УДК 378
О критериях оценки национальной и экономической безопасности
высшего образования
Д-р экон. наук, профессор Гончарук О.В. Плотников Н.В. [email protected] Санкт-Петербургский государственный экономический университет Россия, 191023, Санкт-Петербург, ул.Садовая, д. 21
Национальная и экономическая безопасность страны в целом является состоянием, которое оценивается через качественные и количественные характеристики.
В статье на основе общетеоретического подхода к оценке экономической безопасности на основе анализа применимости общих критериев к специфике высшего образования определена сравнительная значимость указанных критериев для национальной и экономической безопасности в целом, для высшего образования, а также роль высшего образования в обеспечении указанных критериев в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном разрезе; обоснована целесообразность включения в целевые программы развития высшего образования раздела «Обеспечение национальной и экономической безопасности страны, отдельных отраслей и регионов», предложена иерархическая совокупность критериев экономической безопасности высшего образования, включающая в себя: общие критерии экономической безопасности, связанные с высшим образованием; общие критерии экономической безопасности, которые являются специфическими с позиции общей экономической безопасности; специальные критерии экономической безопасности; предложены пороговые значения для текущей и перспективной структуры экономики для общих критериев экономической безопасности, связанных с высшим образованием, пороговые значения для общих критериев экономической безопасности высшего образования, специальных критериев экономической безопасности высшего образования.
Ключевые слова: критерии оценки, высшее образование, экономическая безопасность, экономическая безопасность высшего образования, национальная безопасность, критерии оценки экономической безопасности, общие критерии экономической безопасности; общие критерии экономической безопасности, связанные с критериями экономической безопасности высшего образования; специальные критерии экономической безопасности высшего образования, эффективность, целевые программы развития высшего образования, пороговые значения критериев экономической безопасности высшего образования для текущей и перспективной структуры экономики
About criteria of an assessment of national and economic Security the higher education
D.Sc, professor Goncharuk O. V. Plotnikov N.V. [email protected] St. Petersburg state economic university Russia, 191023, St. Petersburg, Sadovaya St., 21
National and economic securities of country is the cable which estimates with quantitative ean qualitative char acteristics. In article on basic of the theoretical approach for estimation economic security
on basic of analysis of opportunity of using of general criteria for high education author have defined the relative importance of choosing criteria for national and economic education, for high education, and the role of high education for providing criteria in the short, medium and long term, have defined the need to include in the treat program of development of high education "support of national and economic security of country, branches and spheres", have proposed a hierarchy of the set of criteria of economic security concluding: general criteria of economic security, general criteria of economic security connected with general criteria of economic security of high education, special criteria of economic security of high education; have proposed thresholds for criteria of economic security of high education for the current and future structure of the economy.
Keywords: criteriaof estimate, higher education, economic security, economic security of higher education, national security, criteria of estimate of economic security, general criteria of economic security, general criteria of economic security connected with general criteria of economic security of high education, special criteria of economic security of high education, efficiency, target program for development of higher education, threshold criteria
Выработка критериев является одним из важнейших процессов теории познания, поскольку критерии определяют с одной стороны возможность измеряемости изучаемых явлений, и с другой стороны эта шкала измерения должна соответствовать как самому явлению, так и отражать представления общества, явные и мнимые, о качестве этого явления.
Важно отметить, что в основе выбора критериев оценки экономической безопасности высшего образования должны лежать национальные интересы, так как именно система высшего образования является механизмом удержания и пополнения научного знания, которое является основой развития современной экономики.
Проведенный анализ подходов к определению критериев экономической безопасности в целом и экономической безопасности высшего образования (ЭБВО) в частности [см., например, 14, 15 и др.] позволил сделать вывод, что эта проблема теоретически и методически требует своего развития в соответствии с новыми реалиями.
