Проблемы модернизации педагогического
образования1
В рамках VIII съезда Российского союза ректоров на базе Московского педагогического государственного университета была организована работа секции педагогических университетов и институтов России.
В работе секции приняли участие директор Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России И.И. Калина, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Е.Н. Геворкян, заместитель руководителя Федерального агентства по образованию А.В. Рождественский, представители Российской академии образования, а также 65 ректоров и 7 проректоров вузов, директора педагогических коллежей и школ РФ, представители СМИ.
Участники секции отметили возрастающую роль педагогических вузов и государственно-общественных организаций (Совета по педагогическому образованию, учебно-методических объединений, Координационного совета УМО) в развитии системы непрерывного педагогического образования, обсудили актуальные вопросы подготовки педагогических кадров для обновляющейся системы образования. Было подчеркнуто, что в нашей стране исторически сложилась уникальная система целевой подготовки педагогических кадров для образовательных учреждений всех видов и типов. Особое внимание было уделено задачам укрепления фундаментальных научных основ педагогического образования, усиления его практической направленности, формирования независимой национальной системы оценки качества образования.
Ректоры отметили, что в процессе модернизации и реорганизации высшей школы важно учитывать реальные перспективы и условия, в которых находится высшая школа в регионах, необходимо сохранить педагогические вузы в федеральном управлении как гарант эффективного решения кадровых проблем образования.
Ректоры вузов высказались за более широкое обсуждение проблем модернизации педагогического образования в условиях реформирования российского образования, в целом одобрили работу, проводимую вузами в рамках участия России в Болонском процессе (эксперименты по нелинейной организации образовательного процесса, внедрению кредитной системы и балльно-рейтингового оценивания, индивидуальных программ образования и т.д.). Педагогическое сообщество выступило за развитие и многообразие форм получения педагогического образования с учетом европейских и общемировых тенденций. Была особо подчеркнута важность сохранения подготовки по педагогическим специальностям в структуре многоуровневого образования как максимально соответствующей предметной организации школьного обучения и функциональных обязанностей учителя. Ректоры указали на необходимость включения представителей заказчиков, работодателей и потребителей педагогических кадров в состав Ассоциации развития педагогических университетов и институтов.
По итогам обсуждения участники секции приняли рекомендации, которые были оглашены на заключительном пленарном заседании съезда Российского союза ректоров.
1 Итоговый документ заседания секции педагогических вузов VIII съезда Российского союза ректоров.
Рекомендации секции педагогических вузов VIII съезда Российского союза ректоров
1. Участники заседания обращаются к ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРАВИТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ с просьбой:
■ в приоритетном национальном проекте «Образование » выделить отдельное направление «Педагогические кадры для инновационного образования»;
■ разработать и принять Образовательный кодекс РФ и Федеральный Закон РФ «О статусе педагогического работника »;
■ перейти к реальному финансированию образования (увеличить средства на повышение заработной платы преподавателей, модернизацию лабораторного и научного оборудования материально-технической базы вузов, приобретение литературы, в т.ч. на цифровых носителях и т.д.);
■ предусмотреть комплекс мероприятий, направленных на сохранение и развитие системы педагогического образования, не допускать необоснованного перепрофилирования и ликвидации педагогических вузов;
■ в целях реализации Послания Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию РФ (2006 г.) разработать для высших учебных заведений специальную программу для молодой (студенческой) семьи, предусматривающую социальные гарантии для этой категории студентов;
■ принять на государственном уровне концепцию молодежной политики и воспитания детей и юношества.
2. Участники заседания обращаются к МИНИСТЕРСТВУ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНОМУ АГЕНТСТВУ ПО ОБРАЗОВАНИЮ с предложением выделить подготовку и переподготовку педагогических кадров как одно из приоритетных направлений деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации; в этой связи:
• совместно с Советом по педагогическому образованию разработать комплекс мер по укреплению педагогического образования как приоритетной отрасли, обеспечивающей кадрами все уровни и ступени образования;
• при формировании Федеральной целевой программы развития образования на 2007 г. и последующие годы выделить дополнительно приоритетное направление «Педагогические кадры для инновационного образования»;
• предусмотреть в рамках научных программ Министерства выделение проектов, направленных на повышение качества и эффективности педагогического и профессионально-педагогического образования;
• с учетом задач развития начального и среднего профессионального образования разработать ведомственную целевую программу «Профессионально-педагогические кадры России»;
• использовать отечественный опыт непрерывного педагогического образования при разработке нормативной базы, обеспечивающей вхождение России в единое европейское образовательное пространство;
• определить механизмы интеграции вузов и профильных научных организаций в целях обеспечения фундаментальности образования, подготовки научно-педагогических кадров;
• разработать меры поддержки вариативных программ подготовки педагогов, со-
хранить моноуровневую подготовку по педагогическим специальностям в системе многоуровневого образования;
• разработать систему мер (нормативно-правовых, организационных, финансово-экономических) по обеспечению качества педагогического образования;
• продолжить разработку нормативно-правового обеспечения комплексов непрерывного педагогического образования.
3. СЕКЦИЯ РЕКОМЕНДУЕТ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
■ активизировать участие научно-педагогической общественности, ведущих науч-ныхшкол педагогических вузов в разработке актуальных направлений реформирования современной системы образования России;
■ усилить координацию деятельности по разработке и апробации различных современных моделей подготовки педагогических кадров, обобщить предложения педагогических вузов и провести широкое обсуждение подготовленных проектов ГОС ВПО 3-го поколения;
■ активизировать работу по формированию реального образа педагогического образования как эффективно функционирующей отрасли, фундамента отечественной системы образования, активно пропагандировать опыт педвузов по решению актуальных проблем образования;
■ привлечь работодателей к оценке качества профессиональной подготовки педагогических кадров и разработке профессиональных стандартов, включить представителей заказчиков, работодателей и потребителей в состав Ассоциации развития педагогических университетов и институтов.
4. СЕКЦИЯ РЕКОМЕНДУЕТ ВУЗАМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ:
• активизировать деятельность по участию в реализации приоритетного национального проекта «Образование»;
• активизировать участие в конкурсах проектов Федеральной целевой программы развития образования, а также в научных программах Минобрнауки;
• принять активное участие в обсуждении проектов государственных образовательных стандартов нового поколения в контексте Болонского процесса с учетом отечественных традиций подготовки педагогов;
• продолжить работу по сетевому взаимодействию образовательных учреждений педагогического профиля с целью повышения квалификации преподавательского состава;
• усилить фундаментальную подготовку педагогов, развивать навыки их инновационной деятельности;
• повысить контроль качества образования с целью совершенствования практической и теоретической подготовки студентов педагогических вузов;
• совершенствовать механизмы сотрудничества вузов со школами, активизировать работу по мотивации студентов к педагогической деятельности;
• усилить внимание к воспитательной составляющей образовательного процесса и подготовке педагогов к решению задач воспитания.
Указатель статей за 2006 год (№1-12)
Настройка системы (Коллегия Рособразования). - №4. - С. 3-9.
Российский союз ректоров. VIII съезд
В. ПУТИН. Выступление на VIII съезде Российского союза ректоров. - №7. - С. 3-6.
