Т.Х. ХАБИЕВА, Б.А. ШОКАБАЕВ, А.Г. СЕЙТКУЖАНОВА, Г.К. ЛЕБАЕВА
Кафедра сестринского дела ИПО КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова
УДК 614.253.52:97.018.46
ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДНИХ МЕДРАБОТНИКОВ И СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ
В статье рассмотрены особенности и проблемы обучения среднего медперсонала ЛПУ. О современных информационно-коммуникативных методах обучения, о положительном влиянии самостоятельной работы слушателей курса на развитие речевого и профессионального навыков,умение находить и применять нужную информацию, на активизацию обратной связи; мотивации к получению последипломного непрерывного образования как условия конкурентоспособности в современных условиях. О возрастающей роли образования, содействующей профессиональной и личной социализации. Качественное последипломное образование с применением современных технологий обучения обеспечивает медицинские учреждения квалифицированными специалистами сестринского дела, готовыми к оказанию широкого спектра медицинских услуг населению. Ключевые слова: профессиональная и личностная социализация, проблемы последипломного обучения медсестёр, современный информационно-коммуникативный метод обучения, улучшение и развитие речевых и профессиональных навыков, самостоятельная работа слушателей, творческий подход, научно-исследовательские проекты, активация к мотивации обучения.
На протяжении всей жизни идея образования хорошо выражена в пословицах "Век живи - век учись", "Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем", "Не бойся, что не знаешь - бойся, что не учишься". Вопросы последипломного непрерывного образования медицинских сестёр актуальны по-прежнему. Решение большинства проблем, стоящих перед системой здравоохранения РК, в значительной степени зависит от квалификации медицинских кадров, непрерывного образования специалистов здравоохранения по программно-целевому принципу с использованием наиболее эффективных форм обучения.
Роль непрерывного последипломного образования медицинских сестёр сегодня повысилась, так как растущие требования к профессиональной компетентности специалистов среднего звена, наиболее тесно контактируемых с пациентами, сделали образование на протяжении всей жизни условием их конкурентоспособности.
Возрастающая роль образования проявляется в двух наиболее общих функциях, содействующих социализации: профессиональной и личностной.
Первая - призвана обеспечить социализацию через освоение новых профессиональных ролей, развитие
профессиональной компетентности и мобильности. Вторая - позволяет дополнить и обогатить процесс социализации путем приобщения личности к общечеловеческим ценностям, языку, культуре мышления и чувствования, деятельности и общения. Обучение медсестёр в условиях лечебно-профилактического учреждения имеет свои особенности:
1) осознает себя самостоятельной, самоуправляемой личностью;
2) накапливает все больший запас жизненного, профессионального, социального опыта, который становится важным источником обучения её самой и её коллег;
3) её готовность к обучению (мотивация) определяется её стремлением при помощи учебной деятельности решить свои жизненно важные проблемы и достичь конкретной цели;
4) она стремится к безотлагательной реализации полученных знаний, умений, навыков и качеств;
5)её учебная деятельность в значительной мере обусловлена временными, пространственными,
профессиональными, бытовыми, социальными условиями. Слушатель курса (медсестра) тем или иным образом совмещает учебную деятельность с участием в сфере оплачиваемого труда.
