© В.М. Россихин,2002
УДК 622.8
В.М. Россихин
ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ ТРУДА В УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ В ПЕРИОД ЕЕ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ
0
беспечение необходимых условий и охраны труда является одной из основных гарантий трудовых прав работающих, важнейшим направлением деятельности как профсоюза и работодателей, так и органов государственной власти всех уровней.
Необходимость совершенствования всей системы обеспечения здоровых и безопасных условий труда, контроля и управления охраной труда обусловлена осуществляемыми экономическими реформами в России, в том числе и в угольной промышленности, в условиях появления новых форм хозяйствования и видов собственности. Угольная промышленность России, интегрирующая комплекс разнообразных производственных процессов, является наиболее травмоопасной не только по причине старения шахтного фонда и ухудшения горно-геологических условий угледобычи, но и вследствие тяжелого экономического положения. Постоянные неплатежи потребителей за поставленный уголь, долг которых на
1 декабря 2000 года составил 8,2
миллиарда рублей, недостаточные объемы государственной финансовой поддержки привели к резкому ухудшению финансово-эконо-
мического положения угольной промышленности.
На протяжении многих лет техническое состояние большинства шахт, разрезов длительное время остается неудовлетворительным, многие вопросы перевооружения, обновления основных фондов решаются медленными темпами, состояние горного хозяйства и оборудования не соответствует современному уровню производства, износ которых составляет до 80 %.
Отсутствие системы управления охраной труда и техникой безопасно-
сти, неудовлетворительное матери-ально-техничес-кое снабжение, хроническая невыплата заработной платы привели к потере управляемости технологическими процессами, падению производственной и технологической дисциплины. Техника безопасности - это один из важнейших социальных вопросов труда. К сожалению, сложившаяся в стране сложная социально-экономическая обстановка отбросила эти вопросы на последнее место и создала благоприятные условия для отрицательного отношения к ней людей.
Хроническая невыплата заработной платы привела к тому, что в настоящее время вопросы выплат заработной платы стали «приоритетными» в социальной политике. Интересы производства и интересы безопасности труда работников зачастую не совпадают и даже противопоставляются друг другу, и эти противоречия, как правило, решаются в пользу производства. Несмотря на принимаемые меры по реструктуризации угольной промышленности России, закрытию шахт, увеличению удельного веса добычи угля более безопасным открытым способом до 62 %, уровень аварийности, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на протяжении 90-х годов оставался на высоком уровне. Проводимая с 1993 года реструктуризация отрасли фактически сведена только к закрытию неперспективных и убыточных шахт, разрезов. Она не повлияла коренным образом в лучшую сторону на состояние охраны труда и техники безопасности на перспективных и стабильно работающих шахтах и разрезах и не коснулась вопросов дальнейшего развития угольной промышленности.
За восьмилетний период реструктуризации угольной промышленности прекратили добычу угля 170 угледобывающих предприятий, уровень до-
бычи угля подземным способом снизился на 33 %, численность промышленно-производственного персонала по отрасли сократилась на 50 %. По мере закрытия шахт количество несчастных случаев со смертельным исходом по годам реструктуризации составило: 1993 г. - 328, 1994 г. - 292, 1995 г. - 281, 1996 г. - 183, 1997 г.
- 288, 1998 г. - 183, 1999 г. - 141, 2000 г. - 161 (таблица).
В целом по отрасли число смертельных случаев, приходящихся на 1 млн т добычи угля, с 1993 по 2000 годы уменьшилось с 1 до 0,65 случая. Этот показатель на шахтах за этот период уменьшился с 1,5 до 1,4, то есть остался практически на том же уровне. Показатель смертельного травматизма на 1000 работающих за этот же период времени увеличился с 0,57 случая до 0,6, а на шахтах - увеличился с 0,65 до 0,8. Этот показатель в целом по России составляет 0,142 случая на 1000 работающих.