B. САДОВНИЧИЙ. Высшее образование России. Доступность. Качество. Конкурентоспособность. - №7. - С. 7-15.
Проблемы модернизации педагогического образования. - № 12. - С. 164-166.
Практика модернизации
И. АРТЮХОВ, О. ШТЕГМАН, С. НИКУЛИНА, П. САМОТЕСОВ, Д. РОССИЕВ, Е. ШАРАЙ-КИНА. Менеджмент качества подготовки специалистов (Опыт КГМА). - №3. - С. 3-6.
М. ГИТМАН, В. СТОЛБОВ, Е. ГИТМАН. Дуальная образовательная программа: зарубежный опыт и российские перспективы. - №10. - С. 16-22.
C. ДЬЯКОНОВ, А. ТУЗИКОВ, Р. ЗИНУРОВА, Л. ГРЕБНЕВ, Ю. КРУПНОВ, Ю. ЦАРИК. Корпоративный университет на основе проектно-деятельностного образования как инструмент инновационного развития. - №11. - С. 3-15.
Л. ДЯТЧЕНКО, Т. ДАВЫДЕНКО, В. МОСКОВКИН. Европейские дебаты о роли университетов в обществе знаний: вызовы и уроки для СНГ. - №12. - С. 3-14.
A. ЕГОРШИН. Возможные сценарии (О развитии высшего образования в России). - №5. -С. 21-26.
B. ЖУРАКОВСКИЙ, И. ФЕДОРОВ. Модернизация высшего образования: проблемы и пути их решения. - №1. - С. 3-14.
A. ЛЕВЧЕНКО, В. ДАВЫДОВ, Т. ЯКУБА, Б. СМИРНОВ. Мониторинг ВПО в Хабаровском крае: проблемы подготовки кадров. - №9. - С. 3-7.
Б. МИСИКОВ. Информационная среда университета. - №12. - С. 21-25.
B. НАВОДНОВ, А. МАСЛЕННИКОВ. Интернет-экзамен в сфере профессионального образования. - №4. - С. 15-19.
Ю. РУБИН. Е-1еягшп§ в России: от хаоса к глубокому укоренению. - №3. - С. 16-23.
Б. САЗОНОВ, Н. МАКСИМОВ, Е. КАРАВАЕВА. Зачетные единицы в ГОС нового поколения. №10. - С. 3-15.
Л. САНКИН. Аккредитация вуза в контексте управления качеством образования. - №3. -С. 9-16.
А. СВИРИДОВ, В. ЛОПАТКИН. Преемственность педагогического образования в регионе.
- №3. - С. 6-9.
А. СИГОВ, В. КУРЕНКОВ, И. МОСИЧЕВА, В. ШЕСТАК. Новые задачи системы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов. - №8. - С. 3-8.
Р. СТРОНГИН, С. ГУРБАТОВ, А. ПЕТРОВ. Интеграция как путь повышения качества и востребованности образования. - № 11. - С. 15-28.
Р. СТРОНГИН, Г. МАКСИМОВ, А. ГРУДЗИНСКИЙ. Университет как интегратор в обществе, основанном на знании. - №1. - С. 15-27.
A. СУРИН. Подготовка управленцев нового поколения: на пути к парадигме. - №9. - С.7-15.
C. СУХОВ, А. РЯХОВСКИЙ, Н. ГАЛЕТОВА, Н. ВИНОКУРОВА, В. КУБРИН. Рынок труда и проблемы трудоустройства. - №4. - С. 10-15.
B. ТИТОВА, О. ЛЯМЗИН. Сфера образования и многоотраслевые интегрированные структуры. №9. - С. 15-23.
И. ФЕДОРОВ, С. КОРШУНОВ, С. ЕРКОВИЧ, С. СУВОРОВ. Разработка критериев Перечня моноуровневых образовательных программ по специальностям ВПО. - №5. - С. 3-11.
Н. ФРОЛОВ, В. ЖИГУНОВ. Кредитно-рейтинговая система: опыт ТулГУ. - №5. - С. 11-20.
A. ЧУЧАЛИН, О. БОЕВ, А. КРИУШОВА. Качество инженерного образования: мировые тенденции в терминах компетенций. - №8. - С. 9-17.
B. ШАПОВАЛОВ. Классический университет в поликультурном обществе. - № 12. - С. 15-20.
Круглый стол
Образовательная среда и бизнес-сообщество - путь к диалогу. - №2. - С. 14-34.
Существует ли естественный отбор? (Материалы круглого стола). - №7. - С. 132-150; №8.
- С. 132-163.
Энциклопедия. Энциклопедизм. Высшее образование
Материалы круглого стола. - №9. - С. 134-145.
На перекрестке мнений Б. БЕДНЫЙ, А. МИРОНОС, Т. СЕРОВА. Продуктивность исследовательской работы аспирантов (наукометрические оценки). - №7. - С. 20—36. И. БЕЛЫХ. Формирование профессиональных компетенций: проблема управления. — №11.
— С. 46—49.
В. БЕЛЯЕВ, Г. ЖАБРЕВ. Болонский процесс — попытка конкуренции. — №4. — С. 33—41. Е. БОЛОТОВА. Проблемы правовой подготовки в стандартах педагогического образования. — №11 — С. 52—56.
Л. ВЕРБИЦКАЯ, В. КАСЕВИЧ. Институциональная автономия и проблема управления в высшем образовании. — №7. — С. 16—20.
A. ВЕРБИЦКИЙ. Контекстное обучение в компетентностном подходе. — №11. — С. 39—46.
B. ВОРОТИЛОВ, Г. ШАПОРЕНКОВА. Анализ основных подходов к определению качества образования. — №11. — С. 49—52.
Л. ГРЕБНЕВ. Академическая и профессиональная квалификации (Болонский процесс и российское законодательство). — №6. — С. 6—15.
Л. ГРЕБНЕВ. ВТО и российские вузы: от жесткой конкуренции к взаимовыгодному сотрудничеству? — №4. — С. 28—32. Л. ГРЕБНЕВ. Умеем ли мы читать? — №7. — С. 37—47.
A. ГРЕТЧЕНКО. Автономизация вузов России и Болонский процесс. — №6. — С. 25—27.
Л. ГРИНКРУГ, Б. ФИШМАН. Аксиологически ориентированное образование: основополагающие принципы. — №12. — С. 26—32.
B. ГУРТОВ, С. СИГОВА. Контингент студентов и государственные гарантии. — №6. — С. 22—25. В. ЗАХАРЕВИЧ, В. ПОПОВ, В. ТЕРЕШКОВ. Российское образование и вступление России
в ВТО: возможные последствия. — №4. — С. 20—27. В. ЗЕРНОВ. Образование и общество: поиск языка взаимопонимания. — №6. — С. 3—6. Е. ИГНАТЬЕВА. О менеджменте знаний и неявном знании в образовании. — №12. — С. 36—41. В. ИЛЬИН, Г. АВЕРЬЯНОВА, Ю. ЗОЛОТОВСКИЙ, Т. ИЛЬИНА, Н. КУПЧИН, К. РОМАШКИН. Эволюционизм: от конкуренции к партнерству, от диалектики к аналектике. — №9. — С. 68—75. В. ИМАКАЕВ. Педагогическая реальность: проектно-коммуникативный подход. — №7. — С. 47—53. В. КОЛЕСОВ. Двухступенчатое высшее образование: 15 аргументов «за». — №3. — С. 24—31.
