УДК 331.101.39 Код ВАК 08.00.05 DOI: 10.32417/1997-4868-2021-13-92-100
Проблемы обеспечения организаций АПК
§ управленческими кадрами и пути их решения
§
д Е. В. Худякова1, В. Т. Водянников1, В. Е. Бердышев1*, Н. В. Скороходова1, Я. С. Чистова1
§ 1 Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К. А. Тимирязева, Москва,
^ Россия
* E-mail: [email protected]
Аннотация. Цель настоящего научного исследования - обосновать необходимость разработки профессионального стандарта «Специалист по управлению в отраслях и на предприятиях агропромышленного комплекса» для улучшения обеспеченности АПК России управленческими кадрами. Для реализации этой цели рационально применить аналитические и статистические методы исследования: провести анализ обеспеченности агропромышленного комплекса России специалистами с экономико-управленческими компетенциями, осуществить сравнительный анализ должностных обязанностей руководителей и главных специалистов сельскохозяйственных организаций, выполняющих функции управления персоналом и производственными процессами, и содержания и объема экономико-управленческой подготовки кадров для АПК. Результаты исследования. Руководители сельскохозяйственных организаций, их заместители и главные специалисты не всегда соответствуют требованиям по образовательному уровню и владению экономико-управленческими компетенциями. В среднем по системе Минсельхоза России только 66 % руководителей сельхозорганизаций имеют высшее образование, среди главных специалистов - 71 %. В сельскохозяйственной отрасли о отмечается явный недостаток управленческих кадров, высока доля их без профессионального образования, большой удельный вес занимают сотрудники пенсионного возраста. Подготовка кадров для АПК осуществляется в 54 вузах, подведомственных Минсельхозу России. Численность выпускников по основным аграрным направлениям и специ-о альностям, подготовленных очно за счет средств федерального бюджета, составляет более 19 000 человек, однако вы-g пускников специалитета и магистратуры, которые имеют право занимать руководящие должности, всего около 6 000. F Кроме того, в основных профессиональных образовательных программах подготовки кадров для АПК мало учебного О времени выделяется на изучение экономико-управленческих дисциплин, что не позволяет сформировать у выпускни-С^ ков необходимых компетенций для выполнения функций по организации сельскохозяйственного производства. Для g обеспечения сельхозорганизаций кадрами, обладающими современными экономико-управленческими компетенци-¡^ ями, предлагается рекомендовать аграрным вузам при обучении студентов по основным специальностям аграрного § профиля определять перечень соответствующих дисциплин, их объем и содержание в основных профессиональных образовательных программах в соответствии с трудовыми функциями, знаниями и умениями, обозначенными в про-^ екте профессионального стандарта «Специалист по управлению в отраслях и на предприятиях агропромышленного
и
<Ц
комплекса». Научная новизна исследования заключается в обосновании требований к специалистам по управлению в отраслях агропромышленного комплекса с учетом развития современного сельского хозяйства, техники, технологий и перспективных методов организации производства, на основании которых предлагается проект соответствующего профессионального стандарта. ^ Ключевые слова: кадровое обеспечение АПК, специалисты в области управления, образовательный уровень руководи-¡^ телей и главных специалистов, система аграрного образования, формирование экономико-управленческих компетен-¿ц ций выпускников аграрных вузов. М
рц Для цитирования: Худякова Е. В., Водянников В. Т., Бердышев В. Е., Скороходова Н. В., Чистова Я. С. Проблемы и" обеспечения организаций АПК управленческими кадрами и пути их решения // Аграрный вестник Урала. 2020. Специ-
§ альный выпуск «Экономика». С. 92-100. DOI: 10.32417/1997-4868-2021-13-92-100.
к
я
« Дата поступления статьи: 05.10.2020.
§
PQ
Постановка проблемы (Introduction) приятиях агропромышленного комплекса», который необ-
Обеспечение продовольственной безопасности России ходимо разработать в кратчайшие сроки. ^ и увеличение экспорта сельскохозяйственной продукции Методология и методы исследований (Methods) § требует высокого кадрового потенциала АПК. Главная Для решения проблемы обеспечения АПК России квали-
« цель научного исследования заключается в обосновании фицированными управленческими кадрами необходимо из-
^ требований к экономико-управленческой подготовке спе- учить количественный и качественный составруководителей
. циалистов АПК на основании профессионального стан- и главных специалистов сельскохозяйственных организа-
дарта «Специалист по управлению в отраслях и на пред- ций, проанализировать причины недостаточности экономи-
ш
о 92
ко-управленческих компетенции у специалистов, осуществляющих управленческие функции. Для решения этих задач использованы статистические и аналитические методы.
Результаты (Results)
В настоящее время, когда руководство страны перед сельскохозяйственным производством ставит задачи достижения продовольственной безопасности и ориентации на экспорт, как никогда важна проблема насыщения агропромышленного комплекса высококвалифицированными управленческими кадрами.
