Научная статья на тему 'Проблемы модернизации и обеспечения качества образования в Ишимском государственном педагогическом институте им. П. П. Ершова'

Проблемы модернизации и обеспечения качества образования в Ишимском государственном педагогическом институте им. П. П. Ершова Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шутова Ирина Петровна

Автор рассматривает вопросы менеджмента качества образования в вузе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF MODERNIZATION AND THE QUALITY OF EDUCATION IN P. P. YERSHOV TEACHERS' TRAINING INSTITUTE OF ISHIM

Urgent problems of modernization and improving the quality of education in P. P. Yershov Teachers' training institute in Ishim are analyzed in the paper. The author describes the ways and means the institute's headquarters use to solve the problems.

Текст научной работы на тему «Проблемы модернизации и обеспечения качества образования в Ишимском государственном педагогическом институте им. П. П. Ершова»

ность выпускников. От того, насколько набор и качество предоставляемых услуг (образовательных и научных) удовлетворяют требованиям рыночной ситуации, зависит рейтинг вуза, финансовая стабильность, динамика обновления его основных фондов, положение профессорско-преподавательского состава и всех сотрудников. Для повышения рейтинга вуза настоятельно требуется участие профессорско-преподавательского состава в разработке научных программ федерального уровня, таких как «Развитие системы непрерывного педагогического образования на 2001-2010 годы», «Модернизация российского образования на период до 2010 года» и др.

Литература

1. Долгушин, В.В. Проблемы и перспективы развития профессионального образования в Тюменской области/В.В. Долгушин, Э.М. Лимонова, Т.В. Надейкина,

О.А. Анисимова // Проблемы молодежи на региональном рынке труда: материалы регион, науч.-гтракт. конф. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2004. - 114 с.

2. Профессиональное образование в Тюменской области: анализ и прогноз. -Тюмень: Вектор Бук, 2003. - 192 с.

УДК 378.114.(571.112)

И. П; Шутова

ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ИШИМСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ ИМ. П. П. ЕРШОВА

Ведущие идеи, заложенные в фундамент переустройства системы образования на рубеже XX и XXI вв., отражают необходимость обеспечения средствами образования существования и развития современного общества. Образованность общества, и прежде всего подрастающего поколения, должна стать основой для решения социальных и экономических проблем, сохранения и развития науки и культуры, национальных традиций, укрепления государства и обеспечения его безопасности. На рынке труда сегодня все больше котируются не просто квалифицированные профессионалы, а творческие личности, обладающие новым мышлением - пластичным, адаптивным, нестандартным и парадоксальным, развитые духовно и нравственно, способные сами добывать нужные знания и на их основе порождать новые.

В подготовке такого человека определяющей является деятельность школы и вуза, учителя и преподавателя. В этой связи объективно возрастает роль высшего педагогического образования как приоритетного системообразующего компонента и фундамента отечественного образования. Педагогический вуз призван сегодня не только дать профессиональные знания, умения и навыки, но и сформировать ряд профессионально значимых и со-

циально необходимых личностных качеств (компетенций), характеризующих социальный портрет будущего учителя, таких как: культура системного мышления, организационного поведения, коммуникативная культура, толерантность, стремление к самопознанию и саморазвитию, высокая профессиональная ответственность, организаторские и лидерские качества, устойчивость к постоянно изменяющимся социальным, психологическим и экономическим факторам, гибкость и креативность мышления, умение представлять свои профессиональные и личностные качества.

Для координации действий, направленных на развитие образования, правительством страны в последние годы был принят ряд основополагающих документов: Закон «Об образовании» [3], Федеральная программа развития образования [4], Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [2]. Принятая в 2001 г. Правительством программа действий по реализации концепции модернизации российского образования сделала необходимой разработку комплекса мер по государственной поддержке процесса обновления структуры, содержания и организации системы педагогического образования в соответствии с требованиями развития общества. Эти меры сформулированы в программе модернизации педагогического образования.

Цель модернизации педагогического образования - обеспечить устойчивое и эффективное функционирование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, разработать механизмы ее совершенствования для обеспечения опережающего развития образовательной практики.

Основные направления и задачи модернизации:

- оптимизация структуры и совершенствование профессиональной подготовки педагогов;

- совершенствование содержания и форм подготовки педагогических кадров;

- научное и учебно-методическое обеспечение обновления педагогического образования.

