© И.В. Петров, В.Д. Харченко, 2007
УДК 502/504
И.В. Петров, В.А. Харченко
ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВКЕ НЕФТЕПРОДУКТОВ
Семинар № 8
Топливно-энергетический комплекс является основой успешного развития экономики России. Нефтяная промышленность является важнейшим сектором топливноэнергетического комплекса. Согласно официальным российским источникам, Россия обладает более 10 % мировых запасов нефти, занимая 2-ое место в мире по подтвержденным запасам. По данным мирового банка, подсчитанные российские запасы нефти оцениваются в 12 млрд. т, что ставит страну на 8-ое место в мире. По добыче нефти Россия находится на третьем месте в мире.
Для обеспечения функционирования отрасли необходима стабильная транспортировка нефтепродуктов, которая могла бы обеспечить своевременную их доставку в необходимую точку страны и на экспорт. Транспорт занимает первое место среди других отраслей России по стоимости основных фондов (7.2 трлн. руб.). Несмотря на то, что инвестиции в сферу транспорта в абсо-
лютном выражении весьма высоки (более 19 % от всех инвестиций в российскую экономику), в целом для транспортной отрасли отмечается постоянный рост износа основных фондов. Уровень износа магистрального трубопроводного транспорта составляет 44 %.
Для обеспечения выполнения задач по транспортировке к потребителям нефтепродуктов задействованы различные виды транспорта (табл. 1, 2.)
Как видно из представленных в табл. 1 данных, объем транспортировки нефтепродуктов по всем видам транспорта составляет порядка 190 млн. т. При этом наблюдается тенденция роста объема услуг по 2,5 % в год, с наибольшим годовым приростом объемов транспортирования трубопроводным транспортом - 5,07 %.
В обшей структуре транспортировки нефтепродуктов (табл. 2) наибольшую долю составляет железнодорожный транспорт, с наибольшим приростом в структуре трубопроводного транспорта 2,1 %.
Таблица 1
Структура транспортировки нефтепродуктов (млн. т)
Вид транспорта 2002 2003
Ж/д транспорт 144,8 148,1
Трубопроводный транспорт 25,6 26,9
Внутренний водный транспорт 7,7 7,8
Автотранспорт 4,0 3,9
Всего транспортировка 182,1 186,7
Таблица 2
Структура транспортировки нефтепродуктов (%).
Вид транспорта 2002 2003
Железнодорожный транспорт 79,5 79,3
Внутренний водный транспорт 4,2 4,2
Автотранспорт 2,2 2,1
Трубопроводный транспорт 14,1 14,4
К достоинствам железнодорожного транспорта можно отнести:
- универсальность (перевозка всех видов нефтепродуктов в любых объемах);
- равномерность доставки грузов в течение всего года с более высокой скоростью, чем водным транспортом;
- доставка нефтепродуктов в большинство пунктов потребления в связи с наличием разветвленных железнодорожных сетей в густонаселенных промышленных и сельскохозяйственных районах.
В то же время железнодорожный транспорт имеет ряд недостатков:
- большие капитальные затраты при строительстве новых, ремонте и реконструкции сушествуюших линий;
- относительно высокие эксплуатационные затраты;
- относительно низкая эффективность использования мошности подвижного состава (цистерны в обратном направлении идут незагруженными);
- значительные потери нефти и нефтепродуктов при транспорте и разгрузочно-погрузочных операциях;
- необходимость сливно-наливных специальных пунктов и пунктов зачистки вагонов цистерн;
- экологической опасностью в случае аварий со значительным локальным воздействием на экосистемы.
Все виды водного транспорта нефтепродуктов (речной и морской) характеризуются:
- неограниченной пропускной способностью водных путей;
- зависимостью от климатических условий;
- в большинстве случаев отсутствием необходимости создания дорого-стояших линейных сооружений;
- ограниченностью провозной способности флота грузоподъемностью и другими показателями передвижных средств, производительностью причального и берегового нефтебазового хозяйства;
- зависимостью эффективности от тоннажности используемых танкеров и дальности перевозок;
- экологической опасностью для акваторий в случае аварий с переносом воздействий на значительные расстояния и уничтожением экосистем.
