УдК 616.314:656.2.071.2.071.6-052
проблемы оказания стоматологической помощи работникам локомотивных бригад
Л. Е. Леонова, М. В. Каменских
Пермская государственная медицинская академия им. ак. Е. А. Вагнера, г. Пермь
Машинисты и помощники машинистов локомотивов — основные железнодорожные профессии, от их работы зависит объем грузоперевозок и безопасность движения железнодорожного транспорта [1, 5]. В связи с этим уделяется обоснованное внимание организации медицинской помощи работникам данной категории с целью сохранения высокого уровня их здоровья. Стоматологическая помощь относится к наиболее массовым видам специализированной медицинской помощи. Доля стоматологической заболеваемости в структуре общей заболеваемости составляет 20—25% [4]. Наличие существенных особенностей в распространенности и структуре стоматологической патологии у работающих на железнодорожном транспорте оказывает влияние на организацию ведомственной стоматологической службы и формирование стоматологического здоровья работающих. Учитывая взаимосвязь общего состояния организма и заболеваний полости рта, для определения факторов риска развития общесоматической патологии, планирования комплекса профилактических мероприятий, рациональной и правильной организации медицинской помощи работникам локомотивных бригад важное значение имеет анализ стоматологической заболеваемости, а также оценка состояния стоматологической помощи и профилактики стоматологических заболеваний у данного контингента работников.
Цель работы — изучение стоматологической заболеваемости и анализ структуры
оказания стоматологической помощи работникам локомотивных бригад Свердловской железной дороги.
Материалы и методы
ИССЛЕДОВАНИЯ
Проведено комплексное стоматологическое обследование 620 работников (мужчин в возрасте от 25 до 54 лет) локомотивного депо Свердловск-Пассажирский со стажем работы по профессии от 5 до 33 лет. Обследование проводилось на пункте предрейсо-вого медицинского осмотра локомотивного депо Свердловск-Пассажирский. Результаты исследования регистрировались в специально разработанной карте стоматологического обследования. По величине индекса КПУ оценена интенсивность кариеса, а по значениям компонентов индекса определена нуждаемость в лечении зубов [3]. Уровень стоматологической помощи оценивался с помощью индекса УСП (Леус П. А., 1987). Индивидуальная гигиена полости рта обследуемых оценивалась с использованием упрощенного индекса гигиены полости рта ИГР-У (Green I. G., Vermillion I. R., 1964). Для определения состояния пародонта использовался индекс, рекомендуемый ВОЗ для эпидемиологических исследований — CPITN (ВОЗ, 1977) [2].
С целью анализа объемов и структуры оказания стоматологической помощи работникам локомотивных бригад Свердловской железной дороги проведена выкопировка
данных из амбулаторных стоматологических карт работников за 5 лет. В качестве материала для выкопировки использовалась «Амбулаторная карта стоматологического больного» (форма 043/у). данный этап исследования осуществлялся на базе НУЗ «дорожная стоматологическая поликлиника на ст. Свердловск-Сортировочный». Изучено 477 амбулаторных карт пациентов в возрасте от 20 до 59 лет включительно.
Результаты и их обсуждение
Распространенность кариеса и заболеваний пародонта у обследованных составила 100%. Интенсивность кариеса и компоненты индекса КПУ были различными в зависимости от возраста и стажа работы. Среднее значение индекса КПУ в когорте обследованных составило 13,4±0,54 («высокий» уровень со-
гласно рекомендациям ВОЗ). В структуре индекса компонент «К» составил 4,45±0,37, компонент «П» — 4,77±0,14, компонент «У» — 4,19±0,27. Величина индекса изменялась с возрастом. У обследованных работников локомотивных бригад в возрасте 20—29 лет индекс КПУ составил в среднем 7,7±1,19, что, по данным ВОЗ, соответствует «среднему» уровню КПУ (табл. 1), а в возрастной группе 50—59 лет достигает в среднем 16,0±2,34, что соответствует «высокому» уровню. При анализе интенсивности кариеса зубов работников локомотивных бригад в зависимости от стажа работы определяется следующая закономерность: с увеличением стажа работы значение индекса КПУ увеличивается от 8,55±1,35 у работников со стажем работы 0—9 лет, достигая максимума у работников со стажем работы 20—29 лет — 17,0±1,74 («очень высокий» уровень КПУ) (табл. 2).