Численность специалистов-управленцев соответствующей квалификации следует поддерживать на оптимальном уровне, т. к. при ее завышении увеличиваются накладные расходы. Следствием же нехватки управленческих кадров может являться снижение эффективности производства как результат ухудшения управляемости предприятия.
Поэтому изучение обеспеченности отраслей и предприятий АПК управленческими кадрами крайне важно для оптимизации количественного и профессионального состава аппарата управления. Низкая производительность, неудовлетворительные условия труда и его оплаты, отсутствие достойных условий жизни заметно влияют на численность и профессиональный состав управленческих кадров.
Дефицит в АПК кадров, владеющих современными профессиональными компетенциями и прошедших целевую подготовку для управления отраслями и предприятиями АПК, сегодня ощущается как в высшем, так и в среднем звеньях управления сельскохозяйственными организациями.
В первом эшелоне управленческих кадров находятся руководители сельскохозяйственных организаций и освобожденные заместители руководителей (таблица 1). В целом по системе Минсельхоза России по состоянию на 01.01.19 насчитывалось 26 155 руководителей и 5 122 освобожденных заместителя руководителей. Среди руководителей сельхозорганизаций только 66 % имеют высшее образование, 26 % - среднее профессиональное. Более 2 000 руководителей (8 %) - так называемые практики, не имеющие профессионального образования. Почти пятая часть руководящих работников - в пенсионном возрасте, а руководителей моложе 30 лет всего 4 %. Среди освобожденных заместителей руководителей образовательные и возрастные показатели немного лучше, однако необходимо отметить высокую сменяемость руководящих работников этой категории: около 14 % сменилось за год [1], [2, с. 43].
И о о ¡3
0
1
Таблица 1
Характеристика руководителей сельскохозяйственных организаций, их освобождённых заместителей и главных специалистов (в системе Минсельхоза России)
K h
u
y
o
0 v
d
y
n
1
k
о <!
B
et
d
y
СЛ h et <!
S k
О
3
k h
о d
о v
C h
о v
2 о to о
Наименование должностей « ^ N « & s IS ■ ^ IT g В т. ч. с образованием Практики Возраст Сменяемость
0 H 1 э Ч о о В ЧД IS я и ев M Факти ски работ; Высшим Средним профессиональным До 30 лет Пенсионный
чел. % к работающим
Руководители сельхозорганизаций 26 667 512 26 155 66,2 25,7 8,1 3,9 19,6 5,2
Освобожденные заместители руководителей 5 809 687 5 122 79,8 15,8 4,4 4,2 15,7 13,8
Главные специалисты 49 400 3 760 45 640 70,8 26,1 3,1 6,1 15,9 10,3
Руководители, их заместители и главные специалисты (всего) 81 876 4 959 76 917 69,8 25,3 4,9 5,2 11,2 8,8
Table 1 Characteristics of the heads of agricultural organizations, their released deputies and chief specialists (in the system of the Ministry of Agriculture of Russia)
Positions by personnel 8 Actually works Including with education Age
Name of posts s S ¿s Higher Secondary vocational Practitioners Undue 30 years old Pensionary Replacement
people % to working people
Heads of agricultural organizations 26 667 512 26 155 66.2 25.7 8.1 3.9 19.6 5.2
Released deputies of heads 5 809 687 5 122 79.8 15.8 4.4 4.2 15.7 13.8
Chief specialists 49 400 3 760 45 640 70.8 26.1 3.1 6.1 15.9 10.3
Heads their deputies 81 876 4 959 76 917 69.8 25.3 4.9 5.2 11.2 8.8
оЗ
S S о К
о «
СП
Самый многочисленный отряд управленческих кадров - это главные специалисты сельскохозяйственных организаций: агрономы, зоотехники, инженеры, ветеринарные врачи, экономисты, бухгалтеры. Управленческие функции предусмотрены в их должностных обязанностях. Численность главных специалистов составляет около 46 000 чел. Среди них 71 % имеют высшее образование, 26 % - среднее профессиональное, 3 % не имеют профессионального образования (практики). Среди работающих главных специалистов более 7 000 чел. (16 %) - люди пенсионного возраста. Сменяемость работников этой категории составляет более 10 % (4 685 человек за год). Кроме того, фактическая заполняемость штатов руководителей и их заместителей составляет 96 %, а главных специалистов - 92 %. Около 5 000 должностей являются вакантными.
Если исходить из того, что руководители, их заместители и главные специалисты в соответствии с должностными требованиями должны иметь высшее образование, то в сельскохозяйственной отрасли не хватает около 50 000 управленческих кадров (с учетом вакансий и освобождением руководящих работников в связи с уходом на пенсию).
Можно констатировать, что в процессе аграрных преобразований наметились тенденции снижения профессиональных качеств специалистов-управленцев по уровню образования, высока доля возрастных специалистов, а также специалистов без высшего образования. Усугубляется ситуация задержкой выплаты зарплаты и ее мизерным уровнем, неясны перспективы карьерного роста.
