УДК 351
Проблемы обеспечения экономической безопасности высшего образования на
современном этапе
Плотников Н.В. [email protected] Санкт-Петербургский государственный экономический университет Россия, 191023, Санкт-Петербург, ул.Садовая, д. 21
Система высшего образования является открытой динамичной системой, в которой протекают процессы развития высшего образования, его реформирования и модернизации, которые оказывают различное влияние на высшее образование в целом и его экономическую безопасность в зависимости от особенностей макроуправления этой сферой. В статье автором сформулировано собственное определение понятия экономической безопасности высшего образования, определено содержание, особенности и отличия процессов развития, реформирования и модернизации высшего образования; структурирована совокупность компонентов образовательного процесса с целью оценки их влияния на экономическую безопасность высшего образования; дана экспертная оценка влияния процессов развития, реформирования и модернизации высшего образования на компоненты образовательного процесса с позиций обеспечения экономической безопасности высшего образования; определен критерий эффективности механизма обеспечения экономической безопасности высшего образования, сформулирован комплекс методологических положений о влиянии внешних и внутренних факторов на уровень и эффективность обеспечения экономической безопасности социально-экономических систем в целом, которые конкретизированы с учетом специфики высшего образования, обоснована целесообразность разработки комплекса эталонных моделей вузов с учетом специфики их нахождения, определены основные условия совершенствования управления на макроуровне системой высшего образования, в том числе связанные с системным финансово-экономическим кризисом.
Ключевые слова: высшее образование, развитие высшего образования, реформирование высшего образования, модернизация высшего образования, экономическая безопасность высшего образования, национальные интересы, управление модернизацией высшего образования, компоненты образовательного процесса, критерий эффективности механизма обеспечения экономической безопасности высшего образования; внешние факторы, внутренние факторы, высшее учебное заведение, образовательный процесс, системный финансово-экономический кризис.
Problems of providing economic security of the higher education at the present stage
Plotnikov N.V. 9843039@mail .ru St. Petersburg state economic university Russia, 191023, St. Petersburg, Sadovaya St., 21
Problems of providing economic security of the higher education at the present stage The system of the higher education is open dynamic system in which developments of the higher education, its reforming and modernization which have various impact on the higher education in general and its economic security depending on features of macromanagement of this sphere proceed. V statye avtoroms formulirovano of a sobstvennoye opredeleniye ponyatiyaekonomicheske, defined the contents,
features and differences of developments, reforming and modernization of the higher education; set of components of educational process for the purpose of an assessment of their influence on economic security of the higher education is structured; it is expertized influences of developments, reforming and modernization of the highest obrazovaniyan components of educational process from positions of providing economic security of the higher education; the criterion of efficiency of the mechanism of providing economic security of the higher education is defined, the complex of methodological regulations on influence of external and internal factors on level and efficiency of providing economic security of social and economic systems in general which are concretized taking into account specifics of the higher education is formulated, expediency of development of a complex of reference models of higher education institutions taking into account specifics of their stay is proved, the main conditions of improvement of management at the macrolevel system of the higher education including connected with system financial and economic crisis are defined.
Keywords: higher education, development of higher education, reforming of higher education, modernization of higher education, economic security of higher education, national interests, development of social and economic system, management of modernization of higher education, components of the educational process, criteria of efficiencyof mechanism of economic securityof higher education, external factors, internal factors, high school, educational process, innovation technologies for improvement of educational process, reference models for universities, system finance and economic crisis.
Современный этап функционирования российского высшего образования характеризуется тенденциями, которые, по сути, образуют сочетание таких процессов, как развитие, реформирование и модернизация, и, соответственно, по-разному влияют на его содержание и качество, всвязи с чем возникает проблема необходимости оценки влияния указанных процессов как в целом на состояние высшего образования, так и на уровень его экономической безопасности. При этом под экономической безопасностью высшего образования мы понимаем такое состояние системы высшего образования, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов в сфере высшего образования и развитие этой сферы в соответствии с долгосрочными и среднесрочными потребностями социально-экономического развития страны.
При этом мы считаем, что любая социально-экономическая система нуждается в развитии. С позиций системного анализа развитие социально-экономической системы предполагает, что реализуются следующие закономерности:
усложнение организационной структуры системы за счет появления новых элементов и подсистем;
появление новых методов управления и регулирования в соответствии с внутренними потребностями и внешними условиями;
разработка методического инструментария оценки и обеспечения устойчивого и безопасного развития.
