ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ АКТИВИЗАЦИИ УГРОЗ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ГЛОБАЛЬНОГО ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Н.А. Цыбиков, ведущий научный сотрудник, к.ф.-м.н.,
старший научный сотрудник, Центр стратегических исследований гражданской защиты
МЧС России, г. Москва
Проблемы обеспечения экологической безопасности объектов окружающей среды в современных условиях осложнены активизацией угроз негативных последствий глобального изменения климата на территории Российской Федерации. В работе проанализированы возможности систем мониторинга техногенных опасностей, опасных воздействий и экологического мониторинга в решении задач оценки и прогноза экологической обстановки при повседневной деятельности, возникновении нештатных и чрезвычайных ситуаций, влияния основополагающих факторов антропогенных воздействий. Показано, что в решении этой функциональной задачи в рамках каждого из упомянутых мониторингов есть свои особенности в характере и содержании информации в интересах управленческих структур. Объединение усилий систем мониторингов, координируемых МЧС России, МПР России и Минздрава России, имеющих во многом различные научно-технические и организационные основы получения информации представляется на современном этапе оправданным и целесообразным в интересах обеспечения устойчивого развития общества и формирования и эффективного управления различными направлениями обеспечения экологической, техногенной и национальной безопасности Российской Федерации.
В условиях растущего антропогенного воздействия на окружающую среду обострился вопрос охраны здоровья и благосостояния человека от возможных отрицательных последствий экономической деятельности на производстве, вблизи потенциально опасных источников техногенного, природного и биолого-социального воздействия. Положение осложнено сложившейся практикой, по которой вопросы обеспечения техногенной и экологической безопасности решают разные структуры, научно-методические основы мер и действий которых существенно отличаются: содержание базы знаний в области техногенной безопасности формируют на основе технических наук, а оценка экологических последствий техногенных воздействий входит в область компетенции экологической безопасности. Под безопасностью экологической системы (экологической безопасностью) понимают состояние защищенности природной среды, жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия экономической и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий [1].
Мониторинг в сфере техногенной и экологической безопасностей. Важнейшим средством обеспечения экологической безопасности признан
экологический мониторинг [2]. Цели проведения экологического мониторинга в общем случае могут быть идентификация и оценка экологических опасностей, информационная поддержка процесса подготовки и принятия управленческих решений по охране природы и здоровья человека, регулированию и восстановлению качества окружающей среды, нормализации экологической обстановки в экстремальных случаях, при ликвидации последствий аварийных и нештатных ситуаций, выработка аналитической информации, необходимой для проведения исследований в той предметной области его организации.
Достижение целей потребует решения комплекса функциональных задач:
- наблюдения за источниками, факторами антропогенного воздействия, антропогенным воздействием на окружающую среду и реакцией (откликом) объектов живой природы, в том числе человека, на это воздействие;
- оценки по данным наблюдений и прогнозирование уровней антропогенного воздействия на окружающую среду, ее состояния и изменений в результате этого воздействия; анализа и оценки природных процессов, экологических рисков;
- прогнозирования антропогенных воздействий, природных процессов, ведущих к дегармонизации связей и нарушению саморегуляции биологических систем, состояния окружающей среды и возможных в ней изменений;
- информационного обеспечения подготовки и принятия управленческих решений по охране природы и здоровья человека, регулированию и восстановлению качества окружающей среды, нормализации экологических последствий в экстремальных случаях.
Упрощенная блок-схема структурных блоков системы и структурных связей между блоками, приведена на рисунке 1.
_1_
Наблюдение за источниками, факторами антропогенного воздействия антропогенным воздействием а ответной реакцией бноты
Прогнозтрованне гктроп ог екиых воздействий., состояния окр'."каюшей среды л возможных в ней изменений
Рис. 1. Упрощенная блок-схема структурных блоков системы и структурных связей между
блоками
В обобщающих подходах антропогенное воздействие наиболее часто отождествляют с понятием загрязнения окружающей среды - внесением в ту или иную экологическую систему (биогеоценоз) не свойственных ей живых и неживых компонентов, физических и структурных изменений, прерывающих и
нарушающих процессы круговорота, обмена веществ, потоков энергии, информации с непременными последствиями в форме снижения продуктивности или разрушения данной экосистемы [3].
