Научная статья на тему 'Проблемы налогообложения особых экономических зон в России'

Проблемы налогообложения особых экономических зон в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
582
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН / SPECIAL ECONOMIC ZONES / THE TAXATION OF SPECIAL ECONOMIC ZONES / THE TAXATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беланенко Д. М.

В статье рассматриваются налоговые льготы для организаций, осуществляющих деятельность в особых экономических зонах РФ с использованием положений Налогового кодекса РФ. Особое внимание уделено проблемам налогообложения участников Особых экономических зон в Калининградской и Магаданской областях. Автором составлена таблица предоставляемых налоговых льгот участникам особых экономических зон. Сделан вывод о том, что существующие налоговые льготы в особых экономических зонах регламентируются, не только Налоговым кодексом Российской Федерации, но и содержатся в других нормативных правовых актах, что противоречит существующим принципам налогообложения. Предложено существующие налоговые льготы объединить и представить в виде специального налогового режима, отраженного в Налоговом Кодексе Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article looks into the tax privileges for the organizations working in the special economic zones in the Russian Federation according to the Tax Code of the Russian Federation. The special attention is given to the taxation of Special economic zones participants in the Kaliningrad and Magadan areas. The author presents the table of the tax privileges granted to the participants of special economic zones. It is concluded that existing tax privileges in special economic zones are regulated not only by the Tax Code of the Russian Federation, but also are contained in other standard legal certificates that contradicts the existing principles of the taxation. It is offered to unite and present the existing tax privileges in the form of the special tax mode reflected in the Tax Code of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Проблемы налогообложения особых экономических зон в России»

Беланенко Д.М.

аспирант НОУ ВПО «Институт управления, бизнеса и права» Эл. почта: Inna. audit-status @ yandex.ru

ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РОССИИ

В статье рассматриваются налоговые льготы для организаций, осуществляющих деятельность в особых экономических зонах РФ с использованием положений Налогового кодекса РФ. Особое внимание уделено проблемам налогообложения участников Особых экономических зон в Калининградской и Магаданской областях.

Автором составлена таблица предоставляемых налоговых льгот участникам особых экономических зон. Сделан вывод о том, что существующие налоговые льготы в особых экономических зонах регламентируются, не только Налоговым кодексом Российской Федерации, но и содержатся в других нормативных правовых актах, что противоречит существующим принципам налогообложения.

Предложено существующие налоговые льготы объединить и представить в виде специального налогового режима, отраженного в Налоговом Кодексе Российской Федерации.

Ключевые слова: особые экономические зоны, налогообложение особых экономических зон.

Современный этап развития экономики России характеризуется стаби-

лизацией и ростом социально-

экономических преобразований, важнейшим направлением которых является инновационная деятельность и развитие экспортно-ориентированных производств. Одним из перспективных институтов достижения которых является создание и развитие особых экономических зон (ОЭЗ).

На сегодняшний день в Российской Федерации действуют 24 ОЭЗ четырёх типов: 4 промышленные, 4 инновационные, 13 туристических и 3 портово- логистические[11]. Действующий механизм существования ОЭЗ предполагает предоставление преференций по трем ключевым направлениям: по налоговым и по таможенным льготам, государственному финансированию инфраструктуры, снижению административных барьеров.

Наиболее существенным инструментом стимулирования развития ОЭЗ является предоставление налоговых льгот. Экономическая выгода, получаемая налогоплательщиком в связи со льготными условиями налогообложения, служит важнейшим дополнительным источником финансирования субъектов ОЭЗ.

В данной статье ставится цель анализа и оценки предоставляемых налоговых льгот участникам ОЭЗ.

Прежде чем начать рассмотрение порядка налогообложения ОЭЗ, хотелось бы отметить, что образование, регулирование и деятельность ОЭЗ в Российской Федерации основываются на следующих нормативных актах: Федеральном законе «Об особых экономических зонах в Российской Федера-ции»[3], Федеральном законе «Об Особо экономической зоне в Магаданской об-ласти»[4] и Федеральный закон «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»[5].

Налогообложение резидентов ОЭЗ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Так 25 августа 2005 года вступил в силу Федеральный закон от 22.07.2005 года № 117- ФЗ, в соответствии с кото-

рым особенности налогообложения резидентов ОЭЗ закреплены в Налоговом кодексе Российской Федерации (НК РФ).

Существующие налоговые льготы, предоставляемые участникам ОЭЗ, можно раскрыть следующим образом:

Таблица 1. Налоговые льготы, предоставляемые участникам ОЭЗ

Налог на прибыль Налог на имущество Земельный налог НДС и таможенная пошлина

Резиденты всех ОЭЗ 1. Вправе применять специальный коэффициент амортизации, но не выше 2 (для промышленно производственной ОЭЗ). 2. Учитывают расходы на НИОКР в размере фактических затрат. 3. Особый порядок переноса убытков на будущие периоды ( для промышленно производственной и турист-ско- рекреационной ОЭЗ) Освобождаются в отношении имущества, учитываемого на балансе в течение 5 лет с момента постановки на учет Освобождаются сроком на 5 лет с момента возникновения права собственности на земельный участок Освобождение от уплаты НДС и таможенных пошлин при экспорте товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны

Нерезиденты всех ОЭЗ Учитывают расходы на НИОКР в размере фактических затрат

Резиденты ОЭЗ в Калининградско й области 1. Вправе применять специальный коэффициент амортизации, но не выше 2 (для промышленно производственной ОЭЗ). 2. Учитывают расходы на НИОКР в размере фактических затрат. 3. Особый порядок переноса убытков на будущие периоды ( для промышленно производственной и турист-ско- рекреационной ОЭЗ) 4. В течение 6 лет прибыль, полученная от реализации инвестиционного проекта, облагается по ставке 0 %. 5. В период с 7 по 12 календарного года при- 1. В течение первых 6 лет взимается по ставке 0 % 2. На протяжении следующих 6 лет ставка будет уменьшена на 50 % Освобождаются сроком на 5 лет с момента возникновения права собственности на земельный участок Освобождение от уплаты НДС и таможенных пошлин при экспорте товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны

быль, полученная от реализации инвестиционного проекта, составляет 50 % от установленной НК РФ

Резиденты ОЭЗ в Магаданской области Освобождаются от уплаты (с1 января 2007 г. по 31 декабря 2014 г.) Освобождаются в отношении имущества, учитываемого на балансе в течение 5 лет с момента постановки на учет Освобождаются сроком на 5 лет с момента возникновения права собственности на земельный участок Освобождение от уплаты НДС и таможенных пошлин при экспорте товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны

Помимо раскрытых налоговых льгот в таблице 1 ОЭЗ, также могут предоставляться льготы по региональным и местным налогам. Основания и порядок их применения устанавливаются законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации и представительными органами муниципальных образований соответственно в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ. Кроме того налоговая ставка налога на прибыль, подлежащая зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков, в том числе и для резидентов ОЭЗ. При этом она не может быть ниже 13,5%.

Как видно из приведенного порядка предоставления налоговых льгот участникам ОЭЗ, льгота по налогу на прибыль в Магаданской области установлена в ФЗ «Об особых экономических зонах в Магаданской области» статья 5. Данная льгота не отражена в главе 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.

С 1-го января 2007-го года по 31е декабря 2014-го года резиденты ОЭЗ при осуществлении хозяйственной деятельности освобождаются от уплаты налога на прибыль, инвестируемую в развитие производства и социальной сферы на территории Магаданской области. На практике неоднократно воз-

никает вопрос о несоответствии указанного Федерального закона НК РФ и, как следствие, о правомерности применения участниками ОЭЗ предусмотренной налоговой льготы. Это приводит к значительному противоречию между теоретическими законотворческими инициативами и практикой права применения.

Существующая теория налогообложения, (в частности, принцип «приоритетности налогового законодательства», который заключается в том, что нормативно - правовые акты, регулирующие какие - либо отношения, в целом не связанны с вопросами налогообложения), не должна содержать норм, устанавливающих особый порядок взимания налогов. Данный принцип подтверждается статьей 4 и 6 НК РФ. Таким образом, если в неналоговых законах и актах имеются нормы, так или иначе касающиеся налоговых отношений, то применять их следует только тогда, когда они подтверждены и соответствуют нормам налогового законодательства, то есть при коллизии этих норм должны применяться положения именно налогового законодательства.

Помимо сказанного выше в НК РФ понятия «прибыль, инвестируемая в развитие производства», и «прибыль, инвестируемая в развитие социальной сферы», специально не определены.

Таким образом, предлагается внести изменения в действующее законодательство, а именно: исключить ста-

тью 5 ФЗ «Об особой экономической зоне в Магаданской области» и существующую норму дополнить в главе 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.

Существующий порядок льготного налогообложения субъектов особых экономических зон объединяет большинство установленных в НК РФ налогов, которые можно было бы объединить и выразить в виде специального налогового режима. Так, при существовании ФЗ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»[6] установлено, что актами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах может предусматриваться установление специальных налоговых режимов (систем налогообложения), в соответствии с которым вводится особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замена всей совокупности налогов и сборов одним налогом. Надо отметить, что, в отличие от существующей редакции статьи 18 НК РФ, в которой приведен исчерпывающий перечень всех возможных специальных налоговых режимов и, наряду с остальными режимами включена система налогообложения в свободных экономически зонах, новая редакция не содержит такого перечня. Таким образом, в налоговом смысле в ОЭЗ установлен специальный режим налогообложения, который мог бы найти отражение в действующем НК РФ.

Итак, проведенный анализ и оценка существующих налоговых льгот, предоставляемых субъектам ОЭЗ в Российской Федерации, позволяют сделать следующие выводы и предложения. Льготы по налогу на прибыль, содержащиеся в статье 5 ФЗ «Об особой экономической зоне в Магаданской области» отразить в главе 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ. Выделить рассмотренные в статье налоговые льготы в виде специального налогового

режима в НК РФ. Данные предложения позволят устранить противоречия между теоретическими и практическими взаимоотношениями, повысить эффективность, прозрачность налоговой политики и обеспечить оптимизацию налогообложения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 31-го июля 1998 г. № 146-ФЗ // СЗ РФ. 1998 № 31 Ст. 3824.

2.Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Федеральный закон от 5-го августа 200 г. № 117-ФЗ // СЗ РФ 2000. № 32. СТ. 3340.

3.Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

4.Федеральный закон от 31.05.1999 № 104-ФЗ «Об особой экономической зоне в Магаданской области».

5.Федеральный закон от 10.01.2006 № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

6.Закон РФ от 27.12.1991 № 2118-1 (ред.11.11.2003) «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

7.Бахтин С.И. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в свободных экономических зонах России и офшорных зонах: Автореф. Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.2003. М., 2006.

8.Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации: Учебник.-М.: Финансы и статистика, 2007. - 464 с.

9.Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов / под ред. И. А. Майбурова. - 2-е изд., перераб. И до. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 511 с.

10.http://www.gks.ru.

11.http://www.rosez.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.