Ю.М. Антонян,
главный научный сотрудник ФГУ «ВНИИ МВД России» Заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор
ПРОБЛЕМЫ НЕОСТОРОЖНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
PROBLEMS OF CARELESS CRIMENALITY
Статья посвящена исследованию общесоциальных и субъективных детерминантов неосторожной преступности.
The article is devoted to the research of general social and subjective determinants of careless criminality.
Неосторожная преступность принадлежит к числу наименее исследованных криминологиче -ских явлений, хотя повсеместное внедрение техники в жизнь людей, автомобилизация общества и ряд других аналогичных явлений должны были определить пристальное внимание к этому виду преступности.
Неосторожная преступность представляет собой весьма сложное, неоднородное, латентное общественно опасное явление. Отдельные неосторожные преступления способны повлечь за собой многочисленные человеческие жертвы, невосполнимый экологический урон, огромные материальные потери. Неосторожные преступления могут «покрывать» умышленные, и не всегда просто установить, каким данное преступле -ние является. На практике встречаются и такие случаи, когда человек, снедаемый злобой и ненавистью ко всему миру, совершает разрушитель -ные действия, внешне очень похожие на «толь -ко» как неосторожные, например управляет в нетрезвом состоянии автомобилем. Мне известен случай, когда преступник, до этого дважды осуждавшийся за управление автомобилем в нетрез -вом состоянии и наезды на людей, через неделю после освобождения вновь в таком состоянии сел за руль автомашины и на большой скорости стал ездить по улицам небольшого города, где он жил, пока не сбил насмерть пожилую женщину.
Статистический учет неосторожных преступлений очень сложен, поскольку они разбросаны по различным разделам уголовного закона, включены в рамки разных групп преступлений (против личности, против собственности и т.д.). Среди таких преступлений примерно три четверти занимают те, которые выражаются в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации
транспорта (глава 27 УК РФ), а среди последних те, которые предусмотрены ст. 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств». Ежегодно регистрируется 50—55 тыс. преступлений, ответствен -ность за которые наступает в соответствии со ст. 264, количество погибших по вине водителей ежегодно составляет 20—25 тыс. человек.
В криминологии выделяют несколько видов неосторожных преступлений.
1. Техническая преступная неосторожность, т.е. нарушение правил безопасности при использовании техники — в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, быту, военном деле; нарушение правил безопасности при хранении, перевозке и использовании взрывчатых, легковоспламеняющихся и пиротехнических изделий. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, а также выпуск в эксплуатацию транспорта с техническими неисправностями и недоброкачественный ремонт.
2. Нарушение правил пожарной безопасности и экологические преступления, совершенные по неосторожности.
3. Профессиональная (должностная) преступная неосторожность — утрата документов, содержащих государственную тайну; нарушение правил в медицинской деятельности; ненадле-жащее исполнение обязанностей по охране взрывчатых веществ, оружия, отравляющих ве -ществ, эксплуатации ЭВМ, их системы или сети.
4. Бытовая неосторожность, выражающаяся в нарушении элементарных правил, охраняющих жизнь, здоровье и имущество граждан. В резуль -тате подобной неосторожности могут погибнуть люди, их здоровью может быть нанесен серьез -ный ущерб и т. д.
Неосторожная преступность возрастает в условиях научно-технической революции, если рост и усложнение техники не будет сопровождаться соответствующей подготовкой специалистов, которые должны ее эксплуатировать или ремонтировать. Сейчас, к сожалению, это имеет место не всегда, что особенно видно в армии, где уровень травматизма среди военнослужащих достаточно велик. Даже в, так сказать, обычном производстве происходят существенные изменения в технологических процессах, проявляются новые риски промышленного характера, которые не всегда сопровождаются необходимым контролем.