В 1999 году произошло снижение количества несчастных случаев со смертельным исходом по сравнению с
1998 годом.
Однако в 2000 году показатели производственного травматизма значительно ухудшились как в абсолютных, так и в относительных величинах. В 2000 году в целом на предприятиях отрасли погибли 161 человек, что на 20 случаев больше, чем в 1999 году. Из них на угольных шахтах -погибли 120 шахтеров, что на 24 смертельных случая больше, чем в
1999 году. Показатель смертельного травматизма на 1000 работающих в
2000 году в целом по отрасли увеличился по сравнению с 1999 годом с
0,5 до 0,6 (1993 г. - 0,57), а на шахтах
- с 0,65 до 0,8 (1993 г. - 0,65); число смертельных случаев, приходящихся на 1 млн т добычи угля, увеличилось с
0,59 до 0,65 (1993 г. - 1,0), а на шахтах - с 1,1 до 1,4 (1993 г. - 1,5).
Количество пострадавших, получающих денежные суммы в возмещение вреда в связи с трудовым увечьем, за период с 1996 по 1999 годы увеличилось с 47,7 тыс. до 64,3 тыс. человек и в настоящее время составляет около 30 % от имеющейся численности промышленно-
производственного персонала предприятий отрасли.
Состояние рабочих мест и условия труда на угольных предприятиях на-
ходятся в неудовлетворительном положении, так как предусмотренные мероприятия по их приведению в соответствие с требованиями норм и правил из года в год не выполняются по причине отсутствия необходимых финансовых средств на эти цели. Поэтому в отрасли очень высок уровень профессиональных заболеваний.
Общее количество профессиональных больных за период с 1993 по
1999 годы увеличилось с 14476 до 31 тыс. человек, т.е. более чем в 2 раза. На долю угольной промышленности приходится более 20 % больных с впервые установленным диагнозом профессионального заболевания от общей численности пострадавших в отраслях экономики Российской Федерации. Высокий уровень профессиональной заболеваемости в угольной промышленности определил ее первое место среди других отраслей промышленности. В отрасли ежегодно, начиная с 1993 года, от 1 до 3 тыс. человек становились профессиональными больными.
Основными причинами сложившегося неудовлетворительного положения дел с охраной труда и техникой безопасности являются:
1. Отсутствие необходимых финансовых средств у предприятий на обеспечение промышленной безопасности и создание безопасных и здоровых условий труда на каждом рабочем месте в результате хронических неплатежей потребителей за отгруженный уголь и недостаточных финансовых средств государственной поддержки угольной промышленности.
2. Низкая профессиональная подготовка рабочих и инженернотехнических работников в области техники безопасности.
3. Неудовлетворительная производственная и технологическая дисциплина среди рабочих и инженернотехнических работников, включая руководителей всех уровней.
4. Отсутствие должной ответственности и контроля за ведением горных работ.
5. Халатность и беспечность при исполнении функциональных обязанностей среди работников всех уровней, что приводит к систематическим и часто повторяющимся нарушениям правил техники безопасности.
6. Низкий уровень профилактической работы в обеспечении безопасности труда.
7. Низкая обеспеченность предприятий приборами контроля и защиты, средствами индивидуальной и коллективной защиты работников
Из-за тяжелых условий труда и неудовлетворительного состояния здоровья шахтеров в отрасли высок уровень их естественной (мгновенной) смерти на рабочем месте. Основные причины такой смерти - острая сердечная недостаточность, инфаркт миокарда, и все это на фоне ишемической болезни сердца. В 2000 году по этим причинам на рабочих местах скончались 29 человек. Такие случаи в России не связываются с производством и поэтому в число 161 погибших работников они не включены. Поэтому в настоящее время особого к себе внимания требует вопрос обеспечения социально-правовых гарантий в области охраны труда, создания реальных механизмов взаимодействия профсоюза и работодателей с целью обеспечения безопасных условий труда работников, защиты их прав и интересов.