B. КОЛЕСОВ. Рынок образовательных услуг и ценности образования (Между ВТО и Болон-ским процессом). — №2. — С. 3—8.
М. ЛУКАШЕНКО. «Коокуренция» на рынке образовательных услуг. — №9. — С. 47—56.
C. МЕДВЕДЕВ. Болонский процесс, Россия и глобализация. — №3. — С. 31—36.
A. НОВИКОВ. Наука и практика сегодня. — №6. — С. 16—21.
Т. ПАНЬШИНА. Субъектная позиция человека и реформирование образования. — №12. — С. 32—35.
Н. РОДИОНОВА. Модель «экономического человека» в системе экономических знаний. — №9. — С. 56—67.
Б. САЗОНОВ, Н. МАКСИМОВ, Е. КАРАВАЕВА. Классификация образовательных программ: состояние и перспективы обновления. — №1. — С. 51—64.
B. СЕНАШЕНКО, Н. ВОЛОДИНА. ВТО и проблемы высшего образования. — №2. — С. 8—13. В. СЕНАШЕНКО, В. ХАЛИН. Не пора ли остановиться и осмотреться? — № 11. — С. 29—39. Г. ТКАЧ, В. ЧИСТОХВАЛОВ. Diploma Supplement. — №1. — С. 64—69.
Обсуждаем проблему
Л. АБРЕКОВА, М. ХУДОЯНЦ. О формировании готовности личности к экономической деятельности. — №3. — С. 100—102.
М. АРУТЮНЯН. Идея «корпоративного духа» в образовании: методологический анализ. — №2. — С. 78—82.
Л. АУХАДЕЕВА. Особенности коммуникативной культуры татарских и русских студентов.
— №12. — С. 105—110.
А. БАРАНОВСКИЙ. Корпоративные проекты в МОК. — №12. — С. 103—105. Н. БАГДАСАРЬЯН. Кто встанет за кафедру завтра? — №5. — С. 113—117. Ю. ВЕТРОВ, А. ИВАШКИН. Гуманизация и гуманитаризация инженерного образования. — №1. — С. 45—50.
Е. ВОЛОДАРСКАЯ. Студенчество и наука: анализ социальных представлений. — №2. — С. 90—95. М. ГЕЛЬВАНОВСКИЙ. Конкурентоспособность: микро-, мезо- и макроуровни. Вопросы методологии. — № 10. — С. 32—40. И. ГЛИКМАН. Качество образования и этика преподавателя. — № 5. — С. 117—121. О. ДОЛИНИНА. ИТ-образование сегодня: проблемы и перспективы. — №2. — С. 98—103.
Л. ДРОБЫШЕВА, Е. ПУГАЧЕВА. Обучение «на грани хаоса». - №4. - С. 91-95. В. ИВАНОВ, Т. КОЖЕВНИКОВА. Обучение инженеров-нефтяников в системе ДПО. - №8
- С. 25-29.
A. ИВАШКИН, А. ШАПОВАЛОВ. «Карьерная подготовка» менеджера. - №3. - С. 93-96.
B. ИЩЕНКО, З. САЗОНОВА. Инженер: работа «на стыке» профессий. - №4. - С. 106-110.
B. ИЩЕНКО, З. САЗОНОВА. Интеграция образования, науки и производства. Опыт практического решения. - № 10. - С. 23-31.
И. ЗАДОРОЖНЮК. Потенциал негосударственных вузов с позиций экономики образования. - № 9. - С. 110-118.
А. ЗАЙЧЕНКО. Подготовка переводчиков: методика содержательного дуализма. - №4. -С. 103-105.
Н. ЗВЕРЕВА, С. ШЕВЧЕНКО, О. КАТКОВА. Подготовка выпускника к социальной и профессиональной мобильности. - №6. - С. 89-93.
C. КИКТЕВ. О теории последипломного педагогического образования. - №9. - С. 131-133. Ю. КИРИЛЛИНА. Качество образования как комплексная проблема. - № 10. - С. 45-47. С. КОСТЕНКО. Жизнеутверждающая адаптация как образ жизни молодого человека. -
№9. - С. 128-131.
A. КОЧЕТОВА. Воспитание в вузе на основе коллективной деятельности. - №4. - С. 99-102.
B. КРУЧИНИН, И. ВИНОГРАДОВА. Рынок образовательных услуг: стратегия расширения.
- №6. - С. 97-101.
П. КУБРУШКО. Профессионально-педагогическое образование: вопросы теории. - №2. -С. 96-98.
В. КУЗНЕЦОВ. Психологический менеджмент в системе управления вузом. - №3. - С. 103-104. И. КУРАМШИН, А. ХАМИТОВА, В. ИВАНОВ. Проектирование непрерывной общехимической подготовки в университетском комплексе. - №10. - С. 40-45.
В. ЛАПТЕВ, С. ПИСАРЕВА. Подготовка кадров науки: стратегические ориентиры. - №4. -С. 86-90.
Р. МИНЗАРИПОВ. Гуманитарная среда классического университета. - №7. - С. 128-131. В. НЕЧАЕВ. Опыт построения рейтинговых показателей вузов. - №2. - С. 82-90. Л. НИКИТИНА, Ф. ШАГЕЕВА, В. ИВАНОВ. Технология формирования профессиональной компетентности. - №9. - С. 125-127.
Л. ОСИЛЕНКЕР. Дистанционное и традиционное образование: социально-экономическая эффективность. - №7. - С. 114-118. А. ПЕТРОВ, А. ХОВРИН, Л. ШАЛАМОВА. Организация воспитания в вузе. - №3. - С. 87-90. Р. ПЕТРУНЕВА. Воспитательная деятельность вуза: что оценивать и как? - №4. - С. 95-99. А. ПОПОВ, С. МИЩЕНКО. Олимпиадное движение студентов. - №3. - С. 90-93. М. РАЗАНОВ. О значении обучения ремеслу. - №5. - С. 121-124.
A. РОБОТОВА. Методология магистерского исследования. - №1. - С.28-36.
Н. РОСИНА. Организация СРС в контексте инновационного обучения. - №7. - С. 109-114. Б. САЗОНОВ, Ю. САЗОНОВА. Финансовая поддержка студентов: франчайзинговая модель. - №6. - С. 85-88.
З. САЗОНОВА. Инженерное образование в третьем тысячелетии (европейские тенденции и российские реалии). - №1. - С. 36-41.
З. САЗОНОВА, Т. ТКАЧЕВА, Н. ДЕМИДОВА. Раздел «Кинематика» в структуре совместной педагогической деятельности. - №8. - С. 18-25.
B. СЕНАШЕНКО, Н. ЖАЛНИНА. Самостоятельная работа студентов: актуальные проблемы. - №7. - С. 103-109.
Г. СИЛЛАСТЕ. Российская экономическая интеллигенция в современных условиях. - №5.
- С. 107-112.
И. СМИРНОВА. Модели обучения. - №3. - С. 96-99.
