29 (86) - 2008
Стратегия развития региона
ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
к. в. Павлов,
доктор экономических наук, профессор
н. в. Сазонова,
кандидат географических наук, доцент
а. б. соловьев,
кандидат географических наук, доцент Белгородский государственный университет
Трудовой потенциал населения имеет теснейшую связь с его занятостью. Занятость — это понятие, которое имеет много значений. Она неразрывно связана с людьми, их трудовой деятельностью по созданию материальных и духовных благ и услуг. В любом обществе существует объективная связь и взаимосвязь между наличным трудоспособным населением и характером, степенью его участия в общественном производстве.
Отсутствие системного подхода при исследовании состояния и развития трудового потенциала (ТП) проявляется в недостаточном внимании к вопросу его взаимодействия с другими подсистемами регионального хозяйства. Множество нерешенных проблем существует также в области информационного обеспечения. Дискуссионным остается вопрос о роли рынка труда в обеспечении сбалансированности потребностей региональной экономики в рабочей силе и потребностей населения в продуктивной занятости.
В настоящее время понятие «трудовой потенциал» широко используется в исследованиях, посвященным проблемам воспроизводства и управления человеческим фактором в экономике, наряду с такими категориями, как «рабочая сила», «трудовые ресурсы», «экономически активное население», «человеческий капитал».
К трудовым ресурсам относится та часть трудоспособного населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли.
Для мужчин трудоспособный возраст составляет 44 г. (от 16 до 59 лет включительно), а для женщин — 39 лет (от 16 до 54 лет включительно). Трудовые ресурсы включают в себя как занятое, так и не занятое в экономике трудоспособное население.
Трудоспособное население — это совокупность лиц, преимущественно в рабочем возрасте, способных по своим психофизическим данным к участию в производственном процессе. Численность трудовых ресурсов охватывает две категории лиц. Первая — трудоспособное население в трудоспособном возрасте. Вторая — работающее население вне пределов трудоспособного возраста. Первая категория лиц определяется посредством вычитания из численности населения в трудоспособном возрасте неработающих инвалидов 1-й и 2-й групп, а также неработающих лиц, получивших пенсию на льготных условиях.
Численность второй категории населения определяется численностью работающих подростков (до 16 лет) и работающих пенсионеров. Различают трудовые ресурсы потенциальные и фактически используемые. Последние характе-
ризуют реальное функционирование трудового потенциала трудоспособного населения. Трудовые ресурсы заняты в различных секторах и отраслях народного хозяйства.
Воспроизводство трудовых ресурсов определяется воспроизводством всего населения, однако эти процессы не совпадают, что объясняется, в частности, следующим:
• изменение рождаемости отражается на численности трудовых ресурсов только после того, как дети достигнут трудоспособного возраста;
• выбытие людей из трудоспособного возраста (достижение пенсионного возраста) влияет только на численность трудовых ресурсов. Воспроизводство трудовых ресурсов осуществляется за счет населения трудоспособного возраста, а также работников моложе и старше этого возраста. Численность населения трудоспособного возраста зависит от естественного движения миграции этой части трудовых ресурсов, а работников моложе и старше трудоспособного возраста — от их численности и уровня занятости.
Способность населения региона выполнять определенный объем физической работы характеризуется долей трудоспособных членов общества. Однако, если характеризовать воспроизводство только этими показателями, за скобками остаются различия в трудовой активности работающего населения.
Более надежным для этих целей будет применение индикаторных показателей — например, интенсивности «жизненных миграций», которые свойственны именно самым активным и трудоспособным контингентам населения.
Важнейшими проблемами наличных трудовых ресурсов являются их полная занятость и эффективное использование, обеспечивающие экономический рост и на этой основе — повышение уровня и качества жизни населения.
Оптимизация процессов формирования и использования трудового потенциала страны, региона, района, производственного коллектива и отдельного работника возможна при условии эффективного управления трудовыми ресурсами с учетом специфических условий конкретных территорий, секторов и отраслей народного хозяйства.
Управление трудовыми ресурсами является центральной проблемой управления общественным воспроизводством, так как функционирование главной производительной силы выступает решающим фактором экономического развития и общественного прогресса в целом.