Право работников на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, определено Конституцией Российской Федерации. Кодекс законов о труде Российской Федерации (главный закон, регулирующий трудовые отношения в Российской Федерации) требует от работодателя создания здоровых и безопасных условий труда в организациях. Принятый в 1999 году Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» определил основные направления государственной политики в области охраны труда, одними из которых являются: обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, государственное управление охраной труда, государственный надзор и контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда и так далее. Этим законом определены право работника на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. Специальная статья закона подробно определила обязанности работодателя по
обеспечению безопасных условий и охраны труда.
Переход к новой экономической системе принципиально меняет роль государства в социальной защите работников. Если до реформ государство являлось собственником средств производства и одновременно обеспечивало интересы работников, то в настоящее время его роль должна быть принципиально другой:
• быть посредником в трудовых отношениях с помощью принятия законов, в которых учитываются интересы как работников, так и работодателей, формировать механизмы и системы социального страхования и обеспечения;
• быть гарантом социальной защиты работников и через нормативные правовые акты исполнительной власти контролировать реализацию законов и уровень социальной защиты работников, оказывать целевую помощь наиболее социально уязвимым группам населения;
• через систему общегосударственных программ создавать экономико-правовые предпосылки для развития социальной сферы и инфраструктуры в области охраны труда, здравоохранения, систем медицинской, профессиональной и социальной реабилитации, подготовки и переподготовки кадров.
Политические, экономические и социальные преобразования, происходящие в Российской Федерации, со всей остротой и очевидностью выявили несовершенство действующего законодательства об охране труда - его декларативность, отсутствие твердых гарантий и эффективного механизма обеспечения права трудящихся на здоровые и безопасные условия труда. Об этом свидетельствует и практика введения в действие утвержденных Верховным Советом РФ и Президентом РФ в августе 1993 года Основ законодательства об охране труда в РФ, которые существенно не повлияли на улучшение положения дел в вопросах охраны труда (отменены в 1999 году). В условиях перехода к рынку, когда не соблюдается законодательство, не может быть и речи о каком-то коренном улучшении охраны труда, создании действительно здоровых и безопасных условий труда.
Конечно, в Конституции РФ, в законодательных актах записано, что
должны быть созданы гарантии здоровых и безопасных условий труда, что должен быть обеспечен высокий их уровень на предприятиях. Но именно полная невозможность создать такие гарантии и оказывает воздействие, противоположное желаемому. И хотя положения статей федеральных законов об охране труда обязательны для выполнения всеми предприятиями любых организационно-правовых форм, и через выполнение этих законов реализуется конституционное право граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (статья 37 Конституции Российской Федерации), фактическое положение дел в охране труда свидетельствует о том, что указанные требования на предприятиях не выполняются и они практически невыполнимы в ближайшем будущем в полном объеме в основном из-за отсутствия экономических возможностей и экономической заинтересованности в их реализации. Так, например, важнейшими причинами неблагоприятных условий труда и возникновения производственных травм является использование физически и морально устаревших машин и оборудования, отсутствие средств индивидуальной защиты. Однако экономическое положение предприятий зачастую таково, что они не имеют финансовых ресурсов на обновление (замену) морально устаревшего и физически изношенного оборудования, проведение планово-предупредительных ремонтов и т.д., а также на выделение средств на мероприятия по улучшению условий и охраны труда.
Кроме того, ликвидация государственного монополизма, акционирование предприятий, развитие частного предпринимательства сформировало новый слой работодателей, которые, стремясь заработать большие деньги, не всегда соблюдают законодательство о труде. Отсутствие у работодателей стимулов инвестирования проблем безопасности труда, а следовательно, отсутствие эффективного механизма воспроизводства высококвалифицированных кадров, привело к усугублению всех без исключения недостатков, существовавших ранее. При нынешних размерах инвестиций в обновление производственных фондов и на замену технологий, устранять эту причину, видимо, при-
дется еще довольно долго. Поэтому представляется необходимым сосредоточить внимание на устранении других причин, из-за которых происходит примерно две трети несчастных случаев, и на что требуются сравнительно небольшие материальные и финансовые затраты.