Таблица 1
Интенсивность кариеса зубов среди работников локомотивных бригад в различных возрастных группах
Возраст (в годах) Число наблюдений (%) Значение и структура показателя интенсивности кариеса зубов
КПУ К П У
20-29 32,3 7,7±1,19 3,2±0,9 3,3±0,99 1,2±0,31
30-39 12,9 18,0±1,8 6,25±2,07 6,75±2,09 5,0±0,94
40-49 38,7 15,59±1,43 5,0±1,13 5,17±1,5 5,42±1,43
50-59 16,1 16,0±2,34 4,2±0,44 5,2±0,64 6,6±2,69
Таблица 2
Интенсивность кариеса зубов среди работников локомотивных бригад в зависимости от стажа работы
Стаж работы (в годах) Число наблюдений (%) Значение и структура показателя интенсивности кариеса зубов
КПУ К П У
0-9 35,5 8,55±1,35 4,0±1,12 3,0±0,95 1,55±0,42
10-19 22,6 16,43±1,69 4,0±0,97 6,86±1,4 5,57±1,54
20-29 32,3 17,0±1,74 4,3±1,0 6,1±1,62 6,6±2,3
30-39 9,7 12,34±1,78 7,67±1,5 2,0±0,94 2,67±0,72
В целом, хороший уровень гигиены полости рта выявлен не был. У 22,58% обследованных выявлен средний уровень гигиены полости рта, у 22,58% — плохой, очень плохой уровень гигиены определен у 54,84% работников.
Анализируя состояние пародонта по данным индекса СР1ТО, установили, что обучение индивидуальной гигиене полости рта необходимо 32,26% обследованных, 35,48% работников требуется проведение профессиональной гигиены полости рта, 19,35% обследованных, помимо профессиональной гигиены, необходим кюретаж пародонталь-ных карманов и 12,9% нуждаются в комплексном пародонтологическом, хирургическом и ортопедическом лечении. В структуре индекса СРТО у обследованных преобладали секстанты с кровоточивостью десны и зубным камнем, их распространенность составила 40,34% и 32,39% соответственно. Определено только 10,8% секстантов с интактным здоровым пародонтом. Из 620 обследованных ни один не имел все 6 здоровых секстантов. В то же время у 83,9% не было ни одного здорового секстанта. Таким образом, у всех обследованных выявлена патология паро-донта воспалительного характера.
Уровень стоматологической помощи определяет качество стоматологического обслуживания населения. Наше исследование показало, что уровень стоматологической помощи работникам локомотивных бригад недостаточный во всех возрастных группах (среднее значение индекса УСП=44%). С возрастом уровень стоматологической помощи снижается. Наиболее низкие показатели уровня стоматологической помощи у работников со стажем работы 30—39 лет: 33,3% обследованных в этой группе имеют плохой уровень стоматологической помощи, 66,7% — недостаточный (рис. 1).
По результатам выкопировки, в 47,17% стоматологических карт не заполнена зубная формула, только в 3,14% карт указан индекс КПУ. При анализе зубной формулы у 44,05%
Ь Р Е Ш
_. Г ■ _
Рис. 1. Уровень стоматологической помощи работникам локомотивных бригад в зависимости от стажа работы
пациентов определен очень высокий уровень интенсивности кариеса, у 17,86% — высокий уровень, у 33,33% — средний и у 4,76% — низкий уровень интенсивности кариеса. У 42,77% работников определяется частичная адентия. При этом ортопедические конструкции имеются только у 20,75% пациентов.
Оценить характер окклюзии не удалось в связи с тем, что данный пункт в амбулаторных картах стоматологического больного заполнялся врачами в 12,58% случаев. Это говорит либо о недооценке врачами возможности влияния патологии прикуса на развитие стоматологических заболеваний, либо о недостаточности знаний в этой области.
При анализе структуры обращаемости работников локомотивных бригад за стоматологической помощью выявлено, что 63,52% работников обращаются к стоматологу для лечения кариеса и его осложнений, 54,72% — с целью удаления зубов, 8,18% — с целью протезирования, 5,03% — с целью лечения заболеваний пародонта и 5,03% — с профилактической целью; по поводу заболевания слизистой оболочки полости рта обращалось 0,63% пациентов. Неутешителен тот факт, что 31,45% работников обращались в стоматологическую поликлинику только один раз и только по причине острой боли (рис. 2).