Следует особо сказать о бурном росте количества автомобилей в России. Качество отечественных машин ниже критики, но за таким ростом самого количества всех автомобилей явно не поспевает качество дорог, их техническая оснащенность, их освещенность, контроль движения, оказание помощи пострадавшим и технической помощи автомобилям. Основным источником загрязнения воздуха опаять-таки являются автомобили.
Традиционно выделяют два типа личности неосторожных преступников: у одних в поведении превалируют самонадеянность и легкомыслие, у других — небрежность. Первому типу присущи такие личностные свойства, как авторитарность, самоуверенность, бравада, безаппеляционность. У лиц, совершающих неосторожные преступления по небрежности, выделяется стремление минимизировать собственные интеллектуальные, волевые и физические усилия в соответствующих видах деятельности, в конкретной жизненной ситуации. У некоторых неосторожных преступников превалирует неадекватная, завышенная самооценка, принятие на себя профессиональных и иных обязанностей при отсутствии индивидуальных возможностей их выполнить.
Среди лиц, совершающих неосторожные, в том числе дорожно-транспортные, преступления, подавляющее большинство составляют мужчины, чаще всего ранее не привлекавшиеся к уго -ловной ответственности. Наибольшее число до -рожно-транспортных преступлений приходится на молодых людей, не имеющих значительного водительского стажа. Среди неосторожных преступников меньше лиц с типичными для преступников чертами. Среди первых надо разли-чать водителей — любителей и водителей — профессионалов. Среди любителей уровень образования и культуры не ниже, чем у вторых, но у последних, конечно, выше уровень профессиональной подготовки и мастерства. Между тем, выборочными криминологическими исследова-ниями установлено, что у профессионалов со значительным водительским стажем нередко появляются самоуверенность, чрезмерная надежда на свое умение и формальное отношение к
правилам езды на автомобиле. Молодые же и неопытные водители, попав в сложную дорожную ситуацию, просто не знают, как из нее вый -ти, не могут сами принять правильное решение.
Эмпирическое психологическое изучение неосторожных преступников, проведенное с моим участием, показало, что среди них имеется значительное число лиц, обладающих одно -родными личностными особенностями, среди которых ведущими являются импульсивность, высокая тревожность, мотивация избегания не -удачи, когда главным является не стремление к успеху, а именно уход от неуспеха; они склон -ны возлагать вину за происходящее преимуще -ственно на себя (в отличие от умышленных преступников, склонных возлагать вину на окружающих). Неосторожные преступники про -являют (как фундаментальную черту своей лич -ности) склонность к образованию тревоги на различные ситуации, неуверенность в своих силах, склонность к волнениям при стрессе и избыточный самоконтроль.
В экстремальных ситуациях такие лица легко поддаются страху и склонны к эмоциональной, а не рациональной реакции на ситуацию, содержащую угрозу. Все это предполагает снижение эффективности выполняемых в экстремальных условиях действий и увеличение количества ошибок. Неосторожные преступники обнаруживают пониженную помехоустойчивость, что приводит к нарушению адекватной ориентации в экстремальных ситуациях и трудностям в приня -тии решений. Для таких лиц стрессовыми явля -ются ситуации с непредсказуемым исходом, быстрой сменой действующих факторов и неупорядоченными параметрами.
В таких ситуациях они обнаруживают склонность к стереотипным, шаблонным способам действий и не в состоянии достаточно объективно проанализировать обстановку, что может приводить к нарушению прогноза. Неосторожным преступникам, что очень важно для понимания их преступного поведения, очень трудно выделить в совокупности фактов действительно важное и существенное, абстрагируясь от малозначительных деталей. Такие особенности вызывают определенный подход к реальности со стремлением буквально все проконтролировать и учесть. Каждый новый стимул, появляющийся в поле зрения, воспринимается как потенциально угрожающий и при этом возникает стремление держаться того, что уже известно и представляется надежным.
