Научная статья на тему 'Проблемы межэтнических отношений в молодежной среде'

Проблемы межэтнических отношений в молодежной среде Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3246
349
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы межэтнических отношений в молодежной среде»



СОиПЛЛМАЯ ЛСПХОЛОГП9 П КО РР! ШОП ПАЯ ПШГОГПКЛ

ПРОБЛЕМЫ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

С.Д. Гуриева, кандидат психологических наук, Санкт-Петербургский государственный университет

Представленная в работе методическая разработка по результатам исследования позволяет выявить ведущие этнотенденции современной молодежи. Результаты исследования, полученные с использованием нового методического инструментария, дают возможность определить реальное состояние межнациональных (межэтнических) отношений в обществе, выявить доминирующие этнические тенденции, межэтнические отношения. Анализ содержания этнотенден-ций позволяет раскрыть механизм отношения к другой культуре, и на основании этого разрабатывать рекомендации, направленные на гармонизацию межэтнических и межкультурных отношений, профилактику проявлений ксенофобии, укрепление толерантности в Санкт-Петербурге.

Современного человека окружает удивительно разнообразный и многообразный мир природы, вещей, явлений, состояний, людей, культур и т. д. Процесс формирования устойчивой в своих взглядах, мировоззренческой, поведенческой позиции личности во многом определяется современной ситуацией в обществе. Какие основ-

ные направления и концепции представлены и доминируют в современном обществе у молодежи, что является критериями выбора поведенческой тенденции отдельно взятой личности в отношении к социальной, этнической, культурной группе?

Ученые всего мира отмечают неуклонный рост в XXI веке значимости этнокультурного фактора как в мировом развитии, так и в жизни отдельных этнических общностей. Изменения в экономической, политической и социальной сферах жизни мирового сообщества, в которое органически входит и российское государство, требуют радикального пересмотра сложившейся системы международных, межнациональных, межэтнических отношений. Одной из наиболее актуальных и важных проблем современности является проблема межнациональных отношений, которая представлена в работах Ю.В. Арутюняна, Р. Абдулатипова, Э.А. Баграмова, В.И. Бойко, Ю.В. Бромлея, Л.Г. Гафта, Г.Д. Гачева, М.Н. Губугло, М.С. Джунусова, Л.М. Дробижевой, Ю.П. Платонова, Л.Г. Почебут, Н.Г. Скворцова, Г.У. Солдатовой,

В.И. Старовотовой, A.A. Сусоколова, О. И. Шкаратана и др. На первый план в современном обществе выходит изучение психологических механизмов и закономерностей взаимоотношений между людьми, детерминированных их этнической принадлежностью. Проблема межнациональных, межэтнических отношений в настоящее время продолжает оставаться одной из сложных, актуальных проблем современного общества. В настоящее время на политической карте нашего государства продолжают существовать регионы с высоким потенциалом долгосрочных этнических конфликтов. В создавшейся ситуации сохранения межэтнической напряженности возрастающее значение приобретает научный поиск социально-психологических механизмов и эффективных путей стабилизации межнациональных отношений.

Этнические тенденции в современном обществе. Д.М. Фельдман выделяет две ведущие тенденции в развитии современных международных отношений. Первая тенденция -глобализация, понимаемая как становление единого, целостного мира. Она проявляется в интернационализации экономической, социальной, политической и общественной жизни современного общества. Вторая тенденция - фрагментация, понимаемая как создание новых форм раскола единого общества. Она проявляется в создании и укреплении суверенных государств, развитии национальных общностей и национальных движений, стремящихся к реализации своих интересов вне национально-государственных границ [1]. М.О. Мнацака-