Мероприятия программы модернизации направлены в первую очередь на преодоление разрыва между содержанием и качеством педагогического образования и темн требованиями, которые предъявляют школа и общество к педагогическим кадрам. В числе первоочередных проблем подготовки специалистов ИГПИ для решения актуальных задач модернизации образования можно выделить следующие:

- обеспечение эффективности и качества переподготовки и повышения квалификации работающих педагогов, профессорско- преподавательского состава вуза;

- овладение современными формами и методами обучения и воспитания;

- укрепление материально-технической базы и ресурсно-информацион-ного обеспечения в вузе в соответствии с современными требованиями;

- умение использовать информационные и компьютерные технологии;

- усиление научной подготовки педагогов, формирование их способности к исследовательской деятельности, решению задач профильного обучения;

- подготовка специалистов к обучению младших школьников иностранному языку, технологии и предпринимательству, компьютерным технологиям;

- создание механизма обновления предметной, психолого- педагогической и общекультурной подготовки педагогов, обеспечение современных форм педагогической практики;

- осуществление интегративной миссии вуза по объединению учебно-воспитательных учреждений различного типа для решения проблем образования на юге Тюменской области на основе обеспечения согласованности и преемственности учебных планов и профамм различных уровней и ступеней педагогического образования (среднее и высшее, послевузовское и дополнительное педагогическое образование);

-создание комплектов учебно-методической литературы по педагогическим специальностям, в том числе комплектов учебно-методической литературы нового поколения, использующейся в школе;

- развитие научных исследований и разработок, сопряжение вузовских научных исследований с инновационными процессами, происходящими в системе образования;

- создание системы обеспечения качества подготовки специалистов в ИГПИ;

- овладение новыми методами оценивания результатов обучения.

В рамках реализации первоочередных мероприятий по модернизации педагогического образования для решения проблемы недостаточной ориентированности профессорско-преподавательского состава вуза в проблемах модернизации образования в прошедшем учебном году на базе Челябинского и Омского государственных педагогических университетов, отобранных по конкурсу, было проведено повышение квалификации 13 преподавателей ИГПИ, ведущих подготовку по педагогическим специальностям. Эта работа тем более важна в связи с тем, что модернизация общего образования обострила проблему кадрового обеспечения образовательных учреждений. Решение поставленных перед школой задач, в частности, введение профильного обучения на старшей ступени школы, введение новых предметов в начальной школе, использование новых педагогических систем и технологий требует высококвалифицированных кадров. И кто как не преподаватели ИГПИ - ведущего педагогического вуза юга Тюменской области - помогут школам Приишимья в решении этих задач.

Понимая важность проблемы переподготовки и повышения квалификации учительских кадров в свете модернизации общего образования, в октябре 2003 г. в ИГПИ было принято решение о создании курсов повышения квалификации работников образования. В короткий срок была проделана довольно обширная работа по созданию нормативно-правовой базы курсов, и в январе 2004 г. они приняли первых слушателей. На сегодняшний день квалификацию в ИГПИ повысили более 280 работников образования, получив при этом удостоверения государственного образца. Что касается содержания программ повышения квалификации работников образования, то оно формируется в соответствии с обновлением содержания школьных программ, новыми учебниками, а также с учетом новых подходов в управлении образованием. Подготовка специалистов охватывает более 30 направ-

лений, из них пять - для работников дошкольных образовательных учреждений. Кроме того, в вузе созданы модели повышения квалификации, ведущим принципом которых является принцип личностного развития педагогов. В таких моделях работник образования учится технологии процесса, механизму действия и мышления. Ведущей формой при этом выступает моделирование индивидуальной и социально-организованной педагогической деятельности.

Большая работа была проделана в вузе за последнее время по внедрению в учебный процесс обновленных государственных образовательных стандартов по педагогическим специальностям. Необходимые изменения в ГОС были внесены их разработчиками - учеными МПГУ - с учетом процессов модернизации и опыта внедрения ГОС второго поколения. В частности, в них уточнена квалификационная характеристика выпускника; уточнены виды профессиональной деятельности для различных педагогических специальностей и конкретизированы задачи профессиональной деятельности; с ними соотнесены требования к уровню подготовки выпускника; уточнено название и обновлено содержание общепрофессиональных дисциплин и дисциплин предметной подготовки с позиций усиления практической направленности преподавания и ориентации на профильное обучение в школе; определены новые курсы и даны рекомендации по включению их в различные циклы дисциплин. На основании и с учетом всей совокупности рекомендаций в ИГПИ были изменены учебные планы, и в настоящее время проводится серьезная работа по корректировке рабочих программ соответствующих дисциплин.