Упомянутые негативные факторы способствуют снижению рентабельности производственно-хозяйственной деятельности, не стимулируют повышение производительности труда, снижают привлекательность аграрного сектора, из-за чего высок уровень сменяемости управленцев в отрасли.
Анализируя состав управленческих кадров по федеральным округам (рис. 1 и таблица 2), можно отметить более высокий образовательный уровень руководителей сельхозорганизаций в Центральном федеральном округе: удельный вес руководителей с высшим образованием составляет около 74 %, почти в 2 раза меньше доля руководителей без профессионального образования по сравнению с характеристикой в целом по Российской Федерации. Больше половины руководителей сельхозорганизаций в Дальневосточном федеральном округе не имеют высшего образования, а 22 % - практики.
специалисты с профооразованием. и о специалисты с высшим ооразованием.
Рис. 1. Образовательный уровень руководителей сельхозорганизаций по федеральным округам
specialist with vocational education, % specialist with higher education, Fig. 1. Education level of heads of agricultural organizations in federal districts
Таблица 2
Сравнительная оценка численного и профессионально-квалификационного состава руководителей сельхозорганизаций и руководителей среднего звена по федеральным округам Российской Федерации
(по системе Минсельхоза России)
Показатели Северо-Западный Центральный Приволжский Южный Северо-Кавказский Уральский Сибирский Дальневосточный
Руководители сельхозорганизаций, всего, чел. 1 178 5 225 6 697 4 483 2 423 1 458 3 024 1 669
В т. ч.: имеющие высшее образование, чел./% 788/67 3 853/74 4 430/66 3 129/70 1 616/67 826/57 1 899/63 782/47
имеющие среднеепрофессиональ-ное образование, чел./% 295/26 1 151/22 1 805/27 1 173/26 527/22 424/29 819/27 520/31
практики, чел./% 95/8 221/4 462/7 181/4 280/11 206/14 306/10 367/22
Средняя численность персонала в сельхозорганизации, чел. 72 80 62 87 51 86 64 33
Среднее количество работников на одного руководителя, чел. 50,3 57,8 42,3 40,1 27,0 49,5 48,4 15,5
Руководители среднего звена, всего, чел. 2 924 13 274 13 913 7 899 2 277 2 935 6 635 1 356
В т. ч.: имеющие профессиональное образование, чел./% 2 288/78 11 216/84 10 147/78 6 924/88 2 004/88 2 210/75 4 479/68 963/71
практики, чел./% 636/22 2058/16 2 866/22 975/12 273/12 725/25 2 156/32 393/29
И о о ¡3 о
Table 2
Comparative assessment of the numerical and professional qualifications of heads of agricultural enterprises and middle managers in federal districts of the Russian Federation (according to the system of the Ministry of Agriculture of Russia)
Parameters Northwestern Central Volga Southern North Caucasian Ural Siberian Far Eastern
Heads of agricultural organizations (total) 1 178 5 225 6 697 4 483 2 423 1 458 3 024 1 669
Including: have higher education, people/% 788/67 3 853/74 4 430/66 3 129/70 1 616/67 826/57 1 899/63 782/47
have secondary vocational education, people/% 295/26 1 151/22 1 805/27 1 173/26 527/22 424/29 819/27 520/31
practitioners, people/% 95/8 221/4 462/7 181/4 280/11 206/14 306/10 367/22
The average number of personal in the agricultural organisations, people 72 80 62 87 51 86 64 33
Average number of employees per manager, people 50,3 57,8 42,3 40,1 27,0 49,5 48,4 15,5
Middle managers, total, people 2 924 13 274 13 913 7 899 2 277 2 935 6 635 1 356
Including: have higher education, people/% 2 288/78 11 216/84 10 147/78 6 924/88 2 004/88 2 210/75 4 479/68 963/71
practitioners, people/% 636/22 2058/16 2 866/22 975/12 273/12 725/25 2 156/32 393/29
Численность руководителей среднего звена (начальники цехов, отделов, участков, комплексов, их заместителей, управляющих отделениями, фермами, заведующих отделениями, складами, бригадиров, мастеров) в сельхозорга-низациях системы Минсельхоза России составляет более 50 000 человек. Из них 20 % не имеют профессионального образования.
Если анализировать образовательный уровень руководителей среднего звена по федеральным округам, то можно отметить более высокий удельный вес руководителей с профессиональным образованием в Южном и СевероКавказском федеральных округах (88 %). В Сибирском федеральном округе доля руководителей этой категории с профессиональным образованием значительно ниже -68 %.
оЗ «
о К
о «
СП
Таким образом, в сельскохозяйственной отрасли отмечается явный недостаток управленческих кадров, высока доля их без профессионального образования, больший удельный вес занимают кадры пенсионного возраста.
Подготовка кадров для АПК осуществляется в системе аграрного образования, которая имеет более полуто-равековую историю. Аграрное образование включает все уровни: среднее профессиональное образование, высшее образование, дополнительное профессиональное образование [3, с. 76].