нян в работе, посвященной изучению национально-этнических процессов в современном мире, обращает внимание на полярные этнические тенденции, доминирующие в современном обществе. Разнонаправленные процессы национально-этнического характера, интеграционные и дезинте-грационные тенденции сопровождаются межэтнической напряженностью, множеством конфликтов, в том числе военных [2]. Продолжая изучение универсальных форм установления контактов в ситуациях межнационального, межэтнического общения, С. Боч-нер выделил следующие четыре формы. Геноцид - уничтожение противостоящей стороны, группы; ассимиляция - постепенное добровольное или принудительное принятие обычаев, верований, норм доминантной группы вплоть до полного растворения в ней; сегрегация - курс на раздельное развитие собственной группы; интеграция - сохранение культурной идентичности при объединении в единое сообщество на новом значимом основании. В концептуальной схеме Дж. Берри упоминаются также четыре стратегии, которые названы автором «стратегии аккультурации». Интеграция, понимаемая как стремление взаимодействующих групп и их представителей сохранить свою культуру, одновременно устанавливая тесные контакты между собой. Ассимиляция, понимаемая как потеря собственной культурной самобытности. Сепаратизм, который проявляется в стремлении сохранить собственную культуру, отказываясь от контактов с другими культурами. Маргинализация, когда группа и ее члены теряют свою куль-

Казанский педагогический журнал

10'2006

туру, но не устанавливают тесных контактов с другой культурой [3].

При изучении универсальных эт-нотенденций анализировались и использовались такие формы межэтнических отношений, как сегрегация, дискриминация, ассимиляция, интеграция, а также основные тенденции, представленные в современных межнациональных отношениях, такие, как культурный расизм, культурный релятивизм, этноцентризм, этнонигилизм, этноконформизм. Оценочная дифференциация межэтнических, межгрупповых и др. особенностей, построенная по принципу: «свой и чужой», «мы и они», получила название «этноцентризм». По мнению B.C. Рахма-нина, этноцентризм выступает существенным социопсихологическим и социокультурным источником национально-этнических конфликтов. Отмечаются две разновидности этноцентризма: позитивный и негативный. Позитивный этноцентризм не включает в себя комплекс презрения к иным этническим группам. Расширение общения, межкультурного взаимодействия ослабляет негативные комплексы и даже разрушает их. Негативный этноцентризм является следствием отсутствия демократии в обществе, борьбы государств за территорию и ресурсы, ущемления прав национальных меньшинств, или производным от неравномерности социально-экономического развития разных народов, влияющим на формирование у более развитой общности чувства превосходства по отношению к менее развитой. Демократия в обществе создает «толерантный этноцентризм», стимулирующий

любопытство к чужой культуре и не стимулирующий враждебность [4]. Дж. Берри, в рамках теории стресса аккультурации, обозначил две основные проблемы: поддержание своей культуры и участие в межкультурных контактах, на основании которых выделил стратегии аккультурации (интеграция, ассимиляция, сепаратизм и маргинализация). Несмотря на то что данные стратегии были описаны применительно к мигрантам, в настоящее время в условиях современной мобильной и поликультурной среды становится актуальной проблема изучения тенденций определенным образом взаимодействовать с представителями других культур, а значит, становится возможным рассматривать предложенные Дж. Берри стратегии не как актуальный, а как потенциальный способ взаимодействия с другой культурой.

Методическая разработка помогает выявить и определить, какая по форме и содержанию неосознаваемая этнотенденция доминирует в современном обществе - этноконформизм, этнорелятивизм, этноцентризм или этнодоминантность, какие тенденции и формы межэтнических отношений являются устойчивыми и приоритетными по отношению к конкретным этническим, национально-культурным общностям. Основной целью является выявление состояния межэтнических отношений, условий и факторов, способствующих стабильности и взаимопониманию в обществе. Этнотенденция в широком смысле определяется нами как глобальное изменение общества в отношении и поведении к представи-

90

телям различных культурных, национальных и этнических групп; а в узком смысле - как предрасположенность думать, действовать по отношению к какому-либо этносу определенным образом.