биоценотическое - воздействие на состав и структуру популяций живых Разнообразные виды вмешательства человека в естественные процессы в биосфере можно сгруппировать по следующим категориям вмешательства (рис. 2) ингредиентное загрязнение (внесение химических веществ, которые количественно или качественно чужды естественным биогеоценозам); параметрическое (физическое) - связанное с изменением качественных параметров окружающей среды; организмов, населяющих биогеоценоз; стациально-деструкционное - изменение ландшафтов и экологических систем с целью приспособления природы в интересах человека (стация - место обитания популяции). Степень этих воздействий устанавливают через экологически лимитирующие и опасные факторы - условия среды, способные ограничивать какое-либо проявление жизнедеятельности организмов и/или воздействие которого может привести к потере устойчивости экологической системы на протяжении одной из фаз их индивидуального развития [3]. Рассматриваемый принцип организации экологического мониторинга состоит в установлении принципов приоритетности его и осуществления: слежением за загрязнением и состоянием компонентов среды (воздушного бассейна, водной среды, литосферы, естественных и культурных биоценозов, лесов) и состоянием здоровья человека.
Рис. 2. Вариант схемы антропогенного воздействия в естественные процессы в биосфере
Для каждого из рассмотренных видов антропогенных воздействий с целью обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды могут быть выбраны свои подходы к ограничению этих воздействий на компоненты экосистем и природно-антропогенных комплексов. Экологически допустимые нагрузки не должны нарушать механизмы компенсации и саморегуляции
естественных процессов, протекающих в природной среде экосистем. При чрезвычайных ситуациях вводят специальные аварийные нормы воздействия, распространяемые лишь на профессионалов в расчете на вполне определенный ограниченный период. При запрещении определенных видов человеческой деятельности, связанной с перегрузкой окружающей среды и возникновением в ней необратимых процессов вступает в силу экологический императив опасных для природы видов деятельности - обоснованный уровень запрещений [2, 3].
Земной климат сформирован в процессе функционирования сложной глобальной климатической системы Земли, состоящей из пяти взаимодействующих друг с другом компонентов: атмосферы, гидросферы, криосферы, деятельного слоя суши и биосферы, изменяющей свое состояние под воздействием внешних и внутренних абиотических и биоценотических факторов. Согласно [4] антропогенное воздействие - основная причина современного потепления климата, наиболее заметного начиная с середины 1970-х гг. (условное начало современного потепления), приводящего к положительным и негативным (наиболее интересным для компетенции МЧС России) воздействиям на окружающую среду, т.е. климатический фактор становится одним из определяющих сохранения или разрушения современных экосистем.
