Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития кадрового обеспечения АПК современной России'

Проблемы и перспективы развития кадрового обеспечения АПК современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1918
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / УЛУЧШЕНИЕ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ АГРАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕЗУЛЬТАТЫ НИР / СТИМУЛИРОВАНИЕ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ / PERSONNEL POTENTIAL / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / STAFFING IMPROVEMENT / PROFESSIONAL AGRARIAN EDUCATION / RESULTS OF RESEARCHES / STIMULATION OF YOUNG SPECIALISTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нечаев Василий Иванович

В статье рассматривается проблема кадрового обеспечения АПК РФ; дана характеристика трудовых ресурсов АПК современной России; выделены направления улучшения кадрового обеспечения отечественного АПК при непосредственном участии Министерства сельского хозяйства РФ. Особое внимание уделено проблеме обеспечения и совершенствования качества профессионального образования, подготовки специалистов в области АПК. Представлены основные результаты научных исследований организаций, учреждений, подведомственных Минсельхозу РФ, направленные на модернизацию АПК современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems and prospects of personnel development in the agrarian-industrial complex of modern Russia

This paper discusses the problem of personnel development in the agrarian and industrial complex of the Russian Federation. The characteristic of labor resources of the agrarian and industrial complex of modern Russia is given. The directions of improvement of personnel development of the domestic agrarian and industrial complex are allocated with direct participation of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation. Special attention is paid to a problem of providing and improvement of quality of professional education and specialist training in the field of agrarian and industrial complex. The work presents the main results of scientific researches of the organizations, institutions and establishments subordinated to the Ministry of Agriculture of the Russian Federation, focused on modernization of the agrarian and industrial complex of modern Russia.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития кадрового обеспечения АПК современной России»

УДК 338.43:331.5(470+571) ББК 65.32-640(2Рос)

Н 59

В.И. Нечаев

Доктор экономических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, директор Департамента научно-технологической политики и образования Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, г. Москва. Тел.: (495) 607 47 14, e-mail: pr.depnauchtech @mcx.ru.

Проблемы и перспективы развития кадрового обеспечения АПК

современной России

(Рецензирована)

Аннотация. В статье рассматривается проблема кадрового обеспечения АПК РФ; дана характеристика трудовых ресурсов АПК современной России; выделены направления улучшения кадрового обеспечения отечественного АПК при непосредственном участии Министерства сельского хозяйства РФ. Особое внимание уделено проблеме обеспечения и совершенствования качества профессионального образования, подготовки специалистов в области АПК. Представлены основные результаты научных исследований организаций, учреждений, подведомственных Минсельхозу РФ, направленные на модернизацию АПК современной России.

Ключевые слова: кадровый потенциал, агропромышленный комплекс, улучшение кадрового обеспечения, профессиональное аграрное образование, результаты НИР, стимулирование молодых специалистов.

V.I. Nechaev

Doctor of Economics, Professor, Honoured Science Worker of the Russian Federation, Director of the Science-Technological Policy and Education Department of Ministry of Agriculture of the Russian Federation. Moscow. Ph.: (495) 607-47-14, e-mail: [email protected].

The problems and prospects of personnel development in the agrarian-industrial complex of modern Russia

Abstract: This paper discusses the problem of personnel development in the agrarian and industrial complex of the Russian Federation. The characteristic of labor resources of the agrarian and industrial complex of modern Russia is given. The directions of improvement of personnel development of the domestic agrarian and industrial complex are allocated with direct participation of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation. Special attention is paid to a problem of providing and improvement of quality of professional education and specialist training in the field of agrarian and industrial complex. The work presents the main results of scientific researches of the organizations, institutions and establishments subordinated to the Ministry of Agriculture of the Russian Federation, focused on modernization of the agrarian and industrial complex of modern Russia.

Keywords: personnel potential, agro-industrial complex, staffing improvement, professional agrarian education, results of researches, stimulation of young specialists.