A. СОЛОВОВ. Дистанционное обучение: технологии и целевые группы. - №7. - С. 119-124. Л. СУНДСТРЕМ, С. МЕЛЬНИКОВА. Подготовка специалистов в сфере театрального искусства. - №5. - С. 124-127.
B. СУЧКОВ, В. ИВАНОВ, Е. КОРЧАГИН. Модель инженера-строителя: компетентностный подход. - № 12. - С. 110-115.
В. СУЧКОВ, Р. САФИН, Е. КОРЧАГИН. Диагностика качества содержания практической подготовки студентов. - №9. - С. 119-124. Д. ТРУНОВ. О гуманизации бизнес-образования. - №6. - С. 93-96.
В. ШАПОВАЛОВ, А. ИВАШКИН. Этапы «карьерной подготовки» в вузе. - №4. - С. 110-112. Н. ШЕСТАК. Технологии обучения в системе непрерывного профессионального образования. - №12. - С. 98-103.
Т. ЩЕЛИНА. Проблема воспитания и технологии подготовки социального педагога. -№7. - С. 125-128.
И. ЯРМАКЕЕВ. Гуманитарные смыслы педагогического образования. - №1. - С. 41-45.
Обсуждаем проблему: элитное образование И. МЕЛИК-ГАЙКАЗЯН. Методология моделирования структур элитного образования. -№11. - С. 57-75.
Н. ЛУКЬЯНОВА. Динамика коммуникативного пространства образовательных систем. -№11. - С. 75-86.
Е. ЖУКОВА. Социокультурная реальность Hi-Tech: изменение подготовки элиты будущего. - №11. - С. 86-96.
Педагогические технологии
О всемирном форуме «Online Educa Berlín». - №1. - С. 113-114. Е. ГЕВОРКЯН. E-learning в экономике, основанной на знаниях. - №1. - С. 114-118. О. ИЛЬЧЕНКО. Стандартизация новых образовательных технологий. - №4. - С. 42-47. А. ИЛЬИНСКИЙ. Проблема гарантий качества e-learning-программ. - №4. - С. 47-50. О. КОНОНОВА, О. МАРТЫНЕНКО, О. ЗАБЕЛИНА. Internet-репозиторий образовательных и научных ресурсов. - №4. - С. 51-53.
ONLINE EDUCA
О. ИЛЬЧЕНКО, Ю. ЛОБАНОВ. Оценка качества в распределенных системах обучения: технологический подход. - №11. - С. 97-103. Ф. НАСЦИМБЕНИ. Европейская ассоциация гарантии качества eLearning. - № 12. - С. 55-57. А. СОЛОВОВ. Электронное обучение - новая технология или новая парадигма? - № 11. - С. 104-112. У.-Д. ЭЛЕРС. О повышении грамотности в вопросах качества в сфере E-learning в Европе. -№12. - С. 43-54.
Электронное обучение и управление знаниями. - №11. - С. 113-116.
Из жизни вуза
Университет в эпоху реформ (Рассказывает ректор ПГЛУ Ю.С. Давыдов). - №1. - С. 70-112.
Кубанский государственный университет: в чем секрет успеха? (Интервью с ректором
B.А. Бабешко). - №2. - С. 35-40.
А. ГАВРИЛОВ, О. МИРОНОВА. Научно-инновационный комплекс университета. - №2. -
C. 40-43.
Н. КРАСНОВА. Подтверждаем статус классического...- №2. - С. 44-46. И. БРЕГЕДА. Роль филиалов в развитии регионов Кубани. - №2. - С. 47-50. И. ШЕВЧЕНКО, К. ЛИТВИНСКИЙ. Инновационные механизмы трудоустройства. - №2. -С. 50-55.
A. ЖДАНОВСКИЙ. Образовательная и научная поддержка инноваций в управлении. - №2. - С. 55-58.
Н. ЯКОВЕНКО. Система «факультет - наукоемкое производство». - №2. - С. 59-61. О. АГРОВА. Система довузовского образования в КубГУ. - №2. - С. 61-64. Ю. КОРОБКО. Изобразительное искусство: традиции и современность. - №2. - С. 65-68.
B. МОМОТОВ. Формирование правового сознания молодежи. - №2. - С. 69-70. М. ХУАДЕ. Научная библиотека КубГУ: вчера и сегодня. - №2. - С. 70-73.
Н. КРАВЧЕНКО. Вузовская газета в регионе. - №2. - С. 73-74.
Г. ГОВОРОВА. Международное сотрудничество - веление времени. - №2. - С. 74-77. Классический университет на Вятской земле. - №3. - С. 37.
Е. ПИМЕНОВ. Вятский государственный университет: концепция развития. - №3. - С. 38-43. В. КОЖИН. Наука в университете инновационного типа. - №3. - С. 43-48.
A. ГОЛОВАНОВ. Инновации в образовательной деятельности университета. - №3. - С. 48-52.
B. ВЛАДИМИРОВ, З. КАРПАСОВА, Г. МОКРЕЦОВА. Модернизация управления университетом: экономический аспект. - №3. - С. 52-56.
B. КОНДРАТОВ. Интеллектуальный ресурс развития региона (из истории вуза). - №3. - С. 57-60. И. ДАРМОВ. Микробиология: кадры решают все! - №3. - С. 60-63.
C. ЛИТВИНЕЦ, С. ФОМИН. Ставка на молодежь. - №3. - С. 63-66.
В. МЕЛЮКОВ, А. ЧИРКОВ, А. КОРЕПАНОВ. Инновационные направления в сварочной науке и технологии. - №3. - С. 67-70.
И. ТРУШКОВА. Гуманитарные технологии в образовании. - №3. - С.70-74. А. КРАСНЫХ. Научно-производственный центр «Электробезопасность». - №3. - С. 74-77. Т. ИВАНЦЕВА. Можно ли изменить место встречи? - №3. - С. 77-80. Т. КОРЧЕМКИНА. Электронная библиотека. - №3. - С. 80-83. Л. БЕЗВЕРХОВА. Архитектурный студенческий центр. - №3. - С. 83-86.
Уверенно смотрим в будущее (Юбилей Сев-КавГТУ). - №5 - С. 48.
Б. СИНЕЛЬНИКОВ. Университетское образование: новые приоритеты. - №5 - С. 49-53. Н. КАРГИН, Р. ГВОЗДИКОВ, Е. ВОЛОДИХИН, О. ЖУКОВА. Реализуем идею инновационного университета. - №5 . - С. 54-57. Ю. КУЛИКОВ, И. СВИСТУНОВ. Система оценки качества учебного процесса. - №5. - С. 57-60. И. ЦВИРИНЬКО. Комплексная система управления СевКавГТУ. - №5. - С. 60-64. Н. КЛУШИНА, И. ИГРОПУЛО. «Лицей - университет» - система научного образования. -№5. - С. 64-68.
Г. СЛЮСАРЕВ. Корпоративная информационная сеть вуза. - №5. - С. 68-73. А. ВИСЛОГУЗОВ. Информационные технологии в образовательном процессе. - №5. - С. 73-76. Ю. ВЕТРОВ, М. КОНДРАТЬЕВА. «Инженерная психология» в техническом университете.
- №5. - С. 76-81.