Основные последствия воздействия процессов изменения глобального климата на природную среду за последние четыре десятилетия эксперты связывают [4] с положительным трендом годовых сумм осадков на большей части территории России, снижением количества твердых осадков на преобладающей части территории России, сокращением площадей снежного покрова в переходные периоды года, повсеместной интенсификацией конвективных процессов последних десятилетий над северными районами суши умеренных широт, уменьшением слоистой облачности, снижением интегральной и аэрозольной мутности атмосферы, усилением зимних блокингов, формирующих экстремальные морозы, увеличением продолжительности летних блокингов, приводящих к засухам. Воздействия изменений климата на водные системы суши приводят к существенному (особенно в зимние месяцы) увеличению водности в меженные периоды, возрастанию межгодовой изменчивости сезонного стока, что делает возможным аномально многоводные и аномально маловодные сезоны, проявления не наблюдавшихся ранее катастрофических наводнений. По сравнению с состоянием на середину XX века в российской субарктике и горах юга зафиксировано сокращение оледенений. В многомерзлых породах повсеместно отмечены талики с растущей к югу масштабностью. Распространение отрицательной тенденции годового увлажнения почв зернового пояса в конце первого десятилетия XXI в. может иметь последствием расширение площадей засух, увеличения их интенсивности, повторяемости и продолжительности особенно в европейской части России. Для всех районов арктических морей характерен тренд к более позднему образованию снежного покрова, уменьшению продолжительности его устойчивого залегания на территориях, севернее 70° с.ш. Существенные изменения в ледовых условиях Северного ледовитого океана сократили площади припая в западных морях, подверженных в большей степени влиянию теплых атлантических циклонов, и
площади арктического морского льда (почти в два раза по сравнению с периодом 1965-1975гг). Пространственные перераспределения льдов создают новые проблемы вследствие развития на свободной ото льдов морской поверхности сильных волнений и, как следствие, усиливают береговую эрозию. В Балтийском регионе возросли стихийные бедствия (штормовые нагоны и катастрофические наводнения), температура и распреснение поверхностного слоя моря, идет сокращение длительности ледового периода и площади покрытия льдом. Ожидают неблагоприятных последствий на экосистемном уровне нарушения трофических взаимоотношений. В Черном, Азовском морях в результате ограниченного (отсутствующего в случае Каспия) водообмена с океанскими акваториями прогнозируют понижение содержание соли, зависимость водного баланса от стоков впадающих рек, рост чувствительности к антропогенным воздействиям зарегулированных стоков, отходов курортных зон, промышленных центров, транспортировки нефти и т.д.
Прямое воздействие изменения климата на здоровье населения происходит при увеличении частоты и мощности экстремальных гидрометеорологических явлений: волн жары и холода (периодов с аномально высокими или низкими температурами), наводнений, штормов, тайфунов. Косвенное воздействие определено экологическими или социально-экономическими факторами (расширение ареалов переносчиков трансмиссивных болезней человека, увеличение площади засушливых земель, уменьшение доступности доброкачественной питьевой воды и прочее). В ряде городов ЕЧР, а также в северных городах участившиеся волны жары стали причиной дополнительной смертности населения, снижения качества атмосферного воздуха (особенно при дальнейшем использовании твердых видов топлива), недостаточном контроле выбросов промышленных предприятий, энергетических установок, транспорта. Изменение климата на территории России оказывает существенное влияние на эпидемиологическую обстановку, особенно остро в годы с теплыми зимами. Отмечено постепенное продвижение на север инфекционных заболеваний на территориях, где ранее их не регистрировали. Для всех рассмотренных видов переносчиков трансмиссивных заболеваний человека по мере наблюдаемого и предполагаемого в XXI в. изменения климата характерно существенное расширение климатических ареалов в северном, северо-восточном и восточном направлениях. К факторам климатического риска относят расширение ареалов и повышение численности членистоногих переносчиков, позвоночных, преимущественно мышевидных грызунов, являющихся резервуарами природноочаговых инфекций и прокормителями переносчиков в природе, неконтролируемое проникновение и укоренение на территории России других экзотических переносчиков [4].
Топливно-энергетический комплекс, строительство и наземный транспорт вносят наиболее заметный вклад в суммарный российский выброс парниковых газов. В свою очередь, увеличение количества стихийных бедствий, аварий и катастроф, в том числе связанных с глобальным изменением климата, ухудшением технического состояния объектов инфраструктуры и возникновением пожаров, влияет на эффективность функционирования основных
отраслей экономики, требует определенных мер адаптации. Выполнение требований по повышению энергоэффективности зданий без соответствующих обоснований привели к использованию многослойных конструкций и теплоизоляционных материалов, свойства и долговечность которых - при условии их эксплуатации в разнообразных климатических условиях России - не была должным образом изучена. В результате десятки зданий стали аварийными после 7-9 лет эксплуатации вследствие разрушения фасадных систем, обострения проблемы борьбы с перегревом зданий в теплый период года. При увеличении интенсивности зимних осадков, особое значение для объектов строительства приобретут кратковременные снеговые нагрузки при сильных снегопадах -дополнительный фактор риска для зданий и сооружений с легкими покрытиями.
