УДК 336.22
Е. М. Ануфриева
ПРОБЛЕМЫ МОНИТОРИНГА НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Аннотация.
Актуальность и цели. Актуальность исследования мониторинга налоговых льгот и оценки их эффективности обусловлена отсутствием сколько-нибудь законченного современного финансово-юридического учения о налоговых льготах, которое бы могло послужить правильному пониманию такого многосложного явления. Цель данного исследования - выявление проблем в построении системы мониторинга налоговых льгот и преференций для формирования результативной и эффективной системы налоговых льгот в России.
Материалы и методы. Реализация цели исследования была достигнута посредством анализа российской практики применения налоговых льгот и преференций. Основой доказательства необходимости единой, универсальной методологической базы для оценки эффективности налоговых льгот служит система критериев и показателей, которые обеспечивали бы объективность и прозрачность такой оценки. Методологический потенциал включает методы сравнительно-правового анализа, которые позволяют определить возможность установления прямой зависимости дальнейшего использования налоговой льготы от достигнутых результатов ее оценки.
Результаты. Исследован понятийный аппарат отдельных положений теории и методологии реализации системы мониторинга налоговых (фискальных) льгот и преференций. Обосновываются с научных позиций понятия и признаки налоговых (фискальных) льгот и преференций, даются различия понятий результативности и эффективности налоговых (фискальных) льгот и преференций. Полученные теоретические результаты лягут в основу методических и других практических разработок в повышении результативности и эффективности системы налоговых (фискальных) льгот и преференций в России.
Выводы. Научные результаты позволят довести до конкретных организационных и методических разработок и практических рекомендаций, имеющих важное значение для решения задачи создания в России результативной и эффективной системы мониторинга налоговых (фискальных) льгот и преференций. Это касается разработки критериев и показателей оценки результативности и эффективности налоговых (фискальных) льгот для оптимизации их перечня и обеспечения оптимального выбора объектов для предоставления государственной поддержки. Разработанные в результате исследования теоретические положения, методики и практические рекомендации могут использоваться при разработке законодательных и нормативных актов, а также непосредственно в контрольной деятельности исполнительных органов.
Ключевые слова: налоговые льготы, преференции, мониторинг, эффективность налоговых льгот.
E. M. Anufrieva
PROBLEMS OF TAX CONCESSIONS MONITORING FOR ESTIMATION OF EFFICIENCY THEREOF
Abstract.
Background. Topicality of researching tax concessions monitoring and estimation of efficiency thereof is caused by the absence of any complete modern finan-
cially-legal studies about tax concessions that would contribute to correct understanding of such a polysyllabic phenomenon. The aim of this research is to reveal the problems of formation of a tax concessions and preferences monitoring system in order to build a successful and effective system of tax concessions in Russia.
Materials and methods. Realization of the research aim was achieved by means of the analysis of the Russian practice in tax concessions and preferences application. The base of the proof of the need for a single, universal methodological base for estimating the tax concessions efficiency is a system of criteria and indexes that would provide objectivity and transparency of such estimation. The methodological potential includes the methods of comparatively-legal analysis that allow to define a possibility of establising a direct dependence of further usege of tax concessions on the obtained estimation results.
Results. The author investigated a conceptual apparatus for separate provisions of the theory and methodology of realization of the tax (fiscal) concessions and preferences monitoring system. The researcher scientifically substantiates the concept and signs of tax (fiscal) concessions and preferences, distinctions of concepts of effectiveness and efficiency of tax (fiscal) concessions and preferences. The obtained theoretical results will form the basis of methodical and other practical developments, dedicated to increase the effectiveness and efficiency of the tax (fiscal) concessions and preferences system in Russia.
Conclusions. The research results will allow to move to concrete organizational and methodical developments and practical recommendations, having an important value in solving the task of creation of the successful and effective system of tax (fiscal) concessions and preferences monitoring. It concerns development of criteria and indexes for estimation of effectiveness and efficiency of tax (fiscal) concessions for optimization of their list and provision of the optimal choice of objects for the grant of state support. The consequently developed theoretical positions, methods and practical recommendations can be used for development of legislative and normative acts, and also directly in inspecting activity by the executive bodies.
