Научная статья на тему 'Проблемы обеспечения энергетической безопасности стран Европы'

Проблемы обеспечения энергетической безопасности стран Европы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1600
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГОПОТРЕБЛЕНИЕ / ЭНЕРГОБЕЗОПАСНОСТЬ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ТРЕТИЙ ЭНЕРГОПАКЕТ / ДОКАЗАННЫЕ ЗАПАСЫ / ИМПОРТОЗАВИСИМОСТЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Захарова Елена Николаевна, Бирюков Евгений Васильевич

В статье рассматривается проблема обеспечения энергетической безопасности европейских стран в рамках двустороннего сотрудничества России и ЕС. Авторами выявлены основные тенденции развития мировой энергетики, проведен анализ объемов потребления энергоресурсов в Европе. Характерной особенностью Европы является ее высокая энергозависимость от импорта сырьевых энергоресурсов из России. Реализуемый сегодня в Евросоюзе комплекс мер «третьего пакета» вызывает нарастание напряженности между Россией и Евросоюзом. Необходимо достичь компромисса с Евросоюзом по поводу применения норм третьего энергопакета к российским проектам. Для укрепления энергетической безопасности европейского континента необходимо достичь компромисса между Россией и ЕС по поводу применения норм третьего энергопакета к российским проектам, а также развивать политический диалог как основу сотрудничества в сфере энергетики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Захарова Елена Николаевна, Бирюков Евгений Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ENSURING ENERGY SECURITY OF THE COUNTRIES OF EUROPE

The article deals with the problems of ensuring of power generation security of European countries within the framework of bilateral cooperation between Russia and EU. The author outlines the main tendencies of world power generation evolution and analyzes the consumption of power generation resources in Europe. A typical feature in Europe is a strong power generation dependency on the Russian import. The currently implemented set of measures by EU implies the ‘third package’ which intensifies tension between Russia and EU. A compromise is needed with EU about the norms of application of the third package to Russian projects. To consolidate the power generation security on the European continent, the political dialog should be encouraged in order to stimulate cooperation in power generation supply

Текст научной работы на тему «Проблемы обеспечения энергетической безопасности стран Европы»

Бизнес в законе

5’2014

19.2. ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАН ЕВРОПЫ

Захарова Елена Николаевна, д.э.н., профессор, заведующая кафедрой экономики и управления

Место работы: Адыгейский государственный университет, Майкоп

zahar-e@yandex. ru

Бирюков Евгений Васильевич, к.э.н., доцент кафедры финансов и кредита

Место работы: Майкопский государственный технологический университет, г.Майкоп

Место учебы:

zaharova@maykop. ru

Аннотация: В статье рассматривается проблема обеспечения энергетической безопасности европейских стран в рамках двустороннего сотрудничества России и ЕС. Авторами выявлены основные тенденции развития мировой энергетики, проведен анализ объемов потребления энергоресурсов в Европе. Характерной особенностью Европы является ее высокая энергозависимость от импорта сырьевых энергоресурсов из России. Реализуемый сегодня в Евросоюзе комплекс мер «третьего пакета» вызывает нарастание напряженности между Россией и Евросоюзом. Необходимо достичь компромисса с Евросоюзом по поводу применения норм третьего энергопакета к российским проектам. Для укрепления энергетической безопасности европейского континента необходимо достичь компромисса между Россией и ЕС по поводу применения норм третьего энергопакета к российским проектам, а также развивать политический диалог как основу сотрудничества в сфере энергетики

Ключевые слова: энергопотребление, энергобезопасность, Европейский Союз, Третий энергопакет, доказанные запасы, импортозависимость

PROBLEMS OF ENSURING ENERGY SECURITY OF THE COUNTRIES OF EUROPE

Zakharova Elena N., Doctor of Economics, Professor, Head of Economy and Management Department

Work place: Adyghe State University, Maikop

zahar-e@yandex. ru

Biryukov Evgeniy V., Candidate of Economic Sciences, associate professor of finance and credit