Прежде всего необходимо добиться коренного изменения отношения к проблеме охраны труда. Нельзя ее рассматривать в узком плане, как это у нас укоренилось, только с точки зрения техники безопасности и производственной санитарии. Охрана труда
- это система обеспечения безопасности жизни и здоровья человека в процессе его трудовой деятельности, и в эту систему, наряду с организационнотехническими мероприятиями, входят также правовые, социальноэкономические, лечебно-
профилактические и другие вопросы, с которыми практически каждый из нас сталкивается повседневно.
Механизм реализации существующих законов настолько несовершенен, что даже справедливые положения, содержащиеся в них, остаются невостребованными. Почему же до сих пор при совершенствовании и улучшении законодательства даются обязательства, которые заведомо невыполнимы. Оттого, что в законе записаны гарантии, что на каждом рабочем месте и объекте должны быть обеспечены безопасные и здоровые условия труда, они таковыми не станут.
Есть ли реальная возможность приблизиться к мечте о повсеместном создании безопасных и здоровых условий труда?
В принципе такое возможно. И для этого, очевидно, необходимо наметить реально, что и в какие сроки можно изменить исходя из существующих экономических и технических условий. А уже в этих рамках надо быть бескомпромиссно требовательными к тем, кто не считает своей первоочередной необходимостью предпринимать что-либо в области улучшения условий и охраны труда. Бескомпромиссность здесь надо понимать, как ее понимает цивилизованный мир: не выполнишь -потеряешь авторитет и будешь наказан экономически.
Следует отметить, что и все контролирующие органы не в состоянии
коренным образом улучшить положение дел с охраной труда. В их задачи не входит оценка возможностей реального изменения ситуации. К примеру, приостановка работ носит формальный характер, ведь за короткое время от прекращения работ до их возобновления условия труда не доводятся до санитарных норм. Защищать права и интересы человека труда, в том числе и право работника на безопасные и здоровые условия работы на производстве, всегда было и остается основной функцией профессиональных союзов, это одно из главных направлений в деятельности Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности (Ро-суглепрофа).
Защитные функции профсоюза подробно отражены в Законах «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности», «О коллективных договорах и соглашениях», Уставе Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности, Положении о первичной профсоюзной организации Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности, Отраслевом тарифном соглашении по угольной промышленности. В настоящее время в условиях перехода к рыночным отношениям в экономике, изменений, происходящих в политической жизни страны, принципиально изменились формы и методы работы профсоюза.
На современном этапе основными принципами деятельности профсоюза, направленными на коренное улучшение условий и охраны труда, должно стать следующее:
1. Комплексный подход к решению проблем условий жизни и здоровья людей в законотворчестве, переориентация нормативных правовых актов с общих положений, направленных на профилактику отдельных производственных факторов, непосредственно на человека как объекта защиты от вредного воздействия производственной и окружающей среды.
2. Усиление роли социального партнерства (государство, профсоюзы, предприниматели) при выработке и реализации национальной политики в области охраны труда.
3. Внедрение механизма экономической заинтересованности рабо-
тодателей и самих трудящихся в создании благоприятных условий труда, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
4. Пропаганда здорового образа жизни, широкое информирование трудящихся о положении с охраной труда, расширение их участия в разработке мероприятий по улучшению условий труда и организации контроля за их исполнением.
5. Обязательное создание квалифицированных служб охраны труда на предприятиях любых форм собственности для организации работы и контроля за состоянием производственной среды, обеспечения взаимных консультаций работодателей и работников в деле создания здоровых и безопасных условий труда.
