Раздел 8. Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ
Н.Г. Романова
(адъюнкт кафедры административного права и административной деятельности ОВД Тюменского юридического института МВД России; nata_77r@mail.ru)
В статье анализируются нормативные правовые акты, регулирующие деятельность органов внутренних дел на водном транспорте, рассматриваются проблемы нормативно-правового регулирования органов внутренних дел на водном транспорте, вносятся предложения об издании нормативных правовых актов, регулирующих деятельность органов внутренних дел на водном транспорте.
Ключевые слова: водный транспорт, нормативные правовые акты, регулирующие деятельность ОВД на водном транспорте, охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, правонарушения.
Впервые правовой статус прообраза современных органов внутренних дел на транспорте был установлен 20 ноября 1809 г. Высочайшим Манифестом «Об управлении водными и сухопутными сообщениями». Для подготовки специалистов в этой отрасли государственного хозяйства был создан особый институт. В его штате «...для судоходства и полицейского надзора как по водным, так и по сухопутным сообщениям» была учреждена полицейская команда [1, с. 8].
По мнению многих авторов, современные ОВДТ являются одним из эффективных инструментов государства в деле обеспечения правопорядка. В свете проводимых государством реформ совершенствование деятельности органов внутренних дел на транспорте объективно требует четкого правового опосредствования, поскольку в правовом государстве, каковым объявила себя Россия, любая идея повышения качества работы государственного органа, не подкрепленная правом, теряет всякий смысл. В данной статье будет проведен анализ действующих нормативных правовых актов, касающихся деятельности полиции на водном транспорте, и в первую очередь международных правовых актов, которые подразделяются на универсальные конвенции и двусторонние договоры.
Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (Рим, 10 марта 1988 г.), дает право каждому госу-дарству-участнику принимать такие меры, которые могут оказаться необходимыми для установления юрисдикции в отношении преступлений, перечень которых указан в Конвенции, дает право заключать под стражу преступников и действовать в соответствии со своим законодательством. Кроме того, государства-участники содействуют в предотвращении совершения преступлений [2].
Международные договоры (соглашения) могут заключаться как по общим вопросам безопасности на транспорте, так и по отдельным вопросам предупреждения экологических правонарушений.
Так, в ст. 1 Соглашения о сотрудничестве министерств внутренних дел в борьбе с преступностью на транспорте (Ереван, 25 октября 1995 г.) определяется круг взаимодействия по вопросам предупреждения, выявления, пресечения и расследования преступлений, совершаемых на транспорте, в первую очередь: умышленные преступления против жизни и здоровья людей; незаконные перевозки наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых, сильнодейству-
Юридическая наука и правоохранительная практика ющих, ядовитых веществ и радиоактивных материалов; нелегальный вывоз товаров и сырья, валютных, культурных и исторических ценностей; хищения грузов, а также собственности пассажиров [3].
Такими соглашениями определяются формы сотрудничества, порядок направления запросов, язык, на котором должны направляться запросы и ответы на них, проведение совместных учений. Например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Корея посвящено вопросам сотрудничества в области предупреждения незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла живых морских ресурсов (Сеул, 22 декабря 2009 г.) [3].
В соответствии с поставленной целью далее рассмотрим Основной Закон Российской Федерации - Конституцию РФ. Она не содержит упоминания об органах внутренних дел на транспорте, впрочем, как и об органах внутренних дел вообще. Следовательно, говорить об их конституционноправовом статусе или, точнее, о конституционных элементах статуса не приходится. Не определяет место органов внутренних дел на транспорте в системе правоохранительных органов и конституционное законодательство.
В основном отраслевом Федеральном законе «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ [4] термин «органы внутренних дел на транспорте» также не используется, а деятельность полиции на водном транспорте вообще не регулируется федеральным законодательством. В своей работе сотрудники органов внутренних дел на водном транспорте могут опираться на общие нормы федерального и иного законодательства, установленные для водного транспорта в общем, а также специальные нормы, установленные для органов внутренних дел в целом.
Статья 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ устанавливает такие основные понятия, как: внутренний водный транспорт Российской Федерации, внутренние водные пути Российской Федерации, судоходство, судно, самоходное транспор-
тное судно, судно смешанного (река-море) плавания, инфраструктура внутренних водных путей, пункт отстоя, путевые работы, пассажир, речной порт, причал, перевозчик, судовладелец, судовождение, судно смешанного (река-море) плавания, которые необходимы для правильной квалификации административных правонарушений, а также для определения границ оперативного обслуживания органов внутренних дел на водном транспорте [5].
