18.10. ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ КАМПАНИИ ПО СОЗДАНИЮ «УМНЫХ ГОРОДОВ» В КИТАЕ: НЕДОСТАТКИ ЗАКОНА О КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ
Русакова Екатерина Петровна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права и процесса и международного частного права
Место работы: Российский университет дружбы народов (РУДН) Юридический институт
Rusakova_ep@pfur.ru
Барулина В. П., студентка магистратуры
Место учебы: Российский университет дружбы народов (РУДН) Юридический институт
victoriabarulina@gmail.com
Горбачева А. И., студентка магистратуры
Место учебы: Российский университет дружбы народов (РУДН) Юридический институт
anna.gorbachyowa@gmail.com
Аннотация: многие города по всему миру все чаще внедряют технологическую инфраструктуру в своих районах. Такие инфраструктуры направлены на сбор большого объема данных с граждан с целью улучшения сферы государственных услуг. В этой статье проанализированы проблемы конфиденциальности, вызванные проведением общенациональной кампании Китая под названием «Smart city (умный город)», а также причины неспособности закона Китая о Кибербезопасности решить проблемы, связанные с неприкосновенностью частной жизни граждан.
Стоит отметить, что в Китае отсутствует общий закон о защите персональной информации, который применялся бы к данным, собранным с помощью технологии «умного города». Авторами настоящей статьи предлагаются практические рекомендации по улучшению механизмов защиты данных граждан в рамках проводимой в Китае кампании «Smart city».
Ключевые слова: закон о Кибербезопасности, защита персональных данных, конфиденциальность, право на частную жизнь, «умный» город, «умные» технологии, интернет вещей.
PROBLEMS OF ENSURING THE CONFIDENTIALITY OF PERSONAL DATA IN THE CONTEXT OF THE IMPLEMENTATION OF THE SMART CITIES CAMPAIGN IN CHINA: IMPERFECTIONS OF CYBERSECURITY LAW
Rusakova Ekaterina P., PhD., associate professor, associate professor of Civil Procedural Law of the Department of Civil and Civil Procedural Law and Private International Law
Place of employment: Law Institute of the RUDN University
Rusakova_ep@pfur.ru
Barulina V. P., master's student
Study place: Law Institute of the RUDN University
victoriabarulina@gmail.com
Gorbacheva A. I., master's student
Study place: Law Institute of the RUDN University
anna.gorbachyowa@gmail.com
Abstract: many cities around the world are increasingly embedding technological infrastructure in urban spaces. These infrastructures aim to collect vast amounts of data from citizens with an apparent purpose of improving public services. This article discusses privacy concerns generated by China's nationwide smart city campaign and further investigates why China's latest Cybersecurity Law is not adequate to address the risks to citizens' privacy. It is important to add that there is no privacy law in China that would apply to most data collected by smart city infrastructure; nor is there any law that would protect any personal data collected under this framework.
Keywords: cybersecurity Law, data protection, confidentiality, privacy right, Smart City, Smart Technologies, Internet of Things.
Широкое распространение информационных и цифровых технологий в городах позволяет гражданам формировать свою собственную среду обитания с по-
мощью интерактивных технологий.
Изменение города, основанное на применении информационных технологий, привело к появлению всемирной
инициативы по созданию «умных» городов, благодаря которой правительства разных стран начали внедрять датчики, беспроводные технологии и технологии облачных вычислений в сферу общественного транспорта, банковских услуг и коммуникаций, также было создано «электронное правительство» [1]. В данной статье будет проведено исследование аспектов появления «умного города», а также различных подходов к определению целей и задач такого нововведения. Кроме того, будут выявлены возможные проблемы внедрения концепции «умного города», связанные с персональными данными граждан. Также будет рассмотрен недавно принятый Закон Китая о Кибербезопасности.
Появление концепции «умных городов»
Развитие концепции «умного города» в последние три десятилетия сильно преобразовалось благодаря изменениям в технологиях межсетевого взаимодействия. Предшественник технологии «умного города» может быть найден в Интернете вещей (англ. Internet of Things (IoT)). Интернет вещей предусматривает широкое использование взаимосвязанных сетевых технологий, которые в некотором смысле являются результатом слияния традиционных технологий и новых развивающихся цифровых технологий (например, технологии персонального здоровья и смартфоны). Эта идея получила широкое признание в области личных коммерческих технологий [10].