Кадровое обеспечение является одной из ключевых проблем организации и управления агропромышленным комплексом современной России. Происходящие сегодня процессы характеризуются модернизацией экономики, внедрением принципиально новых технологических способов производства, поиском возможностей для интенсивного

использования трудового потенциала общества. В данном контексте одной из ключевых составляющих эффективности производства как отдельной аграрно-промышленной организации, так и целых отраслей АПК, является кадровое обеспечение. Кадровое обеспечение является одним из направлений кадровой политики, результатом формирования состава персонала, соответствующего по своим характеристикам тактическим и стратегическим целям организаций АПК, направленным на совершенствование кадрового потенциала данных организаций. В современных условиях ведущую роль в улучшении кадрового обеспечения АПК России призвано выполнять, прежде всего, Министерство сельского хозяйства и подведомственные научно-образовательные организации, учреждения.

В настоящее время в агропромышленном комплексе России функционирует более 56 тыс. сельхозорганизаций (ООО, АО, кооперативы, ГУП, колхозы, МУП), в которых работают 2 млн. 223 тыс. чел. (по состоянию на 01.06.2012г.). Из общего количества работающих более 71% имеют профессиональное образование, в т.ч. 14% (312 тыс.чел.) имеют высшее, 28% (627 тыс.чел.) среднее и 29% (65 тыс.чел.) начальное профессиональное образование. Непосредственно сельскохозяйственным производством занимается 20,7 тыс. организаций с численностью работающих 1 млн. 544 тыс. чел. Пищевая промышленность насчитывает 2840 организаций с численностью работающих 378,8 тыс. чел. Обслуживанием сельского хозяйства занимается 1830 организаций с количеством работающих 59,9 тыс. чел.

Кадровый потенциал сельскохозяйственных организаций оценивается в первую очередь образовательным уровнем руководителей и специалистов. Среди руководителей организаций, занимающихся сельскохозяйственным производством, переработкой растениеводческой и животноводческой продукции, обслуживанием сельского хозяйства, высшее образование имеют 68%, среднее профессиональное - 24%, остальные (7,8%) -практики. Пять лет назад эти показатели соответственно составляли: 67, 26 и 7% (то есть образовательный уровень руководителей организаций АПК практически не изменился).

Среди главных специалистов 62% имеют высшее образование, 35% - среднее профессиональное, 4% - практики; за пять лет возрос удельный вес специалистов с высшим профессиональным образованием на 7% за счет снижения доли специалистов со средним профессиональным образованием. В настоящее время потребность в специалистах с высшим профессиональным образованием в организациях АПК, занимающихся сельхозпроизводством, переработкой и обслуживанием сельского хозяйства, составляет 52,7 тыс. чел. (с учетом вакансий, наличия среди руководителей и главных специалистов лиц без высшего профессионального образования, пенсионеров и убыли). За последние пять лет потребность в специалистах с высшим профессиональным образованием снизилась почти на 20 тыс. чел., что связано с уменьшением должностей главных специалистов по штату и фактически работающих.

Кроме вышеперечисленных организаций, функционирует 26,1 тыс. ассоциаций крестьянских (фермерских) хозяйств, в которых работают 154,7 тыс. чел. Образовательный уровень работающих в К(Ф)Х достаточно высок: имеют профессиональное образование 79% работающих; практически все главы этих хозяйств имеют высшее профессиональное образование.

В настоящее время подготовка кадров для АПК с высшим профессиональным образованием осуществляется в подведомственных Минсельхозу России вузах. Система аграрного образования Минсельхоза России включает 59 вузов (24 университета, 34 академии, 1 институт), расположенных в 51 субъекте Российской Федерации, и 25 учреждений дополнительного профессионального образования (институты и академии повышения квалификации). За 59 вузами на праве постоянного (бессрочного) пользования закреплены 1299 земельных участков общей площадью 310757 га, в т.ч. 227 земельных участков сельскохозяйственного назначения площадью 240674 га. Имущественный комплекс аграрных вузов включает 5145 объектов недвижимого имущества (здания и сооружения), находящихся на праве оперативного управления, общей площадью 6880 тыс. кв.м.

По программам высшего профессионального образования (бакалавриат, специалитет,

магистратура) в них обучаются 433,5 тыс. студентов (в т.ч. 200,8 тыс. очно), а также 9,5 тыс. аспирантов и докторантов. По программам среднего профессионального образования количество обучающихся составляет 19,6 тыс. чел. Подготовка кадров с высшим профессиональным образованием в настоящее время осуществляется по 122 специальностям и 70 направлениям бакалавриата и магистратуры. 26 высших учебных заведений осуществляют подготовку кадров со средним профессиональным образованием по 51 специальности.

