УДК 34
М. Д. Бандикян
аспирант
Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, г. Елец, Российская Федерация
ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ИЗБИРАТЕЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. В статье анализируется соотношение общего и специального конституционно-правовых статусов избирателей в Российской Федерации. Специальным статусом наделяются граждане Российской Федерации, которые по субъективным причинам не могут полноценно реализовывать свое активное избирательное право в рамках общего статуса избирателя. Специальный статус отражает особенности правового положения отдельных категорий избирателей и в силу своей специфики может как дополнять, так и ограничивать общий конституционно-правовой статус избирателей на различных стадиях избирательного процесса. На основе анализа федерального и регионального избирательного законодательства, а также подзаконных актов избирательных комиссий автор делает вывод, что специальный конституционно-правовой статус избирателя получил в законодательстве недостаточное закрепление. Такое положение существенно затрудняет реализацию и защиту избирательных прав отдельных категорий избирателей.
Ключевые слова: конституционно-правовой статус, избиратель, активное избирательное право, отдельные категории избирателей, защита избирательных прав.
M. D. Bandikyan
Postgraduate student Yelets State University of IA. Bunin, Yelets, Russian Federation
PROBLEMS OF LEGAL FIXING AND REALIZATION OF SPECIAL CONSTITUTIONAL LEGAL STATUS OF THE VOTER IN THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract. The article deals with the ratio between the general and the special constitutional and legal status of voters in the Russian Federation. Citizens accorded the special status of the Russian Federation, who for subjective reasons cannot fully exercise their active suffrage in the framework of the overall status of the voter. Special status reflects the peculiarities of the legal status of certain categories of voters and because of their nature can complement or limit the general constitutional-legal status of voters at different stages of the electoral process. Based on the analysis of federal and regional electoral legislation and regulations of the election commissions, the author concludes that the special constitutional status of the voter into law a lack of consolidation. This situation significantly complicates the implementation and protection of electoral rights of certain categories of voters.
Key words: constitutional legal status, voter, suffrage, certain categories of voters, protecting the right to vote.
Российское избирательное право имеет достаточно широкий круг субъектов. При этом главным и обязательным субъектом является избиратель. Рассматривая субъекты конституционных правоотношений, представляется важным определить понятие «правовой статус». Данная категория определяет место субъекта права в системе общественных отношений. А.А. Ливеровский подчеркивает, что «без определения статуса субъекта права невозможно строить систему правоотношений данного субъекта с другими субъектами права» [3].
Категория «правовой статус» закрепляет «легальные пределы свободы личности, объем ее прав, обязанностей, других правовых возможностей и ответственности» [2]. Помимо перечисленных элементов «правового статуса» многие теоретики выделяют правосубъектность как состояние субъекта, необходимое для наделения его правами и обязанностями. Н.И. Матузов считает правосубъектность «важнейшей частью статуса» [15]. С.С. Алексеев полагает, что статус «включает правосубъектность в единстве с другими общими (конституционными) правами и обязанностями» [1]. Соглашаясь с высказанными позициями теоретиков, считаем, что основным условием наделения избирателей правами и обязанностями является наличие у лица основанной на законе избирательной правосубъектности. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» [5] (деле - Федеральный закон «Об основных гарантиях»), развивая положения Конституции РФ, предусматривает порядок и условия осуществления конституционного права избирать органы государственной власти и органы местного самоуправления. В соответствии со ст. 4 указанного закона активным избирательным правом обладают граждане РФ, достигшие 18 лет, за исключением лиц, признанных судом недееспособными и содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда. Федеральный закон, устанавливая общую правосубъектность избирателя, предусматривает и гарантирует равную для всех избирателей возможность быть носителем прав и обязанностей.
Таким образом, под конституционно-правовым статусом избирателя понимается провозглашенная Конституцией РФ и установленная федеральным законодательством, а также обеспеченная мерами государственного воздействия способность гражданина РФ быть субъектом избирательного процесса, носителем субъективных избирательных прав и обязанностей. Данное определение является базовым. То есть любой гражданин РФ, соответствующий критериям Федерального закона «Об основных гарантиях», обладает общим конституционно-правовым статусом избирателя.