В последние годы наземная транспортная инфраструктура (автомобильные и железные дороги, мосты, тоннели, портовая инфраструктура, взлетно-посадочные полосы и пр.) в России испытывает преимущественно негативное воздействие климатических изменений, связанных с повышением температуры воздуха и изменением режима увлажнения. На большой части территории России (Европейская часть России, южные районы Сибири и Дальнего Востока), повышение температуры воздуха в холодный период года увеличило числа переходов температуры воздуха через 0 0С, что совместно с ростом количества жидких осадков усиливает разрушающее воздействие температурно-влажностных деформаций на дорожные покрытия и облицовку зданий. Наблюдаемое увеличение числа суток с экстремально высокими температурами в летний сезон способствует быстрому ухудшению эксплуатационных качеств автодорог из-за размягчения асфальтового покрытия, особенно на не рассчитанных на большую нагрузку дорогах местного значения, повышает риск аварий железнодорожных составов, вследствие значительного перегрева рельсов и последующей деформации железнодорожных путей. Ожидаемое усиление роста количества осадков в зимний сезон и их суточных максимумов потребует принятия специальных мер по уменьшению скольжения на дорогах, обеспечения безопасности. Рост количества и интенсивности осадков в теплое время года увеличивает риски, связанные с потерей устойчивости склонов, возникновением оползней, лавин. Ливневые осадки представляют особую опасность, увеличивая вероятность речных ливневых наводнений с затоплениями и разрушением прибрежной инфраструктуры. В горных районах паводки принимают характер катастрофических наводнений (Крымск, 2012 г.), в районах со сложными гидрогеологическими условиями, повышают риск возникновения оползневых и селевых процессов. Ожидаемое увеличение сезонных сумм осадков, их интенсивности в теплый сезон - серьезный дополнительный фактор риска при эксплуатации существующих трубопроводов и проектировании новых.
В теплое время года негативное воздействие потепления связывают с сокращением производства энергии на электростанциях из-за уязвимости их инфраструктуры интенсивным конвективным процессам в атмосфере, сопровождаемым опасными явлениями (гроз, смерчей, шквалов). Рост суточной интенсивности зимних осадков и частые повышения температуры воздуха создают предпосылки для возникновения аварийных ситуаций на ЛЭП,
обусловленных высокими гололедно-ветровыми нагрузками (разрыв проводов и разрушение опор). В отличие от процесса генерации энергии, чувствительного к дефициту осадков, угрозу для нормальной передачи энергии представляют сильные дожди. Наводнения, лавины и оползни, связанные с выпадением интенсивных осадков, приводят к замыканиям цепей, повреждениям кабеля, подстанций и другого оборудования. К середине XXI в. отрицательная тенденция в изменении индекса теплопотребления может проявиться на всей территории России, которую необходимо учитывать при развитии региональных энергетических систем [4-6].
Практика подтверждает изменения физических параметров состояния многолетнемерзлых грунтов, и негативное влияние их таяния на сооружения, расположенные в отдельных городах Крайнего Севере (Норильск, Якутск, Андерма, Воркута, Тикси). Для гидрологических циклов последствия наблюдаемых изменений климата выражены в увеличении годового стока основных рек страны, внутригодового перераспределения стока в сторону меженного (главным образом зимнего), уменьшении весеннего половодья. Благоприятное для выработки электроэнергии увеличение притока воды в зимний период потребует пересмотра режима работы отдельных водохранилищ и каскадов для регулирования стоков с учетом запросов всех водопользователей, минимизации возможных неблагоприятных экологических и социальных последствий. Ожидаемое сокращение периода ледостава на реках (водоемах) и уменьшение максимальной толщины льда способствуют заметному продлению времени речного судоходства и сокращают период доставки грузов в труднодоступные районы по автомобильным трассам, проложенным по замерзшим руслам больших рек. Увеличение меженного стока, изменение продолжительности и сроков навигации практически для всех крупных рек России потенциально может благоприятствовать речному судоходству, увеличению объема грузоперевозок по рекам и водоемам.