В процессе последипломного обучения средних медработников были выявлены следующие проблемы, как:
• отсутствие дифференцировки по исходным знаниям, т.е. уровням обучения;
• отсутствие потребности и мотивации в дальнейшем образовании уже через 5-10 лет работы в результате отсутствия ежедневного планирования своей деятельности, приводящей к раннему «профессиональному выгоранию»;
• интерес в получении документа о прохождении обучения, нежели в получении новых знаний;
• обучение без отрыва от работы в силу необеспеченности кадрами;
• слабые теоретические и практические навыки в вопросах организации и управления «сестринским процессом»;
• отсутствие мышления при постановке «сестринского диагноза» и подмена её «врачебным диагнозом»;
• необеспеченность материально-технической базы (нехватка кабинетов, компьютеров), в результате чего работа по старому принципу т.е. «помощник врача», вместо «партнёра врача»;
• повышение квалификации 1 раз в 5 лет;
• нежелание вникать в суть заданной темы, следовательно, правильного и грамотного выполнения и представления самостоятельной работы слушателя (СРС);
• некачественное последипломное обучение поставщика образовательных услуг, представленных частными медицинскими учреждениями, иногда и колледжами;
• безответственное и халатное отношение к вопросам последипломного образования заказчиков со стороны ЛПУ, несущих непосредственную ответственность за обучение своих сотрудников.
От деятельности медицинских работников, в первую очередь медсестер, в итоге зависит результативность и эффективность деятельности всей системы здравоохранения.
ка2г\гг\и.кг • КазНМУ • N01-2016 •
В связи с реформой здравоохранения появилась реальная возможность развивать не только медицинские технологии, но и так называемые технологии сестринского дела. Возрастает роль сестринского персонала и в санитарном просвещении населения по таким важным направлениям, как формирование здорового образа жизни, профилактика заболеваний, отравлений, несчастных случаев, половое воспитание, планирование семьи и т.п. Сестринский персонал призван также обучать население приемам оказания неотложной помощи, ухода за больными и нетрудоспособными лицами (делегирование своих полномочий).
В настоящее время актуальность приобретает медицинское просвещение, воспитание ответственности за свое здоровье. Согласно ВОЗ, 50% здоровья зависит от самого человека.
Традиционно деятельность по медицинскому просвещению населения, обучению пациентов принадлежит врачебному персоналу, однако в новых экономических условиях в связи с увеличением нагрузки, укрупнении участков, у врачей остается все меньше времени на решение проблем пациента. Медсестра ближе всех к страданиям больного, и именно на нее сегодня ложится часть функций, которые в прежние годы выполнял врач.
Труд медсестры получает сегодня научное обоснование, а новый подход к сестринскому делу позволяет упорядочить работу медсестры, совершенно по другому рассматривать сотрудничество врач-медсестра, врач-медсестра-пациент. Однако, при проведении нами психологического тестирования, 85% медицинских сестёр до сих пор не уяснили этого сотрудничества, где главную роль отводят не служению своей профессии, не пациенту, а своим ежедневным функциям, как заполнение журналов, занесение данных в компьютер и т.д.
Обучение не должно быть принудительным. В этом случае оно приводит к тому, что медицинские сёстра снимают с себя внутреннюю ответственность за результат образовательной деятельности.
Ее развивающие возможности обусловлены осознанием человеком необходимости образования для решения значимых жизненных проблем, связанных с профессиональной деятельностью; необходимостью разобраться в экономических, политических и других реалиях жизни; глобальных проблемах судеб человека в изменяющемся мире; желанием глубже понять себя и т.д. Использование информационно-коммуникативных
технологий в процессе последипломного обучения медицинских сестёр положительно влияют в ходе обучения как на развитие речи у средних медработников, налаживанию контакта с пациентами и членами семьи; совершенствованию деонтологических навыков, на форму выражения культурного уровня, так и на профессиональное умение работать с компьютером (поиском нужной информации, согласно выбранной теме самостоятельной работы слушателем (СРС), как одной из специфических форм обучения. Прошло время, когда СРС представляла собой бездумное механическое списывание информации из Интернета (слово в слово), безграмотного также в техническом оформлении. Современные требования к СРС заставляют слушателей более ответственно выполнять данную работу, из информационно-познавательной формы в научно-практическую, творческую деятельность. Привитие навыков находить информацию, проработать её содержание, взять из неё самое необходимое, изложить понятным языком, выложить грамотно суть. Такая прелюдия подготовит в дальнейшем, медицинских сестёр к участию в написании научных статей совместно с профессорско-преподавательским составом (ППС) и участии их в работе научно-исследовательских проектов. Процесс последипломного образования среднего медицинского работника эффективен, когда человек ставится в позицию исследователя, вырабатывающего совместно с другими собственные решения. Отсюда
возрастающая роль организации обучения в малых группах, модульное построение процесса обучения. использование ситуационных задач. Жизненный и производственный опыт, которым обладают медицинские сёстра, оказывает противоречивое влияние на обучение:
• с одной стороны, он содействует более глубокому осмыслению изучаемых проблем,
• ас другой, - источник стереотипных, эмпирических и рутинных оценок, защищающих человека от нового.
