РЕФОРМА ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СОСТОЯНИЕ И ВОПРОСЫ ВЫСШЕГО И ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ
Ш. В. ТЛЕПИНА*
В статье рассматриваются вопросы высшего и послевузовского юридического образования в Казахстане. Высшее и послевузовское образование в Казахстане реализуется в соответствии с Болонским процессом по кредитной технологии обучения. Высшее и послевузовское образование построено на трехуровневой системе: бакалавриат — магистратура — докторантура. Названы другие обязательные элементы Болонского процесса. Автор статьи отмечает проблемные вопросы в современной подготовке кадров-юристов и вносит свои предложения по их разрешению. Внимание уделено и деятельности Республиканской учебно-методической секции по группе специальностей «Право» министерства образования и науки Республики Казахстан.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: высшее и послевузовское образование, Болонский процесс, бакалавриат — магистратура — докторантура, юридическое образование, учебно-методическая секция, рамка квалификаций, аккредитация, образовательные программы, академическая мобильность, образовательная политика Казахстана.
TLEPINA SH. V. STATE OF AFFAIRS AND THE ISSUES IN HIGHER AND POSTGRADUATE LEGAL EDUCATION IN KAZAKHSTAN
The article examines the issues of higher and postgraduate legal education in Kazakhstan. Higher and post-graduate education in Kazakhstan is implemented in accordance with the Bologna process and the credit technology of education. Higher and postgraduate education is built on a three-level system: Bachelor — Master — Doctorate. Other obligatory elements of the Bologna process are named. The author points out the problematic issues in the modern approach to training lawyers and makes suggestions for their resolution. Attention is paid to the activity of the Republican teaching-methodical section on the «Law» group of specialties of the Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan.
* Tlepina Sholpan Valeryevna — Doctor of Law, Professor at the Chair of International Law of the Faculty of Law of the L.N. Gumilev Eurasian National University. E-mail: [email protected] © TnenuHa l±l. B., 2014
144
Шолпан Валерьевна Тлепина, доктор юридических наук, профессор кафедры международного права юридического факультета Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева
KEYWORDS: higher and postgraduate education, The Bologna Process, Bachelor, Master and PhD-bachelor's, master's and doctoral degrees, legal education,educational and methodological section, Qualifications Framework (QF), accreditation, educational programs, academic mobility, educational policy of Kazakhstan.
ВВЕДЕНИЕ
Система высшего образования представляет одну из важнейших сфер общественной жизни, обеспечивая, с одной стороны, сохранение и передачу научных знаний и навыков, национального и культурного наследия, а с другой — прогресс общества в целом. Вместе с тем динамика политико-правовых отношений, глубокие преобразования в обществе выдвигают новые требования к правовым и организационно-методическим основам функционирования системы высшего профессионального образования.
В марте 2010 г., в год председательства Республики Казахстан в ОБСЕ, в Вене (Австрия) и Будапеште (Венгрия) прошли конференция министров образования и II Форум министров образования европейских стран. На Форуме было принято окончательное решение о присоединении Казахстана к Болонской декларации. Казахстан стал 47-й страной — участницей Болонского процесса и первым подписавшим Болонскую декларацию центральноазиатским государством, членом европейского образовательного пространства.
В соответствии с основными положениями названной Декларации Болонский процесс осуществляется под совместным председательством страны, председательствующей в Европейском союзе, и страны, не входящей в его состав. Так, Республика Казахстан совместно с Грецией выступали председателями в Болонском процессе с 1 января по 30 июня 2014 г. Сопредседатели несут совместную ответственность за продвижение целей и действий, обозначенных в Болонской декларации.
В свете болонских реформ образовательная политика Казахстана нацелена на развитие в соответствии с мировыми стандартами, улучшение качества образования и интеграцию в международное научно-образовательное пространство. В связи с этим основными приоритетами для Казахстана в сфере образования выступают качество и доступность высшего образования, эффективность в финансировании, интернационализация и полиязычие образования, социальная ответственность в образовательной сфере.
Со дня подписания Болонской декларации в Казахстане проведена последовательная работа по сближению отечественной системы высшего образования с системами стран — участниц Болонского процесса: обновлена нормативно-правовая база высшего и послевузовского образования; проведены институциональные преобразования; вузы ведут подготовку кадров в соответствии с трехуровневой моделью: бакалавриат — магистратура — докторантура по кредитной технологии обучения; разработана казахстанская модель перезачета кредитов по типу ECTS. Национальные вузы практикуют выдачу общеевропейского приложения к диплому; внедрена компетентностная модель подготовки кадров, которая ориентирует процесс обучения на потребности рынка труда. Расширение академической свободы вузов дает им возможность формировать образовательные
145
РЕФОРМА ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
программы с привлечением работодателей и социальных партнеров. Образовательные программы разрабатываются вузами в соответствии с Дублинскими дескрипторами.1 Тем самым создано правовое поле для развития академической мобильности в мировом масштабе и в государственном.
