ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012
удк 336.201
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛОГОВОГО БРЕМЕНИ С УЧЕТОМ НАЛОГОВЫХ (ФИСКАЛЬНЫХ) ЛЬГОТ
© е. м. ануфриева, и. и. остапенко
Пензенский государственный педагогический университет им. В. г. Белинского,
кафедра финансов и кредита e-mail: [email protected]
Ануфриева E. M., Остапенко И. И. - Определение налогового бремени с учетом налоговых (фискальных) льгот // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 195-197. - В данной статье рассматривается связь налогового бремени и налогового льготирования, поставлен вопрос определения налогового бремени с учетом всех платежей налогового типа и с учетом налоговых (фискальных) льгот. ключевые слова: налоги, налоговое бремя, налоговые (фискальные) льготы.
Anufrieva E. M., Ostapenko I. I. - Determination of tax burden with regard for tax (fiscal) privileges // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 195-197. - The article dwells on the connection of tax burden and tax benefits, the issue of determination of tax burden with regard for all payments of tax type and tax (fiscal) benefits. Keywords: taxes, tax burden, tax (fiscal) benefits.
С введением в действие первой части налогового кодекса РФ с 1 января 1999 года в закрытом перечне налогов и сборов было задекларировано 28 налоговых платежей, в том числе: 16 федеральных, 7 региональных и 5 местных. В дальнейшем, по мере введения отдельных глав налогов и сборов во второй части налогового кодекса РФ, перечень налоговых платежей неоднократно пересматривается в сторону их уменьшения путем объединения (например, всех платежей за недропользование в налог на добычу полезных ископаемых), полной отмены налогов (например, налога с продаж, налога с наследств и дарений) и перевода значительного числа платежей в бюджет в разряд неналоговых доходов (таможенные пошлины, плата за лесопользование, плата за загрязнение окружающей среды, лицензионные сборы). Введение налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья признано нецелесообразным.
В результате таких преобразований по состоянию на 1 января 2012 года осталось всего 13 налогов, из них 8 федеральных (ндС, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, государственная пошлина), 3 региональных налога (налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог) и 2 местных налога (земельный налог, налог на имущество физических лиц).
Сам факт сокращения количества налогов является скорее позитивным, чем негативным явлением для экономики, особенно если это касается фискально неэффективных налогов. Сокращаются расходы на налоговое администрирование со стороны налоговых органов и затраты налогоплательщиков по их исчислению и уплате, снижается налоговое бремя.
Согласно принятой методике органами государственной статистики налоговое бремя (НБ) определяется как доля (в процентах) фактических налоговых поступлений (ФН) в бюджетную систему ВВП (1):
ФН
НБ =------100% (1)
ВВП
Сложившийся уровень налогового бремени показывает степень централизации и обобществления ВВП и его составных частей, которая, с одной стороны, несет в себе печать субъективных, монопольных действий правительства, а с другой стороны, отражает объективные рыночные и налоговые закономерности, достигнутый уровень социально-экономического развития страны. Чрезмерная тяжесть налогового бремени угнетает рыночную экономику, не дает возможности нормально функционировать предприятиям и снижает жизненный уровень основной массы населения. Чрезмерно низкий уровень налогового бремени не позволяет государству в полной мере выполнять свои функции по обеспечению населения и хозяйствующих субъектов необходимыми общественными
ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского ♦ Общественные науки ♦ № 28 2012 г.
благами [3]. Поэтому для решения данной дилеммы необходимо выйти на некий оптимальный уровень налогового бремени, учитывающий одновременно и общественные, и государственные, частные (личные) интересы. но для этого необходимо, точно оценить реально сложившееся налоговое бремя в России.
Во-первых, в числителе показателя налогового бремени должна быть отражена сумма начисленных, а не уплаченных (фактически поступивших) не только налогов, а всех платежей налогового (фискального) типа.
Остановимся более подробно на видах налоговых (фискальных) платежей. Значительная часть платежей в бюджет искусственно была переведена законодателем из категории налоговых (из разряда платежей налогового типа) в категорию неналоговых платежей (неналоговых доходов бюджета). К ним относятся таможенные пошлины, плата за пользование лесными ресурсами (на ее основе предполагалось ввести лесной налог), плата за негативное воздействие на окружающую среду (предполагаемый экологический налог), лицензионные сборы, страховые взносы в государственные внебюджетные фонды (ими заменили отмененный с 2010 года единый социальный налог). Однако с точки зрения налоговой теории и практики, а также элементарной логики названные платежи (может быть за исключением лицензионных сборов) являются налогами для экономики в целом и каждого плательщика в отдельности. От правильного решения этой, казалось бы, сугубо теоретической, проблемы (отнесения или не отнесения платежей к налоговым) зависит решение целого ряда вопросов государственной финансовой и налоговой политики, основанных на оценке налогового бремени в экономике и платежеспособности налогоплательщиков.
для того чтобы определить, является ли платеж в бюджет налоговым, необходимо, чтобы ему были одновременно присущи следующие отличительные признаки:
1) законодательно-правовая форма денежного платежа (обеспечивает его обязательность);
2) наличие законодательно установленных основных элементов налогообложения;
3) отчуждение денежных средств организациями и (или) физическими лицами для обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
С этих позиций, имея даже общее представление о порядке взимания таможенных пошлин, платы за пользование лесными ресурсами (особенно в части заготовки древесины на корню), страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и регулярных платежей за негативное воздействие на окружающую среду, нетрудно сделать вывод о том, что эти платежи в бюджет в полной мере отвечают всем трем отличительным признакам налоговых (фискальных) платежей.