Пришло время отходить от стереотипов, смотрите сами: каковы основные тематики курсов повышения квалификации, предлагаемых для обучения? «Сестринское дело в терапии», «Сестринское дело в хирургии», «Теория сестринского дела»?
Уровень теоретической и практической подготовки медицинских сестёр в современных условиях перерос из модели «помощника врача» в модель «партнёра врача». Под руководством Департамента ИПО нашего университета кафедра «Сестринское дело» разработала и реализовала такие актуальные тематики, как: «Роль медицинской сестры в организации и управлении сестринским процессом на уровне ПМСП»,(54ч.108 ч.) «Сестринское дело в геронтологии» (54ч. 108 ч.), запланированы РУПы «Спектр управленческих приёмов в сестринском деле» и др. До начала и после окончания курсов проводили анкетирование и психологические тесты, которые выявили слабые места и проблемы в организации работы среднего медперсонала, в отсутствии мотивации к обучению, изложенные нами в начале данной статьи. Новая, приближённая к практике тематика заинтересовала слушателей и, из пассивного объекта, слушатели преобразовались в активный объект, с творческим подходом, осознавая:
• необходимость в непрерывном обучении,
• в обновлении своих знаний,
• интегрировании новых знаний,
• коррекции своих профессиональных навыков,
• усовершенствовании на протяжении всей своей профессиональной жизни.
Такой метод обучения становится продуктивным как для преподавателя, так и для слушателей курсов повышения квалификации, который выражается в следующем:
1. повышением познавательного уровня над базовым;
2. овладение творческого подхода к полученной информации или в процессе поиска необходимой информации;
3. улучшение и развитие речевых навыков, что особенно необходимо для медицинских сестёр ВОП в просветительной работе с населением;
4. повышение культурного уровня.
Результаты такого метода обучения являются также показателем компетентности преподавателя, не только как носителя информации, как было раннее, но и как психолога, творческого научного работника, востребованного, идущего в ногу с современными требованиями.
Оценку качества определяют результаты анкетирования после окончания курсов.
В современной ситуации образование дипломированных медицинских сестёр с практическим опытом в ЛПУ - это стадийный, целостный, пожизненный процесс. Если на этапе активной созидательной деятельности образование выступает преимущественно как средство решения значимых проблем в различных сферах жизни (прежде всего, в производственной), то с возрастом оно привлекает своей самоценностью, т.е. способностью делать жизнь более полноценной.
Подлинно образование становится тогда, когда "заданность извне" сменяется внутренней потребностью взрослого в постоянном обновлении своих знаний и ценностных представлений.
Задача преподавателя сводится в конечном итоге к тому, чтобы поощрять и поддерживать развитие медицинской
• №1-201 6 • КазНМУ • kaznmu.kz
сестры от полной зависимости к возрастающему самоуправлению, оказывать помощь обучающемуся в определении параметров обучения и в поиске информации. Основной характеристикой процесса обучения становится процесс самостоятельного определения обучающимся параметров обучения и поиска знаний, умений, навыков и качеств.