Вопросы состояния и перспективы развития высшего юридического образования рассматриваются в свете Сорбонской (25 мая 1998 г., с участием Франции, Германии, Италии и Великобритании2) и Болонской деклараций (19 июня 1999 г., 29 европейских государств),3 других международных организационно-правовых документов, регулирующих современное высшее образование.
Правовыми основами предоставления высшего и послевузовского юридического образования являются нормативные правовые акты, подзаконные акты Республики Казахстан.4
1 Дублинские дескрипторы — это три последовательные ступени, определенные в Болонском процессе, обобщенные описания широкого круга результатов обучения в соответствии с Болонским процессом.
2 Совместная декларация о гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования четырех министров, представляющих Великобританию, Германию, Францию и Италию, г Париж, Сорбонна, 25 мая 1998 г // http://www.umo.ifmo.ru/ mat_bolon.doc (2013. 30 мая).
3 Зона европейского высшего образования. Совместное заявление европейских министров образования, г. Болонья, 19 июня 1999 г. // http://www.spbu.ru/News/edusem/ bol.htm (2013. 30 мая).
4 Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 г. № 319-III «Об образовании» (с изм. и доп. по состоянию на 18.02.2014) // Параграф. Информационная система // www.Zakon. kz (2014. 23 июня); Закон Республики Казахстан от 18 февраля 2011 года № 407-IV «О науке» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 13.01.2013) // Параграф. Информационная система // www. Zakon.kz (2014. 23 июня); Закон Республики Казахстан от 11 января 2007 г. № 214-III «О лицензировании» (с изм. и доп. по состоянию на 04.07.2013) // Параграф. Информационная система // www. Zakon.kz (2014. 23 июня); Указ Президента Республики Казахстан «Об утверждении Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы» от 7 декабря 2010 года № 1118 (с изм. и доп. по состоянию на 02.11.2012) // Параграф. Информационная система // www.Zakon. kz (2014. 23 июня); План мероприятий на 2011-2015 годы по реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы (I этап), утв. постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 февраля 2011 г. № 130 (с изм. и доп. по состоянию на 01.04.2013) // Параграф. Информационная система // www.Zakon.kz (2014. 23 июня); Правила организации учебного процесса по кредитной технологии обучения, утв. приказом министра образования и науки Республики Казахстан от 20 апреля 2011 г. № 152 // Параграф. Информационная система // www.Zakon. kz (2014. 23 июня); Приказ министра образования и науки Республики Казахстан «Об утверждении Типовых правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся» от 18 марта 2008 г. № 125 (с изм. и доп. по состоянию на 29.08.2013 № 360) // Параграф. Информационная система // www.Zakon. kz (2014. 23 июня); Закон Республики Казахстан от 6 января 2011 г. № 377-IV «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан» (с изм. и доп. по состоянию на 10.06.2014) // Параграф. Информационная система // www. Zakon.kz (2014. 23 июня); Положение о РУМС высшего и послевузовского образования, утв. приказом министра образования и науки от 16 июня 2008 г. (с изм. и доп. по состоянию на 05.03.2013) // Параграф. Информационная система // www.Zakon.kz (2014. 23 июня); Совместный приказ и. о. министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан и министра образования и науки Республики Казахстан от 24 сентября 2012 г. № 373-е-м «Об утверждении Национальной рамки квалификаций» (с изм. и доп. от 28 сентября 2012 г. № 444, 18 декабря 2013 г. № 665-е-м, 10 января 2014 г. № 6); др. Среди ГОСО следует
146
Организационно-методические основы реформирования юридического образования в XXI в. выдвигаются в разряд наиболее значимых проблем. Среди них следует назвать новые требования к подготовке юридических кадров; внедрение инноваций в учебный процесс, в том числе в его организацию; активное заимствование зарубежного опыта.
