УДК 338.2
ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ PROBLEMS OF TAXATION BANKING SECTOR AND METHODS FOR THEIR SOLUTION
Мринская Е.Н.
Южно-Российский институт управления - филиал
Российской академии народного хозяйства и государственной службы
Mrinskaya E.N.
South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential
Academy of
National Economy and Public Administration
Аннотация: В статье проанализированы основные проблемы налогообложения банковского сектора, охарактеризованы основные аспекты налогового администрирования банков, рассмотрены некоторые особенности определения доходов и расходов банков, методы борьбы c сокрытием доходов банками. Предложенные методики позволили автору выявить положительные и отрицательные стороны системы налогообложения банков в России. В итоге исследования выявлено, какие меры могут быть предприняты государством с целью совершенствования системы налогообложения банков.
Ключевые слова: банковский сектор; налогообложение банков; банковская маржа; налог на финансовые операции; методы признания доходов и расходов; сокрытие доходов; налоговые гавани.
Annotation: The paper analyzes the main problems of taxation of the banking sector, it also describes main aspects of tax administration of banks, some peculiarities of recognition income and expenses of banks, methods of dealing with the concealment of income of banks. The proposed technique allowed the author to identify the positive and negative aspects of the taxation system of banks in Russia. As a result, the study found, what measures could be taken by the government to improve the system of taxation of banks
Key words: the banking sector; taxation of banks; bank margin; tax on financial transactions; methods of recognition of income and expenses; concealment of income; tax havens.
Налоговое администрирование банковского сектора экономики имеет свои особенности, связанные со следующими моментами:
1. Данный сектор экономики осуществляет инвестирование практически во все отрасли экономики, что не может не отразиться на стоимости производимых товаров и оказываемых услуг других отраслей.
2. Одной из форм оказания услуг в банковском секторе является финансовое посредничество (использование кредитов, открытие счетов и ведение операций организациями и гражданами, которые, например, используют средства банков при отсутствии или недостаточном объеме собственных средств).
3. Деятельность банков осуществляется при обязательном наличии лицензий Центрального Банка РФ, что косвенно возлагает на последнего ответственность за их деятельность (при успешном функционировании банка Центробанк не отзовет лицензию коммерческого банка на осуществление деятельности). При этом каждый коммерческий банк предоставляет множество отчетов в Центральный банк РФ о результатах своей деятельности. Порядок и сроки предоставления отчетности регламентируется Указанием ЦБ РФ № 2332-У от 12.11.2009 «О перечне,
формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации» (в ред. от 15.02.2015).[1]
4. Данной проблеме посвящены исследования таких авторов, как Ажогина Н.Н., Краснова О.И., Бабанов А.Б., Еременко К.П. [9,10,11].
5. Государство является главным распорядителем лицензий и неким верховным регулятором и исходит из того, что банки должны действовать как независимые субъекты и получать доход от осуществления операций и обслуживания клиентов. Но тем не менее, государство ограничивает размер кредитования для каждого заемщика и устанавливает ставку рефинансирования для коммерческих банков, что влияет на тарифы на оказываемые банковские услуги. В настоящее время в условия кризиса и нестабильной международной обстановки банки стремятся получить еще больший доход от осуществления валютно-обменных операций, повышения ставок по кредитам, комиссий по операциям с деньгами и имуществом клиентов (хранение ценных бумаг, аренда сейфов, лизинговые операции и так далее).
В состав доходов банковского сектора включается - банковская маржа[2]: разница между процентными доходами и процентными расходами; доходы (прибыль) от осуществления операций с собственным капиталом и комиссии по обслуживанию клиентов и оказанию им услуг. Кроме этого, банки имеют особый вид дохода, позволяющий им привлекать в свой оборот фактически бесплатные кредитные ресурсы - это оказание услуг расчетного обслуживания.
Банки заключают сделки, в основном, на длительные периоды времени - как по приему вкладов, так и в выдаче кредитов. Соответственно, у них выявление доходов по таким сделкам может происходить со значительным отставанием - не в данном отчетном периоде, а по окончанию нескольких налоговых периодов. В этом состоит
сложность уплаты налога на прибыль банками. Доходы и расходы банка могут быть признаны двумя методами, согласно п.1 ст.273 Налогового кодекса РФ:
1. Метод начисления (если выручка за четыре последовательных предшествующих квартала составляет более 1 млн. рублей без учета НДС) - доходы и расходы признаются таковыми на дату заключения сделки независимо от поступления денежных средств (осуществления расходов).
2. Кассовый метод (в иных случаях) - доходы и расходы признаются таковыми на дату фактического поступления денежных средств на счета либо осуществления расходов[3].