Естественно, что такой подход недопустим по отношению к экстремальным ситуациям, возникающим, например, при управлении автотранспортом и другими источниками повышенной опасности. Дело в том, что нельзя предусмотреть все возможные ситуации и их развитие, которые возника-
ют в дорожных условиях Каждая экстремальная ситуация требует: 1) оценки ее в целом, выделения главных и второстепенных факторов; 2) мгновенного прогноза возможного ее развития; 3) выбора оптимального решения для данных сложившихся обстоятельств, которое не может быть стереотипным. Причем важно отметить, что эти требования к успешному разрешению сложившейся ситуации должны осуществляться в считанные секунды и поэтому времени на ее обдумывание нет.
Необходимо отметить, что обследованные нами лица совершили дорожно-транспортные преступления в нетрезвом состоянии. Известно, что алкоголь снижает, иногда снимает возможность творческого подхода к экстремальной си -туации, активизирует у человека привычные, шаблонные методы реагирования. Поэтому состояние опьянения в сочетании с названными выше психологическими особенностями максимально способствует высокой аварийности среди такого рода людей в дорожном движении. Важно отметить, что психологические качества могут существовать на характерологическом уровне в скрытом состоянии. В обычном состоянии они могут быть выражены слабо или не проявляться вовсе даже при продолжительном наблюдении. Однако под действием определенных ситуаций и психических травм скрытые черты могут обнажиться ярко, порой совсем неожиданно для окружающих Причем это те ситуации и травмы, которые предъявляют повышенные требования к «месту наименьшего сопротивления».
Другими словами, каждая ситуация и травма в аспекте активизации скрытых черт имеет «своих адресатов», т.е. специфику приложения к кон -кретному человеку с конкретными, определен -ными особенностями. Причем активизация ранее латентной черты у человека приводит в даль -нейшем к ее функционированию до окончания стресса и обретения личностью внутреннего баланса. Нарушение адаптации, как правило, свя -зано с тем, что оно приводит к активизации тех или иных ранее скрытых черт.
В связи со всем вышесказанным считаю, что можно предположить следующее: наличие такой черты, как тревожность, даже в скрытом виде может способствовать принятию объективно неправильных решений в экстремальных ситуациях Опьянение, конфликтные ситуации, раз -личные психические травмы, переутомление и т.п. могут приводить к активизации скрытых особенностей, ранее присутствовавших у человека в скомпенсированном, психологически ней -тральном состоянии, а это обычно включает привычные способы реагирования и поведения (сте -реотипы). Такого рода психологический феномен бесспорно повышает аварийность в условиях дорожного движения, особенно если скрытым
качеством является тревожность. Можно предположить , что ее наличие практически у всех обследованных нами неосторожных преступни-ков связано с тем, что они имеют это свойство как явно выраженное и постоянно присутствую -щее либо как активизировавшееся вследствие стрессовых факторов.
Исследования летного состава ВВС (Л.Н. Собчик, 1978), в частности тех, кто часто совершает ошибочные действия, показывают, что многие из них отличаются пониженной помехо -устойчивостью, высокой тревожностью, приво -дящими в экстремальных условиях к хаотиче-скому поведению. Таким образом, результаты исследования Л.Н. Собчика в принципе не расходятся с полученными нами данными и подтверждают значение выявленных нами особенностей для прогноза склонности к ошибочным действиям в экстремальных ситуациях.