Трубопроводный транспорт неф-тегрузов производится по специальным трубопроводам от мест производства к местам потребления. К достоинствам трубопроводного транспорта относятся:
- низкая себестоимость перекачки;
- небольшие удельные капитальные вложения на единицу транспортируемого груза и быстрая окупаемость затрат при строительстве трубопроводов;
- бесперебойная поставка в течение года, практически не зависяшая от климатических условий;
- высокая производительность труда;
- незначительные потери нефтепродуктов при перекачке;
- сравнительно короткие сроки строительства;
- возможность перекачки нескольких сортов нефтепродуктов по одному трубопроводу;
- возможность нарашивания пропускной способности трубопровода за счет строительства дополнительных насосных станций и прокладки параллельных участков (лупингов).
К недостаткам трубопроводного транспорта могут быть отнесены:
- крупные единовременные капитальные вложения в строительство;
- потребность в крупных материальных затратах на заполнение всего трубопровода нефтепродуктом при вводе в эксплуатацию;
- большая металлоемкость строительства;
- необходимость устойчивого грузопотока на длительное время;
- небольшая скорость движения нефтепродуктов (5-10 км/ч).
Автомобильный транспорт - основной вид транспорта для доставки нефтепродуктов с распределительных нефтебаз и наливных пунктов непосредственно к местам потребления (на АЗС, заводы, фабрики, автобазы и т.д.). Перевозки нефтепродуктов автомобильным транспортом осушествляют, в основном, в пределах нескольких десятков километров. При больших расстояниях автотранспорт не экономичен, по сравнению с железнодорожным, и его применяют лишь там, где отсутствует сеть других видов транспорта. Массовые нефтепродукты (бензин, дизельное топливо, мазут, некоторые масла) перевозят в специализированных автомобильных цистернах и автоприцепах, мелкие партии нефтепродуктов - в таре на бортовых машинах.
К достоинствам автотранспорта следует отнести:
- доставку небольших партий нефтепродуктов на различные расстояния с большой скоростью;
- большую маневренность и высокую проходимость;
- высокую оперативность.
Его недостатками являются:
- высокие затраты на эксплуатацию, в 10-120 раз стоимость перевозок автотранспортом выше, чем по железной дороге;
- сравнительно небольшая грузоподъемность автоцистерн, неполная загрузка подвижных средств из-за порожних пробегов цистерн;
- зависимость от наличия и технического состояния дорог.
В настояшее время проблемы связанные с эксплуатацией трубопроводного транспорта, как наиболее экономически эффективного и значимого для РФ, так и наиболее экологически опасного для окружаюшей природной среды, требуют своевременного исследования и решения.
При этом высоко развитая система нефтепродуктоводов включает целый ряд производственных объектов характеризующихся различным уровнем экономических эффектов и издержек и степенью воздействия на окружаю-шую природную среду. По подсчетам специалистов обшая протяженность нефтепродуктоводов в РФ составляет более 19 тыс. км, а темпы роста объемов транспортирования составляют до 12 % в год. При этом необходимо отметить, что система нефтепродуктоводов в РФ уже сформирована, что не позволяет одномоментно решать задачи по снижению их негативного влияния на окружаюшую природную среду.
Причинами загрязнения окружаюшей среды нефтепродуктоводами являются высокая степень износа обо-
рудования и технологические недоработки, обусловленные экономическими требованиями. Известно, что износ основных фондов в системе магистральных трубопроводов России превышает 70 %. Только 7 % российских нефтепроводов находятся в эксплуатации менее 10 лет, а 34 % эксплуатируются свыше 30 лет. Возраст более 20 лет имеют 70 % резервуаров, обеспечиваюших технологические процессы по транспортировке и хранению нефти. Согласно данным Минэкономразвития РФ, ежегодная потребность в инвестициях для поддержания в рабочем состоянии нефтепроводов составляет 120-130 млн. долларов.
