- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ -
УДК 377.5
В. С. Винокуров, Г. Ю. Протодьяконова, Т. Г. Абрамова
Проблемы мониторинга качества дополнительного профессионального образования
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия
Аннотация. В данной статье изложена краткая характеристика истории развития системы дополнительного профессионального образования в России. В какое время были созданы первые курсы, откуда формировался резерв, были ли институты повышения квалификации, когда началось активное формирование дополнительного профессионального образования. Изложены теоретические основы и виды мониторинга в системе дополнительного профессионального образования. Так же рассмотрены проблемы качества дополнительного профессионального образования, ошибки при разработке программ, эффективность реализации мониторинга, необходимость развития инфраструктуры непрерывного дополнительного профессионального образования. Описаны и раскрыты причины возникновения проблем мониторинга качества дополнительного профессионального образования. Приводятся рекомендации для решения данных проблем.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование (ДПО), мониторинг, качества ДПО, проблемы, ДПО, программ, эффективность, виды.
ВИНОКУРОВ Вячеслав Сергеевич - преподаватель кафедры эксплуатации и обслуживания информационных систем, Колледж инфраструктурных технологий, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова.
E-mail: [email protected]
VINOKUROV Viacheslav Sergeevich - Lecturer, Department of Operation and Maintenance of Information Systems, College of Infrastructure Technologies, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.
ПРОТОДЬЯКОНОВА Галина Юрьевна - к. п. н., заведующий кафедрой эксплуатации и обслуживания информационных систем, Колледж инфраструктурных технологий, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова.
E-mail: [email protected]
PROTOD'IAKONOVA Galina Iurevna - Candidate of Pedagogical Sciences. Head of the Department of Operation and Maintenance of Information Systems, College of Infrastructure Technologies, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.
АБРАМОВА Татьяна Геннадиевна - преподаватель кафедры эксплуатации и обслуживания информационных систем, Колледж инфраструктурных технологий, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова.
E-mail: [email protected]
ABRAMOVA Tatiana Gennad'evna - Lecturer, Department of Operation and Maintenance of Information Systems, College of Infrastructure Technologies, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.
V. S. Vinokurov, G. Iu. Protod'iakonova, T. G. Abramova
Monitoring the Quality of Additional Professional Education
M. K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia
Abstract. This article presents a brief description of the history of the development of the system of additional professional education in Russia: when there created the first courses, where the reserve was formed from, if there were any advanced training institutes, when the extensive formation of additional professional education began. The theoretical foundations and types of monitoring in the system of additional professional education are presented. The problems of the quality of additional vocational education, mistakes in the development of programs, the effectiveness of monitoring implementation, the need to develop the infrastructure of continuing vocational education are also considered. The reasons for the problems of monitoring the quality of additional professional education are described and disclosed. There are recommendations for solving these problems suggested.
Keywords: additional professional education (APE), monitoring, quality of APE, problems, APE, programs, effectiveness, types.
Введение
Москва, 1930-е года. Начало зарождения развития дополнительного профессионального образования в России, тогда были созданы первые курсы для начальников/директоров управляющих предприятий. Обучение на них рассматривалось как часть мер по формированию резерва административных и хозяйственных руководителей.
Далее начали основываться Институты повышения квалификации специалистов, некоторые из них были реорганизованы в центральные курсы усовершенствования кадров.
В течение всего периода существования СССР система ДПО активно развивалась, через неё прошло огромное количество людей. Российская система ДПО формировалась в условиях глубокого кризиса, и активное развитие началось только в середине 2000-х годов.
Что немаловажно, система ДПО Российской Федерации динамично развивается, не стоит на месте и наряду с нововведениями подстраивается под потребности и требования рынка труда.
Теоретические основы
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-Ф3 (последняя редакция) ст. 76. Дополнительное профессиональное образование (ДПО) направлено на повышение качества профессионального образования, которое осуществляется только реализацией дополнительных профессиональных программ (ДПП), а программа в свою очередь предназначена для совершенствования и получения новой компетенции [1].
