Научная статья на тему 'Сравнительная характеристика законодательного регулирования различных видов особых экономических зон в Российской Федерации'

Сравнительная характеристика законодательного регулирования различных видов особых экономических зон в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1302
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / РЕЗИДЕНТ ЗОНЫ / ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЙ И ТАМОЖЕННЫЙ РЕЖИМЫ / КРИТЕРИЙ ДОСТАТОЧНОЙ ПЕРЕРАБОТКИ ТОВАРОВ / SPECIAL ECONOMIC ZONE / ZONE RESIDENT / PREFERRED TAX AND CUSTOMS REGULATIONS / CRITERION OF SATISFACTORY GOODS REPROCESSING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Павлов Павел Владимирович

В статье раскрывается понятие особых экономических зон и анализируются законодательные основы их функционирования в России. Предлагается новый организационно-нормативный подход к решению проблемы совершенствования деятельности всех видов особых экономических зон путём создания единого законодательного акта, отражающего общую концепцию развития ОЭЗ в нашей стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative Characteristic of Legislative Control for Different Types of Special Economic Zones in Russian Federation

In this article author gives conception of special economic zones and analyses legislative basis of special economic zones function in Russia. The author suggests new organizational and normative approach to solve the problems with improving activity of all types of special economic zones by means of enactment of global legislative act, representing the common conception of special economic zone development in Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Сравнительная характеристика законодательного регулирования различных видов особых экономических зон в Российской Федерации»

_ _ «

ф правовой курьер

сравнительная характеристика законодательного регулирования различных видов особых экономических зон в российской федерации

п.в. Павлов

д.э.н., доцент ноУ впо «Таганрогский институт управления и экономики»

В начале XXI столетия в Российской Федерации необходимо уделять всё большее внимание поиску новых стратегий развития отраслей народного хозяйства, которые позволили бы достичь конкурентного преимущества на внутреннем и мировом рынках. Правительством России реализуются национальные проекты, принимаются новые законодательные акты, создаются институциональные инструменты более глубокого включения России в систему международных отношений. Одним из таких институтов стал институт особых экономических зон (далее - ОЭЗ), получивший новый импульс к развитию с принятием в 2005 году Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» [1]. Со дня вступления в силу данного закона (с 27 августа 2005 г.) было прекращено существование всех других особых (свободных) экономических зон на территории России, за исключением двух - в Калининградской и Магаданской областях. Каждая из этих видов ОЭЗ имеет свои особенности правового статуса, индивидуальный налоговый и таможенный режим, а также ряд других отличительных особенностей.

В соответствии с общими требованиями законодательства об ОЭЗ под особой экономической зоной признаётся определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности [1, ст. 2]. В России, помимо Калининградской и Магаданской ОЭЗ (которые функцио-

нируют на условиях, отличных от установленных в Законе об ОЭЗ 2005 года), предусматривается создание четырёх видов особых зон [1, ст. 4]:

1) технико-внедренческие зоны (ТВЗ), предназначенные для разработки и внедрения продуктов научной деятельности, стимулирования инновационного процесса в них, позволяющего при ограниченном привлечении государственных средств эффективно использовать все финансовые, материальные, научные, природные, информационные и другие ресурсы для укрепления научно-технического потенциала национальной экономики и развития высокотехнологичных производств;

2) промышленно-производственные зоны (ППЗ), предназначенные для производства высококачественной конкурентоспособной продукции с целью насыщения внутреннего потребительского рынка и производства продукции, способной конкурировать на мировом рынке. Создание ППЗ направлено на привлечение в приоритетные отрасли экономики капитальных вложений (в сумме, эквивалентной не менее 10 млн евро на каждого резидента ОЭЗ);

3) туристско-рекреационные зоны (ТРЗ), целями которых выступают повышение конкурентоспособности туристской и другой деятельности в сфере туризма, развитие лечебно-оздоровительных курортов и деятельности по организации лечения и профилактике заболеваний, по разработке и использованию природных лечебных ресурсов;

4) портовые зоны (ПЗ), целью создания которых является привлечение инвестиций на осу-

ществление деятельности по строительству и реконструкции объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта. Суммы привлекаемых инвестиций при строительстве новых объектов инфраструктуры нового морского порта должны составлять на каждого участника (резидента) не менее 100 млн евро, для нового речного порта или аэропорта - не менее 50 млн евро, при реконструкции объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта - не менее 3 млн евро.

