УДК 338.49
С. Ю. Цёхла,
академик АЭН Украины, г. Симферополь
ПРОБЛЕМЫ НЕСООТВЕТСТВИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными или практическими заданиями. Трудовой потенциал страны отражает совокупную возможность трудоспособного населения заниматься хозяйственной деятельностью в соответствии с уровнем его образования, профессионально квалифицированной подготовкой, половозрастной структурой, уровнем здоровья и материально-духовными ценностями.
Для Украины характерны трудовые ресурсы, имеющие высокий образовательный уровень, глубокую профессиональную подготовку, однако это не обуславливает высокий уровень жизни в стране.
Анализ последних исследований и публикаций. Информационная, высокотехнологическая экономика заставила общественность обратить особое внимание на человеческие ресурсы и, по мнению Ю. Соболева, „во многом пересмотреть подходы к образованию, особенно высшему. Практически во всех развитых странах осуществлены серьезные реформы образовательных систем, направленные на переход от получения нужного набора знаний к обучению методам и принципам использования знаний для решения практических и творческих задач" [1].
О важности роли образования в современной жизни убедительно свидетельствует и то, что в сентябре 2000 года главы государств и правительств 189 стран (в том числе и Украины) приняли Декларацию тысячелетия ООН, в которой определены глобальные Цели развития тысячелетия до 2015 года [2]. Среди восьми определенных целей второй названо обеспечение образованием.
Согласно исследованию Института Горшенина, „40,9% украинских студентов назвали как основную причину поступления в вуз необходимость высшего образования для будущей карьеры, 32,1% пошли учиться в вуз, чтобы стать образованным человеком, и только 15,1% - за получением новых знаний" [3]. То есть большинство получающих образование нацелены на использование его в обеспечении благополучия и активной жизнедеятельности.
Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы, которым посвящается данная статья. Образование является неотъемлемой частью жизни общества и происходящих в нем изменений, которые требуют его современной модернизации. Образовательная система Украины представлена многочисленными учебными заведениями, которые готовят ведущих специалистов по различным направлениям и дол-
жны быть связаны с образовательными интересами населения.
Формулирование целей статьи (постановка задания). Цель статьи - на основе анализа влияния образования на уровень жизни населения определить направления устранения несоответствия.
Изложение основного материала исследования. Показатели, характеризующие уровень жизни населения АР Крыма за 2004-2010 гг., собранные в результате анализа статистических данных [4], свидетельствуют о росте как абсолютных значений, так и темпов увеличения доходов и расходов (рис. 1).
Основным источником доходов населения Крыма является заработная плата или доход от предпринимательской деятельности. Удельный вес этого источника в структуре доходов населения Крыма в 2010 г. составил 54,0 %. На социальную помощь и другие трансферты приходится 41,3 % суммарного дохода, при этом основная доля (23,3 %) - пенсии. Доход от собственности и капиталовложений составляет 4,3 %, другие виды доходов - 0,4 % [4, с. 350].
Данные исследования свидетельствуют о заметной дифференциации доходов населения городской и сельской местности: в среднем, на одного жителя города приходится 807 грн в месяц, сельского жителя - 703 грн [5, с. 24]. Одним из основных факторов, определяющих в данном случае размер дохода, является соотношение работающих и иждивенцев в городах и селах. В сельской местности доля неработающих лиц трудоспособного возраста выше, чем в городской. Вследствие этого в селах на одного работающего в среднем приходится 1,42 неработающих, в городах этот показатель составляет 1,25. Таким образом, увеличение нагрузки на одного работающего, вполне закономерно, ведет к снижению доли доходов, приходящихся на одного жителя.
В территориальном разрезе сравнительно более высокий уровень доходов имеют жители Симферопольского (906 грн/чел.) и Белогорского районов (899 грн/чел) - именно тех районов, где наблюдаются наиболее высокие показатели занятости населения. Самый низкий уровень доходов зафиксирован в Красноперекоп-ском (558 грн/чел.), Черноморском (558 грн/чел.), Джан-койском (593 грн/чел.), Раздольненском (604 грн/чел.), Первомайском (626 грн/чел.), Сакском (630 грн/чел.) и Советском (642 грн/чел.) районах.
Уровень образования населения районов, согласно данным опроса, проведенного в рамках Программы развития и интеграции Крыма, невысокий: 14 %
40000 30000 20000 10000 0
□ Доходы населения □ Расходы населения Рис. 1. Динамика доходов и расходов населения АР Крым, млн грн
2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
начальное неполное среднее общее среднее
среднее специальное
высшее, неполное высшее
Село ■ Город
Рис. 2. Уровень образования взрослого населения Крыша по категориям, %
взрослого населения имеют начальное/неполное среднее образование, 41 % -- среднее общее, 33 % — среднее специальное, 11 % -— высшее [5, с. 17]. При этом в сельской местности уровень начального и среднего общего образования выше, чем в городах - и, наоборот, намного выше в городах, чем в сельской местности - уровень среднего специального и высшего образования (рис. 2). Это объясняется предложением занятости (востребованные специальности) и возможностями трудоустройства в Крыму.