Объекты в рамках IoT обычно подключаются к технологическим платформам либо через Интернет, либо через локальные сети; это позволяет им взаимодействовать друг с другом без необходимости непосредственного вмешательства человека для управления этими системами. Технология IoT является концептуальным предшественником современного «умного города». Сознательное выдвижение инициативы «умного города» возникло с идеями внедрения технологий «Smart Earth (умная Земля)», которые компания IBM Corporation представила в ноябре 2008 года. Эта идея заключается в следующем: внедрение информационных технологий во всевозможные физические объекты с целью «интеллектуализации» города для граждан [8]. Концепция «умного города» является одним из самых важных результатов проекта «Smart Earth». «Интеллект» города, по-видимому, обусловлен степенью зависимости от сетевых технологий для облегчения коммуникаций на всей территории городских районов.
Термин «умный город» заключает в себе различные понятия, которые не всегда являются последовательными или информативными. «Умный город» включает такие термины, как «интеллектуальный», «инновационный», «сетевой», «проводной», «цифровой», «креативный» и «культурный». Все они постоянно используются и объединяются для иллюстрации городских вопросов. Эти термины не могут точно описать «умный город» - действительно, эта концепция в буквальном смысле просто переигрывает более раннюю идею цифрового города - и, как результат, получить четкое и понятное определение «умного города» может быть сложно. Эта проблема усугубляется тем фактом, что ученые из разных областей исследований обсуждают «умный город» с разных точек зрения, в рамках разных дисциплин, поэтому получить точное определение довольно затруднительно.
В этом смысле город уже является максимально открытой системой, в рамках которой запросы, передвижения и взаимодействия граждан в городе с легкостью
можно отследить. Тем не менее, участие граждан в изменении умного города осуществляется в общей манере, что лишает взаимодействие граждан с системами «умного города» индивидуальных требований и параметров. Это так называемая обобщающая статистическая модель.
В противоположность статистической модели другие определения подчеркивают роль технологий в концепции «умного города». Существует утверждение, что «умные города» имеют возможность перераспределять несправедливое государственное распределение ресурсов и доступ к ним, оказывать помощь в выявлении неэффективной или неработающей инфраструктуры, решать проблемы распределения муниципальных услуг (включая нехватку воды и энергии), колебания цен на жилье, а также выявлять экологические проблемы и вмешиваться в них [7]. Такая позиция является воплощением техно-утопической точки зрения на способность «умного города» влиять на позитивные изменения в городе. Безусловно, это является желаемым результатом внедрения технологий «умного города», однако, к сожалению, трудноосуществимым.
С 2011 года в Китае происходит стремительная урбанизация в сочетании с подходом цифровой трансформации. Это произошло вследствие того, что Китай инициировал кампанию «умного города» под руководством правительства. Эта кампания началась с того, что правительство классифицировало города по трём уровням: городами «первого уровня» стали Пекин, Шанхай и Гуандун; однако технология «умного города» была внедрена также и в города второго, и третьего уровня. Таким образом, такие города, как Иньчуань, Таншань, Яньтан и Урумчи, которые находятся за пределами материкового Китая, развили инфраструктуру «умных городов» на сопоставимых условиях с такими городами, как Роттердам и Мельбурн. Китай получил различные результаты проведения кампании «умного города»:
С одной стороны, этот проект способствует решению современных городских проблем с точки зрения согласования потребления энергии и природных ресурсов, расширения городских территорий и обеспечения доступности инфраструктуры для граждан.
С другой стороны, технические требования к работе «интеллектуальных городов» - неизбирательный всеобщий сбор и анализ данных - происходят за счет персональных данных граждан.