При этом в основе развития представлений о критериях экономической безопасности высшего образования лежит общая теория экономической безопасности, в рамках которой к числу основных критериев экономической безопасности отнесены [14. С. 59]: «качественный и количественный рост экономики; уровень и качество жизни населения; уровень инновационной и инвестиционной активности; степень обеспечения продовольствием; степень устойчивости финансовой системы; дифференциация субъектов Российской Федерации; масштабы криминализации экономики».
Нами была проанализирована применительно к высшему образования совокупность этих критериев, что позволило определить сравнительную значимость указанных критериев для национальной и экономической безопасности (НБ и ЭБ) в целом; для высшего образования, а также роль высшего образования в обеспечении указанных критериев в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном разрезе (табл. 1), что позволило сделать вывод о приоритетной значимости для российской экономики системы высшего образования в среднесрочной и, особенно, в долгосрочной перспективе по следующим критериям: 1) количественный рост экономики; 2) качественный рост экономики; 3) уровень инновационной активности. К указанным критериям мы считаем необходимым добавить еще один критерий - 4) обеспечение внутренней и внешней безопасности, что вытекает из необходимости обеспечения национальной безопасности и национальных интересов страны в условиях политических и экономических санкций, введенных в 2014 году против России.
Таблица 1
Общие критерии экономической безопасности для ЭБВО
Значимость Роль системы высшего образования в
Значимость критерия для обеспечении критерия в период
Критерий критерия для НБ и ЭБ системы высшего образования краткосрочный средне-срочный долгосрочный
Количественный рост +++ + + ++ +++
экономики
Качественный рост экономики +++ ++ + ++ +++
Уровень и качество +++ + + ++ ++
жизни населения
Уровень инновационной +++ +++ ++ +++ +++
активности
Уровень инвестиционной +++ ++ +/- + ++
активности
Степень обеспеченности +++ +/- + + +
продовольствием
Степень устойчивости +++ + + + +
финансовой системы
Дифференциация субъектов Российской Федерации +++ + +/- + +
Масштабы криминализации +++ +/- +/- +/- +/-
экономики
Примечание. «+ ++» - высокая значимость фактора; « + + » - средняя значимость фактора; «+»
- низкая (но заметная) значимость фактора; «-» незначительность фактора.
Таким образом, мы полагаем, что необходимо рассмотрение во взаимосвязи вопросов национальной и экономической безопасности страны и экономической безопасности высшего образования. При этом очевидно, что общие критерии экономической безопасности, в обеспечении которых роль высшего образования является приоритетной, должны быть дополнены специфическими для экономической безопасности высшего образования критериями с тем, чтобы обеспечить комплексное рассмотрение проблемы. В целом мы считаем, что с позиций специфических критериев для ЭБВО необходимо рассмотрение двух взаимосвязанных процессов.
Во-первых, поскольку высшее образование может и рассматривается как самостоятельная отрасль, и роль и значение этой отрасли в высокотехнологической и наукоемкой экономике постоянно растет, следовательно, должен увеличиваться ВВП, создаваемый этой отраслью. Соответственно, этот рост должен носит опережающий характер, и этому должен соответствовать показатель доли высшего образования в ВВП. Кроме того, с учетом эффективности труда специалистов с высшим образованием, их труд должен также увеличивать ВВП и, соответственно, этот показатель можно рассматривать как критерий экономической безопасности высшего образования, свидетельствующий о том, что продукция системы высшего образования(специалисты с высшим образованием) востребована в экономике с определенной степенью эффективности. Поэтому, по нашему мнению, в состав критериев ЭБВО целесообразно ввести в рассмотрение показатель «доля продукта труда работников с высшим образованием в ВВП».
Аналогично, поскольку на региональном уровне система высшего образования должна решать региональные задачи образовательного, кадрового и научного обеспечения социально-экономического развития, следовательно, спроецируем два указанных показателя на региональный уровень, тогда на региональном уровне эти показатели примут вид: «доля региональной системы высшего образования в валовом региональном продукте» и «доля продукта труда работников с высшим образованием в
валовом региональном продукте». Соответственно данные показатели носят отчетный, плановый и прогнозный характер с учетом разрабатываемых сценариев развития экономики.