Work place: Adyghe State University, Maikop

zaharova@maykop. ru

Annotation: The article deals with the problems of ensuring of power generation security of European countries within the framework of bilateral cooperation between Russia and EU. The author outlines the main tendencies of world power generation evolution and analyzes the consumption of power generation resources in Europe. A typical feature in Europe is a strong power generation dependency on the Russian import. The currently implemented set of measures by EU implies the ‘third package’ which intensifies tension between Russia and EU. A compromise is needed with EU about the norms of application of the third package to Russian projects. To consolidate the power generation security on the European continent, the political dialog should be encouraged in order to stimulate cooperation in power generation supply

Keywords: power consumption, power security, EU, third power package, proven reserves, dependency on imports

Прирост численности населения мира, прогрессирующий характер развития цивилизации обуславливает увеличение энергопотребления в мире, что, в свою очередь приводит к существенному росту конкуренции в борьбе за энергетические ресурсы и ставит проблемы поддержания глобальной конкурентоспособности для стран, не обладающих значимыми топливноэнергетическими ресурсами[1].

Значимость энергетики как основы жизнеобеспечения и деятельности человека вынуждает национальные правительства и международные организации рассматривать вопрос энергетической безопасности-как один из важнейших аспектов взаимодействия глобальных игроков, заинтересованных в устойчивом развитии на мировом рынке[2].

Энергетическая безопасность является одним из самых важных направлений политики европейских государств, которую необходимо рассматривать в рамках глобальной энергетической системы[3].

Основная часть

К основным тенденциям развития мировой энергетики относится:

1) рост мирового спроса на первичные энергоносители.

Согласно прогнозу, опубликованному British Petroleum (ВР)[4], мировое потребление энергии возрастет к 2035году на 40,8%. Глобальный спрос на энергию продолжит расти в среднем на 1,5% в год до 2035 года. При этом до 2020 года ожидается темп прироста на уровне 2%, а с 2020 года темпы потребления снизятся и составят порядка 1,2% в год.

Рис. 1. Рост потребления энергии в целом по миру и в странах ЕС до 2035 г.

2) Структура мирового энергопотребления постепенно становится диверсифицированной и сбалансированной: к 2035 г. происходит постепенное выравнивание долей ископаемых видов топлива (нефть -28,3%,газ - 26,4%, уголь - 27%) и неископаемых (18,4%), что свидетельствует о развитии межтопливной конкуренции и повышении устойчивости энерго-снабжения[5].

При этом радикальных изменений в мировой топливной корзине не прогнозируется - мировая экономика по-прежнему будет зависеть от ископаемых видов топлива (рисунок 2).

306

Захарова Е. Н., Бирюков Е. В.

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАН ЕВРОПЫ

Рис. 2. Структуры потребления первичной энергии по видам

топлива в мире на 2012 и 2035 гг

3) Развитие технологий и рост использования возобновляемых источников энергии, которые демонстрируют наибольший темп роста в прогнозный период до 2035 года (в 4,7 раза к уровню 2012 года). Однако по абсолютным объемам прироста потребления и расширению своей ниши в топливной корзине будет лидировать газ (+1643,9 млн. тонн нефтяного эквивален-та).Следует подчеркнуть, что развитие технологий возобновляемой энергетики пользуется мощной политической поддержкой во многих развитых странах, прежде всего в Евросоюзе.

4) Неравномерность распределения мировых запасов нефти и газа, что приводит к делению стран на импорто-ориентированные (почти все страны Европы, США) и экспортно-ориентированные (Россия, Венесуэла, Саудовская Аравия). В России находится 87,2 трлн. баррелей доказанных запасов нефти (или 5,2% от мировых запасов), 32,9 трлн. куб.м доказанных запасов природного газа (17,8% общих мировых запасов).