Key words: tax concessions, preferences, monitoring, efficiency of tax concessions.
Налоговые льготы выступают одним из главных инструментов реализации регулирующей функции налогообложения, суть которой состоит в том, что государство как активный участник перераспределительных процессов оказывает серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Налоговые льготы являются важнейшим инструментом государственного регулирования деятельности больших и малых предприятий, частных предпринимателей и реальных доходов физических лиц.
Будучи элементом осуществляемой государством фискальной политики, налоговые льготы могут оказывать влияние на развитие производства, совершенствование его отраслей и территориальной структуры, создание нужных инфраструктурных объектов и т.д. С их помощью решаются важные социальные задачи: регулируются доходы разных групп населения, освобождаются от обложения лица, находящиеся за чертой бедности, учитываются требования демографической политики. Во внешнеэкономической сфере налоговые льготы наиболее широко применяются для поощрения иностранных инвестиций.
Актуальность исследования мониторинга налоговых льгот и оценки их эффективности обусловлены отсутствием сколько-нибудь законченного современного финансово-юридического учения о налоговых льготах, которое бы могло послужить правильному пониманию такого многосложного явления.
Налоговые льготы можно рассматривать как самый нестабильный элемент налоговой системы, но именно им надлежит воплощать регулирующую роль налога. И здесь очень важно такое понятие, как эффективность налоговых льгот в целом и каждой в отдельности для экономики. Экономисты признают, что налоговые льготы являются более эффективным средством поддержки предприятий, чем бюджетные субсидии. Существует также мнение, что налоговые стимулы не способны оказать решающего воздействия на развитие инвестиционных процессов, но, даже несмотря на это, они оказывают определяющее воздействие на макроэкономический климат в стране.
Эффективность функционирования экономики и экономической деятельности отдельных хозяйствующих субъектов напрямую зависит от эффективности налоговой системы и, в частности, системы налоговых льгот и освобождений.
В последнее время основное назначение налоговых льгот все больше сводится к привлечению инвестиций в производство, сферу услуг, а также стимулированию развития отдельных географических территорий, т.е. экономические и социальные преимущества, которые государство и общество получают от реализации крупных инвестиционных проектов в соответствующем регионе, значительно покрывают затраты государства, связанные с предоставлением налоговых льгот. Налоговые льготы также используются в сугубо социальных целях, для выравнивания экономического положения некоторых категорий налогоплательщиков.
Существующая система социальных льгот в России далека от совершенства. Ее неэффективность подтверждается динамикой показателей качества жизни населения, которые изменяются не в сторону сглаживания различий в доходах, а в сторону усиления социальной дифференциации.
Одной из злободневных финансовых проблем для России является обеспечение результативности и эффективности налоговых льгот. Современная система налогового льготирования требует реформирования. Это еще раз подчеркнул Президент России Медведев Д. А. в своем Бюджетном послании на 2010-2012 гг., поставив задачу провести инвентаризацию и оптимизацию установленных федеральным законодательством льгот по региональным и местным законам [1].
Необходимо создание системы мониторинга применяемых налоговых льгот и оценки результативности их действия, позволяющей принимать решения об их продлении или отмене, а также создание системы оценки доходов, не поступивших в бюджетную систему в результате применения налоговых льгот и освобождений, для их учета в качестве налоговых расходов бюджетов при подготовке закона о бюджете и отчета об исполнении бюджетов [1].
Для того, чтобы система мониторинга применяемых налоговых льгот заработала, раскрыла в полной мере все свои потенциальные преимущества, необходимо предпринять ряд шагов. Во-первых, следует четко разделить понятия результативности и эффективности использования налоговых льгот, во-вторых, разработать универсальную систему оценки результативности и эф-
фективности использования налоговых льгот по критериям и показателям, и, в-третьих, напрямую увязать эту систему оценки результативности и эффективности с решениями о пролонгации налоговых льгот.
Большинство исследователей не разграничивают понятия результативности и эффективности, хотя необходимость такого разграничения имеет даже не столько теоретическое, сколько практическое значение для оценки налоговых льгот.