Особая экономическая зона в Калининградской области - территория Калининградской области, на которой действует специальный правовой режим осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности. Калининградская область является самым западным регионом Российской Федерации, полностью отделённым от остальной территории страны сухопутными границами иностранных государств (Литвы и Польши) и международными морскими водами. Площадь Калининградской области составляет 15,1 тыс. кв. км. Численность населения на начало 2006 года составила 939,9 тыс. человек (около 0,7% от общего числа жителей России).

Правовые и экономические основы создания и функционирования ОЭЗ в Калининградской области, учитывающие её специфическое географическое положение и значение для национальных интересов Российской Федерации, были изначально закреплены Федеральным законом от 22.01.96 г. № 13-Ф3 «Об особой экономической зоне в Калининградской области» и рядом подзаконных нормативных актов. На территории ОЭЗ был создан режим наибольшего благоприятствования иностранным инвестициям (по сравнению с национальным режимом на остальной территории страны). Благодаря данному режиму в регионе с начала 1996 г. было зарегистрировано более 1800 новых организаций с иностранным капиталом, филиалов и представительств иностранных фирм. В связи с приведением законодательной базы в Российской Федерации к международным нормам, с 1 апреля 2006 г. вступил в силу новый закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» [2], который установил предельный срок действия ОЭЗ в Калининградской области (25 лет), внёс ряд существенных изменений в статус ОЭЗ и во многом унифицировал законодательство об ОЭЗ в Российской Федерации.

Особая экономическая зона в Магаданской области - это территория, которая расположена в административных границах города Магада-

на и на которой устанавливается особый правовой режим хозяйственной деятельности. Территория Магаданской области занимает площадь 462 тыс. кв. км, население - 240 тыс. человек. Создание и функционирование ОЭЗ закреплено Федеральным законом от 31.05.99 г. № 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» [3], законом Магаданской области от 29.06.99 г. № 75-ОЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» и законом Магаданской области от 05.07.99 г. № 80-ОЗ «Об изменении административно-территориального устройства Магаданской области». Различия в организационно-правовом статусе создания и функционирования ОЭЗ различных видов представлены в табл. 1.

Предприятиям или индивидуальным предпринимателям, действующим на территории ППЗ, ТВЗ, ТРЗ и ПЗ, для извлечения максимальной выгоды от своего местонахождения необходимо получить статус резидента зоны, заключив с органами управления ОЭЗ Соглашение о ведении деятельности на территории ОЭЗ [1, ст. 9]. Законом об ОЭЗ Калининградской области предусмотрено предоставление специального правового статуса резидента ОЭЗ юридическому лицу, зарегистрированному и ведущему основную хозяйственную деятельность на территории Калининградской области, включённому в единый реестр резидентов ОЭЗ, и реализующему инвестиционный проект с объёмом капитальных вложений не менее 150 млн рублей, в срок, не превышающий трёх лет со дня принятия решения о включении юридического лица в реестр. Для того чтобы воспользоваться льготами, предоставляемыми в Магаданской ОЭЗ, необходимо иметь регистрационное свидетельство, выданное Администрацией ОЭЗ, которое можно получить, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель зарегистрированы на территории ОЭЗ, осуществляют основную хозяйственную деятельность на территории Магаданской области и имеют 75% основных фондов на территории Магаданской области. Режимы льготного налогообложения резидентов различных видов ОЭЗ представлены в табл. 2.

Территория ОЭЗ - это зона таможенного контроля. Ввоз и вывоз товаров с территории зоны осуществляются с разрешения таможенных органов. Российские и иностранные товары, ввозимые участниками особой экономической зоны, используются на территории экономической зоны в порядке и на условиях, которые установлены для таможенного режима свободной таможенной зоны. Резиденты ОЭЗ используют преференциальный таможенный режим для ввозимых и вывозимых товаров на территории ОЭЗ (табл. 3).