Наиболее высокий уровень образования имеют жители Бахчисарайского и Белогорского районов, наиболее низкий процент имеющих высшее образование - в Ленинском (6 %) и Советском (7 %) районах (табл. 1).
С уровнем образования тесно связаны характеристики занятости. Имеющие начальное или неполное среднее образование - это преимущественно люди старшего возраста. Соответственно, среди людей с начальным образованием процент пенсионеров со-
ставляет 90 %, среди людей с неполным средним -60 %. Наиболее высокие показатели занятости отмечены среди населения со средним специальным и высшим образованием. В этих группах около 44 % работают по найму, и 7 % являются самозанятыми.
Жители Крыма, имеющие среднее общее образование реже работают по найму (39%) или имеют собственное дело (2%). То есть наличие и получение образования, выше среднего общего, связано с ориентацией на трудовую активность, и способствует ей.
Если удельный вес трудоспособных и нетрудоспособных в сельской и городской местности практически не отличается, то доля неработающих лиц трудоспособного возраста_существенно разнится: так, -в городах работают около 66 % всех трудоспособных, в селах таких 57,5 % (табл.2).
В сельской местности наблюдается более высокий уровень безработицы, чем в городах: по данным опроса, по найму работают около 33 % жителей городов и 29 % жителей сельской местности; ищут
Таблиця 1
Уровень образования взрослого населения Крыма по районам, %
Уровень образования Бахчисарайский Белогорский Джанкойский Кировский Красногвардейский Красноперекопский Ленинский Нижнегорский Первомайский Раздольненский Сакский Симферопольский Советский Черноморский В СРЕДНЕМ
начальное 0 2 7 4 6 16 5 7 7 9 4 4 2 9 5
неполное 3 6 20 5 13 9 11 6 9 7 10 11 6 5 9
среднее
среднее общее 20 24 42 41 37 36 54 31 41 45 49 61 39 44 41
среднее 63 53 22 41 29 30 24 44 29 25 23 16 46 29 33
специальное
высшее, неполное 13 15 9 9 16 9 6 11 14 13 14 8 7 14 11
высшее
Таблиця 2
Структура населения Крыша по статусу занятости
Население Сельская местность Городская местность Всего
Трудоспособные: 56,7 56,0 56,5
работающие 32,6 37,0 33,6
неработающие трудоспособные 24,0 19,0 22,9
Нетрудоспособные: 43,3 44,0 43,5
пенсионеры / нетрудоспособные по инвалидности, проч. 24,2 26,0 24,6
дети до 18 лет 19,1 18,0 18,9
работу 6% жителей городов и 8% живущих в селах; не имеют и не ищут работы - соответственно 7% и 11% (рис. 3).
Наиболее высокие показатели занятости наблюдаются в Белогорском (47% всех жителей района работают по найму, 1% - самозанятые); и Симферопольском районах (45% и 2% - соответственно). Наиболее высокий уровень безработицы - в Раздольнен-ском (не имеют и ищут работу 17% всех жителей) и Нижнегорском (16%) районах.
Установлено, что люди со средним специальным или высшим образованием имеют более высокий уровень жизни, нежели те, кто получил образование не выше среднего (рис. 4).
Проведенное исследование зафиксировало в АР Крым довольно высокую потенциальную активность в развитии предпринимательства. Интерес к предпри-
нимательской деятельности одинаково высок и в сельской, и в городской местности: соответственно 5% и 7% населения уже имеют собственное дело, и 30% проявляют интерес к созданию [5, с. 64].
По данным опроса, к предпринимательской деятельности более склонны люди с высшим образованием (13% имеют свое дело, и 37% хотели бы открыть). То есть образование позитивно влияет на активность деятельности, ведение бизнеса и уровень жизни, способствуя трудоустройству и более высокому доходу, и поэтому необходимо для активного населения.
Практика получения образования более высокого уровня и повышения квалификации всегда позитивно сказывается на материальном положении, и удельный вес жителей Крыма с низким уровнем жизни в этой группе составляет 12%, что существенно ниже сред-
Наемный рабочий
■ 29
■ 33
Предприниматель 4
Безработный, ищет работу 6
•Г
I 8
Безработный и не ищгт работу 7
Студент/школьник Пенсионер
Дети вне образовательных учреждений
I 11
■ 15 14
2426
8
I 10
Село ■Город
0 20 40
Рис. 3. Занятость населения в Крыму по типу населенного пункта
—■
60
19
688 ------------
37
43
25
641
35
40
23
656
41
36
-1-----1-
начальное неполное среднее среднее общее
28
716
41
31
834
31
40
29
среднее высшее, неполное специальное высшее
Выше среднего
Средний
Низкий
Месячный доход домохозяйства на 1 человека, грн.
Рис. 4. Связь между уровнем образования и уровнем жизни населения Крыма
него уровня. К системе повышения квалификации чаще обращались граждане с более высоким уровнем образования (13% - 15%), осознавая ее преимущества. Однако за последние 12 месяцев, повышали или получали новую квалификацию члены только 8% опрошенных семей, половина из них (4%) делали это в связи с экономическим кризисом. В среднем, процент повышавших квалификацию выше в два раза в городах (13 %), чем в сельской местности (6%).