В качестве возможной гипотезы можно рассмотреть и другой вариант интерпретации названных данных у неосторожных преступников. Их наличие всегда предполагает чувство вины как качественной особенности личности. Состояние, связанное с испытываемым чувством вины, для такого рода лиц является субъективно привычным, и они неосознанно к нему стремятся. Поэтому тенденция к неосознаваемой постановке себя в ситуации, связанные с активизацией чувства вины, может носить сценарийный, по терминологии американского психолога и психиатра Э. Берне (См.: Berne E. What Do Yon Say Hello? New Iork, 1971. P. 25), смысл, т.е. выступать как неосознаваемое жизненное стремление, программа, определяющая поведение человека и являющаяся для него мотивом, пронизывающим все его поступки и поведение в целом. В этом аспекте интерпретации результатов изучения неосторожных преступников можно предположить, что преступление является для них закономерным звеном жизни, определяющейся бессознательным стремлением к постановке себя в ситуации, в которых они могли бы субъективно максимально сильно испытывать чувство вины и находиться в этом состоянии длительное время, а то и постоянно. Неосторожное преступление выступает в рассматриваемом аспекте интерпретации как субъективная возможность максимально переживать чувство вины и всю дальнейшую жизнь продолжать его испытывать. Другими словами, неосторожное преступление можно расценивать как своеобразный экзистенциальный выигрыш, позволяющий разрешить основную жизненную проблему — приобрести факт жизненной биографии, дающий возможность в дальнейшем постоянно испытывать чувство вины, независимо от будущих обстоятельств.
Все сказанное в аспекте интерпретации чувства вины как фундаментального личностного
качества может рассматриваться только как возможная гипотеза, требующая проверки и даль -нейших исследований.
В целом не вызывает сомнений, что в психологическом плане неосторожные преступники — особая категория. Они наравне с расхитителями и взяточниками наиболее близки к законопослушным гражданам и существенно отличаются от всей основной массы преступников. Это обстоятельство доказывает, что специфические психологические черты, присущие последним, являются не следствием влияния условий мест лишения свободы, а их фундаментальными качествами. Следовательно, о личности преступника можно говорить как об определенном типе личности.
Сделанные здесь выводы отнюдь не опровергают положения, что многие неосторожные преступления совершаются правонарушителями, личность которых имеет ту или иную степень криминогенной деформации и антиобщественной направленности (установки, ориентации и т.д.). Среди рассматриваемой категории правонарушителей значительную долю составляют и такие лица, для которых социальная деформация и тем более антиобщественная установка не яв -ляются характерными. Однако наличие социаль -ных, криминогенных деформаций, антиобщественных установок — внешние, социальные оценки, не раскрывающие внутренние механиз -мы совершения неосторожных преступных дей-ствий. Вот почему социально-нравственный ас -пект изучения обязательно должен сочетаться с психологическими.
Изложенные здесь эмпирические психологи -ческие данные и их интерпретации имеют не только теоретическое, но и практическое значение. Может быть, например, следовало бы заду -маться над тем, чтобы не допускать к управле -нию техникой тех лиц, у которых имеются психологические особенности, о которых здесь ска -зано. Для дачи окончательных рекомендаций на этот счет необходимы дополнительные исследо -вания. Однако уже те результаты, которые полу -чены в настоящее время, убедительно свидетельствуют о том, что возможности использования достижений психологии в профилактике неосто -рожных преступлений весьма значительны.
Причинами неосторожной преступности выступают такие социальные явления и процессы, следствием которых становится совершение неосторожных преступлений, совокупность которых составляет неосторожную преступность. Причинами конкретных преступлений не могут быть плохое состояние техники, в том числе неисправность автомобиля, или неудовлетворительное состояние российских дорог и тем более погодные условия. Здесь причинами выступает то, почему такую технику создали и дали возможность экс-
плуатировать, почему не приняли меры для улучшения состояния дорог или почему в неподходя -щих погодных условиях была начата и продолжена эксплуатация дорожного средства. Ни сама по себе дорога, ни состояние названного средства, ни тем более погода не могут быть причинами неосторожного преступления. Но если именно они повлекли общественно опасные последствия, то нет преступления, поскольку носителем его причин всегда является только человек.
Из этого можно сделать лишь один вывод: в основе неосторожного преступления всегда лежит ошибка человека, его неподготовленность, безответственность, самонадеянность, пренебрежительное отношение к нормам и стандартам, прежде всего техническим, невнимательность, легкомыслие, его желание сделать так, как ему выгодно и удобно, его неспособность предвидеть последствия или пренебрегать ими. Вот за наступление общественно опасных последствий вследствие таких особенностей личности он и может быть привлечен к уголовной ответственности.