В настоящее время система аграрного образования Минсельхоза России включает 54 вуза (38 государственных аграрных университетов, 16 государственных сельскохозяйственных академий), расположенных в 49 субъектах Российской Федерации, и 21 учреждение дополнительного профессионального образования (академии и институты повышения квалификации). По программам высшего профессионального образования (бакалавриат, специалитет, магистратура) в вузах обучаются 280 тысяч студентов (из них 169 тысяч человек обучаются на бюджетных отделениях). Ежегодный выпуск специалистов, подготовленных за счет средств федерального бюджета по очной форме обучения, составляет около 22 000 человек. По программам среднего профессионального образования количество обучающихся составляет 34 000 человек, выпуск специалистов с СПО, подготовленных очно за счет средств федерального бюджета, чуть более 3 500 человек.
Подготовка кадров с высшим образованием осуществляется по 62 направлениям бакалавриата, 51 направлению магистратуры, 11 специальностям. Подготовку кадров со средним профессиональным образованием осуществляют 35 высших учебных заведений по 59 специальностям [4].
Более 80 % от общего числа студентов обучаются по специальностям сельскохозяйственного профиля, остальные - по специальностям, необходимым для развития сельских территорий и их инфраструктуры [5, с. 8].
Долгие годы (до 2009 г.) в вузах велась подготовка экономических и управленческих кадров по специальности «Экономика и управление на предприятии АПК». В 2009 г. был утвержден новый перечень направлений подготовки и специальностей, где такой специальности уже не было. В настоящее время в укрупненную группу специальностей и направлений 38.00.00 «Экономика и управление» включены такие направления подготовки, как «Экономика», «Менеджмент», «Управление персоналом», «Государственное и муниципальное управление», и другие, которые совершенно оторваны от сельскохозяйственной отрасли. В вузах Минсельхоза России выпуск специалистов, подготовленных очно за счет средств федерального бюджета по направлениям, входящим в эту УГСН, составил в 2019 г. 517 человек, в том числе по направлению «Менеджмент» - 111 человек. Такая численность выпускников с высшим экономико-управленческим образованием совершенно не покрывает потребность отрасли в управленческих кадрах [6].
Выпуск специалистов по направлениям и специальностям аграрного профиля («Агрохимия и агропочвове-дение», «Агрономия», «Садоводство», «Агроинженерия», «Технология производства и переработки сельскохозяй-
ственной продукции», «Зоотехния», «Ветеринария» и другие) значительно больше - свыше 19 000 человек, однако обучавшихся по образовательным программам специали-тета и магистратуры, которые могут занимать должности 7-го уровня квалификации, т. е. должности руководителей, всего 5 900 человек.
Важным аспектом является подготовленность выпускников к организации сельскохозяйственного производства и управлению предприятиями АПК. Анализ основных профессиональных образовательных программ подготовки будущих агрономов, инженеров, зоотехников и других специалистов в вузах Минсельхоза России показывает, что на изучение организационно-экономических и управленческих дисциплин предусмотрено только 1,7-3,3 % учебного времени и от 2 до 8 зачетных единиц. Этого времени явно недостаточно, чтобы сформировать необходимые для руководителя компетенции. Кроме того, программами учебных дисциплин, которые включены в настоящее время в действующие учебные планы, предусмотрено в основном изучение управления процессом по производству сельскохозяйственной продукции, в то время как задачи руководителя гораздо шире [6].
Руководитель сельскохозяйственной организации - это менеджер, специализирующейся на управлении в агропромышленном комплексе, владеющий спецификой ведения бизнеса АПК, хорошо понимающий бизнес-процессы сельского хозяйства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции [7].
В обязанности руководителя сельхозорганизации входят:
- организация разработки и реализации корпоративной и конкурентной стратегии организации, а также функциональных стратегий (маркетинговой, финансовой, кадровой и др.);
- организация разработки и реализации комплекса мероприятий операционного характера в соответствии со стратегией организации;
- формирование организационной и управленческой структуры организации;
- планирование деятельности организации и подразделений;
- оперативное управление производственно-хозяйственной деятельностью (животноводческой, растениеводческой, инженерной, финансово-экономической);
- организация и проведение мероприятий по повышению эффективности производства и снижения себестоимости продукции;
- внедрение современных технологий в сфере животноводства и растениеводства;
- бюджетирование;
- контроль деятельности организации и подразделений;
- мотивирование и стимулирование персонала организации, направленное на достижение стратегических и оперативных целей;
- участие в урегулировании организационных конфликтов на уровне подразделения [8, с. 47].
Для устранения недостатков по формированию у будущих руководителей управленческих компетенций об-
разовательным организациям необходимо предусмотреть расширение в учебных планах подготовки специалистов для АПК объема образовательной нагрузки по дисциплинам, связанным с экономикой АПК, предпринимательской деятельностью, организацией производства и управлением им [9, с. 52]. Важно актуализировать содержание этих дисциплин в соответствии с требованиями рыночной экономики, что позволит выпускнику обладать знаниями в таких областях, как микро- и макроэкономика, экономика сельского хозяйства, экономика предприятия, управление персоналом, стратегический менеджмент, планирование и организация сельскохозяйственного производства, внедрение инновационных проектов, нормирования и оплаты труда, обоснование эффективности различных проектных решений в АПК, управление производственным коллективом и других [10, с. 27].