Л. АЛИЕВА, И. ЕВДОКИМОВ. Перспективы международного сотрудничества. - №5. - С. 81-85. Инновации - ресурс развития университета. - №6. - С. 42-47.
Ю. ЧЕБОТАРЕВСКИЙ, В. АТОЯН. СГТУ: трансформация на основе науки. - №6. - С. 48-56. А. СЛЕПУХИН, Л. КОСТЮЧЕНКО. Инженерное образование в свете Болонского процесса. - №6. - С. 56-64. Т. ОДИНЦОВА. Отдел маркетинга в инновационном вузе. - №6. - С. 65-70. А. БОЛЬШАКОВ. Интеллектуальные автоматизированные обучающие системы: методология создания. - №6. - С. 70-75. О. ДОЛИНИНА. Grid-технологии в управлении вузом. - №6. - С. 76-80. С. ФЕДЮНИНА. Проводник ценностей мультикультурализма. - №6. - С. 81-84.
Навстречу юбилею. (Интервью с ректором МАТИ А.П. Петровым). - №7. - С. 54-64.
A. ЧУМАДИН, В. ЕРШОВ. Подготовка кадров для аэрокосмической промышленности: проблема стандарта. - №7. - С. 65-69.
B. СУМИНОВ, Е. ГРЕБЕНЮК. Опыт целевой подготовки инженерных кадров. - №7. - С. 69-72. А. ХОВРИН. Социальное партнерство в условиях университета. - №7. - С. 73-77.
A. ИЛЬИН, П. БАБАЕВСКИЙ. Подготовка в области материаловедения и технологии материалов. - №7. - С. 77-81.
C. СУХОВ, А. РЯХОВСКИЙ. Опыт довузовской подготовки и профориентации. - №7. - С . 82-85.
B. ВАСИЛЬЕВ, А. ЛОЗОВАН. Молодежная наука в инновационном вузе. - №7. - С. 85-89. И. БОЛОТИН. МАТИ: развитие социогуманитарного образования. - №7. - С. 89-92.
В. СПЕКТОР, А. СИЛУЯНОВ. Единая информационная система вуза. - №7. - С. 92-96. Л. ШАЛАМОВА. Социальная активность молодежи: принципы управления. - №7. - С. 96-99. Н. МУРАВЬЕВА. Вузовские медийные ресурсы. - №7. - С. 99-102.
Миссия социального служения.. (Интервью с ректором РГСУ В.И. Жуковым). - №8. - С. 31-40. Л. ЛАПТЕВ. Подготовка кадров для социальной сферы: инновационная практика. - №8. - С. 41-44. Г. ОСАДЧАЯ. Научно-образовательный комплекс университета. - №8. - С. 45-49. Т. ЮДИНА. Система менеджмента качества: инновационные технологии. - №8. - С. 49-51. Л. ПРОХОРОВА. Воспитательная работа. - №8. - С. 52-57.
В. ЧЕШИХИНА. Реабилитационные технологии как средство повышения качества жизни.
- №8. - С. 57-59.
A. КОСТЬЕВ. Шахматное образование. - №8. - С. 59-63.
B. ЗАХАРКИН. Безопасность труда и экология. - №8. - С. 64-66.
Б. БЕСПАРТОЧНЫЙ. Социальное образование в регионе. - №8. - С.66-68. Н. ШЛИХУНОВ. Ветераны в строю. - №8. - С.68-72.
Живые традиции и инновации: опыт ТГГПУ. - №9. - С. 76.
З. НИГМАТОВ. Университетское образование: гуманитарно-ориентированный инновационный подход. - №9. - С.77-82. Р. ЗАМАЛЕТДИНОВ. Билингвизм и полилингвизм в сфере высшего образования. - №9. - С. 82-85. Ф. СИТДИКОВ. Научная школа - основа креативного потенциала вуза. - №9. - С. 85-87.
B. ГАЛЕЕВ. О проекте региональной инфраструктуры информационной поддержки педагога. - №9. - С. 88-91.
Р. ВАЛЕЕВА, С. УСОВА. Учебно-исследовательская работа студентов - средство самореализации личности. - №9. - С. 91-95.
Э. ХАБИБУЛЛИНА. Подготовка студентов к творческой деятельности. - №9. - С. 95-99. А. ВАЛЕЕВ. Студенческий самодеятельный театр. - №9. - С. 99-102.
Э. МИНУЛЛИНА. Роль учителя в нравственном воспитании женщины: исторический контекст. - №9. - С. 102-105.
Э. ГИЛАЗОВА. От узкой профессионализации к фундаментализации. - №9. - С. 105-108. Э. ШАЯХМЕТОВА. Подготовка учителей физики: деятельностью подход. - №9. - С. 108-109.
Гуманитарный университет на Дальнем Востоке (Интервью с ректором ДВГГУ М.И. Кос-тенко). - №12. - С. 58-65. М. АРУТЮНЯН. Мировоззрение: онтологические основы «пайдейи». - №12. - С. 66-71. Л. ФАРАФОНОВА. Некоторые аспекты гражданского образования молодежи. - № 12. - С. 71-74. А. БЕЛЯНИНА. Метод проектов в обучении иностранному языку. - №12. - С. 74-78. Е. ЩУЧКОВСКАЯ. Исследование рефлексии у студентов ДВГГУ. - № 12. - С. 78-80. О. ШАЛАМОВА. Развитие ключевых компетенций будущего учителя иностранного языка.
- №12. - С. 81-84.
К. ПОЛУРЕНКО. Спортивно-гуманистическое воспитание студентов. - №12. - С. 84-86. А. ИЩЕНКО. Здоровье как ценность и педагогическая практика. - №12. - С. 87-89. Е. НАБИВАЧЕВА. Проблемы адаптации иностранных студентов в вузе. - № 12. - С. 89-92. Л. ЧЕРНЫШЕВА. О психологическом сопровождении образовательного процесса. - №12.
- С. 92-95.
C. ЕКИМОВА. Волонтерское движение в гуманитарном вузе. - №12. - С. 95-97.
Экономика образования Е. ГЕВОРКЯН. Кадры высшей школы: актуальное состояние. - №9. - С. 23-31. Г. КЛЕЙНЕР. Микроэкономика знаний и мифы современной теории. - №9. - С. 32-37. Р. ФАТХУТДИНОВ. Управление конкурентоспособностью вуза. - №9. - С. 37-38.
A. ЮДАНОВ. Выбор стратегии - решающий фактор конкурентоспособности. - №9. - С. 39-46.
Юбилей
Ставка на интеллект. (Интервью с ректором В.И Трухачевым). - №2. - С. 104-109. Ю. ЛОБЕЙКО, Н. ЗАРУБИНА. Интеграция образования, науки и производства. - №2. -С. 110-114.
М. ВОРОНИН, Е. ХОХЛОВА. Качество - стратегия XXI века. - №2. - С. 114-118. И. ЛЯКИШЕВА. Экономический факультет открывает двери в будущее. - №2. - С.118-121. Т. РОЗОВА, В. ИВАШОВА. Современная стратегия управления качеством в вузе.- №2.-С. 122-125.