В угольной отрасли государственная политика должна строиться на базе следующих основных направлений:
• установление приоритета
прав человека на жизнь, здоровье и безопасные условия труда над результатами производственной деятельности;
• обеспечение приоритета
требований охраны труда в инвестиционной политике, при разработке и внедрении новой техники, технологических процессов, средств индивидуальной защиты и приборов контроля;
• организация подготовки
специалистов по трудоохранной деятельности в высших и средних специальных учебных заведениях и систематического повышения квалификации по охране труда рабочих, специалистов и руководителей;
• социальная защита интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания;
• разработка и практическое применение мер экономического стимулирования трудоохранной деятельности работодателей;
• осуществление жестких и результативных мер административного характера вплоть до приостановки или полной ликвидации предприятий за невыполнение требований нормативной документации, регламентирующей вопросы охраны труда.
Развитие рыночных отношений в России немыслимо без эффектив-
ного функционирования всеобъемлющей системы защиты интересов всех участников трудовых отношений. Основой такой системы является социальное партнерство или трехстороннее сотрудничество между работниками, работодателями и органами государственного управления. Социальное партнерство -особый тип социально-трудовых отношений, присущий рыночному обществу, обеспечивающий оптимальный баланс реализации основных интересов различных социальных групп, в первую очередь - наемных работников и работодателей.
Основы социального партнерства и практические рекомендации о сотрудничестве в области охраны труда на уровне рабочей группы, предприятия, а также на любом другом уровне до национального включительно, изложены в Конвенции № 155 и Рекомендации № 164 Международной организации труда (МОТ) 1981 года о безопасности и гигиене труда. (Россией до настоящего времени не ратифицированы).
В соответствии со статьей 20 Конвенции сотрудничество работодателей и работников на предприятии является основным элементом организационных и других мер в области охраны труда. МОТ рекомендует следующие из них: назначение представителей работников в службы техники безопасности; создание тружениками самостоятельных комитетов по безопасности и гигиене труда или совместных комитетов по безопасности и охране труда, в которых представители работодателя и работников должны быть представлены на паритетной основе.
В России основы социального партнерства заложены в Законе Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» и других нормативных правовых актах. Социальное партнерство реализуется через систему соглашений на федеральном уровне, на отраслевом, территориальном, профессиональном уровнях и заключением коллективных договоров на предприятиях, в организациях и учреждениях. Исходя из национальных условий и практики, учитывая особенности нынешнего переходного этапа в развитии экономики в Рос-
сии было принято решение согласно Федеральному закону
АНАЛИЗ АВАРИЙНОСТИ, ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОС
1993 19‘
1. Общий травматизм, 19120 166
в т.ч. на шахтах 16041 140
2. Смертельный травматизм 328 29
в т.ч. на шахтах 197 17
3. Среднесписочная 577,6 536
численность ІППІ, тыс.
4.Добыча, млн т 294,5 26С
в т.ч. на шахтах 127,7 112
5. Общий травматизм на 33,1 31,
1000 работающих (ППП)
6. Смертельный травматизм на 0,57 0,5
1000 работающих (ППП)
в т.ч. на шахтах 0,65 0,5
7. Общий травматизм на 64,92 64,
1 млн т добычи
в т.ч. по шахтам 125,61 125
8. Число смертельных случаев 1,01 1,0
на 1 млн т добычи
в т.ч. по шахтам 1,5 1,
9. Число аварий І-П категорий, 106 11
всего
в т.ч. взрывы газа метана 23 13
10. Число пострадавших при 84 3.
взрывах метана
в т.ч. со смертельным исходом 38 12
«Об основах охраны труда в Российской Федерации», о формировании и организации на предприятиях отрасли совместных комитетов (комиссий) по охране труда, в состав которых на паритетной основе входят представители работодателей, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа. Основными задачами совместных комитетов по безопасности и охране труда на предприятиях являются защита законных прав и интересов работников в области охраны труда; организация общественного контроля за условиями труда и соблюдением законодательства об охране труда непосредственно на рабочих местах, за выполнением предусмотренных коллективным договором мероприятий по предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний; рассмотрение результатов анализа состояния безопасности и охраны труда на предприятии и подготовка на его основе рекомен-
даций по профилактике производственного травматизма и профзаболе-ваемости.
