовно-правовой охране не подлежит. Вряд ли такое положение вещей с точки зрения норм нравственности можно признать удовлетворительным.
Рассматривая данный вопрос, Н.С. Таган-цев справедливо обратил внимание на то, что изгнание плода можно было бы считать убийством только при наличии гарантий его жизнеспособности. Поскольку таких гарантий в данном случае нет, нет и убийства [28]. На взгляд автора, в УК РФ необходимо включить норму, разграничивающую аборт и убийство при рождении ребенка. Это прервало бы затянувшийся спор в доктрине уголовного права. Так, в УК Индии предусмотрено, что «причинение смерти живому ребенку в утробе матери не является убийством. Но причинение смерти живому ребенку, если какая-либо его часть появилась из утробы, хотя бы ребенок и не начал дышать или не полностью родился, может рассматриваться как убийство» [29].
В июле 2004 г. Европейский суд по правам человека в Страсбурге вынес решение, в соответствии с которым аборт не считается убийством новорожденного человека, а является просто операцией [30].
Подводя итог сказанному, автор делает следующие выводы.
1. Началом человеческой жизни следует считать момент появления в процессе родов какой-либо части тела ребенка вне утробы ма-
тери, ибо этот объективный признак является наиболее легко распознаваемым и четким критерием для отграничения убийства новорожденного ребенка от аборта. Начало родов указывает, несомненно, на то, что плод достаточно созрел для самостоятельной внеутробной жизни и начался естественный процесс разъединения взаимосвязи внутриутробного функционирования организма ребенка с организмом матери.
Россия, как и большинство государств, не признает права на жизнь за неродившимся плодом и эмбрионом. Такое право возникает у ребенка с момента его рождения, что, на взгляд автора, справедливо и нравственно обоснованно.
2. Целесообразно законодательно регламентировать правовой статус эмбриона и отграничить посягательства на жизнь эмбриона от аборта и убийства. Учитывая вышеизложенное, нельзя приравнивать аборт к посягательству на жизнь эмбриона, равно как и к убийству.
Список литературы
1. Головистикова А.Н. Философское содержание категории «жизнь» и ее реализация в праве // Государство и право. - 2005. - № 6. - С. 30.
2. Конституция РФ. - М.: ЦИК РФ, 1993.
3. Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. Право на физическую свободу // Государство и право. - 2005. - № 3. -С. 13-22.
4. Линик Л.Н. Конституционное право на жизнь: введение в теорию. - Чебоксары, 2005. - С. 23.
5. Сгречча Э., Тамбоне В. Биоэтика: учебник. - М., 2002. - С. 155.
6. Шарапов Р.Д. Физическое насилие в уголовном праве. - СПб., 2001. - С. 183.
7. Романовский Г.Б. Юридическое определение момента возникновения права на жизнь // Государство и право. - 2007. - № 11. - С. 77.
8. Медведева И., Шишова Т. Безмолвный крик // Советская Россия. - 2000. - 5 сентября.
9. Романовский Г.Б. Право на жизнь. - Архангельск, 2002. - С. 12.
10. Врачи спасают жизнь 300-граммовой девочке // Комсомольская правда. - 2007. - 15-22 ноября.
11. Попов А.Н. Преступления против личности при смягчающих обстоятельствах. - СПб., 2001. - С. 27.
12. Constitution of Ireland. - Dublin, 1990.
13. Конституция Словацкой Республики от 1 сентября 1992 г. - Прага, 1992.
14. Фойницкий И.Я. Курс уголовного права. - СПб, 1901. - С. 18.
15. Набоков В.Д. Элементарный учебник русского уголовного права. Вып. 1. - СПб., 1903. - С. 5.
16. Шаргородский М.Д. Преступления против жизни и здоровья. - М., 1948. - С. 59.
17. Курс советского уголовного права / под ред. A.A. Пионтковского. Т. 5. - М.: Наука, 1971. - С. 22.
18. Новое уголовное право России: учеб. пособие. Особ. часть. - М., 1999. - С. 28.
19. Научно-практический комментарий к УК РФ / под ред. П.И. Панченко. Т. 1. - М., 1996. - С. 37.
20. Бояров С. Определение начала жизни человека в уголовном праве // Уголовное право. - 2004. - № 12. -С. 13-14.
21. Нуркаева Т.Н. Личные (гражданские) права и свободы человека и их охрана уголовно-правовыми средствами. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. - С. 103-104.
22. Никифоров Б.С., Решетников Ф.М. Современное американское уголовное право. - М., 1990. - С. 108.
23. Шарапов Р. Начало уголовно-правовой охраны жизни человека: опыт юридического анализа // Уголовное право. - 2005. - № 1.
24. Краснопольская И., Соколова И. Убийство по диагнозу // Российская газета. - 2002. - 30 августа. - С. 7.
25. Лаговский В. Дети в утробе зевают, улыбаются и плачут // Комсомольская правда. - 2004. - 2 июля.
26. Точеный М.Д. Убийство либо причинение телесных повреждений при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление (ч. 2 ст. 108 УК РФ, ч. 2 ст. 114 УК РФ): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Самара, 2006. - С. 10.
27. Уханова Н.В. Право на жизнь нерожденного человека: кто его зашитит? // «Черные дыры» в Российском законодательстве. - 2006. - № 2. - С. 169.
28. Таганцев Н.С. О преступлениях против жизни. -СПб., 1870. - Т. 1. - С. 21-24.
29. Уголовный кодекс Индии. - М., 1958. - С. 151.
30. URL: http://medmoskva.ru/news/09587759.html
В редакцию материал поступил 15.11.08.
Ключевые слова: право на жизнь, объект убийства, человеческая жизнь, начало жизни.