Основу правового статуса избирателя составляет комплекс прав и обязанностей в их неразрывной взаимосвязи. Основные субъективные права избирателя, характеризующие его статус и позволяющие реализовать активное избирательное право, устанавливаются Федеральным законом «Об основных гарантиях».
Перечисленные в Федеральном законе «Об основных гарантиях» права избирателя характеризуют его как носителя общего правового статуса. Однако в теории права помимо общего правового статуса выделяется специальный и индивидуальный статусы субъекта. Индивидуальный статус характерен для конкретного избирателя. Он определяется общим правовым статусом, а также набором специальных правовых статусов.
Специальный статус отражает:
- особенности правового положения отдельных категорий граждан (например, военнослужащих, инвалидов и др.);
- определенную систему социальных связей, в которых оказываются указанные граждане.
Правовой статус отдельных категорий граждан основывается на общем конституционном статусе избирателя, но имеет свою специфику, определяемую нормами различных отраслей права.
Специальная правоспособность, опосредующая специальный правовой статус, «оказывается необходимой и проявляет себя в тех случаях, когда «не срабатывает» общая правоспособность» [4]. Исследование избирательных кампаний, проводившихся в Российской Федерации, позволяет выделить отдельные категории избирателей, которые не могут полноценно реализовать свое активное избирательное право.
Сложности связаны со следующими причинами:
- с условиями осуществления профессиональной деятельности (военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов, моряки дальнего плавания, работающие на предприятиях с непрерывным циклом и др.);
- с ограничениями по состоянию здоровья (инвалидность, преклонный возраст, нахождение в больницах, санаториях, реабилитационных центрах и др.);
- с особенностями проживания или нахождения (труднодоступные или отдаленные районы, территории, находящиеся за пределами Российской Федерации и др.);
- с ограничением в правах (домашний арест, содержание под стражей, в качестве подозреваемого или обвиняемого и др.);
- с другими обстоятельствами и особенностями, связанными с личностью избирателя.
Таким образом, применительно к активному избирательному праву специальным правовым статусом обладают граждане РФ, выступающие на различных стадиях избирательного процесса в качестве избирателей, имеющих субъективные особенности. Принадлежность к отдельной социальной группе или обладание особыми специфическими особенностями позволяет относить этих граждан РФ к отдельным категориям избирателей.
Как правило, специальный правовой статус дополняет общий правовой статус. То есть отдельным категориям избирателей закон должен предоставлять дополнительные права, свободы, льготы, а в некоторых случаях - возлагать на них дополнительные обязанности. Из этого правила есть и исключения - специальный правовой статус может ограничивать общий правовой статус избирателя. Так, лица, находящиеся под стражей до вступления в законную силу приговора суда, ограничиваются в реализации активного избирательного права. Они имеют право выразить свою волю путем участия в голосовании, однако ограничиваются в отдельных избирательных действиях, которые предполагают их личное присутствие, например, в избирательных комиссиях в качестве наблюдателей.
Выделение отдельных категорий избирателей, предоставление им специального правового статуса, наделяющего их дополнительными правами при реализации активного избирательного права, является необходимой и прогрессивной тенденцией в развитии избирательной системы. Специфические особенности, присущие отдельным категориям избирателей, должны быть надлежащим образом зафиксированы в федеральном законодательстве и учитываться в работе избирательных комиссий всех уровней, в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также иных лиц, участвующих в подготовке и проведении выборов и референдумов.
Несмотря на то, что государство обязано обеспечить реализацию избирательных прав всем категориям граждан, федеральное законодательство практически не уделяет внимание отдельным категориям избирателей.
В Федеральных законах «Об основных гарантиях», «О выборах Президента РФ» [7], «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» [6] содержатся общие нормы избирательного права, которые не всегда могут быть реализованы избирателями, обладающими специальным правовым статусом. Не выделяются особенно отдельные категории избирателей, лишь в тексте отдельных статей устанавливается порядок участия тех или иных категорий избирателей в отдельных избирательных процедурах. Так, например, в ст. 19 Федерального закона «Об основных гарантиях», регламентирующей образование избирательных участков, обращается внимание на создание избирательных участков, находящихся за пределами Российской Федерации, в труднодоступных и отдаленных местностях, в воинских частях, в местах временного пребывания избирателей.