На страны Евросоюза, которые относятся к числу основных импортеров, приходится 1,7 трлн. куб.м мировых запасов газа, что составляет менее 1% мировых доказанных запасов и всего лишь6,8трлн. баррелей доказанных запасов нефти (0,4% мирового подтвержденного запаса). Это обусловливает значительную зависимость энергетической безопасности Европы от энергетической политики России и других экспортеров.

Так, зависимость Европы от импорта природного газа возросла с 34,3% в 2005 году до 45,6% в 2012 году (рисунок 3).

По мере усиления импортозависимости Европы более актуальным становится курс на энергетическую самодостаточность, обеспечиваемую собственными ресурсами (включая возобновляемые) и добычей национальных компаний за рубежом.

Одним из крупнейших поставщиков энергоресурсов в страны Европы является Россия. Объемы поставок нефти в Европу из РФ довольно внушительны и составляют около 200 млн тонн в год (для сравнения: в Китай - 15 млн, в страны СНГ - 30 млн тонн). Кроме того, в Европу ежегодно поставляется около 115 млн тонн нефтепродуктов (в Китай - 5 млн, в страны СНГ -15 млн тонн). Общий импорт стран Европы - 475 млн тонн нефти и 143 млн тонн нефтепродуктов (за 2012 год, по данным ВР Statistical Review of World Energy). Таким образом, легко понять, что доля России в импорте Европы - 42% по нефти и 80% по нефтепродуктам.

Рис. 3. Соотношение объемов потребления и импорта природного газа в страны Европы в 2005-2012 гг.

Доля поставок российского газа в страны Европы по итогам 2012 года составили 186Млрд. куб. метров, что составляет 39,7% общего объема европейского импорта природного газа (рис. 4).

Рис. 4. Структура импорта природного газа странами Европы

До 2011 года Россия ежегодно наращивала свое присутствие на европейском рынке природного газа: так, по итогам 2011 года ее доля в общем импорте достигла 44,1%. В последние два года наблюдается тенденция снижения данного показателя до 39,6% по итогам 2012 года. Это по большей части связано с политикой диверсификации, но также с появлением новых вариантов газовых поставок, включая подводные газопроводы из Северной Африки и СПГ из Катара. Наиболее зависимые от российского газа европейские страны расположены в Восточной и Центральной Европе и не имеют СПГ-терминалов.

Кроме России газ по трубам на европейский рынок поставляется из Великобритании, Нидерландов, Норвегии, Алжира и Ливии. Норвегия с 2002-го по 2012 год, по данным ВР, нарастила добычу с 65,5 млрд кубометров до 115 млрд; Нидерланды достигли пика добычи в 2010-м - 70,5 млрд кубометров, а потом она начала падать (63,9 млрд кубов в 2012-м); добыча в Великобритании упала за десять лет с 103,6 до 41 млрд кубометров; в Дании, Германии, Италии добыча не очень значительная и тоже упала в 1,5-2 раза; в Алжире добыча колебалась в 2002-2012 годах в районе 80-85 млрд кубометров; Ливия показала пик в 2010 году в 16,8 млрд кубов, но на прежний уровень выйти не может из-за кризиса, вызванного свержением режима Каддафи и фактическим распадом страны на подконтрольные разным группам боевиков территории. Правда, снижается и потребление газа, но не такими темпами.

307

Бизнес в законе

5’2014

В государствах Европы вызывает беспокойство по поводу узкого круга поставщиков энергоресурсов, поскольку энергетическая политика стран-поставщиков, в частности, России, находится в прямой зависимости от внутри- и внешнеполитического курса, который для Европы трудно прогнозируем. Негибкая система поставок, отсутствие прямой рыночной зависимости их объема от спроса и«рыночного избытка», препятствует развитию внутриевропейской конкуренции и успешному завершению проекта создания единого европейского рынка газа и электроэнергии.

Поскольку ситуация на европейском рынке остается нестабильной, страны-экспортеры, равно и как страны-импортеры в качестве приоритетной задачи национальных энергетических политик рассматривают минимизацию рисков и обеспечение энергетической безопасности[6]. Энергетическая безопасность как важнейшая цель энергетической политики определяется уровнем зависимости стран от внешних поставок и вероятностью перебоев в них.