Таблица 1

Организационно-правовой статус ОЭЗ различных видов

ППЗ, ТВЗ, ТРЗ и ПЗ [1] ОЭЗ в Калининградской области [2] ОЭЗ в Магаданской области [3]

1 2 3

1. ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ

Развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы. Создание благоприятных условий для социально-экономического развития Российской Федерации и Калининградской области. Развитие ОЭЗ осуществляется на основе федеральной государственной программы развития оЭз, утверждаемой Правительством РФ по представлению органов государственной власти Калининградской области. Создание благоприятных условий для социально-экономического развития Магаданской области, развитие производительных сил, финансового и товарного рынков Магаданской области. Программа развития ОЭЗ утверждается законом Магаданской области.

2. ТЕРРИТОРИЯ СОЗДАНИЯ

ППЗ создаются на территории площадью не более чем 25 кв. км. ТВЗ создаются на территории площадью не более чем 3 кв. км. ТРЗ создаются на территории, определяемой Правительством РФ. ПЗ создаются на территории площадью не более чем 50 кв. км. В пределах всей территории Калининградской области. В пределах административных границ города Магадана.

ОЭЗ, за исключением портовых зон, могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности. Особая экономическая зона является частью государственной и таможенной территории Российской Федерации. Особая экономическая зона является частью государственной и таможенной территории Российской Федерации.

3. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗОНОЙ

Разработка единой государственной политики в сфере создания и функционирования особых экономических зон возлагается на Министерство экономического развития. Управление особыми экономическими зонами осуществляют Федеральное агентство по ОЭЗ (РосОЭЗ) и наблюдательный совет ОЭЗ. В состав наблюдательного совета ОЭЗ входят представители РосОЭЗ, представитель органа власти субъекта РФ, представитель муниципального образования, представители резидентов зоны и иных организаций. Администрация Особой экономической зоны - структурное подразделение высшего исполнительного органа государственной власти Калининградской области, обеспечивающее организацию функционирования Особой экономической зоны. Администрация координирует деятельность резидентов оЭз, представляет ежегодный отчёт о результатах функционирования Особой экономической зоны. Администрация Особой экономической зоны - государственное учреждение, созданное администрацией Магаданской области для организации взаимодействия органов власти и субъектов хозяйственной деятельности, а также реализации программы развития ОЭЗ. Руководитель администрации ОЭЗ назначается на должность и освобождается от должности Магаданской областной Думой по представлению администрации Магаданской области.

4. РАЗРЕШЁННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ТЕРРИТОРИИ ЗОНЫ

Резидент ОЭЗ вправе вести на территории ОЭЗ только деятельность в пределах, предусмотренных Соглашением о ведении деятельности. Разрешена любая предпринимательская деятельность. Лицензирование данной деятельности в ОЭЗ не требуется, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ. На территории ОЭЗ может осуществляться производственная и иная хозяйственная деятельность, связанная с использованием российских и иностранных товаров, в том числе их розничная продажа

Индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, не являющиеся резидентами ОЭЗ, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность в ОЭз в соответствии с законодательством РФ. На территорию ОЭЗ могут помещаться иностранные товары, за исключением: 1) подакцизных товаров; 2) товаров, запрещённых для ввоза на таможенную территорию РФ; 3) товаров, запрещённых к помещению под таможенный режим свободной таможенной зоны. В целях обеспечения защиты экономических интересов РФ и выполнения её международных обязательств, на территории ОЭЗ могут устанавливаться отдельные запреты и ограничения.

Продолжение таблицы 1

1 1 2 | 3

5. ЗАЩИТА ИНТЕРЕСОВ ИНВЕСТОРОВ

Акты законодательства РФ, законы субъектов РФ, правовые акты органов местного самоуправления о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков резидентов ОЭЗ (за исключением налогообложения подакцизных товаров), не применяются в отношении резидентов ОЭЗ в течение срока действия соглашения о ведении деятельности в ОЭЗ Принятые НПА РФ, приводящие к увеличению совокупной налоговой нагрузки на резидента или устанавливающие режим запретов и ограничений в отношении осуществления капитальных вложений не применяются в течение всего срока действия режима ОЭЗ Нет особых условий

Размер арендной платы за земельный участок, необходимый для реализации инвестиционного проекта, не может изменяться в течение всего срока действия договора аренды.