Наиболее существенными отрицательными гидрологическими последствиями изменения климата в XXI веке, которые потребуют адаптации водохозяйственных систем, населения и экономики в целом будут наводнения и маловодья. По площади охватываемых территорий и наносимому материальному ущербу наводнения превосходят остальные стихийные бедствия. В экономических районах России в начале XXI века повторяемость катастрофических наводнений, обусловленных высокими паводками и половодьями, выросла на 15 % по сравнению с последним десятилетием XX века (в особенности на горных реках Кавказа, Восточной Сибири, юге Дальнего Востока). Для большинства равнинных речных бассейнов России основной тип опасных наводнений связан с таянием снега в период весеннего половодья. Особенности современных изменений частоты и масштабов опасных наводнений определяют условия формирования максимальных расходов воды в регионах с дождевыми паводками - на Северном Кавказе, на побережье Черного моря, на Дальнем Востоке и в ряде других, где в последние годы прошли не фиксируемые ранее выдающиеся паводки. Важный фактор увеличения повторяемости опасных наводнений в период весеннего половодья - существенное повышение весенней
температуры, особенно ощутимое в горных районах при одновременном формировании стоков в нескольких высотных поясах и на больших площадях бассейнов, в сочетании с ростом в весенний период количества осадков.
Формированию экстремальных гидрологических явлений в горных районах Кавказа, Сибири и на Дальнем Востоке способствует деградация горного оледенения, таяние ледников, увеличение количества рыхлого обломочного материала, образование моренно-подпрудных озер. С учащением дождевых и снегодождевых паводков, возрастет вероятность прохождения селей с выносом в предгорья большего количества наносов, создающих там острые ситуации с наводнениями. Повышенная угроза катастрофических дождевых паводков различного масштаба - реальный вызов, требующий, несмотря на целый комплекс объективно существующих неопределенностей, безотлагательных решений по обеспечению защищенности населения и отраслей экономики.
Материальный ущерб от маловодий иногда сопоставим с ущербом от наводнений. Малые расходы воды и ее низкие уровни осложняют работу водозаборов, нарушают водоснабжение населенных пунктов и предприятий, уменьшают выработку гидроэлектроэнергии, затрудняют речное судоходство, увеличивают финансовые потери в водном, сельском, коммунальном хозяйствах, гидроэнергетике, на речном транспорте, влияют на качество воды. Маловодья регистрировали преимущественно в южной части (юг Западной Сибири, Забайкалье, бассейн р. Амур). В последние годы они приходят в высокие широты северо-востока России (Якутия, бассейн Колымы). Увеличение частоты наступления низкой межени обусловлено уменьшением количества осадков зимне-весеннего периода, увеличением продолжительности засушливых периодов весной и летом, на северо-востоке России осенью.
Среди множества климатических факторов, влияющих на агроэкосистемы России, наиболее значимы: засухи, сильные морозы, недостаток тепла за короткий безморозный период. Тенденция к росту урожайности зерновых и зернобобовых культур, озимой пшеницы и ярового ячменя на территории России в 1976-2012 гг. в определенной мере может быть объяснена улучшением климатических условий за этот период. Однако к концу столетия прогнозируют потери биоклиматического потенциала, в основном продуктивности зерновых культур на территории России, свыше 17 %.
