I ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ }
ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПОСТРОЕНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ
МОДЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ ШКОЛА - КОЛЛЕДЖ - ВУЗ
М.Б. Никишин, аспирант кафедры дифференциальных уравнений
МГУ
МГУ им
Ф
ГА. Шманова, профессор кафедры математики и теоретической
механики МГУ им. Н.П. Огарева,
«
В.Н. ГЦенников, зав. кафедрой дифференциальных уравнений
МГУ им. Н.П. Огарева,
Е.В. Щенникова, доцент кафедры информатики и вычислительной
техники МГУ им. Н.П. Огарева
Одной из основных целей высшей шко-лы является подготовка творчески мыслящих специалистов, способных решать новые задачи в науке, технике и производстве. Достижению этой цели служит овладение студентами методологией исследований в результате изучения диалектики, логики и теории познания в их единстве и особенностях, а также в процессе решения практических задач.
Опыт показывает, что на «стыке» таких звеньев системы образования, как школа, колледж, вуз, образуется «педагогический барьер». Поэтому возникает проблема преемственности обучения в рамках указанной системы. Содержание действующих отечественных государственных стандартов и программ обучения не в достаточной степени направлено на решение проблемы преемственности и обеспечение преемственности как процесса. Покажем это на примере темы «Дифференциальные уравнения» в курсе математики для школы, колледжа и вуза.
Обратимся к учебнику «Алгебра и начала анализа» для 10 - 11-х классов средней школы авторов Ш.А. Алимова и др., в котором только один, заключительный, параграф посвящен дифференциальным уравнениям. Дифференциальное уравнение в
нем определяется как уравнение, содержащее производную неизвестной функции. Далее говорится о том, что решение многих физических, биологических, технических и других практических задач сводится к решению дифференциального уравнения
зс — кзс
где к - заданное число. (В физических и технических задачах независимой переменной, по которой производится дифференцирование, является время. Время принято обозначать через t, искомые (неизвестные) функции через у, 2 и т.д., а производные функций по / точками
с1х .. с12х
Л ж2
И т.д.)
Решениями этого уравнения являются функции
х = Секг
Э
где С - постоянная, определяемая условиями конкретной задачи.
Затем в качестве иллюстрации рассматриваются два примера.
Пример 1. Скорость т{размноже-
■ 0
ния бактерий связана с массой га(7)бак-
Функцию
с12х
Ж
2 называют второй про-
терий в момент времени г уравнением изводной функции х(Г)и обозначают
га (7) = кт{г),
Зс(/) или Зс. Решениями уравнения явля-
где к - положительное число, зависящее ются функции
от вида бактерий и внешних условий.
Решениями этого уравнения являются ' функции
/и(0 = Се
к
Постоянную С можно найти из уело-
¥ К
вия, что в момент ¿ = 0 масса бактерий известна. Тогда
т( 0)
и поэтому
т0 = Сек'° ~ С,
т(1) = т0е
к
Пример 2. Задача о радиоактивном рас-
паде.
Если га(7) - скорость радиоактивно- ференциал
х(0 = Сх $т{оЛ + С2 ),
где С1?С2 - постоянные, определяемые
условиями конкретной задачи.
Это уравнение называют уравнением гармонических колебаний.
Как видно из приведенного фрагмента, рассмотрение темы «Дифференциальные уравнения» в школе происходит на отдельных примерах с физическим содержанием.
То же самое наблюдается и в классах с углубленным изучением математики, а также в колледже. Обучение там осуществляется по учебникам М.И. Башмакова «Алгебра и начала анализа» и Н.Я. Ви-ленкина и др. «Алгебра и математичес-
4
кий анализ».
Одна из заключительных бесед в учебнике М.И. Башмакова посвящена состав-
дифференциальных уравнений. Диф-
го распада в момент времени (9 то
га(7)
кт(г
где^ к - постоянная, зависящая от радиоактивности вещества. Решениями этого уравнения являются функции
га (7) - Се
-к
Если в момент времени ( масса равна га0, то С = т0, и поэтому
га(7) - т0е
-к
как уравнение, связывающее неизвестную функцию и ее производные. Пояснение этого понятия происходит так же на примерах уравнения механического движения и радиоактивного распада.