6. ЛИКВИДАЦИЯ ЗОНЫ

Ликвидируется после окончания срока существования ОЭЗ, которая за исключением портовой зоны (создается на 49 лет), создаётся на 20 лет Срок существования особой экономической зоны продлению не подлежит Решение о досрочном прекращении существования особой экономической зоны принимается Правительством РФ. Ликвидация ОЭЗ осуществляется на основании федерального закона, принимаемого в случаях: 1) истечения срока действия режима ОЭЗ - 25 лет; 2) введения на всей территории РФ военного положения; 3) введения на всей территории РФ на срок более чем три месяца чрезвычайного положения. Особая экономическая зона создана до 31 декабря 2014 года. За девять месяцев до истечения указанного срока Правительство РФ и администрация Магаданской области создают ликвидационную комиссию, которая осуществляет все необходимые действия, связанные с прекращением существования ОЭЗ.

Таблица 2

Особенности льготного налогообложения резидентов различных видов ОЭЗ

Налог Вид особой экономической зоны

ППЗ, ТВЗ, ТРЗ и ПЗ [1, 4] ОЭЗ в Калининградской области [2] ОЭЗ в Магаданской области [3]

НДС При ввозе товаров в ОЭЗ не уплачивается. При реализации товаров в ОЭЗ - ставка 0% При ввозе товаров в ОЭЗ не уплачивается. При вывозе льгот нет При ввозе товаров в ОЭЗ не уплачивается. При вывозе льгот нет

Акцизы Уплачивается в полном объёме при ввозе товаров в ОЭЗ. При вывозе подлежит возврату Льгот нет Льгот нет

Единый социальный налог Пониженная ставка - 14% Льгот нет Льгот нет

Налог на прибыль Пониженная ставка, но не менее 13,5% Первые 6 лет - ставка налога 0%, с 7 по 12 годы -ставка в части отчисления в региональный бюджет уменьшена на 50% Освобождение до 31.12.2014 года от уплаты налога в отношении прибыли, инвестируемой в развитие производства и социальной сферы на территории Магаданской области

Транспортный налог Освобождение на 5 лет Льгот нет Льгот нет

Налог на имущество Освобождение на 5 лет Первые 6 лет - ставка налога 0%, с 7 по 12 годы - ставка уменьшена на 50% Льгот нет

Земельный налог Освобождение на 5 лет С момента возникновения собственности -освобождение на 5 лет Льгот нет

Таблица 3

Таможенные преференции для резидентов ОЭЗ

Категории перемещаемых товаров Вид особой экономической зоны

ППЗ, ТВЗ, ТРЗ и ПЗ [1] ОЭЗ в Калининградской области [2] ОЭЗ в Магаданской области [3]

Ввоз на территорию ОЭЗ иностранных товаров Без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, а также без применения нетарифных мер Без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, а также без применения нетарифных мер Без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, а также без применения нетарифных мер

российских товаров С уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин С уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин С уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин

Вывоз с территории ОЭЗ иностранных товаров на остальную территорию РФ Взимаются таможенные пошлины, НДС и акцизы по ставкам на дату вывоза товаров с территории ОЭЗ Взимаются таможенные пошлины, НДС и акцизы по ставкам на день помещения товаров в ОЭЗ. В отношении продуктов переработки пошлины и налоги взимаются согласно критериям переработки* как для российских товаров Взимание таможенных платежей в полном объёме по общим правилам. Если товары прошли достаточную переработку в ОЭЗ** - то как российские товары

за пределы территории РФ Ввозные таможенные пошлины и налоги не взимаются, а вывозные таможенные пошлины подлежат уплате в соответствии с таможенным режимом экспорта Вывозные таможенные пошлины подлежат уплате в соответствии с таможенным режимом экспорта. В отношении продуктов переработки пошлины и налоги взимаются согласно критериям переработки* как для российских товаров Вывозные таможенные пошлины подлежат уплате в соответствии с таможенным режимом экспорта. Если товары прошли достаточную переработку в ОЭЗ** - то как российские товары

Вывоз с территории ОЭЗ российских товаров на остальную территорию РФ Взимаются НДС и акцизы по ставкам на дату вывоза товаров с территории ОЭЗ Взимаются таможенные пошлины по базовой ставке таможенного тарифа. Если резидент применяет переходный период -до 01.04.2016 года без взимания ввозных пошлин и налогов До 31.12.2014 года - без взимания ввозных пошлин и налогов

за пределы территории РФ Ввозные таможенные пошлины и налоги не взимаются, а вывозные таможенные пошлины подлежат уплате в соответствии с таможенным режимом экспорта Взимаются таможенные пошлины по базовой ставке таможенного тарифа. Если резидент применяет переходный период -до 01.04.2016 года без взимания вывозных пошлин и налогов До 31.12.2014 года - без взимания вывозных пошлин и налогов

* Критерий достаточной переработки товаров в Калининградской ОЭЗ (переходный период). Товары считаются соответствующими критерию достаточной переработки, если в результате осуществления операций по переработке или изготовлению товаров произошло изменение классификационного кода товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) на уровне любого из первых четырёх знаков или произошло изменение стоимости товаров при достижении процентной доли добавленной стоимости 30% [5].