Сегодня страны Евросоюза относятся к числу основных импортеров российских энергоносителей[7]. Главные риски сконцентрированы у стран-экспортеров энергоресурсов и находятся вне зоны возможностей воздействия на них европейских импортеров. Поэтому главным направлением обеспечения энергетической безопасности для стран Европы является политический диалог с экспортером и транзитером.

Для экспортеров энергобезопасность отражает не только поставки на внутренний рынок, но и стабильность продаж за рубеж ввиду высокой зависимости бюджетов этих стран от экспортных поступлений.

Основная часть российского газа поставляется в Европу через территорию Украины. После приостановки транзита в январе 2009 года, вызванной долгами Киева и незаконным отбором газа из трубы, Россия активизировала работу по диверсификации поставок в европейские страны. Уже введен в строй морской газопровод «Северный поток» в обход Украины.

Успешные поставки природного газа по «Северному потоку» предопределили поиск возможностей по их дальнейшему увеличению. Кроме того, в рамках проекта «Ямал - Европа-2» предусматривается поставка до 15 млрд. куб.м ежегодно с 2018 г.. Надежные ориентиры для этих планов дает дорожная карта энергетического сотрудничества ЕС и России до 2050 г[8].

Пытаясь укрепить свои позиции в юго-восточной Европе в противовес проектам вывода газа с Ближнего Востока и Каспия и одновременно застраховать себя от транзитных кризисов, Россия реализует проект «Южный поток».

Для укрепления сотрудничества России и европейский стран в области обеспечения энергобезопасности необходимо совместное управление энергетическими рисками, что подразумевает создание общих правовых рамок, определяющих взаимоотношения между поставщиками и потребителями[9].Однако, именно в энергетической сфере кроется нарастающая напряженность между Россией и Евросоюзом. Это во многом связано с позицией органов ЕС - Европарламента, Еврокомиссии, а также многочисленных комитетов и консультативных советов, создаваемых под конкретные законодательные и административные акты, которые зачастую направлены на «сдерживание» российских энергетических компаний.

Например, Третий энергетический пакет, принятый Еврокомиссией в марте 2011 г. в целях либерализации

энергетического и газового рынка, противоречит ряду соглашений между РФ и ЕС, в том числе базовому, в котором есть статья, фиксирующая не ухудшение инвестиционных условий.

Третий энергетический пакет, принятый Еврокомиссией в марте 2011 г., предусматривает имущественноправовое разъединение производящих мощностей от транспортных сетей, что распространяется и на иностранные компании, работающие на рынке ЕС.

ТЭП ЕС нацелен на формирование эффективно функционирующего оптового рынка газа ЕС, участники которого имели бы возможность использовать эффективные разнообразные инструменты поставки газа.

Однако модель рынка газа ЕС посвящена преимущественно вопросам форсированного перевода продаж газа в форму краткосрочной торговли им на виртуальных хабах в формируемых рыночных зонах. Это способно обесценить роль и структуру действующих долгосрочных контрактов, являющихся основой газоснабжения Европы[10].

Разрабатывая Третий Энергопакет, Европа, в первую очередь, хотела уменьшить монополию в газовой сфере на национальных рынках стран-членов ЕС таких гигантов, как ENI, Ruhrgas, Gasde France. Но при таких изменениях «Газпром» тоже попал в данную группу, так как концерн имеет часть контрактов внутри территории ЕС.

Разработан комплекс мер, призванных защитить выделяемые из ВИНК транспортные сети от поглощения зарубежными корпорациями. Вкратце, предлагалось создать равные условия для своих и зарубежных компаний: если добывающая компания ЕС не может владеть транспортными сетями, то и зарубежная добывающая компания не вправе приобретать даже частичный контроль над сетевой компанией на территории ЕС. Будучи реализованным, это положение поставило бы крест на планах Газпрома по экспансии в ТЭК стран ЕС; не случайно его назвали «клаузула о Газпроме».