Описание методики. При разработке методики «Этнотенденции» анализировались и использовались такие формы межэтнических отношений, как сегрегация, дискриминация, ассимиляция, интеграции, а также та-

Схематичное назв

кие тенденции, как культурный расизм, культурный релятивизм, этноцентризм, этнонигилизм, этноконфор-мизм. Методическая разработка помогает выявить и определить, какая по форме и содержанию этнотенден-ция доминирует в современном обществе; какие тенденции и формы межэтнических отношений являются устойчивыми и приоритетными в отношении конкретных этнических, национально-культурных общностей.

Таблица 1

ие модулей, осей

№ Название модуля Название оси Содержание модуля

1 Интеграция Ось взаимодействия с другими культурами включение расовой или религиозной группы в общество

2 Этноксенофобия опасение и презрение к представителям другой культуры

3 Этноцентризм Ось отношения к собственной культуре вера в превосходство собственной этнической группы; отказ иметь дело с другой расой (отсутствие интереса к другой расе)

4 Этнонигилизм чрезвычайная форма скептицизма, которая отрицает все существующее в настоящий момент

5 Этноконформизм Ось ассимиляции некритичное подчинение обычаям, правилам или стилям группы

6 Этнодоминантность процесс доминирования, применение власти в управлении, превосходство, произвольное и наглое влияние

7 Дискриминация Ось признания права на существование других культур несправедливое отношение к человеку или группе на основании предубеждения

8 Этнорелятивизм представления об истине и моральных ценностях не абсолютны, а относительны для людей или групп, придерживающихся их

Казанский педагогический журнал

10'2006

Ось взаимодействия с другими культурами: Интеграция - Этно-ксенофобия.

Интеграция - идентификация как со старой, так и с новой культурой; стратегия конструктивного взаимодействия с новой культурой с сохранением культурного наследия собственной культуры (Дж. Берри). Ксенофобия - ненависть, нетерпимость к чему-нибудь чужому, незнакомому, иностранному [5]. Этноксе-нофобия - синдром стагнирующего общества, у которого отсутствуют авторитеты, идеальные представления и цели, надежды на будущее. Этно-ксенофобия представляет собой примитивные формы консервативной самозащиты, попытки сохранения неравноправного иерархического устройства, с делением на «этносы», этносоциальные общности, располагающие неравными социальными, гражданскими и политическими правами [6, с. 60-61].Таким образом, ось взаимодействия с другими культурами представлена двумя тенденциями: либо сотрудничество с представителями других культур, либо страх перед контактами, взаимодействием с представителями других культур.

Ось отношения к собственной культуре: этноцентризм - этно-нигилизм. Этноцентризм, по мнению У. Самнера,- предпочтение своей этнической группы, «...видение вещей, при которых своя (этническая) группа оказывается в центре всего, а все другие соизмеряются...», стратегия восприятия норм, ценностей собственной группы как образца, эталона, относительно которых оцениваются другие культуры [7].

Нигилизм - полное отрицание всего, полный скептицизм. Этнониги-лизм - полное отрицание норм и ценностей собственной культуры. Данная ось характеризует отношение респондента к собственной культуре (национальности) - либо ценности и нормы своей культуры воспринимаются как единственно правильные, образцовые (этноцентризм), либо респондент полностью отвергает ценности и нормы своей культуры, дистанцируется от представителей своей национальности.

Ось ассимиляции: этноконфор-мизм - этнодоминантность. Ассимиляция - слияние одного народа с другим, связанное с утратой своего языка, культуры. При высоких оценках по шкале этноконформизм - респондент демонстрирует свою готовность подчиниться большинству, принять нормы другой культуры. При высоких оценках по шкале этнодоми-нантность - респондент демонстрирует насильственную ассимиляцию -тенденцию к подчинению, подавлению представителей других культур.