** Критерий достаточной переработки товаров в Магаданской ОЭЗ. Произведёнными в особой экономической зоне считаются товары, с которыми произошло одно из следующих событий:

- изменение классификационного кода товара в соответствии с ТН ВЭД на уровне любого из первых четырёх знаков в результате переработки товара при выполнении производственных или технологических операций, достаточных для того, чтобы товар считался происходящим из ОЭЗ;

- изменение стоимости товара, если величина добавленной стоимости его переработки (обработки) составляет не менее 30% доли цены поставляемого товара (если товар относится к электронной и сложной технике, не менее 15%) [3, ст. 6, п. 6].

Анализ нормативно-правового регулирования деятельности особых экономических зон в Российской Федерации показал, что на сегодняшний день нет единого законодательного акта, отражающего общую концепцию развития ОЭЗ в нашей стране. Каждый из рассмотренных законов [1; 2; 3] содержит ряд таможенных и налоговых преференций, свои особенности регулирования деятельности резидентов зон, отличительные права и обязанности органов управления зонами и др. При этом, несмотря на ряд прописанных в законах об ОЭЗ преференций возникает опасение, что вновь создаваемые зоны не смогут работать на полную мощность и приносить ожидаемые результаты. Необходимо создать общее правовое поле функционирования ОЭЗ в виде единого закона, который обеспечит сочетание всех положительных моментов каждого из рассмотренных законодательных актов об ОЭЗ, создаст условия для достижения взаимных интересов государства и бизнеса. Это можно сделать путём включения в Федеральный закон 2005 года об ОЭЗ отдельных глав «Особая экономическая зона в Калининградской области» и «Особая экономическая зона в Магаданской области», на которые будут распространяться общие требования законодательства об ОЭЗ с учётом территориальных особенностей каждой из зон (погранично-пропускной и валютный режим в Калининградской области, налоговый режим в Магаданской области, территория и сроки существования зон и др.). Кроме того, в данный единый закон

необходимо ввести раздел «Порядок определения страны происхождения товаров в ОЭЗ», включающий методику освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов при вывозе товаров с территории ОЭЗ в зависимости от страны их происхождения. Для стимулирования в особых зонах операций по глубокой переработке, увеличению доли российских затрат в себестоимости конечной продукции, можно использовать доказавший свою состоятельность опыт Калининградской и Магаданской ОЭЗ. Критерий определения страны происхождения товаров можно установить исходя из достижения определённой в процентном выражении добавленной стоимости произведённых товаров резидентами ОЭЗ. Размер добавленной стоимости может устанавливаться отдельно Администрацией ОЭЗ для каждого резидента зоны, в зависимости от величины осуществляемых капиталовложений, количества создаваемых рабочих мест, производства продукции приоритетных отраслей народного хозяйства и т.п.

Применение данных предложений позволит систематизировать деятельность резидентов ОЭЗ, в ещё большей степени использовать преимущества межстрановой кооперации и интеграции в зонах, что будет способствовать снижению транзакцион-ных издержек, удешевлению стоимости конечной продукции, повысит конкурентоспособность различных отраслей народного хозяйства и позволит внедрить в отечественное производство новейшие технические достижения мирового уровня.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон РФ от 22.07.2005 г. №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

2. Федеральный закон РФ от 10.01.2006 г. №16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

3. Федеральный закон РФ от 31.05.1999 г. №104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области».

4. Федеральный закон РФ от 05.08.2000 г. №117-ФЗ. Налоговый кодекс (Часть вторая).

5. Постановление Правительства РФ от 30.03.2006 г. №131 «Об утверждении Правил применения критериев достаточной переработки и выдачи соответствующих сертификатов в отношении продуктов переработки товаров, ввезенных в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны, применяемым в Калининградской области».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.