Сегодня успешная производственно-хозяйственная деятельность предполагает высокий уровень профессиональной подготовки управленцев и осознанное понимание профессиональной компетентности: творческий подход к работе, оригинальность мышления и нравственная составляющая специалиста [11, с. 83].
Эффективность управленческого труда оценивается по результативности управленческих решений. Многообразие стоящих перед управленцами задач и вариантов их решений обуславливает разную степень их влияния на эффективность производства. При принятии решений в первую очередь выявляют возможный эффект от их реализации, который может иметь ярко выраженный экономический, технико-технологический, агробиологический, социальный или иной характер. Например, повышение производительности труда, снижение затрат на производство продукции свидетельствуют об экономическом эффекте; улучшение условий труда, обеспечение безопасности производства работ - о социальном эффекте; сохранение окружающей среды - об экологическом эффекте [12, с. 30], [13, с. 150].
Учитывая изложенное, можно отметить важную роль, которую играют образовательные организации, осуществляющие подготовку кадров для АПК, в развитии аграрного сектора экономики страны. При этом в соответствии с законодательством Российской Федерации, формирование требований к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется образовательной организацией на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии) [14, с. 29-30].
Профстандарты, определяющие требования к специалистам по управлению и организации производства для АПК, отсутствуют. Для других отраслей экономики России разработаны и утверждены профстандарты, опре-
деляющие требования к трудовым функциям, трудовым действиям, знаниям и умениям, но они носят узкий отраслевой характер и не могут использоваться для разработки основных и дополнительных профессиональных программ в сфере сельского хозяйства (например: специалист по контролю финансово-хозяйственной деятельности подразделений организации железнодорожного транспорта, инженер-экономист водного транспорта, специалист в области планово-экономического обеспечения строительного производства, специалист планово-экономического сопровождения деятельности организаций водоснабжения, инженер-экономист железнодорожного транспорта и другие [15]).
Обсуждение и выводы (Discussion and Conclusion)
В аграрной отрасли экономики России отмечается явный недостаток кадров, способных эффективно управлять сельскохозяйственным производством, высок удельный вес специалистов без профессионального образования, значительна доля кадров пенсионного возраста. Численность выпускников аграрных вузов, подготовленных по направлениям «Экономика» и «Менеджмент», не покрывает потребность сельскохозяйственных организаций в экономико-управленческих кадрах.
При подготовке специалистов с высшим образованием по основным аграрным направлениям («Агрономия», «Агрохимия и агропочвоведение», «Садоводство», «Агро-инженерия», «Зоотехния» и др.) на изучение организационно-экономических и управленческих дисциплин предусмотрен небольшой объем учебного времени. Этого явно недостаточно, чтобы сформировать необходимые для руководителя компетенции.
В связи с этим образовательным организациям при разработке основных профессиональных образовательных программ для подготовки кадров аграрного профиля необходимо предусмотреть увеличение объема учебной нагрузки по дисциплинам, которые позволят сформировать у выпускника экономико-управленческие компетенции.
Правильно и грамотно решить эти задачи может помочь профессиональный стандарт «Специалист по управлению в отраслях и на предприятиях агропромышленного комплекса». Обоснованием требований к такому специалисту и разработкой проекта профессионального стандарта по поручению Минсельхоза России занимается Российский ГАУ - МСХА имени К. А. Тимирязева.
В подготовке упомянутого проекта разработчики учитывают требования современного российского производства к специалистам по управлению в отраслях агропромышленного комплекса. Также учитываются требования, определяемые перспективами развития техники, технологии и связанной с этим организации производства в сфере агропромышленного комплекса и зарубежный опыт.
И о о ¡3
0
1
Библиографический список
1. Анализ численности и профессионально-квалификационного, возрастного, тендерного состава и движения работников, замещающих должности руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций. Ведомственное статистическое наблюдение [Электронный ресурс]. URL: http://opendata.mcx.ru/opendata/7708075454-analisrabotnikov/ meta.xml (дата обращения: 10.09.2020). ^ 2. Худякова Е. В., Водянников В. Т., Бердышев В. Е., Скороходова Н. В. О разработке профессионального стандарта ^ «Специалист по организации и управлению в сельском хозяйстве» // Экономика сельского хозяйства. 2020. № 10. | С. 42-46. DOI: 10.32651/2010-42.
О 3. Донник И. М, Воронин Б. А., Лоретц О. Г., Фатеева Н. Б. Государственная аграрная политика в современной Рос-о сии // Аграрный вестник Урала. 2015. № 9 (139). С. 74-80.