Во-вторых, другим важнейшим направлением обоснования специфичных критериев экономической безопасности высшего образования является процесс обеспечения экономики в специалистах соответствующей квалификации. Здесь существуют два подхода. Первый подход заключается в определении необходимого количества студентов (и, соответственно, преподавателей; размеров имущественного комплекса; необходимых инвестиций в его создание, поддержание и развитие) для обеспечения основных критериев экономического безопасности. Второй подход, который представляется нам рациональнее с точки зрения высшего образования, заключается в определении студенческого контингента, необходимого для обеспечения ряда основных критериев: для количественного развития экономики, для качественного развития экономики, для повышения уровня инновационного развития экономики, для обеспечения внешней и внутренней безопасности государства.
Поскольку система высшего образования является инерционной не только с точки зрения функционирования, но и с точки зрения ее формирования, то необходимо определение параметров развития системы высшего образования в рамках соответствующих целевых программ, которые должны разрабатываться как на среднесрочную перспективу в 3-5 лет, так и на долгосрочную перспективу - в 10- 15 лет с постоянным обновлением прогноза основных параметров экономики и критериев национальной безопасности. Разработка целевых программ, безусловно, является вполне разработанным механизмом, применение которого обеспечивает формирование целевых параметров и инструментов их достижения. Мы полагаем, что для приоритетных для обеспечения национальной и экономической безопасности сфер, к которым относится, по нашему мнению, и высшее образование, в целевых программах отдельно должен быть предусмотрен раздел - «Обеспечение национальной и экономической безопасности». Для целевых программ развития высшего образования, с включением в них выделенных нами критериев, должен быть предусмотрен следующий формат прогноза развития высшего образованияс учетом обеспечения национальной и экономической безопасности страны в целом, отдельных отраслей и регионов (табл. 2).
Таблица 2
Раздел «Обеспечение национальной и экономической безопасности» в целевых программах
(подпрограммах) развития высшего образования
Показатель Целевые программы развития ВО
для обеспечения количественного роста экономики для обеспечения качественного роста экономики для обеспечения инновационного развития для обеспечения внутренней и внешней безопасности
Количество рабочих мест в экономике для специалистов с высшим образованием Факт Факт Факт Факт
На перспективу 3 года Прогноз Прогноз Прогноз Прогноз
На перспективу 5 лет Прогноз Прогноз Прогноз Прогноз
На перспективу 10 лет Прогноз Прогноз Прогноз Прогноз
На перспективу 15 лет Прогноз Прогноз Прогноз Прогноз
На перспективу 20 лет Прогноз Прогноз Прогноз Прогноз
Разработка соответствующих федеральных программ должна основываться на целевых программах по приоритетным отраслям и быть дополнена формированием целевых региональных программ, которые отражают баланс трудовых ресурсов с учетом регионального развития и оптимального самообеспечения кадрами с высшим образованием. При этом при анализе региональной и отраслевой составляющих в обеспечении экономической безопасности высшего образования необходимо учитывать как историческую роль Москвы и Санкт-Петербурга как образовательных мегацентров по подготовке специалистов с высшим образованием, так и общую роль вузов в социально-экономическом развитии всех других российских регионов, что определяет необходимость концептуального обоснования развития системы высшего образования с учетом исторической, региональной, отраслевой специфики размещения производительных сил и перспективных геополитических интересов страны.
Поскольку система высшего образования не только вносит вклад в обеспечение национальной и экономической безопасности страны, но и, в свою очередь, является сложной сферой, для которой проблема экономической безопасности в значительной степени является актуальной, нами отдельно изучена проблема выбора и обоснования критериев экономической безопасности высшего образования, что позволило выделить критерии, которые конкретизируют уровень экономической безопасности высшего образования:
доля образовательных программ, обеспечивающих текущую и перспективную подготовку высококвалифицированных кадров в соответствии с: а) текущими и б) перспективными потребностями экономики;
уровень соответствия образовательных программ содержанию деятельности, определяемых современными и перспективными рабочими местами соответствующей квалификации.