Вообще к проблемам образования всегда было приковано внимание исследователей.5 В советский период в исследовании вопросов высшего юридического образования были обозначены вопросы его становления и развития, некоторые аспекты преподавания юридических дисциплин.6
назвать ГОСО высшего и послевузовского образования — Государственный общеобязательный стандарт высшего образования; Государственный общеобязательный стандарт послевузовского образования: раздел 1 «Магистратура», раздел 2 «Докторантура», утв. постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 г. № 1080; ГОСО специальностей; Классификатор специальностей высшего и послевузовского образования РК // http://www.kaznu.kz/ru/13413 (2014. 23 июня); др. // http://adilet.zan.kz/rus/ с1осз/Р1200001080 (2014. 23 июня); Юриспруденция. Бакалавриат. Образование высшее профессиональное: ГОСО РК 3.08.279-2006 Изд. офиц. Астана: МОиН РК, 2006.; ГОСО РК 7.09.091-2008 Послевузовское образование: Магистратура. специальность 6N0301 — Юриспруденция // http://ippk.tarsu.kz/files/files/6N0301_jurisprudence.pdf (2014. 23 июня); ГОСО РК 7.10.053-2009 Послевузовское образование: Докторантура, специальность 6D0301 — Юриспруденция; Классификатор специальностей высшего и послевузовского образования РК, утв. и введен в действие приказом Комитета по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан от 20 марта 2009 г. № 131-од. Астана, 2009.
5 См.: Важно не изучить, а научиться // Известия. Казахстан. 2007. 26 октября. С. 21; Жумагулов Б. Флагман высшей школы — на пути в грядущее // Казахстанская правда. 2009. 15 января. С. 6; Силантьева Э. С. Юридическое образование через призму современной системы образования // Правовая реформа в Казахстане. 2011. № 4 (56). С. 88-93; Нарикбаев М., Ударцев С. В фарватере мирового прогресса // Казахстанская правда. 2013. 9 февраля. С. 7; Кенжебалина Г. Высшую школу — на мировой уровень: Интервью С. М. Омирбаева, ректора Павлодарского ГУ им. С. Торайгырова // Казахстанская правда. 2013. 28 февраля. С. 7; др.
6 См., напр.: Пашуканис Е. К вопросу о подготовке кадров советского строительства и права // Советское государство. 1934. № 2. С. 37; Культелеев Т. М. Юридическая наука и образование в Казахской ССР за 30 лет и наши задачи // Известия АН КазССР. 1948. Вып. 1. С. 3-9; Мокичев К. А. Проблемы высшего заочного и вечернего образования в СССР // Сов. государство и право. 1962. № 12. С. 129-138; Дюков Л. В. Наука истории государства и права Казахстана за 25 лет высшего юридического образования в Казахской ССР // Науч. конф., посвященная 25-летию юридического образования в Казахской ССР: Рефераты докладов и сообщений. Юридический факультет КазГУ им. С. М. Кирова. Алма-Ата, 1963; С. З. Зиманов. 1) Успехи правовой науки в Республике // Октябрь и наука Казахстана. Алма-Ата, 1967. С. 515; 2) Реформа политической системы и задачи ученых Академии наук Казахской ССР // Вестн. АН КазССР. 1989. № 2. С. 36-37; Ургеншбаев К. С., Тулеугалиев Г. И. Развитие юридического образования в Казахстане // Изв. АН КазССР. Сер. обществен. наук. 1980. № 4. С. 21; Баймаханов М. Т., Басин Ю. Г. Развитие правовой науки и юридического образования в Казахстане // Правоведение. 1984. № 4. С. 3-14; Тлепина Ш. 1) Подготовка кадров юристов для Казахстана в юридических вузах России (из истории юридического образования) // Юрид. образование и наука (Москва). 2004. № 3. С. 40-46; 2) Подготовка кадров для органов Советов и юридических государственных органов в начале 1930-х годов в Казахстане // Концепция правовой политики Казахстана: реалии и перспективы. Мат-лы науч.-теор. конф., посвященной 10-летию КазГЮУ. Алматы, 2004. С. 72-88; Ударцев С. Ф. Об опыте внедрения кредитной системы обучения Академии юриспруденции — Высшей школы права «Эдтет» // Мат-лы республ. науч.-метод. конф. «Высшее юридическое образование в современном Казахстане: кредитная система и инновационные методики обучения» (29 апреля 2006 г., г. Алматы). Алматы, 2006. С. 31-43; Нарикбаев М. С., Ударцев С. Ф.