Для того, чтобы обезопасить себя от колебаний финансового рынка, ухудшения финансовой ситуации на нем и возможности получения убытка от осуществления операций, банки создают специальные резервы. Существует множество видов таких резервов, создание каждого из которых регулируется отдельным Указанием или Положением ЦБ РФ. Например, Указание ЦБ РФ № 1584-У от 22.06.2005 «О формировании и размере резерва на возможные потери под операции кредитных организаций с резидентами оффшорных зон», Положение ЦБ РФ № 283-П от 20.03.2006 «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери», Положение Банка России от 26 марта 2004 года № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» и другие[4].
Следует отметить еще одно важное обстоятельство. Если в сфере бизнеса субъект сначала оказывает услугу или производит товар и затем получает за это деньги, то в банковской сфере наоборот - прежде чем оказать услугу, банк сначала получает деньги, о потом начинает свою деятельность, он, таким образом, авансируется своими клиентами и
осуществляет расходы из их денежных средств. Средства от клиентов банк может использовать и в своих собственных интересах[5].
Еще одной проблемой налогообложения банков является то, что многие их филиалы зарегистрированы в оффшорных зонах (так называемых «налоговых гаванях»), где ставка по налогу на прибыль является «нулевой»[6].
Для того, чтобы обличить реальные доходы банков, могут быть использованы следующие методы:
1. Отмена льгот по НДС. Большинство кредитных операций не облагаются НДС на основании пп.3 п.3 ст.149 НК РФ. Также банк может воспользоваться освобождением от уплаты НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма доходов без учета НДС не превысила в совокупности 2 млн. руб. (п.1.ст.145);
2. Введение новых налогов для банков по опыту Евросоюза - налог на банки, налог на международные финансовые операции (переводы), налог на чистые активы банков.
Налог на финансовые операции был впервые введен во Франции в августе 2012 года. Налог взымается со всех сделок с акциями и облигациями между финансовыми учреждениями, если, по крайней мере, одна сторона сделки находится в Евросоюзе. Ставка налога установлена минимальна и равна 0,1 процента. Введение данного налога позволило сократить бюджетный дефицит. [7]
В отношении банков в развитых странах существует две модели налогообложения. Первая модель «американская» предполагает уплату налога на чистую прибыль банком, однако банки настолько оптимизировали данную систему, что сводят налог «к нулю». Банки, которые получают государственную поддержку, не имеют права выплачивать дивиденды, а их служащие лишены премий.
Другая модель «европейская» предполагает уплату как НДС, так и налога на прибыль. Необходимо отметить, что налоговую базу по НДС составляют также фонд заработной платы и прибыль банка[8].
3. Установление повышенных ставок для банкиров. Государство уже сделало шаг в этом направлении - с 2015 года поднята ставка НДФЛ для держателей акций с 9% до 13%.
Таким образом, действующая в России система налогообложения банковского сектора не соответствует реальной модели их функционирования - сначала банки получают доход, затем осуществляют текущие расходы и только затем остаток оборотных средств распределяется между собственниками капитала и государственной казной. Банковские операции в большинстве не облагаются НДС. Кроме того, Налоговым кодексом банки не выделены в качестве самостоятельных участников налоговых отношений, но глава 16 Налогового кодекса четко устанавливает ответственность банков за неисполнение ими своих обязанностей в отношениях с налоговыми органами. Государству все же необходимо обратить внимание на совершенствование налогообложения банковского сектора.
Список литературы:
1. Указание ЦБ РФ № 2332-У от 12.11.2009 «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации» (в ред. от 15.02.2015) // Консультант-Плюс [электронный ресурс] Доступ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_175465/, свободный. Язык русский. Заглавие с экрана.
2. Банковская маржа //Финансовый словарь [электронный ресурс] Доступ: http://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/20357, свободный. Язык русский. Заглавие с экрана.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации.
4. Банковская отчетность // Банковская бизнес-школа [электронный ресурс] Доступ: http://www.profbanking.com/library/bank-statements-and-the-creation-of-reserves.html, свободный Язык русский. Заглавие с экрана.
5. Литвинова С. А. Налогообложение коммерческих банков: особенности и направления развития//Современные научные исследования и инновации. №4. 2015.
6. Литвинова С. А. Совершенствование налогообложения коммерческих банков// Путь науки. № 5 (15). 2015.
7. Во Франции вводится налог на финансовые операции// Информационное агентство [электронный ресурс] Доступ: http://bankir.ru/novosti/s/vo-frantsii-vvodyat-nalog-na-finansovye-operatsii-10014745/, свободный. Язык русский. Заглавие с экрана.
8. Пайзулаев И.Р. Налогообложение банковского сектора // Актуальные проблемы современной науки, № 5, 2012 г. - с31-36.
9. Ажогина Н.Н. Особенности бюджетно-налоговой политики России на современном этапе // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2014. № 3. С. 119-124.
10. Краснова О.И. Совершенствование налоговых режимов субъектов малого бизнеса // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2014. № 4. С. 205-210
11. Бабанов А.Б., Еременко К.П. Инвестиционно-налоговый инструментарий поддержки инновационной сферы в российской экономике // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2012. № 3. С. 83-92