^ 4. Хлусова И. А., Хлусов В. Н., Хайбрахманов Р. Р., Ребезов М. Б., Горелик О. В., Прохасько Л. С., Сомова Ю. В. Оценка уровня профессионального образования работников агропромышленного комплекса [Электронный ресурс] // Фундаментальные исследования. 2019. № 5. С. 148-153. URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=42475 (дата обращения: 10.09.2020).
5. Трухачев В. И., Скляров И. Ю., Склярова Ю. М. Современные финансово-экономические проблемы развития аграрного сектора экономики России и пути их решения // Вестник Института дружбы народов Кавказа. Теория экономики и управления народным хозяйством. 2019. № 3 (51). С. 8.
6. Evgrafova L. V., Ismailova A. Z., Kalinichev V. L. Agrotourism as a factor of sustainable rural development // IOP Conference Series: Earth and Environmental science. 2020. Vol. 421. Iss. 2. Article number 022058. DOI: 10.1088/17551315/421/2/022058.
7. Лузина У С., Маслова Ж. А., Гааг А. В. Современное состояние обеспеченности кадрами агропромышленного комплекса [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2016. № 6.5 (110.5). С. 125-127. URL: https://moluch.ru/ archive/110/27519 (дата обращения: 31.08.2020).
8. Водянников В. Т., Субаева А. К. Научно-технический прогресс и эффективность сельскохозяйственного производства // Техника и оборудование для села. 2018. № 5. С. 44-48.
9. Скороходова Н. В., Чистова Я. С. Кадровое обеспечение реализации программ высшего образования // Новые технологии оценки качества образования: сборник материалов XIV Форума экспертов в сфере профессионального образования. Москва, 2018. С. 51-54.
10. Нифонтова Е. А. Методические основы отбора перспективных проектов АПК в региональные целевые программы // АПК: Экономика, управление. 2019. № 2. С. 23-31. DOI: 10.33305/192-23.
10. Третьяков А. П, Трифонова М. Ф., Плеханов С. М. О роли крупнейших компаний в развитии региона // Известия Международной академии аграрного образования. 2020. № 51. С. 80-87.
12. Бердышев В. Е., Золотарев С. В., Скороходова Н. В. Совершенствование подготовки кадров для АПК Российской Федерации // Аграрная политика союзного государства: опыт, проблемы, перспективы (в рамках V Форума регионов Беларуси и России): материалы Международной научно-практической конференции. Горки, 2018. С. 25-35.
13. Третьяков А. П, Трифонова М. Ф., Плеханов С. М., Захаров В. М. О развитии сельского хозяйства в России и Германии // Известия Международной академии аграрного образования. 2019. № 46. С. 148-158.
14. Ерохин М. Н., Ценч Ю. С. Формирование интеграционного цифрового научно-образовательного пространства при сетевом взаимодействии инженерных вузов и научных центров // Вестник Башкирского государственного аграрного университета. 2018. № 3 (47). С. 27-30. DOI: 10.31563/1684-7628-2018-47-3-27-30.
15. Khudyakova E. V, Gorbachev M. S., Nifontova E. A. Improving the efficiency of agro-industrial complex management based on digitalization and system approach // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2019. Vol. 274. Article number 012079. DOI: 10.1088/1755-1315/274/1/012079.
Об авторах:
Елена Викторовна Худякова1, доктор экономических наук, заведующая кафедрой прикладной информатики, ORCID 0000-0001-7875-074Х, AuthorID 701890; +7 916 518-52-28, khud. elena2017@yandex. ru Владимир Тимофеевич Водянников1, доктор экономических наук, профессор кафедры организации производства, ORCID 0000-0001-7111-9437, AuthorID 289554; +7 926 987-39-49, [email protected]
Виктор Егорович Бердышев1, доктор технических наук, профессор, руководитель Центра учебно-методического обеспечения подготовки кадров для АПК, ORCID 0000-0002-1858-6703, AuthorID 633901; +7 (499) 976-43-36, + 7 910 467-73-30, [email protected]
Надежда Викторовна Скороходова1, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, ученый секретарь Центра учебно-методического обеспечения подготовки кадров для АПК, ORCID 0000-0003-0386-3998, AuthorID 1085334;
+ 7 (499) 976-43-36, [email protected]
Яна Сергеевна Чистова1, кандидат педагогических наук, старший методист Центра учебно-методического обеспечения подготовки кадров для АПК, ORCID 0000-0002-3713-8965, AuthorID 814337; +7 (499) 976-43-36, yana. chistova@yandex. ru
1 Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К. А. Тимирязева, Москва, Россия
Problems of providing agro-industrial complex organizations with management personnel and their solutions
E. V. Khudyakova1, V. T. Vodyannikov1, V. E. Berdyshev1*, N. V. Skorokhodova1, Ya. S. Chistova1 1 Russian State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy, Moscow, Russia
*E-mail: [email protected]