B. МОРОЗОВ, С. СОТНИКОВА. Путь в большую науку. - №2. - С. 125-128. Н. ВОРОБЬЕВ. Мини-Банк. - №2. - С.128-129.
C. ТАРАСОВА, Е. ТАРАНОВА. Становление специалиста: психолого-педагогический мониторинг. - №2. - С.129-132.
И. МАКЛАКОВ, И. КАРГАЛЕВ. Мы вместе сможем сделать больше...- №2. - С.133-135. Н. КУЛЬКИН. Издательство «Агрус». - №2. - С. 136-139.
B. ЕРОХИН. Международное сотрудничество СтГАУ: успехи и перспективы. - №2. - С. 139-142. А. СМОРОДИНА. Доступность, открытость, качество, эффективность! - №2. - С. 142-144.
Соединяя духовность и прагматизм (Интервью с ректором Л.А. Заксом). - №3. - С. 105-112. И. КОЩЕЕВА. Устремленность в будущее. - №3. - С. 113-116. Л. МЯСНИКОВА. Научные школы в негосударственном вузе. - №3. - С. 117-120. Г. ЗБОРОВСКИЙ, Е. ШУКЛИНА. Эффективность профессиональной подготовки: проблемы социологического измерения. - №3. - С. 121-126.
А. СЕМИТКО. Юридический факультет: «болонский» формат и качество образования. -№3. - С. 127-130.
C. БАЛМАЕВА. Современный журналист: универсальность и ответственность. - №3. - С. 130-133. А. ПУЧКОВ, Е. БАТЮТА. Факультет социальной психологии - образование для жизни. -
№3. - С. 133-137.
С. ГЛУШКОВА. Права человека как ценность образовательного процесса. - №3. - С. 138-141. На пути интеграции классических ценностей и инноваций. - №4. - С. 54.
В. ШАПОВАЛОВ. 10 лет в парадигме классического образования. - №4. - С. 55-64. Л. ЩЕРБАКОВА, З. КАЗАЧКОВА, Э. НАВАСАРДОВА. Юридический факультет: направления инновационного развития. - №4. - С. 65-70.
A. СЕРЕБРЯКОВ. Факультет филологии и журналистики в современной образовательной парадигме. - №4. - С. 70-76.
И. ЧЕРНОГОРОВА, Е. ПОТЕХИНА. Региональный центр Интернет-образования. - №4. -С. 77-81.
О. АХВЕРДОВА. Духовность как основа высшего образования. - №4. - С. 81-84.
СГСЭУ: вчера, сегодня, завтра. (Интервью с В.А. Динесом). - №8. - 89-95. М. ПОПОВ, А. ГУГЕЛЕВ, Э. КОРОТКОВ, Н. ЯШИН. Повышение качества образования -основа развития университета. - №8. - С.96-104.
B. РУСАНОВСКИЙ. Научный облик университета. - №8. - С. 105-112. И. УМАНСКИЙ. Университет: инновационный путь. - №8. - С. 113-117.
А. СЫТНИК, С. ПАПШЕВ. Информационные технологии в СГСЭУ. - №8. - С. 117-122. Г. СЕМЕНОВА. ДПО: новое качество. - №8. - С. 123-127. Г. ШЕВАШКЕВИЧ. Филиалы университета. - №8. - С. 128-131.
Экономическое образование на благо России! - № 10. - С.48. А. МИХАЙЛУШКИН. Мы сильны нашими корнями. - №10. - С. 49-54.
A. ФЕДОРКОВ. Во главе инженерно-экономического образования России. - №10. - С. 54-57. О. ГОНЧАРУК. Кузница кадров. - № 10. - С. 58-61.
Е. СМИРНОВ. Наука в ИНЖЭКОНе. - № 10. - С. 62-66.
Т. МАСЛОВА. От качества образования - к качеству жизни. - № 10. - С. 66-69.
B. ЛИМОНОВ. Воспитательная деятельность университета. - №10. - С. 69-72. И. БЫСТРОВ. Международная деятельность. - № 10. - С. 72-74.
В. ПЫЖ. ИНЖЭКОН по всей России. - № 10. - С. 74-79.
В. КОРАБЕЛЬНИКОВ, М. ГОРЧАКОВА-СИБИРСКАЯ. Клуб деканов. - №10. - С. 79-81. Е. ЖГУЛЕВ. Дополнительное профессиональное образование. - №10. - С. 82-84.
B. КОЛОМИНОВ. Взгляд сквозь столетие. - № 10. - С. 84-88.
От Курсов пожарных техников до первого пожарно-спасательного университета России. (Интервью с ректором В.С. Артамоновым). - №11. - С.117-125. Н. УТКИН. Научная деятельность университета. - №11. - С. 126-129. А. ШЛЕНКОВ, В. СОЛНЦЕВ. Формирование профессиональных компетенций выпускников, эффективность службы и текучесть кадров. - №11. - С. 130-133.
C. АЛЕКСЕЕВ. Первое пожарно-техническое учебное заведение в России. - №11. - С. 134-142.
Наши интервью
«Кризис - это шанс!..» (Беседа с Клаусом Вашиком). - №1. - С. 119-130.
Социология образования
О. АЛЕКСАНДРОВА. Высшее образование и структура российской экономики. - №5. - С. 27-36. И. АРТЮШИНА. Инструмент коммуникации между вузами и рынком труда. - №6. - С. 28-31. Л. АУХАДЕЕВА. Коммуникативная культура «городских» и «сельских» студентов. - №8. -С. 84-88.
О. БОГОСЛОВСКАЯ. Мотивация получения высшего образования в контексте профессии.
- №5. - С. 44-47.
A. ДОВЕЙКО. Образовательные ориентации вузовской молодежи в условиях рынка. - №5.
- С. 37-44.
Г. ЗБОРОВСКИЙ, Е. ШУКЛИНА. Социология образования: задачи и парадигмы. - №1. -С. 131-138.
Б. КУШНИН, И. КАДАТСКАЯ. Мониторинг трудоустройства выпускников пермских вузов. - №1. - С. 148-150.
B. МЕСЬКОВ, Ю. ТАТУР. О возможности приобретения гуманитарных компетенций в вузе.
- №8. - С. 73-83.
Т. МИЛЯЕВА, Н. ВОЛКОВА. Кадровая политика (методический инструментарий). - №1. -С.139-148.
Р. МИНЗАРИПОВ. Университет - среда социализации молодежи. - № 10. - С. 97-99. А. ОСИПОВ, Н. МАТВЕЕВА, В. ТУМАЛЕВ. О научной и профессиональной компетенции в социологии образования. - №6. - С. 32-38.
М. РОЗЕНОВА. Ценность любви в представлениях современных студентов. - №6. - С. 38-41. Н. СЕГЕДИНА. Инновационные диспозиции работников: социологическая диагностика. -№10. - С. 89-92.
Н. СОРОКИНА. Модели и технологии управления образовательными учреждениями. - № 10.
- С. 93-96.
Философия образования В. ИМАКАЕВ. Учитель и ученик: сотворчество образовательной реальности. - № 10. - С. 113-120. Ю. ТЮННИКОВ, М. МАЗНИЧЕНКО. Педагогическая реальность: феноменология, мифология, предмет научного исследования. - №10. - С. 121-130.