Смещение изолиний сумм активных и сумм эффективных температур воздуха в северных, северо-восточных и восточных регионах России в условиях общего потепления климата сдвигает границы ареалов зон массового размножения вредителей и возбудителей болезней сельскохозяйственных животных и растений в ставшие более пригодными для их проживания северные широты. Наблюдают увеличение агрессивности и вредоносности отдельных представителей вредителей и возбудителей болезней, сдвиг фаз развития на более ранние сроки, рост числа генераций за сезон на той же территории, смену пищевых предпочтений. Отмечено появление новых подвидов вредителей, способных переносить более жаркие и засушливые условия. Достоверно установлено, что экстремальные погодные аномалии - существенный негативный фактор для лесного хозяйства. Около 15 % площадей погибшего леса - следствие
прямого воздействия экстремальных погодных условий - гибель при ураганном ветре, усыхание после сильных морозов зимой и т. д. Примерно столько же усыхает под воздействием вредных насекомых и болезней. Болезни и вредные насекомые наиболее эффективно угнетают лес, ослабленный опасными гидрометеорологическими явлениями. Наибольшие потери происходят при лесных пожарах вследствие продолжительной жаркой и сухой погоды. В связи с этим необходимы масштабные мероприятия по устойчивому управлению лесным хозяйством, способные ослабить и/или нейтрализовать ожидаемые последствия неблагоприятные изменений климата [4-6].
В сфере техногенной, природной и экологической безопасности, с учетом сложившихся в России взглядов на координирующую роль и распределение ответственности в этой сфере между определенными государственными структурами, целесообразна организация отслеживания состояния экосистем, природно-антропогенных комплексов и здоровья населения в единый комплексный мониторинг. Он может быть построен на базе элементов общегосударственных и ведомственных систем мониторинга: Единая государственная автоматизированная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ); Единая государственная автоматизированная система контроля радиационной обстановки (ЕГАСКРО); Единая система выявления и оценки масштабов и последствий применения ОМП (ЕСВОП); Сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Российской Федерации (СНЛК); Сеть наблюдений и контроля Росгидромета; Автоматизированная система наблюдения и контроля за загрязнением окружающей среды (АНКОС-АГ) на базе автоматизированных станций контроля атмосферных загрязнений (АСКЗА-Г); Автоматизированная система контроля радиационной обстановки на АЭС (АЭС-КРО); Автоматизированная информационно-управляющая система «Всероссийской службы медицины катастроф» (АИУС ВСМК); Автоматизированная информационная система «Социально-гигиенический мониторинг» Роспотребнадзора других структур подобного характера [7].
Реализация целевых функций рассматриваемого комплексного мониторинга на территории России, как представляется, могла бы быть осуществлена при координации взаимодействий, в первую очередь, РСЧС, ЕГСЭМ (рис. 3), СГМ, ВСМК. Координационная государственная система в этом случае, интегрируя возможности других государственных и ведомственных систем мониторинга и контроля за состоянием объектов окружающей среды и возникновением чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и биолого-социального характера, может осуществлять совместное слежение за источниками опасности:
- наблюдение, оценка, прогноз и контроль источников, факторов техногенных воздействий и опасных природных явлений;
- своевременное обнаружение, идентификация и прогнозирование формирующихся в предаварийные периоды и на различных стадиях развития признаков техногенных аварий и катастроф по совокупности (рис. 1) вредных лимитирующих и опасных поражающих факторов, уровней физических полей, концентраций загрязняющих веществ, биологических аэрозолей и концентраций микроорганизмов (токсинов);
- наблюдение, оценка, прогноз и контроль состояния окружающей среды, выявление и оценка ответных реакций человека на воздействия лимитирующих и опасных поражающих факторов;
- оценка степени опасности для населения складывающейся экологической обстановки при нормальном регламентном функционировании опасных объектов, возникающих при техногенных авариях и катастрофах чрезвычайных ситуациях, стихийных явлениях, эпидемиях, эпизоотиях, эпифитотиях;
- сбор, обработка, анализ и обобщение данных об энергоемких процессах в околоземном пространстве с целью выявлений аномалий - предвестников опасных природных явлений (цунами, землетрясений);
- прогнозирование эволюционных процессов (изменение климата) в окружающей среде; наблюдение, оценка и прогноз трансграничных и трансрегиональных переносов загрязнителей;
- ранжирование территорий по степени экологического неблагополучия, выделение зон экологического кризиса и экологического бедствия;
- комплексная оценка состояния среды обитания человека по отдельным территориям, регионам и стране в целом [7].