Газпром, который в настоящее время вносит весомый вклад в укрепление энергобезопасности европейского континента, уже не сможет быть в Европе и поставщиком, и одновременно выступать в качестве владельца им же построенных газопроводов. Причем, Третий пакет затрагивает законодательство в сфере, как действующих, так и строящихся газопроводов («Южный поток»). Совершенно очевидно, что эти новшества направлены именно против Газпрома, как основного поставщика газа в европейские страны.

По требованиям, которые Европа заложила в Третий Энергопакет, «Газпром» должен дать доступ к своим газопроводам другим поставщикам, которые захотят снабжать газом Европу. В случае, если таковые не найдутся, в резерве все равно должна оставаться часть газотранспортных мощностей.

Это ведет к снижению рентабельности энергетических проектов «Газпрома», возникновению проблем во взаимоотношениях с партнерами, формированию прямых и косвенных убытков.

Такая ситуация сложилась с двумя ответвлениями «Северного потока» - OPAL и NEL. Оба эти ответвления частично принадлежат компании Wingas - одному из крупнейших поставщиков газа в Германии, который контролируется «Газпромом».

На просьбу Wingas и E. ON Ruhrgas об исключении данных газопроводов из антимонопольных правил ЕС был получен отказ. В результате OPAL, проектная мощность которого составляет 35 млрд кубометров

308

Захарова Е. Н., Бирюков Е. В.

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАН ЕВРОПЫ

газа в год, загружен лишь наполовину, а оставшиеся 50% мощности Еврокомиссия потребовала зарезервировать для других поставщиков газа. И хотя всем понятно, что взяться им просто неоткуда, требование до последнего времени неукоснительно выполнялось. Очевидно, что «Газпром» несет существенные финансовые затраты, поскольку вынужден оплачивать акционерам «Северного потока» (а самой газовой монополии там принадлежит только 51% акций) полную транзитную мощность газопровода на условиях «качай или плати». А это около 500 млн. долларов в год. И еще примерно столько же составляют косвенные потери, поскольку, компания вынуждена пользоваться услугами Украины, прокачивая через эту страну дополнительные объемы газа и, соответственно, оплачивая его транзит.

Таким образом, Третий энергопакет создал определенные проблемы в практическом сотрудничестве России и ЕС: ухудшение инвестиционной привлекательности некоторых европейских стран для российского бизнеса, рост системных рисков, экспроприацией активов российских компаний. Подобные действия могут вызвать потерю доверия и, в общей сложности, негативно влияют на энергетическую безопасность европейских стран.

Таким образом, Третий Энергопакет требует доработок, потому что в нем не учтены в одинаковой мере интересы производителей и потребителей.

Для обеспечения энергетической безопасности европейских стран необходимо развивать политический диалог и внешнеэкономическое сотрудничество со странами-экспортерами и транзитерами. Такой диалог между Россией и Евросоюзом является основной формой определения направлений сотрудничества в сфере энергетики. В качестве предмета диалога могут выступать обеспечение стабильности поставок, распространение идеологии и технологий энергосбережения, развитие энергетики возобновляемых источников и др. Иными словами, энергосистема должны стать полем взаимовыгодного сотрудничества, а не политической борьбы.

Имеет смысл воспользоваться переговорными площадками международных структур, полноправными участниками которых являются как Россия, так и ЕС. Энергетические проблемы обсуждаются, например, в рамках «Большой двадцатки» и «Большой восьмер-ки».Преимущество сотрудничества в рамках международных организаций состоит в том, что оно ограничивает возможности ЕС распространять свое законодательство на Россию в одностороннем порядке. На международных форумах партнеры ведут переговоры о выработке взаимоприемлемых для них механизмов, которые позднее будут инкорпорированы в их законодательство. Это обеспечивает равенство партнеров, которое, как уже отмечалось, остается базовой категорией внешней политики России.