В процессе исследования необходимо придерживаться следующих основополагающих принципов, исходя из которых ТП:
1) является многоуровневой категорией, интегрирующей более низкие уровни трудового потенциала: отдельного человека, предприятия, отрасли, муниципального образования;
2) выступает не как результат простого суммирования параметров РТП, а отражает количественно-качественные характеристики взаимодействия вышеуказанных параметров в рамках общеэкономического развития региона;
3) рассматривается с учетом как частных, так и общих принципов функционирования;
4) изучается с позиции образования и становления его как развивающейся подсистемы региональной экономики.
Важным представляется и рассмотрение ТП, как управляемой категории, так и факторообразу-ющей категории. Данный подход целесообразен для выявления путей и методов регулирования его состояния и развития в соответствии с экономическими потребностями и для оценки управляющего воздействия ТП на развитие экономики.
Существенной особенностью региональной экономики является ее непосредственная связь с населением как носителем ТП. Территориальная система хозяйства создает условия для жизнеобеспечения населения, для воспроизводства ресурсов труда и оказывает прямое воздействие на использование рабочей силы.
На всех этапах развития процесса производства движущей силой являются человеческие ресурсы. Согласно новым теориям экономического роста, продуктивность производства возрастает благодаря не столько внешним, сколько внутренним факторам, связанным с человеческими ресурсами, которые и являются движущей силой накопления сил и знаний.
Термин «трудовые ресурсы» впервые применил академик С. Г. Струмилин в 1920 гг. В 1954 г. Международная конференция статистиков труда утвердила определение «общие трудовые ресурсы», включившие «собственно трудовые ресурсы» и «военнослужащих». Трудовые ресурсы в сегодняшнем понимании — это трудоспособная часть населения, которая, обладая физическими и интеллектуальными возможностями, способна производить материальные блага или оказывать услуги. Недавние исследования показали, что «... в конце ХХ столетия главным фактором воспроизводства явилось не накопление материальных
благ и услуг, а накопление знаний, опыта, умения, здоровья, уровень физического развития и другие характеристики качества жизни населения, на поддержание которых ежегодно в мире расходуется 15—20 трлн долл.» [2, с. 30]. Таким образом, человеческий фактор в новой экономической парадигме отношений рассматривается в качестве приоритетной категории и является ядром национального богатства страны.
Исследование роли человеческого фактора в сфере труда привело к введению в научный оборот термина «трудовой потенциал» (ТП). Квалификационная составляющая ТП, с одной стороны, характеризует подготовленность работников к выполнению постоянно усложняющихся трудовых функций, перемене труда, а с другой — является фактором, формирующим отношение к труду, трудовую дисциплину, интенсивность труда [5].
По мнению ряда исследователей, ТП может рассматриваться с двух позиций:
1) как самостоятельный интегральный экономический ресурс, который отражает степень текущей и перспективной обеспеченности региональной экономики рабочей силой и возможности экономического роста в регионе;
2) как элемент общеэкономического потенциала, который соединяет и вовлекает в экономическую деятельность все остальные его составляющие и тем самым определяет конкурентоспособность экономической системы региона [3, с. 7].
В России в условиях переходной экономики решающее значение имеет адекватный анализ производительных сил в их способности к достижению высокого уровня производительности общественного труда, обеспечивающего превращение страны в современное, высокоразвитое государство. Роль ТП граждан в современной экономической стратегии и политике в сфере труда и занятости России очевидна, и решение проблем развития и эффективности его использования имеет национальную значимость.
Поскольку ТП входит в структуру национального богатства страны, Всемирным банком были предложены денежные критерии оценки ТП (с точки зрения величины воспроизводимого капитала). Данная методология использует параметры, которые односторонне показывают частные характеристики человеческого потенциала [1, с. 90—102].
Структура ТП должна быть оценена в рамках комплексного подхода с учетом: • параметров социокультурной динамики (духовное воспроизводство);
• психолого-культурных составляющих (социальный прогресс и экономический рост);
• индекса образовательного потенциала.
С учетом сказанного, для характеристики ТП следует разработать специальную систему показателей, позволяющую адекватно проанализировать и выявить реальные и потенциальные возможности по осуществлению ТП своего функционального назначения — обеспечивать эффективное функционирование всех элементов экономического потенциала [2, с. 33].
Трудоресурсный потенциал динамичен, он развивается в ходе трудовой деятельности, имеет территориальный и отраслевой аспекты (в этом проявляется его географичность). Динамичность его определяется состоянием хозяйства и общества на конкретном отрезке времени. Он характеризуется количественным измерением и качественной оценкой. Компоненты трудоресурсного потенциала включают в себя трудовые ресурсы территорий и несамодеятельное население.