Ось признания права на существование других культур: дискриминация - этнорелятивизм. Дискриминация - ограничение прав группы граждан в силу их этнических, национальных различий. Оценки по данной шкале показывают, насколько респондент склонен к подавлению представителей других культур, к навязыванию норм и ценностей своей культуры как единственных, имеющих право на существование. Отличие данной шкалы от шкалы этнодоминант-ность заключается в том, что дискриминация - это готовность к активным целенаправленным действиям по унич-

92

тожению другой культуры. Т. е. если при этнодоминантности другие культуры воспринимаются респондентом как имеющие право на существование, а своя как доминантная - «главная» и «руководящая», то при дискриминации - сам факт существования другой культуры отрицается. Этнореля-тивизм - осознание того, что все культуры равны, но все разные. Данная тенденция отличается от тенденции интеграции своей «пассивностью» -респондент признает равенство культур, не выделяет свою культуру среди остальных, однако еще не готов конструктивно взаимодействовать с представителями других культур (как в случае тенденции интеграции).

Описание исследования. В рамках программы «Межэтнические и межкультурные отношения в Санкт-Петербурге», направленной на гармонизацию межэтнических и межкультурных отношений, профилактику проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в Санкт-Петербурге на 20062010 гг., было проведено исследование (2007 г.) среди представителей молодежных общественных партий и движений, представленных в Санкт-Петербурге. Всего в исследовании принимало участие 42 человека. Распределение по полу и возрасту показало, что опрошенную группу составляет преимущественно молодежь, в возрасте 19-28 лет, русской национальности.

Диаграмма № 1

Распределение по полу и возрасту, национальной принадлежности Национальность Распределение по полу и возрасту

25

20

У / / У / А /

А г1

1

/ / / Г

ш

Русские Другие

Другие: евреи, татары, грузины, украинцы, эстонец и т. д.

16 19 22 25 28 31 34 Возраст

О Мужчины П Женщины

14 12 10 8 6 4 2 0

1

1

>1 -Л. -1—1т-{

Мужчины

□ Незаконченное среднее

□ Законченное среднее

□ Незаконченное высшее

□ Высшее

Диаграмма № 2

Распределение по показателям уровень образования и пол опрошенных респондентов

Образование

1

Казанский педагогический журнал

10'2006

Распределение по уровню образования показало, что современная молодежь Санкт-Петербурга имеет высокий показатель по уровню образования: подавляющее большинство имеет высшее и незаконченное высшее образование (диаграмма № 2).

Современная молодежь отличается умением (или необходимостью) совмещать учебу и работу, так, например, диаграмма № 3 показывает, что преимущественно молодые люди (мужчины) совмещают работу и учебу. Любопытно отметить тот факт, по данным нашей выборки, что среди мужчин есть категория тех, кто не работает и не учится, в то время как среди женщин, такая категория не была отмечена. С точки зрения современ-

ной молодежи, наиболее важными для первостепенного изучения оказались следующие темы: решение национальных вопросов, уровень жизни населения, соблюдение законности, соблюдение свободы слова и т. д., среди которых национальные вопросы занимают одно из важных мест по степени их значимости и актуальности. В качестве рекомендаций, направленных на гармонизацию и стабилизацию межнациональных, межэтнических отношений, с целью предупреждения экстремизма, профилактики проявлений ксенофобии (этнофобии) и интолерантного отношения к представителям других национальностей, нашими респондентами были разработаны следующие меры.

Меры, направленные на совершенствование межнациональных отношений

Сплочение всех народов России 7%

Изменение государственной

ПОЛИТИКИ

в отношении национальных меньшинств

£

Другое* 1%

Повышение экономического благосостояния всех народов 7%

Уважение

в

к представителям национальной культуры 11%

Сохранение обще человеческих, культурных ценностей

13%

Соблюдение права на свободный выбор места жительства 9%

Равные возможности в

независимо от национальной принадлежности 13%

Соблюдение законности и права для всех 17%

Повсеместное решение проблемы трудоустройства 8%

Сохранение традиционной культуры отдельных народов 9%

Рис. 1

94

На графике, представленном ни- ные в молодежной группе пред стаже, приведены средние значения по вителей политических партий и дви-каждой из шкал методики, получен- жений.