Более 87% от общего числа студентов обучаются по специальностям сельскохозяйственного профиля, остальные - по специальностям, необходимым для развития сельских территорий и их инфраструктуры. Численность обучающихся за счет средств федерального бюджета по специальностям, входящим в укрупненную группу «Сельское и рыбное хозяйство» (агрономия, зоотехния, агроинженерия, ветеринария и др.), составляет 57% от общего числа обучающихся. Специальности группы «Экономика и управление» занимают 16%, «Землеустройство и кадастры» - 5%, «Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров» - 3%, «Транспортные средства» - 3%.

Самые распространенные специальности: Экономика и управление на предприятии АПК - 55 вузов, Зоотехния - 51 вуз, Агрономия - 50 вузов, Бухгалтерский учёт, анализ и аудит - 50 вузов, Механизация сельского хозяйства - 49 вузов. Ежегодный выпуск специалистов с высшим профессиональным образованием, подготовленных за счет средств федерального бюджета по очной форме обучения, снижается и составил в 2011 г. 27,7 тыс. чел. На внебюджетной основе в 5 вузах осуществляется подготовка кадров по 10 программам начального профессионального образования, в 53 вузах - по 220 рабочим профессиям: водитель автомобиля, тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, оператор по искусственному осеменению животных и птицы, пчеловод, овощевод, оператор

машинного доения и др.

Образовательные учреждения Минсельхоза России реализуют 87 программ

дополнительного профессионального образования. В 2011 году повысили квалификацию около 100 тыс. человек, в том числе за счет средств федерального бюджета - более 46 тыс. человек.

Министерство сельского хозяйства РФ осуществляет улучшение кадрового

обеспечения АПК по трем основным направлениям [1,2] :

^ совершенствование содержания и технологий непрерывного аграрного

образования;

> стимулирование закрепления молодых специалистов в аграрном секторе экономики России;

^ развитие системы мониторинга и управления кадровым обеспечением аграрного сектора экономики Российской Федерации.

Первое направление - совершенствование содержания и технологий непрерывного аграрного образования - предполагает подготовку подведомственными Минсельхозу России высшими учебными заведениями конкурентоспособных на рынке труда специалистов, а также повышение качества кадров для АПК. Для решения данной задачи аграрными вузами осуществляется следующий комплекс организационных мероприятий.

A) В части развития содержания профессионального образования: обучение в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) (с 01.09.2011г.), разработанными с участием работодателей.

Б) В части управления профессиональным образованием в системе федеральнорегионального взаимодействия: прогнозирование потребности в специалистах для АПК РФ и разработка предложений по контрольным цифрам приема молодежи; участие вузов аграрного профиля в разработке региональных программ развития АПК субъектов РФ с учетом кадрового обеспечения модернизации сельскохозяйственной отрасли.

B) В части обеспечения и совершенствования качества профессионального

образования осуществляется:

^ совершенствование довузовской подготовки и профориентационной

деятельности на основе сотрудничества аграрных вузов с сельскими школами; в частности, в соответствии с заключёнными договорами создаются ученические производственные бригады, школьные лесничества, профильные сельскохозяйственные классы, где со школьниками занимаются преподаватели вузов. Данные мероприятия позволяют принимать в вузы молодежь, более подготовленную к обучению по программам высшего профессионального образования аграрного профиля, что положительно сказывается на качестве подготовки специалистов для АПК [3];

^ укрепление и модернизация материально-технической базы и инфраструктуры аграрных образовательных учреждений; в частности, вводятся в действие новые и реконструированные учебно-лабораторные корпуса, библиотеки, студенческие общежития, столовые;

^ формирование и развитие инновационных образовательно-научно-

производственных структур, аграрных технологических парков, демонстрационных площадок новой техники и технологий; данные мероприятия позволяют повысить практическую подготовку студентов и готовность будущих специалистов использовать современные технологии сельскохозяйственного производства;

^ осуществление фундаментальных и приоритетных прикладных научных

исследований с привлечением студенческой молодежи; в частности, на проведение научноисследовательских работ подведомственными Министерству сельского хозяйства вузам из федерального бюджета в 2011 году выделены средства в объеме 92 млн.руб. (зарплата с начислениями); внебюджетные средства, полученные подведомственными вузами за счет внедрения законченных научных разработок и выполнения НИР по хозяйственным договорам, составляют более 1,6 млрд. руб. в год.