Ряд людей из числа несамодеятельного населения являются одинокими, не имеющими родственников, другие имеют родственников, но их денежный доход не соответствует прожиточному минимуму, и они не имеют никакого другого дохода или являются безработными. В подобных ситуациях центры занятости должны содействовать трудоустройству пенсионеров, но включать их в число безработных нельзя.
Рынок труда Белгородской области формируется под воздействием социально-экономических факторов, которые в большинстве своем сохранили положительные тенденции, наблюдавшиеся в течение последних лет.
По основным параметрам область входит в пятерку регионов с наиболее высоким уровнем жизни, устойчиво занимает ведущее место в Российской Федерации по инвестиционной привлекательности. Более трех лет подряд растет заработная плата, которая увеличилась за это время более чем в 1,5 раза.
В 2006 г. на крупных и средних предприятиях области работали 432,0 тыс. чел., или 64,2 % от общей численности занятых в экономике. В общем числе замещенных рабочих мест на крупных и средних предприятиях рабочие места внешних совместителей составляли 9,2 тыс. чел.
В последнее время наблюдается снижение численности работников списочного состава на крупных и средних предприятиях. Если в 2002 г. их число составило 448,2 тыс. чел. (66,6 % общей численности занятых), то в 2006 г. — 432,0 тыс., или
64,2 %. Особенно заметно эти процессы проходили в черной металлургии, химической и нефтехимической, легкой промышленности, сельском хозяйстве, в строительстве.
Одновременно наблюдалось отрицательное сальдо движения рабочей силы, так как число выбывших превышало число принятых. Основная масса выбывших (76,1 %) оставили рабочее место добровольно, т. е. по собственному желанию, и только 4,9 % были высвобождены в связи с сокращением численности. Налицо слабое, но увеличение мобильности рабочей силы в регионе.
По данным Белгородстата, в 2006 г. было принято на работу 132,4 тыс. чел., из них 7,7 тыс. чел., или 5,8 %, — на вновь введенные рабочие места. Выбыло по различным причинам за этот период 146,5 тыс. чел. По сравнению с 2002 г. численность принятых уменьшилась на 15,4 тыс. чел. (10,4 %), численность «выбывших» снизилась на 4,9 тыс. чел. (3,2 %).
Активно реализовывались внутренние факторы функционирования регионального рынка труда, в числе которых:
1) активность и интенсивность поиска работы (согласно спискам, поданным в органы службы занятости населения в январе—сентябре 2007 г., из предприятий и организаций всех форм собственности было высвобождено 7 116 чел., что на 816 чел. меньше, чем в 2002 г.).
Из общего числа сокращенных женщин было 4 638, или 65,8 %, мужчин — 2 433 (34,2 %), молодежи в возрасте 16—29 лет — 1 009 (14, 2 %); инженерно-технических работников — 2 268 чел., или 31,9 %;
2) полнота информации о наличии требуемого работника и рабочего места. Оперативная работа сотрудников центров занятости с работодателями позволила в 2006 г. собрать 67,5 тыс. вакансий, что на 10,3 тыс. больше, чем в январе — декабре 2002 г. Коэффициент напряженности (численность незанятых граждан, зарегистрированных в службе занятости) в расчете на одно свободное рабочее место составил 2,1 чел. против 1,8 в 2005 г.);
3) гибкость работодателя в отношении претендентов рабочего места и условий найма. Сократились
размеры неполной занятости. По сравнению с 2004 г. численность работников, занятых в режиме неполной рабочей недели (дня), уменьшилась на 2 412 чел. (43,9 %) и составила 3 085 чел., а численность имевших вынужденные административные отпуска — на 1 728 чел. (11,1 %) и достигла 13 784 чел. Доля работников, занятых неполное рабочее время, в общей численности работников предприятий и организаций снизилась с 1,2 до 0,7 %, а имевших отпуска по инициативе администрации — с 3,5 до 3,2 %).
Работа, проводимая департаментом федеральной государственной службы занятости по Белгородской области совместно с администрацией области, органами местного самоуправления районов и городов, объединениями работодателей и профсоюзов, направлена на создание гибкого рынка труда, развитие эффективной занятости населения, создание условий для снижения уровня общей безработицы и социальной поддержки безработных граждан.