Особую роль в формировании современной системы экономической безопасности высшего образования играют специальные (единичные) критерии, которые определяют значимость конкретного вуза для экономической безопасности либо значимость образовательной программы, которая реализуется в конкретном вузе или в совокупности вузов и которая является уникальной с позиции ее разработки и реализации. Как правило, это программы, которые обеспечивают подготовку специалистов по критическим технологиям. В соответствии с этим специальными критериями ЭБВО являются:
количество вузов, обеспечивающих подготовку по приоритетным перспективным направлениям в соответствии с национальными интересами и приоритетами;
количество студентов/выпускников, подготавливаемых по приоритетным образовательным программам;
уровень подготовки специалистов по приоритетным направлениям.
С позиций общих критериев экономической безопасности, особая роль в рамках ЭБВО отводится критерию «количество/доля иностранных студентов». Так, по данным Росстата, в 2012-2013 учебном году в вузах обучались 164,8 тыс. иностранцев. При этом в октябре 2013 года правительство увеличило ежегодную квоту на прием иностранцев за счет бюджета с 10 тыс. до 15 тыс. человек [16. С. 5]. Несмотря на то, что этот показатель введен Министерством образования и науки в число оценочных показателей деятельности вузов в 20012 году, мы полагаем, что этот показатель должен рассчитываться не по отдельным вузам, а по системе высшего образования в целом, и для отдельных вузов должен носить не критериальный, а факультативный характер. По нашему мнению, должны разрабатываться целевые федеральные программы по обучению иностранных студентов в тех вузах и по тем специальностям, которые учитывают стратегические экономико-политические интересы России, в результате чего количество вузов, в которых обучаются иностранные студенты, должно быть оптимизировано, а количество студентов - увеличено.
Таким образом, нами предложена следующая иерархическая совокупность критериев экономической безопасности, включающая в себя: общие критерии экономической безопасности, связанные с высшим образованием; общие критерии экономической безопасности, которые являются специфическими с позиции общей экономической безопасности; специальные критерии экономической безопасности высшего образования (табл. 3).
Выделенные критерии обеспечения экономической безопасности обусловливают необходимость решения следующего методологического вопроса - вопроса обоснования пороговых значений выделенных критериев. Существуют различные подходы к определению пороговых значений.
Таблица 3
Критерии экономической безопасности высшего образования: иерархический подход
Общие критерии экономической безопасности, связанные с высшим образованием Общие критерии экономической безопасности высшего образования Специальные критерии экономической безопасности высшего образования
Количественный рост экономики Доля высшего образования в ВВП /ВРП Количество студентов, обучающихся по традиционным образовательным программам
Качественный рост экономики Доля труда работников с высшим образованием в ВВП /ВРП Количество новых образовательных программ в системе высшего образования
Количество студентов, обучающихся по новым образовательным программам
Количество вузов, обеспечивающих подготовку по приоритетным направлениям
Уровень инновационной активности в экономике Доля новых образовательных программ к новым направлениям подготовки студентов
Уровень экономического и политического влияния страны в мире Количество иностранных студентов, получивших высшее образование в России Количество вузов, обеспечивающих специализированную подготовку иностранных студентов
Количество образовательных программ, разработанных для иностранных студентов
Уровень соответствия образовательных программ для иностранных студентов эталонным международным программам
В качестве базового определения «пороговое значение» может быть принято следующее определение [14. С. 60]: пороговые значения «характеризуют предельные значения, игнорирование которых препятствует нормальному развитию экономики и социальной сферы и приводит к формированию разрушительных тенденций в области производства и уровня жизни населения».