На сегодняшний день для организации и управления качественного сестринского процесса необходимо непрерывное повышение квалификации медицинских сестер путем использования различных форм и методов обучения и активизации мотивации к саморазвитию и самосовершенствованию.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Блохина М.В. Обучение медицинских сестер на рабочем месте: перспективы развития, преимущества, возможности управления/ М. В. Блохина // Главная медицинская сестра. - 2005. - № 7. - С. 107-111.
2 Бурибаева Ж.К. Теоретические и методологические основы развития сестринского дела на уровне первичной медико-санитарной помощи: автореф. дис. ... д-р. мед. наук - Алматы, 2008. - 156 с.
3 Осадчук О.Л. Управление самостоятельной работы студентов. - Омск: Полиграфический Центр КАН, 2009. - 56 с.
4 Beare P.G., Myers J. L. Principles and practice of adult health nursing 2-nd ef.-Toronto: Mosby, 1994. - 357 р.
Т.Х. ХАБИЕВА., А.Г. СЕЙТКУЖАНОВА., Г.К. ЛЕБАЕВА_ Т.Х.., Б.Э. ШОКАБАЕВ.
МЕДЖ¥МЫСШЫЛАР АРАСЫНДА ДИПЛОМНАН КЕЙ1НГ1 YЗДIКСIЗ Б1Л1М БЕРУ МЭСЕЛЕЛЕР1 ЖЭНЕ ЗАМАНАУИ окыГгу ТЕХНОЛОГИЯЛАРЫ
ТYЙiн: Ма;алада орта медперсонала ЛПУ о;ыту ерекшелiктерi жэне проблемалары ;аралды. О;ыту эдостерш табу, мiндеттердi жэне кэсiптiк дагдыларын дамытуга жэне ;олдануга рук;сат етудi дербес жумыс тшмдшш, оныц iшiнде информациялы;-коммуникатив тыцдаушылардыц багамыныц ;ажетт а;паратты, керi байланыс жандандыруга; алуга арналган дипломнан кейшп бэсекеге ;абшетттгш ынталандыру Yздiксiз бШм беру шарты ретiнде к^рп жагдайда. Бiлiм беру, кэсiби жэне жеке элеуметтендiру содействующийлердi басым р0лi. Дипломнан кейшп б^м сапалы о;ытудыц осы замангы технологияларын ;олдана отырып, медициналы; мекемелер халывда медициналы; ;ызметтер,щ керсетуге ;ойылатын кец спектрiн бикелiгi дайын iстi бiлiктi мамандармен ;амтамасыз етедъ
ТYЙiндi свздер: ;огам MYЛкiне айналдыру медбике, заманауи о;ыту жэне дамыту жэне жа;сарту, сейлеу, проблемаларды дипломнан кешнп кэсiби жэне личностная информационно-коммуникативный о;ыту эдiсi кэсiптiк дагдыларын, ез безмен iстеген жумыс тыцдаушыларды, шыгармашыльщ тэсiл, гылыми-зерттеу жобалар ынталандыру ;ойылатын белсендiру айтылды.
T.KH. HABIYEVA, B. A. SHOKABAYEV, A.G. SEYTKUZHANOVA, G.K. LEBAYEVA
PROBLEMS OF CONTINUOUS POSTDEGREE EDUCATION OF AVERAGE MEDICS AND MODERN TECHNOLOGY OF TRAINING
Resume: In article features and problems of training of paramedical staff of MPI are considered. Efficiency of information and communicative methods of training, including independent work of listeners of a course towards development of speech and professional skills, ability to find and apply the necessary information, on activization of feedback; motivations to receiving postdegree continuous education as competitiveness conditions in modern conditions. The increasing role of education, the promoting professional and personal socialization. Quality postdegree education with application of modern technologies of training provides medical institutions with the qualified specialists of nurse business ready to rendering a wide range of medical services to the population.
Keywords: professional and personal socialization, problems of postdegree training of nurses, a modern information and communicative method of training, improvement and development of speech and professional skills, independent work of listeners, creative approach, research pr
ojects, activation to motivation of training.