Кампания по созданию «умных городов» в Китае
Начало внедрения проекта «умного города» в Китае было положено еще до середины 1990-х годов, предшествовав идее IBM Corporation об «умной Земле» в 2008 году. За последние три десятилетия проект Китая по внедрению «умного города» пережил стремительную эволюцию, пройдя три фазы. В 1995 году политика «интеллектуальных городов» началась с плана городской информатизации под названием «Eight Gold» (кит. bajln jihua). Проект «Eight Gold» был направлен на развитие информационной инфраструктуры по всей стране, что означало начало обновления городов, основанного на цифровых технологиях. С 1998 года более 300 городов в Китае внедрили «умную» инфраструктуру. Этот первый этап был назван «Цифровой город», основной характеристикой которого была цифровизация геолокационной информации.
На смену «Цифровому городу» приходит второй этап, названный «Город Интернета» или «Беспроводной город». Это изменение связано с развитием ин-
тернет-инфраструктуры и беспроводных технологий. Строительство микрорайонов второго этапа в Китае в основном началось в 2005 году. На этом этапе инфраструктура межсетевого взаимодействия стала применяться в правительстве на разных уровнях, в коммерческих и корпоративных сетях. Чтобы обеспечить более надежную и стабильную поддержку, в конце 2008 года китайское центральное правительство в конечном итоге провело реструктуризацию телекоммуникационных компаний Китая, в итоге были созданы три гиганта: China Mobile, China Telecom и China Unicom, которые находятся в собственности государства. Сразу же после этого китайское правительство предоставило лицензии на SG-сервис для мобильных устройств трем государственным телекоммуникационным компаниям. Это послужило началом для широкого внедрения смартфонов и цифровой связи. Однако эти нововведения не сразу достигли подавляющего большинства китайской общественности, а лишь в 2008 с массовым распространением смартфонов.
В 2008 году в Китае насчитывалось примерно 17 миллионов смартфонов, а в 2018 году этот показатель вырос до 1,09 миллиарда [12]. Возрастание числа пользователей смартфонов привело к появлению так называемого «умного города» с сенсорной сетью. Датчики в сочетании с высокоплотными технологиями внедряются в системы общественного транспорта, сферу коммерческих услуг, электронное управление, коммуникации и так далее. Тем самым, можно заметить, что растущий показатель использования смарт-устройств позволяет внедрить технологию «умного города» в Китае.
В 2011 году Правительство Китая представило 12-й пятилетний план. План является ключевым официальным документом, в котором изложено прогнозируемое будущее Китая, а также установлены общие рамки экономического развития страны. Двенадцатый План является первым документом, который предусматривает проведение политики «умного города»; план также предусматривает направление ресурсов на развитие промышленного прикладного программного обеспечения, инфраструктуры интернет-технологий, интеллектуальных устройств и мобильных решений, корпоративных приложений, оперативных служб «умного города» и т.д. [13].
В 2012 году Заместитель министра по Жилищному и городскому строительству, развитию городов и сельских регионов опубликовал Уведомление об осуществлении Национального экспериментального проекта по созданию «умного города» и Руководящие указания по содействию устойчивому развитию соседних городов, а также утвердил 90 пилотных проектов по созданию «умных городов» в Китае [7]. Данные проекты имели колоссальный успех, поэтому позже центральное Правительство Китая представило еще одну серию Уведомлений о Руководящих стратегических принципах по развитию «умных городов», в том числе «Уведомление об ускорении реализации проекта «Умный город», Новый Национальный план по урбанизации (2014-2020 годы) и Руководство по содействию устойчивому развитию «умных городов». Эта политика направлена на дальнейшее продвижение проектов по созданию «умных городов» в небольших и средних городах. 5 марта 2015 года Премьер Ли Кэцян обнародовал стратегию «Интернет Плюс» в своей презентации на ежегодной сессии Китайского Собрания Народ-
ных Представителей. Национальная стратегия поддерживает внедрение новых технологий в традиционные отрасли экономики, а также создание старт-апов на базе сети Интернет. Данная стратегия обеспечила прогресс в области цифровой урбанизации в Китае.