147
РЕФОРМА ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Следует также отметить, что в этот период вопросы юридического образования рассматривались и во взаимосвязи с научной деятельностью отдельных ученых.7
В современный период вопросам высшего юридического образования посвящены работы С. Т. Алибекова, Н. С. Ахметова, К. А. Жиренчина, М. С. Нарикбаева, С. Ф. Ударцева и других ученых-юристов и юристов-практиков.8
В Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года правовое регулирование научной и образовательной деятельности рассматривается в качестве составной части правовой политики, является важным условием обеспечения индустриально-инновационного развития страны, повышения ее интеллектуального потенциала.9
ВОПРОСЫ ВЫСШЕГО И ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В КАЗАХСТАНЕ
1. Исходя из принципов Болонского процесса, казахстанские вузы могли бы обеспечить доступность образовательных услуг, создать интегра-тивные программы обучения и кооперации учебных заведений. В данном случае имеется в виду совместная подготовка модульных образовательных
1) Высшее юридическое образование: некоторые резервы развития // Университеты XXI века: инновации и новые технологии. Мат-лы междунар. науч. конф., посвященной 75-летию КазНУ им. аль-Фараби (14-15 октября 2009 г., г. Алматы). Алматы, 2009. С. 26-30; 2) Высшее образование: возможности и резервы совершенствования подготовки юридических кадров // Прокуратуре Кыргызской Республики 85 лет: современный этап и перспективы развития. Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. Бишкек, 1995. С. 14-24; Высшее юридическое образование, наука и правовая экспертиза: история и современность // Мат-лы республ. науч.-практ. конф., посвященной 70-летию высшего юридического образования в Казахстане (31 октября 2008 г., г. Астана) Астана, 2012; др.
7 Памяти профессора С. Я. Булатова (1898-1965) // Правоведение. 1965. № 2. С. 209; Жадбаев С. Х. Ученый-педагог (К 80-летию С. Я. Булатова) // Изв. АН КазССР. Сер. обществен. наук. 1978. № 4. С. 87-91; Жадбаев С. Х., Шишов О. Ф. Сергей Яковлевич Булатов (1898-1965) // Правоведение. 1982. № 3. С. 49-54; Есенов Ш. Е. Зиманов — академик АН КазССР — ученый правовед // Академия наук КазССР. Алма-Ата, 1970; 60-летие академика АН Казахской ССР С. З. Зиманова // Вестник АН КазССР. 1981. № 3. С. 57; 70-летие академика АН Казахской ССР С. З. Зиманова // Вестник АН КазССР. 1991. № 1. С. 57; Некрасова Г. А. (о Г. С. Сапаргалиеве) // Сов. государство и право. 1982. № 4; М. Т. Бай-маханов — действительный член АН Казахской ССР // Правоведение. 1983. № 5. С. 119; 50-летие академика АН КазССР М. Т. Баймаханова // Вестник АН КазССР. 1983. № 11. С. 61; Академику М. Т. Баймаханову — 50 лет // Изв. АН КазССР. Сер. обществен. наук. 1984. № 1. С. 77-78; 60-летие С. С. Сартаева, члена-корреспондента АН Казахской ССР // Вестник АН КазССР. 1987. № 10. 1987. С. 76. — Для исследователей большое значение имело издание «Биобиблиографии обществоведов Казахстана» (Алма-Ата, 1986. 477 с.).
8 Алибеков С. Т. Вопросы образовательного законодательства в ЕвразЭС: состояние и перспективы // Бюллетень УМС по группе специальностей «Право». 2012. № 5. С. 87-90; Ахметова Н. С. Инновационные образовательные технологии // Там же. 2010. № 3. С. 94-99; Жиренчин К. А. О мерах по совершенствованию подготовки юридических кадров высшей квалификации и системе юридического образования // Там же. 2012. № 5. С. 17-21; Жиренчин К. А., Сман А. С. О некоторых актуальных вопросах высшего образования в Республике Казахстан // Там же. 2009. № 2. С. 146-163; Нарикбаев М., Ударцев С. В фарватере мирового прогресса; др.
9 Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года. Утв. Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 г. № 858 // Казахстанская правда. 2009. 27 августа. С. 8.
148
программ и их реализация двумя университетами через межвузовские группы на основе внутренней академической мобильности. Такая система подготовки осуществляется, например, в Швейцарии: подготовка специалистов двумя университетами — Базельским и Бернским.10 Это может быть не только обмен студентами, но и обмен профессорско-преподавательским составом для чтения новых («продвинутых») курсов и спецкурсов, взаимная проверка выпускных работ, как в Великобритании,11 чтобы использовать услуги лучших преподавателей города для занятий со студентами двух вузов одновременно. К тому же более рентабельно объединять потоки и группы студентов для лекций. Вузы тратят меньше средств, а преподавателю вузы-партнеры могут повысить оплату его труда.12 Этим и другим формам обучения и преподавания способствуют интернационализация образования, академическая мобильность. В стране сложился уникальный подход к развитию академической мобильности: ее поддержка осуществляется на государственном уровне. Больше нигде в мире подобной помощи со стороны государства не предполагается.13
В Казахстане была интересная практика получения студентами дипломов двух факультетов (школ) в Казахском гуманитарно-юридическом университете (КазГЮУ). Подобная практика имеет место в американских вузах.14 К сожалению, этот результативный эксперимент не получил дальнейшего развития.