Следует отметить, что вузовская наука является фактором, оказывающим непосредственное влияние на качество высшего образования и способствующим научному обеспечению инновационного развития АПК. В частности, в вузах Минсельхоза России сосредоточен значительный научно-педагогический потенциал: среди 25,8 тыс. научнопедагогических работников более 55% составляют кандидаты наук, доценты и 17% -доктора наук, профессора. Аграрные вузы ежегодно увеличивают объёмы финансовых средств на проведение научно-исследовательских работ. В частности, в 2011 году в целом по всем подведомственным вузам финансирование НИР составило 1,96 млрд. руб. (из них средства федерального бюджета - 92 млн.руб. (зарплата с начислениями)), а в 2012 г. запланировано 97 млн. руб.

Направления научной деятельности вузовских ученых определяются исходя из заказов Департаментов Министерства с учетом основных приоритетных направлений научных исследований, научного обеспечения развития АПК страны и реализации Госпрограммы, а также сложившихся научных школ вузов. В частности, 59 вузов осуществляли в 2011 году за счет средств федерального бюджета проведение научно-исследовательской работы по 6 отраслям наук, 240 темам:

^ сельскохозяйственные науки - 164 темы;

> технические науки - 40 тем;

> экономические науки - 17 тем;

> науки о земле - 16 тем;

^ педагогические науки - 2 темы;

> химические науки - 1 тема.

В рамках отрасли «Сельскохозяйственные науки» проведены научные исследования по пяти научным направлениям: «Общее земледелие», «Мелиорация, рекультивация и охрана земель», «Агрохимия», «Селекция и семеноводство сельскохозяйственных растений», «Защита растений», «Ветеринария», «Зоотехния». В частности, в рамках научного направления «Общее земледелие» получены следующие основные научные результаты:

^ разработаны (или усовершенствованы) с учетом экологизации и биологизации

систем земледелия, минимализации обработки почв и внедрены в сельскохозяйственное производство ресурсосберегающие, технологии возделывания основных сельскохозяйственных культур (озимой и яровой пшеницы, люпина белого, гороха, сахарной свеклы, льна-долгунца, многолетних бобовых трав, сои, картофеля, винограда, яблони (всего 34 технологии, внедрены в сельскохозяйственных организациях 19 субъектов Российской Федерации);

> учеными Саратовского ГАУ разработана технология, позволяющая перейти на

качественно новый уровень ведения растениеводства, основанный на использовании научнообоснованных электронных ресурсов, геоинформационных систем (ГИС) и систем глобального позиционирования (ГЛОНАСС и GPS) специального компьютерного и навигационного оборудования. Применение технологии позволяет повысить урожайность полевых культур и улучшить качество продукции; снизить на 20-25% затраты ресурсов; стабилизировать экологическое состояние агроландшафтов и сохранять плодородие зональных почв; обеспечить четкий контроль выполнения и компьютерное документирование технологических операций (технология внедрена на площади 1500 га в КФК Лысогорского района Саратовской области).

По научному направлению «Мелиорация, рекультивация и охрана земель» получены следующие основные результаты:

^ разработаны технологии восстановления деградированных

сельскохозяйственных земель, включающие агротехнические, агролесотехнические, агрохимические и гидротехнические мелиорации с использованием адаптивно-ландшафтных систем земледелия (всего 11 технологий, внедрены в 6 субъектах Российской Федерации);

^ с участием ученых Московского государственного университета

природообустройства разработана Концепция программы «Развитие мелиорированных земель России до 2020 г.».

По научному направлению «Агрохимия» усовершенствованы системы применения удобрений с учетом почвенного плодородия и изменения качества получаемой растениеводческой продукции (всего 9 разработок, внедрены в 9 субъектах Российской Федерации). По научному направлению «Защита растений» разработаны (или

усовершенствованы) технологии комплексной защиты растений от болезней, вредителей и сорняков (всего 8 технологий, из них 6 - на основе биологических методов защиты растений, внедрены в 7 субъектах Российской Федерации). По научному направлению «Ветеринария» разработаны технологии профилактики, диагностики и лечения сельскохозяйственных животных (крупного рогатого скота, свиней, кроликов, лисиц, птицы, краснокнижных

животных - тигра амурского, леопарда дальневосточного, кота дальневосточного) (32

технологии, внедрены в 17 субъектах российской Федерации).