Координация работы с работодателями и органами местного самоуправления по реализации областной программы содействия занятости населения способствует выполнению в полном объеме утвержденных Минтрудом России контрольных показателей по численности участников мероприятий по содействию трудоустройству населения, финансируемых из средств федерального бюджета. В частности, численность трудоустроенных граждан при содействии органов службы занятости в 2006 г. составила 48,2 тыс. чел., что на 4,2 тыс. чел. больше, чем в 2005 г.
В 2006 г. численность экономически активного населения составила 752,0 тыс. чел., или 63,9 % общей численности населения области. В их числе 709,9 тыс. чел. были заняты всеми видами экономической деятельности, и 42,1 тыс. чел. не имели занятия, но активно его искали и в соответствии с методологией Международной организации труда классифицировались как безработные. Структура экономически активного населения области приведена в табл. 1.
Прослеживая динамику экономически активного населения, можно увидеть, что с 2002 по 2006 г.
Таблица 1
Структура экономически активного населения в возрасте 15—72 лет, тыс. чел.
Год Экономически активное население В том числе Доля экономически активного населения в общей его численности, %
занятые безработные
2002 720,2 661,7 58,5 62,7
2003 719,5 660,7 58,8 62,0
2004 730,6 687,6 43,0 62,7
2005 713,8 671,3 42,4 61,0
2006 752,0 709,9 42,1 63,9
численность экономически активного населения изменялась циклически: то снижалась, то возрастала, однако численность безработных стабильно снижалась.
В настоящее время идет рост численности экономически активного населения и снижение численности безработных. Так, в 2006 г. численность экономически активного населения выросла на 38,2 тыс. чел. по сравнению с 2005 г. В 2007 г. эта тенденция сохранилась — экономически активное население росло на фоне снижения безработицы.
Изменение уровня занятости населения по возрастным группам представлено в табл. 2.
Данные исследования показали, что за последний год уровень занятости женщин в целом увеличился в большей мере (на 4,1 %), чем уровень занятости мужчин (на 3,5 %). При этом наиболее значительный прирост уровня занятости женщин за 2005 г. приходится на возрастные категории 25—44 лет, уровень занятости мужчин — 40—49 лет. Отмечается постепенное сближение уровня занятости мужчин и женщин в возрасте 50—54 лет. Среди занятого населения 70,7 % составляют городские жители.
В структуре занятого населения наиболее многочисленными являются группы лиц в возрасте 35—44 лет, на долю которых приходится около 36 % общей численности занятых. Средний возраст занятых в 2006 г. составил 38 лет. Характерной особенностью изменения возрастной структуры занятых в течение последних восьми лет является увеличение доли лиц в возрастных группах 25—29 лет, 35—39 и 45—49 лет с одновременным уменьшением доли лиц в возрасте 30—34 лет.
Динамика численности населения по уровню образования отражена в табл. 3.
В общей численности занятых 51 % имеют высшее или среднее профессиональное образование. Среди женщин доля лиц, имеющих высшее или среднее профессиональное образование, составляет 59 %.
Преобладающая часть занятого населения — 582,4 тыс. чел. работают по найму, на их долю приходится 92,5 % общей численности занятых. 47,1 тыс. чел. (7,5 % занятых) имели работу не по найму, среди них 19,8 тыс. чел. — женщины. Доля лиц, работающих не по найму, среди занятых женщин ниже, чем среди занятых мужчин, и составляет соответственно 6,5 и 8,4 %.