Следующий кодифицированный нормативный правовой акт - Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ. В ст. 1 Кодекса определяются основные понятия: акватория; водное хозяйство; водные ресурсы; водный объект; водный режим; водный фонд; водоотведение; водопотребление; водоснабжение; водохозяйственная система; водохозяйственный участок; дренажные воды; использование водных объектов (водопользование); истощение; негативное воздействие вод; охрана водных объектов; речной бассейн [6].
С точки зрения О.А. Боголюбова и Д.О. Сивакова, Водный кодекс РФ в основном регулирует отношения в области гражданского законодательства и определяет круг органов государственной власти и местного самоуправления, которым поручен контроль и надзор за исполнением водного законодательства [6]. Полномочия органов внутренних дел в части охраны судоходных гидротехнических сооружений и средств навигационного оборудования, которые подлежат круглосуточной охране, ограничиваются согласованием их перечня (ст. 12 Кодекса).
Охрана данных объектов в целях их защиты от противоправных посягательств осуществляется соответствующими подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации и организациями, находящимися в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации [7]. Сотрудники органов внутренних дел на водном транспорте при осуществлении административной юрисдикции, кроме того, используют в своей деятельности нормы Кодекса Рос-
118
сийской Федерации об административных правонарушениях (ст.ст. 11.14, 11.15, 11.17 КоАП).
Учитывая бланкетность и компетен-ционный характер указанных норм, особое значение приобретают нормативные правовые акты, раскрывающие признаки правонарушений, которые посягают на безопасность водного транспорта. В связи с этим законодательную основу правового статуса органов внутренних дел на транспорте как целостного института составляют, хотя и частично, законы экономической, а не правоохранительной направленности (Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»; Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»; ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации») [2].
Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» дает следующие понятия: водные биологические ресурсы, анадромные виды рыб, катадромные виды рыб, трансграничные виды рыб и других водных животных, трансзональные виды рыб и других водных животных, далеко мигрирующие виды рыб и других водных животных, сохранение водных биоресурсов, добыча (вылов) водных биоресурсов, рыболовство, промышленное рыболовство прибрежное рыболовство, общий допустимый улов водных биоресурсов, квота добычи (вылова) водных биоресурсов, доля квоты добычи (вылова) водных биоресурсов, любительское и спортивное рыболовство, аквакультура, товарное рыбоводство, разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов, рыбное хозяйство, уловы водных биоресурсов [8].
Федеральным законом от 9 февраля
2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» определены цели и задачи обеспечения транспортной безопасности, принципы обеспечения транспортной безопасности, порядок планирования и реализацию мер
транспортной безопасности, требования по обеспечению транспортной безопасности, ограничения при приеме на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, права и обязанности субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков в области обеспечения транспортной безопасности [9].
Из норм указанного закона, как справедливо отмечает Е.А. Бевзюк, можно уяснить, что специальный государственный контроль осуществляется специально уполномоченными государственными органами, определяемыми Правительством РФ. Функции МВД России по проведению оценки уязвимости транспортного комплекса носят согласительный характер. Форму согласования принятых решений закон не определяет. Наиболее оптимальным представляется взаимодействие указанных органов посредством формирования конкретных предложений и процедур по осуществлению оценки уязвимости, которые затем рассматриваются специально уполномоченным министерством и трансформируются в принимаемые им акты. Поскольку в вопросе обеспечения транспортной безопасности ФСБ России и МВД России являются органами общей компетенции, определяющими критерии обеспечения транспортной безопасности в рамках обеспечения безопасности государства (национальной безопасности), то эти органы разрабатывают общие рекомендации по обеспечению транспортной безопасности. В компетенции Министерства транспорта РФ находится обеспечение транспортной безопасности, поэтому оптимальную детализацию процедуры проведения оценки уязвимости разрабатывает данный орган [10].
Осуществлять оценку уязвимости транспортного комплекса вправе и Министерство внутренних дел, которое выступает равным субъектом Министерству транспорта. Закон не определяет, каким образом будут строиться взаимоотношения по проведению оценки и утверждению ее результатов между органами власти одного уровня. Хотя, в случае чрезвычайных ситуаций, к числу которых можно отнести террористические акты, подразделениям
МВД России предоставляются дополнительные полномочия по предотвращению угроз безопасности на объектах транспортного комплекса, в силу которых сотрудники органов внутренних дел вправе действовать без каких-либо утверждений, привлекая к экстренному решению возникшей проблемы любых государственных служащих и граждан.
Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности» определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности Российской Федерации [11].
Указ Президента РФ от 31 марта
2010 г. № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте» определил сроки оснащения наиболее уязвимых объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств специализированными техническими средствами и устройствами, обеспечивающими устранение их уязвимости от актов незаконного вмешательства, создания комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте, прежде всего на метрополитене и других видах общественного транспорта, предотвращения чрезвычайных ситуаций и террористических актов на транспорте, а также обеспечения защиты населения [3].
Указ Президента РФ от 1 марта
2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» устанавливает, что управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, линейные управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном
транспорте, линейные отделы Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте являются территориальными органами внутренних дел.
Одним из полномочий МВД России является «участие в разработке мер по обеспечению авиационной безопасности в области гражданской авиации», об органах внутренних дел на водном и железнодорожном транспорте в указанном нормативном правовом акте ничего не сказано (гл. 2 Указа) [12].
Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 249 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» определяет задачи, полномочия территориальных органов внутренних дел, полномочия руководителей территориальных органов внутренних дел. Один из недостатков этого документа заключается в том, что его нормы являются общими для всех территориальных органов внутренних дел. Очевидно, что деятельность органов внутренних дел на транспорте является специфичной, поэтому необходимо выделить для них отдельные задачи и полномочия [3].
В ранее действовавшем Положении о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. № 927, также не было конкретного упоминания о полномочиях и статусе органов внутренних дел на транспорте [3].
Однако в еще более раннем Положении о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 1996 г. № 1039, отсылка к органам внутренних дел на транспорте существовала [3]. Анализ действующих нормативных правовых актов позволяет констатировать, что Министерство внутренних дел Российской Федерации организует и обеспечивает:
- осуществление оперативно-розыскной деятельности по борьбе с преступностью в сфере охраны водных биоресурсов и внешнеторговой деятельности с продукцией рыбного промысла во взаимодействии с
120
оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то законодательством Российской Федерации;
- содействие взаимодействующим федеральным органам исполнительной власти в оформлении материалов доследственной проверки при обнаружении преступлений в сфере охраны водных биоресурсов и внешнеторговой деятельности с продукцией рыбного промысла, проведение в пределах своей компетенции расследований по выявленным фактам преступлений в указанных сферах;
- участие в проведении контрольнопроверочных мероприятий в районах промысла и на маршрутах транспортировки продукции рыбного промысла самостоятельно или с направлением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на корабли (катера, суда) Федеральной службы безопасности Российской Федерации и на суда органов рыбоохраны Федерального агентства по рыболовству в составе групп взаимодействующих органов [6].
Постановление Правительства РФ от 11 октября 2001 г. № 743 «Об утверждении Положения о ведомственной охране Министерства транспорта Российской Федерации» устанавливает, что перечень охраняемых объектов утверждается Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Работники ведомственной охраны также обязаны ежегодно проходить периодические проверки на годность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Указанные проверки осуществляются в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации. Порядок учета, хранения, выдачи, использования и транспортировки ведомственной охраной специальных средств, служебного огнестрельного и боевого оружия, программы подготовки работников ведомственной охраны к действиям в условиях, связанных с применением служебного огнестрельного и боевого оружия,
специальных средств и физической силы, а также перечни работников ведомственной охраны, подлежащих обеспечению служебным огнестрельным оружием и специальными средствами, отдельными типами и моделями боевого оружия, утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации [8].
Распоряжение Правительства РФ от 30 июля 2010 г. № 1285-р утверждает Комплексную программу обеспечения безопасности населения на транспорте. Программа представляет собой комплекс мероприятий, направленных на реализацию задач, которые обеспечивают формирование, развертывание, функционирование и развитие комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте. Кроме этого, определяются понятия: безопасность населения на транспорте; обеспечение безопасности населения на транспорте.
Согласно Программе основными угрозами безопасности населения на транспорте являются: угрозы совершения актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности; угрозы техногенного и природного характера.
Данная программа включает основные элементы комплексной системы, функциональные задачи и принципы формирования Программы, цели, приоритетные направления и задачи, этапы реализации и т.д.