Рис. 3. Вариант схемы взаимодействия АИУС РСЧС и АИУС ЕГСЭМ
Реализация указанных функциональных задач может быть обеспечена при условии построения взаимодействия систем по иерархическому принципу с опорой на территориальные и ведомственные звенья. Целесообразно предусмотреть оптимизацию работы существующих центров (пунктов) сбора, обработки и выдачи получаемой информации, объектовых, муниципальных, региональных, межрегиональных и федеральных уровней в соответствии с иерархией территориальных государственных органов управления. Эти центры
(пункты) сбора, обработки и выдачи информации могут быть сопряжены с соответствующими структурными элементами автоматизированных информационно-управляющих систем (АИУС) и реализованы при выработке единых подходов в работе органов государственной власти и местного самоуправления при выполнении всего комплекса мероприятий по созданию и внедрению соответствующих АПК в муниципальных районах и городских округах в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, например при реализации Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» [8]. Сопряжение центров и пунктов сбора, обработки, хранения и выдачи информации АИУС РСЧС с другими автоматизированными информационно-управляющими системами, например АИУС «Экобезопасность России» и подобными ей системами, должно быть сосредоточено приоритетно на информационном взаимодействии. К числу основных условий, которые должны выполняться при информационном сопряжении следует отнести совместимость программно - технических средств, обмен информацией по согласованным протоколам, единую структуру передаваемых сообщений адресата и потребителя. Эти же условия должны распространяться на все каналы связи с потребителями вырабатываемой информации с учетом дополнительных условий, устанавливаемых рыночными отношениями (рисунки 1,3). Очевидна необходимость преодоления возникающих трудностей в организационном и информационном сопряжении ведомственных систем вследствие существующей разобщенности ведомственных систем и связанными с этим отсутствием единой методической основы сбора, накопления и анализа информации. Федеральный закон от 10 января 2002 г. №184-ФЗ « Об охране окружающей среды»
Список использованной литературы
1. Израэль Ю.А. Экология и контроль состояния природной среды. - М.: Гидрометеоиздат, 1984.
2. Организация экологической безопасности военной деятельности. Учебное пособие для руководящего состава Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов Российской Федерации. - М.: Филиал ФГУП «Воениздат», 2005. - 480 с.
3. Второй оценочный доклад Росгидромета об изменениях климата и их последствиях на территории Российской Федерации. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) - М.: Росгидромет, 2014. - 1008 с. ISBN 978-5-96341-0322-7.
4. Цыбиков Н.А. Влияние глобальных изменений климата на обеспечение безопасности при реализации крупных экономических и инфраструктурных проектов в Арктике, Матер. междунар. науч.-практ. конф. «Обеспечение безопасности при реализации крупных экономических и инфраструктурных проектов в Арктике. Проблемы и пути решения / МЧС России М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2015. - С. 107-122
5. Оценка макроэкономических последствий изменений климата на
территории Российской Федерации не период до 2030 г. и дальнейшую перспективу / [В.М. Катцов, Н.В. Кобышева, В.П. Мелешко и др.]; под ред. д.ф.-м.н. В.М. Катцова, д.э.н., проф. Б.Н. Порфирьева; Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). - Москва: Д'АРТ: Главная геофизическая обсерватория, 2011. - 252 с. ISBN 978-5-905264-047.
6. Измалков В.И., Измалков А.В. Техногенная и экологическая безопасность и управление риском. - СПб, НИЦЭБ РАН, 1998. - 482 с.
7. Концепция построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город». Утв. расп. Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 2446-р.