Этнорелятивизм

Интеграция -76-

нформизм

Этноцентризм 4,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дискриминация Этнонигилизм 4'1

3,5

Этнодоминантность _31_

Среднее значение этнотенденции в группе

График № 1. Средние значения по шкалам

Наиболее высокие значения получены по шкалам этнорелятивизм и интеграция, а наиболее низкие - по шкалам этнонигилизм и этнодоми-нантность. Данная методика предоставляет возможность, в зависимости от задач исследования, выявлять этническую картину мира - единую когнитивную ориентацию понимания членами каждого общества «правил жизни».

Заключение. В качестве основного механизма предупреждения межнациональной конфронтации и вражды, нейтрализации пренебрежительного и высокомерного отношения к представителям иных социальных, национальных (этнических) или культурных групп, занимающих уязвимое положение, является точная, корректная по содержанию и оперативная по времени социально-психологическая

диагностика существования доминирующих этнических тенденций в современном обществе.

Результаты исследования, полученные с использованием нового методического инструментария, дают возможность определить реальное состояние межнациональных / межэтнических отношений в обществе, выявить доминирующие этнические тенденции, внутриэтнические отношения.

Поиск и апробация механизмов нейтрализации межэтнической напряженности не представляется возможным без разработки и проведения в дальнейшем комплексных социально-психологических исследований, направленных на изучение доминирующих этнических тенденций у контактирующих субъектов в системе межнациональных отношений.

^[ГШ , E^^^HZEQ

Казанский педагогический журнал

10'200ô

Литература:

1. Фельдман Д.М. Закономерности и тенденции в развитии международных отношений // Введение в социологию международных отношений: Учеб. пособие.-М., 1992.- С. 67-68.

2. Мнацаканян М.О. Нации, «нацие-строительство» и национально-этнические процессы в современном мире / Социологические исследования.- 1999.- № 3.-С. 118-127.

3. Берри Дж.В. и др. Кросскультур-ная психология. Исследования и применение / Пер. с англ.- Харьков: Гуманитарный центр, 2007.- 560 с.

4. Демократия: конфликтность и толерантность / Под ред В.С. Рахманина.-Воронеж, 2002.

5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова.- 4-е изд.-М.: А ТЕМП, 2007.- 944 с.

6. Гудков Л. Смещенная агрессия: отношение россиян к мигрантам / Вестник общественного мнения.- № 6 (80) ноябрь -декабрь.- 2005.- С. 60-77.

7. Кросс-культурная психология: актуальные проблемы: Сб. статей / Под ред. Л.Г. Почебут, И.А. Шмелевой.- СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2005.- 377 с.

8. Налчаджян А. А. Этнопсихология. -2-е изд.- СПб., Питер, 2004.- 381 с.

9. Стефаненко Т.М. Этнопсихология.- М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999.

10. All different All equal / Education pack. 1st edition, September 1995. Repri-ted 1999, European Youth Centre, Strasbourg.

11.Fons Trompenaars and Charles Hampden-Turner, Riding the waves of culture: understanding diversity in global business / McGraw-Hill, 1998.

12. Richard R. Gesteland Cross-Cultural Business Behavior Copenhagen Business School Press, 2002.

ОБРАЗ ЖИЗНИ И ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ КАК ФАКТОР ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ПРОЖИВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ)

П.Н. Пасюков, доктор педагогических наук, профессор, O.P. Кокорина, кандидат педагогических наук, зам. декана по УР, Сахалинский государственный университет (СахГУ), г. Южно-Сахалинск

Федеральная программа модернизации российского образования, определяемая современным уровнем социально-экономического развития общества, нацелена на совершенствование системы профессионального образования, которое принимает как изначальную основу своей деятельности идею качественной подготовки специалиста.

В связи с этим встают задачи глубокого осмысления наметившихся негативных тенденций ухудшения

здоровья нации, разработки новых подходов к изучению здоровья и воспитания человека, перестройки всей системы воспитания и образования подрастающего поколения и в целом государственной политики. Стратегическая цель - поднять и укрепить авторитет здоровья как общечеловеческой ценности в сознании и мироощущении населения и особенно учащейся молодежи, представляющей собой основной резерв пополнения трудовых ресурсов страны.

96

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.