Постановление Правительства РФ от 11 апреля 2000 г. № 324 «Об утверждении Положения о федеральной системе защиты морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания» определяет следующие основные понятия: морское судоходство; морская безопасность; защита морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания; незаконные акты, направленные против безопасности мореплавания; судно; судовладелец; морской порт; морской торговый порт; морской специализированный порт.
Защита морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания, обеспечивается
комплексом мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, предусматривающих создание и функционирование координационных органов и оперативных штабов различного уровня, подразделений морской безопасности, охрану судов и портовых сооружений, досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, грузов, средств технического обеспечения и продовольственного запаса [3].
Мероприятия по защите морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания, проводятся Министерством транспорта Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, Федеральной таможенной службой, Министерством иностранных дел Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которые осуществляют указанные мероприятия в пределах своей компетенции как самостоятельно, так и во взаимодействии друг с другом, с другими федеральными органами исполнительной власти, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления [3].
Поскольку органы внутренних дел на транспорте являются специфическим подразделением, со своей подсистемой, то соответственно их деятельность должна детально регламентироваться ведомственными нормативными правовыми актами. Однако проведя анализ нормативных правовых актов ведомственной принадлежности, следует отметить, что здесь имеется серьезный правовой пробел.
Так, Приказ МВД России от 13 апреля 1993 г. № 166 «О совершенствовании организации охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности» дает понятие строевых подразделений пат-
рульно-постовой службы полиции - полки, батальоны, роты, взводы, отделения, которые предназначены для выполнения задач по обеспечению личной безопасности граждан, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах. Строевые подразделения входят в штаты соответствующих территориальных органов внутренних дел, органов внутренних дел на транспорте и находятся в непосредственном подчинении их начальников [3]. Кроме того, в приказе раскрываются основные функции строевых подразделений, порядок взаимодействия строевых подразделений с другими службами органов внутренних дел и общественными формированиями, обязанности и права командира строевого подразделения, обязанности заместителя начальника органа внутренних дел - начальника службы охраны общественного порядка, обязанности начальника органа внутренних дел по организации работы строевого подразделения. Приказ МВД России от 19 июня 1997 г. № 379 «О мерах по повышению эффективности работы комплексных сил милиции и внутренних войск в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности» утверждает виды отчетности по несению патрульно-постовой службы.
Приказ МВД России от 19 февраля 1999 г. № 123 «Об утверждении Положения о Главном управлении внутренних дел на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации» определяет структуру Главного управления, которая в настоящее время устарела, а также основные задачи, функции, взаимоотношения и связи, компетенция начальника Главного управления.
Анализ вышеуказанного нормативного правового акта и правоприменительной практики показал, что для организации действенного взаимодействия недостаточно только разграничить объекты и территорию оперативного обслуживания. Необходимо также определить принципы,
122
нормативную правовую базу, участников взаимодействия и выработать его алгоритмы на приоритетных направлениях борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.
В настоящее время основным нормативным правовым актом, разграничивающим компетенцию между территориальными и линейными ОВД, является приказ МВД России от 10 июля 2008 г. № 598 «Об организации взаимодействия между органами внутренних дел на транспорте и МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, органами внутренних дел в закрытых территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах и разграничении объектов оперативного обслуживания». Данным актом утверждена Инструкция об организации взаимодействия между органами внутренних дел на транспорте и МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации и органами внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах.
Указанный нормативный правовой акт, в отличие от ранее действовавшего приказа МВД от 21 июня 2000 г. № 671, достаточно широко определяет порядок взаимодействия между органами внутренних дел на транспорте и территориальными органами внутренних дел, а также утверждает перечень объектов транспорта, находящихся в оперативном обслуживании ОВДТ, и перечень объектов, не находящихся в оперативном обслуживании ОВДТ.
Несмотря на достаточно продолжительное время его действия и происшедшие за этот период изменения в транспортном комплексе страны, данный нормативный правовой акт корректировке не подвергался. Вытекающие из содержания рассматриваемого приказа проблемные вопросы следует разделить на две категории:
а) связанные собственно с распределением объектов оперативного обслуживания между линейными и территориальными ОВД;
б) связанные с недостаточно полным определением механизма (алгоритма) вза-
имодействия либо отсутствием такового (это группа проблем организационного характера).