Далее в обоих учебниках дается определение решения дифференциального уравнения: решением дифференциального уравнения называют любую функцию, при подстановке которой в это уравнение получается тождество. Затем в учебнике М.И. Башмакова приводятся примеры решения написанных выше уравнений без всякой ссылки на какие-либо изученные ранее методы решения уравнений.
В качестве приложения к теории дифференциальных уравнений приводится дифференциальное уравнение гармонических колебаний:
1) Функция X
2
2
+ у0г + х0,
• *
л;
2
СО X,
где ¿у _ заданное положительное число.
где У0, - произвольные числа, являет-
. I *
• • :
ся решением уравнения Х = а, Действи-
< ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ!
тельно, вычисляя производные, получаем
х = + у0 , х = а
2) Функция х - А
к
г + а),
т
где
А и
Ниже предлагается фрагмент логической организации учебного материала в системе школа - колледж - вуз:
1) дифференциальное уравнение как модель реального процесса;
2) теорема существования и единственности решений задачи Коши;
3) выбор соответствующего метода
а - произвольные числа, являет- решения (реализации модели);
ся решением уравнения
X
к
X
т
Решение уравнений показательного роста и гармонических колебаний приведено более подробно, но также без указания методов решения, в условиях отсутствия ориентировочной основы для адекватного выбора метода решения, без должного обоснования полученных результатов и без перевода решений на язык реальных процессов.
В дополнение к определению решения дифференциального уравнения в учебнике Н.Я. Виленкина предлагается определение общего и частного решения дифференциального уравнения, вводится понятие особой точки. Что касается методов интегрирования дифференциальных уравнений, то здесь рассматривается интегрирование дифференциального уравнения с разделяющимися переменными. Но и в этом учебнике не затрагивается вопрос о существовании и единственности решений задачи Коши дифференциального уравнения, не осуществляется перевод полученных математических решений на язык реальных процессов.
Из приведенных фрагментов можно сделать вывод, что ни в школе, ни в колледже тема «Дифференциальные уравнения» не рассматривается рядоположенно,
а
отсутствует логическая организация учебного материала по этой теме. В итоге на
каждом
колледж
4) решение дифференциального уравнения как совокупность определенных действий;
5) разъяснение решений на языке моделирования реального процесса.
Здесь и далее предполагается, что
«вуз» - это «технический вуз».
Приведем фрагмент реализации построенного модуля обучения.
Дифференциальным уравнением называется уравнение, связывающее независимые переменные, их функцию и производные этой функции. Если независимая переменная рдна, то уравнение называется обыкновенным. Если независимых переменных две или больше, то уравнение называется дифференциальным с частными производными. В данной статье рассматриваются .обыкновенные дифференциальные уравнения, причем как независимая переменная, так и искомая функция предполагаются вещественными.
Наивысший порядок производной, входящей в уравнение, называется порядком дифференциального уравнения. Например:
2 3
\) t X + Мх = X - обыкновенное
дифференциальное уравнение 1-го порядка;
2) Х-'Ь1х-\-Х — 1- обыкновенное
дифференциальное уравнение 2-го порядка.
Рассмотрим дифференциальное урав-
нение
с!х <к
т.
(п
вуз данная тема наполняется лишь пред- Решим его. Для этого перепишем данное метным содержанием, что, естественно, не уравнение в виде
лозволяет учащемуся самостоятельно познать дифференциальные уравнения как модель определенного реального процесса и изучить методы их решения.
ск = / (0^(0-
Теперь можно проинтегрировать левую и правую части, т.е.
= ¡/(ож+с.
В результате получим решение дифференциального уравнения (1):
■
х= //(/)<# +С.
Следующим рассмотрим уравнение
dx dt
<р(х).
(2)
Перепишем это уравнение в виде
ч
dx
<р(х)
dt,
щей нас действительности. Параллельно с этим требуется дать определение решения, показать отличительные особенности дифференциальных уравнений, рассмотреть некоторые методы решений, указать, каким образом можно осуществить преемственность в указанной системе. Приведенные ниже примеры взяты из следующих источников: Эрроусмит Д., Плейс К. Обыкновенные дифференциальные уравнения. Качественная теория с приложениями. М., 1986; Гутер P.C., Янпольский А.Р. Дифференциальные уравнения: Учеб. пособие для втузов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1976.