Для сферы высшего образования вопросы ее идентификации как социально-экономической системы в целом достаточно подробно разработаны, при этом вопросы обеспечения экономической безопасности высшего образования в современных условиях требуют своего дальнейшего развития и соответствующего методологического обоснования.
Комплекс наблюдаемых тенденций в системе высшего образования следует оценить с позиций: функционирование (простое воспроизводство), развитие, реформирование, модернизация. При этом под функционированием будем понимать такое состояние системы высшего образования, когда в ней не наблюдается значимых изменений, обусловленных воздействием внутренних и внешних факторов, что позволяет в целом поддерживать систему обеспечения ЭБВО на имеемом уровне. Если система высшего образования характеризуется процессами развития, реформирования, модернизации, то в этом случае
144
необходим комплекс оценочных мероприятий по определению соответствия системы ЭБВО тем новым качественным и количественным характеристикам, которые приобретает в процессе изменений система высшего образования.
Развитие социально-экономической системы и ее реформирование являются диалектически взаимодействующими понятиями, которые существуют в единстве и противоположности. Единство понятий заключается в том, что реформирование и развитие направлено:
- на повышение эффективности системы;
- на появление новых задач;
- на обеспечение результатов в соответствии с критериями существования системы.
Противоположность понятий заключается в том, что развитие понимается как непрерывный
процесс постепенного изменения отдельных элементов с целью наращивания потенциала системы, а реформирование - как существенное изменение параметров системы в относительно короткие сроки.
Модернизация, являясь разновидностью процесса реформирования, по своей сути является противоположностью процесса постепенного развития системы. При этом и процесс модернизации, и процесс реформирования предполагают изменения в траектории развития системы под воздействием субъективного фактора.
Принципиальным, что существенно, по нашему мнению, отличает реформирование от модернизации, является совокупность объектов воздействия: так, модернизация - это обновление отдельных элементов системы или процесса, в то время как реформирование - это более глубокий процесс, связанный с изменением комплекса отношений, цели которого в большей степени имеют среднесрочный и долгосрочный характер, в то время как модернизация ориентирована на замену элементов в краткосрочном периоде.
Модернизация высшего образования с точки зрения исторического аспекта рассмотрения его необходимости и сущности представляет собой процесс, который нуждается в глубоком обосновании и управлении по мере нарастания сложности тех задач, которые ставятся перед обществом и перед его институтами. При этом необходимо отметить, что само понятие «модернизация высшего образования» -это признание отклонения развития системы высшего образования от тренда или, другими словами, устаревания основных элементов системы.
Модернизация системы как самостоятельное понятие предполагает необходимость уточнения круга вопросов, которые при этом решаются. Любая модернизация является комплексом управленческих действий, выработанных на основании проведенного анализа ситуации в отрасли, который предполагает по существу оценку состояния, в котором находится система в целом, каждый ее элемент, сравнительный анализ состояния системы, ее ресурсной базы. Далее формируется план мероприятий по проведению модернизации системы (производства) по достижению целей модернизации, а затем разрабатывается бизнес-план, в рамках которого оцениваются затраты и результаты предполагаемого процесса модернизации. С учетом специфики системы высшего образования очевидно, что модернизация предполагает определенные затраты, связанные с изменением существенных элементов.
Отличия и модернизации, и реформирования от развития заключаются в том, что система развивается как под воздействием внешних факторов, так и по собственным законам, и на определенном этапе эти внешние факторы и собственные законы приводят систему в состояние, когда ее функционирование противоречит или не соответствует представлениям и/или интересам общества. Кроме этого, необходимо учитывать, что если система государственного управления и/или регулирования высшего образования не совпадает с общими закономерностями развития высшего образования, обусловленными историческими особенностями, социокультурными потребностями и национальными интересами, то система теряет свои системные свойства и особенности, использование внутренних ресурсов истощает ее, в результате чего система теряет необходимый уровень экономической безопасности.
В процессе обобщения проблем высшего образования с позиций обеспечения его экономической безопасности нами была проведена оценка возможного влияния процессов развития, реформирования и модернизации на основные компоненты образовательного процесса в вузе (табл. 1).