В рамках научного направления «Селекция и семеноводство сельскохозяйственных растений» созданы хозяйственно ценные исходные материалы и новые сорта сельскохозяйственных растений (яровой и озимой пшеницы, тритикале, сои, кукурузы, гороха, ячменя, малины, земляники, смородины, жимолости, груши, томатов, капусты, люпина белого, фасоли, абрикоса (всего 18 разработок, внедрены в 11 субъектах Российской Федерации); усовершенствованы технологии размножения новых сортов сельскохозяйственных культур (7 технологий, внедрены в сельхозорганизациях 6 субъектов Российской Федерации).

В рамках отрасли «Технические науки» проведены научные исследования по трем научным направлениям: «Информатика, вычислительная техника и управление»,

«Энергетика», «Технология продовольственных продуктов», «Процессы и машины агроинженерных систем».

В частности, в рамках научного направления «Информатика, вычислительная техника и управление» получены следующие основные научные результаты:

^ создана Всероссийская электронная информационная база инновационных

разработок сельской молодежи (Ульяновская ГСХА совместно с РССМ);

^ разработаны комплексы электронных образовательных программ (в т.ч. для

обучения сельских школьников по тематике, связанной с инновационным развитием сельского хозяйства Российской Федерации с учетом региональной специфики (Оренбургский ГАУ и Кемеровский ГСХИ); для студентов аграрных вузов по вопросам применения инновационных геоинформационных технологий в АПК (Белгородская ГСХА));

> разработаны программные средства для определения нормативов потребности в технике, топливе, рабочей силе, производительности труда в сельском хозяйстве, ведения реестров племенных животных, планирования аграрного производства (6 разработок).

По научному направлению «Энергетика» разработаны системы комплексного энергообеспечения животноводческих объектов на основе биогазово-биогумусной, ветро-гелиоустановок (2 разработки, внедрены в ЗАО «Агрофирма «Волга», Марксовского района Саратовской области), усовершенствованы способы получения биотоплива (4 разработки, внедрены в 3 субъектах Российской Федерации). По научному направлению «Технология продовольственных продуктов» усовершенствованы технологии производства вологодского масла (Вологодская ГМХА), плавленого сырного продукта (Омский ГАУ).

В рамках научного направления «Процессы и машины агроинженерных систем» получены следующие основные научные результаты:

^ разработаны машинные ресурсо- и водосберегающие технологии

возделывания и уборки зерновых, зернобобовых, крупяных и масличных культур, картофеля, рапса (6 технологий, внедрены в 4 субъектах Российской Федерации);

^ разработаны (усовершенствованы) и изготовлены средства механизации

сельского хозяйства: машина для рыхления почвы, роторная косилка, аппарат для отделения семенной части урожая льна, пастеризационно-охладительная установка для энергосбережения на животноводческих объектах, смеситель и дозатор сыпучих кормов, пневматический предохранитель плуга, новая почвообрабатывающая машина КОМБИ-6, агрегат для сушки цветочной пыльцы и др. (всего 9 разработок, внедрены в 10 субъектах Российской Федерации);

^ разработаны методические рекомендации по применению научно-

обоснованных нормативов потребности в технике и топливе для растениеводства и животноводства (Российский ГАЗУ);

^ усовершенствованы технологии технического обслуживания в сельском

хозяйстве (4 технологии).

В рамках отрасли «Экономические науки» проведены научные исследования и получены следующие результаты:

^ разработаны рекомендации по мониторингу состояния и оценке

эффективности устойчивого развития сельских территорий, эффективному формированию

трудового и кадрового потенциалов агросферы, развитию сельскохозяйственных

кооперативных рынков;

> разработаны методики составления балансов трудовых ресурсов в

сельхозпроизводстве, методики обследования обустройства сельских населенных пунктов объектами непроизводственной инфраструктуры, методики оценки экономической эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения;

^ разработаны две типовые модели инновационных кластеров в АПК [4];

^ разработка программы развития сельскохозяйственного рыбоводства

Кабардино-Балкарской Республики (ученые Кабардино-Балкарской госсельхозакадемии), прогноза научно-технического развития сельхозпроизводства применительно к ЛПХ, КФК, СПК (ученые Азово-Черноморской государственной агроинженерной академии).