Таблица 2
Уровень занятости населения по возрастным группам, %
Возрастная группа Уровень занятости
Всего Мужчины Женщины
2000 2006 2000 2006 2000 2006
Всего 52,4 56,3 57,8 61,3 47,7 51,8
Моложе 20 лет 11,5 7,5 18,4 9,3 4,3 5,6
20—24 58,5 52,0 68,4 57,9 48,8 46,1
25—29 75,8 81,5 83,5 84,9 68,3 78,3
30—34 80,2 84,1 78,8 87,1 81,6 81,4
35—39 80,6 89,1 76,2 88,9 84,9 89,3
40—44 73,8 90,4 74,5 91,4 73,1 89,5
45—49 69,7 83,8 64,3 83,7 74,8 83,9
50—54 70,0 70,2 70,6 70,6 69,5 69,8
55—59 35,2 38,2 57,1 57,3 18,3 23,5
60—72 9,3 6,7 16,0 11,5 4,9 3,4
Динамика состава населения по уровню образования, %
Таблица 3
Уровень образования Всего Мужчины Женщины
2000 2006 2000 2006 2000 2006
Всего 100 100 100 100 100 100
Высшее профессиональное 17,6 20,6 15,1 18,7 20,3 22,7
Неполное высшее профессиональное 2,6 4,4 1,8 3,8 3,4 4,9
Среднее профессиональное 30,8 30,2 28,7 24,2 33,0 36,5
Начальное профессиональное 12,6 12,1 13,3 15,5 11,8 8,4
Среднее (полное) общее 30,1 25,3 33,9 29,0 25,9 21,3
Основное общее 4,8 7,0 5,4 7,9 4,1 5,9
Не имеют основного общего 1,5 0,4 1,8 0,9 1,5 0,3
Динамика численности безработных представлена в табл. 4.
Анализ ситуации на рынке труда Белгородской области показывает, что сохраняются две основные тенденции: постепенное увеличение уровня занятости и снижение роста общей безработицы. Хотя общая безработица стала снижаться, но она остается одной из наиболее важных проблем рынка труда в настоящее время, вызывая интерес и беспокойство. Безработица превратилась в нечто большее, чем просто экономическую проблему. Во все большей степени она становится главной социальной и политической проблемой.
Динамика численности работающих по районам области имеет устойчивую тенденцию к сокращению по всем без исключения муниципальным районам области. Это вызвано следующими причинами:
• общим старением населения области;
• наличием скрытой безработицы в районах;
• сокращением числа вакансий по рабочим местам;
• структурной незанятостью населения;
• снижением эффективности муниципальной политики в сфере занятости населения.
В ходе проведения экономических реформ за последнее десятилетие в России, в том числе в Белгородской области, формируется современный рынок труда, который находится на начальной фазе своего развития.
На протяжении всего периода основные макроэкономические показатели Белгородской области в целом соответствовали общероссийским, в том числе и показатели занятости и безработицы населения.
Однако в 2004—2006 гг. ситуация на рынке труда Белгородской области складывалась преимущественно под влиянием макроэкономических показателей страны. Основными причинами роста безработицы являлись: процессы высвобождения работников по сокращению на крупных предприятиях области. Характерным изменением пока-
зателей безработицы стало также существенное увеличение безработицы в сельской местности (32 %), которое связано со сменой собственников земли, структурными преобразованиями сельских организаций, а также с внедрением новых технологий, направленных на дальнейшее повышение производительности труда.
Различия социально-экономических потенциалов и неравномерность развития инфраструктуры рынка приводят к различным уровням безработицы в районах Белгородской области.
Наиболее благоприятная ситуация, согласно данным областного центра занятости, отмечается на рынке труда Корочанского (0,62 %), Белгородского (0,75), Яковлевского (0,85), Борисовского (0,99 %) районов.
Выше среднеобластного показателя (1,57 %) уровень безработицы в Волокооновском (6,22), Ивнянском (2,55), Валуйском (2,23), Прохоровс-ком (2,23), Ракитянском (2,25 %) и Шебекинском (2,24) районах.
С учетом общего старения населения и сокращения в структуре населения районов доли населения в дотрудоспособном возрасте, а также значительной естественной убыли населения можно сделать вывод о том, что в обозримом будущем трудовой потенциал подавляющего большинства районов области будет сокращаться. Это объективный процесс, обусловленный также и сокращением реального сектора экономики. В первую очередь данный процесс затронет такие районы, как: Корочанский, Грайворонский, Красненский, Волоконовский, Ровеньской.
В то же время в Белгородской и Староосколь-ско-Губкинской агломерации будет нарастать численность трудового потенциала, предопределенная современными миграционными процессами. Миграционный приток в Белгородский, Яковлевский, Старооскольский, Шебекинский районы вызовет рост безработицы. Чтобы этого не произошло, необходима четкая государственная политика по
Таблица 4
Численность безработных (тыс. чел.)
Показатель Год
2002 2003 2004 2005 2006
Общая численность безработных 58,5 58,8 43,0 42,5 42,1
В том числе: мужчины 29,2 31,9 21,4 19,4 21,3
женщины 29,3 26,9 21,6 23,1 20,8
Безработные, зарегистрированные в организациях государственной службы занятости 8,5 9,8 11,2 10,4 10.7
Из них безработные, которым назначено пособие 7,5 8,8 9,8 9,3 10,0
территориальной организации современных миграционных процессов.