Результативность отражает степень использования налоговых льгот в разрезе отдельных налогов и видов льгот. Эффективность налоговых льгот характеризуется соотношением полученных результатов от использования налоговых льгот (полезного экономического, социального или иного эффекта) и средств, затраченных на их достижение, т.е. эффективность использования налоговых льгот показывает, насколько успешно эти средства «трансформируются» в результаты.
При этом показатели результативности и эффективности должны отвечать следующим требованиям:
- отражать степень достижения целей и задач государства;
- нести необходимую информацию о ходе использования налоговой льготы;
- обеспечивать доступность, полноту, реалистичность, однозначность интерпретации используемых показателей для проведения оценки;
- иметь в своей основе результирующие количественные и качественные показатели;
- учитывать при разработке значений показателей результаты предыдущих периодов [3].
На сегодняшний день для оценки эффективности налоговых льгот используются следующие критерии:
- бюджетная эффективность - оценка результатов хозяйственной деятельности категорий налогоплательщиков, которым предоставлены налоговые льготы, с точки зрения влияния на наполняемость бюджета;
- экономическая эффективность - оценка динамики финансово-экономических показателей хозяйственной деятельности налогоплательщиков, которым предоставлены налоговые льготы;
- социальная эффективность - оценка степени достижения социально значимого эффекта, которая выражается в изменении качества и объема предоставляемых услуг в результате реализации налогоплательщиками системы мер, направленных на повышение уровня жизни населения.
В то же время необходимо отметить, что в российской практике отсутствует единая, универсальная методическая база, позволяющая достоверно оценить результативность и эффективность использования налоговых льгот. Поэтому необходимо разработать комплексный, универсальный и детализированный механизм оценки результативности и эффективности налоговых льгот по единым критериям и показателям, который обеспечивал бы объективность и прозрачность такой оценки, а также возможность установления прямой зависимости дальнейшего использования льготы от достигнутых результатов ее оценки.
Однако прежде, чем разработать систему оценки результативности и эффективности налоговых льгот, необходимо решить следующие проблемы:
1) формы налоговых деклараций по налогам не содержат граф, позволяющих идентифицировать вид налоговой льготы и определить сумму потерь бюджета. Отсутствие механизма сбора информации от использования налогоплательщиками льгот. Формы налоговой отчетности не содержат также данных по категориям налогоплательщиков-«льготников» и видам экономической деятельности, что затрудняет проведение мониторинга;
2) отсутствие в налоговом законодательстве полного перечня видов
льгот;
3) отсутствие своевременной оперативной информации затрудняет мониторинг. Данные о суммах налоговых льгот содержатся в годовой налоговой отчетности, которая поступает к 1 июля следующего года, поэтому оценка проводится поздно;
4) отсутствие обязанности налогоплательщиков предоставлять информацию о суммах полученных льгот и результатах их использования в налоговые органы. Не все налогоплательщики-«льготники» отчитываются либо предоставляют неполные сведения, что затрудняет проведение анализа эффективности действия льгот по налогам;
5) недостаточное взаимодействие структур, располагающих сведениями о льготных категориях налогоплательщиков;
6) сложность учета влияния на получаемый эффект именно налоговых льгот, а не прочих факторов;
7) необходимость проведения сложного многофакторного анализа влияния действия налоговых льгот на получаемый эффект [4].
В целях проведения рассматриваемого мониторинга в существующие формы налоговых деклараций необходимо внести изменения, направленные на получение сведений, характеризующих количественные параметры использования налогоплательщиками определенного перечня налоговых льгот.
Результаты указанной работы позволят получить представление как о количестве налогоплательщиков, применяющих те или иные налоговые льготы, так и о суммах недопоступивших в бюджетную систему доходов вследствие использования каждой из применяемых налоговых льгот.
По итогам предварительного анализа за 2009 г. общее количество рассматриваемых налоговых стимулирующих механизмов составляет 189 пунктов, из них 60 - по налогу на прибыль организаций, 80 - по налогу на добавленную стоимость, 20 - по налогу на имущество, 16 - по земельному налогу, 10 -по налогу на добычу полезных ископаемых и 3 - по сборам за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов [4].