Охрана объектов авиационного комплекса - еще один важный аспект взаимодействия линейных и территориальных ОВД. Однако приказ МВД России от 10 июля 2008 г. № 598, так же как и приказ МВД России от 21 июня 2000 г. № 671, соответствующих положений, которые регламентировали бы порядок организации их совместной деятельности в этой сфере, не содержит.
В качестве примера неопределенности положений приказа от 10 июля 2008 г. № 598 организационного характера можно назвать проблемный вопрос осуществления проверок в сфере арендных отношений между предприятиями железнодорожного транспорта и коммерческими организациями, зарегистрированными в различных субъектах Российской Федерации. В связи с этим следует согласиться с Т.С. Валиу-линым, который отмечает, что требуется более тесное взаимодействие с территориальными ОВД по организации совместных проверок финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций, зарегистрированных на их территории обслуживания [13, с. 30].
Рассмотрим еще один пример. В п. 3 приложения № 2 к приказу МВД России от 10 июля 2008 г. № 598 к объектам оперативного обслуживания линейных ОВД относятся объекты, обеспечивающие безопасность следования подвижного железнодорожного состава - светофоры, релейные шкафы, средства сигнализации и связи, блокировки, а также энергоснабжения. В ситуации, когда подстанция или кабель СЦБ находятся на значительном удалении (5-10 км) от железнодорожного полотна, оперативное или физическое прикрытие таких объектов сотрудниками транспортной полиции проблематично. В связи с этим возникает необходимость взаимодействия линейных ОВД с территориальными ОВД.
Исходя из вышесказанного следует констатировать, что в настоящее время на ведомственном уровне недостаточно четко проведено разграничение компетенции
Юридическая наука и правоохранительная практика между линейными и территориальными ОВД. Действующий приказ МВД России от 10 июля 2008 г. № 598 нуждается в существенной корректировке.
В современных условиях должен быть изменен принципиальный подход к разграничению компетенции транспортной и территориальной полиции. В приказе МВД России от 10 июля 2008 г. № 598, так же как и в ранее действовавшем приказе МВД России от 21 июня 2000 г. № 671, разработчиками был использован преимущественно территориальный принцип разграничения, когда за основу определения этого «водораздела» положен, по существу, географический фактор, связанный с размещением объектов оперативного обслуживания (собственно, это и отражено в названии приказа). Однако анализ деятельности транспортной и территориальной полиции, опыт, накопленный за время, прошедшее с момента вступления приказа в силу, показывают, что этого принципа разделения компетенции двух служб недостаточно. Очевидно, что различия в «наборе» полномочий ОВДТ и ОВД проявляются не только в связи с различными «зонами» ответственности. В силу специфичности среды функционирования транспортной полиции ОВДТ принимают на себя особые, исключительные, свойственные только им функции, не реализуемые территориальными ОВД. Например, это проведение предполетного досмотра пассажиров, ручной клади и багажа; контроль за пассажиропотоком с использованием специальных информационных систем и программных продуктов (ПТК «Розыск-магистраль»); сопровождение пассажирских поездов (как пригородных, так и дальнего следования); борьба с преступными посягательствами на грузы; осуществление специальных перевозок в интересах подразделений системы МВД России и иных силовых и правоохранительных структур. В перспективе к этому перечню может добавиться сопровождение вооруженными сотрудниками ОВДТ воздушных судов гражданской авиации во время полета. Эти специфические функции в качестве условия их реализации предполагают наличие особых полномочий, необходимого штата сотрудников, прошед-
ших специальную подготовку, формирование специализированных подразделений в структуре системы органов внутренних дел на транспорте (группы сопровождения, отделения авиационной безопасности, подразделения борьбы с преступными посягательствами на грузы и т.д.). При этом указанные выше функции, отмечает Т.С. Валиулин, территориальными органами внутренних дел в своей оперативно-служебной деятельности не осуществляются и нормативно за ними не закреплены [13, с. 35].
Приказ МВД России от 29 января
2008 г. № 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности» утверждает устав патрульно-постовой службы полиции, который определяет правовые и организационные основы деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции, основные задачи и функции строевых подразделений ППСП, порядок создания и функционирования строевых подразделений ППСП, правовое положение должностных лиц строевых подразделений ППСП, управление силами и средствами ППСП. В отдельную главу выделены особенности организации патрульнопостовой службы на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.