2. В свете тенденций, связанных с формированием новых качественных характеристик казахстанского общества, важно учитывать классические функции образования: общеобразовательную (академическую) и практическую.15 Нас более всего интересует практическая сторона. К сожалению, анализ состояния высшего юридического образования показывает, что качественной составляющей в системе названной формы образования не уделяется должного внимания. Современная образовательная ситуация характеризуется тем, что ни систему образования, ни потребителей образовательных услуг не устраивает уровень готовности к профессиональной деятельности выпускников. Главная, наиболее часто предъявляемая претензия работодателей — излишняя теоретичность профессиональной подготовки, оторванность знаний, получаемых студентами в вузе, от практики. Да и сами преподаватели считают, что отсутствие реальной совместной деятельности юридических факультетов университетов и юридических вузов с работодателями тормозит подготовку по-настоящему востребованных специалистов. А ведь совместная деятельность работодателей и вузов есть один из параметров Болонского
10 Мат-лы научно-педагогической стажировки в Бернском университете. Берн. 2011/2012 учебный год. — Личный архив Ш. Тлепиной.
11 Мат-лы курсов повышения квалификации «Управление обучением и исследованием в высшем образовании». Лондон. 16-25 июля 2013 г. — Личный архив Ш. Тлепиной.
12 Нарикбаев М., Ударцев С. В фарватере мирового прогресса.
13 Кенжебалина Г. Высшую школу — на мировой уровень: Интервью С. М. Омир-баева, ректора Павлодарского ГУ им. С. Торайгырова.
14 Мауленов К. Жизнь школы права университета Индианы // Юридическая газета. 2008. 27 мая. С. 4.
15 Тлепина Ш. В. Практическая подготовка обучающихся высших юридических учебных заведений и юридических факультетов университетов // Бюллетень УМС по группе специальностей «Право» Министерства образования и науки Республики Казахстан. 2012. № 5. С. 115-118.
149
РЕФОРМА ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
процесса.16 Система управления качеством должна работать и на уровне специальности.17
Следует обратить внимание на существующий единый перечень требований к результатам образования по уровням и квалификациям в соответствии с Европейской рамкой квалификаций и Дублинскими дескрипторами. В них важное значение имеют единые принципы контроля результатов, т. е. оценка приобретенных компетенций. Могут ли наши бакалавры, магистры, доктора PhD применять свои знания и понимание способом, свидетельствующим о профессиональном подходе к трудовой деятельности или к профессии?
В сентябре 2012 г. совместным приказом министра образования и науки Республики Казахстан и и. о. министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан была утверждена Национальная рамка квалификаций (далее — НРК). НРК определяет единую шкалу квалификационных уровней для разработки отраслевых рамок квалификаций, профессиональных стандартов и позволяет описывать с единых позиций требования к квалификации работников и выпускников при разработке профессиональных и образовательных стандартов; разрабатывать оценочные материалы и процедуру определения квалификации выпускников всех уровней образования. Структура НРК представляет уровни квалификации, знания, умения и навыки, личностные и профессиональные компетенции выпускников всех уровней образования.18
Например, при проведении международной аккредитации специальности «Международное право» в Институте аккредитации, сертификации и обеспечения качества (ACQUIN — Германия) особое внимание обращалось на формирование профессионально-релевантной компетенции.19 Иначе говоря, мы убеждаемся, что специальным компетенциям, в частности профессионально профилированным (специализированным) знаниям в соответствии с конкретной профилизацией или специализацией выпускника, необходимо уделять большое внимание. Следует отметить, что и в ходе международного семинара «Стратегии для вузов: глокаль-ный подход»20 с участием Н. Куакуарелли (основателя и генерального директора Quacquarelli Symonds, далее QS), З. Зайцевой (регионального директора QS по Восточной Европе и Центральной Азии, специалиста в области повышения узнаваемости университетов на международной арене, интернационализации, рекрутингу студентов) и И. Агилло (руководителя лаборатории Международного рейтингового агентства Webometrics Ranking of World Universities) на это обращалось особое внимание.21
16 Сергазинова А. Юрий Симинин: «Готовить штучных юристов» // Юридическая газета. 2008. № 85. 6 июня. С. 2.
17 Абраменко М. Наталия Золотарева: «Если бы инновации происходили быстро, то был бы полный ужаса бардак» // Известия. Казахстан. 2007. 26 октября. С. 21.
18 Национальная рамка квалификаций. Утверждена совместным приказом МОН РК от 28 сентября 2012 г. и и. о. МТиСЗН РК от 24 сентября 2012 г.
