с.п. шилов, профессор, ректор О приоритетных задачах
Ишимский государственный
педагогический институт развития реги°нальног°
им П П Ершова педагогического вуза
В данной статье рассмотрены основные проблемы, приоритетные направления и механизмы совершенствования процесса подготовки студентов в региональном педагогическом вузе.
Ключевые слова: система профессиональной подготовки педагога, научная и инновационная деятельность, трудоустройство выпускников, кадровый потенциал, воспитательный потенциал, система профориентационной работы
Модернизация федеральной и регио- фессионально-педагогического образова-
нальной политики в сфере педагогическо- ния;
го образования требует от современного □ отсутствие системы профориентаци-вуза выстраивания инновационной системы онной работы, направленной на формиро-
подготовки педагога «новой формации », вание контингента студентов педвуза, на
готового работать в постоянно меняющих- обеспечение трудоустройства выпускников
ся условиях, конкурентоспособного и вос- в учреждения образования и социальной
требованного социальной практикой. Эта сферы региона.
задача актуализирует выявление проблем организации учебного процесса в педагогическом вузе. К таковым мы относим:
□ несоответствие уровня практической подготовленности выпускников потребностям региона;
□ неразвитость системы мониторинга профессионально-педагогических компетенций студентов как основы планирования индивидуальных образовательных маршрутов;
□ низкий уровень мотивации абитуриентов к поступлению на педагогические специальности, недостаточный уровень мотивации выпускников вуза для педагогической работы в общеобразовательных учреждениях;
□ низкие темпы интеграции вуза в мировое образовательное пространство и отсутствие международных проектов;
□ недостаточный уровень научнометодической квалификации и качества подготовки работников системы про-
106
Высшее образование в России • № 11, 2013
Необходимость решения данных проблем предопределяет приоритетные задачи развития регионального педагогического вуза и основные направления его деятельности. К ним относятся:
• совершенствование образовательного процесса;
• обеспечение высокого уровня научной и инновационной деятельности;
• реализация воспитательного потенциала вуза и организация социального партнерства;
• развитие кадрового потенциала;
• совершенствование информационного обеспечения образовательного процесса;
• развитие международных связей;
• организация системы профориентационной работы и трудоустройства выпускников.
Совершенствование профессиональной педагогической подготовки студентов в вузе предполагает формирование действенных инструментов обеспечения качества образовательного процесса и оценивания его результатов. Имеется в виду следующее:
• насыщение рабочих учебных программ дисциплин инновационными технологиями, более широкое применение актив-ныхи интерактивных методов работы;
• внедрение дистанционных образовательных технологий в систему дополнительного образования и в заочную форму обучения;
• создание базовых кафедр и стажерских площадок на базе образовательных учреждений;
• увеличение доли аудиторных занятий студентов на базе общеобразовательных учреждений (не менее 60%);
• разработка и внедрение системы оценки качества профессионально-педагогической подготовки студентов, включая ФОС дисциплин, ООП, ИГА с участием работодателей;
• оптимизация и автоматизация внедрения БРС.
Одной из предпосылок развития регионального педагогического вуза является обеспечение эффективной научной и инновационной деятельности вуза [1], что возможно при выполнении следующих условий:
- ориентация на интегративные, междисциплинарные научные исследования с учетом запросов потребителей;
- повышение экономической привлекательности и самоокупаемости научных исследований ИГПИ;
- стимулирование грантоискательской активности преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов и повышение научно-методической квалификации преподавательских кадров;
- обеспечение совместных исследований и публикаций с зарубежными учёными и, как результат, повышение уровня международной академической мобильности преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов;
- вовлечение студентов в выполнение НИР, обеспечивающих соответствующие показатели эффективности научной деятельности студентов (привлечение финансовых средств, результативность участия в научных конкурсах, предметных олимпиадах, конференциях, публикационная активность и др.) [2].
Созданию таких условий будет способствовать разработка следующих институциональных механизмов:
• проведение интегративных исследований временными творческими коллективами в рамках НОЦ;
• обеспечение результативности фундаментальных и прикладных исследований; реализация проектов различного уровня, включая международные;
• финансовая поддержка инновационной деятельности и коммерциализация результатов НИД и НИДС вуза.
Для максимально полного использования воспитательного потенциала вуза необходимо обеспечить новое качество воспитательно-развивающей среды вуза, а так-
же условия для ее функционирования в рамках открытого воспитательно-образовательного пространства. Важным представляется стимулирование позитивных проявлений творческой активности студента, его инициативы и ответственности, которые должны способствовать формированию необходимых профессионально-педагогических качеств педагога.
К основным направлениям развития воспитательного потенциала мы относим: расширение социокультурной среды института как контекста профессионально-личностного воспитания студентов; организацию социального партнерства ИГПИ с предприятиями и учреждениями для создания условий формирования социальной активности, мобильности, конкурентоспособности студентов; укрепление позиций и имиджа ИГПИ как образовательно-культурного центра в социокультурном пространстве Тюменского региона и России [3]. Для их реализации, на наш взгляд, нужен ряд предпосылок, а именно:
• установление эффективного сотрудничества с социальными партнерами в процессе профессионально-педагогического воспитания студентов;
• разработка системы мероприятий, направленных на совершенствование про-фессиональныхзнаний, умений, навыков и профессионально значимых личностных качеств студентов в учебной и внеучебной деятельности;
• вовлечение студентов в качестве полноправных субъектов деятельности в социальные процессы города, региона, государства: в общественно-политическую жизнь, благотворительную деятельность, социальное партнерство, социальное проектирование через функционирование «Центра студенческих инициатив ».