Список литературы:

1. Michael Sander.Conceptual proposals for measuring the impact of international regimes on energy security Original Research ArticleEnergy Policy, Volume 63, December 2013, Pages 449-457

2. Frank Umbach. Global energy security and the implications for the EU Original Research Article Energy Policy, Volume 38, Issue 3, March 2010, Pages 1229-1240

3. Oistein Harsem, Dag Harald Claes. The interdependence of European-Russian energy relations Original Research Article Energy Policy, Volume 59, August 2013, Pages 784-791

4. BP Energy Outlook 2035. January 2014//http:// [Электронный ресурс] British Petroleum (ВР) Режим доступа www.bp.com/content/dam/bp/pdf/Energy-economics/Energy-Outlook/Energy_Outlook_2035_booklet.pdf, свободный

5. Институт энергетических исследований РАН. Аналитический центр при Правительстве РФ. Прогноз развития энергетики мира и России до 2040 года// [Электронный ресурс] Ин Эи Режим доступа http://www.eriras.ru/files/prognoz-2040.pdf, свободный

6. Жизнин С.З. Энергетика в современном мире и международная энергетическая политика//Балтийский регион № 1, 2010

7. Иванов О.П. Минаев О.С. Энергетическая безопасность в ЕС.//Мир и политика [Электронный ресурс] Режим доступа http://mir-politika.ru/1318-energeticheskaya-bezopasnost-v-es.html, свободный. Дата обращения 20 марта 2014 г.

8. Дорожная карта энергетического сотрудничества. Март

2013//Министерство энергетики РФ [Электронный ресурс] Режим доступа

minenergo.gov.ru/upload/medialibrary/5a8/5a8a4554cc98ce643 fc5e5af4675cdd6.doc, свободный, дата обращения 20 марта 2014 г.

9. Christian Winzer. Conceptualizing energy security Original Research Article Energy Policy, Volume 46, July 2012, Pages 36-48

Конопляник А., Энергодиалог Россия-ЕС: газовый аспект, Берлин, 19.05.2011// http://www.konoplyanik.ru/speeches/11-2011.pdf

Reference list:

1. Sander, M., 2013. Conceptual proposals for measuring the impact of international regimes on power generation security. Original Research: Article Power generation Policy, 63: 449457.

2. Umbach, F., 2010. Global power generation security and the implications for the EU: Original Research: Article Power generation Policy: 38 (3): 1229-1240.

3. Harsem, O. and D. H. Claes, 2013. The interdependence of European-Russian power generation relations: Original Research: Article Power generation Policy, 59: 784-791.

4. BP Power generation Outlook 2035. January 2014. British Petroleum (ВР). Date Views 19.05.2011 www.bp.com/content/dam/bp/pdf/Energy-economics/Energy-OutlookZEnergy_Outlook_2035_booklet.pdf, free.

5. Institute of power generation research of the Russian Academy of Science. The center with the RF Government. Forecast of world and Russia power generation evolution until 2040. Date Views 19.05.2011 www.eriras.ru/files/prognoz-2040.pdf: free.

6. Zhiznin, S.Z., 2010. Power generation in modern world and international power generation policy: Baltic region, 1.

7. Ivanov, O.P. and O.S. Minaev, 2014. Power generation security in the EU. World and politics. Date Views 19.05.2011 www.mir-politika.ru/1318-energeticheskaya-bezopasnost-v-es.html.

8. Road map of power generation cooperation. March, 2013: RF Ministry of Power generation. DateViews 19.05.2011 www.minenergo.gov.ru/upload/medialibrary/5a 8/5a8a4554cc98ce643fc5e5af4675cdd6.doc.

9. Winzer C., 2012. Conceptualizing power generation security: Original Research: Article Power generation Policy, 46: 36-48. Konopljanik, А., 2011. Power generation dialog between Russia- EU: gas aspect: Berlin. Date Views 19.05.2011. www.konoplyanik.ru/speeches: 11-2011.pdf

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

309

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.