Человек предается суду, если он стал управлять заведомо непригодным для эксплуатации транспортным средством или должным образом не оценил погодные условия, понадеявшись на везение или свои силы, и т.д. Он оказывается виновным в том, что, например, невнимательно относился к оценке внешних условий, должным образом не контролировал изменяющуюся ситуацию, в результате чего оказался не в состоянии адекватно среагировать на возникшую опасность.
Среди общесоциальных причин неосторожных преступлений можно выделить следующие.
1. Низкая профессиональная подготовка тех, кто может быть допущен к управлению техникой, в том числе такой, которая представляет собой источник повышенной общественной опасности. В этом проявляется слабость всей российской образовательной системы, особенно первоначальной подготовки и обучения среднего звена. Одной из главных причин такой слабости является низ -кий уровень заработков преподавателей, что определяет их недостаточно внимательное и добросовестное отношение к делу обучения.
Это имеет прямое отношение к качеству жизни в нашем обществе, которое продолжает оставаться очень низким. В частности, в стране выпускается значительное число так называемых специалистов, которые совершенно не приспособлены или очень плохо приспособлены к созданию техники (например, автомобилей) и управлению ею.
2. Менталитет народов России, вполне допускающий игнорирование правил поведения, правил безопасности самого себя и других лю -дей. Эти качества выработались у людей за долгие десятилетия подневольного труда в коммунистической стране, который давал возможность
влачить лишь малообеспеченное существование. Иными словами, соблюдение правил и норм не улучшало экономическое положение людей и не приводило к повышению их социальных стату -сов, т.е. в их глазах не имело существенного зна -чения, а часто и никакого смысла.
К сожалению, такая ситуация сохранилась и в наши дни. Поэтому пренебрежение правилами продолжает оставаться. Статистика свидетельствует, что подавляющее большинство дорожнотранспортных преступлений происходит по вине нерадивых, недисциплинированных водителей, которые сознательно, умышленно нарушают правила дорожного движения либо допускают пренебрежительное отношение к своему долгу, легкомысленно и невнимательно оценивая дорожную обстановку. Наличие такой личностной специфики является следствием дефектов общего воспитания, индивидуального проявления менталитета, о котором говорилось выше, отсутствия солидарности с социальными, в первую очередь правовыми, нормами.
3. Высокий уровень коррупции в стране. Если можно купить удостоверение на право эксплуатации каких-то механизмов, главным образом на управление автомобилем, то оно, этот право, часто просто покупается. Понятно, что риск совершения дорожно-транспортного преступления со стороны такого «покупателя» очень велик.
С коррупцией перекликается другая российская реальность: массовые хищения со строек и производств различных материалов и деталей, без которых оказываются непригодными (или малопригодными) автомобили и другие транспортные средства, обрушиваются дома, быстро приходят в негодность дороги и т. д. В советское время такого рода хищения имели еще большее распространение, но сейчас чаще расхищаются денежные средства, на которые можно было бы создать качественные транспортные средства, построить надежные дома, хорошие дороги, надлежащим образом осветить их и т.д. Таким образом, результат получается один и тот же.
4. Алкоголизация населения как национальное бедствие, что также является существенной стороной нашего менталитета и образа жизни. Об опасности управления транспортным средством в нетрезвом состоянии говорить не приходится: понятно, что в нетрезвом состоянии человек не способен адекватно анализировать и оценивать окружающую среду, свое собственное состояние и свои возможности, возможности той техники, с которой он в данный момент связан, и т.д.
5. Многовековое отставание России в техни -ческом и технологическом отношениях, не позволяющее создавать более совершенные маши -ны и механизмы, гарантирующие безопасность людей. С этим напрямую связана далеко не всегда удовлетворительная подготовка специали-
стов для создания и эксплуатации техники, строительства современных комфортных дорог, надежных зданий и сооружений. Не случайно у российского потребителя есть спрос прежде все -го на импортные автомобили и импортную бытовую технику. Между тем современные дороги в стране не соответствуют качеству зарубежных автомобилей, а следовательно, не могут обеспечить безопасность людей из -за низкой пропускной способности, плохого дорожного покрытия, недостаточной освещенности и т.д.