Следует отметить, что более 90 % от величины выпадающих доходов составляют потери, связанные с применением налоговых освобождений, обусловленных структурой налога и использованием общих принципов налогообложения отдельных операций. Другими словами, указанные суммы не могут быть признаны налоговыми расходами бюджетов, направленными на достижение тех или иных целей.
Принятие решений по вопросам сохранения тех или иных льгот необходимо осуществлять по результатам анализа практики их применения и администрирования.
Так, введение новых льгот следует производить на временной основе с тем, чтобы по истечении определенного срока решение о пролонгации дей-
ствия льготы принималось по результатам проведенного анализа результативности и эффективности.
На основании проведенной оценки также можно будет сделать выводы об уровне востребованности и доступности конкретных льгот, результатах их применения с точки зрения соответствия изначально поставленным целям, что позволит отказаться от применения некоторых льгот, закрыть возможности для минимизации налогообложения, а также перераспределить «налоговые расходы» бюджета, осуществляемые в виде налоговых льгот, на более востребованные направления.
Для оценки целесообразности применения тех или иных льгот необходимо введение критерия эффективности налоговых льгот. Налоговые льготы эффективны, если их предоставление организациям:
• способствует достижению поставленных макроэкономических задач, вытекающих из конкретной социально-экономической и политической ситуации в России;
• приводит к увеличению объемов инвестиций, выпуску прогрессивной и конкурентоспособной продукции;
• способствует улучшению социально-экономической ситуации в организациях и в регионе [5].
Чтобы достичь этой цели, необходимо задействовать налоговые механизмы, с одной стороны, стимулирования модернизации российской экономики, с другой - пресечения пока еще многочисленных возможностей ухода от налогообложения. В первую очередь необходимо создать экономические условия для ускорения инвестиционных и инновационных процессов в российской экономике, повышения заинтересованности российского товаропроизводителя в обновлении производственного потенциала [3]. Для этого требуются эффективные инструменты налогового регулирования и стимулирования. Необходимо, чтобы налоговый режим целенаправленно и активно побуждал налогоплательщика энергично проводить модернизацию и обновление производства. Эффективность применения в налоговой политике той или иной формы стимулирования зависит, правда, и от условий, на которых данная поддержка предоставляется, и от уровня сознательности налогоплательщиков и их готовности направить дополнительно полученные финансовые ресурсы именно на инновационные или иные определенные государством цели.
В настоящее время данные государственные расходы являются непрозрачными, они не утверждаются в соответствующих бюджетах, никому не известны. Для того чтобы установить общую сумму прописанных в Налоговом кодексе льгот, преференций, налоговых освобождений и других особых условий налогообложения, необходимо проделать серьезную исследовательскую работу. В настоящее время официальная статистика предоставляет достаточно скудную информацию по размеру указанных средств. При этом даже имеющиеся статистические данные, формируемые Федеральной налоговой службой, приспособлены исключительно для целей бюджетного планирования. В связи с этим не только затруднен, но практически невозможен мониторинг эффективности их предоставления и расходования.
Кроме того, законодательно не определен государственный орган, на который возлагалась бы обязанность контролировать эффективность соответствующей налоговой преференции. Налоговые органы сегодня контролируют
исключительно законность применения конкретным налогоплательщиком налоговых льгот и правильностью расчета их сумм. Проверять же достигнутый экономический (и социальный) эффект они не обязаны, что совершенно правильно. Между тем качественная работа по мониторингу эффективности налоговых субсидий невозможна без установления конкретных ответственных исполнителей.
Для успешного проведения анализа эффективности налоговых льгот необходимы не только исходные данные, но и конкретные цели их предоставления. Однако, как показывает анализ принятых за все годы существования российской налоговой системы поправок в соответствующие главы Налогового кодекса, касающиеся налоговых льгот, такие цели ни по одной из них законодательно не закреплены. Естественно, они обсуждались при их рассмотрении в исполнительных и законодательных органах власти, но только в самом общем виде. В частности, в последние годы почти ежегодно вводятся налоговые льготы, направленные на стимулирование развития экономики, в том числе малого и среднего бизнеса. Но в этих поправках практически отсутствуют законодательно установленные условия использования высвобождающихся у налогоплательщиков средств именно на цели развития производства.
