этого определить основные направления деятельности через специальные федеральные и региональные программы.
1 См.: Российская газета. 2012. 12 дек.
2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 8, ст. 6724; 2012. № 26, ст. 3446.
3 Русанова С.Н. Понятие здорового образа жизни в законодательных и нормативных актах // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2005. № 4. С. 255.
4 Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1960. С. 224.
5 Большая советская энциклопедия: в 30 т. М., 1969-1978. Т. 18. С. 217.
6 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 14, ст. 1650; 2012. № 26, ст. 3446.
7 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 38, ст. 4736; 2011. № 30, ч. 1, ст. 4590.
8 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 26, ст. 2581; 2011. № 30, ч. 1, ст. 4590.
9 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 14, ст. 1212; 2011. № 30, ч. 1, ст. 4590.
10 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 16, ст. 1815; 2012. № 26, ст. 3446.
11 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 50, ст. 6242; 2012. № 31, ст. 4325.
12 См.: Хижняк В.С. Национальные интересы России в сфере защиты прав человека // Ленинградский юридический журнал. 2008. № 2. С. 73.
13 См.: ГальченкоВ. Нынешнее положение семьи — это национальная катастрофа // Российская Федерация сегодня. 2005. № 17. С. 36.
14 Демографическая катастрофа и пути ее преодоления // Литературная Россия. 2006. 19 мая.
15 См.: Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года. URL: http://2020strategy.rU/data/2012/03/14/1 214585998/1itog. pdf (дата обращения: 28.11.2012).
16 Фарбер И.Е. Очерки вузовской педагогики. Саратов, 1984. С. 31.
Т.В. Троицкая
ГРАЖДАНИН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
В статье раскрываются особенности конституционно-правового статуса гражданина Российской Федерации в зависимости от форм его участия в российском избирательном процессе. Проводится анализ нормативно-правового регулирования участия граждан в качестве избирателя, наблюдателя, члена избирательной комиссии.
Ключевые слова: избирательный процесс, стадии избирательного процесса, конституционные основы народовластия, пассивное избирательное право, активное избирательное право, правовой статус избирателя, обжалование решений избирательных комиссий.
T.V. Troitzkaya
CITIZENS OF THE RUSSIAN FEDERATION IN MODERN ELECTORAL PROCESS
The article describes the features of the constitutional and legal status of citizens of the Russian Federation, according to the forms of its participation in the Russian electoral process. The author analyzes the regulatory involvement of citizens to vote, an observer member of the election commission.
Keywords: electoral process, the stages of the electoral process, the constitutional foundations of democracy, passive suffrage, active suffrage, the legal status of the voter, appeal of decisions of election commissions.
В современных условиях становления в России демократического государства актуализируется проблема реализации конституционных основ народовластия и, как следствие, совершенствования законодательства, регламентирующего избирательные отношения.
© Троицкая Татьяна Викторовна, 2013
Кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права (Саратовская государственная юридическая академия).
В 2013 г. исполняется 20 лет с момента судьбоносного для России факта принятия всенародным голосованием Конституции РФ. Впервые на конституционном уровне выражена приверженность Российского государства обеспечению основных прав и свобод человека и гражданина. Вместе с тем, наряду с декларативными нормами и принципами, в Основном Законе страны должны быть предусмотрены конкретные формы участия граждан в управлении страной, в т. ч. в избирательном процессе, а также гарантии осуществления таких прав. Не случайно в последнее время все чаще можно встретить предположения о возможности внесения изменений непосредственно в текст Конституции РФ. Так, С.А. Авакьян обосновывает необходимость такой реформы, называя среди многих причин целесообразность обеспечения реального народовластия1.
Гражданин Российской Федерации является основным субъектом избирательного права и участником избирательного процесса. Основополагающая цель выборов — это формирование представительного органа власти, реально отражающего и представляющего интересы народа. Граждане Российской Федерации, участвуя в избирательном процессе, могут выполнять различные роли, в частности: выступать в качестве избирателя (активное избирательное право), кандидата (пассивное избирательное право), доверенного лица, уполномоченного представителя, наблюдателя и других участников избирательного процесса. Выступая в той или иной роли, гражданин Российской Федерации наделяется определенным объемом прав и обязанностей, которые в совокупности составляют его правовой статус.
Рассмотрим подробнее некоторые составляющие правового статуса гражданина России в избирательном процессе.