Поскольку в программу модернизации образования входит расширение спектра образовательных услуг с целью «обеспечения опережающей подготовки педагогических кадров для системы образования»[1 ], что отражено в обновленном Перечне направлений подготовки и специальностей ВПО, в ИГПИ в этом году пролицензированы две новые специальности: «педагогика и психология» и «история». В дальнейшем работа по лицензированию новых педагогических специальностей будет, несомненно, продолжаться.

В целях решения проблемы несоответствия уровня материально-технического оснащения педагогических учебных заведений современным требованиям в 2003 г. была осуществлена централизованная поставка в педвузы комплектов аппаратно-программных средств и оборудования, были получены комплекты электронных изданий учебного назначения для общеобразовательной школы (школьная медиатека, состоящая из 27 наименований). Кроме того, необходимо отметить, что и руководство ИГПИ предпринимает в направлении укрепления материально-технической базы и ресурсноинформационного обеспечения все возможное. В 2003/04 учебном году были приобретены четыре мультимедийных комплекта, и преподаватели вуза приступили к интенсивному освоению новой техники. В институте работают три оснащенные компьютерами аудитории и компьютерный лингафонный кабинет на факультете иностранных языков. Активно компьютеризируются и различные подразделения вуза.

Несомненно, педагогические и дидактические возможности мультимедиа огромны, только перечисление их могло бы занять немало времени, поэтому назовем лишь главное преимущество: оно состоит в возможности

использования интерактивного взаимодействия преподавателя как с про-граммно-аппаратным средством, так и одновременно со студенческой аудиторией. В результате содержание педагогической деятельности существенно отличается от традиционного образовательного процесса. Для совершенствования образовательного процесса нового типа целесообразно применять мультимедийный программно-методический комплекс-систему, в которую могут быть включены в качестве элементов видеокурсы лекций, компьютерный практикум по дисциплине, компьютерный лабораторный практикум, инструментальные системы для самостоятельной работы студентов, контролирующие тесты и многое другое. Однако практическая реализация такого комплекса требует наличия, кроме программно-методической, еще и кадровой составляющей. Речь идет об умении использовать информационные и компьютерные технологии преподавателями вуза.

В этом направлении ведется большая работа: только за последний год в Интернет-центре, организованном на базе Тюменского государственного университета, повысили квалификацию более 70 преподавателей и сотрудников института. Проблема в другом: авторские программы мультимедиа создаются энтузиастами, работа которых не стимулируется, а затраты интеллектуального труда на такого рода лекцию несопоставимо выше, чем написание конспекта традиционным методом. Для интенсификации процесса внедрения информационных технологий в учебный процесс руководству вуза, несомненно, предстоит разработка комплекса мер по стимулированию труда преподавателей, создающих такие программы.

Также хотелось бы затронуть и проблему вертикальной интеграции в системе образования. Социально-экономическая ситуация, сложившаяся в последние годы в стране, потребовала объединения усилий учебно-воспи-тательных учреждений различного типа для решения проблем образования. Научной основой такого взаимодействия является концепция непрерывного образования, впервые сформулированная в 1965 г. на форуме ЮНЕСКО: непрерывное образование есть «непрерывный процесс, начинающийся с первых дней жизни, продолжающийся в течение всей жизни и охватывающий все формы, все типы и все уровни образования».

Что касается нашего вуза, то можно утверждать, что для реализации идей интеграции в ИГПИ сегодня созданы все предпосылки: с одной стороны, интеграция различных образовательных учреждений входит в маркетинговую стратегию института, с другой - отвечает миссии вуза (крупнейшего образовательного учреждения юга Тюменской области), которая состоит в том, чтобы стать ведущим центром развития Приишимья. Как центр интеграции ИГПИ способен выполнять функции и учебно-образовательного центра; и центра развития широкого спектра исследований, в том числе в различных сферах социальной деятельности; и центра непрерывного образования; и центра культуры, где создана атмосфера духовного общения людей.