Таблица 1
Развитие, модернизация и реформирование основных компонентов образовательного процесса в вузе и их влияние на ЭБВО
Показатель Влияние на уровень ЭБВО
Развитие Реформирование Модернизация
Учебная деятельность
Материально-техническая база + - +
Учебная и учебно-методическая литература + - +
ППС + - -
Сотрудники + - +
Научная деятельность
Материально-техническая база + - +
Научная литература + - +
Научные сотрудники + - +/-
Воспитательная работа
Материально-техническая база + - +
ППС / сотрудники + - +/-
Примечание. «+» - влияет на уровень ЭБВО; «-» - нейтральное воздействие на уровень ЭБВО.
В целом проведенный анализ особенностей развития, реформирования и модернизации системы высшего образования позволил сформулировать гипотезу: критерием эффективности механизма обеспечения экономической безопасности высшего образования является количество рисков, которые сопровождают функционирование системы высшего образования, а также количество рисков, которые формируются в результате развития, реформирования и/или модернизации системы высшего образования.
Если развитие системы предполагает повышение ее эффективности при обеспечении определенной устойчивости с учетом воздействия внешних факторов, то реформирование является процессом, результаты которого трудно поддаются предварительной оценке в связи со многими факторами. Таким образом, по отношению к любой системе принципиально важно определить: - сущность изменений в системе - развитие, реформирование или модернизация;
- источник этих процессов: внутренние потребности и закономерности или внешнее воздействие;
- характер влияния этих воздействий на уровень экономической безопасности системы.
Таким образом, применительно к системе высшего образования на каждом временном отрезке мы должны оценить:
- развивается, реформируется или модернизируется система высшего образования;
- с какой скоростью и глубиной осуществляются изменения в случае ее реформирования, развития или модернизации;
- как эти процессы влияют на уровень экономической безопасности высшего образования.
Очевидно, что развитие системы высшего образования предполагает снижение роли и значения системы экономической безопасности высшего образования и механизма его обеспечения. Нарастание проблем в системе высшего образования предполагает повышение роли и значения системы экономической безопасности высшего образования и соответственно механизма ее обеспечения. Снижение роли и значения системы и механизма обеспечения эконмической безопасности высшего образования не означает, что эти элементы общей системы безопасности не нужны. Это означает, что в данной общей системе обеспечивается поступательное развитие высшего образования, которое соответствует вектору социально-экономического развития страны в целом и/или ее отдельных регионов.
Таким образом, мы имеем следующий комплекс аксиоматических утверждений:
- социально-экономическая система функционирует во внешней среде, которая может быть агрессивной и неагрессивной по отношению к ней. Чем выше уровень агрессивности среды, тем выше роль механизма обеспечения экономической безопасности этой системы и ее отдельных подсистем. Верно, таким образом, и обратное: чем ниже уровень агрессивности внешней среды, тем ниже роль системы и механизмов обеспечения экономической безопасности данной системы;
- для каждой социально-экономической системы существует внешняя среда. Характер воздействия внешней среды определяется ключевыми для каждой системы факторами. Эта совокупность факторов, как правило, является уникальной для каждой сферы и отрасли;
- внешние факторы для любой системы по-разному влияют на ее функционирование: оказывают положительное воздействие; оказывают нейтральное воздействие, оказывают отрицательное воздействие. В случае положительного воздействия мы имеем предпосылки развития системы. Если эти внешние положительные факторы оказывают постоянное воздействие, следовательно, мы имеем устойчивое развитие системы или, по крайней мере, предпосылки устойчивого развития системы. В случае факторов, оказывающих отрицательное воздействие, необходимо провести диагностику факторов с целью определения их характера, источника, возможного диапазона их влияния;
- степень диапазона влияния фактора и степень чувствительности к фактору не совпадают, поскольку диапазон влияния есть вероятностная характеристика, которая, в свою очередь, зависит от ряда других факторов;
- степень чувствительности системы к различным факторам соответственно различна, как различна степень и диапазон влияния и положительных и отрицательных факторов;
- для системы должны быть определены факторы, к которым система чувствительна не только в отрицательном, но и положительном плане;
- критерии экономической безопасности и есть те факторы, к которым система чувствительна, а индикаторы экономической безопасности есть значения, которые предопределяют необходимость выработки управляющего воздействия в рамках механизма обеспечения экономической безопасности высшего образования на элементы системы ЭБВО с целью минимизации угроз эффективного функционирования системы;
- поскольку система может быть открытой или замкнутой, то для замкнутой системы приоритетное значение имеют внутренние факторы, так как к внешним факторам чувствительность системы минимальна. Для открытой системы степень чувствительности к внешним факторам существенно иная, то есть для открытой системы существенное значение имеют и внутренние факторы, и внешние факторы, которые могут оказывать положительное влияние и могут трансформироваться в угрозы, в случае негативного влияния на систему и ее функционирование. Положительное, нейтральное, отрицательное влияние внутренних факторов и соответственно степень чувствительности системы к этим факторам также определяют степень устойчивости системы.