В помощь аспиранту
И. МЕЛИК-ГАЙКАЗЯН, Е. РОГОТНЕВА, М. МЕЛИК-ГАЙКАЗЯН. Информационные условия достижения мечты. - №5. - С. 144-148. Н. КУЗНЕЦОВА. Наука: духовный и культурный контекст. - №4. - С. 113-128. В. ПОРУС. Феномен «советской философии». - №11. - С. 154-166. В. ПОРУС. Философия науки: современные интерпретации. - №5. - С. 128-143. М. РОЗОВ. Неклассическая наука и проблема объективности знания. - №2. - С. 145-154.
Научный дебют
А. АБАШИНА. Подготовка кадров к работе с безнадзорными несовершеннолетними. -№11. - С . 143-145.
Т. БАКИРОВ. Основы формирования экологической культуры учащихся. - № 12. - С. 134-135. Е. БАЛАНДИНА. Коммуникативная компетентность медицинских работников. - №11. -С. 152-153.
Т. БОНДАРЕВА. Подготовка студентов к социальной работе с пожилыми людьми. - №11.
- С. 148-150.
О. КАРНАУХОВА, А. ПЕРЕБАЕВА, В. ШЕРШНЕВА. Специфика компетентностного обучения в филиалах вузов. - №11. - С. 145-146. И. УШАТИКОВА. О работе учителей с одаренными детьми. - №11. - С. 151-152. М. ФАБИНСКИЙ. Религиозность населения в годы гражданской войны. - № 12. - С. 136-137. И. ФАТКУЛЛОВ. Подготовка учителя в контексте педагогической традиции. - № 12. - С. 132-134. Е. ШИШОВА. Формирование коммуникативной компетентности учителя. - №11. - С. 147-148. Л. ЯКУШКИНА. Личностно-дифференцированный подход. - №12. - С. 131-132.
Образование за рубежом Я. БЕККЕР. «Евростандарт» германского высшего образования. - №10. - С.131-140. Ж. ДЖАНАБАЕВ, Г. КЕНЖИБАЕВА, С. ДОСЫБЕКОВ, О. ВОСКРЕСЕНСКАЯ. «Инженерная графика» и кредитная система. - №10. - С. 147-149.
ЛИНЬ Юсю. От Единого вступительного экзамена к многовариантным формам приема (Опыт Тайваня и России). - № 10. - С. 140-146.
И. ЛОМАКИНА. Открытый метод координации в образовательной политике Евросоюза. -№12. - С. 125-130.
М. НОРЕКЯН. Все ли так плохо в системе образования? - №5. - С. 149-154. О. ОЛЕЙНИКОВА, А. МУРАВЬЕВА. Социальное партнерство в сфере профессионального образования в странах Европейского союза. - №6. - С. 111-120. ПАНЬ Шугуан. Изучение русского языка в Китае. - №12. - С. 122-124. З. САЗОНОВА, А. СОЛОВЬЕВ. Инженерное образование - приоритет глобального развития. - №12. - С. 116-122.
Образование. Культура. СМИ Л. АКОЕВА. Просветительское телевидение в полиэтничном регионе. - №12. - С. 145-148. М. БОГДАНОВИЧ. Библиофильство как феномен книжной культуры. - №12. - С. 148-150. О. ДЕМЧЕНКО. Редактор и режиссер - партнеры или конкуренты? - №12. - С. 150-152. Б. САПУНОВ. Медиакультура без культуры? - № 12. - С. 138-142.
И. ЦАТУРОВА, А. ЯКОВЛЕВ, М. АФАНАСЬЕВ, К. АВЕТИСОВА. Медиакомпетенции в глобальном информационном обществе. - №12. - С. 142-145.
Военная кафедра
М. БОТОВ. Научно-методическое обеспечение военно-гражданского образования. - №6.
- С. 107-110.
И. КУРАМШИН, В. ЧИСТОУСОВ. Дополнительная военно-профессиональная подготовка в инженерном вузе. - №6. - С.102-106.
Страницы истории
М. КИСЕЛЕВА. «Могилянцы» на Московском дворе: книжность или ученость? - №1. - С. 157-165.
В. ПЕТРИК. Из истории подготовительных отделений в Сибири. - №4. - С. 155-157.
Н. РУМЯНЦЕВА. Педагогические советы Сперанского. -№6. - С.146-150.
Б. ТЕБИЕВ, С. КУЛИНА. Гражданином быть обязан... (Из истории российского студенчества). - №1. - С. 151-156; №4. - С. 148-154; №6. - С .133-145.
Память
В. КОЛЕСНИКОВ, Е. ОЛЕСЕЮК, А. ШУЛУС. Дорога длиной в два с половиной столетия. -№5. - С. 95-101.
В. МАСЯГИН. Традиции офицерского корпуса ВМФ в военно-профессиональной подготовке. - №5. - С. 102-105.
В. ПРИХОДЬКО. А. СТАХЕВИЧ, Н. ШАШИНА. МАДИ в годы Великой Отечественной войны: научно-исследовательская деятельность. - №5. - С. 86-95.
Кругозор
Ю. ГРАНИН. Роль образования в формировании российской нации. - №10. - С. 150-156.
Л. ГРИБОВ. Россия и Европа. - №2. - С. 155-158.
Г. КУРГАН. Отечественная история: смена парадигмы. - №2. - С.159-161.
В. ПРОНИН. Кафка, Солженицын и шестидесятники. - №9. - С. 158-162.
Н. РУМЯНЦЕВА. М.М. Сперанский и русская речь. - №8. - С. 164-171.
А. ФАТЕЕВА. Екатерина II как писатель. - №6. - С. 121-132.
А. ЯКУШЕВ, Д. КАЗНАЧЕЕВ, А. КЛИМОВ. Кого следует называть «знаменитым ученым»? - №2. - С.162-164.
Остается людям
Е. ГАЛИЦКИХ. Д.С. Лихачев: раздумья о воспитании. (Мастерская ценностных ориента-ций для студентов и преподавателей вузов). - №10. - С. 108-112.
А. КИСЕЛЕВ. Философское кредо (И. Ильин). - №1. - С. 166-176.
Л. САНКИН. Дмитрий Лихачев - имя университетское. - №10. - С. 100-107.
Редакционная почта
A. АНДРЕЕВ. Подготовка преподавателей высшей школы. - №5. - С. 160-162.
М. АРХАНГЕЛЬСКАЯ, А. АРХАНГЕЛЬСКАЯ, М. КОРОТЯЕВА. «Методологизация» как элемент профессионального образования. - №9. - С. 156-157.
Л. БЕЛОВА. ИКТ в профессиональной подготовке экономистов. - №4. - С. 136-138.
Н. БЕРКИН, В. ИВЕНИНА, В. МОНЖИЕВСКАЯ. О проблемах географического образования. - №6. - С. 160-162.
П. БОЙКО. Актуальность абсолютного идеализма. - №3. - С. 144-147.
Д. ВАСИЛЬЕВ. Электронная версия журнала. - №10. - С. 167-168.
Ю. ВЕТРОВ. Высшее образование: проблемы, перспективы. - №11. - С . 168-172.