Наращивание кадрового потенциала, улучшение каче-
ственного состава научно-педагогических работников и поддержка молодых ученых является одним из важнейших приоритетов вуза. Для этого ведется большая работа по привлечению студентов и выпускников института к научной и учебно-педагогической деятельности; создаются необходимые условия для продления творческой активности старшего поколения и передачи ими опыта молодежи; функционирует система кадровой политики на кафедрах и факультетах и в вузе в целом; осуществляются мероприятия, направленные на повышение престижа преподавательской деятельности; претворяется в жизнь программа по улучшению жилищных условий работников вуза; создана структура повышения квалификации ППС.
Комплекс мер по реализации данного направления деятельности вуза включает совершенствование системы мотивации НПР; модернизацию системы повышения квалификации ППС и наставничества; разработку и реализацию программы «Пред-докторантура ИГПИ»; создание кадрового резерва из числа молодых ученых.
С целью совершенствования кадрового потенциала в настоящее время вузом пролонгирована и дополнена с учетом требований «Программы развития образования в Тюменской области » подпрограмма «Кадры - 2020».
108
Высшее образование в России • № 11, 2013
Организация качественной подготовки будущего педагога требует фундаментального информационного обеспечения. Для этого нами предприняты следующие шаги:
• внедрение инструментов электронного обучения (e-Learning), развитие информационных систем и средств поддержки образовательного процесса с целью формирования единого информационного пространства вуза;
• информатизация процессов управления и развитие ИАИС института, информационных систем поддержки принятия решений;
• совершенствование системы непрерывного дополнительного профессионального обучения по применению ИКТ;
• оснащение вуза современными аппаратно-программными средствами и информационно-коммуникационными технологиями, развитие телекоммуникационной инфраструктуры и телекоммуникационной сети с использованием Wi-Fi;
• организация удаленного доступа к электронной библиотечной системе и базам данных вуза.
Для этого потребовались следующие шаги:
■ организация технической поддержки единой локальной информационной сети вуза;
■ оказание электронной поддержки методической, профессионально-педагогической, административной и образовательной деятельности института;
■ организация мер по повышению информационной компетентности ППС и сотрудников вуза;
■ формирование банка электронных образовательных ресурсов;
■ создание web-сервера вуза;
■ разработка технических условий для построения системы централизованного документооборота.
В настоящее время ИГПИ рассматривает международное партнерство как одну
из ключевых сфер своей деятельности, которая реализуется через:
• студенческую мобильность и академические обмены;
• сотрудничество в области научно-исследовательской работы;
• международные связи в сфере экспорта образовательных услуг.
Основные задачи развития международной деятельности в вузе сводятся к:
■ обеспечению соответствующего уровня образовательных программ ИГПИ;
■ увеличению объема средств от экспорта и импорта образовательных и исследовательских услуг;
■ развитию академической мобильности преподавателей и студентов;
■ обеспечению стабильной международной репутации вуза.
Для решения этих задач ведется работа по следующим направлениям:
• разработка программ совместно с зарубежными партнерами;
• увеличение доли учебной нагрузки иностранных преподавателей в учебной нагрузке штатных ППС;
• привлечение студентов на обучение по программам, реализуемым совместно с зарубежными партнерами;
• увеличение доли иностранных студентов в общей численности студентов вуза;
• участие в международных грантах;
• увеличение объема средств, выделенных на реализацию программ международного сотрудничества;
• направление студентов для обучения в зарубежные вузы;
• организация краткосрочных зарубежных стажировок преподавателей и студентов (в рамках сотрудничества с международными фондами).
Обновление системы профориентационной работы в вузе направлено на формирование контингента студентов, мотивированных на педагогическую деятельность, а в итоге - на трудоустройство выпускников в
учреждениях образования, культуры, спорта, социальной сферы региона.
Для совершенствования системы профессиональноориентационной работы в вузе предусматривается:
• интеграция научно-методической, образовательной, воспитательной и просветительской деятельности
• формирование у студентов мотивации к профессионально-педагогической деятельности;
• совершенствование форм сотрудничества и взаимодействия вуза с социальными партнерами.
К основным механизмам реализации данного направления мы относим:
■ функционирование на базе школ педагогических классов, проблемных кружков;
■ проведение преподавателями вуза предметных олимпиад для школьников;
■ подготовку студентами вуза портфолио профессиональных, личностных и социальных достижений;
■ организацию на базе вуза научнопрактических конференций школьников, конкурсов педмастерства студентов, круглых столов, встреч с работодателями, лучшими педагогами и др.;
■ внедрение новых активных форм профориентационной работы со школьниками и студентами на основе социального партнерства с образовательными учреждениями с учетом запросов и потребностей региона в педагогических кадрах. Среди них: малые научные школы (школа юного педагога, филологическая школа, историко-краеведческая школа, школа психологического тренинга для подростков), научные кружки и проблемные группы;
■ разработку системы трудоустройства выпускников.
Таким образом, дальнейшее развитие института связано с решением приоритетных задач, связанных с совершенствованием образовательного процесса, реализацией качественно новых программ подготовки педагогических кадров, развитием научно-педагогического и кадрового потенциала вуза, совершенствованием профориентационной работы, разработкой инновационных проектов, выходом в мировое образовательное пространство.
Литература
1. Ведерникова Л.В., Шилов С.П., Кунгурова
И.М., Рындина Ю.В. Система инновационной подготовки студентов в условиях региона. Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2012. 131 с.
2. Ведерникова Л.В., Рындина Ю.В. К вопро-
су о становлении научно-исследовательской позиции магистрантов // Вестник Ишимского государственного педагогического института им. П.П. Ершова. 2012. №1(5). С. 51-57.
3. Шилов С.П. Педагогический вуз как субъект социокультурного развития региона // Педагогическое образование и наука. 2012. №2. С. 77-80.