Можно заметить, что «умный город» - это национальный проект, инициированный центральным правительством Китая, целью которого является эффективное управление городским пространством с помощью цифровых технологий. Однако общенациональная реализация проекта «умный город» опирается на относительно децентрализованный метод городского управления. Это означает, что муниципальные органы власти, которые принимают участие в проекте «умный город», имеют право управлять реализацией этого проекта в своих субъектах под руководством соответствующих центральных министерств. Централизация процесса принятия решений и децентрализация реализации являются характерными чертами проекта «умный город».
Китайская Ассоциация индустрии связи сообщает, что к 2015 году 285 городов приняли участие в проекте «умный город» [6]. В 2018 году в Китае насчитывается уже около 500 пробных версий «умного города», что превосходит по численности другие страны мира, инициировавшие аналогичные проекты [15].
Данные, полученные в «умных городах» путем взаимодействия пользователей с датчиками, точками доступа Wi-Fi и другими технологиями, являются важной частью процесса сбора данных для Правительства. Ожидается, что такой способ передачи данных также способен обеспечить создание сложных форм наблюдения и контроля, что делает его очень ценным для бизнеса и городского управления.
Цифровые города способствуют созданию огромного количества цифровых услуг и мобильных приложений, каждое из которых выполняет ряд всевозможных задач для граждан, что, в свою очередь, обеспечивает сбор данных о деятельности пользователей. В совокупности это создает относительно большие объемы геолокационных данных о городском населении. Хотя граждане предоставляют только часть своих данных с помощью используемых медиа-платформ и датчиков, эта информация и непрерывное отслеживание данных позволяет идентифицировать личность пользователя [7].
Такое хранение и использование данных гражданина может привести к увеличению споров, связанных с нарушением неприкосновенности частной жизни. Отслеживание данных имеет существенное влияние на взаимоотношения между корпоративными цифровыми системами и гражданами в качестве наблюдаемых и государственными учреждениями в качестве наблюдательных органов [9].
Опасения, связанные с защитой персональных данных в Китае
Китай не является первой страной, где развернулась широкая дискуссия о неприкосновенности частной жизни граждан в умных городах «smart cities». В США, например, общественные опросы, касающиеся вопросов конфиденциальности, продолжаются с того момента как Интернет стал достоянием общественности. В 2013 году Эдвардом Сноуденом были выявлены заинтересованность правительства США в получении персональных данных при сотрудничестве с «технологическими гигантами», а также тот факт, что Агентство национальной безопасности (далее - АНБ) США
наблюдает за американскими гражданами в рамках программы PRISM при содействии телекоммуникационных компаний, которые предоставили АНБ доступ к серверам высокотехнологичных компаний США, таких как Google, Facebook, Microsoft и Apple [9].
Жители Китая оказались в затруднительном положении в результате совмещения не в полной степени отвечающей потребностям населения политики городского планирования и системы массового наблюдения, накапливающей данные о широком спектре деятельности граждан. В начале 2018 года, когда интернет-покупатели, использующие скоринговую программу компании Sesame Credit, проверяли свои ежегодные записи о транзакциях, они заметили, что условия соглашения с данной организацией не обеспечивают эффективной защиты их конфиденциальной информации. Материнская компания, в свою очередь, заявила, что не несет никакой ответственности за пользовательские данные, их уничтоженние или передачу третьим лицам [7].
Несмотря на то, что данные об онлайн-покупках в Китае крайне противоречивы, они занимают значительное место в проведении кампании по организации «умных городов». В марте 2016 года вице-президент Sesame Credit Ху Тао выступил с речью на тему: «Технология плюс кредитный рейтинг - это будущее умного города». Тао стремился поддерживать тесное сотрудничество с правительством Китая, заявляя, что, если правительство сделает открытым доступ к персональным данным, а также предоставит его компании всю необходимую информацию о гражданах, Sesame Credit сможет эффективно содействовать правительству Китая в деятельности по улучшению функционирования электронного правительства через систему «оценки социальной инклюзивности» (social inclusiveness score) граждан [7].
