Научная статья на тему 'Обоснование программы профилактики стоматологических заболеваний работников локомотивных бригад'

Обоснование программы профилактики стоматологических заболеваний работников локомотивных бригад Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
128
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Леонова Людмила Евгеньевна, Каменских Мария Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обоснование программы профилактики стоматологических заболеваний работников локомотивных бригад»

СОЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА

УДК 616.314:656.2.071.2.071.6-052

ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ РАБОТНИКОВ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД

Л. Е. Леонова, М. В. Каменских

Пермская государственная медицинская академия им. ак. Е. А. Вагнера, г. Пермь

В работе представлены данные по стоматологической заболеваемости работников локомотивных бригад Свердловской железной дороги. В результате проведенного обследования у всех работников выявлены высокая распространенность кариеса и заболеваний пародонта, неудовлетворительная гигиена полости рта, а также недостаточный уровень стоматологической помощи. Опираясь на результаты исследования, были определены основные направления комплексной программы профилактических мероприятий работникам локомотивных бригад.

Ключевые слова: стоматологическая заболеваемость, профилактика стоматологических заболеваний.

ВВЕДЕНИЕ

Машинисты и помощники машинистов локомотивов — основные железнодорожные профессии, от их работы зависят объем грузоперевозок и безопасность движения железнодорожного транспорта [1]. В связи с этим уделяется обоснованное внимание организации медицинской помощи работникам данной категории с целью сохранения высокого уровня их здоровья. Стоматологическая помощь относится к наиболее массовым видам специализированной медицинской помощи. Доля стоматологической заболеваемости в структуре общей заболеваемости составляет 20—25% [5]. Наличие существенных особенностей в распространенности и структуре стоматологической патологии у работающих на железнодорожном транспорте оказывает влияние на организацию ведом-

ственной стоматологической службы и формирование стоматологического здоровья работающих.

Цель исследования — изучение стоматологической заболеваемости работников локомотивных бригад Свердловской железной дороги.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Проведено комплексное стоматологическое обследование 620 работников (мужчин в возрасте от 25 до 54 лет) локомотивного депо Свердловск-Пассажирский со стажем работы по профессии от 5 до 33 лет. Результаты исследования регистрировались в специально разработанной карте стоматологического обследования. По величине индекса КПУ (число кариозных,

Пермский медицинский журнал

2011 том XXVIII № 1

пломбированных и удаленных зубов) оценена интенсивность кариеса, а по значениям компонентов индекса определена нуждаемость в лечении зубов [3]. Уровень стоматологической помощи оценивался с помощью индекса УСП (Леус П. А., 1987). Индивидуальная гигиена полости рта обследуемых оценивалась с использованием упрощенного индекса гигиены полости рта ИГР-У (Green I. G., Vermillion I. R., 1964). Для определения состояния пародонта использовался индекс, рекомендуемый ВОЗ для эпидемиологических исследований, — CPITN (ВОЗ, 1977) [2].

Результаты и их обсуждение

Распространенность кариеса и заболеваний пародонта у обследованных составила 100%. Интенсивность кариеса и компоненты индекса КПУ были различными в зависимости от возраста и стажа работы. Среднее значение индекса КПУ в когорте обследованных составило 13,4±0,54 (высокий уровень согласно рекомендациям ВОЗ). В структуре индекса компонент «К» составил 4,45±0,37, компонент «П» — 4,77±0,14, компонент «У» — 4,19±0,27. Величина индекса изменялась с возрастом. У обследованных работников локомотивных бригад в возрасте до 29 лет индекс КПУ составил в среднем 7,7±1,19, что, по данным ВОЗ, соответствует среднему уровню КПУ, а в возрастной группе старше 50 лет достигает в среднем 16,0±2,34, что соответствует высокому уровню. При анализе интенсивности кариеса зубов работников локомотивных бригад в зависимости от стажа работы определяется следующая закономерность: с увеличением стажа работы значение индекса КПУ увеличивается от 8,55±1,35 у работников со стажем работы до 9 лет, достигая максимума у работ-

ников со стажем работы до 29 лет — КПУ=17,0±1,74 (очень высокий уровень КПУ).

Интенсивность кариеса зубов у работников локомотивных бригад достоверно превышает интенсивность кариеса у жителей г. Екатеринбурга [4]. Так, значение индекса КПУ у жителей Екатеринбурга в возрасте 35— 44 лет составляет 15,0, а у работников локомотивных бригад той же возрастной группы — 16,8 (р<0,05). Наибольшее различие наблюдается в количестве кариозных зубов: у работников локомотивных бригад компонент «К» имел значение 5,63, у жителей г. Екатеринбурга — 3,71.

В целом хороший уровень гигиены полости рта выявлен не был. У 22,58% обследованных определили средний уровень гигиены полости рта, у 22,58% — плохой, очень плохой уровень гигиены установлен у 54,84% работников.