Пример 3. Предположим, что масса поддерживается вертикально расположен-
интегрируя левую и правую части, получим
Допустим
dx
пружины
й0{х)
с
*
<р(х)
Как следует из примеров, решение дифференциальных уравнений сводится к интегрированию. Поэтому вместо «решить дифференциальное уравнение» можно говорить «проинтегрировать дифференциальное уравнение».
Дифференциальное уравнение, получен-
I _
ное в результате исследования какого-либо
кроме того, она связана с поршнем, который движется в цилиндре, заполненном жидкостью и помещенном внутри пружины. Такое устройство является идеализированной моделью амортизатора.
Обозначим через X смещение массы т вниз от положения равновесия.
Пусть:
а) на массу действует сила К (закон
Гука), К > 0 , направленная в сторону положения равновесия;
б) сила, с которой поршень действует
реального явления или процесса, называют на массу и которая препятствует ее дви-
динамической моделью этого явления или жению, пропорциональна кинетическому
процесса. Динамические модели - частный момешу р с коэффициентом 2к,к>0. случай множества математических моде-
лей, которые могут быть построены при изучении окружающего нас мира. В процессе построения обыкновенных дифференциальных моделей важное значение имеет
С учетом того что р = тх и скорость
изменения кинетического момента данной массы равна приложенной к ней силе (вто-
циги ЬНЬ Л мидслси Вй/кпис ^пачспп^ " хт ч /1Ч
~ >- „ „ , _ рой закон Ньютона), уравнение (I) можно
знание законов той области науки, с кото- у
записать следующим образом:
природа изучаемой
могут
коны Ньютона, в теории электрических це-
w
Р
K(l + x)-2kp + mg, (3)
пей
Киргхофа
химических
закон дей-
ствия масс, и т.д.
Наша цель в конечном счете состоит в
том, чтобы на примерах (содержательных,
различных
где / - длина пружины в положении равновесия. Но в положении равновесия
р = х = 0. Следовательно,
К1 -
стей знания показать возможности исполь- Тогда дифференциальное уравнение (3) гтри-
зования обыкновенных дифференциальных мет вид
уравнений в процессе познания окружаю-
Р
тх
Кх - 2 ктх.
SSffiSK ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Окончательно имеем
2
х + 2 кх + со0 х = О
(4)
где &
2
К
Выделим внутри трубы цилиндрическую поверхность радиуса р^Г < р < Я.
Тогда для элемента этой поверхности
О
m
dq
ÀdF^-dt
dp
(5)
Решение дифференциального уравнения
-ht
Количество тепла не зависит ни от
(4) X = Ае'к эт{со^ + 8) определяет элемента ни от промежутка време-закономерность колебательных движений ни dt Просуммировав выражения типа
амортизатора. Здесь Ае
-ht
(5), получим полное количество тепла для амплитуда всей поверхности цилиндра за единицу вре-
колебаний, СО0 - частота колебаний, § -
начальная фаза.
Как видно из решения, по мере роста
времени I амплитуда уменьшается.
Пример 4. Теплопередача через трубу. Пусть имеется толстая цилиндрическая труба, внутренний радиус которой равен Г, а внешний - Я. Нужно определить
теплопередачу через трубу изнутри наружу. Предполагается при этом, что установился стационарный тепловой режим, т.е. количество тепла, проходящего через какую-либо данную площадь, постоянно.
В теории теплопроводности считается, что количество тепла, проходящего через бесконечно малую площадку, перпендикулярную к некоторой оси, в направлении этой
мени
¥
dQ dp
Если длина трубы равна /, то
= 2кр1,
так что
2яЯр
dQ dp
(6)
Поскольку процесс передачи тепла является установившимся, т.е. тепло не мо-
оси за промежуток времени
dt
,пропорцио-
нально площади
dF
площадки, длитель-
ности промежутка и скорости падения температуры в этом направлении, т.е.
dq
ÀdF —— dt.
dn
жет накапливаться ни в какой части трубы, то величина Q не зависит от
Pif - 0). dp
Продифференцировав равенство (6) по
р, получим дифференциальноеуравнение
второго порядка вида
2
0 есть температура трубы
р
d Q
dp
2
+
dQ dp
0.
«минус»
сторону падения температуры
Интегрируя это уравнение, можно по лучить решение, которое описывает изме
стоянный коэффициент Я зависит от ве- нение температуры точек трубы в зависи-
щества рассматриваемого тела и называется коэффициентом теплопроводности.
мости от их расстояния от оси.
(Окончание следует)