Кроме того, ученые Российского ГАУ-МСХ им. К.А. Тимирязева приняли непосредственное участие в разработке Концепции инновационного развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период 2012-2020 гг.

Среди научных результатов, полученных научно-образовательными структурами,

подведомственными Министерству сельского хозяйства РФ, следует выделить:

У концепцию планирования и организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения, разработанная учеными Государственного университета по землеустройству;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

У рекомендации по совершенствованию формирования землепользования

сельскохозяйственных товаропроизводителей;

У нормативно-законодательные документы в части оборота и использования земель сельхозназначения, организационно-правового регулирования осуществления государственного земельного контроля.

Ученые аграрных вузов принимают активное участие в разработке программ развития АПК субъектов Российской Федерации в части научного и кадрового обеспечения. В частности, в целях практического применения результатов интеллектуальной деятельности в сельскохозяйственном производстве в 2011г. 12 образовательных учреждений,

подведомственных Минсельхозу России, создали 28 хозяйственных обществ (Иркутская ГСХА - 1, Казанская ГАВМ - 1, Омский ГАУ - 3, Оренбургский ГАУ - 1, Орловский ГАУ - 7, Российский государственный аграрный заочный университет - 4, Санкт-Петербургский ГАУ - 4, Уральская ГАВМ - 2, Уральская ГСХА - 2, Челябинская ГАА - 2, Кемеровский ГСХИ -

1, Московская ГАВМ - 1), 45 вузов планируют создать еще 209 хозяйственных обществ.

Г) В части формирования и развития современного кадрового корпуса системы профессионального образования совершенствуется деятельность по повышению квалификации преподавательского состава аграрных образовательных учреждений.

Подготовка научно-педагогических кадров осуществляется в аспирантуре (открыта во всех аграрных вузах, подготовка аспирантов осуществляется по 147 научным специальностям) и докторантуре (открыта в 24 вузах). Созданы и функционируют на базе 26 ведущих вузов центры повышения квалификации преподавательского состава аграрных образовательных учреждений; организуются стажировки преподавателей в образовательных и научных учреждениях Минобрнауки России и зарубежных стран, в том числе молодых ученых; приглашаются зарубежные специалисты для теоретического и практического обучения студентов и преподавателей.

Д) В части экономики профессионального образования и обновления механизмов управления осуществляется следующий комплекс организационных мероприятий:

У разработка и утверждение целевых показателей деятельности

подведомственных образовательных учреждений, в которых учтена работа вузов по кадровому обеспечению агропромышленного комплекса Российской Федерации;

У оптимизация экономических условий функционирования аграрных

образовательный учреждений, в том числе посредством разработки и внедрения механизма распределения бюджетного финансирования между аграрными вузами по результатам их работы;

У совершенствование управления вузами совместно с органами управления АПК субъектов Российской Федерации (подбор кандидатур на должность ректора вуза, организация целевого приема сельской молодежи, целевой контрактной подготовки, создание центров практического обучения на базе передовых сельскохозяйственных предприятий, трудоустройство выпускников вузов в организации АПК);

У оптимизация сети образовательных учреждений аграрного профиля и их

интеграция с научно-исследовательскими институтами; в частности, с 2004 года к 32 вузам присоединены 22 техникума, 41 институт повышения квалификации, 1 вуз и 1 НИИ. Вузы Минсельхоза России принимают участие в конкурсах, объявляемых Минобрнауки России. В частности, РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева выиграл конкурс по совместному с зарубежным исследователем проведению научных исследований; Саратовский ГАУ, Санкт-Петербургский ГАУ, Красноярский ГАУ выиграли конкурс программ развития; Мичуринский ГАУ выиграл конкурс по совместной с НИИ деятельности; Ставропольский ГАУ выиграл конкурс по созданию кластера по подготовке рабочих кадров для Северо-Кавказского

федерального округа. Вместе с тем, следует отметить, что ни один отраслевой вуз не смог выиграть конкурс «исследовательский университет».