Приказ от 29 января 2008 г. № 81 «Об организации комплексного использования сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации по обеспечению правопорядка в общественных местах» утверждает Наставление об организации комплексного использования сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации по обеспечению правопорядка в общественных местах, которое определяет основы организации комплексного использования сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации при реализации ими на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортных средствах общего пользования и в других общественных местах возложенных на них задач по защите жизни и здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и
124
государства от преступных и иных противоправных посягательств [3].
Приказ МВД России от 2 сентября
2009 г. № 684 «Об утверждении Регламента взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти» устанавливает правила организации взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации с другими федеральными органами исполнительной власти, а также с Федеральной миграционной службой, правовой статус органов внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, а также регламентирует их компетенцию [3].
Приказ МВД России от 3 сентября
2010 г. № 644 «Об утверждении Типового положения о линейном отделе (управлении) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте» определяет основные полномочия и организацию деятельности линейного отдела (управления) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, устанавливает, что линейный орган внутренних дел является территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне и входит в систему органов внутренних дел Российской Федерации. Он осуществляет полномочия органов внутренних дел Российской Федерации в области обеспечения безопасности личности, защиты собственности от противоправных посягательств, охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, борьбы с преступностью на объектах железнодорожного, водного и воздушного транспорта, а также выполняет иные функции. В данном нормативном правовом акте четко закреплены задачи линейного органа внутренних дел, его функции и полномочия. Однако, по нашему мнению, этого недостаточно, так как Положение унифицировано, поскольку устанавливает общие правовые нормы, закрепляет одинаковые функции и права для железнодорожного, водного и воздушного транспорта. С одной стороны, все виды транспорта как объекты охраны стоят на одной ступени системы охраны правоохра-
нительных органов, с другой - каждый из них имеет свою специфику. Исходя из этого необходимо принятие нормативных правовых актов, регулирующих деятельность транспортной полиции в зависимости от вида транспорта. Отсутствие таких актов осложняет деятельность сотрудников органов внутренних дел на транспорте.
Кроме того, следует отметить, что в свете реформы МВД России анализируемый нормативный акт несколько устарел и требует переработки и приведения в соответствие с Федеральным законом РФ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».
Безусловно, сотрудникам ОВДТ при исполнении своих должностных обязанностей необходимо руководствоваться кроме нормативных актов Министерства внутренних дел России нормативными актами других министерств и ведомств, в частности Министерства транспорта Российской Федерации.
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 3 апреля 2000 г. № 28 «Об утверждении правил ведения судовой роли» устанавливает единый порядок ведения судовой роли [3].
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 26 сентября 2001 г. № 144 «Об утверждении Правил государственной регистрации судов» устанавливает следующие понятия: регистрационный номер; судно; органы, осуществляющие государственную регистрацию судов. В Приказе указаны органы, осуществляющие государственную регистрацию, основания для государственной регистрации прав на судно, порядок государственной регистрации судов, требования к документам, представляемым на государственную регистрацию [3].
Более подробно порядок ведения судовой роли на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации регламентирован в Приказе Госкомрыболовства РФ от 3 марта 2004 г. № 112 «Об утверждении Правил ведения судовой роли на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации». Данный приказ устанавливает единый порядок ведения судовой роли и является обязательным для капитанов мор-
Юридическая наука и правоохранительная практика ских портов, судовладельцев, независимо от формы собственности, капитанов судов рыбопромыслового флота, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, а именно разъясняет, какие сведения содержит судовая роль и порядок ее заполнения [3].
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 14 октября 2002 г. № 129 «Об утверждении правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации» определяет понятия: судно, самоходное транспортное судно, скоростное судно, маломерное судно и др. В данном нормативном правовом акте определены требования, предъявляемые к капитану судна и экипажу, а также правила плавания по внутренним водным путям [3].
Приказ Минтранса РФ от 11 февраля 2010 г. № 34 «Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» устанавливает процедуру получения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками информации по вопросам обеспечения транспортной безопасности от уполномоченных федеральных органов исполнительной власти [3].
Приказ Минтранса РФ от 6 сентября
2010 г. № 194 «О Порядке получения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками информации по вопросам обеспечения транспортной безопасности» устанавливает процедуру получения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками информации по вопросам обеспечения транспортной безопасности от уполномоченных федеральных органов исполнительной власти [3].
