Беланенко Д.М.
аспирант НОУ ВПО «Институт управления, бизнеса и права» Эл. почта: Inna. audit-status @ yandex.ru
ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РОССИИ
В статье рассматриваются налоговые льготы для организаций, осуществляющих деятельность в особых экономических зонах РФ с использованием положений Налогового кодекса РФ. Особое внимание уделено проблемам налогообложения участников Особых экономических зон в Калининградской и Магаданской областях.
Автором составлена таблица предоставляемых налоговых льгот участникам особых экономических зон. Сделан вывод о том, что существующие налоговые льготы в особых экономических зонах регламентируются, не только Налоговым кодексом Российской Федерации, но и содержатся в других нормативных правовых актах, что противоречит существующим принципам налогообложения.
Предложено существующие налоговые льготы объединить и представить в виде специального налогового режима, отраженного в Налоговом Кодексе Российской Федерации.
Ключевые слова: особые экономические зоны, налогообложение особых экономических зон.
Современный этап развития экономики России характеризуется стаби-
лизацией и ростом социально-
экономических преобразований, важнейшим направлением которых является инновационная деятельность и развитие экспортно-ориентированных производств. Одним из перспективных институтов достижения которых является создание и развитие особых экономических зон (ОЭЗ).
На сегодняшний день в Российской Федерации действуют 24 ОЭЗ четырёх типов: 4 промышленные, 4 инновационные, 13 туристических и 3 портово- логистические[11]. Действующий механизм существования ОЭЗ предполагает предоставление преференций по трем ключевым направлениям: по налоговым и по таможенным льготам, государственному финансированию инфраструктуры, снижению административных барьеров.
Наиболее существенным инструментом стимулирования развития ОЭЗ является предоставление налоговых льгот. Экономическая выгода, получаемая налогоплательщиком в связи со льготными условиями налогообложения, служит важнейшим дополнительным источником финансирования субъектов ОЭЗ.
В данной статье ставится цель анализа и оценки предоставляемых налоговых льгот участникам ОЭЗ.
Прежде чем начать рассмотрение порядка налогообложения ОЭЗ, хотелось бы отметить, что образование, регулирование и деятельность ОЭЗ в Российской Федерации основываются на следующих нормативных актах: Федеральном законе «Об особых экономических зонах в Российской Федера-ции»[3], Федеральном законе «Об Особо экономической зоне в Магаданской об-ласти»[4] и Федеральный закон «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»[5].
Налогообложение резидентов ОЭЗ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Так 25 августа 2005 года вступил в силу Федеральный закон от 22.07.2005 года № 117- ФЗ, в соответствии с кото-
рым особенности налогообложения резидентов ОЭЗ закреплены в Налоговом кодексе Российской Федерации (НК РФ).
Существующие налоговые льготы, предоставляемые участникам ОЭЗ, можно раскрыть следующим образом:
Таблица 1. Налоговые льготы, предоставляемые участникам ОЭЗ
Налог на прибыль Налог на имущество Земельный налог НДС и таможенная пошлина
Резиденты всех ОЭЗ 1. Вправе применять специальный коэффициент амортизации, но не выше 2 (для промышленно производственной ОЭЗ). 2. Учитывают расходы на НИОКР в размере фактических затрат. 3. Особый порядок переноса убытков на будущие периоды ( для промышленно производственной и турист-ско- рекреационной ОЭЗ) Освобождаются в отношении имущества, учитываемого на балансе в течение 5 лет с момента постановки на учет Освобождаются сроком на 5 лет с момента возникновения права собственности на земельный участок Освобождение от уплаты НДС и таможенных пошлин при экспорте товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны
Нерезиденты всех ОЭЗ Учитывают расходы на НИОКР в размере фактических затрат
Резиденты ОЭЗ в Калининградско й области 1. Вправе применять специальный коэффициент амортизации, но не выше 2 (для промышленно производственной ОЭЗ). 2. Учитывают расходы на НИОКР в размере фактических затрат. 3. Особый порядок переноса убытков на будущие периоды ( для промышленно производственной и турист-ско- рекреационной ОЭЗ) 4. В течение 6 лет прибыль, полученная от реализации инвестиционного проекта, облагается по ставке 0 %. 5. В период с 7 по 12 календарного года при- 1. В течение первых 6 лет взимается по ставке 0 % 2. На протяжении следующих 6 лет ставка будет уменьшена на 50 % Освобождаются сроком на 5 лет с момента возникновения права собственности на земельный участок Освобождение от уплаты НДС и таможенных пошлин при экспорте товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны
быль, полученная от реализации инвестиционного проекта, составляет 50 % от установленной НК РФ
Резиденты ОЭЗ в Магаданской области Освобождаются от уплаты (с1 января 2007 г. по 31 декабря 2014 г.) Освобождаются в отношении имущества, учитываемого на балансе в течение 5 лет с момента постановки на учет Освобождаются сроком на 5 лет с момента возникновения права собственности на земельный участок Освобождение от уплаты НДС и таможенных пошлин при экспорте товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны
Помимо раскрытых налоговых льгот в таблице 1 ОЭЗ, также могут предоставляться льготы по региональным и местным налогам. Основания и порядок их применения устанавливаются законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации и представительными органами муниципальных образований соответственно в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ. Кроме того налоговая ставка налога на прибыль, подлежащая зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков, в том числе и для резидентов ОЭЗ. При этом она не может быть ниже 13,5%.