Мониторинг качества ДПО представляет собой постоянное слежение и наблюдение за учебным процессом, для того чтобы проанализировать и оценить состояние и дать прогноз на дальнейшее развитие [2].
Таким образом, мониторинг качества образования является одним из важнейших инструментов наблюдения за образовательным процессом и соответствия его современным образовательным стандартам [3].
Выделяют основные виды мониторинга:
• информационный - структуризация, накопление, распространение информации;
• фоновый - выявление новых проблем;
• проблемный - позволяет исследовать закономерности процессов, степени опасностей, типологию проблем, известных и насущных с точки зрения управления;
• управленческий - отслеживание и оценка эффективности.
Каждый этап и виды мониторинга предоставляют свою оценку определенному аспекту образовательной деятельности [3].
Между тем в процессе управления качеством образования принципиальную роль играет системность: оценка качества образования не только как процесса, но и результата обучения.
Ситуация, сложившаяся в современной сфере образования, обусловлена развитием оценочных и мониторинговых исследований и использования их результатов в практической деятельности. Вопросы обеспечения качества образования широко обсуждаются не только на различных конференциях и семинарах, но и на государственном уровне [4].
Проблема качества ДПО
Данная проблема является одной из самых актуальных в научных исследованиях по нескольким причинам:
1. Проблема определения наиболее эффективных программ повышения квалификации дополнительного профессионального образования или переподготовки ДПО. Основные критерии, на которых основана и на которые опираются при выборе программы:
• срок деятельности;
• материально-техническая база;
• отсутствие замечаний контролирующих и проверяющих органов;
• своевременное информирование на официальном сайте учебного заведения [5].
2. Ошибки при разработке программ повышения качества ДПО, которые могут быть выявлены с помощью внутренней либо внешней экспертизы. Примерный перечень ошибок, которые может выявить экспертиза:
• несоответствие программы повышения качества требованиям;
• отсутствие структурно-логических связей между отдельными составляющими программы (к примеру: тема, цель, планируемые результаты, содержание и т.д.);
• отсутствие направленности на актуальные профессиональные запросы обучающихся, на формирование квалификационных характеристик целевой аудитории;
• разногласие между учебной деятельностью обучающихся и представленным учебно-методическим информационным обеспечением;
• отсутствие оценочных средств контроля планируемых результатов обучения [5].
3. Наибольшую эффективность мониторинга можно определить следующим перечнем организационно-педагогических условий:
• применение совокупности критериев и оценочного комплекса, включающего все структурные элементы качества курсовой подготовки, основанного на соответствии курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки ожиданиям и потребностям участников образовательного процесса;
• мультифункциональный характер мониторинга, учитывающий особенности управления качеством курсовой подготовки;
• разработка и внедрение интегрированной модели мониторинга качества курсовой подготовки в системе ДПО [5].
4. Необходимость развития непрерывного профессионального образования на протяжении всего периода профессиональной деятельности человека. Основные составляющие такой инфраструктуры:
• организации форм собственности, реализующих программы ДПО;
• дополнительные профессиональные программы, построенные на принципах модульности, мобильности содержания, форм, технологий обучения;
• общественно-профессиональные организации, деятельность которых ориентирована на формирование требований к уровню подготовки специалистов, поиск и отбор современных образовательных технологий, а также оценку качества ДПП;
• единые контрольно-измерительные материалы для оценки повышения квалификации [5].
5. Для установления соответствия между образовательными потребностями учащихся и возможностями образовательной организации ДПО должно:
• осуществлять полный технологический цикл сопровождения повышения квалификации работника от начала и до конца обучения;
• обеспечивать возможность получения субъектами ДПО статистических и аналитических данных по количественным и качественным показателям образовательных программ, движению контингента и т.д.;
• обеспечивать обратную связь с обучаемыми посредством, например, проведение анкетирования [5].