19 Письмо председателя аккредитационной комиссии Г. Циммерманна, канд. инж. наук, профессора, от 12 июля 2012 г. — Текущий архив Департамента развития и академической политики ЕНУ им. Л. Н. Гумилева.
20 Салимова Ж. Когда в стратегии заложен успех: Интервью первого проректора ЕНУ им. Л. Н. Гумилева Д. Н. Нурманбетовой // Казахстанская правда. 2013. 21 мая. С. 6.
21 Мат-лы междунар. семинара «Стратегии для высших учебных заведений: гло-кальный подход», 27-28 мая 2013 г. Астана, 2013.
150
ТЛЕПИНА Ш. В.
Кроме того, что подготовка специалистов осуществляется без учета потребностей таких специалистов, многие лучшие выпускники устремляются за рубеж, устраиваются на работу в иностранные компании, обеспечивающие им приличные заработки. Вместе с тем создается армия невостребованных специалистов.
В то же время вхождение в единое образовательное пространство и введение в действие «болонских условий» может повлечь приток студентов из развивающихся стран с целью получения более дешевого образования в Казахстане и последующего устройства на работу. В настоящее время наибольшее число студентов-иностранцев, обучающихся в Казахстане, из Афганистана (31), Кыргызстана, Монголии (41), Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, др. В 2013/2014 учебном году на юридическом факультете ЕНУ им. Л. Н. Гумилева по программе академической мобильности обучались студенты из Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына (Бишкек, Кыргызстан) и Оренбургского государственного университета (Оренбург, Россия).
3. Необходимо решить проблему соотношения теоретической и практической подготовки специалиста. Удельный вес форм учебного процесса (лекции, семинары) должен варьироваться в зависимости от года или курса обучения.
Что касается дипломных работ студентов бакалавриата, то их не должны писать все студенты. Опыт работы показывает, что далеко не все студенты к концу обучения проявляют способность к самостоятельной научно-исследовательской работе. Как правило, текущая успеваемость таких студентов невысока. Правильнее допускать к подготовке дипломных работ только тех студентов, которые к концу обучения имеют определенный средний балл (оценку), например не ниже 4,5. Студенты, не набравшие указанный средний балл, должны вместо подготовки дипломной работы сдавать дополнительный государственный экзамен в соответствии с избранной специализацией.
Если говорить об опыте ЕНУ им. Л. Н. Гумилева, то именно этот индикатор — соотношение количества профессорско-преподавательского состава и количества обучающихся является одним из условий и сильных сторон университета, которые позволили ему войти в число 400 лучших университетов в рейтинге ^.22
Введение зачетных единиц (кредитов), приобретаемых студентами, также позволяет унифицировать требования к высшему образованию и достичь возможности сравнения количественных и качественных параметров образования. Введение зачетных единиц (кредитов) должно признаваться университетами стран — участниц Болонского процесса и рассматривается в качестве средства поддержки широкой мобильности студентов. В ЕНУ им. Л. Н. Гумилева уже выдаются приложения к диплому европейского образца.
4. Нужно шире использовать возможности автономии, которая предоставлена высшим учебным заведениям: самостоятельно принимать решения по внутренней организации, кадровым вопросам, новым учебным программам и т. п. В частности, заслуживает внимания структурная организация европейских юридических вузов, где известный профессор, занявший ту или иную кафедру, по существу, рассматривается как шеф (заведующий кафедрой), обладает большими возможностями и практически самостоятельно формирует свою школу (кафедру). В его распоряжении
22 http://www.enu.kz/ru/razvitie/reitingi/qs/ (2013. 30 мая).
151
РЕФОРМА ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
возможность формирования штата ассистентов, доцентов и сотрудников, работающих на тематику кафедры, определение учебно-методической и научной направленности кафедры, кафедральная библиотека и технические средства, возможность периодически пользоваться полугодовым творческим отпуском и др.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ
Для повышения качества образования, улучшения эффективности организационно-методической работы в системе высшего юридического образования мы предлагаем в порядке обсуждения следующее.
1. Активно вовлекать практических работников в процесс подготовки кадров юристов, привлекать к подготовке государственного общеобязательного стандарта образования, пусть даже до 2015 г. Например, в Великобритании в университет сдаются экзамены в соответствии со стандартами, определяемыми ассоциацией юристов Великобритании.
2. Проводить мониторинг подготовки юридических кадров.
3. Ввести систему негосударственной общественной аккредитации высших учебных заведений юридического профиля. Разработать стандарты, определяющие требования специализированной аккредитации образовательной программы независимо от статуса, организационно-правовой формы, ведомственной подчиненности и формы собственности вуза. Данные стандарты могут быть использованы вузом для внутренней оценки своей деятельности и разработки соответствующей внутренней нормативной документации.