Акты Центральной избирательной комиссии РФ должны разъяснять порядок реализации специальных норм федерального законодательства. Среди
нормативных актов ЦИК РФ, регламентирующих правовое положение отдельных категорий избирателей, можно выделить Постановление ЦИК РФ от 7 апреля 2015 г. № 278/1649-6 «О Методических рекомендациях по организации голосования отдельных категорий избирателей при проведении выборов на территории Российской Федерации»[9]. По нашему мнению, текст Рекомендаций имеет ряд недостатков:
- в названии Рекомендаций указано словосочетание «отдельные категории избирателей», однако определения, характеризующего этот правовой статус, нет;
- название Рекомендаций имеет общий характер, однако своим регулированием данный акт охватывает не все категории граждан, имеющие специальный правовой статус, а лишь некоторые из них, прямо в нем перечисленные;
- Рекомендации регламентируют подготовку и проведение выборов с участием отдельных категорий избирателей на территории Российской Федерации, ограничивая, таким образом, активное избирательное право специальных субъектов лишь рамками выборов, оставляя за скобками иные стадии избирательного процесса.
Издавались Центральной избирательной комиссией РФ и постановления, регламентирующие реализацию избирательных прав конкретной категории избирателей. Целью данных актов является создание избирательными комиссиями всех уровней необходимых условий для реализации отдельной группой граждан РФ своих избирательных прав. К ним можно отнести:
- Постановление ЦИК РФ от 20 мая 2015 г. № 283/1668-6 «О Рекомендациях по обеспечению реализации избирательных прав граждан РФ, являющихся инвалидами, при проведении выборов в Российской Федерации»[12];
- Постановление ЦИК РФ от 29 июня 2016 г. № 14/116-7 «О методических рекомендациях по обеспечению реализации избирательных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва» [8].
Отдельные субъекты РФ принимают законы, конкретизирующие положения федерального законодательства, но, как правило, делается это в том случае, если сам субъект РФ имеет определенную специфику. Например, Законы:
- Красноярского края от 29 сентября 2005 г. № 16-3747 «О труднодоступных и отдаленных местностях Красноярского края» [14];
- Камчатского края от 19 декабря 2008 г. № 204 «О перечне труднодоступных и отдаленных местностей в Камчатском крае» [10].
Указанные Законы принимаются в тех субъектах РФ, где граждане РФ, включенные в списки избирателей, работают или проживают в отдаленных и труднодоступных местах, с которыми не установлено или затруднено постоянное сообщение. Принятие подобных законов направлено на обеспечение конституционных прав данной категории граждан РФ при организации и проведении выборов в федеральные и региональные органы государственной власти. При этом избирательные комиссии соответствующих субъектов РФ принимают Рекомендации по организации голосования. Например, Постановление Избирательной комиссии Камчатского края от 1 июля 2015 г. № 74/396 «О Рекомендациях по обеспечению избирательных прав граждан РФ, находящихся в труднодоступных или отдаленных местностях, при проведении досрочных выборов Губернатора Камчатского края» [13].
По иным категориям избирателей, обладающих специальным правовым статусом, субъекты РФ законы не принимали. А акты, принятые избирательными комиссиями субъектов РФ, практически полностью дублируют соответствующие постановления ЦИК РФ. Например, Липецкая областная избирательная комиссия приняла Постановление от 5 мая 2016 г. № 148/1425-5 «О Плане мероприятий по обеспечению избирательных прав граждан РФ, являющихся инвалидами, в период
проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ седьмого созыва, депутатов Липецкого областного Совета депутатов шестого созыва 18 сентября 2016 г.» [11].
Итак, исследовав правовое положение избирателя, как субъекта, реализующего свое активное избирательное право, мы выделили три возможных статусных состояния избирателя: общий, специальный и индивидуальный.
Под общим конституционно-правовым статусом избирателя в статье понимается провозглашенная Конституцией РФ, установленная федеральным законодательством и обеспеченная мерами государственного воздействия, способность гражданина РФ быть субъектом избирательного процесса, носителем субъективных прав и обязанностей.