Вторым направлением улучшения кадрового обеспечения АПК является стимулирование закрепления молодых специалистов в аграрном секторе экономики России. В целях реализации данного направления в каждом аграрном вузе РФ созданы структуры, способствующие трудоустройству выпускников, занимающиеся сбором информации о вакантных местах в сельхозорганизациях, условиях приема на работу молодых специалистов. Вместе с тем, внедрена целевая контрактная подготовка кадров на основании трехсторонних договоров (работодатель-вуз-студент), в соответствии с которыми вуз готовит специалиста требуемой специализации, а работодатель обязуется взять этого специалиста на работу на определенных условиях (в настоящее время более 32,2 тыс. студентов обучаются в рамках целевой контрактной подготовки). Между вузами и органами управления АПК субъектов Российской Федерации подписаны соглашения, в которых предусматривается совместная реализация мероприятий по закреплению молодых специалистов в аграрном секторе экономики.

В рамках вышеуказанного направления улучшения кадрового обеспечения АПК Минсельхозом России был обобщен опыт 83 субъектов Российской Федерации по закреплению молодых специалистов в аграрных секторах экономики регионов, предусматривающий единовременную поддержку молодых специалистов, ежемесячные денежные выплаты, субсидии на приобретение (строительство) жилья. Решение жилищной проблемы молодых специалистов осуществляется также через ФЦП «Социальное развитие села», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 № 949. Реализация указанных мероприятий позволила увеличить долю выпускников вузов, трудоустроившихся на работу на предприятия агропромышленного комплекса: в 2011 году этот показатель составил более 60% выпускников, обучавшихся за счет средств федерального бюджета по очной форме.

Третьим направлением улучшения кадрового обеспечения АПК является развитие системы мониторинга и управления кадровым обеспечением аграрного сектора экономики РФ. В настоящее время оценка обеспечения сельхозорганизаций специалистами с высшим профессиональным образованием осуществляется с помощью информации по численности, составу и движению кадров АПК, получаемой от органов управления АПК субъектов Российской Федерации. Совершенствование системы мониторинга и управления кадровым обеспечением предполагает:

У организацию регулярных мониторинговых исследований кадрового

потенциала АПК;

У создание отраслевой электронной системы взаимодействия аграрных

образовательных учреждений и работодателей;

У внедрение актуализируемых банков данных о состоянии сельского рынка труда

и резерве управленческих кадров АПК;

У практическую отработку новых механизмов общественно-государственного партнерства;

У реализацию региональных целевых программ по кадровому обеспечению АПК

субъектов Российской Федерации с внедрением инструментов программно-проектного подхода; совершенствование целевой подготовки специалистов [5].

В настоящее время данная работа проводится в тесном взаимодействии с руководителями образовательных учреждений аграрного профиля и органами управления АПК субъектов Российской Федерации. Реализация указанных направлений, комплекса организационных мероприятий во многом способствует развитию кадрового потенциала, а значит - росту конкурентоспособности отечественного АПК.

Примечания:

1. Долгушкин Н.К. Кадровый потенциал как фактор инновационного развития

агропромышленного комплекса // Международный сельскохозяйственный журнал. 2009. № 5.

С. 10-11.

2. Инновационная деятельность в аграрном секторе экономики России / под ред. И.Г. Ушачева, И.Т. Трубилина, Е.С. Оглоблина, И.С. Санду. М.: Колос, 2007. 636 с.

3. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года // Экономика сельского хозяйства России. 2009. № 3. 80 с.

4. Нечаев В.И., Полутина Т.Н., Земляных Е.И. Научно-информационный кластер в АПК Краснодарского края: опыт, проблемы, решения // АПК: экономика и управление. 2010. № 10. С. 23-29.

5. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2030 года. М.: ИНЭС, 2004. 24 с.

References:

1. Dolgushkin N.K. Personnel potential as factor of innovative development of agroindustrial complex // International agricultural journal. 2009. No. 5. P. 10-11.

2. Innovative activity in agrarian sector of economy of Russia / Eds. I.G. Ushachev, I.T.Trubilin, E.S.Ogloblin, I.S.Sandu. M.: Kolos, 2007. 636 pp.

3. The concept of a sustainable development of rural areas of the Russian Federation for the period till 2020 // Agricultural economics of Russia. 2009. No. 3. 80 pp.

4. Nechaev VI., Polutin T.N., Zemlyanykh E.I. Scientific-information cluster in agrarian and industrial complex of Krasnodar Territory: experience, problems and solutions // Agrarian and industrial complex: economy and management. 2010. No. 10. P. 23-29.

5. Strategy of innovative development of the Russian Federation for the period till 2030. M.: INES, 2004. 24 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.