Приказ Министерства транспорта РФ от 29 декабря 2010 г. № 307 «О создании Совета по реализации Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте» утверждает положение о Совете по реализации Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, его основные задачи, состав, структуру и организацию деятельности [3].
Распоряжение Федерального агентства морского и речного транспорта от 3 октября 2005 г. № АД-268-р «Об утверждении Плана действий Федерального агентства морского и речного транспорта в кризисных ситуациях» определяет понятия: кризисная ситуация, государственная система, силы и средства государственной системы, режим функционирования органов управления, сил и средств государственной системы, критически важные объекты Российской Федерации, объекты морского и речного транспорта, силы и средства, силы оперативного реагирования, специальная операция [2].
Проведя анализ нормативной правовой базы, регулирующей деятельность органов внутренних дел на водном транспорте, следует констатировать, что она является далеко не совершенной. Это отмечается исследователями на протяжении последних десяти лет. Так, по меткому замечанию Ю.В. Степаненко, «органы внутренних дел на транспорте как обособленная институ-ированная подсистема обладают весьма усеченным правовым статусом, элементы которого рассредоточены по нормативным правовым актам разного уровня и направленности» [14, с. 10.]. Основная доля нормативных правовых актов регулирует деятельность морского и речного транспорта, большая часть нормативных правовых актов регулирует деятельность органов внутренних дел в целом и лишь небольшая группа нормативных правовых актов регулирует деятельность именно органов внутренних дел на транспорте. Деятельность органов внутренних дел на водном транспорте специальными нормативными правовыми актами не урегулирована вообще. Вследствие этого сотрудникам подразделений полиции на водном транспорте в своей деятельности необходимо руководствоваться нормативными правовыми актами как Министерства внутренних дел России, так и других министерств и ведомств. В связи с этим полагаем, что необходимо принять нормативный правовой акт, регулирующий деятельность полиции на водном транспорте - «Типовое положение об организации деятельности органов
126
внутренних дел на водном транспорте», в котором следует учесть действующее законодательство, которое было рассмотрено и проанализировано выше с учетом нынешней обстановки и реформирования органов внутренних дел и транспортного комплекса.
Кроме этого, на наш взгляд, необходимо принять внутриведомственный нормативный акт совместно с Министерством транспорта - «Инструкцию по взаимодействию органов внутренних дел на водном транспорте с организациями и предприятиями Министерства транспорта РФ в области охраны общественного порядка и обеспечения безопасности на объектах водного транспорта».
1. Степаненко Ю.В. Об оптимизации правового статуса органов внутренних дел на транспорте // Актуальные проблемы деятельности органов внутренних дел на транспорте и пути их решения: материалы междунар., межведомственной науч.-практ. конф., 22 сент. 2006 г. М., 2007. С. 8-16.
2. Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 48. Ст. 4469.
3. Гарант эксперт [Электронный ресурс]: Гарант эксперт 2010 - ГАРАНТ-Максимум. Арбитражная практика России, объединенный с ГАРАНТ-Класс.
4. Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 7. Ст. 900.
5. Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 11. Ст. 1001.
6. Сиваков Д.О., Боголюбов С.А. Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ [Электронный ресурс]: комментарий // Законодательство и
экономика. 2007. № 5. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант эксперт».
7. Об утверждении Положения о фе-
деральной системе защиты морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания [Электронный ресурс]: постановление
Правительства РФ от 11 апреля 2000 г. № 324: ред. от 14 июля 2006 г. № 425 // Гарант эксперт 2010 - ГАРАНТ-Максимум. Арбитражная практика России, объединенный с ГАРАНТ-Класс.
8. Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 52 (часть I). Ст. 5270.
9. Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 7. Ст. 837.
10. Бевзюк Е.А. Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» [Электронный ресурс]: комментарий / под ред. С.Ю. Морозова. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант эксперт».
11. Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 1. Ст. 2.
12. Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 10. Ст. 1334.
13. Валиулин Т.С. Разграничение компетенции между территориальными, линейными органами внутренних дел и другими субъектами правоохранительной деятельности на транспорте // Вопросы совершенствования деятельности милиции общественной безопасности: сборник № 14. М.: ДООП МВД России; ВНИИ МВД России, 2007. С. 30.
14. Степаненко Ю.В. Теоретические и прикладные проблемы деятельности органов внутренних дел на транспорте: авто-реф. ... дис. канд. юрид. наук. М., 2004.