В целом ученые выделяют следующие основные проблем, связанные с обоснованием пороговых значений [см., например, 14, 15]:
1) отсутствует методологическая база определения пороговых значений с учетом отраслевой специфики;
2) отсутствует адекватная статистическая база мониторинга текущих значений критериев экономической безопасности;
3) комплекс проблем, накопленных в высшем образовании в результате реформирования как экономики в целом, так и высшего образования в частности, затрудняют адекватную оценку экономической безопасности высшего образования вследствие наличия комплекса проблем в обеспечении экономической безопасности других отраслей и сфер.
Представляется, что методологически совокупность предложенных нами критериев выбрана обоснованно, поскольку позволяет определить пороговые значения для всех выбранных критериев. В
основе пороговых значений лежат как эмпирические оценки, построенные на основе анализа зарубежного опыта и международных сравнений, так и экспертные оценки, основанные на анализе прошлого и современного опыта экономического развития страны. Пороговые значения могут определяться вариативно, в зависимости от выбранного сценария развития, могут устанавливаться как минимально допустимые, исходя из текущих реалий экономики.
Для экономической безопасности высшего образования, которая понимается нами в широком и узком смысле (в узком смысле - сохранение системы высшего образования, обеспечивающей простое воспроизводство кадров для национальной экономики, и в широком смысле - как развитие системы, обеспечивающие количественное и качественное развитие экономики с акцентом на ее инновационное развитие), понятие пороговых значений следует рассматривать именно в двух аспектах (табл. 4):
- пороговые значения критериев экономической безопасности высшего образования для текущей структуры экономики;
- пороговые значения критериев экономической безопасности высшего образования для перспективной структуры экономики.
Пороговые значения нами выбраны и откорректированы на основании обобщенных и критически оцененных нами экспертных оценок пороговых значений критериев и индикаторов экономической безопасности высшего образования.
Таблица 4
Пороговые значения критериев ЭБВО
Пороговое значение для текущей структуры экономики Пороговое значения для
перспективной структуры экономики
Общие критерии экономической безопасности, связанные с высшим образованием
Количественный рост экономики, % 2 7
Качественный рост экономики, % 10 20
Уровень инновационной активности в экономике, % 15 25
Уровень экономического и политического влияния Вхождение Вхождение
страны в мире в десятку ведущих стран мира в пятерку ведущих стран мира
Общие критерии экономической безопасности высшего образования
Доля ВО в ВВП (в ВРП), % 2 5
Доля труда работников с ВО в ВВП, % 30 70
Количество иностранных студентов, обучающихся в России, тыс. чел. в год 170 200
В том числе без учета студентов из стран бывшего СССР, тыс. в год 20 100
Специальные критерии экономической безопасности высшего об разования
Количество студентов, обучающихся по традиционным образовательным программам, % 80 80
Количество новых образовательных программ в системе ВО, % 20 20
Количество студентов, обучающихся по новым образовательным программам, % 5 20
Количество вузов, обеспечивающих подготовку по 20 20
приоритетным направлениям, %
Доля новых образовательных программ к количеству 100 100
новых отраслей, %
Количество вузов, обеспечивающих 80 20
специализированную подготовку иностранных
студентов, %
Количество образовательных программ, разработанных 200 500
для иностранных студентов, ед., %
Уровень соответствия образовательных программ для 100 100
иностранных студентов эталонным международным
программам, %
Таким образом, изложенный подход может быть конкретизирован с учетом специфики вузовской сети, которая сформировалась и развивается, а также с учетом региональной и отраслевой составляющих обеспечения национальной и экономической безопасности страны в целом и экономической безопасности высшего образования в частности.
Список литературы
1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537.
2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (утв. распоряжением Правительства от 7.02.2011 № 163-р).
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 5.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2014 № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы».
4. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666.
5. Указ Президента РФ от 06.05.2011 № 590 (ред. от 25.07.2014) «Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации».
6. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.01.2014 № 14 «Об утверждении показателей мониторинга системы образования».
8. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2012 № 2620-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки».