Ю. ВЕТРОВ, О. БОНДАРЕНКО. Подготовка профессионалов в сфере культурного сервиса: case studies. - №8. - С. 174.
Н. ВЕЩЕВА. Ставка на «опережающих». - №12. - С. 158-160.
B. ВОРОБЬЕВА. Выездные занятия по экологии в военном вузе. - №9. - С.146-147.
C. ГИЛЬМИЯРОВА. Экологическое образование в американских университетах. - №12. -С. 153-155.
В. ГОРБАЧЕВ, А. СМЫК. «Концепции современного естествознания»: электронный комплекс. -№12. - С. 156-158.
В. ДЕНИСОВ, Н. СЕРЕБРЕННИКОВА, В. МОРОЗОВ. Опыт подготовки специалистов-химиков: многоуровневая система. - №6. - С. 153-155.
Н. ДУДКИНА, Г. ГУРЬЕВ. Алгоритмизация процесса обучения в техническом вузе. - №3. -С. 150-152.
B. ЖУРКО. Оптимизация управления высшим образованием. - №12. - С. 155-156.
Н. ЗЕЛЕНКО. Методическая подготовка учителя технологии (интегративный подход). -№4. - С. 132-134.
Р. КАНБЕКОВА. О математической подготовке учителей. - №7. - С. 160-161.
Л. КАРТАШОВ. Как внедрять вузовские научные разработки. - №6. - С. 151-153.
C. КИКТЕВ. Последипломное образование: подготовка преподавателей. - №4. - С. 140-143.
Н. КЛУШИНА, Н. ШИРЯЕВА. «Лицей - вуз»: преподавание непрофильной дисциплины. -№7. - С. 157-159. В. КОСЫРЕВ. Культура учебного труда студента. - №5. - С. 156-158. М. КОЧЕТКОВ. Нужен здоровый консерватизм. - №6. - С. 157-159.
A. КРУПЧЕНКО. Профессиональная лингводидактика. - №5. - С. 158-160.
B. ЛЕДНЕВ. Спортивный менеджер - новая профессия. - №4. - С. 143-144.
A. ЛИВАНДОВСКАЯ. Внешняя и внутренняя среда вуза: влияние на качество образования.
- №7. - С. 152-154.
О. МАКАРОВА. Внеаудиторная работа студентов в системе социального образования. -№10. - С. 163-165. Б. МИСИКОВ. Современный вуз: дуализм целей. - №11. - С.167-168. О. ОВЧЕНКОВА. Формирование педагогической позиции. - №12. - С. 160-161. Н. ОРЛОВА. Экологическая подготовка офицеров-пограничников. - №2. - С. 167-168. И. ПАВЛОВА. Музыкальное образование в этнорегионе: ценностные ориентации. - №5. -С. 155-156.
О. ПЛОТНИКОВА, В. СУХАНОВА. Практикум по физике в экономическом вузе. - №6. - С. 155-157. Т. ПОМЫТКИНА. Наркозависимость как психолого-педагогическая проблема. - №11. - С . 172-174.
B. ПОРТНЫХ. О воспитании самостоятельности студентов. - №7. - С. 155-157.
Ж. ПУСТОВАЛОВА, О. ПЕТРОВА, Л. РЯЗАПОВА, А. КОЧНЕВ. О формировании коммуникативных умений в техническом вузе. - №2. - С. 165-167. Н. РУБЦОВА. Об информационной избыточности лекционного курса. - №7. - С. 151-152. Р. САБЕКИЯ. Экологическая парадигма модернизации образования. - №9. - С. 152-154. Н. САМСОНОВА, И. ИЕРОНОВА. Профессиональный тренинг. - №3. - С. 143-144. И. СЛЕПЦОВА. Модель инновационного колледжа. - №10. - С. 165-166. В. ФЕДОРОВ, Е. КОЛЕГОВА, Л. МАЗАЕВА. Качество педагогической деятельности: проблемы измерения. - №4. - С. 134-136. П. ХРОМЕНКОВ. Межнаучные связи как средство общепедагогической подготовки. - № 10.
- С . 161-163.
Н. ХРУСТАЛЬКОВА. Социальный педагог: помощь профессионально-замещающей семье.
- №11. - С. 175-176.
М. ХУДОЯНЦ. Муниципальный служащий: проблема профессионализма. - №8. - С.172-174. М. ХУДОЯНЦ, Л. АБРЕКОВА. Муниципальный служащий: система компетенций. - №4. -С. 145-147.
Ш. ХУСАИНОВ. Личностно-развивающее образование в условиях двуязычия. - №10. - С . 157-160. Е. ЧАПАЕВА. Студенческий взаимоконтроль знаний. - №9. - С. 149-151. В. ЧЕРНОВ. Воспитание в вузе: роль гуманитарных дисциплин. - №9. - С.147-149. М. ЧУБАРОВ, Л. КОЛОКАТОВА. Физическое воспитание: личностно-ориентированная модель. - №9. - С. 154-156.
Ф. ШАГЕЕВА, В. ИВАНОВ. Современные образовательные технологии (Опыт инженерного вуза). - №4. - С. 129-132. Л. ШАЛАМОВА. «Организационное поведение»: проблемы учебного курса. - №4. - С. 139-140. А. ЯКУШЕВ, С. КОНОНОВА. Присуждение ученых степеней в университетах Российской империи. - №3. - С. 147-150.
Рецензии. Информация
Е. АСТАХОВА. Нравственные императивы интеллигенции. - №4. - С. 160. М. БАЗИКОВ. Образовательный ресурс и человеческий потенциал. - №3. - С. 157-159. И. БОЛОТИН. Новое в экономике образования. - №3. - С. 155-157.
О. ВОЛКОГОНОВА. Мифологические основы национальной идентичности. - №7. - С . 162-164.
A. ГОРДЕЦОВ. Испытанный временем. - №3. - С. 159-160.
Ю. ЕВСЕЕВ. М. ЧУБАРОВ, Л. КОЛОКАТОВА. Физическая культура как гуманитарный проект. - №12. - С. 162-163.
B. КАДЫШЕВСКИЙ. Основы физики: теоретики - практикам. -№9. - С. 163-165. Г. КЛЮЧАРЕВ. Маргинал с дипломом. - №5. - С. 166-167.
Н. КУДРЯВАЯ. «Универсальный уникум». - №5. - С. 165-166.
Г. ЛОНЦОВА. Дистанционное образование: новые возможности - новые профессии. -№7. - С . 164-166.
Е. МАЛЮГА. Деловое общение: лингвистические аспекты. - №6. - С. 166-167. О. ПЕТРУНИНА. Константинополь и Петербург: из истории Восточного вопроса в XIX в.
- №4. - С. 158-159.
Г. ФОМЕНКО, Л. ОЖИГОВА. Встреча психологов и философов. - №3. - С. 153-154.
A. ХЛЕБНИКОВ, А. ХМЕЛИНИН. VI школьные Харитоновские чтения. - №6. - С. 163-164. Ю. ЧУВАШЕВ. Учебник гармонии. -№9. -С. 165-167.
B. ШВЫРЕВ. Культура аргументации как педагогическая проблема. - №5. - С. 163-165. В. ШИЛЬНИКОВА. Новая серия. - №6. - С. 167-168.