Граждане Российской Федерации имеют право учреждать политические партии, которые впоследствии могут выступать в качестве избирательных объединений или иных субъектов избирательного процесса. Новые требования к организации политических партий (членство не менее 500 чел.), с одной стороны, создают видимость зарождающейся политической конкуренции в стране, реализации демократических основ Конституции РФ, а, с другой стороны, способствуют ее парализации, поскольку мелкие, разрозненные политические силы не могут представлять серьезной угрозы правящей политической элите.
Граждане России наделены правом участвовать в формировании избирательных комиссий муниципальных образований, а также территориальных, окружных и участковых комиссий посредством необходимости учета предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы и учебы. Вместе с тем Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав граждан на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в ред. от 2 апреля 2013 г.)2 содержит формулировку, согласно которой не менее 1/2 членов избирательной комиссии субъекта РФ, муниципальных образований и других комиссий, должны назначаться на основе предложений политических партий. Соответственно определение «не менее одной второй» допускает возможность и в полном составе формировать избирательные комиссии по предложениям политических партий.
Граждане России имеют право на участие в создании инициативной группы, а также на участие в выдвижении кандидатов в порядке самовыдвижения. Но, с другой стороны, возможностей реализовать данное право становится все меньше, поскольку основной разновидностью избирательной системы, применяемой на выборах разного уровня, является пропорциональное представительство.
Если говорить о новом порядке выборов высшего должностного лица субъекта РФ, то в соответствии со ст. 18 Федерального закона 6 октября 1999 г. № 184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации» (в ред. от 3 декабря 2012 г.)3 выдвижение кандидата как политической партией, так и в порядке самовыдвижения, должно быть поддержано от 5 до 10 % депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта РФ, что в свою очередь не способствует возможности граждан повлиять на персональный состав кандидатов.
Гражданин России может быть назначен в установленном порядке наблюдателем на выборах, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения, членом избирательной комиссии любого уровня с правом как решающего, так и совещательного голоса. Правовой статус указанных лиц регламентируется указанным выше Федеральным законом. Однако судебная практика свидетельствует о неточностях, а в некоторых случаях и пробелах законодательства, определяющего, к примеру, право члена избирательной комиссии с правом ш
с
совещательного голоса знакомиться со списками избирателей, проголосовав- н
и
ших досрочно и вне помещения для голосования, и другими материалами по- а сле установления итогов голосования4. А.А. Макарцев отмечает: «Правовая о
о к в
определенность является одним из центральных свойств права и его норм»5. о
Важнейшей гарантией прав избирателей служит возможность обжалования з
ими действий и решений органов и должностных лиц в административном и |
судебном порядке, требование рассмотрения своих жалоб и заявлений в ука- е
занных инстанциях в установленные законом сроки, а также привлечения к й
юридической ответственности лиц, виновных в нарушении закона и избира- р
и
тельных прав граждан и других субъектов избирательного процесса. Ч
с
Действительно, ч. 1 ст. 259 ГПК РФ в качестве субъектов права подачи за- о
й
явления о защите избирательных прав граждан Российской Федерации пере- а
числяет в т. ч., избирателей. Однако судебная практика свидетельствует о том, м
и
что избирателям отказывают в принятии заявлений к рассмотрению об отмене •
№
постановлений избирательных комиссий о результатах выборов6. (
Анализ демократических основ конституционного строя России свидетель- ^ ствует о том, что гражданин Российской Федерации должен быть центральной 33 фигурой избирательного процесса. Однако последние тенденции реформирования избирательного законодательства говорят об усилении влияния в рассматриваемом процессе политических партий.
Создание в России нормативно-правовых основ реального обеспечения демократических основ Конституции страны, ответственное функционирование органов государственной власти в рамках права, расширение реализации форм 239
прямой демократии, в т. ч. референдума и принятие посредством его проведения основополагающих вопросов реформирования, в частности отношений в области избирательного права, будут способствовать планомерному развитию демократии в Российской Федерации.
1 Авакьян С.А. Нужна ли конституционная реформа в России // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 9. С. 4.
2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 24, ст. 2253; 2013. № 14, ст. 1638.
3 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 42, ст. 5005; Российская газета. 2012. 7 дек.
4 См.: Решение Кировского районного суда города Новосибирска от 27 мая 2010 г. Дело № 2-1790/10 // Правосудие: государственная автоматизированная система Российской Федерации // Кировский районный суд г. Новосибирска. URL: http://kirovsky.nsk.sudrf.ru/ (дата обращения: 12.04.2013).
5 Макарцев А.А. Неопределенность норм избирательного права // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 4. С. 43.
6 См.: Определение Верховного Суда РФ от 23 декабря 2011 г.; Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 9 февраля 2012 г. Документы опубликованы не были. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».