Анализируя состояние пародонта по данным индекса СР1ТО, установили, что обучение индивидуальной гигиене полости рта необходимо 32,26% обследованных, 35,48% работников требуется проведение профессиональной гигиены полости рта, 19,35% обследованных, помимо профессиональной гигиены, необходим кюретаж паро-донтальных карманов и 12,9% нуждаются в комплексном пародонтологическом, хирургическом и ортопедическом лечении. В структуре индекса СР1ТО у обследованных преобладали секстанты с кровоточивостью десны и зубным камнем, их распространенность составила: 40,34% и 32,39% соответственно. Определено только 10,8% секстантов с интактным здоровым пародонтом. Из 620 обследованных ни один не имел все 6 здоровых секстантов. В то же время у 83,9% не было ни одного здорового секстанта. Таким образом, у всех обследованных выяв-

СОЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА

лена патология пародонта воспалительного характера.

Уровень стоматологической помощи определяет качество стоматологического обслуживания населения. Наше исследование показало, что уровень стоматологической помощи работникам локомотивных бригад недостаточный во всех возрастных группах (среднее значение индекса УСП=44%). С возрастом уровень стоматологической помощи снижается. Наиболее низкие показатели уровня стоматологической помощи у работников со стажем работы 30—39 лет: 33,3% обследованных в этой группе имеют плохой уровень стоматологической помощи, 66,7% — недостаточный.

74,2% работников нуждаются в протезировании, что значительно превышает среднее значение потребности в протезировании среди жителей г. Екатеринбурга, составляющее 38% [4]. При этом у 61,29% обследованных работников отсутствуют ортопедические конструкции в полости рта, у 22,58% работников имеются одиночные коронки, у 6,45% — мостовидные протезы, у 3,23% — частичные съемные протезы, у 6,45% работников — съемные и несъемные ортопедические конструкции.

Таким образом, в результате проведенного обследования у всех работников выявлены высокая распространенность кариеса и заболеваний пародонта, неудовлетворительная гигиена полости рта, а также недостаточный уровень стоматологической помощи. Полученные данные свидетельствуют о необходимости разработки комплекса профилактических мероприятий для снижения уровня распространенности кариеса зубов и заболеваний пародонта среди работников локомотивных бригад.

Опираясь на результаты исследования, были определены основные направления комплексной программы профилактических

мероприятий работникам локомотивных бригад, которая включает:

1. Мотивационно-гигиенические и образовательные мероприятия:

— проведение лекций, семинаров, организация школ стоматологического здоровья.

2. Традиционные стоматологические профилактические мероприятия:

— устранение местных индивидуальных факторов риска основных стоматологических заболеваний (замена некачественных пломб и ортопедических конструкций, избирательное пришлифовывание зубов), вредных привычек;

— профессиональная гигиена полости рта с применением противовоспалительных препаратов, обучение гигиене полости рта, подбор средств индивидуальной гигиены, контролируемая чистка зубов;

— реминерализующая терапия;

— диспансерное наблюдение работников, профилактические осмотры 2—4 раза в год;

— назначение приема витаминно-мине-ральных комплексов по показаниям;

— санация полости рта;

— комплексные курсы лечения заболеваний пародонта;

— рациональное и своевременное протезирование.

3. Организационные мероприятия:

— организация на рабочих местах, в бригадных домах мест для проведения индивидуальных гигиенических мероприятий.

Внедрение программы профилактики позволит повысить уровень стоматологического здоровья работников локомотивных бригад и, как следствие, снизить общую заболеваемость и повысить эффективность труда работников. Экономическая целесообразность программы будет заключаться в уменьшении финансовых затрат на стоматологическое лечение за счет повышения гигиени-

Пермский медицинский журнал

2011 том XXVIII № 1

ческой грамотности работников и мотивации к профилактике стоматологических заболеваний.

Библиографический список

1. Вильк М. Ф. Медицинское обеспечение безопасности движения поездов/М. Ф. Вильк, А. З. Цфасман,— М.: Медицина, 2002.— 294 с.

2. Иванов В. С. Заболевания пародонта.— М.: Медицина, 2001.— 294 с.

3. Кузьмина Э. М. Профилактика стоматологических заболеваний: учеб. пособие.— М.: Поли Медиа Пресс, 2001.— 216 с.

4. Кузьмина Э. М. Стоматологическая заболеваемость населения России. Состояние твердых тканей зубов. Распространенность зубочелюстных аномалий. Потребность в протезировании. Результаты эпидемиологического обследования населения России.— М.: МГМСУ, 2009.— С. 164—166.

5. Леонтьев В. К. Оценка основных направлений развития стоматологии/В. К. Леонтьев, Т. В. Шестаков, В. Ф. Воронин.— М.: Медицинская книга, 2003.— 280 с.

L. E. Leonova, M. V. Kamenskikh

GROUNDING OF DENTAL PREVENTIVE

PROGRAM FOR LOCOMOTIVE CREW WORKERS

The aim of the present work was to study dental morbidity among locomotive crew workers of Sverdlovskaya Railway. As a result of investigation, all workers were revealed high prevalence of caries and parodontium diseases, unsatisfactory oral hygiene and lack of dental aid. The main directions of complex preventive program for locomotive crew workers were determined on the basis of the results of investigation.

Keyword: dental morbidity, prevention of dental diseases.

Контактная информация: Леонова Людмила Евгеньевна, доктор мед. наук, профессор, зав. кафедрой стоматологии ФПК и ППС Пермской государственной медицинской академии им. ак. Е. А. Вагнера, 614000, г. Пермь, ул. Петропавловская, 26, тел. 8 (342) 212-16-98

Материал поступил в редакцию 20.11.2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.