Необходимо сказать и о недостатках в техническом обслуживании и ремонте транспортных средств и другой техники, а также домов и иных сооружений. Многие из них вынужденно эксплуатируются с неисправностями, а это создает дополнительные криминогенные условия. Некоторые транспортные средства имеют конструктивные недостатки, что сказывается на их безопасном использовании, не все они снабжены такими средствами безопасности, как привязные ремни или амортизационные устройства.
В рамках данной причины можно назвать следующие криминогенные факторы:
• износ основных фондов и низкий технологический уровень использования технологий;
• ухудшение обеспечения средствами индивидуальной защиты, нарушение надежности работы средств и систем коллективной защиты;
• отсутствие в ряде случаев нормативной, осведомляющей и регулирующей информации;
• массовые нарушения технологической и производственной дисциплины;
• низкий уровень культуры производства и социальной активности на фоне плохой профессиональной подготовки работников;
• снижение ответственности, требовательности и контроля над соблюдением норм и правил по охране труда;
• несоблюдение режимов труда и отдыха, резкое сокращение медицинских осмотров.
Можно присоединиться к мнению многих криминологов о том, что субъективные детерминанты неосторожных преступлений связаны с такими нравственно-психологическими качествами людей, как внутренняя недисциплинированность, неосмотрительность, беспечность, чрезмерная самоуверенность, самонадеянность, эгоцентризм, пренебрежение интересами других людей. Среди субъективных причин 3/4 авто -транспортных преступлений фигурирует такое исконно российское явление, как лихачество, стремление проявить ненужную удаль. «Новые русские» далеко продвинулись в этом направлении. Они, например, безо всяких сомнений и колебаний объезжают «пробки» на дороге по пешеходным тротуарам. Своеобразное лихачество, влекущее тяжкие последствия, вплоть до
смертельных случаев, стало чаще проявляться и на производстве, в быту, в сфере досуга и т. д. Подобные издержки раскрепощения людей, сво -боды, понимаемой как вседозволенность, суще -ственно осложняют криминальную ситуацию в той ее части, которая связана с совершением преступлений по неосторожности. Среди субъективных факторов неосторожных преступлений в большей мере, чем при совершении умышленных деяний, сказывается негативное влияние психофизиологических особенностей личности (порогов внимания, дефектов восприятия и принятия решений, быстроты реакции, наличия умений и навыков и т.п.). Значительная часть неосторожных преступлений совершается в нетрезвом виде, при значительно ослабленном самоконтроле.
Можно констатировать ослабление в современных условиях внешнего контроля над ситуациями, чреватыми угрозами совершения неосторожных преступлений. На производстве, особенно в негосударственном секторе, это проявляется в снижении «планки» требований, касающихся обеспечения безопасности труда. Уровень технического, кадрового обеспечения подразделе -ний органов внутренних дел по безопасности дорожного движения все больше не поспевает за резким ростом числа современных транспортных средств, отличающихся высокими эксплуатаци-онными характеристиками. Нарушители правил дорожного движения из числа богатых людей легко откупаются от сотрудников указанных подразделений.
Оценивая внешние общесоциальные и субъективные детерминанты неосторожных преступлений, следует всегда иметь в виду, что такие преступления отличаются большим разнообразием, совершаются в самых разных сферах личной и общественной жизни. Совершению неосто -рожных преступлений могут способствовать действия потерпевшего, однако значимость вик-тимологических факторов в каждом конкретном случае не следует преувеличивать. Если же дей -ствия жертвы стали причиной наступления общественно опасных последствий, то в этом случае вообще нет преступления.