Необходимо отметить, что в вузе уже реализована одна из моделей интеграции: ИГПИ входит в ассоциацию вузов Тюменской области с сохранением стаггуса юридического лица. Речь сегодня ведется и о реализации таких моделей непрерывного образования, как «школа - вуз», «колледж - вуз» и др. В рамках каждой модели возможна реализация нескольких образова-

тельных программ. Например, первая модель может включать в себя: подготовительные курсы на базе вуза; подготовительные курсы на базе школы (классы, спрофилированные на вуз); специализированные классы (сочетание подготовки в вуз и профориентационной программы); лицейские классы (углубленное изучение специальных дисциплин по экспериментальному плану; подготовка школьников к обучению в вузе по индивидуальному плану, не исключающему сокращение сроков обучения). Модель «колледж -вуз» может быть реализована разными путями. Наиболее привлекательным, на наш взгляд, является организация такого комплекса на базе конкретного факультета, что дает простор для проявления предпринимательской инициативы руководства факультетов.

Новым путем решения проблемы непрерывности образования становится создание учреждений среднего профессионального образования на базе высшего. В этом случае учебный план по специальности изначально составляется с учетом многоуровнего обучения, а организация учебного процесса органично интегрирует образовательный компонент учреждения среднего профессионального образования с вузовским. При этом, кстати, могут быть решены и многие проблемы подготовки специалистов для региона.

Здесь необходимо заметить, что идея вертикальной интеграции для вуза не нова: неоднократно предпринимались попытки ее реализации, и сегодня, учитывая дальнейшие перспективы развития ИГПИ, видимо, наступило время решать эту проблему в новой конструктивной плоскости. Предложения такого рода в институте разработаны и требуют дальнейших коммуникационных и организационных усилий всего коллектива института.

И, наконец, нельзя не затронуть проблему обеспечения качества образования в ИГПИ. Необходимость достижения современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства - это главная задача образовательной политики России. Поэтому проблема качества является важнейшей категорией в образовательном процессе вуза, в основе которой лежит политика качества как центральная определяющая категория деятельности вуза. Системность в формировании вузовской политики качества понимается нами как распространение понятия качества на все основные виды деятельности вуза.

При разработке такой системы должны быть предварительно выполнены следующие работы:

- подготовлены и утверждены организационные документы (политика вуза в области качества, общее руководство по качеству, руководство по качеству структурных подразделений и др.);

- выбрана модель, на базе которой будет внедряться система качества (ГОСТ Р ИСО 9000/2001 или комплекс критериев премии Правительства РФ в области качества);

- разработана матрица ответственности руководства института, факультетов и кафедр;

- разработана процедура внутреннего аудита системы качества на соответствие требованиям стандартов ИСО.

Несколько слов о том, как видится структура качества образовательного процесса в вузе. Очевидно, что качество образовательного процесса имеет сложную иерархическую структуру и проявляется в единстве двух его сторон:

- качества функционирования (и развития) образовательной системы;

- качества образованности личности (качество процесса и качество результата).

Единство и взаимосвязь процессуальной и результирующей составляющих качества характеризуется тем, что высокое качество процесса закономерно приводит к высокому качеству результата, а изменение требований к качеству результата, в свою очередь, обусловливает необходимость адекватных изменений в требованиях к качеству процесса.

Декомпозиция качества образовательного процесса в ИГПИ осуществляется по составу элементов педагогической системы: руководство вуза, преподавательский состав, студенты, содержание и технология обучения. Таким образом, в структуре качества образовательного процесса выделяются следующие составляющие:

- качество планово-организационного обеспечения образовательного процесса (качество руководства);

- качество преподавания;

- качество содержания образования;

- качество технологии обучения;

- качество результатов образования (качество образованности личности).

Эти составляющие, как представляется, и определяют основные направления повышения качества образовательного процесса в вузе.

В заключение хочется отметить: вопросы создания системы качества подготовки специалистов в вузе настолько важны и сложны, что не могут решаться в «фоновом» режиме за счет вовлечения сотрудников вуза в работу на общественных началах. В структуре вуза в настоящее время создана специализированная служба, на которую возложены функции разработки и совершенствования системы качества.

Практическое осуществление задач модернизации педагогического образования требует от всего коллектива института большого напряжения сил, высокого уровня организованности, заинтересованности и инициативы. Важно, чтобы концепция модернизации и мероприятия по ее реализации постоянно находились в фокусе внимания не только управленческих работников, но и каждого работника вуза.

Литература

1. Калинникова, Н.Г. Итоги реализации программы модернизации педагогического образования и основные направления на 2004 год / Н. Г. Калинникова II Преподаватель XXI в. - 2004. - № 1. - С. 2-5.

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Учительская газета. - 2002. - № 28-29. - С. 26-29.

3. Об образовании: Закон Российской Федерации. - М.:Ось-89, 2001.

4. Федеральная программа развития образования // Вестн. образования. -2000. - № 2,- С. 3-70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.