Практически по всем предлагаемым налоговым освобождениям отсутствуют данные об их предполагаемой экономической или социальной эффективности. Мало того, зачастую не анализируются и причины, по каким предлагаемые к отмене налоговые льготы и преференции оказываются неработающими.
Отсюда и частые изменения в налоговом законодательстве, и отмена налоговых преференций, которые с самого начала не были просчитаны и обоснованы должным образом.
Как известно, Министерство финансов РФ в соответствии с Основными направлениями налоговой политики РФ на 2013-2015 гг. проводит инвентаризацию перечня конкретных видов налоговых льгот и сумм, получаемых организациями-налогоплательщиками с целью оптимизации налоговой системы в целом [5]. При проведении этой работы важно определиться, в какой форме должна выделяться налоговая субсидия, насколько каждый конкретный вид налогового стимулирования, регулирования или социальной поддержки оправдан, и не эффективнее было бы заменить отдельные из них прямыми бюджетными расходами? Надо иметь в виду, что предоставление налоговых субсидий можно осуществлять в различных формах: уменьшение ставок по соответствующим налогам, освобождение от уплаты налога, предоставление целевых налоговых льгот и т.д. Уменьшение налоговых ставок, как и освобождение от уплаты налогов, фактически означает выделение налогоплательщику дополнительных финансовых ресурсов без каких-либо обязательств со стороны последнего по направлениям их использования. Иными словами, государство не имеет никаких гарантий, что полученные налоговые субсидии или хотя бы их часть будут использованы налогоплательщиком именно на цели, например, развития и модернизации производства или на научные исследования. Как показывает мировой опыт, в подобных случаях целевым образом расходуется не более одной трети высвободившихся финансовых ресурсов. Российский опыт показывает более удручающую картину. Между тем
государство должно рассчитывать на гарантированный экономический эффект и при снижении ставок по налогам, и при любой другой форме предоставления налоговых субсидий. Для этого необходимо законодательно установить систему гарантий использования налогоплательщиком полученных финансовых ресурсов (или их части) на те цели, на достижение которых и направлена данная налоговая привилегия. Например, направление установленного законом процента высвободившейся прибыли на инновации, капитальные вложения, НИР и т.д.
Прежде чем решаться на реформу всей системы налоговых субсидий, следовало бы унифицировать действующие налоговые освобождения по видам и целям их предоставления: стимулирование развития экономики, ее отдельных отраслей, территорий; социальная защита населения; финансовая поддержка отдельных категорий налогоплательщиков и т.д. Кроме того, необходимо ввести соответствующую статистическую отчетность по каждой группе налоговых освобождений, включая сумму фактически использованных налогоплательщиками освобождений [6].
Только выработка целенаправленных мер по созданию системы налогового стимулирования и регулирования при жестком контроле государства за эффективным использованием предоставляемых льгот и преференций обеспечит переход российской экономики на инновационный путь развития. Такая реформа налоговых льгот позволит превратить российскую налоговую систему в мощный инструмент модернизации российской экономики.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
1. Для того чтобы система мониторинга применяемых налоговых льгот заработала, раскрыла в полной мере все свои потенциальные преимущества, необходимо предпринять ряд шагов. Во-первых, следует четко разделить понятия результативности и эффективности использования налоговых льгот, во-вторых, разработать универсальную систему оценки результативности и эффективности использования налоговых льгот по критериям и показателям, и, в-третьих, напрямую увязать эту систему оценки результативности и эффективности с решениями о пролонгации налоговых льгот.
2. В целях проведения рассматриваемого мониторинга в существующие формы налоговых деклараций необходимо внести изменения, направленные на получение сведений, характеризующих количественные параметры использования налогоплательщиками определенного перечня налоговых льгот. Результаты указанной работы позволят получить представление как о количестве налогоплательщиков, применяющих те или иные налоговые льготы, так и о суммах недопоступивших в бюджетную систему доходов вследствие использования каждой из применяемых налоговых льгот.
3. Налоговые льготы эффективны, если их предоставление организациям:
• способствует достижению поставленных макроэкономических задач, вытекающих из конкретной социально-экономической и политической ситуации в России;
• приводит к увеличению объемов инвестиций, выпуску прогрессивной и конкурентоспособной продукции;
• способствует улучшению социально-экономической ситуации в организациях и в регионе.