Конкретизируем вышеизложенные методологические положения применительно к системе высшего образования.
Во-первых, система высшего образования - безусловно, открытая система, поскольку важнейшим ресурсом является наличие студентов, и этот ресурс является постоянно изменяемым.
Во-вторых, системы высшего образования нуждается в финансовых ресурсах, которые продуцируются ею самой в ограниченных масштабах. В основном источником этих ресурсов являются либо федеральный бюджет, либо иные бюджеты (бюджеты субъектов федерации, местные бюджеты), либо средства благотворителей, спонсоров, либо средства родителей, либо средства самих студентов.
В-третьих, система высшего образования нуждается в интеллектуальных, энергетических и иных материальных ресурсах для обеспечения нормального функционирования учебного процесса.
Внешние и внутренние факторы, оказывающие влияние на систему высшего образования, достаточно подробно исследованы в специальной литературе. Вместе с тем вопросы чувствительности к указанным факторам исследованы недостаточно.
Развитие системы высшего образования есть пошаговый (постепенный) переход из одного состояния в другое, которое характеризуется:
- улучшением параметров учебного процесса;
- повышением квалификации и преподавательских навыков преподавателей;
- развитием научной работы студентов и преподавателей;
- развитием академической мобильности;
- активным вовлечением в учебный процесс практических работников;
- созданием системы качества управления вузом и сертификацией этих систем и пр.
Указанные процессы предполагают активное участие в рамках их компетенции учредителей и
собственников в выборе и обосновании целей и задач развития вузов в частности и системы высшего образования в целом. Кроме того, внешняя среда должна максимально способствовать реализации указанных процессов, поскольку особенностями системы высшего образования является то, что ее результат - выпускники - востребован именно внешней средой. При этом необходимо иметь в виду, что в системе высшего образования, как и в любой сложной социально-экономической системе, развитие осуществляется не одновременно, а постепенно, когда опыт отдельных вузов в развитии своей деятельности становится общей практикой. Если в течение определенного срока не все вузы осваивают инновационные технологии совершенствования образовательного процесса, представляющего собой единство учебного, научного, воспитательного и управленческого процесса, то диагностика вуза позволяет выработать рекомендации, которые заключаются, как правило, в совершенствовании системы менеджмента.
Таким образом, мы приходим к двум основополагающим выводам:
- для обеспечения эффективного управления развитием системы высшего образования должны быть спроектированы эталонные модели вузов, соответствующие профилю подготовки, поставленным задачам, роли в системе высшего образования и внешним условиям их функционирования (отраслевые, региональные). В данном контексте эталонная модель понимается как совокупность характеристик вузов, которые включают в себя как эргономические параметры, нормативы по обеспечению условий организации учебного процесса, так и совокупность пороговых значений для вуза определенной категории;
- в качестве критериев экономической безопасности высшего образования в целом и отдельных пороговых значений индикаторов ЭБВО должны быть обоснованы показатели количества вузов, которые в целом соответствуют соответствующим эталонным моделям, критериям образовательного процесса.
Очевидно, что для Москвы и Санкт-Петербурга как традиционно обшемировых и общероссийских центров подготовки такие модели должны быть уникальными и учитывать их историческую роль как образовательных, культурных и политических центров. Специфическая региональная модель может быть сформирована для городов и субъектов федерации, в которых расположены отделения (центры) Российской академии наук (Новосибирск, Екатеринбург, Владивосток
и др.), что определяет особую модель вузовской системы для этих регионов, а также целей и задач их развития. Третьей эталонной моделью должна быть универсальная модель региональной вузовской системы как некоего сообщества, в рамках которого осуществляется развитие системы знаний на конкретной основе. Универсальная региональная модель - это модель большинства субъектов федерации, в которых наличие вузов связано с общей потребностью в обеспечении кадрами имеемого и перспективного производственного и социально-экономического потенциала. При этом для каждого региона должна быть обоснована такая модель, которая включает в себя наличие государственных вузов, негосударственных вузов, а также координационного органа в форме саморегулируемой организации, на базе которого происходит анализ уровня и потребностей в развитии высшего образования по специальностям в соответствии с текущими и перспективными потребностями социально-экономического развития региона.