После окончания обучения очень важно не оставлять мониторинг за выпускником, на этой стадии будет происходить мониторинг итоговых результатов, что позволит повысить качество показателей у работника в своей трудовой деятельности, что определяет высокое качество программ дополнительного профессионального образования. А также низкое качество показателей у работника, отсутствие прогресса, что выявляет неэффективное обучение в дополнительном профессиональном образовании [6].
Заключение
Мониторинг как метод предметной и практической деятельности качественно отличается от других методов, которые обеспечивают соответствующее оценивание информационной ситуации, эффективное прогнозирование и принятие продуктивных управленческих решений.
Однако необходимо отметить, что в системе дополнительного профессионального образования отсутствуют стандарты, подобные тем, что существуют в системах среднего профессионального и высшего образования. Этот факт дает системе ДПО возможность учитывать потребности общества, с одной стороны, и затрудняет оценку качества результатов деятельности, с другой.
Литература
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017-2016 года, URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
2. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании: Изд. 3-е, испр. и доп. Майоров А.Н. - Интеллект-Центр, 2005 - 424 с., URL: https://rcoko.khb.ru/files/uploads/oko/resources/Maiorov_Monitoring.pdf
3. Гринкруг Л.С., Фишман Б.Е., Мусовской И.В. Мониторинг качества образовательной деятельности вуза: грани проблемы // Фундаментальные исследования. - 2007. - № 10. - С. 44-46., URL: https:// wwwfundamental-researchru/ru/article/view?id=4483
4. Дусь Т.Э. Теоретические основы организации мониторинга системы непрерывного профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 5. URL: http://www. scienceeducation.ru/ru/article/view?id=21821
5. Василевская Е.В. Актуальные проблемы мониторинга качества образования в дополнительном профессиональном педагогическом образовании. Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. - 2017. - Т. 3. - № 4 (13).- С. 11-19., URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30744194
6. Лихашерская Ю.О. Мониторинг качества курсовой подготовки в системе повышения квалификации педагогов. Диссертация - 2011, URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-08/dissertaciya-monitoring-kachestva-kursovoy-podgotovki-v-sisteme-povysheniya-kvalifikatsii-pedagogov#2
References
1. Federal'nyi zakon «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii» N 273-FZ ot 29 dekabria 2012 goda s izmeneniiami 2017-2016 goda, URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
2. Maiorov A.N. Monitoring v obrazovanii: Izd. 3-e, ispr. i dop. Maiorov A.N. - Intellekt-Tsentr, 2005. - 424 s., URL: https://rcoko.khb.ru/files/uploads/oko/resources/Maiorov_Monitoring.pdf
3. Grinkrug L.S., Fishman B.E., Musovskoi I.V. Monitoring kachestva obrazovatel'noi deiatel'nosti vuza: grani problemy // Fundamental'nye issledovaniia. - 2007. - № 10. - S. 44-46. URL: https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=4483
4. Dus' Т.Е. Teoreticheskie osnovy organizatsii monitoringa sistemy nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniia // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia. - 2015. - № 5. URL: http://www. scienceeducation. ru/ru/article/view?id=21821
5. Vasilevskaia E.V. Aktual'nye problemy monitoringa kachestva obrazovaniia v dopolnitel'nom professional'nom pedagogicheskom obrazovanii. Sovremennoe dopolnitel'noe professional'noe pedagogicheskoe obrazovanie. 2017. - T. 3. - № 4 (13). - S. 11-19., URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30744194
6. Likhasherskaia Iu.O. Monitoring kachestva kursovoi podgotovki v sisteme povysheniia kvalifikatsii pedagogov. Dissertatsiia. - 2011, URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-08/dissertaciya-monitoring-kachestva-kursovoy-podgotovki-v-sisteme-povysheniya-kvalifikatsii-pedagogov#2