При изучении медицинской документации выявлено, что индекс гигиены полости рта Грина — Вермиллиона определялся только у 4,4% пациентов, из них у 28,57% был зафиксирован удовлетворительный, а у 71,43% — неудовлетворительный уровень гигиены полости рта.
Рис. 2. Структура обращаемости за стоматологической помощью по данным выкопировки
Только 8,18% работников локомотивных бригад посещали кабинет гигиены. Лечение заболеваний пародонта проводилось 5,03% пациентов. Это явно не соответствует потребности в лечении заболеваний пародонта пациентов, выявленной нами в результате обследования работников локомотивного депо. Курс лечения проведен и закончен с переводом заболевания в стадию ремиссии у 1,26% пациентов, курс лечения проведен и закончен с незначительными улучшениями у 1,89% пациентов, курс лечения заболевания пародонта проведен частично у 5,66% пациентов и в 91,19% курс лечения не проводился. На диспансерном наблюдении с заболеванием пародонта, по данным стоматологических карт, находится 1,26% пациентов.
Вывод
Таким образом, в результате проведенного обследования у всех работников выявлены высокая распространенность кариеса и заболеваний пародонта, неудовлетворительная гигиена полости рта, а также недостаточный уровень стоматологической помощи. В результате анализа выкопировки из амбулаторных карт работников локомотивных депо у большинства работников определен высокий и очень высокий уровень интенсив-
ности кариеса. Почти у половины обследованных определяется частичная адентия, при этом только у 20% имеются ортопедические конструкции. В структуре обращаемости за стоматологической помощью первое место принадлежит терапевтическому приему, второе — хирургическому. 30% работников локомотивных бригад обращаются в стоматологическую поликлинику однократно и только по причине острой боли. Это может быть связано с низким уровнем гигиенического воспитания работников локомотивных бригад и отсутствием знаний о стоматологических заболеваниях.
данные проведенного исследования свидетельствуют о необходимости реформирования стоматологической службы ОАО «рЖд» с целью повышения ее эффективности, а также разработки комплекса профилактических мероприятий для снижения уровня распространенности кариеса зубов и заболеваний пародонта среди работников локомотивных бригад.
Библиографический список
1. Вильк М. Ф. Медицинское обеспечение безопасности движения поездов/М. Ф. Вильк, А. З. Цфасман.— М.: Медицина, 2002.— 294 с.
2. Иванов В. С. Заболевания пародонта/ В. С. Иванов— М.: Медицина, 2001.- 294 с.
3. Кузьмина Э. М. Профилактика стоматологических заболеваний: учеб., пособие/ Э. М. Кузьмина— М.: Поли Медиа Пресс, 2001.- 216 с.
4. Леонтьев В. К. Оценка основных направлений развития стоматологии/ В. К. Леонтьев, Т. В. Шестаков, В. Ф. Воронин— М.: Медицинская книга, 2003— 280 с.
5. Руководство по железнодорожной медицине. Т. 1/В. М. Сибилев, Ю. Н. Коршунов, А. З. Цфасман и др.— М.: Медицина, 1990.— 280 с.
L. E. Leonova, M. V. Kamenskikh
PROBLEMS OF RENDERING A DENTAL HEALTH SERVICE TO TRAIN CREWS
Complex dental examination of 620 workers of locomotive depot Sverdlovsk-Passa-zhirskiy was performed. As a result of investigation, a 100% prevalence of dental caries and
periodontal diseases, unsatisfactory oral hygiene and low level of dental health service was detected. To assay volumes and structure of rendering dental health service to workers of locomotive crews, the data taken from 477 medical cards were copied. In the majority of workers high and very high level of caries intensity was revealed. In the structure of dental aid appealability the first place belongs to therapeutic reception of patients, the second — to surgical one. 30% of locomotive crew workers address to dental clinic once and for acute pain only.
Keywords: locomotive crew workers, prevalence and intensity of caries, level of dental health service, dental aid appealability.
Контактная информация: Каменских Мария Владимировна, аспирант кафедры стоматологии ФПК и ППС Пермской государственной медицинской академии им. ак. Е. А. Вагнера, 614000, г. Пермь, ул. Петропавловская, 30, тел. 8 (342) 212-16-98
Материал поступил в редакцию 01.09.2009