В итоге, ежегодно в РФ в результате эксплуатации нефтепродуктоводов и возникновения аварийных ситуаций сбрасывается в окружаюшую среду более 500 тыс. т нефтепродуктов. Основная масса этих загрязнений негативно воздействует на водные и земельные ресурсы. Социально-экологические последствия такого воздействия характеризует динамика угнетения растительности и животного мира, роста заболеваемости населения, связанной с изменяющимися условиями окружаюшей среды в районах эксплуатации нефтепродуктоводов. Наиболее серьезно эта проблема стоит при размешении производственных объектов нефтепродуктоводов в крупных промышленных центрах.
С течением времени при сохранявшихся тенденциях развития, при заинтересованности нефтяных компаний в максимизации прибыли данные проблемы приобретают все большую значимость для окружаюшей среды и требуют их незамедлительного решения. В тоже время ужесточение природоохранных требований при невозможности их соблюдения,
особенно при расположении объектов инфраструктуры транспортировки нефтепродуктов в крупных промышленных конгломерациях, может привести к нарушению стабильности поставок.
Обеспечением своевременной доставки нефтепродуктов в основном нефтепродуктоводами занимается акционерная компания «Транснефтепродукт». В процессе своей деятельности компания оказывает негативное воздействие на окружаюшую природную среду, для предотврашения которого осушествляет соответствую-шие затраты, которые в основном направлены на технические и организационные работы и мониторинг окружаюшей среды.
Важнейшим направлением в решении сложившихся проблем является использование новых технологий при эксплуатации нефтепродуктоводов, но, с одной стороны, данный подход должен обеспечить получение дополнительных эффектов в различных сферах, а с другой - применение новых технологий требует дополнительных капитальных затрат. При этом необходимо осушествлять выбор таких вариантов мер, которые позволят снизить отрицательное воздействие на окружаюшую среду и добиться положительных результатов в решении возникших эколого-экономических проблем.
Для этого необходима экологоэкономическая оценка эффективности функционирования производственных объектов нефтепродуктоводов, позволяющая разработать комплекс мер по снижению их негативного воздействия на окружаюшую среду. Осушествление обоснованного и правильного выбора наиболее эффективных мер по охране окружаюшей природной среды необходим механизм, позволяющий учиты-
вать эколого-экономические и производственные факторы, оказываю-шие влияние на принятие технических решений по их выбору, с учетом современных требований и условий.
Охрана окружаюшей среды при строительстве и эксплуатации магистральных нефтепродуктоводов - это одна из важнейших задач, от правильности решения которой зависит не только сохранность природной среды, но и в значительной мере надежность самих трубопроводов. Именно это обстоятельство и нужно учитывать, прежде всего, как в процессе строительства, так и в период эксплуатации трубопровода. Мероприятия по охране окружаюшей сре-
ды не могут быть разовыми, после выполнения которых не требуется больше заниматься природоохранной проблемой. Охрана окружаюшей среды начинается одновременно с началом строительства трубопровода и осушествляется в течение всего периода эксплуатации.
При разработке мероприятий по охране окружаюшей среды, проектировании, строительстве и эксплуатации промышленных объектов, в том числе и магистральных трубопроводов необходимо руководствоваться основополагаюшими документами, определявшими обшие требования и цели по охране почв, воздушного бассейна, рек и водоемов, растительного и животного мира. НДВ
— Коротко об авторах---------------------------------------------------
Петров И.В., Харченко В.А. - Московский государственный горный университет.
---------------------------------- ДИССЕРТАЦИИ
ТЕКУЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ЗАЩИТАХ ДИССЕРТАЦИЙ ПО ГОРНОМУ ДЕЛУ И СМЕЖНЫМ ВОПРОСАМ
Автор Название работы Специальность Ученая степень
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГОРНЫЙ ИНСТИТУТ им. Г.В. ПЛЕХАНОВА
ВАСИЛЬЕВ Антон Михайлович Сегрегация мелкозернистых материалов при гравитационном обога-шении 25.00.13 К.Т.Н.