В 2018 году опасения по поводу государственного вмешательства в частную жизнь граждан, вызванные рейтинговой системой Sesame Credit, были усилены деятельностью компании Apple, которая передала управление частью своих облачных сервисов, предназначенных для Китайских пользователей, компаниям, непосредственно находящимся под контролем китайского государства. Таким образом, в результате передачи полномочий по управлению сервисами, содержащими конфиденциальную информацию китайских граждан, госкомпаниям, общественное беспокойство вокруг возможности усиления государственного надзора за частной жизнью граждан значительно возросло. Ключевое значение имеет тот факт, что правительственные агентства в Китае теперь имеют право запрашивать информацию о пользователях iCloud, которые представляют примерно 20% китайского рынка мобильной связи [11].
Однако участие корпораций в развитии технологий «умных городов» не ограничивается разработкой персональных вычислительными технологий. Правительством Китая был заключен договор с ZTE, телекоммуникационной компанией стоимостью около 500 миллионов долларов США на предоставление технологических услуг в течение 3 лет по обслуживанию «умных» городов в Китае. В качестве объектов обслуживания договором охватываются 13 подсистем, среди которых «умная» транспортная система, «умное» сообщество и система улучшения состояния окружающей среды, индивидуальные карточки граждан «все в одном»,
«умный» туризм, IT-предприятия, «умное» правительство и большой центр анализа данных [11].
В течение многих лет проблемы конфиденциальности, возникающие в связи с проведением кампании «умного города» оставались неразрешенными по причине отсутствия в Китае правовой основы в области защиты данных в информационном пространстве. В 2017 году был принят Закон о Кибербезопасности (Cybersecurity Law) [4], который сегодня воспринимается как наиболее эффективная гарантия защиты прав китайских граждан в Интернете. Тем не менее данный документ имеет существенные ограничения, которые препятствуют его способности решать растущие проблемы, связанные с конфиденциальностью персональных данных.
Закон о Кибербезопасности: правовые возможности и ограничения
До вступления в силу Закона о Кибербезопасности было принято несколько актов, направленных на создание правовых гарантий конфиденциальности китайских граждан в интернет-пространстве, а именно Решение «Об усилении защиты онлайн-информации» 2012 года Decision on Strengthening Protection of Online Information (далее - Решение); решения о внесении изменений в Закон Китайской Народной Республики «О защите прав и интересов потребителей» - Decision on Amending the Law of the People's Republic of China on the Protection of Consumer RRights and Interests, опубликованный 28 апреля 2013 года (далее - Поправка 2013 года) и Уведомление об усилении управления доступом к сети для мобильных смарт-терминалов - Notice Regarding Strengthening the Management of Network Access for Mobile Smart Terminals, опубликованное в 2012 году (далее - Уведомление) [4].
В Решении указывается, что ответственность за защиту онлайн-информации пользователей несет интернет-провайдер, в частности, он ограничивает сбор данных только случаями необходимости и при этом требует согласия пользователей. Кроме того, интернет-провайдеры не должны продавать или разглашать персональную информацию третьим лицам или уничтожать данные без согласия пользователя.
Поправка 2013 года содержит правило, в соответствии с которым операторы электронного бизнеса не должны собирать данные, не связанные с бизнес-операциями, а также использовать ненадлежащие методы сбора информации или разглашать личные данные потребителей.
Уведомление 2012 года дополнительно запрещает предварительно устанавливать на «умные» устройства приложения или внедрять в них функции, которые могут вызвать обеспокоенность пользователей в отношении неприкосновенности их частной жизни. Аналогично с Решением, положения Уведомления требуют получения согласия пользователя на сбор данных и требуют от производителей смартфонов создания системы защиты данных в своих устройствах.
Решение, Поправка 2013 года и Уведомление содержат четкие правила относительно того, кто несет ответственность за охрану конфиденциальности персональных данных пользователей. Эти правила базируются на распределении обязанностей между тремя главными субъектами: интернет-провайдерами, операторами электронной коммерции и производителями смарт-устройств. Однако в контексте кампании «умный город» цифровые платформы все чаще перекрываются, в результате чего определить субъекта, ответ-
ственного за утечку персональных данных, бывает крайне сложно. В подобных ситуациях совершенно неясно, кто должен на себя брать соответствующие обязанности по защите персональных данных.