Реализация Программы содействия занятости населения Белгородской области на период до 2010 г. позволит создать необходимые условия для функционирования рынка труда, увеличения спроса на трудовые ресурсы, снижения социальной напряженности в области посредством эффективной целевой поддержки лиц, потерявших работу, смягчения последствий долговременной безработицы.
В Программе, ориентированной до 2010 г., прогнозируется:
1) повысить сбалансированность спроса и предложения рабочей силы на рынке труда путем сбора 55 тыс. вакансий;
2) обеспечить численность трудоустроенных 45 тыс. граждан и численность участников в мероприятиях по содействию трудоустройству населения 10 007 чел., в том числе в общественных работах — 448, граждан, особо нуждающихся в социальной защите, — 411 чел.;
3) содействовать участию в программах социальной адаптации на рынке труда 246 безработным;
4) организовать и провести 72 ярмарки вакансий и учебных рабочих мест;
5) оказать содействие самозанятости 42 безработным гражданам;
6) организовать временное трудоустройство 8 860 несовершеннолетних граждан в возрасте 14—18 лет в свободное от учебы время;
7) оказать услуги по профориентации 22 560 гражданам;
8) направить на профессиональное обучение 3 000 безработных;
9) не допустить повышения уровня регистрируемой безработицы свыше 1,5 %.
В 2010 г. прогнозируется рост числа обращений незанятых граждан в органы службы занятости. Финансирование мероприятий активной политики останется на прежнем уровне, что повлияет на увеличение численности регистрируемых безработных, которая к концу 2006 г. может составить 9,2—10,6 тыс. чел.
Расчеты показывают, что выполнение программных мероприятий в 2008—2010 гг. позволит обеспечить сохранение, а при имеющихся резервах превышение достигнутого уровня показателей по отдельным направлениям работы службы занятости.
Для наиболее эффективного регулирования регионального рынка труда разработаны некоторые рекомендации, которые в обобщенном виде можно изложить следующем образом:
1) совершенствование действующего законодательства в сфере занятости;
2) развитие качества рабочей силы и повышение конкурентоспособности граждан на рынке труда;
3) совершенствование мониторинга спроса и предложения рабочей силы;
4) реализация мер по поддержанию и развитию занятости и совершенствование форм социального партнерства на региональном рынке труда;
5) реализация мер по поддержанию и развитию региональных рынков труда;
6) осуществление мер по содействию занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите, а также оказанию гражданам адресной поддержки при трудоустройстве;
7) совершенствование государственного управления миграционными процессами;
8) консолидация финансовых средств на реализацию политики занятости и повышения эффективности их использования, развитие социального партнерства на рынке труда;
9) повышение эффективности деятельности органов службы занятости на рынке труда.
Эти меры позволят разработать комплексные программы действий, выбор приоритетных направлений реализации деятельности органов службы занятости.
Регулирование регионального рынка труда является важнейшей составляющей экономики развитых стран в сфере производственных отношений, которые формируют трудовые отношения между работодателями и работниками, на цивилизованной основе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Валентей С., Нестеров Л. Человеческий потенциал: новые измерители и новые ориентиры // Вопросы экономики, 1999, № 2. С. 90—102.
2. Магомедов М. М. Трудовой потенциал в стратегии социально-экономического развития: Региональный аспект: Дис. д-ра экон. наук: 08.00.01, 08.00.05. — М.: РГБ, 2003 (Из фондов Российской государственной библиотеки).
3. Рухманова Н. А. Трудовой потенциал в системе региональной экономики (оценка и регулирование взаимодействия): дис. канд. экон. наук: 08.00.05 Иваново, 2006 196 с. РГБ ОД, 61: 06-8/4685.
4. Соловьев А. Б., Гущин А. К., Сазонова Н. В. Территориальная организация современных миграций населения региона. Издание Белгородского института переподготовки и повышения квалификации учителей. — Белгород. 2004 г. — 310 с.
5. Суханова Е. В. Развитие трудового потенциала безработных как направление государственной политики занятости. — Автореф. дис. к-та социологических наук. — СПб, 2006. — 19 с.
6. http://www. oblstat. belnet. ru/SMI/pubHcJzdan. htm.