Abstract. The purpose of this research study is to substantiate the need to develop a professional standard "Specialist in management in industries and at enterprises of the agro-industrial complex" to improve the provision of management personnel in the Russian agro-industrial complex. To achieve this goal, it is rational to apply analytical and statistical research methods: to analyze the provision of the Russian agro-industrial complex with specialists with economic and managerial competencies, to carry out a comparative analysis of the job responsibilities of managers and chief specialists of agricultural organizations performing the functions of personnel management and production processes, and the content and volume of economic-management training for the agro-industrial complex. Research results. The heads of agricultural organizations, their deputies and chief specialists do not always meet the requirements for educational level and possession of economic and management competencies. On average, in the system of the Ministry of Agriculture of Russia, only 66 % of heads of agricultural enterprises have higher education, among the main specialists - 71 %. In the agricultural sector, there is a clear shortage of managerial staff, a high proportion of them without professional education, a large proportion of employees of retirement age. Training of personnel for the agro-industrial complex is carried out in 54 universities subordinate to the Ministry of Agriculture of Russia. The number of graduates in the main agricultural areas and specialties trained internally at the expense of the federal budget is more than 19 000 people, but there are only about 6 000 graduates of the specialist and magistracy who have the right to occupy leadership positions. In addition, in the main professional educational programs of personnel for the agro-industrial complex, little study time is allocated for the study of economic and management disciplines, which does not allow the formation of the necessary competencies in graduates to perform the functions of organizing agricultural production. To provide agricultural organizations with personnel with modern economic and management competencies, it is proposed to recommend that agricultural universities, when teaching students in the main specialties of the agricultural profile, determine the list of relevant disciplines, their volume and content in the main professional educational programs in accordance with the labor functions, knowledge and skills specified in the draft professional standard "Specialist in management in industries and enterprises of the agro-industrial complex". The scientific novelty of the research lies in the substantiation of the requirements for management specialists in the branches of the agro-industrial complex, taking into account the development of modern agriculture, equipment, technologies and promising methods of organizing production, on the basis of which a draft of the corresponding professional standard is proposed.
Keywords: staffing of the agro-industrial complex, specialists in the field of management, educational level of managers and chief specialists, the system of agricultural education, the formation of economic and managerial competencies of graduates of agricultural universities.
M o o ti
0
1
For citation: Khudyakova E. V, Vodyannikov V. T., Berdyshev V. E., Skorokhodova N. V, Chistova Ya. S. Problemy obe-specheniya organizatsiy APK upravlencheskimi kadrami i puti ikh resheniya [Problems of providing agro-industrial complex organizations with management personnel and their solutions] // Agrarian Bulletin of the Urals. 2020. Special issue "Economics". Pp. 92-100. DOI: 10.32417/1997-4868-2021-13-92-100. (In Russian.)
Paper submitted: 05.10.2020.
References
1. Analiz chislennosti i professional'no-kvalifikatsionnogo, vozrastnogo, gendernogo sostava i dvizheniya rabotnikov, zamesh-chayushchikh dolzhnosti rukovoditeley i spetsialistov sel'skokhozyaystvennykh organizatsiy. Vedomstvennoe statisticheskoe nablyudenie [Analysis of the number and professional qualification, age, gender composition and movement of workers, filling positions of managers and specialists of agricultural organizations. Departmental statistical observation] [e-resource]. URL: http://opendata.mcx.ru/opendata/7708075454-analisrabotnikov/meta.xml (appeal date: 10.09.2020). (In Russian.)
2. Khudyakova E. V, Vodyannikov V. T., Berdyshev V. E., Skorokhodova N. V. O razrabotke professional'nogo standarta "Spetsialist po organizatsii i upravleniyu v sel'skom khozyaystve" [On the development of a professional standard "Specialist in organization and management in agriculture"] // Ekonomika sel'skogo khozyaystva. 2020. No. 10. Pp. 42-46. DOI: 10.32651/2010-42. (In Russian.)
3. Donnik I. M, Voronin B. A., Loretts O. G., Fateeva N. B Gosudarstvennaya agrarnaya politika v sovremennoy Rossii [State agrarian policy in modern Russia] // Agrarian Bulletin of the Urals. 2015. No. 9 (139). Pp. 74-80. (In Russian.)
4. Khlusova I. A., Khlusov V N., Khaybrakhmanov R. R., Rebezov M. B., Gorelik O. V., Prokhas'ko L. S., Somova Yu. V Otsenka urovnya professional'nogo obrazovaniya rabotnikov agropromyshlennogo kompleksa [Assessment of the level of professional education of workers in the agro-industrial complex] [e-resource] // Fundamental research. 2019. No. 5. Pp. 148-153. URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=42475 (appeal date: 10.09.2020). (In Russian.)
оЗ «
S S
О
к
о «
СП
5. Trukhachev V. I., Sklyarov I. Yu., Sklyarova Yu. M. Sovremennye finansovo-ekonomicheskie problemy razvitiya agrarnogo sektora ekonomiki Rossii i puti ikh resheniya [Modern financial and economic problems of the development of the agrarian sector of the Russian economy and ways to solve them] // Bulletin of the Institute of Friendship of the Peoples of the Caucasus. The theory of economics and management of the national economy. 2019. No. 3 (51). P. 8. (In Russian.)