Независимая аккредитация позволяет иметь объективную информацию о качестве образовательных услуг.
В настоящее время уже созданы/создаются профессиональные комиссии по различным направлениям казахстанского классификатора по юридическим программам. Создан аккредитационный комитет по образовательным программам юриспруденции.23
Аккредитация — это самый важный внешний инструмент для обеспечения качества образования, который позволяет ценить стабильность кадров, постоянство некоторых модулей, позволяет видеть и понимать тенденции с течением времени. Процедура внешней оценки юридического факультета ЕНУ им. Л. Н. Гумилева экспертами Независимого казахстанского агентства определения качества образования (НКАОКО) (2829 апреля 2014 г.) в рамках аккредитации продемонстрировала важность объединения усилий всего коллектива — обучающих и обучающихся; единства стремления к развитию всех участников образовательного процесса: профессорско-преподавательского состава, обучающихся, представителей баз практик, работодателей, выпускников, попечителей, других заинтересованных участников процесса внутренней и внешней оценки образовательных программ.
4. Создать свой профессиональный рейтинг. Об этом говорилось в ходе международного семинара «Стратегии для вузов: глокальный подход»24.
23 См.: Каланова Ш. М. Национальная модель независимой аккредитации казахстанских высших учебных заведений // Бюллетень УМС по группе специальностей «Право» МОН РК (Астана). 2013. № 6. С. 11.
24 Мат-лы междунар. семинара «Стратегии для высших учебных заведений: гло-кальный подход».
152
ТЛЕПИНА Ш. В.
5. Развивать альтернативные формы обучения: дистанционного, в том числе национальной системы дистанционного онлайн-обучения25 и сетевого, использовать мультимедийный образовательный ресурс и т. д. Безусловно, можно говорить и о других формах профессионального обучения в современных условиях. По Госпрограмме развития образования предусмотрено к 2015 г создать университетские порталы по образцу ведущих зарубежных вузов, а к 2020 г. обеспечить стопроцентный доступ вузов к широкополосному Интернету и по мере их технической подготовленности подключить к Республиканской межвузовской электронной библиотеке.26
Следует отметить, что и в ходе международного семинара «Стратегии для вузов: глокальный подход»27 говорилось о больших перспективных возможностях дистанционного обучения (ДО).
6. Продуктивным представляется исследование вопросов соответствующей специализации в условиях профессиональной подготовки специалистов с высшим образованием. Так, например, при реализации юридической образовательной программы необходимо обращать внимание не только на формирование специалиста в состоявшихся уже сегодня направлениях правовой деятельности (государственно-правовой, гражданско-правовой, уголовно-правовой и др.), но и в таких востребованных сферах, как: адвокатская, градостроительная, медико-правовая, банковская, др.
7. Необходимо проведение централизованного мониторинга образовательных услуг и образовательных программ. Важно сопоставлять возможности выпускника юридического вуза и требования работодателя.
8. Большое значение в системе высшего юридического вузовского и послевузовского образования имеет деятельность Республиканской учебно-методической секции по группе специальностей «Право» Министерства образования и науки Республики Казахстан (далее — РУМС). Приказом министра образования и науки страны № 653 от 9 сентября 2003 г. на базе КазГЮУ было создано учебно-методическое объединение по специальности «Юриспруденция». В 2005 г приказом министра образования и науки № 185 от 19 марта, в 2006 г. протокольным решением Республиканского учебно-методического совета высшего и послевузовского образования МОН РК от 22 июня, а также письмом Департамента высшего и послевузовского образования МОН РК № 03-3-1/ 337 от 12 июля данное объединение было расширено. В его состав вошли специальности «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность», «Международное право» и «Таможенное дело».28
Значение РУМС обусловлено реальной деятельностью во благо повышения качества образования, совершенствования и внедрения инновационных технологий обучения, пропаганды методической культуры, консолидации и сотрудничества со всеми представителями научно-педагогической общественности в сфере юридического образования.
Реализация деятельности РУМС по группе специальностей «Право» МОН РК в соответствии с обязательными, рекомендательными и факультативными параметрами Болонского процесса, а также планом мероприятий
25 Нарикбаев М., Ударцев С. В фарватере мирового прогресса.
26 Там же.
27 Салимова Ж. Когда в стратегии заложен успех: Интервью первого проректора ЕНУ им. Л. Н. Гумилева Д. Н. Нурманбетовой.
28 Предисловие // Бюллетень учебно-методической секции по группе специальностей «Право» МОН РК. 2008. Вып. 1. С. 9-10.