4. Необходимо законодательно установить условия использования высвобождающихся у налогоплательщиков средств именно на цели развития
производства. Для этого необходимо законодательно установить систему гарантий использования налогоплательщиком полученных финансовых ресурсов (или их части) на те цели, на достижение которых и направлена данная налоговая привилегия. Например, направление установленного законом процента высвободившейся прибыли на инновации, капитальные вложения, НИР.
5. Анализ эффективности использования налоговых льгот и преференций является одной из важных компонент системы. Назначение этой компоненты заключается также в обобщении информации о результатах функционирования и выявления неиспользованных резервов системы. Информация этой компоненты важна для государства, поскольку необходима для выработки объективного и научно обоснованного стратегического курса регулирования экономического процесса и налогообложения его участников.
6. В целях совершенствования института налоговых льгот необходимо: провести «инвентаризацию» закрепленных в нормативных актах налоговых льгот; выработать их системную концепцию; установить надлежащий контроль за установлением налоговых льгот и их реальным применением; провести оценку эффективности использования налоговых льгот.
Список литературы
1. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике на 2010-2012 годы (25 мая 2009 г.). - URL : www.rg.ru
2. Барулин, С. В. Организация системы мониторинга результативности налоговых льгот и преференций / С. В. Барулин // Финансы. - 2013. - № 4. -С. 26-31.
3. Ануфриева, Е. М. Теоретические аспекты налогового льготирования / Е. М. Ануфриева // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. - 2012. - № 28. - С. 191-194.
4. Ануфриева, Е. М. Определение налогового бремени с учетом налоговых (фискальных) льгот / Е. М. Ануфриева, И. И. Остапенко // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. - 2012. -№ 28. - С. 194-197.
5. Ануфриева, Е. М. Особенности применения налоговых льгот для инновационно-инвестиционной деятельности / Е. М. Ануфриева // Экономика и общество: проблемы и перспективы модернизации в России : моногр. / под общ. ред. В. В. Бондаренко, В. А. Дресвянникова, О. В. Лосевой. - Пенза : Изд-во ПГУ, 2010. - 652 с.
6. Домбровский, Е. А. Налоговые льготы: практика применения, значение для региональных бюджетов и методы оценки эффективности / Е. А. Домбровский // Финансы и кредит. - 2011. - № 8. - С. 75-80.
References
1. Byudzhetnoe poslanie Prezidenta Rossiyskoy Federatsii o byudzhetnoy politike na 2010-2012 gody [Budget-relating message of the President of the Russian Federation on the budget policy for 2010-2012]. (25 May 2009). Available at : www.rg.ru
2. Barulin S. V. Finansy [Finance]. 2013, no. 4, pp. 26-31.
3. Anufrieva E. M. Izvestiya Penzenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universi-teta im. V. G. Belinskogo [Proceedings of Penza State Pedagogical University named after V.G. Belinsky] 2012, no. 28, pp. 191-194.
4. Anufrieva E. M., Ostapenko I. I. Izvestiya Penzenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V. G. Belinskogo [Proceedings of Penza State Pedagogical University named after V.G. Belinsky]. 2012, no. 28, pp. 194-197.
5. Anufrieva E. M. Ekonomika i obshchestvo: problemy i perspektivy modernizatsii v Ros-sii: monogr. [Economy and society: problems and prospects of modernization in Russia: monograph]. Penza: Izd-vo PGU, 2010, 652 p.
6. Dombrovskiy E. A. Finansy i kredit [Finance and credit]. 2011, no. 8, pp. 75-80.
Ануфриева Елена Михайловна
кандидат экономических наук, доцент, кафедра бухгалтерского учета, налогообложения и аудита, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: [email protected]
Anufrieva Elena Mikhaylovna Candidate of economic sciences, associate professor, sub-department of accounting, taxation and audit, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
УДК 336.22 Ануфриева, Е. М.
Проблемы мониторинга налоговых льгот для оценки эффективности их использования / Е. М. Ануфриева // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Экономические науки. - 2014. - № 1. - С. 35-44.