Специальный конституционно-правовой статус избирателя характеризуется специфическими, закрепленными нормами различных отраслей права, особенностями гражданина РФ, из-за которых он не может полноценно реализовать свое активное избирательное право в рамках общего правового статуса. Специальный правовой статус основан на общем конституционно-правовом статусе избирателя, однако в силу специфики его реализации может как дополнять, так и ограничивать общий конституционно-правовой статус избирателя на различных стадиях избирательного процесса.
Анализ правовых источников, регламентирующих порядок проведения выборов, позволил выявить особенности правового регулирования отдельных категорий избирателей:
- Конституция РФ не выделяет отдельные категории избирателей. Она закрепляет принципы проведения выборов, призванные обеспечить и защитить электоральные права всех граждан РФ;
- федеральные законы не выделяют в качестве обособленных субъектов отдельные категории избирателей. Отдельные нормы регламентируют особенности порядка проведения отдельных избирательных процедур для некоторых категорий избирателей, например, для военнослужащих, инвалидов, граждан РФ, находящихся за пределами РФ;
- законы субъектов РФ не определяют отдельные категории избирателей. Некоторые субъекты РФ, у которых имеются территориальные особенности, принимают законы, определяющие труднодоступные или отдаленные места. Это необходимо для обеспечения конституционного права избирателей, работающих или проживающих в этих местностях;
- акты избирательных комиссий различных уровней признают факт наличия отдельных категорий избирателей и необходимость их правового регулирования, однако не дают определение и не характеризуют их. Некоторые акты перечисляют отдельные категории граждан, на которых направленно их регулирование, другие сконцентрированы на конкретной категории избирателей, имеющих специальный статус;
- акты избирательных комиссий различных уровней, как правило, направлены на проведение выборов с участием отдельных категорий избирателей, оставляя за скобками иные стадии избирательного процесса;
- как правило, акты избирательных комиссий субъектов РФ в отношении отдельных категорий избирателей дублируют аналогичные акты Центральной избирательной комиссии РФ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев С.С. Общая теория права. В 2-х т. Т. 2 / С.С. Алексеев. — М. : Юридическая литература, 1982. — 360 с.
2. Большой юридический словарь / под ред. А.В. Малько. — М. : Проспект, 2009. —
704 с.
3. Ливеровский А.А. О статусе субъекта Российской Федерации / А.А. Ливеров-ский // Правоведение. — 2000. — № 2. — С. 82-101.
4. Мананкова Р.П. Специальный правовой статус как критерий классификации субъектов правоотношений / Р.П. Мананкова // Юридическая наука и правоохранительная практика. — 2009. — № 1(7). — С. 17-21.
5. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ: федер. закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ / Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_37119/ (дата обращения: 17.11.2017).
6. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: федер. закон от от 22.02.2014 № 20-ФЗ / Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_159349/ (дата обращения: 24.11.2017).
7. О выборах Президента Российской Федерации: федер. закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ / Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40445/ (дата обращения: 23.11.2017).
8. О Методических рекомендациях по обеспечению реализации избирательных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва: постановление ЦИК РФ от 29.06.2016 № 14/116-7/ Правовой сервер Консультант плюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_200407/ (дата обращения 26.10.2017).
9. О Методических рекомендациях по организации голосования отдельных категорий избирателей при проведении выборов на территории Российской Федерации: постановление ЦИК РФ от 07.04.2015 № 278/1649-6 (ред. от 2 августа 2017 г.) / Правовой сервер Консультант плюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_178169/ (дата обращения 27.10.2017).
10. О перечне труднодоступных и отдаленных местностей в Камчатском крае: закон Камчатского края от 19.12.2008 № 204 / Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 20.10.2017).
11. О Плане мероприятий по обеспечению избирательных прав граждан РФ, являющихся инвалидами, в период проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ седьмого созыва, депутатов Липецкого областного Совета депутатов шестого созыва 18 сентября 2016 года: постановление Избирательной комиссии Липецкой области от 5 мая 2016 г. № 148/1425-5 / Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/46001126/ 31а97е6042199ассас4Ь41775еа^а8/ (дата обращения: 21.10.2017).
12. О Рекомендациях по обеспечению реализации избирательных прав граждан РФ, являющихся инвалидами, при проведении выборов в Российской Федерации: постановление ЦИК РФ от 20.05.2015 № 283/1668-6 / Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_180079/ (дата обращения: 25.10.2017).