В целях защиты законных интересов граждан, содействия поступательному развитию инф социальной и экономической, укрепления кибер-суверенитета и национальной безопасности Китая был принят Закон о Кибербезопасности, который официально вступил в силу 1 июня 2017 года. Таким образом, в сфере защиты персональной информации интернет-пользователей наступил новый этап.
Инновационной чертой Закона о Кибербезопасности является отделение права на персональную информацию от права на неприкосновенность частной жизни. Закон провозглашает защиту персональной он-лайн-информации в качестве фундаментального гражданского права. В тексте подчеркивается, что «персональная информация, касающаяся физических лиц охраняется законом о Кибербезопасности. Никакие организации или отдельные физические лица не могут злоупотреблять правом на использование персональной информации в Интернет-пространстве или ненадлежащим образом использовать её». Эти меры защиты устанавливаются в разделе «Сетевая информационная безопасность» и наиболее ярко отражены в статьях 40-49, которые возлагают обязанности по ответственному накоплению и управлению персональными данными на провайдеров интернет-услуг [4].
Кроме того, Законом о Кибербезопасности предусматриваются требования к защите персональной информации в первую очередь для предотвращения её раскрытия, повреждения или потери. Закон имеет целью установить парадигму, согласно которой интернет-провайдеры, физические лица или организации, должны брать на себя ответственность за защиту персональных информации. В этом смысле подходы и методы сбора и хранения данных подлежат урегулированию и стандартизации для интернет-провайдеров и связанных с ними организаций. Следует также отметить, что по сравнению с предшествующими актами (Решением, Поправкой 2013 года и Уведомлением), Закон о Кибербезопасности расширяет сферу защиты личной информации от «пользователей» (users) до «физических лиц» (individuals), что иллюстрирует экстенсивный характер действия данного Закона [3].
Несмотря на то, что Закон о Кибербезопасности во многом представляется прогрессивным в области обеспечения конфиденциальности персональных данных, он не охватывает всего скопа новых отношений, необходимость регулирования которых предопределяется активно развивающимися технологиями.
Перспективные направления юридического обновления
Предварительное согласование политики персональных данных
Претворение в жизнь концепций «умного» города и интернета вещей создает препятствия на пути обеспечения защиты персональной информации граждан. В этой связи Эдвардс (Edwards) [5], например, предлагает создавать видеоуроки, которые могли бы помогать пользователям через настройки конфиденциальности приложений для мобильных устройств лучше понимать содержание параметров, которые они принимают. Традиционное соглашение «Уведомление и выбор» считается предопределенной политикой, в
соответствии с которой пользователи и поставщики услуг достигают согласия в целях получения взаимной выгоды при оказании онлайн-обслуживания и сбора пользовательских данных. Также автор утверждает, что использование системы предварительно отмеченных галочек в окошках электронного соглашения на обработку персональных данных не соответствует законодательному положению о том, что согласие субъекта правоотношений, то есть пользователя должно быть четким и однозначным. Существующие исследования показывают, что пользователи либо не читают условия, либо не могут концептуального понять то, что именно содержится в соглашениях об обработке пользовательских данных [7].
В целях решения данной проблемы Фан Ян [7], следуя логике Эдвардса, предлагает обновить текущую предварительную политику получения согласия посредством внедрения функции обучения пользователей, например, включения в настройки устройства видеоуроков в качестве необходимого требования Закона о кибербезопасности. В соответствии с данным нововведением любые учебные материалы должны быть максимально удобными и недвусмысленными по содержанию, которым будут определяться методы сбора данных и последующие риски. Материалы должны включать информацию о настройках конфиденциальности, процессе отбора данных, процессе анализа данных и потенциальных результатах сбора информации, полученной от граждан, а также информацию о лицах, несущих ответственность за управление персональными данными.