Таким образом, это и есть одна из форм участия профсоюзов, трудовых коллективов в управлении вопросами охраны труда. На современном этапе это и есть единое поле деятельности как для работодателей, так и для профорганов в части формирования и организации деятельности таких комиссий. К сожалению, такая форма социального партнерства в настоящее время не нашла широкого распространения на всех предприятиях, в учреждениях и организациях угольной промышленности.
Другим важным и эффективным инструментом, позволяющим трудящимся реализовать свои права и требования в области улучшения условий и охраны труда, должен стать коллективный договор и соглашение по охране труда. С принятием Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях» значительно повышена правовая основа по их разработке. Это позволяет профсоюзным организациям на предприятиях разграничить права, обязанности и ответственность всех участников процесса по обеспечению здоровых и безопасных условий труда, отказаться от несвойственных им функций и обеспечить востребованность выполнения обязанностей работодателя в этой области. Из этого следует, что усилия профсоюза должны быть направлены на то, чтобы заставить работодателя выполнять свои обязанности.
Регулирование социально-
трудовых и экономических отношений, осуществляемое на государственном уровне, предусматривает только минимальный уровень прав и гарантий для работников. В то же время коллективный договор, заключенный на уровне предприятия, является наиболее конкретным правовым актом, который может обеспечить более высокий по сравнению с законодательным уровень прав и гарантий, предоставляемых работнику в сфере труда, более детальное регулирование трудовых отношений. Надо признать, что нынешняя социальная политика пока не соответствует новым экономическим отношениям. Разрыв между социально-трудовым законодательством, действующим со времен плановой экономики, и рыночной экономической ситуацией, характерной чертой которой стали преобладание негосударственной собственности и развитие самостоятельности регионов, все еще велик.
Много десятилетий профсоюзы осуществляли фактически государственный контроль за соблюдением законодательства и правил по охране труда. Но, с переходом общества к освоению рыночных отношений в экономике, в корне изменились формы и методы работы профсоюзов. Пришлось перестраиваться на освоение принципов общественного контроля. Мы убедились, что и в новых условиях можно достигнуть многого. Все дело в том, как организовать работу, как использовать возможности, предоставленные Федеральным законом «О
профессиональных союзах и гарантиях деятельности». Активное сотрудничество с государственными структурами, совместные действия, а также и проявление твердой самостоятельной позиции профсоюза в отстаивании и защите прав трудящихся - тут широчайший диапазон способов воздействия и на работодателей, и на органы местного и регионального управления, и на любые уровни исполнительной власти, вплоть до федерального.
Проводимые в стране реформы, с каким бы трудом они не проходили, как бы их не критиковали, в конечном счете направлены на укрепление экономики страны, на достижение лучших условий жизни людей и, если мы действительно хотим добиться этого, то нельзя относиться к охране труда как к чему-то побочному, искусственно «прилепленному» к реформам, как, к сожалению, полагают некоторые экономисты, считая, что затраты на охрану труда не дают, мол, дивидендов. Предприниматели должны убедиться, что охрана труда - это один из действенных рычагов, способствующих увеличению прибыли, и на эту сферу они не должны жалеть денег. Хотелось бы, чтобы и в нашей стране охрана труда вошла в число приоритетных направлений социальной политики государства. Надо четко уяснить, что улучшение положения в этой области позволит сократить человеческие, моральные и материальные потери, которыми обременено Российское государство.
КОРОТКО ОБ АВТОРАХ --------------------------------------------------
Россихин В.М. — Российский независимый профсоюз работников угольной промышленности.