153
РЕФОРМА ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
на 2011-2015 гг. по реализации Государственной программы развития образования РК на 2011-2020 гг. (1-й этап) направлена на общий подъем уровня методической культуры.
Кроме того, в основу перспективного развития РУМС следует положить такие принципы, как эволюционность, солидарность, конструктивное взаимодействие различных научных и научно-педагогических, экспертных сообществ. Наша РУМС может и должна способствовать нетворкингу научно-педагогического и экспертного сообщества юристов — теоретиков и практиков.
9. Надо развивать сотрудничество со всеми государственными органами, которые ведут образовательную деятельность (на уровне повышения квалификации), — как, например, Координационный совет по судебному образованию при председателе Верховного Суда Республики Казахстан. Это сотрудничество необходимо для взаимного обмена информацией по образовательным программам, участия ученых, преподавателей вузов и обучающихся в программах по судебному образованию, прохождения производственной и дипломной практик.29
Большое значение имеет сотрудничество с учебными заведениями, в которых реализуются программы специализированной магистратуры, «двойного диплома», что становится особенно актуальным в работе с модульными образовательными программами30. В связи с этим хотелось бы обратить внимание на опыт взаимодействия Института правосудия Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан31 с существующими профессиональными общественными объединениями. К примеру, рОо «Казахстанский союз юристов» поставил приоритетную задачу — провести оценку реальной потребности кадров на рынке юридических услуг32.
10. Необходимо создать свою информационную базу, причем научных и методических работ, поскольку научные исследования, качественные методические разработки способствуют созданию университетов нового поколения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе мы рассмотрели лишь некоторые наиболее известные проблемы высшего юридического образования, не претендуя на категоричность нашего анализа и рекомендаций по их решению. Предлагаемые идеи носят дискуссионный характер и могут выступить предметом дальнейшего научно-практического исследования. Разрешение вопросов, касающихся качества и престижности высшего и послевузовского юридического образования, восприимчивости инновационных идей и тенденций, обусловлено не только научно-образовательной деятельностью
29 Непрерывное образование судей // Юридическая газета. 2008. № 92 (1492). С. 2.
30 Программа «двойного диплома» юридического факультета ЕНУ им. Л. Н. Гумилева реализуется совместно с Российским университетом дружбы народов, МГЮА им. О. Е. Кутафина, Литовским государственным университетом (Вильнюс, Литва).
31 Утегенова М. Кузница будущих судей: Интервью директора института правосудия Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан М. Бейбитова // Юридическая газета. 2008. № 93 (1493). 20 июня. С. 2.
32 Петрова И. В интересах граждан и государства: Интервью Р. Ж. Мукашева 25 мая 2013 г. // http://www.zakon.kz/4558649-god-nazad-byl-sozdan-kazakhstanskijj. html (2013. 30 мая).
154
вузов. Решение этих вопросов зависит от эффективности механизма правового регулирования и организационно-методического обеспечения в рассматриваемой сфере, должного стимулирования работы профессорско-преподавательского состава, изменения менталитета и культуры общества и, безусловно, отношения обучающегося к процессу обучения, получению высшего образования и дальнейшей осознанной реализации своих знаний. 33
Важнейшими инструментами развития вуза, повышения качества его деятельности и адекватности являются успешная реализация стратегии развития, грамотно разработанные документы стратегического и оперативного планирования34. Для этого требуется активное привлечение всех заинтересованных лиц, включая обучающихся и их семей, преподавателей, представителей бизнеса, государственный и частный сектор экономики, СМИ, сообщества, профессиональные ассоциации и общество; необходима ответственность университетов перед обществом. Как представляется, мы стали забывать о том, что университеты должны предоставлять студентам возможность для всестороннего развития своих способностей наряду с чувством социальной ответственности, обучая их тому, чтобы они стали полноправными членами демократического общества и содействовали таким изменениям, которые будут благоприятствовать равноправию и справедливости.
33 Тлепина Ш. В. 1) Вопросы развития системы высшего юридического образования в условиях социальной модернизации // Сб. мат-лов междунар. науч.-практ. конф. «Совершенствование системы образования в условиях социальной модернизации». Т. 2. (Астана, 6-7 декабря 2013 г.). Астана, 2013. С. 306-309; 2) Правовые и организационно-методические аспекты высшего юридического образования // Бюллетень УМС по группе специальностей «Право» МОН РК (Караганды). 2013. № 6. С. 324-329.
34 Ибраева С. Учиться — значит опережать время: Интервью первого проректора ЕНУ им. Л. Н. Гумилева Д. Н. Нурманбетовой // Казахстанская правда. 2014. 20 февраля. С. 8.
155