5. Evgrafova L. V., Ismailova A. Z., Kalinichev V. L. Agrotourism as a factor of sustainable rural development // IOP Conference Series: Earth and Environmental science. 2020. Vol. 421. Iss. 2. Article number 022058. DOI: 10.1088/17551315/421/2/022058.
7. Luzina U. S., Maslova Zh. A., Gaag A. V. Sovremennoe sostoyanie obespechennosti kadrami agropromyshlennogo kom-pleksa [The current state of staffing in the agro-industrial complex] [e-resource] // Molodoy uchenyy. 2016. No. 6.5 (110.5). Pp. 125-127. URL: https://moluch.ru/archive/110/27519 (appeal date: 31.08.2020). (In Russian.)
8. Vodyannikov V T., Subaeva A. K. Nauchno-tekhnicheskiy progress i effektivnost' sel'skokhozyaystvennogo proizvodstva [Scientific and technical progress and efficiency of agricultural production] // Machinery and Equipment for Rural Area. 2018. No. 5. Pp. 44-48. (In Russian.)
9. Skorokhodova N. V, Chistova Ya. S. Kadrovoe obespechenie realizatsii programm vysshego obrazovaniya [Staffing for implementation of higher education programs] // Novye tekhnologii otsenki kachestva obrazovaniya: sbornik materialov XIV Foruma ekspertov v sfere professional'nogo obrazovaniya. Moscow, 2018. Pp. 51-54. (In Russian.)
10. Nifontova E. A Metodicheskie osnovy otbora perspektivnykh proektov APK v regional'nye tselevye programmy [Methodological foundations for the selection of promising agro-industrial complex projects in regional target programs] // APK: Ekonomika, upravlenie. 2019. No. 2. Pp. 23-31. DOI: 10.33305/192-23. (In Russian.)
11. Tret'yakov A. P, Trifonova M. F., Plekhanov S. M. O roli krupneyshikh kompaniy v razvitii regiona [On the role of the largest companies in the development of the region] // Izvestia MAAO. 2020. No. 51. Pp. 80-87. (In Russian.)
12. Berdyshev V. E., Zolotarev S. V, Skorokhodova N. V. Sovershenstvovanie podgotovki kadrov dlya APK Rossiyskoy Federatsii [Improvement of personnel training for the agro-industrial complex of the Russian Federation] // Agrarnaya politika soyuznogo gosudarstva: opyt, problemy, perspektivy (v ramkakh V Foruma regionov Belarusi i Rossii): materialy Mezhdun-arodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Gorki, 2018. Pp. 25-35. (In Russian.)
13. Tret'yakov A. P, Trifonova M. F., Plekhanov S. M., Zakharov V. M. O razvitii sel'skogo khozyaystva v Rossii i Germanii [On the development of agriculture in Russia and Germany] // Izvestia MAAO. 2019. No. 46. Pp. 148-158. (In Russian.)
14. Erokhin M. N., Tsench Yu. S. Formirovanie integratsionnogo tsifrovogo nauchno-obrazovatel'nogo prostranstva pri sete-vom vzaimodeystvii inzhenernykh vuzov i nauchnykh tsentrov [Formation of an integrated digital scientific and educational space in the network interaction of engineering universities and research centers] // Vestnik Bashkirskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2018. No. 3 (47). Pp. 27-30. DOI: 10.31563/1684-7628-2018-47-3-27-30. (In Russian.)
14. Khudyakova E. V., Gorbachev M. S., Nifontova E. A. Improving the efficiency of agro-industrial complex management based on digitalization and system approach // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2019. Vol. 274. Article number 012079. DOI: 10.1088/1755-1315/274/1/012079.
Authors' information:
Elena V Khudyakova1, doctor of economic sciences, head of the department of applied informatics, ORCID 0000-0001-7875-074X, AuthorID 701890; +7 916 518-52-28, [email protected] Vladimir T. Vodyannikov1, doctor of economics, professor of the department of production management, ORCID 0000-0001-7111-9437, AuthorID 289554; +7 926 987-39-49, [email protected]
Viktor E. Berdyshev1, doctor of technical sciences, professor, head of the Center for educational and methodological support of personnel training for agroindustrial complex, ORCID 0000-0002-1858-6703, AuthorID 633901; +7 (499) 976-43-36, + 7 910 467-73-30, [email protected]
Nadezhda V. Skorokhodova1, candidate of agricultural sciences, associate professor, scientific secretary of the Center for educational and methodological support of personnel training for agroindustrial complex, ORCID 0000-0003-0386-3998, AuthorID 1085334; +7 (499) 976-43-36, [email protected]
Yana S. Chistova1, candidate of pedagogical sciences, senior methodist of the Center for educational and methodological support of personnel training for agroindustrial complex, ORCID 0000-0002-3713-8965, AuthorID 814337; +7 (499) 976-43-36, [email protected]
1 Russian State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy, Moscow, Russia