13. О Рекомендациях по обеспечению избирательных прав граждан РФ, находящихся в труднодоступных или отдаленных местностях, при проведении досрочных выборов Губернатора Камчатского края: постановление Избирательной комиссии Камчатского края от 1 июля 2015 г. № 74/396 / Сайт Избирательной комиссии Камчатского края [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kamchatka_krai.izbirkom.ru/ docs/4833/ (дата обращения: 23.10.2017).
14. О труднодоступных и отдаленных местностях Красноярского края: закон Красноярского края от 29 сентября 2005 г. № 16-3747 / Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/18570416/ (дата обращения: 21.10.2017).
15. Теория государства и права: Курс лекций / под ред.: Н.И. Матузова, А.В. Малько. — М. : Юрист, 1997. — 776 с.
REFERENSES
1. Alekseev S.S. Obshchaia teoriia prava. V 2-kh t. T. 2 [General theory of law. In 2 vol. Vol. 2]. Moscow, Iuridicheskaia literature Publ., 1982, 360 p.
2. Mal'ko A.V. (ed.) Bol'shoi iuridicheskii slovar' [The big legal dictionary]. Moscow, Prospekt Publ., 2009,704 p.
3. Liverovskii A.A. About the status of the territorial subject of the Russian Federation. Pravovedenie = The Legal Studies, 2000, no. 2, pp. 82-101 (in Russian).
4. Manankova R.P. Special legal status as criterion of classification of subjects of legal relationship. Iuridicheskaia nauka i pravookhranitel'naia praktika = Legal Science and Law Enforcement Practice, 2009, no. 1(7), pp. 17-21 (in Russian).
5. Ob osnovnykh garantiiakh izbiratel'nykh prav i prava na uchastie v referendume gra-zhdan RF: feder. zakon ot 12.06.2002 № 67-FZ (On the main guarantees of electoral rights and the rights for participation in a referendum of citizens of the Russian Federation: the federal law from 12.06.2002 no. 67-FZ). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_37119/ (accessed 17.11.2017).
6. O vyborakh deputatov Gosudarstvennoi Dumy Federal'nogo Sobraniia Rossiiskoi Fed-eratsii: feder. zakon ot ot 22.02.2014 № 20-FZ (On an election of the president of the Russian Federation: the federal law from 10.01.2003, no. 19-FZ). Available at: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_159349/ (accessed 24.11.2017).
7. O vyborakh Prezidenta Rossiiskoi Federatsii: feder. zakon ot 10.01.2003 № 19-FZ (On an election of the president of the Russian Federation: the federal law from 10.01.2003 no. 19-FZ). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40445/ (accessed 23.11.2017).
8. O Metodicheskikh rekomendatsiiakh po obespecheniiu realizatsii izbiratel'nykh prav voennosluzhashchikh i sotrudnikov pravookhranitel'nykh organov pri provedenii vyborov deputatov Gosudarstvennoi Dumy Federal'nogo Sobraniia Rossiiskoi Federatsii sed'mogo sozyva: postanovlenie TsIK RF ot 29.06.2016 № 14/116-7 (On Methodical recommendations about ensuring implementation of electoral rights of the military personnel and law enforcement officers at elections of deputies of the State Duma of Federal Assembly of the Russian Federation of the seventh convocation: resolution of the Central Election Commission of the Russian Federation from 29.06.2016 no. 14/116-7). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_200407/ (accessed 26.10.2017).
9. O Metodicheskikh rekomendatsiiakh po organizatsii golosovaniia otdel'nykh kategorii izbiratelei pri provedenii vyborov na territorii Rossiiskoi Federatsii: postanovlenie TsIK RF ot 07.04.2015 № 278/1649-6 (red. ot 2 avgusta 2017 g.) (On Methodical recommendations about the organization of vote of separate categories of voters at elections in the territory of the Russian Federation: the resolution of the Central Election Commission of the Russian Federation from 07.04.2015 no. 278/1649-6 (an edition of August 2, 2017)). Available at: http://www. consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_ 178169/ (accessed 27.10.2017).