Шифрование персональных данных граждан
Кроме того, путем внедрения адекватного механизма шифрования пользовательские данные могут быть защищены от деидентификации. Шифрование широко используется в «этических» сферах управления персональными данными, в том числе в области медицины, генетики и страхования. В подобных ситуациях передаваемые данные шифруются или деконтекстуа-лизируются для защиты отдельных субъектов [11]. В этой связи было бы логичным закрепить в законе обязанность в отношении провайдеров услуг, в соответствии с которой они должны шифровать данные по умолчанию, чтобы предотвратить возможность повторной идентификации пользователей.
Право быть забытым
«Право быть забытым» (the right to be forgotten) было выработано в связи с активным развитием СМИ, деятельность которых зачастую затрагивает частную жизнь отдельных лиц, предавая публичной огласке события, которые должны оставаться исключительно персональными, и тем самым нарушая право граждан на неприкосновенность частной жизни. В 2012 году Европейский союз распространил действие «права быть забытым» на персональные данные, находящиеся в Интернет-пространстве. Согласно смыслу данного права, поисковые операторы должны по запросу удалять с серверов устаревшие, не соответствующие действительности или утратившие актуальность личные данные [14].
Хотя право быть забытым официально не было признано китайским законодательством, некоторые ученые [5] определяют его в качестве важного инструмента для защиты конфиденциальности пользователей, утверждая, что Закон о Кибербезопасности Китая предоставляет правовую основу для дальнейшей разработки это-
го права и его последующего включения в Закон. Официальное признание «права быть забытым» позволит создать более прочные гарантии конфиденциальности пользовательской информации в Интернете.
Кампания Китая по созданию «умных» городов поставила вопрос о безопасности персональных данных в авангард общественных проблем. Как уже было упомянуто, существующее законодательство значительно отстает от возникающих в ходе реализации кампании растущих рисков, связанных с конфиденциальностью персональных данных, и, таким образом, не может эффективно разрешать указанные проблемы. Закон о Кибербезопасности не является совершенным. Обособляясь от существующих полемик о данном законе и вообще концепции «умного» города как о средствах для усиления контроля правительства за частной жизнью граждан, их необходимо признать в качестве фактов объективной реальности, результатов объективных процессов развития информационных технологий. В этой связи возможны несколько направлений совершенствования Закона о Кибербезопасно-сти, о которых упоминалось выше, а именно изменение предварительного согласования политики обработки персональных данных, установление обязанности провайдеров услуг шифровать персональные данные по умолчанию и официальное закрепление «права быть забытым».
Защита персональных данных в Китае - сложная проблема, которая не может быть решена в краткосрочной перспективе. Переговоры, конкуренция и взаимодействие между тремя ведущими силами, а именно правительством, крупными коммерческими организациями [2] и гражданами превращают защиту персональных данных в оспариваемый процесс. В этом отношении необходимы эмпирические исследования для всестороннего изучения проводимой Китаем кампании «умного» города, политики персональных данных и связанных с данными явлениями вопросов этики в национальном плане.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 95,28%.
Список литературы:
1. Артемьева Ю.А. Правовое регулирование антимонопольной деятельности в Китайской Народной Республике. Научная статья. Журнал «Юридическая наука». Изд.: Некоммерческое партнерство Евразийский центр сравнительных исследований, Москва - 2014. с. 148-151. ISSN: 2220-5500
2. Ермакова Е. П., Русакова Е.П, Мендоса-Молина С.В. Актуальные проблемы гражданского процесса. Учебное пособие. Изд.: Российский университет дружбы народов (РУДН), Москва - 2017. 82 с.
3. Фролова Е.Е., Ермакова Е.П., Артемьева Ю.А., Ивановская Н.В., Протопопова О.В., Русакова Е.П., Ситкарева Е.В. Разрешение финансовых споров в странах АТР. Монография. Изд.: Ифотропик, Москва - 2019. 368 с.