Как видно из приведенного порядка предоставления налоговых льгот участникам ОЭЗ, льгота по налогу на прибыль в Магаданской области установлена в ФЗ «Об особых экономических зонах в Магаданской области» статья 5. Данная льгота не отражена в главе 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.
С 1-го января 2007-го года по 31е декабря 2014-го года резиденты ОЭЗ при осуществлении хозяйственной деятельности освобождаются от уплаты налога на прибыль, инвестируемую в развитие производства и социальной сферы на территории Магаданской области. На практике неоднократно воз-
никает вопрос о несоответствии указанного Федерального закона НК РФ и, как следствие, о правомерности применения участниками ОЭЗ предусмотренной налоговой льготы. Это приводит к значительному противоречию между теоретическими законотворческими инициативами и практикой права применения.
Существующая теория налогообложения, (в частности, принцип «приоритетности налогового законодательства», который заключается в том, что нормативно - правовые акты, регулирующие какие - либо отношения, в целом не связанны с вопросами налогообложения), не должна содержать норм, устанавливающих особый порядок взимания налогов. Данный принцип подтверждается статьей 4 и 6 НК РФ. Таким образом, если в неналоговых законах и актах имеются нормы, так или иначе касающиеся налоговых отношений, то применять их следует только тогда, когда они подтверждены и соответствуют нормам налогового законодательства, то есть при коллизии этих норм должны применяться положения именно налогового законодательства.
Помимо сказанного выше в НК РФ понятия «прибыль, инвестируемая в развитие производства», и «прибыль, инвестируемая в развитие социальной сферы», специально не определены.
Таким образом, предлагается внести изменения в действующее законодательство, а именно: исключить ста-
тью 5 ФЗ «Об особой экономической зоне в Магаданской области» и существующую норму дополнить в главе 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.
Существующий порядок льготного налогообложения субъектов особых экономических зон объединяет большинство установленных в НК РФ налогов, которые можно было бы объединить и выразить в виде специального налогового режима. Так, при существовании ФЗ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»[6] установлено, что актами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах может предусматриваться установление специальных налоговых режимов (систем налогообложения), в соответствии с которым вводится особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замена всей совокупности налогов и сборов одним налогом. Надо отметить, что, в отличие от существующей редакции статьи 18 НК РФ, в которой приведен исчерпывающий перечень всех возможных специальных налоговых режимов и, наряду с остальными режимами включена система налогообложения в свободных экономически зонах, новая редакция не содержит такого перечня. Таким образом, в налоговом смысле в ОЭЗ установлен специальный режим налогообложения, который мог бы найти отражение в действующем НК РФ.
Итак, проведенный анализ и оценка существующих налоговых льгот, предоставляемых субъектам ОЭЗ в Российской Федерации, позволяют сделать следующие выводы и предложения. Льготы по налогу на прибыль, содержащиеся в статье 5 ФЗ «Об особой экономической зоне в Магаданской области» отразить в главе 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ. Выделить рассмотренные в статье налоговые льготы в виде специального налогового
режима в НК РФ. Данные предложения позволят устранить противоречия между теоретическими и практическими взаимоотношениями, повысить эффективность, прозрачность налоговой политики и обеспечить оптимизацию налогообложения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 31-го июля 1998 г. № 146-ФЗ // СЗ РФ. 1998 № 31 Ст. 3824.
2.Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Федеральный закон от 5-го августа 200 г. № 117-ФЗ // СЗ РФ 2000. № 32. СТ. 3340.
3.Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
4.Федеральный закон от 31.05.1999 № 104-ФЗ «Об особой экономической зоне в Магаданской области».
5.Федеральный закон от 10.01.2006 № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
6.Закон РФ от 27.12.1991 № 2118-1 (ред.11.11.2003) «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».
7.Бахтин С.И. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в свободных экономических зонах России и офшорных зонах: Автореф. Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.2003. М., 2006.
8.Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации: Учебник.-М.: Финансы и статистика, 2007. - 464 с.
9.Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов / под ред. И. А. Майбурова. - 2-е изд., перераб. И до. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 511 с.
10.http://www.gks.ru.
11.http://www.rosez.ru.