10. O perechne trudnodostupnykh i otdalennykh mestnostei v Kamchatskom krae: zakon Kamchatskogo kraia ot 19.12.2008 № 204 (On the list of the remote and remote areas in Kamchatka region: law of Kamchatka region from 19.12.2008 no. 204). Available at: http://www. consultant.ru/ (accessed 20.10.2017).
11. O Plane meropriiatii po obespecheniiu izbiratel'nykh prav grazhdan RF, iavliaiu-shchikhsia invalidami, v period provedeniia vyborov deputatov Gosudarstvennoi Dumy Federal'nogo Sobraniia RF sed'mogo sozyva, deputatov Lipetskogo oblastnogo Soveta deputatov shestogo sozyva 18 sentiabria 2016 goda: postanovlenie Izbiratel'noi komissii Lipetskoi ob-lasti ot 5 maia 2016 g. № 148/1425-5 (On the Plan of measures on providing electoral rights of the citizens of the Russian Federation who are disabled people during elections of deputies of the State Duma of Federal Assembly of the Russian Federation of the seventh convocation, deputies of the Lipetsk regional council of deputies of the sixth convocation on September 18, 2016: resolution of Election commission of the Lipetsk region of May 5, 2016 no. 148/1425-5). Available at: http://base.garant.ru/46001126/31a97e6042199accac4b41775eac0da8/ (accessed 21.10.2017).
12. O Rekomendatsiiakh po obespecheniiu realizatsii izbiratel'nykh prav grazhdan RF, iavliaiushchikhsia invalidami, pri provedenii vyborov v Rossiiskoi Federatsii: postanovlenie TsIK RF ot 20.05.2015 № 283/1668-6 (On Recommendations about ensuring implementation of electoral rights of the citizens of the Russian Federation who are disabled people at elections in
the Russian Federation: resolution of the Central Election Commission of the Russian Federation from 20.05.2015 no. 283/1668-6): http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_180079/ (accessed 25.10.2017).
13. O Rekomendatsiiakh po obespecheniiu izbiratel'nykh prav grazhdan RF, nakhodi-ashchikhsia v trudnodostupnykh ili otdalennykh mestnostiakh, pri provedenii dosrochnykh vy-borov Guber-natora Kamchatskogo kraia: postanovlenie Izbiratel'noi komissii Kamchatskogo kraia ot 1 iiulia 2015 g. № 74/396 (On Recommendations about providing electoral rights of the citizens of the Russian Federation who are in remote areas when holding early elections of the Governor of Kamchatka region: resolution of Election commission of Kamchatka region of July 1, 2015 no. 74/396). Available at: http://www.kamchatka_krai.izbirkom.ru/docs/4833/ (accessed 23.10.2017).
14. O trudnodostupnykh i otdalennykh mestnostiakh Krasnoiarskogo kraia: zakon Kras-no-iarskogo kraia ot 29 sentiabria 2005 g. № 16-3747 (On the remote areas of Krasnoyarsk region: law of Krasnoyarsk region of September 29, 2005 no. 16-3747). Available at: http://base. garant.ru/18570416/ (accessed 21.10.2017).
15. Matuzov N.I. (ed.), Mal'ko A.V (ed.) Teoriia gosudarstva i prava: Kurs lektsii [Theory of state and law: lectures]. Moscow, Iurist Publ., 1997, 776 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Бандикян Масис Димикович — аспирант, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 399770, г. Елец, ул. Коммунаров д. 28, Российская Федерация, e-mail: nardina-oksana@yandex.ru.
AUTHOR
Bandikyan Masis Dimikovich — Postgraduate student, Yelets State University of I.A. Bunin, 28 Kommunarov Street, Yelet, 399770, the Russian Federation, e-mail: nardina-oksana@yandex .ru.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Бандикян М.Д. Проблемы нормативного закрепления и реализации специального конституционно-правового статуса избирателя в Российской Федерации / М.Д. Бандикян // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2017. — Т. 5, № 4 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://esj.pnzgu.ru.
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Bandikyan M. D. Problems of legal fixing and realization of special constitutional legal status of the voter in the Russian Federation. Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2017, vol. 5, no. 4, available at: http://esj.pnzgu.ru (In Russian).