4. Committee of the National People's Congress. Cybersecurity Law, 2016. URL: http://www.npc.gov.cn/ npc/xinwen/2016-11/07/content_2001605.htm Дата обращения 13.09.2018
5. Edwards Lilian. Privacy. Security and data protection in smart cities: A critical EU law perspective, CREATe Working Paper Series, 2015/11. URL: https://doi.org/10.5281 /zenodo.34501 Дата обращения 11.09.2018
6. EUSME Centre. Sector report: Smart cities in China, Report: Smart Cities in China, 2015. URL: http://www.eusmecentre.org.cn/report/smart-cities-china Дата обращения: 03.10.18
7. Fan Yang. Privacy concerns in China's smart city campaign: The deficit of China's Cybersecurity Law, 2018. URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/full/10.1002/app5.246 Дата обращения 06.09.2018
8. IBM 100. Smarter planet, 2018. URL: http://www -03.ibm .com/ibm/history/ibm 100/us/en/icons/smarterplanet/doi://w ww - 03.ibm.com/ibm/history/ibm100/us/en/icons /smarterplanet/ Дата обращения: 30.09.18
9. Lyon David. Surveillance, Snowden, and big data: Capacities, consequences, critique. Big Data & Society, 2014. URL: http://journals.sagepub.com/doi/10.1177/20539517145 41861 Дата обращения: 10.09.18
10. Miorandi Daniele, Sicari, Sabrina, De Pellegrini Francesco, Chlamtac Imrich. Internet of things: Vision, applications and research challenges. URL: https://www.sciencedirect.com /science/article/pii/S1570870512000674 Дата обращения: 25.09.18
11. Nellis Stephen., & Cadell Cate. Apple moves to store iCloud keys in China, raising human rights fears, 2018. URL: https://www.reuters.com/article/us - china - apple - icloud -insight/apple - moves - to - store - icloud - keys - in - china -raising - human - rights - fears - idUSKCN1G8060 Дата обращения 13.09.2018
12. QuestMobile: China mobile Internet report, 2017. URL: https://www.questmobile.com.cn/blog/en/blog_130.html Дата обращения: 29.09.18
13. The Central People's Government of the People's Republic of China. 12th Five Year Plan (whole passage), 2012. URL: http://www.china.com .cn/policy/txt/2011 -03/16/con-tent_22156007.htm Дата обращения: 02.10.18
14. The European Parliament and of the Council of the European Union. Regulation (EU) 2016/579 of the European parliament and of the council of 27 April 2016 on the protection of natural persons with regard to the processing of personal data and on the free movement of such data, and Repealing Directive 95/46/EC (General Data Protection Regulation), Official Journal of the European Union.
15. Xinhua. China outnumbers other countries in smart city pilots: Report, 2018. URL: http://www.xinhuanet.com /english/2018-02/20/c_136987058.htm Дата обращения: 02.10.18
РЕЦЕНЗИЯ
на тему коллектива авторов: к.ю.н., доцента Е.П. Русаковой, кафедры гражданского права и процесса и международного частного права Российский университет дружбы народов, Барулиной В.П. студентки магистратуры юридического института РУДН, Горбачевой А.И. студентки магистратуры юридического института РУДН, «Проблемы обеспечения конфиденциальности персональных данных в условиях реализации кампании по созданию «умных городов» в Китае: недостатки Закона о Кибербезопасности» Актуальность темы исследования определяется необходимостью проанализировать обеспечение права на неприкосновенность частной жизни в Китае в условиях проведения кампании по организации «умных» городов.
Авторами было обработано большое количество научного материала, на высоком теоретическом и методологическом уровне проведено исследование проблем защиты персональных данных в Китае. Материал в статье логически структурирован, написан научным стилем изложения.
В первой части статьи авторами проведен достаточно подробный и квалифицированный анализ теоретических основ концепции «умный» город, исследован процесс её развития и практической реализации в Китае. Раскрыты основные понятия, появившиеся в связи с цифрови-зацией общественной жизни, а также обозначены проблемы, касающиеся защиты персональных данных в Китае.
Во второй части статьи представлен общий анализ положений вступившего в силу в 2017 году в Китае Закона о Кибербезопасности, выявлены его правовые возможности и несовершенства. Авторами предлагаются несколько направлений, по которым возможно
совершенствование и обновление данного закона в целях обеспечения защиты персональных данных в процессе «интеллектуализации» городов в Китае.
Рецензент
Доцент кафедры гражданского права и процесса и международного частного права Юридического института Российского университета дружбы народов
Ивановская Н.В.