Безусловной проблемой в обеспечении развития, реформирования и модернизации российского высшего образования на современном этапе является системный финансово-экономический кризис, который накладывает существенный отпечаток на социально-экономическую структуру страны, определяет общие принципы сокращения финансирования отдельных социальных и экономических программ. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что затраты на высшее образовании, в отличие от затрат, например, на медицину, имеют совершенно другой экономический эффект, поскольку являются инвестициями в человеческий капитал, отдача от которых имеет долгосрочный экономический и социальный эффект.
В целом обеспечение уровня экономической безопасности высшего образования, отвечающего национальной безопасности и национальным интересам, требует адекватной системы управления и регулирования на макроуровне, которая должна соответствовать интеллектуальному потенциалу системы высшего образования и ее роли в развитии и государства, и социально-экономической системы в целом.
Список литературы
1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (утв. распоряжением Правительства от 7.02.2011 № 163-р).
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 5.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2014 № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы».
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.01.2014 № 14 «Об утверждении показателей мониторинга системы образования».
5. Приказ Минобразования РФ от 11.02.2002 № 393 «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».
6. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2012 № 2620-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки».
7. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537.
8. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666.
9. Указ Президента РФ от 06.05.2011 № 590 (ред. от 25.07.2014) «Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации».
10. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
11. Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»
12. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-Ф3 «О безопасности».
13. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
14. Федеральный закон от 02.07.2013 № 185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
15. Сенчагов В.К. Новые угрозы экономической безопасности и защита национальных интересов России // Проблемы теории и практики управления. - 2013. - № 10. - С. 8-18.
References
1. Kontseptsiya Federal'noi tselevoi programmy razvitiya obrazovaniya na 2011-2015 gody (utv. rasporyazheniem Pravitel'stva ot 7.02.2011 № 163-r).
2. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 5.08.2013
№ 662 «Ob osushchestvlenii monitoringa sistemy obrazovaniya».
3. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 15.05.2014
№ 295 «Ob utverzhdenii gosudarstvennoi programmy Rossiiskoi Federatsii «Razvitie obrazovaniya» na 2013-2020 gody».
4. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiiskoi Federatsii ot 15.01.2014 № 14 «Ob utverzhdenii pokazatelei monitoringa sistemy obrazovaniya».
5. Prikaz Minobrazovaniya RF ot 11.02.2002 № 393 «O Kontseptsii modernizatsii rossiiskogo obrazovaniya na period do 2010 goda».
6. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 30.12.2012 № 2620-r «Ob utverzhdenii plana meropriyatii («dorozhnoi karty») «Izmeneniya v otraslyakh sotsial'noi sfery, napravlennye na povyshenie effektivnosti obrazovaniya i nauki».
7. Strategiya natsional'noi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii do 2020 goda, utverzhdennaya Ukazom Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 12.05.2009 № 537.
8. Strategiya gosudarstvennoi natsional'noi politiki Rossiiskoi Federatsii, utverzhdennaya Ukazom Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 19 dekabrya 2012 g. № 1666.
9. Ukaz Prezidenta RF ot 06.05.2011 № 590 (red. ot 25.07.2014) «Voprosy Soveta Bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii».
10. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 07.05.2012 № 599 «O merakh po realizatsii gosudarstvennoi politiki v oblasti obrazovaniya i nauki».
11. Federal'nyi zakon ot 22.08.1996 № 125-FZ «O vysshem i poslevuzovskom professional'nom obrazovanii»
12. Federal'nyi zakon ot 28.12.2010 № 390-FZ «O bezopasnosti».
13. Federal'nyi zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii».
14. Federal'nyi zakon ot 02.07.2013 № 185-FZ «O vnesenii izmenenii v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii i priznanii utrativshimi silu zakonodatel'nykh aktov (otdel'nykh polozhenii zakonodatel'nykh aktov) Rossiiskoi Federatsii v svyazi s prinyatiem Federal'nogo zakona «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii».
15. Senchagov V.K. Novye ugrozy ekonomicheskoi bezopasnosti i zashchita natsional'nykh interesov Rossii // Problemy teorii i praktiki upravleniya. - 2013. - № 10. - S. 8-18.
Статья поступила в редакцию 04.09.2015 г.