9. Указ Президента РФ от 06.05.2011 № 590 (ред. от 25.07.2014) «Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации».
10. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
11. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности».
12. Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»
13. Федеральный закон от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности».
14. Экономическая безопасность России: Общий курс. / Под ред. В.К. Сенчагова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 815 с.
15. Малолетко А.Н. Оценка современного состояния и прогнозов обеспечения экономической безопасности системы высшего и послевузовского профессионального образования: монография / А.Н. Малолетко. - М.: Российский государственный университет туризма и сервиса, 2009. - 361 с.
16. Россия наращивает импорт студентов // Коммерсантъ. Санкт-Петербург. - № 73. - 2015. - 24
апр.
References
1. Strategiya natsional'noi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii do 2020 goda, utverzhdennaya Ukazom Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 12.05.2009 № 537.
2. Kontseptsiya Federal'noi tselevoi programmy razvitiya obrazovaniya na 2011-2015 gody (utv. rasporyazheniem Pravitel'stva ot 7.02.2011 № 163-r).
3. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 5.08.2013
№ 662 «Ob osushchestvlenii monitoringa sistemy obrazovaniya».
3. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 15.05.2014
№ 295 «Ob utverzhdenii gosudarstvennoi programmy Rossiiskoi Federatsii «Razvitie obrazovaniya» na 2013-2020 gody».
4. Strategiya gosudarstvennoi natsional'noi politiki Rossiiskoi Federatsii, utverzhdennaya Ukazom Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 19 dekabrya 2012 g. № 1666.
5. Ukaz Prezidenta RF ot 06.05.2011 № 590 (red. ot 25.07.2014) «Voprosy Soveta Bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii».
6. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 07.05.2012 № 599 «O merakh po realizatsii gosudarstvennoi politiki v oblasti obrazovaniya i nauki».
7. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiiskoi Federatsii ot 15.01.2014 № 14 «Ob utverzhdenii pokazatelei monitoringa sistemy obrazovaniya».
8. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 30.12.2012 № 2620-r «Ob utverzhdenii plana meropriyatii («dorozhnoi karty») «Izmeneniya v otraslyakh sotsial'noi sfery, napravlennye na povyshenie effektivnosti obrazovaniya i nauki».
9. Ukaz Prezidenta RF ot 06.05.2011 № 590 (red. ot 25.07.2014) «Voprosy Soveta Bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii».
10. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 07.05.2012 № 599 «O merakh po realizatsii gosudarstvennoi politiki v oblasti obrazovaniya i nauki».
11. Federal'nyi zakon ot 28.12.2010 № 390-FZ «O bezopasnosti».
12. Federal'nyi zakon ot 22.08.1996 № 125-FZ «O vysshem i poslevuzovskom professional'nom obrazovanii»
13. Federal'nyi zakon ot 2 avgusta 2009 g. № 217-FZ «O vnesenii izmenenii v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii po voprosam sozdaniya byudzhetnymi nauchnymi i obrazovatel'nymi uchrezhdeniyami khozyaistvennykh obshchestv v tselyakh prakticheskogo primeneniya (vnedreniya) rezul'tatov intellektual'noi deyatel'nosti».
14. Ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii: Obshchii kurs. / Pod red. V.K. Senchagova. - 3-e izd., pererab. i dop. - M.: BINOM. Laboratoriya znanii, 2009. - 815 s.
15. Maloletko A.N. Otsenka sovremennogo sostoyaniya i prognozov obespecheniya ekonomicheskoi bezopasnosti sistemy vysshego i poslevuzovskogo professional'nogo obrazovaniya: monografiya / A.N. Maloletko. - M.: Rossiiskii gosudarstvennyi universitet turizma i servisa, 2009. - 361 s.
16. Rossiya narashchivaet import studentov // Kommersant". Sankt-Peterburg. - № 73. - 2015. - 24 apr.
Статья поступила в редакцию 04.08.2015 г.