В результате не отнесения данных платежей к налоговым доходам искажается фактический размер налогового бремени. По данным государственной статистики доля в ВВП налоговых поступлений консо-
лидированного бюджета и государственных внебюджетных фондов РФ неуклонно снижается в последние годы и составила в 2007 году 25,5 %, в 2008 г. - 23,7 %, в 2009 г. - 20,7 %, в 2010 г. - 18,3 % [4].
Во-вторых, государство, предоставляя налоговые (фискальные) льготы (данные льготы понимаем в отношении всех платежей налогового типа, удовлетворяющее вышеназванным признакам), снижает налоговую нагрузку отдельных субъектов хозяйствования.
Более 90% выпадающих доходов, составляют потери, связанные с применением налоговых льгот и преференций, обусловленных структурой налогов и использованием общих принципов налогообложения отдельных операций [6].
Следует отметить, что общая сумма налоговых (фискальных) льгот весьма велика. По оценкам Федеральной налоговой службы, консолидированный бюджет в 2010 году недополучил 1 трлн. руб. при общих расходах 11,8 трлн. руб. из-за применения различного вида льгот, в частности по налогу на имущество организаций сумма выпадающих доходов составила около 305 млрд. руб., а по налогу на прибыль - около 110 млрд. руб. [4]. Таким образом, льготное налогообложение ведет к сокращению доходов государства, а значит, снижению налогового бремени.
Предоставленные налоговые льготы высвобождают бизнесу значительные ресурсы для развития. Льготы, предоставляемые такой деятельности, эквивалентны выплате субсидий и приводят к увеличению активности деятельности предприятий и повышению их эффективности, а значит и росту ВВП. Поэтому, считаем необходимым отметить, что именно налоговое бремя с учетом льгот, которые в свою очередь оказали влияние на ВВП, позволит определить его фактический уровень.
По существу льготное налогообложение ведет к сокращению доходов государства и равнозначно финансированию организаций из бюджета. Поэтому эти финансовые ресурсы должны быть предметом мониторинга налоговых (фискальных) льгот. необходимость создания системы мониторинга применяемых налоговых льгот и оценки результативности их действия, позволит принять решение об их продлении или отмене, а также создать систему оценки доходов, не поступивших в бюджетную систему в результате применения налоговых (фискальных) льгот, для их учета в качестве налоговых расходов бюджетов при подготовке закона о бюджете и отчета об исполнении бюджетов [1].
В-третьих, согласно принятой методике расчета ВВП Госкомстатом РФ, этот показатель увеличивается на долю так называемого теневого сектора экономики. Эта часть экономики вообще не платит никаких налогов, поэтому включение ее в расчет налогового бремени в составе базового показателя также искусственно занижает фактическую налоговую нагрузку [3].
Доля «теневой экономики», по оценке большинства специалистов, составляет не менее 40 % к ВВП [5], то есть почти половина добавленной стоимости выведено из-под налогообложения путем уклонения от
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►»
уплаты налогов. Возникает целесообразность провести мониторинг уклонений от налогов, позволяющий выявить узкие места в контроле налоговых (фискальных) платежей и расширить налоговые льготы в этой области.
Таким образом, в знаменателе формулы расчета налогового бремени необходимо принять показатель чистой добавленной стоимости в рыночных ценах с учетом косвенных налогов, т. е. величину ВВП без доли «теневой» экономики.
Итак, в развернутом виде уточненная формула фактически сложившегося налогового бремени с учетом вышеназванных факторов выглядит следующим образом (2):
НБл = -
НН + ПБ
ВВП - ВВП * Дт
-100%
(2)
где НБл - налоговое бремя с учетом налоговых (фискальных) льгот, НН - начисленные налоговые (фискальные) платежи; ПБ - потери бюджета от предоставления налоговых (фискальных) льгот, Дт - доля теневой экономики при исчислении ВВП.
Таким образом, если при исчислении налогового бремени учесть поступления названных ранее платежей, выведенных из состава налоговой системы, а также потери бюджета от предоставления налоговых (фискальных) льгот, то налоговое бремя в экономике за последние годы в среднем составит, по нашей
оценке, 43-45 % в ВВП. Это уровень, который примерно соответствует среднеевропейскому налоговому бремени (при его разбросе по странам от 27,8 % в Ирландии до 48,2 % в Дании) и существенно превышает его значение в экономике США (24,0 %) и Японии (28,1 %). Несомненно, что и характер решений в области налогового реформирования в России может быть диаметрально противоположным, чем при среднем уровне налоговой нагрузки по официальным данным за 2007-2011 гг. 22 % в ВВП.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 годах. 2009. 25 мая.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. (Принят ГД РФ 16 июля 1998 г.) в ред. от 21 ноября 2011 г. № 336 ФЗ // Налоговый кодекс РФ. М.: Проспект, 2011.
3. Барулин С. В. Теория и история налогообложения.М.: Экономистъ, 2006. С. 124.
4. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gks.ru.
5. Министерство финансов РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minfin.ru.
6. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nalog.ru.