Наличие образования позитивно коррелирует с уровнем жизни: чем выше уровень образования, тем ниже риск оказаться среди наименее обеспеченных. Коэффициент корреляции Пирсона между уровнем образования и уровнем жизни составляет 0,09, между
образованием и доходом семьи - 0,12 (оба показателя значимы на уровне 0,01) [5, с. 74].
То есть, образование и повышение квалификации позитивно влияет на уровень жизни, способствуя трудоустройству и более высокому доходу.
С целью повышения социальной защищенности граждан в Украине сформирована система последипломного образования, рассматривающаяся в качестве основной компоненты системы непрерывного образования взрослых в течение всей жизни. Последипломное образование в Украине направлено на специализированное усовершенствование образования и профессиональной подготовки путем углубления, расширения и обновления его профессиональных знаний, умений и
навыков или получения иной профессии, специальности на основе полученного ранее образовательно-квалификационного уровня и практического опыта.
Последипломное образование создает условия для непрерывности и преемственности образования и включает:
— переподготовку, т.е. получение другой специальности на основе полученного ранее образовательно-квалификационного уровня и практического опыта;
— специализацию, т.е. приобретение способностей выполнять отдельные задачи и обязанности, которые имеют особенности, в пределах специальности;
— расширение профиля (повышение квалификации), т.е. приобретение способностей выполнять дополнительные задачи и обязанности в пределах специальности;
— стажировку, т.е. приобретение опыта выполнения задач и обязанностей определенной специальности.
Для развития и совершенствования знаний предпринимателей ведется подготовка в области бизнес-образования. В учебных заведениях программы бизнес-образования имеют ярко выраженную практическую направленность. Изучение дисциплин специализации способствует индивидуальному совершенствованию посредством развития опыта и умений слушателей.
В целом, состав программ системы последипломного образования учитывает содержание курсов предшествующих уровней образования, потребности слушателей и, как правило, сориентировано на наиболее современные актуальные сферы деятельности. Открытие новых специализаций и направлений переподготовки создаст основу для работы в хозяйственных структурах и сфере малого бизнеса. Следовательно, современная система образования, в т.ч. последипломного, предлагает новые возможности продолжения обучения по программам профессиональной подготовки и программам, создаваемым в соответствии с образовательными интересами населения.
Состояние современной системы образования предопределяет развитие страны в будущем, т.к. оказывает как прямое, так и опосредованное воздействие на изменение производительных сил и всей системы производственных отношений. Результаты исследования свидетельствуют о том, что, несмотря на наличие объективных условий формирования уровня жизни населения, существуют активные действенные шаги, выступающие весомым фактором обеспечения собственного успеха и благополучия семьи. Это - стремление получить образование, повысить квалификацию, мотивация к трудоустройству (предпринимательству), которые должны быть реальными, доступными и востребованными среди населения.
Литература
1. Соболев Ю. Об образовании в Украине [Электронный ресурс]/ Ю. Соболев // Зеркало недели. Украина. - 2010. - N° 1 (30.01). - Режим доступа : http:/ /blog.i.ua/user/2616390/399175 2. Витренко Ю. Реформирование системы образования: взгляд экономиста [Электронный ресурс] / Ю. Витренко // Зеркало недели. Украина. - 2011. - № 3 (28 января). - Режим доступа : http://www.zn.ua/newspaper/articles/74249 3. Уровень образования в Украине упал по сравнению с показателями СССР [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://society.lb.ua/culture/2011/05/30/98556 4. Статистичний щорiчник Автономно! Республ^ Крим за 2010 рк / за ред. О. I. Птюренко. - Симферополь : Головне управлшня статистики в Автономий Рес-публщ Крим, 2011. - 551 с. 5. Отчет „Уровень жизни в 14 районах Автономной Республики Крым". - Симферополь, 2009. - 107 с.
Цёхла С. Ю. Проблемы несоответствия образования и уровня жизни населения
Проведен анализ уровня жизни населения Крыма в структурных и территориальных аспектах, установлена взаимосвязь с уровнем образования и занятостью, выявлены факторы несоответствия. Предложена модернизация системы последипломного образования по образовательным интересам населения.
Ключевые слова: уровень жизни, профессиональная подготовка, занятость, система образования.
Цьохла С. Ю. Проблеми невщповщносп ос-в^и i |)ii$iiN життя населення
Проведено аналiз рiвня життя населення Криму в структурних i територiальних аспектах, встановлено взаемозв'язок з рiвнем освгги i зайнятютю, виявлено чинники неввдповвдност! Запропоновано модермзацтю системи тслядипломно! освгги по освггшх iнтересах населення.
Ключовi слова: рiвень життя, професшна тдго-товка, зайнятють, система освпи.
Tsohla S. Yu. The problems of education and inconsistency
The analysis of Crimea living standards in the structural and territorial aspects of the education and employment interrelation was conducted, the discrepancies factors identified. The modernization of the postgraduate education system in the population educational interests is proposed.
Key words: living standards, vocational training, employment, education.
Стаття надшшла до редакци 14.04.2012
Прийнято до друку 23.05.2012